Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «СОЛЬФЕДЖИО»
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «СОЛЬФЕДЖИО»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
5 кл—11 кл +1
24.09.2020
Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа художественной направленности  «СОЛЬФЕДЖИО»
Что такое сольфеджио? Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков – сочинять и исполнять музыку. Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря занятиям сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «СОЛЬФЕДЖИО» Возраст обучающихся: 5-18 лет. Срок реализации:1год
Сольфеджио ПФДО.docx

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное

учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула

 

 

ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

от «5» марта 2020  г.

Протокол № 3

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «Центр детского творчества»  Октябрьского района города Барнаула

___________ В.В. Глод

«5» марта 2020  г.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа

художественной направленности

«Сольфеджио»

 

Возраст обучающихся:  5-18 лет.

 Срок реализации:1год

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Акимова Вера Николаевна,

методист

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул,

2020

 

 

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

·        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

·        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

·        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

·        Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

·        Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

·        Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

·        Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района  (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Октябрьского района  № 108-р. от 14.06.2019г.)

Что такое сольфеджио? Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков – сочинять и исполнять музыку. Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря занятиям сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. 

Актуальность программы

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских вокальных коллективах. Занятия сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать учащимся в их занятиях вокалом.

Направленность программы

         Программа имеет художественную направленность.

Вид программы

Модифицированная программа.

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 5-18 лет. Сольфеджио дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Данная программа эффективна для ознакомления с предметом сольфеджио в любом возрасте.

         В возрасте 5 - 6 лет ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер.  Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.

         Возрастная группа 7 - 10 лет характеризуется тем, что происходит становление внутренней жизни, жизни переживаний. Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – педагог». Отношения «ребенок – педагог» превращаются в отношения «ребенок – общество».

В возрасте 11-13 лет появляется чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость.

Возрастная группа 14-18 лет – характеризуется творческим началом, поиском, а главное – пониманием выполняемой работы. Для выбора учебного материала или характера работы на занятие  необходимо помнить о том, что процессы восприятия во многом зависят от различных факторов: индивидуальных особенностей ребенка, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, склонностей, типа высшей нервной деятельности, от социального окружения.

Объем программы

         Составляет 144 часа.

Форма обучения

          Очная.

Сроки освоения

         Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий

Таблица 1

Уровень

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество обучающихся

Стартовый

2 часа 2 раза в неделю с 10 минутным перерывом между занятиями

4

144

10-15

Особенности организации

Продолжительность занятия - 40 минут. Количество учащихся в группе 10-15 человек. Форма работы - групповая.

Основные формы работы и виды заданий на занятиях сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом занятии необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков и сольфеджированию, ритмические упражнения и слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного.

Цель и задачи

Цель: развитие у  учащихся музыкального слуха, вокально-интонационных навыков с помощью различных форм освоения теоретических основ музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

·         обучить правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов, аккордов в ладу, нот (как одноголосно, так и в ансамбле), воспроизведению выученной или незнакомой мелодии.

    Развивающие:

·         развить музыкальные способности (слуха, памяти, чувства ритма).

     Воспитательные:

·         формировать интерес к изучаемому предмету, к музыке.

Ожидаемые результаты

Таблица 2

 

Стартовый уровень

 Знают:

 

-    интервалы, звукоряды, ноты;

-    вокально-интонационные навыки, в том числе: первичные теоретические знания для исполнительской деятельности в вокальном коллективе.

Умеют:

 

-  точно интонировать выученную мелодию, интервалы, звукоряды; 

- выполнять ритмический рисунок;

- умеют владеть музыкальным слухом, чувством ритма.

Владеют:

 

интонационно точным пением любых ступеней лада, интервалов, аккордов в ладу и  нот (как одноголосно, так и в ансамбле).

 

 

 

Содержание программы

«Сольфеджио»

Стартовый уровень

Учебный план

  Таблица 3

№ п.п.

Раздел

Наименование темы

Форма аттестации

Общий объем

(в часах)

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с предметом.

Вводное занятие.

Предварительная беседа

2

1

1

2

Нотный стан.

 

 

84

42

42

2.1

 

Звуки высокие, средние, низкие. Знакомство с регистрами, октавами.

