Дополнительная общеобразовательная программа "Экологические основы культуры природопользования"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа "Экологические основы культуры природопользования"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 6
7 кл—11 кл
17.12.2020
Дополнительная общеобразовательная программа "Экологические основы культуры природопользования"
Программа направлена на воспитание основ культуры рационального природопользования обеспечивающих гармонию человека и природы, способствует формированию практического и духовного опыта взаимодействия ребенка с природой.
ДОП Экологические основы культуры природопользования.docx

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Городская станция юных натуралистов»

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Экологические основы культуры природопользования»

 

 

 

Возраст обучающихся: 13-17 лет.

Объем учебного времени: всего - 68 часов, в том числе

теоретические занятия- 19,5 часов,

практические занятия- 48,5 часов.

Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Авторы:  Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил


Пояснительная записка

 

На современном этапе жизни человечества наиболее актуальными стали экологические проблемы Земли. Наиболее остро они проявляются в промышленных городах таких, как наш город Нижний Тагил на самых разных уровнях: экономическом, политическом, духовном, культурном и др. Решение экологических проблем возможно лишь при определенном уровне экологической культуры, для более полного преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутреннюю потребность и интересы подрастающего поколения. К сожалению, большая часть населения недостаточно экологически грамотна, утратила генетически-традиционное уважение к природе, а у новых поколений не в полной мере стимулировалась потребность рационального отношения к природе. Поэтому формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании, которое является одним из важнейших направлений, средств и условий оптимизации взаимоотношений человека и окружающей его природной среды.

Дополнительная образовательная программа «Экологические основы культуры природопользования» имеет естественнонаучную направленность. Новизна и оригинальность программы заключается в отсутствии, насколько нам известно, аналогов данной программы в системе дополнительного образования детей. Поэтому настоящая программа призвана устранить противоречия между актуальностью и востребованностью данного аспекта эколого-биологического образования и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании школьников приобрести систематизированные навыки экологических основ культуры природопользования. Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в процессе ее освоения обучающиеся знакомятся с основными средами жизни, учатся экономно использовать природные ресурсы. Школьники приобретают основы культуры экономного природопользования, позволяющие наиболее эффективно использовать природные условия и ресурсы при минимальном ущербе окружающей человека среде, а также получают практические навыки по экологической безопасности в природе и быту.

Данная дополнительная образовательная программа в простой и доступной форме излагает основы рационального природопользования и способствует формированию экологической культуры личности, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия ребенка с природой, обеспечивающей выживание общества. Формирование экологической культуры позволит в полной мере охватить всю систему взаимодействия ребенка с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром.

Цель программы: воспитание основ культуры рационального природопользования, обеспечивающих гармонию человека и природы. От экологических знаний - к экологическим убеждениям - к экологической культуре - экологическим действиям - готовности трудиться на благо природы города, пригорода и человека, к экологической компетентности.

Данная дополнительная образовательная программа позволяет решать следующие задачи:

Обучающие:

- освоение обучающимися основ культуры природопользования.

- формирование потребности разграничивать экологически оправданное поведение от нерационального, хищнического поведения в различных средах жизни родного края.

Развивающие:

- развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

- развитие навыков проектировочной и учебно-исследовательской деятельности при оценке состояния различных сред жизни;

- освоение работы со справочной научной и научно-популярной литературой.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к объектам природы;

- развитие у обучающихся эмоциональной сферы и восприятия при оценке экологического состояния окружающей природы;

- формирование потребности в познании;

- повышение рейтинга природы в системе ценностей обучающихся;

- вовлечение детей в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.

 

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Экологические основы культуры природопользования» является целостный подход к становлению компетентности детей в решении экологических проблем от уровня неосознанной некомпетентности (ребенок не знает, что он чего-то  не умеет и не знает) до уровня осознанной компетентности (осознается целесообразность поступков).

Дополнительная образовательная программа «Экологические основы культуры природопользования» разработана для обучающихся 13 - 17 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Обучающиеся этого возраста умеют работать с литературой, техническими устройствами, для данного возраста характерен учебный и учебно-коммуникативный тип ведущей деятельности, подростки имеют желание изучать и охранять природу, патриотические чувства в отношении к природе, потребность общения с природой, но некоторое несовпадение между положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде. В этом возрасте у подростков развивается чувство взрослости, которое способствует их тяготению к «взрослым» научным исследованиям, наблюдается стремление к самостоятельности, для удовлетворения которого данная программа обеспечивает подходящие условия.

Дополнительная образовательная программа «Экологические основы культуры природопользования» разработана в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию ознакомления с экологией, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания в деятельности; способствует усвоению систематизированных экологических знаний, умений, формирует научные основы общей экологической культуры; развивает эмоционально- психическую сферу и владение навыками проектировочной, учебно-исследовательской и научно-обоснованной практической деятельности.

Основополагающими принципами построения дополнительной образовательной программы являются:

Принцип детоцентризма. Обозначает, что вся образовательная деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей развивающейся личности ребенка и его интересов.

Принцип природосообразности. Обеспечивает в предлагаемой программе соответствие форм и способов психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, его актуальными и потенциальными возможностями.

Витагенный принцип. Предполагает актуализацию, расширение и взаимодействие «опыта жизни» (знания, представления о мире, закрепленные на всех языках культуры, осваиваемые в процессе обучения), «жизненного опыта» (опыт практически действенного освоения мира, эмоциональное проживание жизни), «витагенного опыта» (опыт самопознания, осознания себя субъектом своих действий и поступков).

