Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».
2. Учиться читать и записывать доли.
3. Продолжать выполнять арифметические действия изученных видов.
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Внимание: на данном уроке для практической работы детям понадобятся ножницы и лист в клеточку.
Математика, 3ий класс.
Урок 39 (§ 1.35).
Тема: Доли (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».
2. Учиться читать и записывать доли.
3. Продолжать выполнять арифметические действия изученных видов.
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Внимание: на данном уроке для практической работы детям понадобятся ножницы и лист в клеточку.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
а). – Выполни деление с остатком и сделай проверку.
26 : 5 7 : 5 31 : 12
40 : 7 18 : 9 45 : 16
55 : 8 39 : 13 27 : 13
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
ООО «Баласс» 2013 1II. Сообщение
нового знания
(знакомимся…).
б). Во сколько раз число верхнего ряда меньше или больше числа
нижнего ряда?
74 72 19 92 18 19
37 12 57 46 90 38
в). Длина гвоздя 16 см. Сколько таких гвоздей выйдет из проволоки
длиной 96 см?
2 4 5 2
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 76.
Цель работы:
– познакомиться с новым термином «доля» в ходе прочтения и
анализа рисунка и текста;
– начать подводить детей к пониманию того, что понятие доли
связано с понятием деления.
Прочитайте задачу.
Обсудите в парах условие и подготовьте ответ.
2. Задание № 2, с. 76. Практическая работа.
Цель работы:
– через предметные действия подвести детей к пониманию связи
понятия «доля» с понятием «деление».
Прочитайте задание.
Обсудите в парах порядок выполнения практической работы.
Покажите, какую часть полоски вы закрасили.
Можно ли записать математическим языком выполненные
действия?
3. Работа с текстом со знаком ?! .
4. Работа с текстом в оранжевой рамке.
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
ООО «Баласс» 2013 2III. Первичное
закрепление
(применяем…).
IV. Тренинг
(выбираем…).
(Работа с текстом сопровождается постоянным анализом каждого
знака в записи долей).
Можем теперь дать точный ответ на первое задание?
Как объяснить обозначение «одна вторая» часть? (взяли одну долю
из двух).
Дайте точный ответ на второе задание.
Как объяснить обозначение «одна четвёртая» часть? (раскрасили
одну долю из четырёх).
Что обозначает число под чертой? А число над чертой?
3 4 5 2
Работа в парах.
Задание № 3, с. 77.
Прочитайте задание, обсудите и подготовьте ответ на поставленный
вопрос.
Задание № 4, с. 77.
Обсудите задание и запишите, какие доли круга закрашены.
Как объяснить записанные доли?
1. Самостоятельная работа.
Задание № 5, с. 77 (три столбика).
4 5 5
Задача № 6а, с. 77.
Прочитайте задачу.
Какие числовые данные вы нашли?
Как взаимосвязаны эти величины?
Какая модель поможет понять условие задачи? (схема).
Какой вопрос задачи?
Составьте план решения задачи.
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
ООО «Баласс» 2013 3 Решите задачу.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
2. Фронтальная работа.
Задание № 7.
12 ∙ 4 = 48 14 ∙ 3 = 42 13 ∙ 3 = 45
16 ∙ 3 = 48 21 ∙ 2 = 42 25 ∙ 3 = 75
24 ∙ 2 = 48 42 ∙ 1 = 42
48 ∙ 1 = 48
Задание № 8.
Первый лабиринт:
1й способ: 48 = 1 ∙ 2 ∙ 24
2й способ: 48 = 1 ∙ 4 ∙ 12
3й способ: 48 = 2 ∙ 2 ∙ 12
4й способ: 48 = 2 ∙ 4 ∙ 6
Второй лабиринт:
1й способ: 96 = 1 ∙ 4 ∙ 24
2й способ: 96 = 2 ∙ 2 ∙ 24
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
ООО «Баласс» 2013 43й способ: 96 = 2 ∙ 3 ∙ 16
4й способ: 96 = 3 ∙ 2 ∙ 16
5й способ: 96 = 3 ∙ 4 ∙ 8
С какими новыми знаниями вы познакомились сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задание № 5, с. 77 (два оставшихся столбика).
Задача № 6б, с. 77.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Урок 40 (§ 1.36).
Тема: Нахождение доли числа (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».
2. Продолжать учиться читать и записывать доли.
3. Формировать представления об алгоритме поиска доли числа.
4. Начать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
5. Ввести модель круговой диаграммы без использования термина «круговая диаграмма». Учиться читать
информацию, представленную в виде этой модели.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Внимание: на данном уроке для практической работы детям понадобятся ножницы и лист в клеточку.
Символы:
Н
П
М
ООО «Баласс» 2013 5Этапы урока
Ход урока
I. Актуализация
знаний.
II. Постановка
проблемы
(знакомимся…).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Математический диктант.
Запишите произведение чисел 18 и 4.
Множители 17 и 3. найдите произведение.
Во сколько раз 84 больше 7?
На сколько 100 больше 46?
Задуманное число уменьшили в 3 раза и получили 26. Какое число
задумали?
К числу 27 прибавили произведение 13 и 3.
Какое число разделили на 12, если получили частное 5,
а остаток 3?
Какое число разделили на 3, если получили частное 13,
а остаток 8?
2 4 5 2
Работа в парах.
Задание № 1, с. 78, текст со знаком ?!.
Цель работы:
– выдвижение гипотез (на основе выполненного предметного
действия) об алгоритме вычисления (отвлечённые действия над
числами) длины доли бумажной полоски.
Прочитайте задачу.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
ООО «Баласс» 2013 6III. Открытие
нового (узнаём
новое).
IV. Первичное
закрепление.
Какие данные вы нашли?
Обсудите в парах, как можно выполнить это задание?
Предложите способ нахождения доли числа.
4 5
1. Задание № 2. Практическая работа.
Цель работы:
– через практическое действие вывести представление о том, как
найти часть от целого.
Прочитайте задание, обсудите и выполните.
Какая длина у восьмой части полоски?
2. Задание № 3.
Цель работы: сформулировать правило получения доли от числа.
Как Алиса получила длину восьмой части полоски?
Как можно найти долю числа?
3. Работа с текстом в оранжевой рамке.
3 4 5 2
Работа в парах.
Задания № 4–5, с. 78.
Используя новое правило, найдите длину заданных долей.
Покажите, как вы при этом разделили полоску (отрезок).
Задание № 6 с комментированием и проверкой.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
ТОУУ
ООО «Баласс» 2013 7 Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
4 5
Решение задач. Фронтальная работа.
Задача № 7а.
Прочитайте задачу.
Какие числовые данные вы нашли?
Рассмотрите схему к задаче.
Объясните найденные величины.
Что такое «целое»?
Как на схеме обозначили третью часть подарков?
Прочитайте вопрос задачи?
Как найти эту третью часть подарков?
Решите задачу.
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
в
V. Тренинг
(выбираем…).
4 5
Задание № 8, с. 79.
Цель работы:
– ввести модель круговой диаграммы без использования термина
«круговая диаграмма».
Учиться читать информацию,
представленную в виде этой модели.
Рассмотрите схемы к задаче.
Как определить по первой схеме, какую долю всех подарков
составляют черепки?
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
5 – договариваться с людьми:
ООО «Баласс» 2013 8 А какую долю составляют книги? А растения?
Как ещё можно изобразить все подарки?
какие подарки отмечены на кругах?
Как вы это определили?
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания выполняли?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Дидактический материал, с. 90, № 4; учебник, с. 79, задача № 7б.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ООО «Баласс» 2013 9