ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности по ручному труду «Умелые ручки»

  • docx
  • 22.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРУЖОК РУЧНОЙ ТРУД ПОДГОТОВ ГР 23ГОД — копия — копия — копия.docx

 

Принято на педагогическом Совете

МБДОУ детский сад  № 78

 

Протокол №__1__от « 30»_августа  2023г.

 

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский  сад   №78

______________М.Е.Дьячкова

Приказ №_218___от 30 августа 2023г.

 



 

    

 

 

 

 

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

по ручному труду «Умелые ручки»

 

для детей 6-7 лет

срок реализации 1 год


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

                                                                                      Разработчик:
Спирина О.П., воспитатель

                                                        

 

 

г. Ульяновск, 2023 год

Содержание

 

1.Основные характеристики программы.. 3

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Цель и задачи программы. 9

1.3. Содержание программы.. 11

1.3.1. Учебный план. 12

1.4. Планируемые результаты. 18

2.1. Календарный учебный график. 19

2.2. Условия реализации программы. 19

2.2.1. Материально – техническое обеспечение. 19

2.2.2. Информационное обеспечение. 19

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.. 20

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. 20

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. 20

2.4 Оценочные материалы: 20

2.5 Методы и приемы обучения (реализации программы) 20

Список  литературы. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность ориентирована на детей от 6-7лет.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа «Умелые ручки» разработана с учетом следующих нормативных документов:

 Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:

·                   Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·                   Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р;

·                   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

·                   Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

·                   СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41)

Данная программа разработана на основе: программ по конструированию и художественному труду, авторами которых являются Л.В.Куцакова и И.А.Лыкова в соответствие с требованиями Федеральной Образовательной Программы (ФОП ДО) 

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

В проекте Федеральной Образовательной Программы одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.      

Новизна:

Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развитии детского художественного творчества.

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

 

Направленность программы

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,

которая является важным направлением в развитии и воспитании детей

Адресат программы - предназначена для работы с детьми 6-7лет.

Особенности развития 6-7 лет.

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка – физкультурник, клюющий петушок и др.).

Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Прикладное творчество: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Прикладное творчество: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

 Педагогическая целесообразность:

Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, творческой деятельностью, развивает их мелкую моторику, воображение, а также способствует развитию координации движений и восприятия форм и текстур. В данном контексте следует обратить внимание на следующие аспекты:

·                   Соответствие возрастным особенностям: Программа ориентирована на детей 6-7 лет, что соответствует периоду интенсивного развития и формирования базовых навыков. Дети в этом возрасте легко усваивают новые знания и навыки, поэтому это отличное время для введения и закрепления основ творчества.

·                   Развитие мелкой моторики: Работа с бумагой, картоном, тканью и природными материалами требует точных движений рук и пальцев. Это способствует развитию мелкой моторики, что важно для будущего овладения письменными навыками.

·                   Творческое мышление: Программа стимулирует творческое мышление, развивая способность детей видеть нестандартные решения и создавать свои уникальные изделия.

·                   Развитие координации и пространственного восприятия: Работа с объемными игрушками в технике оригами и создание фигур из природных материалов требует хорошей координации движений и понимания трехмерного пространства.

·                   Эстетическое восприятие: Подбор цветов, текстур и создание аппликаций способствует развитию эстетического восприятия, что может оказать положительное влияние на будущие творческие интересы и художественные способности детей.

·                   Самостоятельность и ответственность: Программа позволяет детям самостоятельно работать с материалами, что способствует развитию ответственности за свою деятельность и формирует навыки планирования и организации.

·                   Внимание к деталям и точности: Работа с бумагой, тканью и природными материалами требует внимания к деталям и точности исполнения, что развивает навыки концентрации.

·                   Воображение и выразительность: Создание композиций и образов из природных материалов способствует развитию воображения и способности передавать выразительность и настроение в создаваемых работах.

·                   Экологическое сознание: Работа с природными материалами позволяет обсудить важность охраны природы и учить детей бережному отношению к окружающей среде.