Инвариантно-модульный принцип. Предполагает возможность дополнения программы соответствующими программными модулями, необходимыми для коррекции и интенсификации развития детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Принцип гуманизации. Требует уважения и соблюдения прав ребенка на самоопределение, на свободу выбора видов и форм деятельности.

Принцип преемственности и последовательности. Означает, что каждый раздел программы является связующим звеном между предыдущими и последующими этапами организации образовательного процесса.

Принцип расширения индивидуального экологического пространства (принцип концентрического расширения сфер взаимодействия ребенка с окружающим миром).

Принцип интегративности проявляется в структурно-функциональной полноте усваиваемого детьми экологического содержания программы, в единстве научного познания, эмоционально-ценностного восприятия и реальной деятельности с учетом сложившейся в Нижнем Тагиле и его окрестностях экологической ситуации.

Принцип целостности образовательного пространства обеспечивает становление экологического мышления, экологической ответственности, экологически оправданного поведения как основных проявлений экологической культуры личности.

Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы – один год при посещении занятий 1 раз в неделю по 2 часа с соответствующими перерывами согласно СанПиНам. При реализации программы предусматриваются следующие формы обучения – аудиторно-лабораторные, полевые, комплексные; и методы – словесные (беседы, рассказ, обсуждение, экологические тренинги, обучающие эколого-биологические игры), наглядные (просмотр тематических видео - и слайдфильмов), и практические (практические работы, экскурсии, самостоятельная работа, проектировочная и учебно-исследовательская деятельность, разгадывание экологических загадок -экоребусов, экопословиц, экоанаграмм, экосинонимов, экоантонимов и т.п.).

Общий объем программы 68 учебных часов, из них теоретических – 19,5, практических – 48,5 часов.

Ожидаемыми результатами дополнительной образовательной программы являются:

-овладение обучающимися представлениями об экологической системе (структуре, взаимосвязях, устойчивости, масштабе, видах);

-получение знаний об основных экологических проблемах, путях их решения;

-правильное представление о культуре рационального природопользования в разных сферах деятельности человека;

-знание основных понятий и терминов сред жизни;

-оценивание особенностей сред жизни родного края, проведение наблюдений и простейших опытов по определению их состояния;

-овладение правилами культурного природопользования в различных средах жизни;

-влияние истощения и загрязнения сред жизни родного края на здоровье человека;

-овладение основными методами экологических исследований;

-ознакомление с основами законодательства по охране сред жизни.

-овладение основами учебно-исследовательской, проектировочной и природоохранной деятельности;

-оценка и прогнозирование конкретных экологических ситуаций;

-овладение нормами экологически целесообразного поведения в ближайшем биосоциальном окружении;

-участие в локальной экологически целесообразной (природоохранной, природосберегающей и природовосстанавливающей) деятельности;

-формулирование предложений по улучшению различных сред жизни родного края;

-использование дополнительных источников информации (интернет, справочной, научно-популярной, периодической литературой, схемами, таблицами и т.д.);

-готовность занять активную экологически-целесообразную гражданскую позицию в конкретной ситуации.

 

Программа базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении традиционных предметов (химия, истории, биологии, географии и др.). Данная программа выполняет интегративную роль в системе экологического образования и может служить основой для проведения внеурочной воспитательной работы по развитию идей оптимизации взаимоотношений человека с природой и окружающей средой.

 

Программа построена по блочно-модульному принципу. В каждом блоке выделяются модули, раскрывающие содержание блока. Учитывая основные типы экологических взаимосвязей и состав познавательных компонентов, которые необходимы для их характеристик, структура каждого блока программы включает 5 модулей:

1.    характеристика объекта изучения;

2.    экологические взаимодействия;

3.    проблема;

4.    оценка состояния;

5.    культура природопользования.

Данная программа разработана на следующей правовой основе:

            - Конституция РФ;

            - Закон РФ «Об образовании»;

            - Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

            - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

            Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

            - система вопросов, заданий, обращенных к личности учащегося и требующих их выражение в практической деятельности; индивидуальные проверочные работы по заданию;

            - контроль друг друга;

            - использование дидактических тестов для итогового контроля по темам;

            - выполнение проектных и учебно-исследовательских работ;

            -участие в тематических выставках, конкурсах, фестивалях, сборах;

            -защита проектов и учебно-исследовательских работ на научно-практических конференциях;

            -собеседование, выставки отчетов по практическим работам, выставки результатов индивидуальной работы;

            -участие в социально-значимых проектах и акциях по улучшению состояния окружающей природной среды и др.

            Программа «Экологические основы культуры природопользования» может быть использована в качестве вариативной части школьного курса «Основы экологии» или дополнения к дисциплине экология, а также как самостоятельная однопредметная модель данного курса в учреждениях дополнительного образования, а также может быть использована всеми, кто интересуется решениями проблем дополнительного экологического образования.


Учебно-тематический план

 дополнительной образовательной программы

 

 

 

Общее

В том

числе

Наименование разделов (блоков), тем.

кол-во часов

теор. занятия

практ. занятия

 

1 блок. Введение. Моя планета – человеческий дом.

14

5,5

8,5

1.

Моя планета – человеческий дом – идеально-приспособленная для жизни планета.

