ДОКЛАД: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы приДеятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОКЛАД: НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ» Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно­воспитательной работе; помощь    родителям    в    построении    здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе  Контрольные   испытания,   задания,   тестирования   и   т.д.   должны   лишь2 давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий,   суть   которых   ­   учащийся   должен   в   каждый   очередной   период времени  продвинуться   дальше, что  и  подтвердит  следующее   тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался   с   самим   собой:   я   сегодня   стал   лучше,   чем   вчера,   а   завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок   основаны   на   сравнении   результатов   освоения   знаний   и   умений   с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если  ученик не понимает   значимости   учебного   материала,   то   и   избирательно   работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать   ненужный   материал.   В   таком   случае   нарушается   системность   в освоении   основ   знаний   и   каждый   новый   материал   оказывается   как   бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.  Включение в процесс занятий элементов активного отдыха  Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого   урока   физкультуры   –   на   других   уроках   и   переменах: физкультминутки,   физкультпаузы,   динамические   (подвижные)   перемены. Такой   активный   отдых   призван   решать   целый   ряд   задач:   предупреждение раннего   умственного   утомления   и   восстановление   умственной работоспособности   активизацией   мозгового   кровообращения   и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной   системе   упражнениями   в   глубоком   дыхании   и   в   ритмичных чередованиях   сокращений   и   расслаблений   мышц,   обеспечивающих аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных   последствий   длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение   необходимых   гигиенических   условий   в   учебных помещениях  Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим.   Все   это   достаточно   полно   регламентируется   соответствующими санитарно­гигиеническими нормами. Традиционная   система   физического   воспитания,   ориентированная   на рекомендуемую   (подчеркиваю   ­   не   обязательную   к   исполнению,   а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное специализированными оборудованием   и   инвентарем.   При   отсутствии   же   подобных   условий программа   становится   в   полной   мере   невыполнимой   и   преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в   помещениями,     обеспечение3 программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая   сложившиеся   в   нашем   образовании   отношение   к   нормативам, ориентированным   на   «среднего»   ученика,   сами   по   себе   они   в   нынешней интерпретации   являются   важнейшим   фактором   не   воспитания   у   учеников физической   культуры,  а  отчуждения   от   неё.  Вместе   с   тем,  решение   этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей Важнейшей задачей в   образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по   здоровьесбережению,   внедрению   здоровьесберегающих   технологий   в процесс обучения и воспитания. При изложении некоторых вопросов  применения здоровьесберегающих технологий использованы материалы преподавателей, успешно применяющих технологии   здоровьесбережения   в   своей   педагогической   деятельности,   где стояла   задача   систематизировать   материал   таким   образом,   чтобы   он   был доступен не только преподавателям, но и студентам.  Полагается,   что   составителю   удалось   осветить   основные   проблемы, связанные с сохранением и укреплением  здоровья. 1. Характеристика здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе Выделят следующие здоровьесберегающие технологии: −  Медико­гигиенические технологии; −  Физкультурно­оздоровительные технологии; −  Экологические здоровьесберегающие технологии; − Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; − Здоровьесберегающие образовательные технологии; − Социально­адаптирующие и личностно­развивающие технологии; − Лечебно­оздоровительные технологии.  Физкультурно­оздоровительные технологии направлены на физическое развитие   занимающихся:   закаливание,   тренировку   силы,   выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.    Рассмотрим   следующую   форму   физкультурно­оздоровительных технологий: физкультминутки.  Как показали многочисленные  исследования и   практика,   физкультминутки   на   уроках   благотворно   влияют   на   препятствуют   нарастанию восстановление   умственной   способности, утомления,   снимают статические нагрузки.   повышают   эмоциональный   настрой   учащихся, Физкультминутки   проводятся   в   классе   под   руководством преподавателя   или   физорга   и   не   должны   превышать   1­2   мин.   Наиболее4 целесообразно   проводить   их,   когда   у   детей   появляются   первые   признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок. Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева   и   справа.   По   команде   педагога   дежурный   по   классу   открывает форточку   или   окно,   учащиеся   прекращают   занятия   и   начинают   выполнять упражнения.   