Принято на педагогическом Совете МБДОУ детский сад № 78
Протокол №__1__от « 30»_августа 2023г.
|
Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад №78 ______________М.Е.Дьячкова Приказ №_218___от 30 августа 2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
по ручному труду «Умелые ручки»
для детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Разработчик:
Спирина О.П., воспитатель
г. Ульяновск, 2023 год
Содержание
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.4. Планируемые результаты
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
2.2.2. Информационное обеспечение
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
2.4 Оценочные материалы:
2.5 Методы и приемы обучения (реализации программы)
Список литературы
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность ориентирована на детей от 6-7лет.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа «Умелые ручки» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:
· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р;
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
· Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
· СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41)
Данная программа разработана на основе: программ по конструированию и художественному труду, авторами которых являются Л.В.Куцакова и И.А.Лыкова в соответствие с требованиями Федеральной Образовательной Программы (ФОП ДО)
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
В проекте Федеральной Образовательной Программы одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Новизна:
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развитии детского художественного творчества.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Направленность программы:
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании детей
Адресат программы - предназначена для работы с детьми 6-7лет.
Особенности развития 6-7 лет.
Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка – физкультурник, клюющий петушок и др.).
Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Прикладное творчество: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Прикладное творчество: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Педагогическая целесообразность:
Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, творческой деятельностью, развивает их мелкую моторику, воображение, а также способствует развитию координации движений и восприятия форм и текстур. В данном контексте следует обратить внимание на следующие аспекты:
· Соответствие возрастным особенностям: Программа ориентирована на детей 6-7 лет, что соответствует периоду интенсивного развития и формирования базовых навыков. Дети в этом возрасте легко усваивают новые знания и навыки, поэтому это отличное время для введения и закрепления основ творчества.
· Развитие мелкой моторики: Работа с бумагой, картоном, тканью и природными материалами требует точных движений рук и пальцев. Это способствует развитию мелкой моторики, что важно для будущего овладения письменными навыками.
· Творческое мышление: Программа стимулирует творческое мышление, развивая способность детей видеть нестандартные решения и создавать свои уникальные изделия.
· Развитие координации и пространственного восприятия: Работа с объемными игрушками в технике оригами и создание фигур из природных материалов требует хорошей координации движений и понимания трехмерного пространства.
· Эстетическое восприятие: Подбор цветов, текстур и создание аппликаций способствует развитию эстетического восприятия, что может оказать положительное влияние на будущие творческие интересы и художественные способности детей.
· Самостоятельность и ответственность: Программа позволяет детям самостоятельно работать с материалами, что способствует развитию ответственности за свою деятельность и формирует навыки планирования и организации.
· Внимание к деталям и точности: Работа с бумагой, тканью и природными материалами требует внимания к деталям и точности исполнения, что развивает навыки концентрации.
· Воображение и выразительность: Создание композиций и образов из природных материалов способствует развитию воображения и способности передавать выразительность и настроение в создаваемых работах.
· Экологическое сознание: Работа с природными материалами позволяет обсудить важность охраны природы и учить детей бережному отношению к окружающей среде.
Объем дополнительной образовательной программы - дополнительного образования «Умелые ручки» предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий кружка
Формы обучения и виды занятий.
1) Индивидуальная;
2) Коллективная;
3) Групповая.
Особенности организации образовательного процесса
Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические часть — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практическое выполнение заданий – это, конечно же изготовление, оформление поделок и отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В конце подведение итогов.
Содержание программы кружка «Чудесные ручки» направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении художественных изделий. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, личной гигиены, бережного отношения к инструментам, оборудованию и на рациональную организацию рабочего места в процессе изготовления художественных изделий.
Варианты организации занятий:
1. Занятия, построенные на сказочном сюжете с использованием игр:
· Воображаемые путешествия, поездки, приключения;
· С использованием литературных персонажей.
2. Занятия, построенные на сказочном сюжете с использованием игр:
· Воображаемые путешествия, поездки, приключения;
· С использованием литературных персонажей.
Содержание занятий кружка состоит из нескольких разделов:
· работа с бумагой и картоном;
· работа с бросовым материалом;
· работа с нитками и тканью
· работа с природным материалом
· работа с пластилином
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Режим занятий – 1 раз в неделю с детьми от 6 до 7 лет;
Периодичность : с сентября по май включительно.