2

0.5

1.5

2.

Понятие об экологической культуре и экологической этике.

2

2

 

3

Экологически целесообразный образ жизни. Единство и гармония человека и природы.

2

0.5

1.5

4.

Эволюция взаимоотношения природы и человека на Среднем Урале. Обмен веществ, энергии со средами жизни -  условия жизни человека.

2

0.5

1.5

5.

Экологические проблемы сред жизни - экологический кризис.

2

0.5

1.5

6.

Природопользование. Нерациональное природопользование. Принципы рационального природопользования.

2

1

1

7.

Развитие культуры природопользования в родном крае. Человек в третьем тысячелетии - ответственность перед будущим  поколением за сохранение жизни на Земле

2

0.5

1.5

 

2. Как водное сокровище края сохранить и в чистоте держать.

14

5

9

1.

Про самое привычное вещество для каждого человека.

2

0.5

1,5

2.

Роль воды как среды жизни. Обитатели водной среды.

2

0.5

1.5

3.

Особенности водной среды родного края.

2

1

1

4.

Истощение и загрязнение воды родного края.

2

1

1

5.

Культура водопользования. Проект «Родники».

6

2

4

 

3. Наземно-воздушной среде края – надежную защиту и бережное отношение.

9

3

6

1.

Наземно-воздушная среда жизни. Основные понятия и термины.

1

0.5

0.5

2.

Роль наземно -воздушной среды как среды жизни, толерантность.

2

0.5

1.5

3.

Особенности наземно- воздушной среды родного края.

2

0.5

1.5

4.

Истощение и загрязнение наземно - воздушной среды в родном  крае.

2

0.5

1.5

5.

Как сохранить чистоту  наземно- воздушной  среды. Правовые основы охраны наземно- воздушной среды.

2

1

1

 

4. Как «чудесную кладовую края» сохранить неиссякаемой и вечной.

11

2.5

8.5

1.

Секреты «Чудесной кладовой».

2

0.5

1.5

2.

Почва - биокосная система.

2

0.5

1.5

3.

Почвенный покров родного края.

2

0.5

1.5

4.

Истощение, загрязнение, разрушение почв родного края.

2

0.5

1.5

5.

Культура почвопользования. Правовая охрана «Чудесной кладовой».

3

0.5

2.5

 

5. Как обеспечить относительную стабильность живого организма, как среды жизни.

10

3,5

6,5

1.

Живой организм как среда жизни. Основные понятия и термины.

2

1

1

2.

Специфические особенности живого организма, как среды жизни.

2

1

1

3.

Обитатели живого организма. Особенности строения обитателей организма.

1

0.5

0.5

4.

Экологическая безопасность организма - среды жизни (мониторинг без приборов).

1

0.5

0.5

5.

Обеспечение экологической безопасности  организма, как среды жизни.

4

0,5

3,5

 

6. Судьба земли у нас в руках (как жить в гармонии с природой)

10

1

9

1.

Кодекс культурного природопользователя.

4

1

3

2.

Экологические акции по оказанию помощи природе родного края.

4

-

4

3.

Экологический манифест «Как жить в гармонии с природой».

2

-

2

 

Итого:

68

20,5

47,5


Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы

 

Блок 1.

 

Введение. Моя планета – человеческий дом.

            Идеально приспособленная для жизни планета. Зависимость планеты Земля - нашего общего дома от человека.

            Планета Земля в опасности. Земля нуждается в скорой экологической помощи.

 

Модуль 1.1. Понятие об экологической культуре и экологической этике.

История развития экологической культуры и экологической этики. Экология и культура природопользования. Теоретическое и практическое  значение  культуры природопользования.

 

Модуль 1.2. Экологически целесообразный образ жизни.

Разнообразие отношений человека к условиям неживой природы. Разнообразие отношений человека к представителям многообразного мира живой природы. Активное участие человека в формировании условий в окружающей его среде. Единство и гармония человека и природы - единственный путь устойчивого развития жизни на планете Земля.

 

Модуль 1.3. Эволюция взаимоотношений природы и человека на Среднем Урале. Освоение Среднего Урала. Опустошение уральской «кладовой». Истощение растительного мира и уменьшение численности ряда видов животных. Угроза существованию человека. Перечень мер, направленных на улучшение экологической обстановки родного края (единое природоохранное законодательство, нормативно- правовое регулирование природоохранной деятельности, разработка и реализация экологических программ отдельных крупных проектов, Красная книга Среднего Урала и т.п.). Задача обеспечения устойчивого развития Среднего Урала. Обмен веществ, энергии со средами жизни - условия жизни человека. Среда жизни. Разнообразие сред жизни. Действие сред жизни на живые организмы. Влияние человека на среды жизни. Непрерывный круговорот веществ. Непрерывное поступление энергии.

 

Модуль 1.4. Экологические проблемы сред жизни.

Положительное и отрицательное воздействие человека на среды жизни. Экологические проблемы Земли, России, родного края. Обострение экологических проблем. Экологический кризис. Увеличение влияния измененной людьми природы на общественное развитие. Глобальное загрязнение сред жизни на планете Земля. Напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой. Что должен делать человек, чтобы избежать экологических проблем и не допустить экологического кризиса.

