Доклад "Целеполагание и рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Оценка 4.9

Доклад "Целеполагание и рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Оценка 4.9
Семинары
pdf
администрации
1 кл—4 кл
03.04.2017
Доклад "Целеполагание и рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
В настоящее время система образования направлена на формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». И тема доклада “Целеполагание и рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.Материал для семинара учителей начальных классов
ДОКЛАД.pdf

ДОКЛАД: «Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» Руководитель ШМО: Сотникова Н.К.

Ход выступления

Слайд 1. Введение 

-  Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.               Актуализация. - Свое выступление хочу начать с легенды: 

   Жил мудрец на свете, который знал всѐ. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: ―Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мѐртвая или живая?‖ А сам думает: ―Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мѐртвая – выпущу‖. Мудрец, подумав, ответил: 

-  Как вы считаете, что ответил мудрец? 

Слайд 1 (1). (―Всѐ в твоих руках‖). 

-  Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. 

Слайд 2. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперѐд и поддержать его успех. 

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную  цель, способную его воодушевить.  (Э. Ренан) Слайд 3. 

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: 

целеполагание, 

самостоятельная продуктивная деятельность,  рефлексия.

Слайд 4. 

-  В настоящее время система образования направлена на формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». И тема нашей встречи ―Целеполагание и рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС‖.

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Слайд 5. 

-  У вас есть рабочие листы. Заполните таблицу знаний по теме семинара. Заполните первую колонку таблицы «Знаю»

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Целеполагание  

 

 

 

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребѐнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

Заполните вторую колонку «Хочу узнать» формулируя вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Слайд 6. 

Перед каждым педагогом стоят три основные задачи: 

 развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;  проектировать пути их реализации;  контролировать и оценивать свои достижения.

   В решении этих задач помогает правильно построенный современный урок, в рамках системно - деятельностного подхода. - Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков.  Для учителя урок это 

ü единица времени

ü основная форма учебного процесса

ü «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок  учебно-воспитательного процесса».

ü «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».  ü «момент истины»

ü и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос. Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.

Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:   

-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. 

Слайд 7.  Целеполагание на уроках в начальной школе

-  Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

-  Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? 

Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. 

Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый  результат.

-  В ваших рабочих листах под таблицей впишите кратное определение термина «цель». Что у вас получилось?

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Слайд 8   Цели должны быть: 

 понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);   инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); 

 диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности);   сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;  соотносимы с типом и содержанием урока;  личностно ориентированы; 

 должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной

цели;

 уместны в данной ситуации.

Слайд 9  Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками  Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: 

«выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...

Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,  выразить свое отношение…  прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. Например:

учить сравнивать,  учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.

 В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Слайд 10. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. 

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Все приемы целеполагания классифицирую на:

1.  Визуальные:   Подводящий диалог 

 Формирование цели при помощи опорных глаголов.   Собери слово 

 Тема-вопрос   Исключение 

 Работа над понятием   Проблема предыдущего урока. 

 Ситуация яркого пятна                                                                                

 Домысливание                 Проблемная ситуация   

 Группировка.                                                                                                  

2.  Аудиальные: 

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приѐмов целеполагания.  Слайд 10 (1) Например, при изучении в 4 классе темы «Прошедшее время глагола», я предлагаю ребятам внимательно посмотреть на экран с темой урока и сформулировать цели, используя глаголы неопределѐнной формы, продолжив фразу: «Мы должны научиться…»-

1.  Распознавать (глаголы прошедшего времени среди глаголов других времѐн)

2.  Образовывать…

3.  Писать…

4.  Произносить…

Некоторые приемы целеполагания.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.  Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание. 

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Хотелось бы остановиться на некоторых приѐмах целеполагания, используемых в своей работе.

- У вас имеется раздаточный материал, где прописаны приемы целеполагания.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своѐ мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.  Слайд 11.  Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  учет уровня знаний и опыта детей,

  доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

  толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.               

Традиционный подход  к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока (микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают… вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

 

 

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят… поупражняются…

 

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить …

поразмышляют… продемонстрируют…

Целеполаганиесамая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. 

- Предлагаю запонить третью колонку нашей таблицы «Я узнал»

Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? 

Ребѐнок должен захотеть ставить цель и двигаться к еѐ решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Необходимо дать ребенку самому ―добыть‖ знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка!

 

Организация рефлексии на уроках в начальной школе

Слайд 12. Следующий этап на котором бы я хотела остановиться – рефлексия. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Рефлексия способствует развитию трѐх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

 Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаѐт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

 Предприимчивость. Ученик осознаѐт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.  Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Слайд 13. - Запишите в ваших рабочих листах, что такое рефлексия в колонке «Знаю». Приложение 2.

