МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»)
Дополнительная общеразвивающая программа
для организации внеурочной деятельности школьников
«Ритмика и танец»
Составитель:
Артемьева Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования
Лангепас
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Направление внеурочной деятельности: художественно – эстетическое.
Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.
Актуальность программы. Танец – это вид искусства, способствующий развитию физических данных, интеллектуальных способностей личности в целом. Им следует заниматься для развития координации, выносливости и сценической выразительности.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражал культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Знакомство с различными видами танца позволяет понять культуру народа и его духовные традиции. В основе обучения лежат танцевальные упражнения и композиции, элементы стретчинга, детских игровых танцев. Эти упражнения вырабатывают правильную осанку, выносливость, координацию, танцевальность – все эти качества помогают ребенку уютно чувствовать себя в жизни.
Актуальность данной программы состоит в том, что развитие чувства ритма, такта и координации движения у детей являются необходимой составляющей полноценного развития их личности, а так же важной частью работы по формированию здорового образа жизни у детей.
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Ритмика и танец» разработана и составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, СанПином 2.4.2.2821-10. Санитарно - эпидимиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и Приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009, № 373, учебного плана ЛГ МАОУ ДО «ДШИ».
Педагогическая целесообразность программы. Реализация программы предусматривает проведение занятий по изучению танцевальных элементов, занятий в игровой форме с использованием музыкально – дидактических игр, игрового стретчинга, песенок – инсценировок, партерной гимнастики. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Цель программы: развитие личности и творческих способностей учащихся средствами искусства хореографии.
Задачи программы:
Обучающие:
· Формирование у учащихся танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения программного материала.
· Изучение движений различных видов сложности, этюдов, комбинаций, танцев.
· Ознакомление с основными понятиями характера музыки, темпа, ритма и видами и историей танцев.
Развивающие:
· Приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса и интересов.
· Развитие мотивации на творческую деятельность.
· Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики, гибкости, координации, музыкальности.
· Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные:
· Способствовать формированию общей культуры личности учащегося.
· Формирование художественного вкуса.
· Воспитание такой личности, которая активно взаимодействует с другими детьми, с педагогами, образуя здоровый коллектив.
Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена с учетом содержания примерных программ по «хореографическому искусству», разработанных Институтом развития в сфере культуры и искусства: сборника образовательных программ музыкально - хореографических объединений: Хореография / Составитель О.А. Клецова - Минск НЦХТДМ , 2007г., программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г. отличительные особенности программы заключаются в общеразвивающем характере содержания программы и применении игровых технологий. Программа включает в себя музыкальные, ритмические, танцевальные упражнения на развитие координации и физической выносливости. В структуру занятия входят: элементы ритмопластики, элементы стретчинга, сюжетно – игровые и танцевальные композиции, танцы общего характера. Занятие строится по принципу «от простого к сложному», сначала идет разминка, повторение выученного на прошлом занятии, потом разучиваются отдельные танцевальные движения, которые соединяются в связки, что развивает память ребенка и дает ему возможность выстроить из этого набора целый танец.
Занятия по программе «Ритмика и танец» взаимосвязаны с уроками музыки, изобразительного искусства, театральной деятельности, физической культуры, литературного чтения и окружающего мира. Межпредметные связи отражаются в знаниях по музыкальной грамоте. Для исполнения историко-бытовых танцев рассматриваются эпохи и исторические события, выполняя упражнения партерного экзерсиса, учащиеся развивают силу и пластичность.
Предмет |
Область интеграции
|
Математика
|
Порядковый и обратный счет. Понятия "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.) Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления. |
Физкультура
|
Общая физическая подготовка. Каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. |
Музыкальное воспитание |
Учащиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. |
ИЗО
|
Хореографический образ, изобразительность в танце. |
Окружающий мир
|
Отражение исторических событий в танцевальных композициях. Изучение историко – бытовой музыки, знакомство с танцами различных эпох. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. |
Театральная деятельность |
Работа над художественным образом, исполнение хореографических зарисовок, умение пластично двигаться в театральных постановках. |
Строевая подготовка
|
Ощущение единой ритмической пульсации. Ритмические перестроения. |
Возраст учащихся: 7 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы занятий. В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
1. Формы аудиторных занятий: учебное занятие, занятие – игра, репетиция, концерт.
