Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Оценка 5
Лекции
doc
русская литература
11 кл
26.03.2017
Доклады - один из видов работы для учащихся. В докладе речь идёт о Тэффи, её приходе в литературу, о первых сборниках юмористических рассказов, об их особенностях и даётся подробный анализ рассказа "Даровой конь". Такого вида работы формируют литературоведческие знания и умения.
Тэффи анализ Даровой конь.doc
Тема: Юмор, ирония в рассказе Тэффи «Даровой конь»
Тэффи (настоящее имя – Лохвицкая Надежда Александровна) (1872 1952 гг.)
известная писательница.
Литературой Тэффи начала увлекаться еще в детстве. Ее любимыми авторами были
Пушкин, Толстой, к которому она даже ездила в Хамовники с просьбой «не убивать» князя
Болконского, зачитывалась она Достоевским, Тургеневым, Бальмонтом.
С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи
начинает писать фельетоны. Очень популярный в начале века жанр привлекал публику
злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.
Особенно выделялись газетные фельетоны, ибо в ежедневных изданиях, не подлежавших
предварительной цензуре, легче было печатать резко критические произведения.
Псевдонимом «Тэффи» Надежда Александровна впервые подписала одноактную пьесу
«Женский вопрос», надеясь, что он принесет ей удачу. В рассказе «Псевдоним» Тэффи
объясняет происхождение своего нового имени.
Тэффи печатается и в сатирических журналах «Зарница», «Сигнал», «Красный смех».
С работой в «Сатириконе», возникшем в 1908 году из юмористического еженедельника
«Стрекоза», связан новый творческий взлет Тэффи. В отличие от других сатириконцев (А.
Аверченко, Вл. Азова, А. Бухова, О. Дымова, О. Д'Ора), произведения которых были полны
фантазии, гипербол, преувеличений, Тэффи в своем творчестве стремится к максимальной
жизненности, находит смешное в обыденном.
В 1910 году в издательстве «Шиповник» выходит сборник стихотворений «Семь огней» и
первая книга «Юмористических рассказов» Тэффи, большинство которых уже появлялось на
страницах «Русского слова». Сборник имел блестящий успех и переиздавался в том же году
трижды. Вскоре появилась и вторая книга «Юмористических рассказов», сделавшая имя
Тэффи знаменитым и признанным не только читателями, но и критиками.
а обычные люди.
В первые две книги вошли разные по характеру рассказы, в том числе и политические, но
все их объединяют герои – не известные личности,
Прозу Тэффи критика встретила дружными похвалами. Говорилось «о живом и заражающем
юморе даровитой рассказчицы», отмечалось, что «правильный и изящный язык, выпуклый и
отчетливый рисунок, умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир
человека, и внешнюю ситуацию выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи из ряда
книг, перегружающих наш книжный рынок». В ее первых книгах и впрямь немало
безудержного, самоцельного смеха, даже с философским обоснованием из Спинозы: «...Ибо
смех есть радость, а посему сам по себе — благо» (эпиграф к первой книге «Юмористических
рассказов»). Однако уже в этих рассказах Тэффи было нечто такое, что выделяло
писательницу среди присяжных юмористов: некая надтреснутость, горькость смеха,
сострадание к человеку и боль за него.
В первой книге «Юмористических рассказов» еще довольно много «политики». Но
Тэффи не интересуют крупные государственные деятели, герои ее произведений — рядовые
люди, в чью жизнь вторгается политика — грозная сила, перемалывающая всех и вся.
Сборник, довольно разнородный и по характеру комического, и по качеству
исполнения, тем не менее, сразу вывел Тэффи в ряды самых читаемых русских писателей.
Значительной была и поддержка критики. Причем особенно важно, что рецензенты назвали
лучшими рассказы, в которых проявилась в наибольшей степени индивидуальность писательницы. «Автору гораздо больше удается изображение простой обыденщины и мелочей
семейного быта, — говорилось в «Ежемесячных приложениях к «Ниве». — Живость
фантазии, тонкая наблюдательность и блестящий диалог — неотъемлемые черты творчества
Тэффи, и в этой милой книжке они сказались во всей своей силе» (1910, № 9).
Столь же благожелательными были и другие отзывы в печати. Вл. Кранихфельд в
«Современном Мире» писал: «Правильный и изящный язык, выпуклый и отчетливый рисунок,
умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир человека, и внешнюю
ситуацию выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи из ряда книг, перегружающих
наш книжный рынок» (1910, № 9). А. Измайлов в «Биржевых Ведомостях» отмечал в ее
миниатюрах «комизм характеров, юмористику подлинных жизненных мелочей» (1910, 12
июля). М. Кузмин в «Аполлоне», высоко оценив рецензируемую книгу, заявил: «Мы не знаем,
будет ли автор пробовать свои силы в других родах прозы, но и практикуя этот, он может
дать приятный вклад в подобную литературу, имея наблюдательность, веселость и
литературный язык» (1910, № 10).