 

Модуль 1.5. Природопользование. Нерациональное  природопользование. Рациональное природопользование. Экономное использование природных ресурсов и условий. Принципы рационального природопользования:

            - комплексность,

            - соблюдение ПДК,

            - мониторинг,

            - профилактика,

            - прогноз.

Что можешь сделать ты для эффективного расходования природных ресурсов. Человек в третьем тысячелетии. Нарушение основного закона существования человека как вида. Нарушение законов планеты Земля. Нарушение жизнеобеспечения человека. Острейшие проблемы мира, экологии, устойчивого развития. Сохранение экосистемы Земли. Обеспечение нормальных условий существования, достойных человека. О роли детского экологического объединения “Зеленая волна” в городе Н.Тагил. История создания детского экологического объединения «Зеленая волна». Основные направления деятельности объединения.

 

Практические занятия

  1. Экологические проблемы сред жизни.
  2. Принципы рационального природопользования.

 

Экскурсии:

1.    Развитие культуры природопользования в родном крае (экскурсия в музей- заповедник горнозаводского дела Среднего Урала).

2.    Экскурсия в музей экологии родного края МАУ ДО ГорСЮН.

 

Блок2.

Как водное сокровище края сохранить и в чистоте держать.

 

Модуль 2.1. Про самое привычное вещество для каждого человека.

Основные понятия и термины.

Свойства воды: цвет; запах; вкус; прозрачность; растворимость. Агрегатное состояние. Распространение воды. Вода- среда жизни. Необходимость бережного отношения к самому привычному веществу для каждого человека.

 

Модуль 2.2. Роль воды как среды жизни.

Разнообразие физико-химических свойств: прозрачность, высокая удельная теплота, высокая теплота плавления, высокая теплопроводность, высокая плотность и вязкость, расширение при замерзании, текучесть, слабая аэрация, незначительные колебания температуры, сильные колебания давления, отражения и поглощения света. Обитатели водной среды. Гидробионты. Планктон, фитопланктон. Представители фитопланктона микроскопические растения. Зоопланктон. Представители зоопланктона микроскопические организмы. Активно плавающие живые организмы (рыбы, черепахи, головоногие моллюски и др.). Приспособления живых организмов (плавники, ласты, перепонки между пальцев, плавательные ножки, жабры, трахеи и т.п.). Бентос (морская капуста, креветки, устрицы, омары, крабы).

 

Модуль 2.3. Особенности водной среды родного края.

Средние реки, мелкие речушки и ручьи. Система прудов и водохранилищ. Река, давшая имя городу. Тагильский пруд. Каналы, искусственно созданные человеком. Гидрологические памятники природы. (Самый большой в нашей области. Загадки лесного озера. Кладовые солнца - «Северка», «Паклинское», «Шайтанское», «Морошечное» и т.д.). Использование водной среды края человеком.

 

Модуль 2.4. Истощение и загрязнения воды родного края.

Качественное состояние гидроисточников ближайшего природного окружения. Проблемы загрязнения воды родного края. Решение проблем загрязнения. Очистные сооружения города. Природоохранные мероприятия. Влияния истощения и загрязнения воды на здоровье человека. Мониторинг без приборов. Понятие экологического мониторинга определение качества воды с помощью органов чувств (обоняния, вкуса, зрения). Определение качества воды с помощью простейших реактивов. Определение воды и степени ее загрязнения с помощью биоиндикации (личинок комара, червей трубочников, красных дафний, кувшинок, кубышек, ольхи черной, растений семейства рясковых.) Знакомство со шкалой сапробности. Выявление источников загрязнения воды родного края (источников загрязнения, связанных с человеческой деятельностью в быту и на производстве).

 

Модуль 2.5. Сколько воды мы потребляем. Расход воды в разные исторические эпохи. Потребление воды населением крупного промышленного города. Простейшие способы экономии воды. Культура водопользования. Способы повышения качества питьевой воды. Основы водного законодательства. Водный кадастр. Использование материалов кадастра. Система мероприятий по охране воды. Государственный стандарт (вода питьевая). Основные законодательные акты, регулирующие водоохранную деятельность. Законы РФ «Об охране окружающей природной среды». Водный кодекс РФ. Закон РФ об особо охраняемых природных территориях и т.п. Простейшие способы экономии воды. Проект «Родники» в Свердловской области.

 

Практические занятия.

            1. Определение воды на вкус, цвет, запах.

            2. Изучение способов очистки воды.

            3. Разработка активного плана сохранения воды в школе и дома.

            4. Экологические акции по очистке прибрежной зоны близлежащего водоема, санитарных зон источников нецентрализованного водоснабжения.

            5. Определение степени загрязнения водоемов с помощью растений семейства рясковых.

            6. Определение токсичности воды с помощью дафний.

 

Экскурсии.

            1. Путешествие по голубому ожерелью Тагила.

            2. Знакомство с работой очистных сооружений города

Блок 3

Наземно-воздушной среде края – надежную защиту и бережное отношение.

Модуль 3.1. Наземно-воздушная среда жизни. Основные понятия и термины.

Свойства: обилие воздуха; высокое содержание кислорода; низкая плотность и давление; наличие солнечного света; резкие колебания температуры в зависимости от сезона и географического положения; влажность. Разнообразие живых организмов наземно-воздушной среды.

 

Модуль 3.2. Роль наземно-воздушной среды как среды жизни.

