2. Паспорт программы
Название программы |
«Ритм» |
|
Направленность, классификация программы |
физкультурно-спортивная, модифицированная |
|
Срок реализации программы |
1 год |
|
Возраст обучающихся |
9-12 лет |
|
Количество обучающихся по программе |
12-15 |
|
Ф.И.О. составителя программы |
Гареева Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования |
|
Территория |
ХМАО – Югра, Сургутский район, п.г.т. Федоровский |
|
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628433, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, улица Лесная, дом 8, корпус Б |
|
Контакты |
Телефон: 8(3462)73‑18-40 е-mail: rcdt61@mail.ru |
|
Год разработки |
2023 |
|
Цель |
развитие и совершенствование творческих и физических способностей детей, укрепление их здоровья в процессе обучения искусству хореографии, танцевальной аэробики. |
|
Задачи |
образовательные: § способствовать получению новых знаний детьми о здоровом образе жизни; § знакомить с терминологией; § обучать двигательным действиям с учетом индивидуальных особенностей развития средствами танцевальной аэробики, хореографии; § совершенствовать умения двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности; развивающие: § развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую физическую выносливость; § развивать специальные двигательные способности: координацию, гибкость, пластику; § развивать ритмичность и музыкальность, эстетический вкус, творческое воображение и фантазию; § развивать чувство ответственности и гордости за достижения своей страны; воспитательные: § воспитывать общую культуру поведения; § воспитывать чувство самостоятельности, ответственности, организованности; § воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность; § воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; § воспитывать волевые качества личности, мужество, стойкость, гражданственность. |
|
Документы, послужившие основанием для разработки программы |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 6. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества». |
|
Образовательные форматы |
§ очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; § заочно – обучающиеся получают задание, после выполнения отправляют готовый результат; § дистанционно – выполнение заданий с постоянной технической поддержкой. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия: для обучающихся 9-12 лет по 40 минут. Формы контроля: анкетирование, педагогическое наблюдение, устный опрос, игровые программы, самостоятельная работа, мини-концерты, проекты, результаты участия в конкурсах. |
|
Требования к условиям организации образовательного процесса |
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: § Персональный компьютер. § Операционная система Windows. § Установленный браузер. § Доступ в интернет. Для очных занятий: § Хореографический зал. § Компьютер. § Проектор. § Интерактивная доска. § Обручи. § Коврики. § Костюмы. |
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: § познавательные интересы и активность в данной области предметной деятельности; § потребность сотрудничества со сверстниками; § бесконфликтное поведение; § стремление прислушиваться к мнению членов коллектива; § эстетические потребности; § мотивация к двигательной деятельности, интеллектуальному и творческому труду; повышение уровня учебной успешности. Метапредметные результаты: У обучающихся будут сформированы действия: § освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкального и танцевального материала; § умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания танцевально-музыкальных образов; § определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; § умение оценивать свои творческие возможности; § умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. § умение определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; § умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты. Предметные результаты: К концу обучения обучающиеся: § будут знать правила безопасного поведения на занятиях, требований безопасности к местам занятий; § будут знать понятия и терминологию; § будут знать правила выполнения общеразвивающих упражнений и причин развития и симптомов плоскостопия; § будут знать положительные свойства дыхательных упражнений и релаксационных упражнений; § будут знать приёмы имитации, подражания; § будут уметь выполнять перестроения и построения; § будут уметь выполнять комплекс общеразвивающих, коррекционных упражнений, упражнений для развития музыкального темпа, ритма, координации движений, нестандартные упражнения, упражнения, направленные на развитие выдумки, воображения творческой инициативы; § будут уметь выполнять основные элементы хореографии и танцевальной аэробики. |
|
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
Риски программы |
Пути преодоления |
Во время дистанционного обучения не у всех обучающихся могут быть компьютеры (устройства), чтобы заниматься онлайн |
Возможность заниматься онлайн по видеозаписи занятия |
|
Не хватает минимальных знаний пользования ПК у детей и родителей – отсюда проблема выполнять задания |
Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком |
|
Пассивность родителей |
Привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям, анкетирование |
|
Отсутствие заинтересованности обучающихся к проектной деятельности |
Рекламирование результатов реализованных проектов обучающихся, определение алгоритма и критериев оценивания проектов |
|
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: хореографический зал, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 12-15 ученических мест, доступ к сети Интернет, мультимедийные презентации. · Компьютер. · Проектор. · Интерактивная доска. · Обручи. · Коврики. · Костюмы. Для дистанционных занятий: Программное обеспечение Операционная система Windows, Microsoft Office (MS Word, MS Power Point). |
3. Пояснительная записка
Аннотация
«Отсутствие активности разрушает здоровье любого
человека, в то время как движение и физические
упражнения сохраняют его»
Платон
Физкультурно-спортивное направление является одним из важных направлений дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» – это хороший старт для самореализации и самовыражения тех детей, которые решили продолжить обучение искусству танца. Программа предусматривает оптимальный и плавный переход обучающихся с одного этапа на другой, чтобы обеспечить поступательный ход развития обучения.