2. Формы внеаудиторных занятий (выход за пределы учреждения): концерт, праздник, конкурс.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – фронтальная, групповая, особое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, в год – 72 часа. Продолжительность занятия – 35 минут. Набор учащихся – свободный. Данная программа сориентирована на работу с учащимися, независимо от наличия у них специальных физических данных.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Ритмика и танец»
1 года обучения учащиеся должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
уметь:
В ходе занятий по программе внеурочной деятельности «Ритмика и танец» у учащихся формируются универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
· Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре
-важности исполнения роли «хорошего обучающегося», важности учёбы и познания нового
- важности бережного отношения к здоровью человека;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества
· Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
- искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения
· Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, к которому ощущаешь свою причастность
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений
Регулятивные универсальные учебные действия:
· Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
· Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
· Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
· Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
· Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
· Понять другие позиции (взгляды, интересы)
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Формы контроля и оценки результатов:
· проведение открытых уроков для родителей;
· организация танцевальных конкурсов;
· участие в праздничных программах, концертах;
· проведение итогового занятия в конце учебного года
Основными формами промежуточной аттестации учащихся являются наблюдение и концертные программы.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в ходе заключительного занятия.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
· хореографический класс (станки, зеркала),
· фортепиано,
· музыкальный центр,
· видеомагнитофон, DVD проигрыватель,
· телевизор,
· мини-диски,
· СD, DVD диски
· аудио - видеокассеты,
· танцевальные костюмы, обувь, грим,
· учебные видеофильмы,
· специальная тренировочная одежда для воспитанников,
· реквизит (мячи, ленты, обручи).
1 года обучения
Наименование разделов |
Название тем |
Общее количество часов |
Теория
|
Практика
|
Вводное занятие |
|
1 |
1 |
|
Азбука музыкального движения |
Развитие ритмического восприятия |
5 |
1 |
4 |
Развитие музыкальности |
5 |
1 |
4 |
|
Паузы в движении и их использование |
2 |
1 |
1 |
|
Развитие пластики тела |
Упражнения на формирование правильной осанки |
8 |
2 |
6 |
Упражнения на растяжку |
8 |
2 |
6 |
|
Упражнения на пластику |
6 |
|
6 |
|
Танцевально-ритмическая гимнастика |
Общеразвивающие упражнения |
10 |
2 |
8 |
Виды шага, бега, прыжков |
6 |
1 |
5 |
|
Изучение позиций |
4 |
1 |
3 |
|
Детские игровые танцы |
В соответствии с репертуарным планом рабочей программы |
16 |
2 |
14 |
Итоговое занятие |
|
1 |
|
1 |
Итого: |
|
72 |
14 |
58 |
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
Основные задачи начального этапа обучения:
- развитие координации,
- воспитание внимания,
- воспитание собранности и работоспособности, выработка навыков согласования движений с музыкой, развитие хореографической памяти и мышления, развитие эмоционального исполнения движений.
№ |
Наименование раздела |
Цели и задачи раздела программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Краткое содержание раздела программы |
Наглядность и оборудование |
Литература |
1 |
Вводное занятие |
Ознакомление воспитанников с искусством хореографии. Заинтересовать детей занятиями, расположить к себе. |
1 |
1 |
- |
Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях и в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильное отделение «Радуга» Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». |
Презентации «Ансамбль «Жемчужина»», фото и видеоматериалы концертных выступлений. |
|
2 |
Азбука музыкального движения |
- Овладение простейшими навыками координации движений. - Формирование музыкально – двигательных навыков. - Формирование умения ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены и основных танцевальных фигурах – рисунках танца.
|
12 |
3 |
9 |
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота. Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Музыкально – пространственные упражнения, маршировка в темпе и ритме музыки. Пространственные музыкальные упражнения: повороты, продвижения в диагонали, перестроения в круг, из круга в колонну, шеренгу. Продвижение по кругу лицом по Л.Т., против Л.Т. Танцевальные шаги с носочка, на полупальцах, на пятках. Танцевальный бег. Выделение сильной доли. |
Фортепиано, музыкальный центр, показ педагога. Наглядность – «Музыкальные змейки», «Смайлики», «Веселая разметка» |
Барышникова Т. «Азбука хореографии». – М.: Рольф, 1999. – 272 с., с илл. – (Внимание: дети!). |
3 |
Развитие пластики тела |
- Подготовка двигательного аппарата к выполнению простых танцевальных комбинаций. - Постановка корпуса, рук, ног. - Развитие выворотности стоп, правильной осанки, гибкости; музыкальности, ритмичности.
|
22 |
4 |
18 |
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного, тазобедренного суставов. Позиция и положения ног, рук. Практика. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме. |
Фортепиано, показ педагога |
1.Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - М., Л., 1964г. 2.Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 192 с.
|
4 |
Танцевально-ритмическая гимнастика |
- Выработать навык координации движений, правильное положение рук и ног. |
20 |
4 |
16 |
ТЕОРИЯ. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6, позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3. ПРАКТИКА. Упражнения детского игрового стретчинга. Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. |
Фортепиано, музыкальный центр показ педагога |
А.Г. Назарова - «Игровой стретчинг». Методическое пособие для работы с детьми |
5 |
Детские игровые танцы |
- Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. - Овладение манерой и характером исполнения движений. - Развитие актерского мастерства. - Развитие чувство ритма - Развитие выразительного и эмоционального исполнения - Развитие художественного вкуса - Развитие двигательной системы |
16 |
2 |
14 |
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер. Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот». Основные направления танцевального движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движение вперёд и назад, вправо-влево Практика. Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. «Вечный двигатель», «Зелененький вагончик» «Красная шапочка». «Разноцветная игра» в парах |
Музыкальный центр, DVD-плейер CD, DVD диски показ педагога просмотр видео материалов |
1. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать»: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ООО «Век информации», 2009. – 284 с.: ил.
