МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол от ___________________ |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР Рула Ю.П.
«__»_________2020 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы _________Сокович Г.П.
«__»_________2020 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Карамельки»
7-10 лет
(2-4 классы)
на 2020-2021 учебный год
Составитель и автор рабочей программы, руководитель кружка
учитель начальных классов
Глушко Наталья Николаевна
Макеевка 2020
Законодательная и нормативно-правовая база организации кружковой работы в школе
• Закон «Об образовании» принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС)
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 04.04.2016 № 310)
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 26.07.2016 № 793)
• Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей (приказ МОН ДНР от 11.08.2015 № 392). Требования к программам дополнительного образования детей
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей
• Письмо МОН ДНР № 4144 от 09.09.2016 «О рекомендациях к ведению журнала планирования и учета работы кружка образовательной организации» и другие документы.
•Рабочий учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №60 города Макеевки»
Пояснительная записка
Программа танцевального кружка «Карамельки» 2-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:
- программа курса по выбору «Основы хореографического искусства» 1-4 классы, учителя хореографии высшей категории Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней № 53 с углубленным изучением отдельных предметов, одобрена к использованию в образовательных организациях Министерством образования и науки ДНР;
- программа «Хореография » 1-4 классы, Елагиной Н.Г., учителя хореографии высшей категории, общеобразовательная школа I-IIIступеней школы №5 г. Снежное, ДНР, , одобрена к использованию в образовательных организациях Министерством образования и науки ДНР ;
Данная программа составлена с дополнениями и изменениями.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-10 лет в течение одного года обучения в объёме 36 часов. На кружок отводится 2 часа в неделю. Запись в танцевальный кружок ведется по желанию.
Основные направления курса - художественно-эстетическое.
Цель программы: формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами музыки и ритмических движений.
Задачи программы:
Учебно-музыкальные:
- дать всем детям первоначальную подготовку, выявить их склонности и способности;
- научить взаимосвязи музыки и движения.
Развивающие:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию
движений, ориентировку в пространстве;
- развитие творческих и созидательных способностей.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.
Новизна и целесообразность
Программа предназначена для преподавания основ танцевального искусства в режиме внеурочных занятий, носит воспитательный характер и является основой занятий кружка. Рассчитана на коллективные занятия, а танец в группе – это умение соединить свои эмоции и переживания с другими и получить совместный результат, быть терпимым к ошибкам других и видеть свои. Всё это помогает социализации ребёнка в группе сверстников. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы.
Начать заниматься в кружке может любой ребенок без хореографической подготовки. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца, развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе. 3
В программу включены упражнения и движения, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Планируемые результаты обучения
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
− личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
− метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
− предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Формы, методы и методические приемы обучения.
Формы организации деятельности:
· фронтальная;
· в парах;
· групповая;
· индивидуально–групповая;
· ансамблевая.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
· словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
· наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ
· педагогом);
· практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
· готовую информацию;
· репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Приемы:
· игра;
· беседа;
· показ видеоматериалов;
· показ педагогом;
· наблюдение.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания.
Учащиеся научатся:
• уметь двигаться в такт музыке;
• иметь навыки актерской выразительности;
• уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
• знать позиции рук и ног;
• выполнять танцевать танец, предложенный программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.
Особенности организации занятий.
Возраст детей танцевального кружка «Карамельки» 7 -10 лет (2-4 классы). К занятиям допускаются все дети соответствующей возрастной группы, не имеющие медицинских противопоказаний. Рабочая программа танцевального кружка «Карамельки» разработана и рассчитана на 1 год систематических занятий, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
04.09.2020 |
31.05.2021 |
По плану- 36 По факту-39 |
По плану-72 По факту-78-4=74(без 01.01, 08.03, 03.05,10.05) |
Пн.11.40-12.25 Пт.-12.40-13.25 |
Формы представления результатов:
- проведение открытых уроков для родителей;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итоговых занятий; - участие в конкурсах
Учебно- тематический план
№ |
Тема
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Комплектование группы. Набор в кружок |
4 |
4 |
- |
2 |
Вводное занятия. Основные танцевальные правила. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Раздел 1. Ритмика и элементы музыкальной грамоты. |
22 |
1 |
21 |
|
1.1 Постановка корпуса, позиции и положения ног. |
5 |
1 |
4 |
|
1.2 Постановка корпуса позиции и положения рук |
5 |
- |
5 |
|
1.3 Элементы музыкальной грамоты |
5 |
- |
5 |
|
1.4 Коллективно-порядковые, движения пространственные перестроения |
7 |
- |
7 |
4 |
Раздел 2. Элементы ритмической и партерной гимнастики |
6 |
- |
6 |
5 |
Раздел 3. Танцевальные движения и танцы |
31 |
2 |
29 |
|
3.1 Основы русского народного танца (18 часов) |
18 |
1 |
17 |
|
3.2 Бальный танец. Фигурный вальс (13 часов) |
13 |
1 |
12 |
6 |
Раздел 4. Импровизация, музыкальные игры |
5 |
|
5 |
7 |
Раздел 5. Повторение. Итоговые занятия |
4 |
|
4 |
|
ИТОГО: |
74 |
8 |
66 |
Содержание материала программы
1.Комплектование группы. Набор в кружок.