Освоение программного материала базового уровня предполагает получение обучающимися базовых знаний в области хореографии и танцевальной аэробики.
Занятия хореографией и танцевальной аэробикой – это огромные возможности для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Один из важных факторов работы на данном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов и движений при максимуме возможности их сочетания. Изучение программы начинается с несложных движений и заданий, затем программный материал расширяется, совершенствуется и обогащается.
Разнообразие сочетаний танцевальных элементов и движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию у детей. В постановочной работе необходимо разбудить детскую фантазию, добиться состояния вдохновения. Тематика постановочной работы основана, прежде всего, на возрастных и психологических особенностях детей. В основе ее лежит интересное, увлекательное содержание танцевальной композиции. Публичные выступления способствуют формированию личности ребенка, являются стимулом для дальнейшего его исполнительского роста, осознанного отношения к требованиям педагога на занятиях.
В рамках реализации программы особое значение уделяется патриотическому воспитанию детей и подростков, формированию таких компетенций, как верность Родине, готовность служения Отечеству и его вооруженной защите, изучению истории и культуры Отечества, повышению уровня физического развития детей, созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни.
При разработке программы использованы типовые программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, авторская программа «Чудо-ритмика» Е. Скрипниченко, методические рекомендации С.Л. Слуцкой из пособия по хореографии в детском саду «Танцевальная мозаика».
Направленность программы
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Содержание дополнительной программы направлено на изучение, как теоретических основ, так и на развитие двигательного потенциала ребенка, сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование социальных компетентностей.
Нормативно-правовые документы
при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритм»:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
4.Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества».
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления здоровья, развития физических способностей и двигательных навыков детей школьного возраста. Снижение двигательной активности – серьезная угроза не только здоровью, но и правильному формированию развивающегося организма.
Актуальность предлагаемой программы определяется и запросом со стороны родителей и детей на программы физкультурно-спортивной направленности. Во время занятий у детей формируются и развиваются такие физические данные, как подвижность, выносливость, сила, ловкость; танцевальные данные: гибкость, пластичность, танцевальный шаг и т. п.
Новизна и отличительные особенности
Совмещение нескольких танцевальных направлений (классический, народно-сценический, современный танец), позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся. Дополнена программа новым разделом - танцевальная аэробика, доступность, увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий которой позволяют использовать данный вид деятельности, как одно из средств физического и психического развития детей.
Адресат программы: дети и подростки в возрасте от 9 до 12 лет, проживающие на территории Сургутского района.
Программа «Ритм» ориентирована на детей 9-12 лет. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной значимой деятельности, повысить собственную самооценку.
Педагогическая целесообразность
Данная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей данного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения (словесные, наглядные, практические, игровые и т.д.) и содержательный компонент отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход в рамках групповых занятий позволяет раскрыть и развить творческие способности, двигательные умения, воспитывать устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к танцевальной аэробике и хореографии.
Музыкально – двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыки развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности. Программный материал программы включает танцевальную аэробику, хореографию, постановку композиций. В процессе изучения различных форм движений, танцевальных элементов происходит развитие координации и пространственной ориентации, вырабатывается чувство ритма, формируется правильная осанка, укрепляется мышечный корсет ребенка, развивается гибкость и пластичность.
Цель программы: развитие и совершенствование творческих и физических способностей детей, укрепление их здоровья в процессе обучения искусству хореографии, танцевальной аэробики.