Сборник юмористических рассказов отразил растерянность Тэффи в первые годы
реакции. Выход из тупика она, как и Аверченко, пытается найти в юморе. Главная тема
первого сборника "Юмористических рассказов" Тэффи – кошмар российской
действительности, сниженной до уровня комического фарса. С ядовитой иронией она
повествует о "буднях" столыпинской России: об аресте гимназистов, гонениях на
"политику", адвокате, который сделал себе имя на осуждении политических, о цензурных
бесчинствах.
Анализируя первую книгу Тэффи, В. Кранихфельд писал: "Рассказы гжи Тэффи
разнообразны. Сюжеты для них она черпает отовсюду: в человеческой психике, в быте, в
политической ситуации, в социальной обстановке – но везде она остается строгой
реалисткой, сознательно чуждающейся какого бы то ни было касания иным мирам". Критик
отметил гармоничность большинства рассказов Тэффи, их тонкую, умную иронию,
правильный и изящный язык.
Оригинальность Тэффи часто видят в языке, герое, в необычности поворота сюжетной
ситуации. Вместе с тем она связана, прежде всего, с особым мировоззрением писателя, его
субъективным видением, создавшим художественный мир, всегда правдиво отражающий
реальность. Несмотря на правдоподобность, в нем необычно переплетаются реальность с
фантастикой, комические стороны жизни с трагическими. В своих произведениях
писательница изобразила абсурдную жизнь современной эпохи приземленную, пошлую, с
разрушенными между людьми связями, уничтожающую главную ценность человечества —
собственное «Я».
Тэффи использовала в своих произведениях три основных приёма комического:
комизм характеров, комизм ситуаций и комизм речи. Практически в каждом произведении
писательницы в разных пропорциях сочетаются все эти приёмы.
Ведущим типом персонажа в творчестве Тэффи становится «средний человек»
обыватель, ничем ни выделяющийся на фоне окружающего общества.
Герой Тэффи отличается от представлений о «нормальном» человеке необычным
внешним видом, логикой высказывания, неадекватной реакцией на происходящие события. Он
генетически связан со сложившимся ранее в литературе типом «маленького» человека: не
умеет найти своего места в жизни, не видит своего предназначения, не способен логически
мыслить. Различие персонажей определяется противоположностью их мироощущения и
производимым отсюда комическим эффектом: обыватель предельно серьезен к себе,
окружающему миру, своим поступкам и рассуждениям, за которыми в действительности
стоят необдуманность, глупость и пошлость, подобная псевдосерьезность создает комический
эффект. Эмигрант, переживая трагедию жизни, с которой связаны серьезные потери и
разочарования, ироничен по отношению к себе, в своих оценках и суждениях. Опора на эту
двойственность стала одним из ведущих приемов создания комического.
Несмотря на пространственновременное различие фона происходящего, персонажей
объединяет особое состояние человека, потерянного в мире и запутавшегося в жизненном
пространстве. Причины тому разные: невозможность перемен вследствие непонимания
происходящего в одном случае, невозможность изменений по причине вынужденных условий
в другом; единым оказывается итог: непредсказуемая поведенческая реакция. Именно
вследствие этого оказываются возможны неожиданные сюжетные повороты, что и усиливает
комический эффект.
Один из юмористических рассказов Тэффи – рассказ «Даровой конь»
Содержание этого рассказа. Маленький акцизный чиновник маленького уездного
городка Николай Иванович Уткин покупает губернаторскую лотерею и выигрывает лошадь.
И он сам, и окружающие его люди рады. Но после такого подарка судьбы появляется
проблема: где держать лошадь. Уткин одинок, жалованье маленькое и снимает он казённую
квартиру. Приятели советуют через начальство попросить поменять квартиру, и ему не
отказывают. Наш герой переходит в другую, маленькую квартиру с сарайчиком для лошади.
Но приходится себе отказывать в некоторых излишествах, и он бросает курить. Сосед
лавочник говорит о том, что имея лошадь, необходимо иметь конюха. Приходится нанимать
конюха, и Уткин перестаёт завтракать. Затем лавочник говорит о том, что коня могут
украсть, и он покупает замок. Но приходится ещё от чего – то отказываться, и он перестаёт
обедать и пить чай с сахаром. Но по прежнему гордится лошадью и приятелям говорит о том,
что он не понимает тех, кто не держит лошадь. Но в сердце уже подкрадывается сомнение:
зачем ему лошадь, если он ею не пользуется. Тем не менее отказывает покупателям в покупке.