Беседа

4

2

2

2.2

 

Скрипичный ключ.

Беседа

6

3

3

2.3

Ноты первой октавы.

Беседа

10

5

5

2.4

Пульс в музыке. Длительности четверть, восьмая. Ритмослоги.

Самостоятельные письменные задания

4

2

2

2.5

Метр, размер, такт. Сильная, слабая доля. Тактовая черта.

Зачётное занятие

4

2

2


2.6

Размер 2/4. Длительность половинная.

Игровая программа

4

2

2

2.7

Паузы. Затакт.

Устный опрос

4

2

2

2.8

Тон. Полутон.

Устный опрос

4

2

2

2.9

Мажор и минор. Общие понятия.

Контрольные упражнения

12

6

6

2.10

Тональность До мажор. Гамма и её строение. Тоника.

Тест

4

2

2

2.11

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы. Их разрешение. Тоническое трезвучие.

Устный опрос

4

2

2

2.12

Понятия мотив, фраза.

Устный опрос

4

2

2

2.13

Текущий контроль.

Самостоятельные письменные задания

4

2

2

2.14

Диез. Бемоль.

Устный опрос

4

2

2

2.15

Тональность соль мажор. Гамма.

 

Устный опрос

6

3

3

2.16

Тетрахорд. Ключевой знак.

Устный опрос

6

3

3

3

Мелодические обороты

 

 

56

28

28

3.1

 

Вспомогательный оборот, опевание, скачок.

Устный опрос

4

2

2

3.2

Размер 3/4.

Устный опрос

4

2

2

3.3

Половинная с точкой.

Устный опрос

4

2

2

3.4

Пение с листа. Транспонирование.

Творческое задание

4

2

2

3.5

Басовый ключ. Малая октава.

Устный опрос

8

4

4

3.6

Ритмическая группа четыре шестнадцатых.

Устный опрос

8

4

4

3.7

Тональность фа мажор.

Устный опрос

4

2

2

3.8

Затакт в размере 2/4.

Устный опрос

4

2

2

3.9

Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Творческие задания

8

4

4

3.10

Творческие задания.

Устный опрос

4

2

2

3.11

Повторение пройденного материала.

Устный опрос

4

2

2

4

 

Итоговые занятия.

Контрольные упражнения

2

1

1

Итого

144

72

72

 

 

Содержание учебного плана

Раздел 1. Знакомство с предметом.

Теория: Правила внутреннего распорядка в творческом объединении, правила поведения, правила безопасности. Цель и задачи образовательной программы, план работы на год. 

Практика: Предварительная беседа на определение тонов, ритма.

Форма контроля: Предварительная беседа

Раздел 2. Нотный стан.

Тема 2.1. Звуки высокие, средние, низкие. Знакомство с регистрами, октавами.

Теория: Звуки какие бывают. Понятие о регистре, октаве.

Практика: Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы.

Форма контроля. Предварительная беседа.

Тема 2.2. Скрипичный ключ.

Теория: Что такое скрипмчный ключ.

Практика: Ритм. Ритмослоги. Длительности - четверть, восьмая, половинная, половинная с точкой, четыре шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая.

Форма контроля. Предварительная беседа

Тема 2.3. Ноты первой октавы.

Теория: что такое нота, октава, интонация.

Практика: Слуховое осознание чистой интонации.

Форма контроля. Предварительная беседа

Тема 2.4. Пульс в музыке.

Теория: понятие музыкального темпа и ритма.

Практика: Длительности четверть, восьмая. Ритмослоги.

Форма контроля. Самостоятельные письменные задания.

Тема 2.5. Метр, размер, такт. Сильная, слабая доля. Тактовая черта.

Теория: Понятие о метре, размере, такте. Сильная, слабая доля. Тактовая черта.

Форма контроля. Зачётное занятие.

Тема 2.6. Размер 2/4. Длительность половинная.

Теория: Понятие о музыкальном размере.

Практика: Длительность половинная.

Форма контроля. Игровая программа.