Виды занятий: Практические занятия
Сроки освоения дополнительной образовательной программы – программа дополнительного образования «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения. Периодичность - с сентября по май включительно;
Режим занятий – 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 30 минут
Режим работы: среда 15.30 - 16.00
Цель дополнительной образовательной программы:
развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи программы
Обучающие:
1.Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами и инструментами для детского творчества;
2.Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
3.Формировать умения сравнивать (по цвету, форме, размеру и количеству деталей), анализировать, делать выводы;
4.Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
5.Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу, оригинальность.
Развивающие:
1. Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной, слуховой памяти, координации мелкой моторики рук);
2. Развивать внимание, усидчивость;
3. Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;
4. Развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
5. Развивать художественно-эстетический вкус;
6. Развивать фантазию, воображение, творческое воображение и индивидуальный почерк;
7. Развивать глазомер, чувство меры.
8. Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;
9. Развивать речь и коммуникативные способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, адекватную самооценку;
2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
3.Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата, доводить дело до конца;
4.Воспитывать умение работать коллективно;
5.Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.
Принципы реализации программы
Программа составлена на основе принципов:
· Доступности;
· Наглядности;
· Связи теории с практикой;
· От простого к сложному
Учебный план.
Дисциплина |
Группа |
Длительность занятия |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во занятий в год |
Кружок «Умелые ручки» |
Подготовительная группа |
30 минут |
1 |
36 |
Старшая группа
Сентябрь
|
Занятие Тема |
Цели и задачи |
Материал |
«Знакомство с разнообразным миром материалов». |
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. |
Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и
плоды растений. |
|
«Цветик-семицветик» |
Развивать интерес к творческому процессу изготовления цветов из природного материала, развивать фантазию и эстетический вкус. расширять словарный запас детей, формировать интерес к познанию нового. развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, мышление. |
Семены клена, пластилин, ножницы, гуашь,зеленая бумага. |
|
«Колобок-колючий бок» |
лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида с использованием природного материала.Экспериментировать с природными материалами для создания колючей «шубки»; Развивать чувство формы, способности к композиции;
|
Силуэт ежика, пластилин , семечки. |
|
«Рябиновые бусы» |
Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на иголку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе с иглой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику рук, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата. |
Ягоды рябины, нитки, иголки. |
|
Октябрь |
«Во дворе у бабушки» |
Знакомить детей с работой в технике оригами, развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности; воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей. |
Лист бумаги, фломастеры |
«Лесные жители» |
Расширить представления детей о диких животных, закрепление в умении изготавливать аппликацию из природного материала (сухих листьев), развивать чувство цвета и композиции. развивать творческие способности и художественный вкус; воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности. |
Осенние листья,клей,картон, ножницы, фломастеры. |
|
«Волшебные краски осени!» |
Учить детей выполнять композицию из природного материала (осенних листьев и веточек деревьев). Развивать концентрацию внимания и творческие способности. Воспитывать желание делать поделки своими руками.. |
Ветки деревьев, березовые,кленовые листочки, пластилин. |
|
|
«Старичок-Лесовичок» |
Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина и дополнение изображения деталями; Продолжать знакомить с разновидностями природного материала. |
Шишки пластилин Цв.картон
|
Ноябрь |
«Очей, очарованье!» |
продолжать закреплять умения правильно пользоваться клеем, выкладывать аккуратно осенние листья, воспитывать бережное отношение к используемым материалам, развивать интерес к творческому процессу изготовления картин из природного материала развивать фантазию и эстетический вкус. Продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца |
Сухие листья, цветная бумага, клей, тарелки одноразовые. |
«Столбушка» |
приобщить детей к народной культуре и традициям; заинтересовать детей в изготовлении кукол; обучить детей практическим навыкам работе с материалами; научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки; расширить представление детей об истории русской народной куклы.
|
Цв. ткань, нитки, ножницы |
|
«Смешарики»
|
закрепление сведений об овощах и фруктах; обучение умению создавать композиции из природного материала; развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей; воспитание аккуратности, самостоятельности. |
клеенки, пластилин, картофель, лук яблоки. |
|
«Сердечко ,маме подарю» |
Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, закреплять умения самостоятельно и ровно по линии вырезать из бумаги полоски, оформлять поделку, проявляя творчество и индивидуальность. |
ножницы, клей, атласная лента или веревочка красная, декор-бусинки. |
|
Декабрь |
«Карандашница-Веселые миньончики» |
Учить работать с бросовым материалом. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.
|
Жестяные банки, желтая бумага, ножницы, пластилин |
«Чудо зимушки –зимы» |
провести с детьми эксперимент с крупой, познакомить их с нетрадиционной техникой аппликации снежинки,с помощью манной крупы воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое. |
Синий картон, манная крупа, Клей, кисть, |
|
«Новогодние игрушки» |
учить детей проявлять творческое воображение, фантазию. |
Старые елочные шары разных размеров, ткань, еловые веточки, шнур, пряжа, термоклей, декор-бусины и пр. |
|
«Долгожданная гостья» |
Закреплять навыки конструирования елочки по
образцу. Развивать внимание, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук.