Специфические приспособления жителей наземно- воздушной среды. Появление органов, обеспечивающих непосредственное усвоение атмосферного кислорода в процессе дыхания: устьица растений, легкие и трахеи животных; развитие скелетных образований: механические и опорные ткани растений, скелет животных; приспособления для защиты от неблагоприятных факторов: периодичность жизненных циклов, сложное строение покровов, терморегуляция, большая подвижность и т.п. Экологические факторы наземно- воздушной среды: воздух, атмосферные осадки, толерантность, температура, свет. Понятия. Примеры организмов, способных переносить широкие колебания условий жизни (подорожник, кипрей, грызуны и др.). Примеры организмов, требующих строго определенных условий жизни (ветреница уральская, качим уральский и др.). Изменение толерантности.

 

Модуль 3.3. Особенности наземно-воздушной среды родного края.

Зональность. Климатическая зона. Комплекс климатических факторов родного края. Преобладающие ветры. Погода. Рельеф. Влажность. Растительность. Животный мир. Использование наземно-воздушной среды. Состояние наземно- воздушной среды ближайшего природного окружения.

 

Модуль 3.4. Истощение и загрязнение наземно- воздушной среды в родном крае. Загрязнение. Понятие загрязнения. Загрязнение природное и антропогенное. Химическое, биологическое, радиационное, электромагнитное, шумовое и тепловое загрязнения. Загрязняющие вещества наземно- воздушной среды. (пыль; оксиды азота, серы, углерода; бенз-альфа-пиррен, фенол; аммиак; а также железо и свинец). Предельно - допустимая концентрация. Смог. «Кто развеет тучи?». Основные источники загрязнения наземно - воздушной среды родного края. Источники загрязнения, связанные с человеческой деятельностью в быту и на производстве. Отходы. Обезвреживание отходов. Способы обезвреживания отходов: биотермический, термический. Мониторинг без приборов. Определение степени загрязнения наземно- воздушной среды с помощью органов чувств (обоняние), с помощью живых индикаторов - растений (табака, подорожника, шпината, петунии, хвойных и лиственных пород деревьев, лишайников, шляпочных грибов) и животных (муравьев, мокриц, дождевых червей, почвенных простейших, зайцев, мышей).

 

Модуль 3.5.  Как сохранить чистоту наземно-воздушной среды.

Работа по сохранению чистоты наземно- воздушной среды родного края: анализ состояния наземно- воздушной среды, выработка мер по ее защите (выявление основных загрязнителей; установление твердых и газообразных выбросов; осуществление мер, связанных с разработкой способов и методов; а также устройств для борьбы с выбросами, загрязняющими наземно- воздушную среду). Наблюдения за загрязнением наземно - воздушной среды в Свердловской области. Центр по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей природной среды (ЦГСМ). Областной центр санитарно- эпидемиологического надзора (ЦСЭН). Стационарные посты. Передвижные посты. Посадка «зеленых фильтров» -тополя, клена, липы мелколистной и др. преутилизация. Правовая охрана наземно-воздушной среды. Основные законодательные акты. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Закон РФ «О недрах». Постановление правительства «Об утверждении «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, за размещение отходов и другие виды вредного воздействия» и другие законы РФ, Свердловской области. Что можешь сделать ты для сохранения наземно - воздушной среды родного края.

 

Практические занятия:

            1. Биоиндикация наземно-воздушной среды.

            2. Составление карты загрязнения наземно-воздушной среды родного города.

            3. Составление проекта по сохранению чистоты наземно-воздушной среды.

            4. Экологические акции: «Зеленый наряд города», «Остановим загрязнение города  твердыми бытовыми отходами».

5. Выпуск буклетов, постеров, листовок и плакатов, агитирующих за предотвращение загрязнения твердыми бытовыми отходами.

 

Экскурсии.

            1. Загрязнение и загрязняющие вещества наземно- воздушной  среды родного края  и их влияние на близлежащее природное окружение (лесной участок в жилом микрорайоне).

            2. Стационарные и передвижные посты контроля за состоянием наземно-воздушной среды.

 

Блок 4

Как «чудесную кладовую края» сохранить неиссякаемой и вечной.

 

Модуль 4.1. Секреты «Чудесной кладовой».

Основные понятия и термины.

Свойства почвы, как среды жизни: большая плотность, отсутствие света, незначительные колебания температуры, недостаточное количество кислорода, высокое содержание углекислого газа, рыхлость (пористость). Почва, как среда жизни. Структура и плодородие. Структура почвы: подстилка, перегной, слой вымывания, слой накопления минеральных солей, подпочва. Плодородие почвы: естественное или природное и экономическое или эффективное.

 

Модуль 4.2. Почва - биокосная система.

Компоненты почвы. Минеральные частицы (песок, глина, вода, воздух, отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных (детрит) и множество живых организмов. Взаимоотношения между компонентами биокосной системы. Почвенный круговорот. Почва - живой организм. Классификация почвенных организмов: по степени связи со средой обитания, по размерам почвенных обитателей и степени их подвижности. Роль почвы в эволюции органического мира.

 

Модуль 4.3. Почвенный покров родного края (подзолистые, дерново-

подзолистые, черноземные, торфяно-болотные, лугово-черноземные, лугово-болотные, пойменные торфяные, горно-лесо-луговые). Почвенная карта родного края. Качественное состояние педосферы ближайшего природного окружения (г. Н-Тагила, Пригодного района).

 

Модуль 4.4. Истощение, загрязнение, разрушение почвы родного края.