Тема 2.7. Паузы. Затакт.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Длительность половинная. Определение звучания на слух.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.8. Тон. Полутон.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Длительность половинная. Определение звучания на слух.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.9. Мажор и минор.

Теория: Понятие о мажоре и миноре. Как они отличаются.

Практика: Определение звучания на слух.

Форма контроля. Контрольные упражнения.

Тема 2.10. Тональность До мажор.

Теория: Понятие о тональности. Рассказ о гамме.

Практика: Гамма и её строение. Тоника.

 Форма контроля. Тест .

Тема 2.11. Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы. Их разрешение.

Теория: Понятие о ступенях гаммы.

Практика: Тоническое трезвучие.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.12. Понятия мотив, фраза.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Сольфеджирование, пение с листа. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.13. Диез. Бемоль.

Теория: Понятие о диезе и бемоле. Полутон. Тон

Практика: Сольфеджирование, пение с листа. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.14. Тональность соль мажор.

Теория: Понятие о соль мажоре, музыкальных долях.

Практика: Гамма соль мажор.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 2.15. Тетрахорд. Ключевой знак.

Теория: Понятие о тетраходе  в музыке.

Практика: Длительность половинная. Определение звучания на слух. Ключевой знак.

Форма контроля. Устный опрос.

Раздел.3. Мелодические обороты.

Тема 3.1. Вспомогательный оборот, опевание, скачок.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Определение на слух и осознание характера музыкального произведения. Определение на слух лада (мажор, минор). Определение на слух структуры, количества фраз. Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.2. Размер 3/4.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.3. Половинная с точкой.

Теория: Понятие о длительности и музыкальных долях.

Практика: Сольфеджирование, пение с листа. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.4. Пение с листа. Транспонирование.

Практика: Определение на слух и осознание характера музыкального произведения. Определение на слух лада (мажор, минор). Определение на слух структуры, количества фраз. Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Форма контроля. Творческое задание.

Тема 3.5. Басовый ключ.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Малая октава. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.6. Ритмическая группа четыре шестнадцатых. 

Теория: Понятие о долях.

Практика: Ритмические фигуры в размере 3/4 (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная).

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.7. Затакт в размере 2/4.

Теория: Понятие о паузе и музыкальных долях.

Практика: Сольфеджирование, пение с листа. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.8. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Практика: Сольфеджирование, пение с листа. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.9. Творческие задания.

Практика: Определение на слух и осознание характера музыкального произведения. Определение на слух лада (мажор, минор). Определение на слух структуры, количества фраз. Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3.10. Повторение пройденного материала.

Практика: Творческие задания. Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание слогами).

Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

Раздел 4. Итоговые занятия.

Практика: Повторение пройденного материала.  

Форма контроля. Устный опрос. Контрольные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №2

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарно-учебный график

Таблица 4

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Продолжительность каникул

Дата начала

Дата окончания

Сроки промежуточной аттестации

36

72

с 01.06.2020 г. по 31.08.2021 г.

14.09.2020

 

31.05.2021

декабрь, май

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет оснащается фортепиано (синтезатором), звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями.

Активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

Кадровое обеспечение

         Реализация программы осуществляет педагог дополнительного образования,  имеющий высшее образование, высшую категорию.

Формы и методы контроля

-  устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;

-  самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;

-  творческие задания (на лучшее сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).

Таблица 6

Вид  контроля

Форма организации контроля

Вводный (первичный)

Собеседование, предварительная беседа

Текущий (обобщающий) – после изучения каждой темы

Зачётные занятия, контрольные упражнения, игры, игровые программы, устный опрос (индивидуальный и фронтальный), самостоятельные письменные задания, творческие задания

Оценочные материалы.

1.     Интонационные упражнения

2.     Сольфеджирование и чтение с листа

3.     Ритмические упражнения

4.     Слуховой анализ

5.     Музыкальный диктант

6.     Творческие задания

Методика проведения заданий приложение 1.

По итогам выполненных заданий заполняется таблица:

Уровень овладения учебной программой

 

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Знания, умения, навыки

Мотивация

Активность

Достижения

 

 

 

 

 

 

М – минимальный уровень (до 50 %)

Б – базовый уровень (51-69 %)

П – повышенный уровень (70 % и более)

Методические материалы

Формы организации образовательной деятельности

Основной формой организации является групповое занятие.

