Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физическая культура
1 кл
22.03.2019
Формирование новых трудовых компетенций обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе.
Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка. В современном мире ребёнок с нарушением интеллекта должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике.
Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – трудовой умелости.
Чётко запланированная работа, ориентирование на достижение конкретных результатов в обучении и развитии обучающихся, а также осуществление дифференцированного и индивидуального подхода приносят свои результаты.
Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной - трудовой адаптации умственно отсталых школьников. На уроках для успешного усвоения программного материала и выработке умений и навыков, необходимых учащимся в жизни, применяются различные педагогические методы и приемы:
- словесные методы;
- практические методы;
- игровые методы и приёмы позволяют осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. В начальных классах весь учебный материал максимально наглядный.
Эти известные всем педагогам методы зарекомендовали себя с положительной стороны. И важным в работе является их применение с новыми технологиями в обучении и воспитании. Еще более важным для обучения детей с ОВЗ является мотивация их к обучению.
Мотивы у детей могут быть различными:
проект Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной компетенции. За счёт развития жизненных компетенций формируются новые трудовые навыки, которые подготовят ребёнка к активной жизни в семье и социуме.
Особое внимание формированию социально-трудовой компетенции уделяется на уроках труда, во внеурочное время. Ручной труд имеет важное коррекционно-развивающее значение. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.
При планировании уроков, учитывается значимость формируемых компетенций, стремление к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, учащиеся испытывают чувство удовлетворения, («и это умею, и это могу»). Например, очень радуется, справившись со своей работой, Осипов Коля. В этом учебном году Коля более усидчив и усерден в выполнении заданий. Из этого можно сделать выводы, что задания выбраны с учетом индивидуальных способностей учащегося ТМНР.
Самообслуживающая и трудовая деятельность детей строится с учетом социальной значимости ее результата, который зависит как от количества затраченных детьми усилий, так и от наличия у них определённых умений и навыков. Например, девочки В. Катя, С Оля стараются как можно лучше выполнить порученное им дело, довести начатое дело до конца таким образом, происходит постепенное формирование ценностно – смысловой компетенции.
По мере формирования трудовых навыков и умений в ходе работы переходим от показа к подробным словесным объяснениям, что способствует закреплению алгоритма работы, навыков, выработке автоматизма движений. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваем ее результаты, исправляем ошибки. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуются: слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, этому постепенно научились О. Коля, В. Катя, С. Оля:
Минимальный уровень:
- стараются самостоятельно организовать свое рабочее место, сохраняют порядок в нём;
- знают названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
Достаточный уровень: П. Паша, Т. Полина.
- распознают простейшие технические рисунки и выполняют действия;
- оценивают свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- выполняют общественные поручения по уборке класса после урока трудового обучения, в классе слажено организованное дежурство в классе и в столовой;
Систематическое выполнение подобных дел, способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Хочется поделиться результатами по освоению навыков трудовой деятельности ученика ТМНР индвидуального обучения по АООП 2варианта Г.Сергей. Основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями), овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. За три месяца обучения Серёжа научился удерживать взгляд на лице человека, ориентироваться в классе, находить свое рабочее место, овладел шнуровкой, научился совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы по цвету(красный, синий зелёный, жёлтый), научился сминать материал двумя руками. Действия выполнялись совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как Сергей научится выполнять действия всей кистью, он научится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного материала.
Заключение
Таким образом, начальный период обучения должен создать благоприятные условия для развития новых трудовых навыков, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и с тяжелыми и
множественными нарушениями развития. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.2007 год
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические
рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119
Справляются с танцем с помощью учителя.
V этап.
Обобщение материала. Обобщение, систематизация знаний, их коррекция Организует фронтальную беседу:
-На уроке физкультуры мы совершили путешествие «В мир сказок». А какие вы сказки знаете ещё?
-Чем отличаются сказки друг от друга?
Предлагает детям
посещение школьной библиотеки. Отвечают на вопросы учителя, учатся анализировать пройденный материал:
Народные сказки и игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия деятельности 1.Организует «Игру с Мишкой».
2.Возвращает детей к началу урока, к проблемному вопросу:
- Чему учат сказки, какие уроки мы из них получаем?
3. Организация подведения итогов занятия учащимися.
4. Аргументированное оценивание качества деятельности учащихся в целом и по отдельности. 1.Дети активно участвуют в игре.
2.Рассказывают о том, чему учат сказки?
3. Оценка собственной и коллективной деятельности.
Дети научатся адекватно оценивать свою деятельность в коллективе с одноклассниками.
Доклад адаптация первоклассников в школе..docx
Адаптация первоклассников к школе в 20172018 учебном году.
Начальный период обучения должен создать благоприятные условия для
адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное
развитие, обучение и воспитание.
