Профилактическая программа «Здоровье»
Автор: Красавина Лариса Васильевна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
(ГБОУ СОШ с.Девлезеркино);
педагог дополнительного образования, методист.
I. Информационная справка об учреждении
Филиал дополнительного образования «Лидер» организовался 15 августа 2008 года путем реорганизации учреждений дополнительного образования детей – детско-юношеской спортивной школы «Искра», Дома детского творчества «Радуга», станции «Медиацентр», детско-юношеской конно-спортивной школы «Кентавр». Данное учреждение располагается по адресу: Самарская область, с. Челно-Вершины, улица Советская дом № 35. Изначально каждое учреждение являлось самостоятельным и имеет свое историческое начало и развитие. В центре сохранились хорошие традиции каждого учреждения: проведение Дня открытых дверей, районных выставок и фестиваля «Куда уходит детство», участие в зональных и областных конкурсах, проведение спортивных соревнований с участием всех возрастных групп населения, организация праздника «Русской березки», а также массового катания на лошадях, пони на всех праздниках Челно-Вершинского и соседних районов.
Воспитанники детских объединений являются неоднократными призерами и победителями областных конкурсов.
В 2016 году воспитанник детского объединения «Лыжные гонки »Хабибуллин Фирдинат стал обладателем Именной премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков за высокие достижения в области физической культуры и спорта.
Главными традициями в учреждении являются:
Ø Дни открытых дверей;
Ø Творческие отчеты воспитанников «Лидера» по итогам учебного года;
Ø Родительские собрания;
Ø Районные игры-конкурсы, соревнования
1. Общие сведения о программе.
Актуальность разработки
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
В настоящее время профилактика употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств, при ведущей роли системы образования.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде, утверждена Министерством образования России при консультативной поддержке Минздрава России приказом № 619 28.02.2000г для руководителей органов управления образованием субъектов РФ. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:
· изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
· сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, т.к образовательная деятельность филиала организует правильный досуг ребенка во второй половине дня. Доступ к семье ребенка педагогами дополнительного образования, которые способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы совместно со всеми субъектами профилактики (Территориальным отделом организации образовательных ресурсов, Центральной районной больницей, Районным отделом внутренних дел, Центром для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Домом молодежных организаций, учреждениями культуры, реабилитационным центром «Семья»).
С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в нашем учреждении была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Контролирует профилактическую работу заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе Алекина Т.Ю, координирует - методист Красавина Л.В.
Цели и задачи профилактической программы «Здоровье»
· создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития воспитанников и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Основные задачи:
Ø формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции;
Ø формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности;
Ø умение строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; умение применять способы отказа от употребления наркотиков.
Ожидаемый результат деятельности
Личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Сформированность негативного отношения к пагубным привычкам и приоритетного отношения к здоровому и активному образу жизни.
Организационные принципы профилактической работы
1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.
Администрациями ОУ района, ФДО «Лидер» совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.
Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив учреждения учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Территориальным отделом организации образовательных ресурсов, Центральной районной больницей, Районным отделом внутренних дел, Центром для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Домом молодежных организаций, учреждениями культуры.
2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.
Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни. В подростковом возрасте внимание обращаем на альтернативу вредным привычкам. Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять ПАВ. Однако здесь необходимо предусмотреть, чтобы эти альтернативы сами не стимулировали употребление ПАВ. Например, занятия детей спортом и требования (или ожидания) со стороны взрослых достижения больших результатов могут способствовать употреблению ПАВ. Желательно, чтобы в альтернативных программах предусматривалось развитие соответствующих качеств личности.
Наши педагоги организуют спортивно-массовую работу. В нашем учреждении 124 детских объединения, 79 из них- физкультурно-спортивной направленности по различным видам спорта. (76 детей (100%), отнесенных к группе риска, привлечены к систематическим занятиям в спортивных секциях). Ежегодно проводятся Спартакиады среди учащихся и комитетов физической культуры, для судейства районных соревнований с приглашаем старшеклассников и студентов, бывших воспитанников ФДО «Лидер».
Благодаря проводимым исследованиям снизилось количество детей, отнесенных к группе риска на 8% по сравнению с 2016 годом, все дети систематически занимаются в спортивных секциях.
3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися школы, воспитанниками ФДО «Лидер»
4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.
5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в МЦДО, что обеспечивается благодаря привлечению к работе школы.
Направления работы
Можно выделить три основных направления работы учреждения по профилактике употребления ПАВ:
1. работа с детьми:
1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов
Детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п. (различные альтернативы, которые должны предотвратить употребление ПАВ). Одним из направлений работы является расширение в центре сети спортивных секций. Так, в прошлом учебном году в ФДО «Лидер» начали работу следующие детские объединения спортивного направления: «Фитнес для детей», «Спортивное ориентирование», занятость учащихся в спортивных секциях составляла 74 %. После открытия 2 групп спортивных игр, и 4 групп «Конного спорта» занятость увеличилась до 78%.
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек
Реализуя работу в данном направлении, в центре проводятся обучающие семинары, методические советы педагогов дополнительного образования, педчтения, круглые столы, с целью повышения знаний педагогического коллектива в области профилактической работы. Затем совместно с педагогами составляется план мероприятия для воспитанников, с использованием следующих разнообразных форм работы с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников (элементы здоровьесберегающих технологий на каждом занятии, конкурсы, соревнования, районная спартакиада, Дни профилактики, Дни здоровья, туристические слеты, мастер-классы, ролевые игры).
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.
3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.
В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с учащимися участвуют:
§ Молодежные организации «Скауты», «Сам»
§ Общественная организация «Общество инвалидов»
2. работа с педагогическим составом
Целью методической работы является повышение результативности образовательного процесса в детских объединениях, структурных подразделениях и в целом в масштабе учреждения.
Основные задачи методической работы:
Ø рост профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
Ø внедрение в практическую деятельность педагогических работников современных психолого-педагогических знаний по профилактике употребления ПАВ;
Ø оказание методической помощи при подготовке и проведении различного рода инновационной деятельности;
Основные направления методической работы:
1) повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
2) программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
3) изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
4) информационно- аналитическое обеспечение образовательного процесса;
5) осуществление инновационной деятельности;
6) психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Методические советы учителей физической культуры, педагогические советы, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, методического объединения педагогов дополнительного образования.
3. работа с родителями
Цель работы с родителями — приобретение родителями знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы, формирование отношения к своим детям, основанного на оптимальной требовательности, справедливости.
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому педагогами филиала организовано тесное сотрудничество с родителями воспитанников, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт центра). Проводятся общие родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). На заседаниях родительского комитета, Общественного совета филиала рассматриваются вопросы организации ЗОЖ занимающихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.