По виду проводятся  как традиционные занятия, так и не традиционные:

-  практические занятия;

-  занятие усвоения новых знаний, закрепления и  обобщения знаний;

-  занятия-импровизации;

-  соревнования;

-  театрализованные представления,

- мастер-класс;

-  диалоги.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

         Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 академического часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями.

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

      выполнение теоретического письменного задания,

      сольфеджирование мелодий по нотам,

      разучивание мелодий наизусть,

      транспонирование,

      интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),

      ритмические упражнения,

      творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему занятию лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у учащегося наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На занятиях нужно показывать учащимся, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные последовательности, интонационные упражнения).

Методы обучения

·        Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод

·        Проблемно-поисковый (эвристический) метод

·        Словесный метод

·        Наглядный метод

·        Практический метод

·        Метод контроля и самоконтроля

Педагогические технологии

·        Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

·        Дифференцированный подход — выделение групп детей по возрастным особенностям;

·        Индивидуальный подход — распределение детей по способностям;

·        Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

3.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"

4.     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 20.08.2014, рег. № 33660).

5.     Приказ Главного управления и молодежной политики Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного об­разования детей в Алтайском крае на период до 2020 года».

6.     Приказ Главного управления по образованию и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»

7.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от  18.11.2015  № 09-3242 « О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).

8.     Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района  (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Октябрьского района  № 108-р. от 14.06.2019г.)

для педагога:

1.   Баева, Н. Сольфеджио 1 -2 класс. -М.: Кифара, 2006. -16с.

2.   Джантасова, Ж. Ритм от «А» до «Я».- СП: Композитор, 2013.-325с.

3.   Никитина, Н. Сольфеджио (1-7 классы). -М.: Классика XXI века,  2009. - 374с.

4.   Панова, Н. Конспекты по элементарной теории музыки. - М.: Престо,  2003.-216с.

    для учащихся:

1.Абелян, Л. Забавное сольфеджио. -М.: Классика XXI века,  2005. -153с.

2.Золина, Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. -М.:ООО «Престо», 2007. - 253с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика проведения оценивания

Интонационные упражнения

Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску.

Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.

Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.

Сольфеджирование и чтение с листа

Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы - «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.

Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом.

Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки.

Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

      простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

      повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

      простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

      проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

      исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

      ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

      ритмическая партитура, двух- и трехголосная;

      ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем – включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли – для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или отзвука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного.

Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.

При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

      анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

      отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

      ритмических оборотов;

      интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;

      интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

      аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;

      аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

      последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности).

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.

На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В третьем и четвертом классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти.

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

      устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

      диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

      ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

      музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно использовать при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;

      музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 8-10 проигрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся четвертых классов, так как предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию.

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, в том числе занимательных, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений.

Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.

Творческие задания эффективны на всех этапах обучения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет по образованию города Барнаула

Комитет по образованию города Барнаула

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Вид программы Модифицированная программа

Вид программы Модифицированная программа

Особенности организации Продолжительность занятия - 40 минут

Особенности организации Продолжительность занятия - 40 минут

Содержание программы «Сольфеджио»

Содержание программы «Сольфеджио»

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы

Содержание учебного плана Раздел 1

Содержание учебного плана Раздел 1

Тема 2.10. Тональность До мажор

Тема 2.10. Тональность До мажор

Теория: Понятие о длительности и музыкальных долях

Теория: Понятие о длительности и музыкальных долях

Раздел 4. Итоговые занятия.

Раздел 4. Итоговые занятия.

Глава №2 Комплекс организационно-педагогических условий

Глава №2 Комплекс организационно-педагогических условий

Оценочные материалы. 1.

Оценочные материалы. 1.

Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными, ежедневными или через день, по 10-20 минут

Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными, ежедневными или через день, по 10-20 минут

Федеральный закон Российской Федерации от 29

Федеральный закон Российской Федерации от 29

Методика проведения оценивания

Методика проведения оценивания

Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков

Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков

Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка

Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка

На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии

На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии

Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус

Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020