Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
« В гостях у сказки»
направленность программы:
уровень освоения программы: базовый
возрастная категория обучающихся: 3-4 года
срок реализации программы: 2 года
ФИО, должность
разработчиков программы:
Шишкунова Марина Владимировна,
старший воспитатель;
Самар
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2018 гг.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Новизна. К использованию книжного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание произведения, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить необычные ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и рисование и лепка) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, новых открытий и знаний.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге, но и развиваются творческие способности, фантазия при выполнении рисунков, раскрасок, фигурок из пластилина. Происходит интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания и обсуждения сказок.
Работа кружка организуется в младшей группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю, 34 ОД в год. Количество детей: 10-12 человек. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – младшая группа (3-4 года). Длительность одного периода ООД в младшей группе - 15 минут.
Цель программы: повысить интерес детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы.
По источнику получения знаний:
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация): обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- приобщение детей среднего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
- оформление папки-передвижки «По дорогам сказок»;
- подведение итогов кружковой работы.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Учебно-тематический план в младшей группе
Сентябрь |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Театр настольных игрушек по сказке «Курочка Ряба». Лепка яйца из пластилина. |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. |
2. |
Фланелеграф по сказке «Репка» |
Продолжать знакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. Показать сказку для детей младшей группы. |
3. |
«Петушок с семьей» К. Ушинский |
Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. |
4. |
«Петушок с семьей» К. Ушинский |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр на палочках по сказке. |
Октябрь |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Мультфильм «Колобок». |
Продолжать знакомить детей со сказкой «Колобок». Разучивать с детьми слова к сказке. |
2. |
Сказка «Колобок». Лепка колобка из пластилина. |
Продолжать разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. Украшение колобка: глаза, рот, нос. |
3. |
«Медвежонок Бурик» Т. Александрова |
Познакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Раскрашивание медвежонка Бурика. |
4. |
«Медвежонок Бурик» Т. Александрова |
Продолжать знакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь. |
Ноябрь |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Мультфильм «Теремок». |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. |
Конструирование теремка. |
Учить складывать теремок из разных видов конструктора. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику. |
3. |
«Рукавичка» Украинская сказка. |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр настольных игрушек по сказке. |
4. |
«Рукавичка» Украинская сказка. |
Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки. |
Декабрь |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Сказка «Снегурушка и лиса» |
Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. |
Сказка «Снегурушка и лиса» |
Продолжать прививать детям любовь к русским народным сказкам. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. |
«Храбрый еж». Д. Хармс |
Познакомить детей со сказкой «Храбрый еж». Воспитывать интерес к диким животным. |
4. |
«Храбрый еж». Д. Хармс |
Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
Январь |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Сказка «Гуси-лебеди». |
Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. |
Фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди». |
Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок), добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
Февраль |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Мультфильм «Заюшкина избушка» |
Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. |
Сказка «Заюшкина избушка» |
Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Игра-конструирование «Избушка для зайчика». |
3. |
«Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) |
Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. |
«Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) |
Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас. |
Март |
Тема |
Программные задачи |
1. |
Сказка «У страха глаза велики» |
Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. |
Мультфильм «У страха глаза велики» |
Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
3. |
«Маша и медведь». |
Познакомить детей со сказкой. |
4. |
«Маша и медведь». |
Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке. |
Апрель |
Тема |
Программные задачи |
1. |
«Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева |
Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками. |
2. |
«Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
3. |
«Земляничка» Н. Павлова. |
Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. |
«Земляничка» Н. Павлова. |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка». |
Май |
Тема |
Программные задачи |
1. |
«Бычок – черный бочок, белые копытца». |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. |
«Бычок – черный бочок, белые копытца». |
Продолжать знакомить детей со сказкой. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. |
Литературная викторина. |
Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях кружка. |
4. |
Подведение итогов кружковой работы за учебный год: папка-передвижка «По дорогам сказок» |
Подготовить отчет о работе кружка: оформить папку-передвижку «По дорогам сказок» |
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
2. Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова, Младшая группа. / - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
3. Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок.- СПБ: Детство-Пресс,2003.
4. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В.В.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
5. Лучшая книга сказок /сост. А.С. Давыдов – М.: Эксмо-Пресс, 2004.
6. Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М.А.Михайлова – М.: Академия-Пресс, 1999.
7. Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко – М.: Просвещение, 1982.
8. Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л.Ю. Субботина– М.: Просвещение, 2005.
9. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л.Б.Фесюкова.- М.: Сфера, 2014.
10. Читаем по слогам. Маша и медведь. М.: «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
11. Обучающие мультфильмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.