Понятие 

Знаю 

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия 

 

 

 

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Именно единство целей учителя и ученика ведѐт в конечном итоге к определѐнным результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Слайд 14.  Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.

Психологи особо подчѐркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребѐнок не научится управлять собой. 

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаѐт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Так же обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. 

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Слайд 15. Содержание этапа рефлексии учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии:

 Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.  Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Условия выполнения образовательных задач  Развитие способности учащихся к рефлексии.

 Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя, учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.  Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».

Слайд 16. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

 диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эф-

фективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств; 

 проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразо-

вание в деятельности; 

 организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;  коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника; 

 смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности,

смысла взаимодействия; 

 мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;   коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого

взаимодействия.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Рефлексия – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Слайд 17. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

 цель занятия;

 содержание и трудности учебного материала;  тип занятия;

 способы и методы обучения;  возрастные и психологические особенности учащихся.

Слайд 18. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности

 физическую (успел – не успел);

 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

 интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);  духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.  Классификация рефлексии:

1)  По содержанию: устная и письменная.

2)  По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3)  По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4)  По функциям: физическая (успел-не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал). Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1.             рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2.      рефлексия содержания учебного материала; 

3.                   рефлексия деятельности.

4.                   рефлексия как способ обратной связи.

Слайд 19. Приемы организации рефлексии на уроке

Слайд 20  Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразным проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока. Применяются приѐмы:

Слайд 21. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даѐт возможность осмысления способов и приѐмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приѐмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даѐт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. 

Вот некоторые приѐмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Слайд 22 Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройдѐнного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. Приложение 2.  

Понятие 

Знаю 

Хочу узнать

Узнал 

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Слайд 23  Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Таким образом, правильно продуманные этапы урока являются гарантией успешного урока. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1  этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

2  этап – анализ работы одноклассников

3  этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Заполним третью колонку нашей таблицы

- Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

Слайд 24. Заключение

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. 

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещѐ вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.  Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.  В вашей брошюре прописаны рефлексивные вопросы. Зададим их себе:

-  Что я делаю?    - Как я этого достиг?

-  С какой целью?                - Можно ли сделать лучше?

-  Каковы результаты моей деятельности?                 - Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаѐт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя. Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).  Слайд 25. Итог.

У вас на столе полоски: зелѐного и жѐлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если не всѐ получилось, не совсем разобрались в теме семинара – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца и травка).

Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

                               Учить детей сегодня трудно,                                                                           Но  от учителя зависит,

                               И раньше было нелегко.                                                                                   Какими дети быть должны.

                               Читать, считать, писать учили:                                                                       Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

«Даѐт корова молоко».    Светились от улыбок и любви, Век XXI – век открытий,   Здоровья вам и творческих успехов Век инноваций, новизны,       В век инноваций, новизны!


ПРИЛОЖЕНИЕ (Некоторые приемы целеполагания)

       Тема-вопрос                                          

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.  Повторить знания об имени прилагательном.

2.  Определить, с какими частями речи сочетается.

3.  Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4.  Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.         Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".         Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

         Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

          Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.            Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

  Что общего во всех словах? (Названия животных)

  Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)  Формулируется учебная цель.         Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники". С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

        Повторим…              Изучим …            Узнаем…   Проверим…

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?". (63 + 7):10 24/(16 –  4 * 2) (42 – 12 + 5):7 8 * (7 – 2 * 3)        Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаѐтся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение

  Коллективная проверка результатов

  Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается  ряд выражений:

12 * 6         14 * 3               32 : 16         3 * 16

15 * 4         50 : 10              70 : 7           81 : 27         Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

-                      Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

-                      Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.        «На понимание и синтез»:

-                      Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица героя. «На понимание и применение»:

-                      Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

-                      Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя. 


Этапы целеполагания

Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат

Этап учебной деятельности

Характеристика целей

Список целей

Уровни реализации

Планирование и реализация целей

Диагностика целей учеников

Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета. 

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.  Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. 

Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. 

Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. 

1.                 Изучить материал учебника. 

2.                 Усвоить основные понятия и законы темы. 

3.                 Подготовить сообщение по одной из проблем. 4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе. 

5.                 Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме. 

6.                 Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений. 

7.                 Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы. 

8.                 Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.  9. Проявить и развить свои способности. 

10.             Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты. 

11.             Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы. 

12.             Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе. 

13.             Научиться решать задачи и проблемы по теме. 

14.             Свой вариант цели. 

Три уровня реализации: 

 Традиционный, при котором  учащиеся принимают цель объявленную учителем. 

 Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. 

Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель «Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании.

Виды:

устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др.

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс 

 

Примерные вопросы:

Что для меня самое главное?

Что я знаю о ...? 

Для чего мне изучать …?  Что ты ценишь в жизни больше всего? 

Что для тебя самое важное: учеба, семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина... 

Закрытая форма, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?» 

 

 

Анализ и систематизация полученных данных

цели № 1,4,12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные);

цели № 3,5,8 – креативные наклонности;  цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы;  цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные);

цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные);

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. Вопросы6

Что вы знаете по теме урока? 

Что хотели бы узнать?  Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога

 

Создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности; учащиеся проектируют свою собственную деятельность

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения.

 

Рефлексия деятельности этапа целеполагания

оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

 

 

Применение модульной технологии обучения


Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

 

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

 

С чего вы начнѐте?

этап       актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

 

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия 

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной

деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                        

 

На завершающем эта-

пе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

-Что дала вам работа в парах?

 -Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных?

 -Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

 


Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения

и         эмоцио-

нального

состояния

 

в начале уро-

ка

установления эмоционального контакта с

группой

Применяются карточки с изображением               лиц, цветовое               изображение настроения,       эмоцио-

нальнохудожественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

 цветопись,  букет настроения,  дерево чувств,

 художественные изображения,

 картина,  музыкальный фрагмент,  эмоциональное состояние,  настроение телом,  карточки с изображением лица, 

 показ большого пальца вверх

или вниз,   гномики,  маятник настроения.

 Я почувствовал, что…

 Было интересно…

 Меня удивило…

 Своей работой на уроке я…  Материал урока     мне был…

 Мне захотелось…

 Мне больше всего удалось…

 Моѐ настроение…

 Заставил задуматься…

 Навел на размышления…

 Могу   похвалить своих одноклассников…

Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счѐт реализации здоровье-сберегающей технологии.

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания,

защите        про-

ектных работ

осмысления способов и приемов работы с учеб-

 ным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»

 лестница успеха,  наряди ѐлку,  дерево достижений,  солнышко, интеллект-карта.

 

 У меня получилось…

 Я научился

 Сегодня на уроке я смог…

 Урок дал мне для жизни…

 За урок я…

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). 

Рост активности каждого учащегося.

в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) 

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и дости-

жения           целей

(высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием синквейна 

 незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

 выбор афоризма,  точка зрения,  достижение цели,  дерево цели,  отношение к проблеме,  умозаключение,

 кластер,  синквейн,  работа с текстом,

 работа с фрагментом фильма

 Сегодня я узнал…

 Было трудно…

 Я выполнял задания…

 Я понял что…

 Теперь я могу…

 Я научился…

 Урок для меня показался…

 Для меня было открытием то, что…

 Мне показалось важным…

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.

Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

Рефлексия как               способ обратной связи

 

 

 

 тесты, сочинения,                          

 стихотворения,

 эссе,

 размышления над вопросами,  составление таблицы,  многоточие,  открытый финал.

 

Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся. Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся.

8  


Источники информации  

1.     http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке 

2.     http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы 

3.     http://www.eidos.ru. Подходы к целеполаганию на уроке. 

4.     http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В. 

5.     http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания 

6.     http://www.it-n.ru.Каким должен быть современный урок. 

7.     http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения 

8.     http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников  9.  

Использованная литература 

1.     Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с. 

2.     Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с. 

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской

4.     Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.-

639с.: ил 5.  

6.  

ДОКЛАД: «Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях

ДОКЛАД: «Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель?

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель?

Писать… 2. Произносить…

Писать… 2. Произносить…

В словаре Ожегова указано, что ударение в слове

В словаре Ожегова указано, что ударение в слове

Слайд 19. Приемы организации рефлексии на уроке

Слайд 19. Приемы организации рефлексии на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ (Некоторые приемы целеполагания)

ПРИЛОЖЕНИЕ (Некоторые приемы целеполагания)

Вот некоторые из таких приемов целеполагания

Вот некоторые из таких приемов целеполагания

Этапы целеполагания Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей,…

Этапы целеполагания Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей,…

Анализ и систематизация полученных данных цели № 1,4,12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные); цели № 3,5,8 – креативные наклонности; цели № 2,7,13 –…

Анализ и систематизация полученных данных цели № 1,4,12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные); цели № 3,5,8 – креативные наклонности; цели № 2,7,13 –…

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Классификация Этап урока

Классификация Этап урока

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

Источники информации 1. http://mc-krkam

Источники информации 1. http://mc-krkam
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017