Формировать творческие способности и практические умения. Совершенствовать
умения и навыки работы с инструментами. Воспитывать стремление к аккуратному
выполнению новогоднего сувенира. Воспитывать усидчивость и трудолюбие. |
Основа для изготовления «елочки» - картонный конус; цветная бумага, материал для украшения елочки (мишура, пайетки,ленточкибантики,бусинки), клей, кисточка ножницы. |
|
Январь |
«Зимняя сказка» |
Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения, соединения частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями, учить выполнять фигурки из природного материала |
Шишки, пластилин, палочки от мороженного, зубочистки. |
«Ангелочек» |
Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению поделок. |
Белая бумага, клей ,кисти, ножницы, нитки |
|
«Конусный театр» Коллективная работа |
Познакомить детей с конусным театром: научить их делать
героев сказки на основе конуса; способствовать развитию творчества, фантазии
детей, эстетического вкуса, театральных способностей; совершенствовать умение
работать с ножницами; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности,
любви к театру. |
Ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка. |
|
«Усатый-полосатый» |
Создание композиции из ниток. Учить детей выкладывать контур фигуры из ниток. Продолжить учить аккуратно использоваться в работе клей ПВА. развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять умение пользоваться клеем безопасно, умение придерживаться правил безопасности и аккуратности в работе. |
Пряжа, глазки, носики, бусинки, картон, ножницы, |
|
Февраль |
«Пингвин на льдине» |
Создание поделки из природного материала (шишки). Продолжать учить использовать пластилин для завершения образа. Закрепить некоторые приемы лепки. |
шишки пластилин |
«Подарок папе подарю!» |
учить детей изготавливать поделки из бросового материала. Закрепить умение оклеивать коробки цветной бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. |
спичечные коробки (3 шт) клей – карандаш фигурные ножницы картон черного цвета для (гусениц) бумагацветнаяножницы палочки ушные; гуашь шило |
|
«Сказочный город»» |
Создание коллективной работы из бумаги и картона. Закрепить навыки работы с бумагой и картоном. Закрепить умение делать конусы и цилиндра из бумаги. Учить детей при помощи мелких деталей передавать сказочный образ своей работы. |
Бумага цветная,картон. Ножницы, клей |
|
«Веточка мимозы» |
Создание композиции из природного материала (кукуруза). Использование в работе бумаги, клея ПВА. Создание праздничной картины для мамы. |
бумаги, клей ПВА, кукуруза, цв.картон |
|
март |
«Игольница для мамы» |
Продолжить учить работать с тканью, нитками и ватой. Развивать у детей фантазию и индивидуальность . |
Ткань, нитки, вата, ножницы |
«Весеннее пробуждение» |
Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно наносить клей на необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заваркой.. |
Лист картона с изображением мишки, чайная заварка, клей, кисти, салфетки |
|
«Лоскутный коврик» |
Создание поделки из ткани. Закрепить свойства ткани, умение резать и наклеивать ткань. Развивать фантазию и индивидуальность при выполнении работы. |
Разноцв. ткань Ножницы Клей, плотный картон. |
|
«Балерина - весна» |
закреплять умение детей делать юбочки из (бумажных салфеток. стружка от цветных карандашей) Закреплять умение ровно вырезать необходимые формы из бумаги. Развивать чувство композиции, развивать интерес к творческой работе, проявляя фантазию и эстетический вкус. Учить детей внимательности и аккуратности. |
клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, бумажные салфетки, распечатанные балерины. |
|
Апрель |
«Божья коровка» |
Создание поделки из природного материала (грецкий орех). Учить красить орехи. При помощи передать образ насекомого. |
грецкий орех краски и пластилина, картон |
«Встреча в галактике» |
учить детей создавать объемную композицию из бросового материала. Продолжать развивать художественно-эстетический вкус, творческое воображение и воспитывать аккуратность, внимательность, чистоплотность. Развивать умение работать поэтапно.Развивать мелкую моторику. |
Коробки, бутылки 0,5л., втулка от обоев, картон, бумага А4 и цветная, краски, двусторонний скотч, клей ПВА, термоклей, скотч бумажный, ножницы, декоративные звезды. |
|
«Модный стилист» |
Учить приклеивать нитки к трафарету, создавая прическу для девочки и мальчика. Продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. |
Портрет девочки и мальчика, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки |
|
«Гвоздики к 9 мая» |
Познакомить детей с гофрированной бумагой, ее свойствами. Учить создавать объемные цветы. |
Цветная гофрированная бумага , клей, ножницы |
|
май |
«Веселые ладошки» |
Развивать интерес к ручному труду, умение работать с ножницами. Учить создавать композицию из вырезанных ладошек (осьминожки, птицы, цветы и т.д |
Цветня бумага, ножницы, клей. |
« Гости с луга прилетели» (Пчелиная семья) |
Создание поделки из бросового материала (яйца «киндер»). Использовать в работе пластилин. Закрепить определенные приемы лепки. |
яйца «киндер»). пластилин. |
|
«Шёпот моря» |
Учить делать поделку из природого материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение . |
Плотный картон, ракушки, клей. |
|
Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики. |
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:
· Устойчивый интерес к ручному труду.
