Управление образования
администрации Кизеловского муниципального района.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества».
Утверждаю:
Директор ЦДТ Печать.....................ФИО «........»..................20… г.
Дополнительная образовательная программа
«В мире прекрасного – времена года.»
Возраст детей: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год.
Педагог дополнительного образования:
Кулпина Ольга Владимировна.
Кизел – 2012 - 2013
Пояснительная записка.
Сегодня актуальность нравственного и эстетического воспитания очевидна. Дети должны понимать глубокую духовную связь человека с природой, с окружающим миром, осознавать необходимость жить в гармонии с природой. Природа во многом – это мы сами.
Как сказал В. Астафьев: «Душа природы присутствует в нас». И те, кому сегодня 7 – 10 лет, должны вырасти с убеждением, что человек и природа – единый организм, и, если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное, мы должны научить видеть прекрасное в обычном, чувствовать гармонию природы, восхищаться ее красотой.
Нравственное воспитание и образование представляют собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие эстетической образованности и воспитанности детей, накопление знаний, формирование умений и навыков, пробуждение высоких нравственно – эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли.
Эстетическое образование и воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны, открыты. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.
Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств нравственного и эстетического воспитания и образования именно для категории младших школьников ставят особенно остро.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Большой интерес для младших школьников представляют игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность обучающемуся проверить и проявить свои способности, включающие его в процесс соревнования с другими учащимися.
И поэтому, предпочтение в процессе поиска новых и эффективных средств нравственного воспитания и образования отводится играм, которые, во – первых: интегральны, многофункциональны по своему характеру; во – вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в – третьих, интересны детям; в – четвертых, органически вписываются в современные учебно – воспитательные системы.
Обобщая, все выше сказанное, можем твердо сказать, что усиление нравственного и эстетического воспитания является проблемой номер один, поэтому мы считаем, что наша программа является актуальной.
Цели и задачи.
Цель— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи -
- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать освоению первичных знаний по разнообразию и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей, средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народно-художественных
Учебный план.
Программа рассчитана на 1 год;
144 часов по 4 часа в неделю
Учебно – тематический план
№ п\п |
Тема занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
5 |
3 |
2 |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2 |
Осень |
29 |
12 |
17 |
3 |
Зима |
40 |
10 |
30 |
|
Весна
|
37 |
15 |
22 |
4 |
Лето |
27 |
16 |
11 |
5 |
Итоговое занятие |
4 |
2 |
2 |
Всего часов: |
144 |
60 |
84 |
«Содержание программы»
Инструктаж по технике безопасности включает себя основы безопасного обращения с техническими материалами (Акварельные краски, кисти, ножницы, бумага). Правила поведения в кабинете, в общественных местах, обсуждение безопасного пути до школы и обратно, правила поведения при пожаре, при террористических актах, ПДД.
Вводное занятие – сотворчество учителя и ученика, помогает определить уровень подготовленности и развития творческих способностей детей. Наметить траекторию развития группы с учетом возможностей детей. Познакомить обучающихся с разделами программы, заинтересовать и замотивировать.
Осень - Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Дети осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники ( рисование с натуры, по памяти, по воображению)Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого. Умение видеть красоту родной природы в осенний период.
Зима - Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Обучающиеся знакомятся с известными авторами и произведениями, учатся выражать свои мысли с помощью кисти и краски.
Весна – Лето Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Здесь обучающимся предлагается сделать упор на обращение к природе, наблюдение за ее пробуждением, за красотой в малом.
Итоговое занятие - Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Методическое обеспечение программы (методические рекомендации).
Обучающиеся должны иметь:
Акварельные краски, кисти, карандаши, ватман А4, пластилин, цветной картон, цветную бумагу, гуашь, палитру, клей ПВА.
В своей программе используем следующие методы и приемы работы:
· участие в выставках, конкурсах,
· выступление на концертах,
· КВН, викторина, открытое занятие.
Для того, чтобы потенциал нравственного и эстетического воспитания был четко реализован, необходимо учитывать ряд правил в организации их правильного внедрения в учебно – воспитательный процесс. Для оказания помощи учителю в проведении игр нравственного содержания предлагаем следующие методические рекомендации, которые помогут правильно и эффективно организовать работу по эстетическому воспитанию.
Суть их заключается в следующем:
1. В основу сценария, правил игры должна быть положена реальная жизненная ситуация. При этом учитывается возраст играющих, их жизненный опыт, умения и знания, которые потребуются в ходе игры.
2. Учащимся четко сообщают игровую ситуацию, правила поведения в игре. Играющие распределяют между собой роли. Проводят соответствующую подготовительную работу. Главное требование в том, что все участники должны находиться в равных условиях и наиболее полно реализовать свои индивидуальные возможности.
3. Проведение игр эстетического содержания требует создания определенной обстановки, на открытом воздухе, способствующей формированию реального представления.
4. В ходе игры задача учителя заключается в поддержании постоянного интереса у участников игры. С этой целью педагог или зрители игры предлагают новые, незапрограммированные ситуации.
Жизненная ситуация, положенная в основу содержания игры, должна предусматривать выход из игры в реальную жизнь. Учащиеся точно осознавать, оценивать действия и поступки, предложенные в игре, смогли проявить свои новые знания, умения, навыки в повседневной жизни.
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся.
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· понимание образной природы искусства;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Список литературы.
Абунина Е. Д. Начальная школа в системе непрерывного образования // Нач. школа. – 2002. - № 3. – с. 13 – 15.
БаухореваГ. В. Многообразие художественного воспитания – 2002. - № 6. – с. 19 – 21.
Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Г. Науменко. – М.: Дет. Лит., 1980. – 63 с., ил.
Заветный клад. Избранная народная проза и поэзия. / сост. В. В. Климова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 392 с.
Приложение.
Тема: игра «Крестики – нолики»
Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, умение видеть красоту природы и выражать свои чувства на бумаге
Игра проходит на игровом поле 3 Х 3, всего 9 клеточек. Возможны два варианта подведения итогов.
1. разыгрываются все 9 клеток, постепенно заполняется все игровое поле. В этом случае побеждает команда, у которой на игровом поле окажется больше своих значков.
2. одной из команд в ходе игры удается выстроить в один ряд по горизонтали, по вертикали три своих значка, тогда игра прекращается и победа присуждается этой команде.
У каждой команды свой отличительный знак (капелька, снежинка)
На игровом поле 9 клеточек. Каждая клеточка таит в себе загадку о каком – либо явлении природы или предмете неживой природы. Команды по очереди называют номер клеточки, слушают загадку, и если отвечают на нее в течение 5 секунд, то на эту клеточку ставят свой значок.
1.Выросло, сповыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко встало,
Ничего не стало. (Туман).
2.Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
Спутницу мою всяк может видеть,
Но никто не слышит.(Гром и молния).
3.Стоят старички, на них белые колпачки,
Не шиты, не мыты, не вязаны. (Пни в снегу)
4. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю.
Я от матери рожден, сам ее рождаю. (Лед).
5. Заря – зарница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла,
Месяц увидал, солнце подняло. (Роса)
6. Меня часто просят, ждут,
А только покажусь,
Сразу прятаться начнут. (Дождь)
7. В ночной стене, в круглом окне,
Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)
8. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
9. Как - то раз средь бела дня
Обманул шалун меня:
Спрятал поле, луг, стога,
Речку, лес и берега.
Показалось мне вначале,
Что они гурьбой сбежали.
Лишь седой шутник исчез –
Объявился луг и лес,
Обнаружились стога,
Поле, речка, берега.
Прояснились небеса,
Вновь видать земли краса.
Это ли не чудеса? (Туман).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.