Задачи программы:
образовательные:
§ способствовать получению новых знаний детьми о здоровом образе жизни;
§ знакомить с терминологией;
§ обучать двигательным действиям с учетом индивидуальных особенностей развития средствами танцевальной аэробики, хореографии;
§ совершенствовать умения двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности;
развивающие:
§ развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую физическую выносливость;
§ развивать специальные двигательные способности: координацию, гибкость, пластику;
§ развивать ритмичность и музыкальность, эстетический вкус, творческое воображение и фантазию;
§ развивать чувство ответственности и гордости за достижения своей страны;
воспитательные:
§ воспитывать общую культуру поведения;
§ воспитывать чувство самостоятельности, ответственности, организованности;
§ воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
§ воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;
§ воспитывать волевые качества личности, мужество, стойкость, гражданственность.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
§ фронтальная;
§ групповая;
§ индивидуальная.
Организационно – педагогические условия
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Срок реализации программы: 1 год (144 часа).
Возраст обучающихся: 9-12 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Режим занятий: 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 академических часа: для обучающихся 9-12 лет по 40 минут).
Форма организации: групповая.
Методы обучения: теоретические, практические.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, проектная, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения.
Характеристика педагогического состава: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в данном направлении деятельности.
4. Планируемые результаты
Предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала.
К концу обучения обучающиеся:
§ будут знать правила безопасного поведения на занятиях, требований безопасности к местам занятий;
§ будут знать понятия и терминологию;
§ будут знать правила выполнения общеразвивающих упражнений и причин развития и симптомов плоскостопия;
§ будут знать положительные свойства дыхательных упражнений и релаксационных упражнений;
§ будут знать приёмы имитации, подражания;
§ будут уметь выполнять перестроения и построения;
§ будут уметь выполнять комплекс общеразвивающих, коррекционных упражнений, упражнений для развития музыкального темпа, ритма, координации движений, нестандартные упражнения, упражнения, направленные на развитие выдумки, воображения творческой инициативы;
§ будут уметь выполнять основные элементы хореографии и танцевальной аэробики.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся.
У обучающихся будут сформированы действия:
§ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкального и танцевального материала;
§ умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания танцевально-музыкальных образов;
§ определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
§ умение оценивать свои творческие возможности;
§ умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
§ умение определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
§ умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
§ познавательные интересы и активность в данной области предметной деятельности;
§ потребность сотрудничества со сверстниками;
§ бесконфликтное поведение;
§ стремление прислушиваться к мнению членов коллектива;
§ эстетические потребности;
§ мотивация к двигательной деятельности, интеллектуальному и творческому труду; повышение уровня учебной успешности.
5. Формы проведения аттестации:
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение, просмотр, практические задания, показательные выступления, концерты, фестивали, конкурсы (Приложение 2).
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1.1. |
«Упражнения на ориентировку в пространстве» |
8 |
2 |
6 |
Вводный тест. Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
1.2. |
«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)» |
38 |
10 |
28 |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, взаимоконтроль, флешмоб |
1.3. |
«Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация)» |
10 |
2 |
8 |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
1.4. |
«Импровизация в танце» |
12 |
3 |
9 |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, мини-концерт |
1.5. |
«Специальная физическая подготовка (элементы танцевальной аэробики, основы хореографии)» |
42 |
12 |
30 |
Наблюдение, взаимоконтроль, танцевальный марафон |
1.6. |
«Постановочная работа» |
34 |
10 |
24 |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
|
ВСЕГО: |
144 |
39 |
105 |
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол- во часов |
Тема раздела |
Место проведения |
Форма контроля |
144 |
||||||||
I |
|
|
Игра на знакомство и сплочение коллектива Беседа, практическая коллективная работа |
8 |
«Упражнения на ориентировку в пространстве» |
МАУДО «ЦДТ» |
Вводный тест. Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
|
II |
|
|
Презентация, беседа, практическое занятие |
38 |
«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)» |
МАУДО «ЦДТ» |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, взаимоконтроль, флешмоб |
|
III |
|
|
Презентация, беседа, практическое занятие |
10 |
«Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация)» |
МАУДО «ЦДТ» |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
|
IV |
|
|
Урок – игра |
12 |
«Импровизация в танце» |
МАУДО «ЦДТ» |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, соревнование |
|
V |
|
|
Беседа, практическое занятие, презентация |
42 |
«Специальная физическая подготовка (элементы танцевальной аэробики, основы хореографии)» |
МАУДО «ЦДТ» |
Наблюдение, взаимоконтроль, танцевальный марафон |
|
VI |
|
|
Беседа, презентация, практическая работа |
34 |
«Постановочная работа» |
МАУДО «ЦДТ» |
Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
7. Условия реализации Программы
Материально-техническое оснащение:
Для очных занятий:
§ Хореографический зал.
§ Компьютер.
§ Проектор.