Объем дополнительной образовательной программы - дополнительного образования «Умелые ручки» предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий кружка  

Формы обучения и виды занятий.

1)    Индивидуальная;

2)    Коллективная;

3)    Групповая.

Особенности организации образовательного процесса

Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические часть — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практическое выполнение заданий – это, конечно же изготовление, оформление поделок и отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В конце подведение итогов.

Содержание программы кружка «Чудесные ручки» направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении художественных изделий. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, личной гигиены, бережного отношения к инструментам, оборудованию и на рациональную организацию рабочего места в процессе изготовления художественных изделий.

Варианты организации занятий:  

 

1.     Занятия, построенные на сказочном сюжете с использованием игр:

·        Воображаемые путешествия, поездки, приключения;

·        С использованием литературных персонажей.            

2.     Занятия, построенные на сказочном сюжете с использованием игр:

·        Воображаемые путешествия, поездки, приключения;

·        С использованием литературных персонажей.

 Содержание занятий кружка состоит из нескольких разделов:

·        работа с бумагой и картоном;

·        работа с бросовым материалом;

·        работа с нитками и тканью

·        работа с природным материалом

·        работа с пластилином

   Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Режим занятий – 1 раз в неделю с детьми от 6 до 7 лет;

Периодичность : с сентября по май включительно. 

Виды занятий:  Практические занятия

Сроки освоения дополнительной образовательной программы – программа дополнительного образования «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения. Периодичность - с сентября по май включительно; 

Режим занятий – 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: 30 минут

Режим работы: среда 15.30 - 16.00

 

1.2. Цель и задачи программы

 

Цель дополнительной образовательной программы:

развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы   

    Обучающие:

                   1.Формировать у детей прочные умения и навыки действия с    различными материалами и инструментами для детского творчества;

            2.Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

          3.Формировать умения сравнивать (по цвету, форме, размеру и количеству деталей), анализировать, делать выводы;

          4.Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

          5.Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу, оригинальность.

 

 

 

  Развивающие:

1.                 Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной, слуховой памяти, координации мелкой моторики рук);

2.                 Развивать внимание, усидчивость;

3.                 Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;

4.                 Развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

5.                 Развивать художественно-эстетический вкус;

6.                 Развивать фантазию, воображение, творческое воображение и индивидуальный почерк;

7.                 Развивать глазомер, чувство меры.

8.                 Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;

9.                 Развивать речь и коммуникативные способности.

 

   Воспитательные:

1.                  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, адекватную самооценку;

2.                 Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

3.Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата, доводить дело до конца;

4.Воспитывать умение  работать коллективно;

5.Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.

 

Принципы реализации программы

Программа составлена на основе принципов:

·                   Доступности;

·                   Наглядности;

·                   Связи теории с практикой;

·                   От простого к сложному

 

1.3. Содержание программы

 

Учебный план.

Дисциплина

Группа

Длительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Кружок

«Умелые ручки»

Подготовительная группа

30 минут

1

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1. Учебный план

 

Старшая группа

 

Сентябрь

                                

Занятие

Тема

Цели и задачи

Материал

«Знакомство с разнообразным миром материалов».

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. 

Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений.
Карточки по технике безопасности.

   «Цветик-семицветик»

Развивать интерес к творческому процессу изготовления цветов из природного материала, развивать фантазию и эстетический вкус. расширять словарный запас детей, формировать интерес к познанию нового.  развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, мышление.

Семены клена, пластилин, ножницы, гуашь,зеленая бумага.

«Колобок-колючий бок»

лепка ежика с  передачей характерных  особенностей внешнего вида с использованием природного материала.Экспериментировать с природными материалами для создания колючей «шубки»;

 Развивать чувство формы, способности к  композиции;

 

 

Силуэт ежика, пластилин , семечки.

«Рябиновые бусы»

Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на иголку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе с иглой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику рук, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата.