2. Вводное занятия. Основные танцевальные правила.
Вводные занятие. Беседы «Правила поведения и техника безопасности во время занятий», «Что такое ритмика танец». Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Основные танцевальные правила. Разучивание разминок.
Раздел 1. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты» включает выполнение простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, построения и перестроения в геометрические (танцевальные) фигуры с целью изучить точки зала для свободной ориентировки детей в пространстве, ритмические упражнения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 2- 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел 2. Элементы ритмической и партерной гимнастики
Раздел «Элементы ритмической и партерной гимнастики» включает упражнения, способствующие физическому развитию детей, укреплению мышц, подвижности суставов, определённые движения на полу, которые помогают развить у ребёнка гибкость позвоночника, растяжку мышц спины, паховых мышц, постановку корпуса, силу ног, а также силовые упражнения на развитие пресса. Выполнение физических упражнений под музыку развивает музыкальное восприятие.
Раздел 3. Танцевальные движения и танцы.
Раздел «Танцевальные движения и танцы» включает изучение народных и детских массовых (бальных) танцев и движений к ним. Исполнение несложных этюдов. Танцы дают возможность детям познакомиться с национальной спецификой танца через музыку и характерные движения, приобрести навыки общения с партнером. Танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы.
Раздел 4. Импровизация, музыкальные игры.
Раздел «Импровизация, музыкальные игры» включает элементы актёрского мастерства: пантомиму, танцевальные шаги и движения в образах животных и птиц, этюды, передающие явления природы, тематические игры, задания на импровизацию. Невыразительность лица является одним из слабых мест в исполнительской практике, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, весёлая, сердитая).
Раздел 5. Повторение. Итоговые занятия.
Повторение. Итоговые занятия. Открытое занятие для родителей. Концертная деятельность в рамках школы и поселка.
Календарно –тематическое планирование
№ п/п |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
дата |
Примеч. |
|
План |
факт |
||||
1-4 |
Комплектование группы. Набор в кружок |
4 |
04.09-14.09 |
|
|
5 |
Вводное занятие. Основные танцевальные правила. Вводное занятие. Беседы «Правила поведения и техника безопасности во время занятий», «Что такое ритмика танец». Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. |
1 |
18.09
|
|
|
6 |
Основные танцевальные правила. Разучивание разминок |
1 |
21.09 |
|
|
Раздел 1. Ритмика и элементы музыкальной грамоты (22 часа) |
|||||
7 |
Беседа «Значения правильной постановки корпуса, основные положения ног, рук. Темп музыки. Строение.» |
1 |
25.09 |
|
|
8 |
1.1 Постановка корпуса, позиции и положения ног Разминка. Объяснение значения правильной постановки корпуса, основные положения ног. Основная стойка пятки вместе носки врозь, руки опущены вдоль корпуса на таллии, на юбочке |
1 |
28.09 |
|
|
9 |
Разминка. Основная стойка пятки вместе носки врозь, руки опущены вдоль корпуса |
1 |
02.10 |
|
|
10 |
Разминка. Основная стойка пятки и носки соединены (VI- позиция). Позиции ног VI- позиция узкая дорожка, I- позиция домик. |
1 |
05.10 |
|
|
11 |
Разминка. Позиции ног II- позиция широкая дорожка или мишка косолапый |
1 |
09.10 |
|
|
12 |
1.2 Постановка корпуса позиции и положения рук Разминка. Закрепить умения определять у себя правую, левую руку в танцевальных движениях |
1 |
12.10 |
|
|
13-14 |
Разминка. Положение рук на таллии: закрыты на пояс тыльной и наружной стороной кисти, руки опущены вдоль корпуса |
2 |
16.10 19.10 |
|
|
15 |
Разминка. Положение рук за спиной ладошка на ладошку - полочка, замочек. |
1 |
23.10 |
|
|
16 |
Разминка. Положение рук в паре за руки (руки соединены внизу). |
1 |
26.10 |
|
|
17 |
1.3 Элементы музыкальной грамоты Разминка. Начало и окончание движения вместе с музыкой. Движение в различных темпах |
1 |
30.10 |
|
|
18 |
Разминка. Музыкальные танцевальные темы. Определение характера музыки. Медленно, быстро, умеренно |
1 |
02.11 |
|
|
19 |
Разминка. Элементарные ритмические и пластические упражнения. Настроение в музыке и танце |
1 |
06.11 |
|
|
20 |
Разминка. Выделение сильной доли такта хлопком, притопом. Отработка на ходьбе и беге начала и окончания музыкальной фразы в такт музыки. |
1 |
09.11 |
|
|
21 |
Разминка. Прохлопывание ритмического рисунка по звучащей мелодии |
1 |
13.11 |
|
|
22 |
1.4 Коллективно-порядковые, движения пространственные перестроения Шеренга. Колонна. Правила построения и перестроения по два, по четыре. |