· Возрастающий уровень творческого воображения и проявления оригинальности.
· Повышение уровня самостоятельности при выборе и умений использования различных инструментов и материалов.
· Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д.
· Оригинальность в процессе изготовления поделок.
· Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
· более ярко проявлять фантазию, творческое воображение, оригинальность при изготовлении деталей и поделок;
· самостоятельно выбирать и использовать необходимые материалы и инструменты для работы;
· соединять детали разными способами в готовое изделие;
· составлять композицию из отдельных элементов;
· гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
· аккуратно использовать материалы;
· соблюдать правила безопасной работы;
· украшать интерьер помещения своими работами и др.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график дополнительной образовательной программы «Умелые ручки»
Продолжительность учебного года |
01.09.2023-31.05.2024г. |
||
Продолжительность образовательного процесса |
36 недель |
||
Режим работы |
Среда 15:30-16:00 |
||
Каникулы |
31.12.2023-09.01.2024гг. 01.05.2024-09.05.2024 гг. |
||
Педагогическая диагностика |
25.05.2024 -31.05.2024 гг. |
||
Количество занятий |
В неделю |
В месяц |
В год |
1 |
4 |
36 |
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Перечень основного оборудования |
· Бумага (писчая, цветная, гофрированная, бархатная, глянцевая) · Картон (цветной, белый) · Природный материал (шишки, ракушки, ягоды рябины, листья, семечки,картошка, ветки...) · Фломастеры, маркеры, карандаши · Дощечки · Бросовый материал (проволока, жестяная банка, бисер, ткани, нитки и др.) · Клей, пластилин, ножницы · Линейка · Кисти · Демонстрационный материал: Наглядные пособия; Иллюстрации; Фотографии; Образцы работ; ·Художественная литература · Технические средства: Ноутбук; Магнитофон; Фотоаппарат; Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки |
2.2.2. Информационное обеспечение:
· Компьютер с выходом в интернет.
С целью определения уровня освоения программы в начале и в конце учебного года в группе заполняется карта мониторинга освоения программного материала.
Диагностика по ручному труду
№ П№/п |
Список детей |
Свойства материалов |
Овладение приемов работы с материалами |
Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять, вырезать, ) |
Мелкая моторика |
|||||
Природный М-л |
пластилин |
Бумага |
Нитки |
Бросовый м-л |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформирован -
Не сформирован -
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости (на группу)
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Выполнение практических заданий, критерии мониторинга (по таблице)
2.5 Методы и приемы обучения (реализации программы):
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
· Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
· Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
· Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух). Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12 – 15 человек, воспитанники в возрасте от 6до 7лет.
Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура организованной образовательной деятельности.
Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя:
I. Мотивации. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- выбор детьми необходимого материала для работы;
- выполнение детьми работы.
- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- совместное рассматривание детских работ;
- анализ детских работ воспитателем;
- анализ детьми своих работ и работ других детей;
- организация выставок детских работ, обыгрывание детьми своих поделок.
1. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
3. Цветные ладошки Е.Лыковой
4. Ручной труд под редакцией И.Климовой, Москва «Мозаика-Синтез, 2006г
5. Чудеса для детей из ненужных вещей, М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
6. Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
7. Смешные игрушки из пластмассы, Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез, 2012г
8. Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г
9. О.Соболева Фигурки и игрушки из бумаги и яиц
10. Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга, . – Волгоград, 2015
11. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.