Ягоды рябины, нитки, иголки.

Октябрь

«Во дворе у бабушки»

Знакомить детей с работой в технике оригами, развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности; воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.

Лист бумаги, фломастеры

«Лесные жители»

Расширить представления детей о диких животных,  закрепление в умении изготавливать аппликацию из природного материала (сухих листьев), развивать чувство цвета и композиции. развивать творческие способности и художественный вкус; воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.

Осенние листья,клей,картон, ножницы, фломастеры.

«Волшебные краски осени!»

Учить детей выполнять композицию из природного материала (осенних листьев и веточек деревьев). Развивать концентрацию внимания и творческие способности. Воспитывать желание делать поделки своими руками..

Ветки деревьев, березовые,кленовые листочки, пластилин.

 

«Старичок-Лесовичок»

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина и дополнение изображения деталями; Продолжать знакомить с разновидностями природного материала.

Шишки пластилин

Цв.картон

 

Ноябрь

«Очей,

очарованье!»

продолжать закреплять умения правильно пользоваться клеем, выкладывать аккуратно осенние листья, воспитывать бережное отношение к используемым материалам, развивать интерес к творческому процессу изготовления картин из природного материала развивать фантазию и эстетический вкус. Продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца

Сухие листья, цветная бумага, клей, тарелки одноразовые.

«Столбушка»

приобщить детей к народной культуре и традициям; заинтересовать детей в изготовлении кукол; обучить детей практическим навыкам работе с материалами; научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки; расширить представление детей об истории русской народной куклы.

 

Цв. ткань, нитки, ножницы

«Смешарики»

 

закрепление сведений об овощах и фруктах; обучение умению создавать композиции из природного материала; развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей; воспитание аккуратности, самостоятельности.

клеенки, пластилин, картофель, лук

яблоки.

«Сердечко ,маме подарю»

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, закреплять умения самостоятельно и ровно по линии вырезать из бумаги полоски, оформлять поделку, проявляя творчество и индивидуальность.

ножницы, клей, атласная лента или веревочка красная, декор-бусинки.

Декабрь

«Карандашница-Веселые миньончики»

Учить работать с бросовым материалом. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

 

Жестяные банки, желтая бумага, ножницы, пластилин

«Чудо зимушки –зимы»

провести с детьми эксперимент с крупой, познакомить их с нетрадиционной техникой аппликации снежинки,с помощью манной крупы воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

Синий картон, манная крупа,

Клей, кисть,

«Новогодние игрушки»

учить детей проявлять творческое воображение, фантазию.

Старые елочные шары разных размеров, ткань, еловые веточки, шнур, пряжа, термоклей, декор-бусины и пр.

 «Долгожданная гостья»

Закреплять навыки конструирования елочки по образцу. Развивать внимание, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук. Формировать творческие способности и практические умения. Совершенствовать умения и навыки работы с инструментами. Воспитывать стремление к аккуратному выполнению новогоднего сувенира. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Основа для изготовления «елочки» - картонный конус; цветная бумага, материал для украшения елочки (мишура, пайетки,ленточкибантики,бусинки), клей, кисточка ножницы.

Январь

 «Зимняя сказка»

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения, соединения частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями, учить выполнять фигурки из природного материала

Шишки, пластилин, палочки от мороженного, зубочистки.

«Ангелочек»

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению поделок.

Белая бумага, клей ,кисти, ножницы, нитки 

«Конусный театр»

Коллективная работа

Познакомить детей с конусным театром: научить их делать героев сказки на основе конуса; способствовать развитию творчества, фантазии детей, эстетического вкуса, театральных способностей; совершенствовать умение работать с ножницами; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, любви к театру.

  Ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка.

«Усатый-полосатый»

Создание композиции из ниток. Учить детей выкладывать контур фигуры из ниток. Продолжить учить аккуратно использоваться в работе клей  ПВА. развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять умение пользоваться клеем безопасно, умение придерживаться правил безопасности и аккуратности в работе. 