Антропогенные изменения почв родного края в результате технического загрязнения ядохимикатами и другой хозяйственной деятельностью человека. Мониторинг без приборов. Определение загрязнения почв с помощью биоиндикации (задержка в росте злаков из-за повышенного содержания алюминия, бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса из-за повышенного содержания кадмия). Определение механического состава почвы органолептически. Определение свойств почв, экологический мониторинг (определение физических свойств почв, определение влагоемкости и влагопроницаемости различных типов почв, определение кислотности и плодородия почв, определение содержания ионов свинца в почве, повышенное содержание алюминия).

 

Модуль 4.5. Культура почвопользования: бережное отношение к земле, правильная обработка почвы и тщательный уход за посевами, рациональное использование удобрений (органических, минеральных, бактериальных), высококачественное выполнение всех видов полевых работ, высокопроизводительное использование техники, выполнение всех  агротехнических мероприятий в оптимальные сроки. Полное освоение научно-обоснованных систем земледелия, творческое применение достижений науки и передового опыта и т.д. Основные акты по охране земель. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Закон РФ «О недрах». Постановления Правительства РФ, Свердловской области по охране земель. Система мониторинга земель, природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения земель лесного и водного фондов. Государственная экспертиза почвенного покрова. Что можешь сделать ты для охраны чудесной кладовой родного края.

 

Практические занятия.

1. Изучение среды почвы.

2. Педосфера родного края (работа с почвенной картой Свердловской области).

3. Определение физических свойств почвы.

4. Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почв.

5. Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности.

6. Определение кислотности почв (с помощью индикаторной бумаги, с помощью прибора Алямовского, химическими и биологическими индикаторами).

7. Определение содержания ионов свинца в почве.

 

Экскурсии.

     1. Были горы Высокой.

     2. Изменение почвы под влиянием человека.

 

 

Блок 5.

Как обеспечить относительную стабильность живого организма, как среды жизни.

 

Модуль 5.1. Живой организм как среда  жизни. Основные понятия и

термины (симбиоз, комменсализм, паразитизм, мутуализм). Особенности организма - среды жизни (обилие  легко усваиваемой пищи, постоянство температурного, осмотического и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства). Благоприятные и «трудные» условия организма - как среды жизни.

 

Модуль 5.2. Обитатели организма - как среды жизни. Особенности

строения обитателей организма, сложные приспособления к жизни в данных условиях (внутренние паразиты - упрощение тела: редукция конечностей, органов чувств, кишечника; наружные паразиты - утрата крыльев у вшей и блох; редукция органов дыхания, равновесия, у некоторых растений - паразитов - сокращение зеленых частей тела, исчезновение хлорофиллоносных органов). Появление органов прикрепления (крючки, присоски и др.), выработка системы защиты от иммунитета хозяина. Существенное развитие органов размножения, обеспечивающих высокую плодовитость. Сложность жизненных циклов развития.

 

Модуль 5.3. Истощение, заболевание организма - как среды жизни

(на примере растительного, животного организмов и человека). Заболевание растений. Неинфекционные болезни (вызываются недостатком или избытком питательных веществ, тепла, влаги, механическими повреждениями). Признаки неинфекционных заболеваний (изменение окраски листьев, появление различных пятнистостей, увядание растений, растрескивание коры). Причины, вызывающие инфекционные болезни: живые организмы (грибы, бактерии, вирусы, микоплазменные организмы и т.д.). Признаки проявления инфекционных болезней: местное поражение (пятнистости, гнили, ненормальное разрастание тканей, отмирание коры); общее поражение (увядание растений). Мониторинг без приборов. Установление заболевания, истощение растительного организма по внешним признакам (на примере комнатных растений). Насекомые- вредители, повреждающие комнатные растения (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, плоский красный клещ, щитовка, мучнистый червец, подура). Грибы и бактерии, повреждающие комнатные растения. Болезни комнатных растений (мучнистая роса, серая гниль, фитофтороз). Заболевания плодовых и ягодных культур (мучнистая роса, парша, серая гниль). Заболевания овощных культур (кила капусты, фитофтороз томатов, бактериоз огурцов, черная гниль моркови, черная ножка картофеля, антроктоз тыквы). Заболевание полевых культур (бурая ржавчина пшеницы и ржи, головня пшеницы, полосатая пятнистость ячменя). Болезни животных. Признаки болезни животных (снижение работоспособности, активности, подвижности, гибель). Неинфекционные болезни животных, внутренние и наружные. Внутренние неинфекционные болезни (болезни органов пищеварения, дыхания, кровообращения). Причины возникновения неинфекционных внутренних болезней (неполноценное кормление, недоброкачественный корм, плохое качество воды, резкая смена окружающей температуры, переохлаждение, скученное содержание, чрезмерная физическая нагрузка, стрессовое состояние). Отравление. Инфекционные болезни животных. Перенос возбудителей инфекционных болезней. Переносчики возбудителей (насекомые, клещи, грызуны, бактерии, грибы, вирусы). Заболевания человека. Причины болезней человека. Болезни цивилизации (грипп, оспа, СПИД). Инфекционные и неинфекционные болезни человека.

 

Модуль 5.4. Культура использования организма - среды жизни.

