Доля. Сравнение долей.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Математика Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б» (1 четверть) Урок 37 Тема урока: Доля. Сравнение долей. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли. Ход урока Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места. 2.Подго-товка уч-ся к активной деятельно-сти на ос-новном этапе урока 1) Актуализация опорных знаний. Устный счет. - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила. _ Запишите только ответы в строчку, через запятую. * Число 25 разделить на 25. * На сколько число 26 больше, чем 9? *Во сколько раз число 48 больше 8? *Число 7 увеличьте на 6. *Число 7 увеличьте в 4 раза. * Число 25 уменьшите на 6. *Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.. *Число 5 увеличьте в 3 раза. - Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным чис-лам, запишите снизу. Какое слово получилось? 2) Формулирование темы и целей урока. -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите м/ф! -Почему рассердился волк? -В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная доль-ка и т.д.) - В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать») - Учиться образовывать и называть …? - Учиться сравнивать …. 1 - А 17 - П 6 - Е 13 - Л 28 - Ь 19 – С 10 - И 15 - Н Апельсин Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин» -Ему не доста-лось апельсина. -Он не умеет дружить. -Дольку апель-сина -Доли. -Узнать что та-кое доля. ДОЛИ 3.Изучение новых зна-ний и спо-собов дей-ствий 1) Постановка проблемы, введение нового понятия. -А как это разделить на доли? Что такое доля? На доске: Беру яблоко и говорю: -С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать? -Какой вывод можно сделать? На доске: -Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? - Ещё разреу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то использу-ем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим зна-ком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли» - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точно-сти так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, чет-вёртая и т.д. На доске: «Одна какая» 2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и назва-ние долей. -А теперь вы разделите одну полоску на две доли. - Как сделаем? - Сколько таких долей во всей полоске? - Какие они между собой? - Заштрихуйте часть. - Как назовем долю? - Кто сможет написать название второй части? - Что обозначает эта запись? - Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. - Как это сделать? - Какие доли между собой? - Заштрихуйте одну четвертую долю. - Напишите на этой части её обозначение. - Что обозначает эта запись? - Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? - Какие доли между собой? - Как назвать одну долю? - Как записать её название математически? - Что обозначает эта запись? - Заштрихуйте долю и запишите её название. -Доля-это часть. -Разрезать. -Нет. -Нет. Части не равные. -Части должны быть равные. -Доля-это рав-ная часть. -Сначала разре-зать пополам -На две доли. Одна доля из двух. Вторая. На четыре. Четвертая (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) Перегнем по-лоску пополам. Две Равные Одна вторая ½ Целое раздели-ли на 2 равные части (доли) и взяли одну та-кую часть Сложить попо-лам, а затем еще раз пополам. Равные ¼ Целое раздели-ли на 4 равные части (доли) и взяли одну та-кую часть Ответы детей. Проверка прак-тическим спо-собом. Равные. Одна восьмая ⅛ Целое раздели-ли на 8 равных частей (долей) и взяли одну та-кую часть.) 4. Первич-ная провер-ка понима-ния изу-ченного 1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам. Слайды 2 – 15 - На сколько долей разделена фигура? - Какие они между собой? - Сколько долей? - Как назвать одну долю? - Запишите. - Как по другому назвать ½, 1/3, ¼. 2) Поиск названия долей в пословицах - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут. Равные Запись в тетра-дях и самопро-верка по слайду. ½ 1/5 1/8 5. Приме-нение зна-ний и спо-собов дей-ствий 1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей. - Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Ис-пекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – дру-гой. Выставить две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - Чьи куски будут больше? - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2) практическая работа в сравнении долей полосок. - Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстри-ровали в начале урока. - Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количе-ство долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. - Расположите доли в порядке возрастания. - Какая доля самая маленькая? Самая большая? - Почему? Вывод о сравнении долей. 3) первичное закрепление умения сравнивать доли. Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях. - Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой? - А если мышек будет 4? - А на восемь мышек? - Сравните получившиеся доли. - Объясните, почему вы так решили. - Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля до-сталась каждой? - А если подружек будет 6? - Сравните доли. - Объясните, почему вы так решили. 4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей. - Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше? - Почему? Докажите! Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения. - Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем? 5) Работа в парах. - Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убы-вания. Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась? -Какое правило применяли для выполнения задания? Резерв. Продолжение парной работы. - Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами. - На 12. 1/12 Записать на доске. На сколько рав-ных частей раз-делили. Ск. долей взяли. На 16. 1/16 Записать на доске. На сколько рав-ных частей раз-делили. Ск. долей взяли. Варианты отве-тов детей. Запись на доске и в тетрадях ½ ¼ ⅛ ⅛ < ¼ < ½ Чем больше число, на кото-рое делили це-лое, тем меньше полученная до-ля Запись дробей и неравенств в тетрадях 1/2 1/4 1/8 1/2 > 1/4 > 1/8 Чем больше число, на кото-рое делили це-лое, тем меньше полученная до-ля 1/3 1/6 1/3 > 1/6 Чем больше число, на кото-рое делили це-лое, тем меньше полученная до-ля Девочек. 1/12 > 1/16 Повторение правила Лучше меньше, но с друзьями. Звезда. Чем больше число, на кото-рое делили це-лое, тем меньше полученная до-ля 6. Подведе-ние итогов. 7. Рефлек-сия 1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7 2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? - Что обозначают числа в записи дробей? - Как сравнить доли? Урок целей достиг. - Где вы можете использовать полученные новые знания? Вернемся к м/ф «Апельсин». - На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть? Слайд 22 - Какие это будут части? Самооценка успешности Равные части. - В записи ниж-няя цифра обо-значает, на сколько равных частей (долей) разделили це-лое, а верхняя – сколько таких частей взяли. Чем больше число, на кото-рое делили це-лое, тем меньше полученная до-ля При угощении, делении поров-ну. Равные части.Тема урока: Доля. Сравнение долей. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Иконка файла материала 37 доли.doc
Математика Дата «___»_______ ____ г (1 четверть) Класс 3- «Б» Урок 37 Тема урока: Доля. Сравнение долей. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать,  сравнивать доли. Этап урока Содержание и деятельность учителя Ход урока 1.Организац ионный  момент 2.Подго­ товка уч­ся  к активной  деятельност и на  основном  этапе урока Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание  на готовность рабочего места. 1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.  ­ Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой  сюрприз я вам подготовила.  _ Запишите только ответы в строчку, через запятую. * Число 25 разделить на 25.  * На сколько число 26 больше, чем 9? *Во сколько раз число 48 больше 8? *Число 7 увеличьте на 6.  *Число 7 увеличьте в 4 раза. * Число 25 уменьшите на 6. *Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.. *Число 5 увеличьте в 3 раза. ­ Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам,  запишите снизу. Какое слово получилось? 2) Формулирование темы и целей урока.    ­Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот  вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.  ­ Посмотрите м/ф! ­Почему рассердился волк? ­В чем его ошибка? ­Что получил каждый из животных мультфильма? ­ Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) ­ В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) Формулирование цели и темы урока ­Так какая тема нашего урока? ­ Какую цель перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться»,  «образовывать и называть», «сравнивать») ­ Учиться образовывать и называть …? ­ Учиться  сравнивать …. 3.Изучение  новых  знаний и  1) Постановка проблемы, введение нового понятия. ­А как это разделить на доли? Что такое доля? На доске: Деятельность  учащихся 1   ­      А 17 ­      П 6 ­         Е 13 ­       Л 28 ­       Ь 19 –      С 10 ­       И 15 ­       Н Апельсин Просмотр уч­ся  м/ф «Апельсин» ­Ему не  досталось  апельсина. ­Он не умеет  дружить. ­Дольку  апельсина ­Доли. ­Узнать что  такое доля. ДОЛИ ­Доля­это часть. ­Разрезать.способов  действий                     Беру яблоко и говорю: ­С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? ­Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно  поменьше.  ­Правильно я поступила?  ­Получились доли? ­Почему? ­А как правильно разрезать? ­Какой вывод можно сделать? На доске:  ­Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: ­На сколько равных долей разрезано яблоко? ­А если я возьму одну из двух долей?  ­ Как назовем долю? ­ Ещё разреу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?  Какая доля получилась ­ Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼  ­ Что эта запись обозначает?  ­ Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .  ­   Но   в   математике   есть   ещё   один   знак   деления,   он   называется «дробная   черта  ­­  и   соответственно   числа,   записанные   с   этим знаком, называются дробными. ­ Как вы думаете, что обозначает число под чертой?  ­ А число над чертой?  ­ В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей  (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»   ­   Современная   система  записи  дробей   была   создана   в   Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так,   как   сейчас,   стали   арабы.   Общеупотребительной   эта   запись дробей стала лишь в XVI веке.  ­ А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного   числительного   женского   рода   –   одна,   а   затем нижняя   цифра   как   порядковое   числительное   –   вторая,   третья, четвёртая и т.д. На доске: «Одна какая» 2) Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и  название долей. ­А теперь вы разделите одну полоску на две доли.  ­ Как сделаем?  ­Нет. ­Нет. Части не  равные. ­Части должны  быть равные. ­Доля­это  равная часть. ­Сначала  разрезать  пополам ­На две доли. Одна доля из  двух. Вторая. На четыре. Четвертая (Дети сначала  предлагают свои варианты  записи.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) Перегнем  полоску  пополам. Две Равные Одна вторая ½ Целое разделили на 2 равные­ Сколько таких долей во всей полоске?  ­ Какие они между собой? ­ Заштрихуйте часть.  ­ Как назовем долю?   ­ Кто сможет написать название второй части? ­ Что обозначает эта запись?   ­ Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.   ­ Как это сделать? ­ Какие доли между собой?  ­ Заштрихуйте одну четвертую долю. ­ Напишите на этой части её обозначение.   ­ Что обозначает эта запись? ­ Сколько  долей получится, если вы разделите полоску пополам  трижды? ­ Какие доли между собой? ­ Как назвать одну долю? ­ Как записать её название математически? ­ Что обозначает эта запись? ­ Заштрихуйте долю и запишите её название. 4.  Первичная  проверка  понимания  изученного 1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа  по слайдам. Слайды 2 – 15  ­ На сколько долей разделена фигура?  ­ Какие они между собой?  ­ Сколько долей?  ­ Как назвать одну долю?  ­ Запишите. ­  Как по другому назвать ½, 1/3, ¼. 2) Поиск названия долей в пословицах  ­ Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут. 5.  Применение знаний и  способов  действий 1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей. ­ Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек,  Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех?  Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам –  другой. Выставить две модели тортов. ­ На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?  ­ Как назвать эту долю? части (доли) и  взяли одну  такую часть Сложить  пополам, а затем еще раз  пополам. Равные ¼ Целое разделили на 4 равные  части (доли) и  взяли одну  такую часть Ответы детей. Проверка  практическим  способом. Равные. Одна восьмая ⅛ Целое разделили на   8   равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)   Равные Запись в  тетрадях и  самопроверка по слайду. ½ 1/5 1/8 ­ На 12. 1/12 Записать на  доске. На сколько  равных частей  разделили.­ Что обозначает число под чертой?  ­ Что обозначает число над чертой?  ­ На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? ­ Как назвать эту долю?  ­ Что обозначает число под чертой?  ­ Что обозначает число над чертой?  ­ Чьи куски будут больше?  ­ А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2) практическая работа в сравнении долей полосок.  ­ Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы  демонстрировали в начале урока. ­ Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество  долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. ­ Расположите доли в порядке возрастания. ­ Какая доля самая маленькая? Самая большая?  ­ Почему? Вывод о сравнении долей. 3) первичное закрепление умения сравнивать доли. Работа по слайдам 17 ­ 20 и запись неравенств в тетрадях.  ­ Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась  каждой?  ­ А если мышек будет 4?  ­ А на восемь мышек?  ­  Сравните получившиеся доли. ­ Объясните, почему вы так решили.  ­ Три девочки делили плитку шоколада поровну.  Какая доля  досталась каждой?  ­ А если подружек будет 6? ­ Сравните доли. ­ Объясните, почему вы так решили. 4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное  правило сравнения долей.  ­ Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек.  Чья доля больше?  ­ Почему? Докажите! Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения. ­ Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем? 5) Работа в парах.  ­ Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке  Ск. долей взяли. На 16. 1/16 Записать на  доске. На сколько  равных частей  разделили. Ск. долей взяли. Варианты  ответов детей. Запись на доске  и в тетрадях ½   ¼   ⅛ ⅛  < ¼  < ½ Чем больше  число, на  которое делили  целое, тем  меньше  полученная доля Запись дробей и  неравенств в  тетрадях 1/2 1/4 1/8 1/2  > 1/4  > 1/8   Чем больше  число, на  которое делили  целое, тем  меньше  полученная доля 1/3 1/6 1/3 > 1/6  Чем больше  число, на  которое делили  целое, тем  меньше  полученная доля Девочек. 1/12 >  1/16 Повторение  правилаубывания. Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю  доли. Какая фигура получилась? ­Какое правило применяли для выполнения задания? Резерв. Продолжение парной работы.  ­ Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в  порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами. 6.  Подведение итогов. 7.  Рефлексия 1) Домашнее задание: с. 34 ­35, № 2, 3, 7 2)­ Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?  ­ Что такое доля? ­ Какое главное условие должно быть выполнено при делении на  доли?   ­ Что обозначают числа в записи дробей? ­ Как сравнить доли? Урок целей достиг. ­ Где вы можете использовать полученные новые знания?  Вернемся к м/ф «Апельсин». ­ На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не  обидеть? Слайд 22 ­ Какие это будут части?  Самооценка успешности Лучше меньше,  но с друзьями. Звезда. Чем больше  число, на  которое делили  целое, тем  меньше  полученная доля Равные части. ­ В записи  нижняя цифра  обозначает, на  сколько равных  частей (долей)  разделили  целое, а верхняя – сколько таких  частей взяли. Чем больше  число, на  которое делили  целое, тем  меньше  полученная доля При угощении,  делении  поровну. Равные части.