Пряжа, глазки, носики, бусинки, картон, ножницы,

Февраль

«Пингвин на льдине»

Создание поделки из природного материала (шишки). Продолжать учить  использовать пластилин для завершения образа. Закрепить некоторые приемы лепки.

  шишки

  пластилин

«Подарок папе подарю!»

учить детей изготавливать поделки из бросового материала. Закрепить умение оклеивать коробки цветной бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

 спичечные коробки (3 шт)  клей – карандаш

 фигурные ножницы

картон черного цвета

для (гусениц)

бумагацветнаяножницы палочки ушные; гуашь

шило

«Сказочный город»»

Создание коллективной работы из бумаги и картона. Закрепить навыки работы с бумагой и картоном. Закрепить умение делать конусы и цилиндра из бумаги.  Учить детей при помощи мелких деталей передавать сказочный образ своей работы.

Бумага цветная,картон.

Ножницы, клей

«Веточка мимозы»

Создание композиции из природного материала (кукуруза). Использование в работе бумаги, клея ПВА. Создание праздничной картины для мамы.

бумаги, клей ПВА, кукуруза, цв.картон

март

«Игольница для мамы»

Продолжить учить работать с тканью, нитками и ватой. Развивать у детей фантазию и индивидуальность .

Ткань, нитки, вата, ножницы

«Весеннее пробуждение» 

Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно наносить клей на необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заваркой..

Лист картона с изображением мишки, чайная заварка, клей, кисти, салфетки

«Лоскутный коврик»

Создание поделки из ткани. Закрепить свойства ткани, умение резать и наклеивать ткань. Развивать фантазию и индивидуальность при выполнении работы.

Разноцв. ткань

Ножницы

Клей, плотный картон.

«Балерина - весна»

закреплять умение детей делать юбочки из (бумажных салфеток. стружка от цветных карандашей)  Закреплять умение ровно вырезать необходимые формы из бумаги. Развивать чувство композиции, развивать интерес к творческой работе, проявляя фантазию и эстетический вкус. Учить детей внимательности и аккуратности.

клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, бумажные салфетки, распечатанные балерины.

Апрель

«Божья коровка»

Создание поделки из природного материала (грецкий орех). Учить красить орехи. При помощи  передать образ насекомого.

грецкий орех

краски и пластилина, картон

 «Встреча в  галактике»

учить детей создавать объемную композицию из бросового материала. Продолжать развивать художественно-эстетический вкус, творческое воображение и воспитывать аккуратность, внимательность, чистоплотность. Развивать умение работать поэтапно.Развивать мелкую моторику.

Коробки, бутылки 0,5л., втулка от обоев, картон, бумага А4 и цветная, краски, двусторонний скотч, клей ПВА, термоклей, скотч бумажный, ножницы, декоративные звезды.

«Модный стилист»

Учить приклеивать нитки к трафарету, создавая прическу для девочки и мальчика. Продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.

Портрет девочки и мальчика, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки

 «Гвоздики к 9 мая»

Познакомить детей с гофрированной бумагой, ее свойствами. Учить создавать объемные цветы.

Цветная гофрированная бумага , клей, ножницы

май

«Веселые ладошки»

Развивать интерес к ручному труду, умение работать с ножницами. Учить создавать композицию из вырезанных ладошек (осьминожки, птицы, цветы и т.д

Цветня бумага, ножницы, клей.

« Гости с луга прилетели» (Пчелиная семья)

Создание поделки из бросового материала (яйца «киндер»). Использовать в работе пластилин. Закрепить определенные приемы лепки.

яйца «киндер»). пластилин.

«Шёпот моря»

Учить делать поделку из природого материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение .

Плотный картон, ракушки, клей.

 

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.


 

1.4. Планируемые результаты

 

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

·                     Устойчивый интерес к ручному труду.