Биологическая защита растений (организмы - энтомофаги: бактерии, грибы, вирусы, простейшие, круглые черви, рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые). Насекомые- энтомофаги. Жужелицы, божьи коровки, златоглазки и другие. Изготовление микробиологических препаратов. Химия на огороде и в поле. Пестициды. Экологическая безопасность на огороде и в поле. Экологическая безопасность дома (при отравлении, при ожогах, при аллергии, при травмах). Что делать, если все же случилась беда?

 

Практические занятия.

            1. Определение особенностей организмов- как сред жизни (на примере растительных организмов: зерновых, комнатных ).

            2. Изучение особенностей организмов, как сред жизни на примере представителей животных (работа с  влажными препаратами).

            3. Экологическая акция. Ручной сбор насекомых - вредителей растений.

            4. Болезни комнатных растений, плодово-ягодных культур, овощных и полевых культур.

 

Экскурсия.

            1. Организм как среда жизни (экскурсия в лаборатории химико-биологического факультете НТГСПА, Медицинское училище).

 

 

Блок 6.

Судьба земли у нас в руках (как жить в гармонии с природой).

 

Модуль 6.1. Кодекс культурного природопользователя. Разработка  и

составление своего кодекса культурного природопользователя, включающего основные правила рационального природопользования различных сред жизни (воды -  как среды жизни; наземно - воздушной среды жизни; почвы - как среды жизни, организма - как среды жизни).

 

Модуль 6.2.-6.4. Экологические акции (практические дела по

 улучшению экологической ситуации родного края). «Зеленый наряд города», «Город – сад», «Малым рекам края - чистоту и полноводность», проект «Родники», экологическая акция «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами».

 

Модуль 6.5. Экологический манифест «Как жить в гармонии с

Природой» (составление и принятие). Посвящение в юные экологи выпускников и прием в детское экологическое объединение «Зеленая волна».

 

 

Практические занятия.

 

            1. Составление Кодекса культурного природопользователя.

            2. Зеленый наряд города .

            3. Город-сад.

            4. Малым рекам родного края- чистоту и полноводность.

            5. Как жить в гармонии с природой.

            6. Защита проектных и учебно-исследовательских работ.


Методическое обеспечение

При реализации дополнительной образовательной программы «Экологические основы культуры природопользования» предусматривается применение следующих дидактических форм и методов занятий:

  1. Аудиторно-лабораторные:

–тематические лекции, рассказы, эвристические беседы;

-консультации педагогов,

- работа с определителями, научной литературой, интернетом;

- просмотр видео - и слайдфильмов;

-выступления и доклады обучающихся, викторины, конкурсы,

-обучающие эколого-биологические игры,

- посещение лабораторий НТГСПА, медучилища, выставок, музеев;

-выполнение мультимедийных презентаций,

-работа с лабораторным оборудованием, влажными препаратами, гербариями.

2. Полевые:

-экскурсии в природу,

-полевые работы с определителями,

-полевые наблюдения с использованием оборудования.

3. Комплексные:

- индивидуальные и групповые, полевые и лабораторные, проектировочные и учебно-исследовательские работы, наблюдения, опыты,

-участие в экологических акциях.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает:

а). Образовательно-методический комплекс «Экологические основы культуры природопользования»

ü    авторское учебное пособие (учебник) для учащихся, раскрывающее каждую тему программы;

ü    методические рекомендации к занятиям по дополнительной образовательной программе;

ü    дидактический и раздаточный материал к программе;

ü    контрольно-измерительные материалы по программе.

б). Необходимое оборудование:

ü    оборудование для проведения лабораторных и практических работ (колбы, пробирки, булавки, стаканы химические, воронки, весы учебные ВГУ, штатив ШЛХ, мерный шнур, рулетка, почвенный термометр – щуп, часы с секундной стрелкой, чашка фарфоровая, кристаллизатор, шпатель, штатив для пробирок, нагреватель для пробирок, стеклянные палочки с резиновыми наконечниками, ложка-дозатор (шпатель), универсальная индикаторная бумага, мерный цилиндр, скальпели, банки, сачки, фильтровальная бумага, колбы конические, пипетки мерные, нагреватель НЛШ, фильтры бумажные, водяная баня, пинцеты, кюветы, чашки Петри, необходимые химреактивы, набор оборудования для проведения экологических исследований, гербарии, коллекции, и т.п.); карточки-задания для проведения практических работ «Определение загрязнения водоемов с помощью семейства рясковых», «Определение токсичности воды с помощью дафний», «Наблюдения за качеством атмосферных осадков», «Определение физических свойств почвы», «Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почв», «Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности», «Определение кислотности почвы», «Определение ионов свинца в почве» и др.

ü    хозинвентарь для проведения экологических акций (лопаты, грабли, перчатки, мешки для сбора мусора и т.д.);

ü    оборудование для осуществления учебного процесса (видеомагнитофон, учебные видеофильмы, множительная техника, диапроектор, диапозитивы, микроскопы, бинокулярные лупы, цифровой фотоаппарат);

ü    оборудование для экскурсий – карточки-задания, экскурсионные наборы - блокнот, ручка, пакеты для переноса;

в). Учебный кабинет - учебные столы, стулья, шкафы, доска;

г). Наглядно-демонстрационный материал - экологическая карта Свердловской области, Почвенная карта Свердловской области, чучела птиц, альбомы, таблицы (иллюстрации, тематические папки, экоребусы, экозагадки, экоанаграммы, экосинонимы и т.п.;

д). справочно-информационные материалы- практикумы, энциклопедии, атласы, руководство к лабораторным занятиям по биологии;

е). комплект обучающих эколого-биологических игр –«Кто развеет тучи?», «Свалка по имени Земля», «Голубое ожерелье Тагила», «Тагил –жемчужина Каменного пояса», «Путешествие в страну Ойкос», «Зеленый щит города», «Путешествие в страну Агрос», «Чудесная кладовая», «Были горы Высокой».