Цель: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие
благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания
в школе;
создание условий для формирования здорового образа жизни.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в
жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к
новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и
сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого
периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию
проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только
успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность
пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не
неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Ему
нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы
ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель
должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во
внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением
физического и психического здоровья. Необходимо помнить, что такие
качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая
отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с
особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний,
не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных
проявлениях ребенка.
Особенности социально психологической адаптации детей к школе. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации
первоклассников продолжается 46 недель, а у ослабленных – до 8 недель.
Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по
разному. По степени адаптации всех детей можно разделить на 2 группы.
Первая группа детей адаптировались к школе в течение первых двух месяцев
обучения (Валеева Гузель, Гордов Игорь, Шайхутдинова Ралина). Эти дети
относительно быстро освоились в новом коллективе, нашли друзей, у них
почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,
приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют
школьные обязанности. Но иногда у них отмечаются сложности либо в
контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно
выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с
товарищами, не дожидаясь звонка.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается (Галяшина
Полина) она не может принять ситуацию обучения, хочет играть на уроках и
как правило, испытывает трудности и в усвоении учебной программы.
Основные показатели благоприятной социально психологической адаптации
ребенка:
формирование адекватного поведения;
установление контактов с обучающимися и учителем;
овладение навыками учебной деятельности.
Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе.
На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для
оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать
психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к
школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного
способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используется устная
отметка: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д.
Отсутствие отметки не исключает зависимости ребёнка от устной отметки,
приносящей ему радость или разочарование. Поэтому ситуация тревожности,
связанная с отметкой, всё равно сохраняется, поэтому лучше избегать
отрицательных оценок поведения ребёнка и его учебных неудач. Учитель должен объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С
первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в
классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания. Но часто
объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье,
плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть
желаемого результата.
В первые недели обучения у учащихся наблюдается низкая и неустойчивая
работоспособность, очень высокий уровень напряжения всех систем
организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление,
переутомление и даже срыв здоровья.
На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность
детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное
возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость,
потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
В классе 4 учеников, из них 3 девочки и 1 мальчик. Галяшина Полина
воспитывается в полной семье, 2 ребенка в приёмных семьях – Гордов Игорь,
Шайхутдинова Ралина, 1 ребенок из неполной семьи – Валеева Гузель. 4
ученика проходят обучение по АООП программе для обучающихся с
нарушением интеллекта ФГОС I вариант. Для адаптации обучающихся 1 доп.
класса, психологом школы были проведены психологические диагностики по
следующим методикам: «Беседа о школе»,
изучение социально
психологической адаптации ребёнка в школе Э.М.Александровой, методика
«четвёртый лишний», «Выполнение словесных инструкций». По результатам
исследований было выявлено, что сформированность операций обобщения и
классификации, умения ориентироваться на графический образец. Моторные
навыки, зрительномоторная координация на слабом уровне развития.
Данные диагностики дают программу дальнейшей работы с ребёнком для
создания оптимальных условий развития слабых и сильных учащихся.
На протяжении первого полугодия я уделяла больше внимания
индивидуальным особенностям ребенка: дети работали на уроке в присущем
им темпе. Объем работы увеличивала постепенно. Тон выдерживала
спокойный, сдержанный. Кроме Полины все дети владеют навыками
самообслуживания, умеют помогать друг другу. В классе организовано
дежурство. Все дети выполняют небольшие поручения. За истекший период
практически все учащиеся адаптировались к новым условиям
жизнедеятельности. Первые недели обучения в школе Валеева Гузель внимательна на уроке, имеет достаточно высокий уровень познавательного
интереса.
Она доброжелательна, у неё практически всегда хорошее
настроение. Есть конечно ребенок «молчун», который редко проявляет себя
на уроках, без инициативы, Галяшина Полина. Процесс обучения строится на
основе диффериенцированного подхода.
К концу первого полугодия удалось достигнуть некоторых результатов по
формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных базовых
учебных действий.
Курс введения в школьную жизнь совмещен с внеурочной деятельностью, где
мы знакомим ребенка с новым школьным миром. Организовывается
внеурочная деятельность на играх, рисовании, совместной деятельности и т.
д. В этот период педагоги стараются задать стиль всей дальнейшей работы
учителя с детьми, приучить их к новому режиму дня, к новым правилам для
учащихся.
В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась
заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
эмоциональной поддержке ребенка;
организации максимальной самостоятельности действий (организация
рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему
дню, в соблюдении режима дня, чтении);
Стараюсь наладить связь между школой и родителями. Родителям даны
рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
Заключение
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его
дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые
были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того,
чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни,
мной созданы.
По своим наблюдениям я вижу, что уже в ноябре учащихся благополучно
адаптировались к новым условиям. А вообще, адаптационный период в 1доп. классе не заканчивается, т.к.
ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего
периода обучения в школе.
Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Доклад:Адаптация первоклассников к школе в 2017-2018 учебном году.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.