Лавочник снова говорит о том, что лошадь могут украсть, и он устанавливает сигнализацию.
Сигнализация не переставая сигналит, и он перестаёт спать по ночам. Заканчивается рассказ
тем, что у него отнимается правая рука и левая нога. И он пишет записку: «Никого не виню,
если умру. Лошадь меня съела».
Вот и всё содержание юмористического рассказа.
В этом рассказе можно увидеть примеры юмора, иронии.
Юмор – добрый смех, ирония – скрытая насмешка,
Уткин оказывается в комическом положении: он бережет лошадь больше самого
себя: снимает новую квартиру с сарайчиком, нанимает конюха, устраивает специальную
сигнализацию от воров. Комическая ситуация разрешается трагически: у Уткина от
пережитых волнений разбивает паралич.
Герой Тэффи не исключителен, а зауряден. Комизм рассказа тесно связан с
психологическим подтекстом. Для Уткина "счастливый" выигрыш улыбка судьбы; лошадь
символ честолюбивых мечтаний, жалких претензий "маленького человека" на какуюто
иную жизнь. Смешные поступки Уткина, его желание выделиться из толпы характерны для
мелкого провинциального чиновника. Комизм рассказа строится на глубинном обнажении
психологии человека, смех окрашивается нотами грусти. Это роднит Тэффи с Чеховым, у выводам
подводит к
которого она училась лаконизму, умению передать тончайшие нюансы настроений и чувств
героя с помощью психологического подтекста.
Тэффи никогда не разговаривает с читателем в открытую, не навязывает ему своих
мыслей, а
исподволь. Система художественных образов,
психологический подтекст, тонкая авторская ирония наводят на мысль, которая лежит в
основе рассказа. В "Даровом коне" это мысль о суетности мелкого честолюбия, о тине
мелочей, засасывающих человека. Внутренняя логика событий неумолимо ведет к трагико
комическому финалу: Уткин не может выпутаться из сложившегося положения. Его
"съела" не лошадь, а та система общественных отношений, при которой он вынужден изо
всех сил тянуться, чтобы быть "на уровне". Развивая тему "маленького человека", идущую от
Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова, Тэффи ближе традиции гоголевской "Шинели" и
чеховской "Смерти чиновника". Смех самой Тэффи гораздо ближе сдержанному, тонкому
юмору Чехова.
Герои Тэффи гимназисты и телеграфисты, журналисты и чиновники, чудаки и
недотепы жили обычной жизнью обыкновенного человека, более озабоченного своей
собственной судьбой, нежели судьбами огромного и зачастую непонятного мира. Читатели,
узнавая себя в ее книгах, сами же над собой и посмеивались. Она же над ними не смеялась
скорее отшучивалась. Не учила и не судила, тем более не осуждала, но в то же время им и не
льстила. Может быть, поэтому ее любили во всех слоях русского общества от мелких
конторских служащих до самого государя императора. Да и сама она признавалась:
«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя
жизнь это сплошной анекдот, т.е. трагедия». Уделяя внимание комической стороне, Тэффи
хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи
считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и
бессмысленностью его существования. Иронизируя над естественными слабостями человека,
Тэффи не унижает его: в её юморе горькость смеха, сострадание к человеку и боль за него.
Русская литература, одна из самых могучих в мире, не оченьто богата женщинами
писателями. Одно из немногих исключений — Тэффи. Ее литературное дарование высоко
ценили современники — Бунин, Куприн, Саша Черный. С восхищением писал об искусстве
Тэффи Куприн: «Нередко, когда Тэффи хотят похвалить, говорят, что она пишет, как
мужчина. Помоему, девяти десятым из пишущих мужчин следовало бы у нее поучиться
безукоризненности русского языка... Я мало знаю русских писателей, у которых стройность,
чистота, поворотливость и бережливость фразы совмещались бы с таким почти осязаемым
отсутствием старания и поисков слова». Корней Чуковский в свое время помог автору этих
строк выпустить после долгого забвения книгу рассказов Тэффи. Он писал: «Конечно, Тэффи
на десять голов выше Аверченко. Он нередко превращался в механический смехофон, она в
лучших рассказах весела, человечна».
Литература
1.Алексина В. Надежда Александровна Тэффи, Москва, 2011
2.Спиридонова (Евстигнеева) Л.А."Русская сатирическая литература начала ХХ века", М.,
изд. "Наука", 1977 г., с. 156170
3.Николаев Д. «Жемчужина русского юмора»
Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Доклад "Юмор, ирония в рассказе Тэффи "Даровой конь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.