Список литературы

 

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. М.: Просвещение.2002.
  2. Асланиди К.Б .и др. Экологическая азбука для детей и подростков. Москва: МНЭПУ, 1995.
  3. Богоявлинский Ю.К. и др.Руководство по лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицины.1988.
  4. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы.М:Прогресс.1983.
  5. Гиляров М. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1989.
  6. Грешников А.Экологический букварь. М.: ЭКОС-информ.1995.
  7. Гордиенко М. Красная книга Свердловской области. Казань. ОАО ПИК «Идеал-Пресс». 2008.
  8. Джахангиров А.Д. Кузмищев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика. 2003.
  9. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропром. 1998.
  10. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. М.: Просвещение. 1991.
  11. Зверев О. Суравегина И.П. Организация экологического образования в школе. Пермь.1990.
  12. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа. 1991.
  13. Лиман Ю.Б. Программы по экологии для внеклассной и внешкольной работы. Ростов-на -Дону: СКНЦВШ. 1992.
  14. Назаренко В.М. Экология. Цивилизация. Культура. М.: Просвещение. 1993.
  15. Печуркина Р.А. Живая вода Урал-камня. Екатеринбург: «ИД Сократ». 2007.
  16. Пономарева И.Н. Общая экология. Пермь. 1994.
  17. «Психологический журнал» Шагун Г.«Исследования экологического сознания детей и подростков». М.: 1994.
  18. Самкова В.А. Природа. Человек. Культура. Экологическое образование школьников: концепция и комплект программ факультативных курсов. М.: НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001.
  19. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат. 1989.
  20. Школьная программа в таблицах и формулах. Большой универсальный справочник. М.: Дрофа.1998.
  21. Шурхал Л.И. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. М.:Школа-Пресс. 2001.

 

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Пояснительная записка На современном этапе жизни человечества наиболее актуальными стали экологические проблемы

Пояснительная записка На современном этапе жизни человечества наиболее актуальными стали экологические проблемы

Цель программы: воспитание основ культуры рационального природопользования, обеспечивающих гармонию человека и природы

Цель программы: воспитание основ культуры рационального природопользования, обеспечивающих гармонию человека и природы

Дополнительная образовательная программа «Экологические основы культуры природопользования» разработана для обучающихся 13 - 17 лет

Дополнительная образовательная программа «Экологические основы культуры природопользования» разработана для обучающихся 13 - 17 лет

Принцип гуманизации. Требует уважения и соблюдения прав ребенка на самоопределение, на свободу выбора видов и форм деятельности

Принцип гуманизации. Требует уважения и соблюдения прав ребенка на самоопределение, на свободу выбора видов и форм деятельности

Программа базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении традиционных предметов (химия, истории, биологии, географии и др

Программа базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении традиционных предметов (химия, истории, биологии, географии и др

Конституция РФ; -

Конституция РФ; -

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Роль воды как среды жизни. Обитатели водной среды

Роль воды как среды жизни. Обитатели водной среды

Живой организм как среда жизни

Живой организм как среда жизни

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы

Модуль 1.4 . Экологические проблемы сред жизни

Модуль 1.4 . Экологические проблемы сред жизни

Экскурсия в музей экологии родного края

Экскурсия в музей экологии родного края

Очистные сооружения города. Природоохранные мероприятия

Очистные сооружения города. Природоохранные мероприятия

Блок 3 Наземно-воздушной среде края – надежную защиту и бережное отношение

Блок 3 Наземно-воздушной среде края – надежную защиту и бережное отношение

Основные источники загрязнения наземно - воздушной среды родного края

Основные источники загрязнения наземно - воздушной среды родного края

Экологические акции: «Зеленый наряд города», «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

Экологические акции: «Зеленый наряд города», «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

Качественное состояние педосферы ближайшего природного окружения (г

Качественное состояние педосферы ближайшего природного окружения (г

Определение физических свойств почвы

Определение физических свойств почвы

Заболевание растений. Неинфекционные болезни (вызываются недостатком или избытком питательных веществ, тепла, влаги, механическими повреждениями)

Заболевание растений. Неинфекционные болезни (вызываются недостатком или избытком питательных веществ, тепла, влаги, механическими повреждениями)

Биологическая защита растений (организмы - энтомофаги: бактерии, грибы, вирусы, простейшие, круглые черви, рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые)

Биологическая защита растений (организмы - энтомофаги: бактерии, грибы, вирусы, простейшие, круглые черви, рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые)

Родники», экологическая акция «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

Родники», экологическая акция «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

М етодическо е обеспечени е

М етодическо е обеспечени е

НЛШ, фильтры бумажные, водяная баня, пинцеты, кюветы, чашки

НЛШ, фильтры бумажные, водяная баня, пинцеты, кюветы, чашки

Список литературы Артемова

Список литературы Артемова

Шурхал Л.И. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии

Шурхал Л.И. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020