|
6 |
Итоговое занятие |
Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей воспитанников. |
1 |
|
1 |
практика. В конце учебного года проводится концерт. Самостоятельное исполнение танцевальных этюдов. Показ всех изученных танцев.
|
Музыкальный центр, CD диски, фортепиано
|
|
всего |
72 |
12 |
60 |
|
|
|
Планируемые результаты по основным разделам программы.
Тематическое планирование
|
Кол-во часов
|
Планируемые результаты (предметные) |
Характеристика деятельности
|
Формирование УУД
|
|||
Личностные УУД |
Коммуникативные УУД |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
||||
Вводное занятие |
1 |
Организационные моменты, техника безопасности, беседа об искусстве танца. |
Уметь правильно выполнять основные движения. Знать правила ТБ на занятиях по ритмике. |
Воспитание культуры и формирование восприятия мира |
Потребность в общении с взрослыми и сверстниками. |
Выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Знаково-символическое моделирование. |
Прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. |
Азбука музыкального движения |
12 |
Знакомство с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция. Построение и передвижение в танцевальном зале. Положение корпуса и головы; поклон; шаг с носка. Позиция ног(1,2,3).Определение различных музыкальных темпов. Виды шага (на п\п; на пяточках). Виды бега(бег на п\п; с выбросом ног на 45 вперед, назад; подскоки, галоп).Прыжки на месте, из стороны в сторону, кенгуру, кенгуру с поджатыми ногами). Упражнения на расслабление мышц: улитка, надуть и сдуть шарик, незнайка. Па полька. Присядка мячик. |
Анализировать движения тела, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений. |
Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
|
Потребность в общении с взрослыми и сверстниками. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. |
Прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. |
Развитие пластики тела - партерная гимнастика
|
22 |
Упражнения для улучшения выворотности ног: лягушка, лягушка на животе. Большие броски вперед из положения лежа на боку. Упражнения: бабочка, книжка, птица, змея. Упражнения на развитие гибкости: коробочка, лодочка, кошка, корзиночка, велосипед. |
Анализировать правильность упражнения, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений. |
Формирование учебных мотивов. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
|
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
|
Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Знаково-символическое моделирование. |
Планирование –составление плана и последовательности действий. |
Танцевально – ритмическая гимнастика и музыкальные игры
|
20 |
Игры на определение музыкального ритма и длительности нот, на развитие образного мышления, скорость реакции и т.д. |
Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева. Различать темпы музыки, ритм, настроение Синхронно двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения. |
Формирование социальных мотивов. Стремление быть полезным обществу. |
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Наблюдение. Анализ объектов с целью выделения признаков. Ориентация в разнообразии способов решения задач. |
Планирование – составление плана и последовательности действий. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
Детские игровые танцы
|
16 |
Теория: объяснение правильности исполнения движений, истории и сюжета танца. Практика: Разучивание танцев. Просмотр, наблюдение. Отработка танца. |
Уметь исполнять основные движения детских игровых танцев, уметь вести музыкальный счёт. Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений в такт музыке.
|
Осознание необходимости учения. Развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовности к дружбе и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. |
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Анализ объектов с целью выделения признаков. Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) материалов. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Планирование –составление плана и последовательности действий. |
Итоговые занятия
|
1 |
Участие в школьных мероприятиях, творческих отчетах. |
Выполнять симметрично, синхронно, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца |
Воспитание культуры и формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. |
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планирование –составление плана и последовательности действий. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
4. Детский фитнес. М., 2006.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
6. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
7. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
8. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.
9. Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.
10. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.
11. Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city.narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www.mon.gov.ru
4. www.tangodance.by
5. www.youtube.com
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». – М.: Рольф, 199 г.
2. Боброва Г. «Искусство грации» - Л., «Детская литература», 1986 г.
3. Гваттерини Г. «Азбука балета» - М., 2001 г.
4. Детская энциклопедия «Балет» - М., «Астрель АСТ», 2001 г.
5. Ерохина У. «Школа танцев для детей» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
6. Люси Смит «Танцы. Начальный курс» - М., «Астрель АСТ», 2001 г.
7. Поэль Карп «Младшая муза» - М., «Детская литература», 1986 г.
8. Фисанович Т. «Танцы для девочек» - М., «Астрель АСТ», 2000 г.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.