Комплекс   физкультминуток   рекомендуется   подбирать   в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.   Каждый   комплекс   состоит,   как   правило,   из   3­5   упражнений, повторяемых по 4­6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не   требующие   сложной   координации   движений.   Они   должны   охватывать большие группы  мышц ­ в основном те, которые непосредственно  участвуют в   поддержании   статической   позы   во   время   урока.   В   комплексах физкультминуток   желательно   использовать   упражнения   потягивания, прогибания   туловища,   наклоны   и   полунаклоны,   полуприседы   и   приседы   с различными движениями рук. Внеурочная   физкультурно­оздоровительная   и   спортивно­массовая работа   с   детьми   в   учреждениях   образования   является   составной   частью учебно­воспитательного   процесса.   Основу   внеурочной   работы   по физическому   воспитанию   составляет   организация   и   проведение круглогодичной   спартакиады   учащихся,   а   также   подготовка   и   участие   в краевых, городских соревнованиях и мероприятиях. Внеурочная   физкультурно­оздоровительная   и   спортивно­массовая работа с учащимися включает в себя: ­   организацию   и   проведение   физкультурно­оздоровительных   и туристских   мероприятий,   спортивных   соревнований,   круглогодичной спартакиады учреждения образования; ­   организацию   и   проведение   занятий   в   спортивных   секциях   и физкультурных кружках; ­   подготовку   и   участие   сборной   команды   учреждения   образования   в краевых, городских соревнованиях. Администрация   образовательного   учреждения   и   преподаватели физкультуры   обязаны   особое  внимание   уделять   организации   и   проведению круглогодичной   спартакиады   учреждения   образования.   Спортивные соревнования и физкультурно­оздоровительные мероприятия планируются и проводятся только во внеурочное время с учетом привлечения максимального количества учащихся.  Одним из основных критериев внеурочной работы в образовательных учреждениях   является   регулярное   массовое   участие   учащихся   в физкультурно­оздоровительных   и   спортивно­массовых   мероприятиях   в течение учебного года.Большое физкультурно­оздоровительных здоровьесберегающих   технологиях   отводится     самостоятельным   занятиям физическими упражнениями. значение   5 в     Конкретные   направления   и   организационные   формы   использования самостоятельных   занятий   зависят   от   пола,   возраста,   состояния   здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.  Формы   самостоятельных   занятий   физическими   упражнениями   и спортом   определяются   их   целями   и   задачами.   Существует   три   формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.   Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В   комплексы   утреней   гигиенической   гимнастики   следует   включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения.   Не   рекомендуется   выполнять   упражнения   статического характера,   со   значительными   отягощениями,   на   выносливость   (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером   и   резиновым   жгутом,   с   мячом   (элементы   игры   волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой). При   составлении   комплексов   и   их   выполнении   рекомендуется физическую   нагрузку   на   организм   повышать   постепенно,   с  максимумом,  в середине   и   во   второй   половине   комплекса.   К   окончанию   выполнения комплекса   упражнений   нагрузка   снижается,   и   организм   приводится   в сравнительно   спокойное   состояние.   Увеличение   и   уменьшение   нагрузки должно   быть   волнообразным.   Каждое   упражнение   следует   начинать   в медленном   темпе   и   с   небольшой   амплитудой   движений   и   постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2­3 упражнений (а при силовых ­ после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20­30 с). Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности  и объема, обеспечивается:  изменением исходных положений (например,   наклоны   туловища   вперед   ­   вниз,   не   сгибая   ног   в   коленях,   с доставанием руками пола легче делать в исходном положении  «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»; изменением амплитуды движений;   ускорением   или   замедлением   темпа;   увеличением   или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики  рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5­7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил6 и принципов закаливания. Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными   или   самостоятельными   занятиями.   Такие   упражнения предупреждают   наступающее   утомление,   способствуют   поддержанию высокой   работоспособности   в   течение   длительного   времени   без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10­15 мин через   каждые   1   ­   1,5   ч   работы   оказывает   вдвое   больший   стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физические   упражнения   нужно   проводить   в   хорошо   проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе. ≈ Самостоятельные   тренировочные   занятия   можно   проводить индивидуально или в группе из 3­5 человек и более. Групповая тренировка более  эффективна,   чем   индивидуальная.  Самостоятельные   индивидуальные занятия   на   местности   или   в   лесу   вне   населенных   пунктов   во   избежание несчастных случаев не допускаются. Выезд или выход для   тренировок за пределы населенного пункта может проводиться группами из 3 5 человек и более.   При   этом   должны   быть   приняты   все   необходимые   меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожения и т.д. Не   допускается   также   отставание   от   группы,   отдельных   занимающихся. Заниматься рекомендуется 2­7 раз в неделю по 1 ­ 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз   в   неделю   не   целесообразно,   так   как   это   не   способствует   повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок ­ вторая половина   дня,   через   2­3   ч   после   обеда.   Можно   тренироваться   и   в   другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее, чем за час до   приема   пищи   или   до   отхода   ко   сну.   Не   рекомендуется   тренироваться утром   сразу   после   сна   натощак.   Тренировочные   занятия   должны   носить комплексный   характер,   т.е.   способствовать   развитию   всего   множества физических   качеств,   а   также   укрепить   здоровье   и   повышать   общую работоспособность   организма.   Специализированный   характер   занятий,   т.е. занятия   избранным   видом   спорта,   допускается   только   для квалифицированных спортсменов.  Физическая культура является интегративным предметом, содержанием программ   которого   предусмотрено   освоение   философских,   социальных, медико­гигиенических  и  психолого­педагогических  аспектов   формирования здорового   образа   жизни   в   индивидуальной   и   будущей   профессиональной деятельности учеников, В     этих   условиях   возможно   решение   проблемы   параллельного формирования   физкультурно­оздоровительных   умений   и   навыков, использования   их   как   в   самостоятельной,   так   и   в   профессиональной деятельности. Занятия физической культурой воспитывают у учащихся естественную7 потребность   в   систематических   занятиях   физическими   упражнениями, формируют   умение   самостоятельно   заниматься,   способствуют   ощущению реальной   пользы   и   прогресса   в   физическом   состоянии.   Обеспечению здорового образа жизни выпускников призвана физкультурно­образовательная направленность   физического   воспитания   учеников,   которая   выражается   в занятиях   не   только   теми   физическими   упражнениями,   которые   присущи данной возрастной группе, но и теми, которые будут востребованы в более старшие   возрастные   периоды.   При   выпуске   из   школы   предполагается сформировать   у   учащихся   навыков   самостоятельных   занятий   физическими упражнениями,   при   которых   индивидуально   определяется   время,   место,   а также форма физкультурно­спортивной активности. Помимо   этого,   на   занятиях   физической   культурой   учащиеся приобретают умения и навыки, способствующие повышению их умственной и физической работоспособности.    Занятия   физической   культуры   способствуют   также   формированию навыков организации физкультурно­оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников. На занятиях физическим воспитанием учащемся предоставляется   возможность   самостоятельного   проведения   физкультурно­ оздоровительных   мероприятий,   используемых   в   режиме   учебного   дня: комплексы гимнастики до занятий, физкультминутки, подвижные игры и т. д.  Содержание программного материала по физкультуре  ориентировано, в основном,   на   освоение   школьниками   предметного   содержания   учебных дисциплин.В то же время, говоря о профессионально­прикладном значении учебного материала с точки зрения сохранения и укрепления здоровья, можно отметить, что как учителю начальных классов, так и воспитателю в школьном учреждении   необходимо   владеть   методиками   адекватизации   условий воспитательно­образовательного процесса с позиций здорового образа жизни, уметь оценивать  и корректировать методические приемы и педагогические технологии в целях сохранения, укрепления и формирования здоровья детей, создавать   и   поддерживать   благоприятный   микроклимат,   способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития. Очевидно,   что   наряду   с   изучением   причинно­следственных   связей   и факторов   формирования   здоровья,   деятельность   педагога   в   области оздоровления   детей   должна   быть   направлена   как   на   создание здоровьесохраняющей   среды   в   процессе   обучения,   так   и   на   преломление общих     сведений   о   здоровье   в   конкретных   сферах   деятельности   и образования. В образовательных учреждениях это возможно реализовать через систему   межпредметных   связей   на   уроках   математики,   русского   языка, природоведения и др. Такой подход позволит глубже вникнуть в проблему оздоровления детей непосредственно на отдельном уроке, и носить уже более целенаправленный   характер   воздействия   на   учащегося   в   плане   снятия физического   и   психического   напряжения,   переключения   внимания,   зрения,8 вида учебной нагрузки. Таким образом, приобретение учащимися  знаний о здоровье и здоровом образе жизни, формирование на их основе практических умений и навыков, возможно,   осуществить   при   реализации   учебно­воспитательного   процесса. Очевидно, что эффективная работа в этом направлении будет способствовать не только приобщению к здоровому образу жизни учащихся, но и учить их более внимательно относится к своему здоровью.