§ Интерактивная доска.
§ Обручи.
§ Коврики.
§ Костюмы.
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
§ Персональный компьютер.
§ Операционная система Windows.
§ Установленный браузер.
§ Доступ в интернет.
Программное обеспечение:
1) Методические виды продукции.
Разработки занятий, мероприятий, игр, бесед, экскурсий, конкурсов:
· Час общения: «История создания Вооруженных Сил РФ», «Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение»; «День Государственного флага Российской Федерации»;
· Игра – викторина «Знаток народных праздников», посвященная году народного искусства и нематериального культурного наследия народов»;
· Конкурсно - игровая программа «Поиграем весело»;
· Познавательная профилактическая презентация «Безопасное поведение с бездомными животными»;
· Презентация «Герои Великой Отечественной войны»;
· Викторина-конкурс «В мире интересного»;
· Викторина ко дню космонавтики «Полет Гагарина»;
· Игра – конкурс «Угадай-ка мелодию».
2) Рекомендации по проведению практических работ:
Содержание программы строится на приоритетном использовании практических, игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.
На занятиях много времени уделяется практическим видам деятельности, играм. Все используемые игры способствуют оптимальной подготовке детского организма к более высоким психическим и физическим нагрузкам. Чередование развивающих игр и физической нагрузки сбалансировано таким образом, чтобы обучающиеся не переутомлялись во время занятий. Все движения выполняются под высокохудожественную музыку (классическую, народную, современную), используются музыкальные композиции и сюжетно-тематические произведения, что позволяет развивать в детях эстетический вкус.
Перед началом каждого занятия педагог должен проверить внешний вид детей, проследить, чтобы все были аккуратно причесаны, одеты в соответствующую форму, сняли различные украшения (серьги, цепочки, браслеты, часы), которые могут послужить помехой на занятиях и стать причиной травм.
По мере освоения учебного материала, оценив творческие способности детей, педагог может осуществлять постановочную работу, опираясь на уже усвоенный материал.
Актуальным для занятий является применение здоровьесберегающих технологий, создание комфортной атмосферы, а также «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию к занятиям у детей.
3) Методики по исследовательской работе.
Проектный метод в данном виде деятельности позиционируется как инновационный подход. Работа над проектом позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Становление проектных умений, позволяющих обучающимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать и классифицировать, лучше начинать с младшего возраста, так как потенциал этих детей высок, да и накопленные детьми знания и умения следует закреплять и применять – им нужен естественный выход, детям необходимо дать почувствовать значимость их знаний и умений на практике. В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности, и на всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли соучастника, консультанта и помощника, а не эксперта.
Этапы учебно-исследовательской работы:
§ Выбор и формулировка темы исследования
§ Выдвижение предположений (гипотезы)
§ Определение цели и задач работы
§ Выбор объекта, предметы исследования
§ Обоснование актуальности исследования
§ Определение методов исследования
§ Проведение собственно исследования (проверка гипотезы)
§ Результаты учебно-исследовательской работы
§ Защита учебно-исследовательской работы
Результаты проектной деятельности:
Уметь:
§ находить/видеть проблему;
§ формулировать, задавать вопросы;
§ выдвигать гипотезы;
§ намечать план реализации и проверки гипотезы;
§ оперировать понятиями по теме исследования;
§ графически представлять полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы);
§ разрабатывать материал для проведения исследования (анкеты, вопросы к беседе);
§ наблюдать явления и факты;
§ делать выводы, умозаключения, анализировать;
§ структурировать материал;
§ доказывать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;
§ работать с различными видами информации.
Основные критерии оценки исследовательских работ:
· актуальность и новизна выбранной темы;
· соответствие заявленной темы и содержания работы;
· соответствие цели, задач и результатов работы;
· степень знакомства автора с литературой по теме;
· количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
· целесообразность выбранных методов, приёмов и подходов к решению поставленных задач;
· объём практической (непосредственно исследовательской) части работы;
· умение анализировать полученные результаты;
· сформированность и аргументированность собственного мнения;
· язык изложения;
· уровень владения терминологией;
· грамотность оформления работы;
· качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
· умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.
8. Содержательно - тематическая структура
Цель программы: развитие и совершенствование творческих и физических способностей детей, укрепление их здоровья в процессе обучения искусству хореографии, танцевальной аэробики.
Задачи программы:
образовательные:
§ способствовать получению новых знаний детьми о здоровом образе жизни;
§ знакомить с терминологией;
§ обучать двигательным действиям с учетом индивидуальных особенностей развития средствами танцевальной аэробики, хореографии;
§ совершенствовать умения двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности;
развивающие:
§ развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую физическую выносливость;
§ развивать специальные двигательные способности: координацию, гибкость, пластику;
§ развивать ритмичность и музыкальность, эстетический вкус, творческое воображение и фантазию;
§ развивать чувство ответственности и гордости за достижения своей страны;
воспитательные:
§ воспитывать общую культуру поведения;
§ воспитывать чувство самостоятельности, ответственности, организованности;
§ воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
§ воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;
§ воспитывать волевые качества личности, мужество, стойкость, гражданственность.
Раздел I «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Теория: Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием, с планами и задачами на учебный год, режимом работы объединения, правилами поведения обучающихся в объединении. Инструктаж по ТБ. Беседа о танцевальном зале, об элементарных построениях и перестроениях. Понятия пространственных перестроений: «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «диагональ», «круг», «полукруг».
Практика: Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Элементарные перестроения и построения (строй, шеренга, колонна, ряд, диагональ, круг, полукруг и др.) Ориентировка в танцевальном зале и нахождение своего места.
Раздел II «Общеразвивающие упражнения (ОРУ)»
Теория: Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – важное средство для развития основных физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Основная цель ОРУ - подготовить обучающихся к выполнению упражнений в основной части занятия, разогреть все группы мышц. Техника исполнения общеразвивающих упражнений.
Практика: Освоение упражнений на развитие правильной осанки, гибкости. Упражнения для туловища, шеи и спины. Упражнения для рук, ног. Упражнения, сидя, лежа на полу. Упражнения с предметом. Растяжка, поперечный и продольный шпагат.
Раздел III «Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация)»
Теория: Причины развития и симптомы плоскостопия. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, ее положительные свойства. Релаксация – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Практика: Комплекс упражнений лечебной физической культуры, направленных на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Упражнения дыхательной гимнастики: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обними плечи». Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Упражнения на релаксацию: «Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Птички». Расширение представления о здоровом образе жизни. Знакомство детей с основными ценностями здорового образа жизни.
Раздел IV «Импровизация в танце»
Теория: Импровизация - основа природы танцевального искусства.
Импровизация – отличный способ помочь детям преодолеть застенчивость и пообщаться друг с другом. Занятия такого формата упрощают процесс обучения, превращая его в увлекательное приключение. Эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и характер упражнений, улучшает концентрацию внимания, память, навыки мышления, пространственный интеллект и другие когнитивные способности.
Практика: Импровизация в технике «Ленточка». Деление обучающихся на пары. Педагог предлагает исполнить те или иные движения, не выпуская ленточки из рук. От детей требуется умение чувствовать партнера, чтобы в процессе совместных движениях получился танец. Обучающиеся исполняют танцевальные комбинации в паре с ленточками в руках. Импровизация на свободную или заданную тему предполагает создание детьми танцевального этюда или композиции. Она основана на памяти и степени подготовки импровизирующего, который может составлять композицию из готовых комбинаций, а иногда основывается на конкретной форме или виде танца. Чем богаче выбор выразительных средств, тем неожиданнее и оригинальнее будет его импровизация. Танцевальный батл (участники по желанию выбирают карточки и импровизируют в танце, выполняя задания: веселый, сонный, неуклюжий, пугливый, смелый, повар, обезьяна, кот, музыкант, спортсмен).
Раздел V «Специальная физическая подготовка (элементы танцевальной аэробики, основы хореографии)»
Теория: Хореографические термины. История возникновения и развития аэробики как одной из видов оздоровительной гимнастики, её основное содержание, особенности и направления.
Техника, стиль и манера исполнения элементов танцевальной аэробики, классического, народно-сценического и современного танца.
Практика: Постановка корпуса, ног, рук, головы. Выполнение элементов танцевальной аэробики и хореографии:
-позиции ног, рук;
-поклон;
-упражнения на развитие координации движений;
-элементы танцевальной аэробики;
-элементы классического танца;
-элементы народно – сценического танца;
-элементы современного танца.
Раздел VI «Постановочная работа»
Теория: Музыка и танец. Танцевальный этюд. Танцевальная композиция. Тема, идея, жанр танцевальной композиции.
Практика: Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, манеры исполнения). Работа над исполнительским мастерством, эмоциональной выразительностью. Разучиваются отдельные комбинации движений, которые в дальнейшем соединяются в номера. Отработка техники, синхронности, характера и манеры исполнения. Подбор музыкального материала для хореографических постановок.