1 |
16.11 |
|
|
23 |
Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно. |
1 |
20.11 |
|
|
24 |
Круг. Принцип дробления и собирания круга. |
1 |
23.11 |
|
|
25 |
Нумерация точек зала. Повороты на месте на 1/4 и 1/2 круга. |
1 |
27.11 |
|
|
26 |
Построение и перестроение. Построение в колонну по одному и по два, перестроение из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах |
1 |
30.11 |
|
|
27 |
Движения в тройках в змейке стоя друг за другом взявшись за руки. Движения с ускорением и замедлением темпа |
1 |
04.12 |
|
|
28 |
Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца». |
1 |
07.12 |
|
|
|
Раздел 2. Элементы ритмической и партерной гимнастики (6 часов) |
||||
29 |
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела (лёжа на спине). Упражнения на развитие мышц туловища |
1 |
11.12 |
|
|
30 |
Наклоны вперед, вытянув руки, наклоны вперед, соединив стопы, наклоны в стороны на широкой растяжке |
1 |
14.12 |
|
|
31 |
Упражнения для гибкости позвоночника: «Корзинка». «Качели» - сидя с наклоном вперед, обхватить руками ноги, голову втянуть, сгруппироваться и перекатываться на спине. Упражнения для |
1 |
18.12 |
|
|
32 |
Упражнения для развития подвижности стопы: сокращение и вытягивание стоп. |
1 |
21.12 |
|
|
33 |
Упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины |
1 |
25.12 |
|
|
34 |
Упражнения на расслабление и группирование мышц. Упражнения на исправление осанки (лёжа на спине) |
1 |
28.12 |
|
|
|
Раздел. 3 «Танцевальные движения и танцы» (31час ) |
||||
35 |
3.1. Основы русского народного танца (18 часов) История народного танца, его происхождение. Просмотр видеоматериалов. |
1 |
04.01 |
|
|
36 |
Изучение правильного раскрывания и закрывания рук. Положения и позиции рук народного танца |
1 |
08.01 |
|
|
37 38 |
Постановка корпуса народно-характерного танца. |
2 |
11.01 15.01 |
|
|
39 |
Изучение поклонов |
1 |
18.01 |
|
|
40 41 |
Изучение подскоков |
2 |
22.01 25.01 |
|
|
42 43 |
Изучение притопов |
2 |
29.01 01.02 |
|
|
44 45 |
Изучение русского шага |
2 |
05.02 08.02 |
|
|
46 47 |
Изучение припаданий и перескоков |
2 |
12.02 15.02 |
|
|
48 49 50 51 52 |
Постановка русского народного танца |
5 |
19.02 22.02 26.02 01.03 05.03 |
|
|
|
3.2 Бальный танец. Фигурный вальс (13 часов) |
|
|
|
|
53 54 |
Изучение танцевального направления бального танца –фигурный вальс |
2 |
12.03 15.03 |
|
|
55 56 |
Поклон и реверанс бального танца |
2 |
19.03 22.03 |
|
|
57 58 |
Линия танца |
2 |
26.03 29.03 |
|
|
59 60 |
Вальсовые движения |
2 |
02.04 05.04 |
|
|
61 61 63 64 65 |
Постановка фигурного вальса |
5 |
09.04 12.04 16.04 19.04 23.04 |
|
|
Раздел 4. Импровизация, музыкальные игры ( 5 часов) |
|||||
66 |
Танцевальные шаги и движения в образах животных, птиц. Стараться передать повадки и характер животных. |
1 |
26.04 |
|
|
67 |
Этюды, передающие явления природы (падают снежинки, идёт дождь и др.); имитирующие действия человека (шить, рубать, красить); изображающие неодушевлённые предметы (ветер, море, деревья). Игра на развитие мимики лица «Маски» (грустная, весёлая, сердитая). |
1 |
30.04 |
|
|
68 |
Танцы-игры: «Пяточка-носочек», «Ручками похлопаем» , «Раз,два,три» |
1 |
07.05 |
|
|
69 |
Танцы-игры: «Буратино», «Две сестрицы, две руки», « Мои ручки хороши», «Макарена» |
1 |
14.05 |
|
|
70 |
Инсценировка детских песен. Импровизация на заданную тему (профессии, животные |
1 |
17.05 |
|
|
Раздел 5. Повторение. Итоговые занятия (4 часа) |
|||||
71 72 73 74 |
Повторение. Итоговые занятия Открытое занятие для родителей. Концертная деятельность в рамках школы и поселка. |
4 |
21.05 24.05 28.05 31.05 |
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
.
- учебный кабинет, коридор
- проектор и мультимедийный экран
- ноутбук
- колонки
- костюмерная
- аудиозаписи
-видеоматериалы
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
1. Конституция Донецкой Народной Республики.
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».
3. Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»).
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №94 от 22.06.2015 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»).
5. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №832 от 16.08.2017 «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»).
6. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №815 от 03.08.2016 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»).
7. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 679, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 августа 2018 года, регистрационный № 2723).
Список литературы
1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.