·                     Возрастающий уровень творческого воображения и проявления оригинальности.

·                     Повышение уровня самостоятельности при выборе и умений использования различных инструментов и материалов.

·                     Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д.

·                     Оригинальность в процессе изготовления поделок.

·                     Окрепшая моторика рук.

Ребенок способен:

·                     более ярко проявлять фантазию, творческое воображение, оригинальность при изготовлении деталей и поделок;

·                     самостоятельно выбирать и использовать необходимые материалы и инструменты для работы;

·                     соединять детали разными способами в готовое изделие;

·                     составлять композицию из отдельных элементов;

·                     гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

·                     аккуратно использовать материалы;

·                     соблюдать правила безопасной работы;

·                     украшать интерьер помещения своими работами и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

 

Календарный учебный график дополнительной образовательной программы            «Умелые ручки»

Продолжительность учебного года

01.09.2023-31.05.2024г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель

Режим работы

Среда 15:30-16:00

Каникулы

31.12.2023-09.01.2024гг.

01.05.2024-09.05.2024 гг.

Педагогическая диагностика

25.05.2024 -31.05.2024 гг.

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год

1

4

36

 

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Перечень основного оборудования

 · Бумага (писчая, цветная, гофрированная,  бархатная, глянцевая)

 · Картон (цветной, белый)

 · Природный материал (шишки, ракушки, ягоды рябины, листья, семечки,картошка, ветки...)

· Фломастеры, маркеры, карандаши

 · Дощечки

· Бросовый материал (проволока, жестяная банка, бисер, ткани, нитки и др.)

 · Клей, пластилин, ножницы

 · Линейка

· Кисти

 · Демонстрационный материал: Наглядные пособия;  Иллюстрации;  Фотографии;  Образцы работ;

 ·Художественная литература

 · Технические средства: Ноутбук;  Магнитофон; Фотоаппарат; Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки

 

2.2.2. Информационное обеспечение:

·         Компьютер с выходом в интернет.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

С целью определения уровня освоения программы в  начале и в конце учебного года в группе заполняется карта мониторинга освоения программного материала.

Диагностика по ручному труду

П№/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять,  вырезать, )

Мелкая моторика

Природный

М-л

пластилин

Бумага

Нитки

Бросовый м-л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформирован -

Не сформирован -

 

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

журнал посещаемости (на группу)

 

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • Выставки детских работ
  • участие детей в конкурсах различного уровня
  •  презентация детских работ на сайт
  • сравнительный анализ диагностических данных 

2.4 Оценочные материалы:

Выполнение практических заданий, критерии мониторинга (по таблице)

 

2.5 Методы и приемы обучения (реализации программы):

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).

· Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

· Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

· Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух). Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

 

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12 – 15 человек, воспитанники в возрасте от 6до 7лет.

 Форма организации: групповая,  индивидуальная, коллективная.

 

 Структура организованной образовательной деятельности.

Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя:

I. Мотивации. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.

II. Художественное восприятие изображаемого.

- рассказ-объяснение воспитателя;

- совместное обследование и рассматривание образца;

- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;

- уточнение поэтапного выполнения работы.

III. Практическая работа детей.

- выбор детьми необходимого материала для работы;

- выполнение детьми работы.

- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

IV. Итог занятия.

- совместное рассматривание детских работ;

- анализ детских работ воспитателем;

- анализ детьми своих работ и работ других детей;

- организация выставок детских работ, обыгрывание детьми своих поделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.                 Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

2.                 Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

3.                 Цветные ладошки  Е.Лыковой

4.                 Ручной труд  под редакцией И.Климовой,  Москва «Мозаика-Синтез, 2006г

5.                 Чудеса для детей из ненужных вещей, М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.

6.                 Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.

7.                 Смешные игрушки из пластмассы, Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез, 2012г

8.                 Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г

9.                 О.Соболева  Фигурки и игрушки из бумаги и яиц

10.            Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга, . – Волгоград, 2015

11.            Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru