ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении
« Далматовская санаторная школа-интернат»
Утверждено_______________
Директор школы___________________
Приказ №____ от _____________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: РАЗНОУРОВНЕВЫЙ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:11-14 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
МУКОМОЛОВА И.В.
ПЕДАГОГ ДОП.ОБРАЗВАНИЯ
ДАЛМАТОВО
2021
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора программы |
Мукомолова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования |
Учреждение |
ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении « ДСШИ» |
Название программы |
« Музыкальный калейдоскоп» |
Тип программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Направленность |
Художественная |
Образовательная область |
Искусство |
Вид программы |
Авторская, адаптированная |
Возраст учащихся |
11-14 лет |
Цель программы |
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей; обогащение знаний о музыкальном искусстве в процессе слушания музыкальных произведений. |
С какого года реализуется программа |
с 2021 г |
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка. Актуальность темы
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Общая характеристика программы
1.4.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
1.5. Содержание программы
1.6. Учебно-тематическое планирование
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
2.2.Форма аттестации, контроля
2.3.Нормативно - правовое обеспечение программы
2.4.Перечень информационных ресурсов
|
|
|
|
|
|
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
|
«Музыка, в ее духовном аспекте, способна творить чудеса - способствовать «раскрепощению созидательных сил ребенка»
Л. Г. Дмитриева
Занятие детей в кружке «Музыкальный калейдоскоп» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью творческого самовыражения.
Актуальность программы
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Педагог музыки, являясь носителем культуры, образцом эстетического вкуса и идеала, передает все самое лучшее, своим подопечным. Знание, опыт и интуиция помогают педагогу убрать детскую зажатость и равнодушие. Каждое занятие музыкой несет в себе оздоровительный психологический эффект, препятствует развитию переутомления, разгружает эмоциональную сферу. Эта особенность отличает занятие музыкой от других. Огромную радость испытываешь, глядя на детей, показывающих свою индивидуальность, желающих действовать и общаться.
Наблюдая за детьми во время занятий, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Музыка будит дарованные человеку природой высокие чувства. В процессе активного слушания, ядром которого является переживание - главная составляющая музыкальности человека - у ребенка пробуждаются эстетические образы, сочувствие, способность искренне радоваться за других, стремление сделать мир красивее и гармоничнее.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей; обогащение знаний о музыкальном искусстве в процессе слушания музыкальных произведений.
Задачи программы:
Формирование устойчивого интереса к пению.
Обучение выразительному пению.
Обучение певческим навыкам.
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
1.3.Общая характеристика программы
Рабочая программа кружка «Музыкальный калейдоскоп» направлена на приобщение учеников к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.
Программа дополнительного образования по музыке для обучающихся начального звена включает в себя два основных вида деятельности:
1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая работа.
Слушая музыку, дети получают нравственный опыт через постижение глубины содержания музыки разных направлений: классическая, духовная и фольклорная музыка. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
При реализации программы у детей улучшается чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Постижение музыкального искусства учащимися во внеурочной деятельности подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой. Предпочтительными формами организации на занятиях являются: групповая и коллективная. Предполагается индивидуальная работа с детьми.
В соответствии с планом работы ОУ в 5-7 классах на кружок «Музыкальный калейдоскоп» отводится 1 час в неделю в каждом классе соответственно (34 часа в год) Всего 102 часа.
1.4.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Планируемые личностные результаты освоения программы «Музыкальный калейдоскоп»:
-российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
-осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно-полезной, исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
-сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
-сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в ипознавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-анализировать существующие и планировать будущие результаты;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для достижения цели;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- выразить эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД:
- уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.
Планируемые предметные результаты:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
1.5. Содержание программы
Реализация программы решает перечисленные выше задачи, которые помогают ребёнку обрести уверенность в своих художественных способностях в области музыкального искусства. Используя системно-деятельностный подход, педагог помогает раскрыться каждому ребёнку. Слушание классических музыкальных произведений помогает детям понять реальность окружающего мира во всем его разнообразии. Программа содержит здоровье-сберегающие технологии, направлена на развитие координации и мышечных тренировок для развития вокальных данных. Эстетическая направленность занятий помогает воспитать в ребёнке гармоничную личность, уважающую общество и традиции. При работе над голосовым аппаратом улучшается музыкально-исполнительская деятельность ребёнка. На занятиях дети учатся работать с техникой (микрофонами, компьютером, фонограммами и т.д.).
Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Педагоги – вокалисты должны обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимается челюстно-лицевой зажим, а некоторые дети на первых занятиях даже рот открывать не могут. Необходимо работать с детьми в соответствующем их индивидуальным особенностям диапазоне.
Хорошее исполнение, осмысленное пение возможны лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками:
- пением на дыхании;
- активной артикуляцией;
- звуковедением;
- дикцией;
- интонированием.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.
Занятие предполагает подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
Ожидаемые результаты вокально-хоровой работы:
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Второй год обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Слушание музыкальных произведений помогает ребёнку понять всю ценность музыкального искусства. Занятия музыкой, как и художественное образование в целом, предоставляет всем детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Понимая, что музыка является духовным наследием человечества, у ребёнка формируется опыт эмоционально-образного восприятия. Через эмпатию, эиоционально-эстетический отклик на музыку вырастает культурная личность, способная
сопереживать, встать на позицию другого человека. Музыка открывает перед детьми возможность для познания чувств и мыслей, помогает сотрудничать со сверстниками и взрослыми, учит быть толерантным.
Содержание занятий отвечает всем требованиям и способствует развитию художественно-творческой деятельности учащихся.
1.6. Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Голосовой аппарат. Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
2 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
5-7 |
Народный фольклор. Русские народные песни |
3 |
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
12-15 |
Подготовка к «Новогоднему карнавалу». Круг календарных песен |
4 |
16-17 |
Праздник «Рождества Христова» |
2 |
18-20 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
3 |
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
24-25 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
2 |
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
28-30 |
Песни к празднику «День Победы» |
3 |
31-32 |
Музыка к фильмам. Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера |
2 |
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
Итого |
|
34ч |
2 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Голосовой аппарат. Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
2 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
5-7 |
Народный фольклор. Русские народные песни |
3 |
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
12-15 |
Подготовка к «Новогоднему карнавалу». Круг календарных песен |
4 |
16-17 |
Праздник «Рождества Христова» |
2 |
18-20 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
3 |
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
24-25 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
2 |
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
28-30 |
Песни к празднику «День Победы» |
3 |
31-32 |
Музыка к фильмам. Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера |
2 |
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
Итого |
|
34ч |
3 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
Голосовой аппарат. Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
|
2 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
|
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
|
5-7 |
Народный фольклор. Русские народные песни |
3 |
|
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
|
12-15 |
Подготовка к «Новогоднему карнавалу». Круг календарных песен |
4 |
|
16-17 |
Праздник «Рождества Христова» |
2 |
|
18-20 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
3 |
|
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
|
24-25 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
2 |
|
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
|
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
|
28-30 |
Песни к празднику «День Победы» |
3 |
|
31-32 |
Музыка к фильмам. Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера |
2 |
|
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
|
Итого |
|
34ч |
|
Всего |
|
102ч
|
|
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы:
Основными при реализации программы являются системно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы.
На музыкальных занятиях используются такие технологии, как:
- технология развития процессов восприятия;
- технологии развития певческой культуры;
- технологии детского музицирования;
- технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьсбережения;
- технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;
-ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации;
- технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;
- информационно-коммуникационные технологии.
Все эти технологии обеспечивают реализацию развивающих задач и способствуют формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, информационных.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядно-слуховой;
- сравнения;
- анализа музыки;
- создание ситуации успеха;
- эмоционального воздействия;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- эмоционального воздействия;
- игры и драматизации и др.
Основными общедидактическими методами обучения вокальным навыкам являются:
- голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала);
- словесный (устное объяснение).
На этапе обобщения полученных знаний и рефлексии используются такие приемы обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Формы организации занятий могут быть разные. Они зависят от вида деятельности, темы, сложности, способности и возможности усвоения материала каждым ребенком:
- конкурсы (например, «Блестящая парочка», «Рыцарский турнир») предлагают массовую форму;
- концерты и праздники (например «Музыкальный подарок», «Литературная гостиная», «Ярмарка», «Масленица пришла», «Чудеса продолжаются» и др.) – массовая форма;
- «Сценическая культура», «Создание творческого образа» - групповую;
- «Певческая техника вокала» - групповую и индивидуальную.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
- фортепиано;
- столы со стульями для детей и педагога;
- компьютер или ноутбук;
- медиа проектор;
- СD диски с записями музыкальных произведений;
- демонстрационный экран;
- аудиоаппаратура;
- музыкальные инструменты (ложки, барабаны, трещетки, металлофон и др.);
- маски для обыгрывания песен и театральных постановок;
- Интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности учащегося;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности детей;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня
квалификации по специальности.
2.2. Формы аттестации, контроля
Процесс обучения предусматривает следующие виды аттестации и контроля:
- входной контроль – диагностика музыкальных способностей ребёнка проводится в начале учебного года (сентябрь);
- текущий контроль проводится для оценки степени и качества усвоения нового материала на каждом занятии в форме опроса, тестирования;
- промежуточная аттестация осуществляется при выступлении на календарных праздниках в течение учебного года, а так же при участии детей в городских, районных и областных мероприятиях;
- итоговая аттестация проводится после завершения программы обучения в конце каждого учебного года - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества (май).
2.3.Нормативно - правовое обеспечение программы
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция Российской Федерации.- М.: Приор, 2001.-32с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
- Концепция дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41.
- Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06. 2015 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-3242 от 18.11.2015 г.)
2.4. Перечень информационных ресурсов
Список литературы для педагогов:
1. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
2. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
3. Далецкий О. Н. «О пении»
4. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
5. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
7. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
8. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
9. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
10. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
11. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
12. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
13. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
14. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
15. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
16. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
17. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
18. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
19. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
20. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
21. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
22. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
23. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
24. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
25. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
26. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
27. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
28. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
29. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
30. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
Сборники:
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.