Формы, методы организации занятий: презентации, беседы, практическая работа, игры, дискуссии, упражнения на взаимодействие в группах, конкурсы, викторины, демонстрация фильмов с последующим обсуждением, тестирование, проектная деятельность.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Название раздела, темы |
Теория |
Практика |
Всего |
|
|
Раздел I «Упражнения на ориентировку в пространстве» |
2 |
6 |
8 |
1. |
|
Игровой тренинг. Входной контроль. |
0,5 |
1,5 |
2 |
2. |
|
«Улицы в лицах». |
0,5 |
1,5 |
2 |
3. |
|
Точки в классе. |
0,5 |
1,5 |
2 |
4. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
|
Раздел II «Общеразвивающие упражнения (ОРУ)» |
10 |
28 |
38 |
5. |
|
Изучение мышц спины. |
1 |
1 |
2 |
6. |
|
Упражнения для шеи. |
0,5 |
1,5 |
2 |
7. |
|
Упражнения для спины. |
0,5 |
1,5 |
2 |
8. |
|
Упражнения для туловища. |
0,5 |
1,5 |
2 |
9. |
|
Упражнения для рук. |
0,5 |
1,5 |
2 |
10. |
|
«Дорогие мои ветераны». |
0,5 |
1,5 |
2 |
11. |
|
Упражнения для ног. |
0,5 |
1,5 |
2 |
12. |
|
Правила выполнения упражнений для формирования осанки. |
0,5 |
1,5 |
2 |
13. |
|
Упражнения на развитие правильной осанки. |
0,5 |
1,5 |
2 |
14. |
|
Упражнения на развитие гибкости. |
0,5 |
1,5 |
2 |
15. |
|
Растяжка. |
0,5 |
1,5 |
2 |
16. |
|
Упражнения для пресса. |
0,5 |
1,5 |
2 |
17. |
|
ОРУ с обручем. |
0,5 |
1,5 |
2 |
18. |
|
ОРУ со скакалкой. |
0,5 |
1,5 |
2 |
19. |
|
ОРУ сидя на полу. |
0,5 |
1,5 |
2 |
20. |
|
ОРУ лежа на полу. |
0,5 |
1,5 |
2 |
21. |
|
Группировка. |
0,5 |
1,5 |
2 |
22. |
|
Поперечный шпагат. |
0,5 |
1,5 |
2 |
23. |
|
Продольный шпагат. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
|
Раздел III «Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация)» |
2 |
8 |
10 |
24. |
|
Упражнения дыхательной гимнастики. |
0,5 |
1,5 |
2 |
25. |
|
«Жены героев». |
0,5 |
1,5 |
2 |
26. |
|
Упражнения для профилактики плоскостопия. |
0,5 |
1,5 |
2 |
27. |
|
Упражнения для коррекции плоскостопия. |
0,5 |
1,5 |
2 |
28. |
|
Упражнения на релаксацию. |
|
2 |
2 |
|
|
Раздел IV «Импровизация в танце» |
3 |
9 |
12 |
29. |
|
Импровизация в технике «Ленточка». |
0,5 |
1,5 |
2 |
30. |
|
«Лучшие танцевальные коллективы в годы ВОВ войны». |
0,5 |
1,5 |
2 |
31. |
|
Импровизация на свободную тему. |
0,5 |
1,5 |
2 |
32. |
|
Промежуточная аттестация. |
0,5 |
1,5 |
2 |
33. |
|
Импровизация на заданную тему. |
0,5 |
1,5 |
2 |
34. |
|
Импровизация на военно-патриотическую тему. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
|
Раздел V «Специальная физическая подготовка (элементы танцевальной аэробики, основы хореографии)» |
12 |
30 |
42 |
35 |
|
Позиции ног, рук. Поклон. |
1 |
1 |
2 |
36 |
|
Упражнения на развитие координации движений. |
1 |
1 |
2 |
37 |
|
История танцевальной аэробики. |
1 |
1 |
2 |
38 |
|
Направления танцевальной аэробики. |
0,5 |
1,5 |
2 |
39 |
|
Правила выполнения танцевальной аэробики. |
0,5 |
1,5 |
2 |
40 |
|
Элементы танцевальной аэробики. |
0,5 |
1,5 |
2 |
41 |
|
Элементы классического танца. Demi plie и grand plie. |
0,5 |
1,5 |
2 |
42 |
|
Battement tendu. |
0,5 |
1,5 |
2 |
43 |
|
«Поклонимся великим тем годам». |
0,5 |
1,5 |
2 |
44 |
|
Battement tendu jete. |
0,5 |
1,5 |
2 |
45 |
|
Port de bras. |
0,5 |
1,5 |
2 |
46 |
|
Элементы народно - сценического танца. «Моталочка». |
0,5 |
1,5 |
2 |
47 |
|
«Ковырялочка». |
0,5 |
1,5 |
2 |
48 |
|
Спортивное развлечение «Юные защитники». |
0,5 |
1,5 |
2 |
49 |
|
«Гармошка». |
0,5 |
1,5 |
2 |
50 |
|
Пружинка. Полочка. |
0,5 |
1,5 |
2 |
51 |
|
Простые дроби. |
0,5 |
1,5 |
2 |
52 |
|
Притопы. |
0,5 |
1,5 |
2 |
53 |
|
Боковой галоп. Подскоки. |
0,5 |
1,5 |
2 |
54 |
|
Переменные шаги. |
0,5 |
1,5 |
2 |
55 |
|
Элементы современного танца. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
|
Раздел VI «Постановочная работа» |
10 |
24 |
34 |
56 |
|
Музыка и танец. Танцевальный этюд. |
1 |
1 |
2 |
57 |
|
Танец. Танцевальная композиция. |
1 |
1 |
2 |
58 |
|
Тема, идея, жанр танцевальной композиции. |
1 |
1 |
2 |
59 |
|
Знакомство с музыкальным материалом. |
0,5 |
1,5 |
2 |
60 |
|
Викторина «Героическая тематика в хореографии». |
0,5 |
1,5 |
2 |
61 |
|
Разучивание танцевальных элементов и движений. |
0,5 |
1,5 |
2 |
62 |
|
Отработка танцевальных элементов и движений. |
0,5 |
1,5 |
2 |
63 |
|
Отработка танцевальных элементов и движений под музыку. |
0,5 |
1,5 |
2 |
64 |
|
Закрепление танцевальных элементов и движений. |
0,5 |
1,5 |
2 |
65 |
|
Разводка танца. Синхронность исполнения. |
0,5 |
1,5 |
2 |
66 |
|
Разводка танца. Исполнительское мастерство. |
0,5 |
1,5 |
2 |
67 |
|
Разводка танца. Эмоциональная выразительность. |
0,5 |
1,5 |
2 |
68 |
|
Музыкальная викторина «Поем и танцуем про войну». |
0,5 |
1,5 |
2 |
69 |
|
Разводка танца. Характер и манера исполнения. |
0,5 |
1,5 |
2 |
70 |
|
Разводка танца. Техника исполнения. |
0,5 |
1,5 |
2 |
71 |
|
Мини – концерт. |
0,5 |
1,5 |
2 |
72 |
|
Итоговая аттестация. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
|
ИТОГО: |
39 |
105 |
144 |
Межпредметные связи:
Музыка, литература, физическая культура, гимнастика, аэробика, изобразительное искусство, окружающий мир.
Результат обучения:
§ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
§ умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
§ умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию;
§ умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Образовательные результаты:
§ знание правил безопасного поведения на занятиях, требований безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю;
§ знание понятия «пространственные перестроения»;
§ знание правил выполнения общеразвивающих упражнений и причин развития и симптомов плоскостопия;
§ знание положительных свойств дыхательных упражнений и релаксационных упражнений;
§ знание приёмов имитации, подражания.
§ умение выполнять элементарные перестроения и построения;
§ умение выполнять комплекс общеразвивающих, коррекционных упражнений, упражнений для развития музыкального темпа, ритма, координации движений, нестандартные упражнения, упражнения, направленные на развитие выдумки, воображения творческой инициативы;
§ умение выполнять основные элементы танцевальной аэробики, музыкально – подвижные игры, элементы классического, народно-сценического и современного танца.
Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков:
Разделы программы |
Критерии |
||
1 балл |
2 балла |
3 балла |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве |
Знают правила исполнения упражнений, теоретический материал менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. Умеют исполнять с большим количеством недочетов, а именно: -слабая техническая подготовка; -неумение анализировать свое исполнение. |
Знают правила исполнения упражнений, теоретический материал более чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. Умеют грамотно технически выполнить упражнения с небольшими недочетами.
|
Знают весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (правила исполнения упражнений, специальная терминология, теоретические знания). Технически качественное осмысленное исполнение упражнений, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. |
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)» |
Умеют выполнять практические задания с помощью педагога. Владеют специальной терминологией, теоретическими знаниями менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. |
Умеют выполнять практические задания с ошибками. Владеют специальной терминологией, теоретическими знаниями более чем ½ объема знаний, предусмотренных программой.
|
Умеют самостоятельно выполнять практические задания без ошибок. Владеют всем объемом знаний, предусмотренных программой за конкретный период (специальной терминологией, теоретическими знаниями). |
Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация) |
Умеют исполнять упражнения под музыку с помощью педагога. Владеют теоретическими знаниями менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой.
|
Умеют четко исполнять упражнения под музыку. Владеют теоретическими знаниями более чем ½ объема знаний, предусмотренных программой.
|
Умеют самостоятельно и технически качественно исполнять упражнения под музыку. Владеют всем объемом знаний, предусмотренных программой за конкретный период (теоретическими знаниями). |
Импровизация в танце |
Умеют передавать содержание художественных образов в танце (умение понять и выразить в движении свои чувства и настроение заданного сюжетного образа) неграмотно и невыразительно, с помощью педагога. Испытывают затруднения при выполнении и запоминании движений, плохо слышат музыкальный ритм, темп. |
Умеют передавать содержание художественных образов в танце (умение понять и выразить в движении свои чувства и настроение заданного сюжетного образа) невыразительно. Материал усваивают легко, без затруднений. Из-за невнимательности ошибаются при выполнении движений. |
Знают приемы выразительной и эмоциональной передачи того или иного образа; Умеют импровизировать под музыку на основе выученных движений и комбинаций. Умеют проводить самоанализ исполнительской деятельности. Передача содержания художественных образов в танце (умение понять и выразить в движении свои чувства и настроение заданного сюжетного образа) выразительно и эмоционально. |
Специальная физическая подготовка (элементы танцевальной аэробики, основы хореографии) |
Исполнение танцевальных элементов, движений и комбинаций с техническими неточностями, слабое знание методики исполнения изученных элементов, движений и комбинаций. |
Хорошее исполнение танцевальных элементов, движений и комбинаций с некоторыми техническими неточностями, неполное знание методики исполнения изученных элементов, движений и комбинаций. |
Безупречное самостоятельное исполнение танцевальных элементов, движений и комбинаций; понимание стиля, владение жанра, характера, манеры, художественного образа. Полноценный самоанализ собственного исполнения. |
Постановочная работа |
Знают хореографический текст, переходы и рисунки танца с большими техническими неточностями. Умеют исполнять танцевальные движения, комбинации и композицию с помощью педагога. |
Знают хореографический текст, переходы и рисунки танца с небольшими техническими неточностями. Умеют исполнять танцевальные движения, комбинации и композицию с ошибками.
|
Знают хореографический текст, переходы и рисунки танца в полном объеме; Умеют самостоятельно и технически качественно исполнять танцевальные движения, комбинации и композицию под музыку. |
9. Список используемой литературы
для педагога:
1.Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2016.
2. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – Москва: Рольф: Айрис-пресс, 2017.
3. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 2017. - 392 c.
4. Вашкевич Н.Н. История хореографии: Выпуск 1 /– М.: Книга по Требованию, 2017 – 44 с.
5. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 208 c
6. Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2017 – 410 с.
7. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие. – М.: Айиспресс, 2017.-112с. – (Методика)
10. Танцы – начальный курс. – М., 2018
11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2018
для обучающихся:
1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2017
2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Учите детей танцевать. – М., 2019
4. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 785 c.
5. Плещеев, А. А. Наш балет. 1673-1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года / А.А. Плещеев. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 576 c.
6. Пожидаев, Геннадий Повесть о танце / Геннадий Пожидаев. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 176 c.
7. Полятков С.С. Основы современного танца: – Ро стов-на-Дону, Издательство: Феникс, 2016 г., 80 стр.
Интернет – ресурсы:
1. Танцы народов России: http://www.narod-tanez.com/tanec-chast-narodnoi-kulturi/27-znamenitie-tanci
2.Танцевальная ритмика для детей Т. Суворова скачать бесплатно музыку mp3
3.Танцевальная аэробика для дошкольников теоретические занятия
4.Виды аэробики и их классификация
5.Танцы народов мира: http://www.narod-tanez.com/narodnie-tanci-evropi
6.Презентации национальный костюм: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9715-nacionalnye-kostyumy-narodov-rossii.html
7. Копилка хореографа: http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-44.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.