Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальное развитие"
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальное развитие"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—8 кл
03.09.2024
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальное развитие"
Новизна программы заключается в использовании различных видов музыкально-творческой деятельности –слушание, музыкальная грамота, рисование, музыкальные компьютерные игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка, драматизация.
1Доп общеразв программа Музыкальное развитие.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 82»

 

 

 

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического совета

Средней школы №82 г.Ульяновска

Протокол №5  от 29.04.2020г.

 

 

                                       « УТВЕРЖДАЮ»

              Директор Средней школы № 82

              _______________ Г.А. Чекарев

Приказ № ________

    от  ______________2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Музыкальное развитие

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации программы:1 месяц (16 часов)

 

 

 

 

Автор-составитель программы: 

Родионова Регина Олеговна, учитель музыки

Фамилия, имя, отчество (полностью), должность

 

 

 

 

г.Ульяновск, 2020

 

 

1.     Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по художественному направлению «Музыкальное развитие»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное развитие» составлена на основе следующих нормативных документов:

·                   Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

·                   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                   Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

·                   Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

·                   СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

·                   Устав МБОУ города Ульяновска «Средняя школа № 82»;

Локальные нормативные акты.

 

Музыкальное образование во все времена было актуально и находило своё отражение в трудах философов, педагогов, которые видели необходимость в разностороннем развитии детей и считали музыку приоритетным средством воспитания.

В настоящее время, в решении проблемы гармонического развития личности, большое место принадлежит процессу формирования музыкальной культуры детей, воспитанию их музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса. Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к музыке, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

 Новизна программы заключается в использовании различных видов музыкально-творческой деятельности –слушание, музыкальная грамота, рисование, музыкальные компьютерные игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка, драматизация.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции музыкального педагога Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на досуге для:

·         певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкаль­ных занятиях, школьных праздниках;

·         размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной по­зиции относительно прослушанной или исполненной музыки;

·         музыкального самообразования: знакомства с литературой о музы­ке, слушания музыки в (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкаль­ных радио- и телепередач и др.);

·         выражения своих личных музы­кальных впечатлений определения своего отношения к музыкальным явлениям действи­тельности.

Цель: развитие музыкальной культуры и творческой активности учащихся.

Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи ребят с музыкой, развитие художественного творчества, вокально-хоровая работа.

Задачи:

Развивающие: развить музыкальный слух, музыкальную память, способность к сопереживанию, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

Обучающие: дать знания о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

Воспитательные: воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры воспитанников.

 

2. Методическое обеспечение программы

Основные методы программы:

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Метод системного подхода: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, репертуар.

Основные принципы программы:

Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в процессе музыкального развития детей одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и в искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип прочности.

Прослушанные детьми композиции постепенно забываются, если их систематически не повторять; слуховые умения утрачиваются, если долго не упражняться слуховом анализе.

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию произведения, передаче музыкального образа, технике исполнения.

Принцип наглядности.

Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основные приём наглядности это демонстрация основных выразительных средств музыки педагогом и в записи. Некоторые образы, встречающиеся в произведениях, можно проиллюстрировать с помощью презентаций. Наглядность повышает интерес к занятиям, прочному усвоению песен.

Принцип доступности.

Содержание и объем знаний о музыке, объем слуховых навыков, приёмы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.

Формы занятий:

Данная программа рассчитана на занятия 2 часа в неделю, 1 час из которых отводится на работу в онлайн режиме, 1 часа в офлайн режиме. Всего 16 часов. В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Электронная почта. Онлайн занятия длительностью 30 минут (динамические паузы через каждые 10 минут).

Теоретические занятия:

- обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях музыкального искусства, современной музыки и старинной музыки; знакомство с творчеством современных композиторов и  техникой исполнителей;

- теоретические сведения о различных музыкальных  жанрах, их характерных особенностях, различиях и сходстве.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: Словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио и видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).

 

3. Результаты освоения программы

Обучение музыке в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях.

Личностные результаты:

- овладеть понятиями музыкальной грамоты: мелодия, гармония, ритм, многоголосье, импровизация;

- аргументировано рассуждать о стилях в музыке с учётом знаний, уметь обосновать собственные предпочтения, касающихся музыкальных произведений различных стилей и жанров.

Метапредметные результаты:

- осознание содержания музыкального искусства как неотъемлемой части культуры человечества;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, способность осуществлять поиск музыкальных произведений, соответствующих образу и характеру исполнителя;

- умение сопоставлять и сравнивать мелодические фразы с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных музыкальных средств;

Предметными результатами освоения курса являются:

- представление о роли музыкального искусства в жизни человека и общества;

- понимание места музыки в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ музыкального анализа;

- освоение базовых понятий музыкальной теории;

- овладение основными стилистическими ресурсами и средствами музыкальной выразительности и использование их в своей слушательской практике;

- понимание эстетических возможностей процесса слушания и использование их в собственной практике;

- осознание эстетической функции музыкального искусства.

4. Тематическое планирование

 

Разделы и темы

 

 

 

Разделы и темы

Кол-во часов

 

Форма организации

 

Форма контроля

1

Повсюду музыка живёт!

 

 

 

2

1 ч. – офлайн

1 ч. - онлайн

Устный опрос

2

Музыкальное путешествие в лес.

 

1

1 ч. офлайн

Тестирование

3

Музыкальная сказка

2

2 ч. - онлайн

Устный опрос

4

Родной обычай старины

1

1 ч. офлайн

Тестирование

5

Инструментарий, строй, нотация

2

1 ч. – онлайн

1 ч. -офлайн

Тестирование

6

Динамические оттенки в музыке.

1

1 ч. онлайн

Устный опрос

7

Музыкальные инструменты

1

1 ч. офлайн

Устный опрос

8

Особенности драматургического развития.

2

2 ч.

онлайн

Устный опрос

9

П.И. Чайковский «Детский альбом»

4

2 ч. – онлайн

2ч. -офлайн

 

Тестирование

 

                                                                                Итого:

16

    

 

5. Содержание программы

1. Повсюду музыка живёт!

Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами музыкального искусства.

Правила безопасности во время проведения занятий.

Практика: Прослушивание музыкальных композиций разных эпох.

2. Музыкальное путешествие в лес.

Теория: Роль образов природы в музыкальном искусстве.

Практика: Работа со слуховым анализом. Умение определять образ с помощью средств музыкальной выразительности.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ иллюстраций); практические (слушание).

3. Музыкальная сказка.

Практика: Формирование представления о сказочном образе в музыке.

4. Родной обычай старины

Теория: Понятие «Родина». Изучение традиций и песен народов России.

Практика: Слушание мелодий и песен народов России, анализ.

5. Инструментарий, строй, нотация.

Теория: Понятие «музыкальный инструмент», «Музыкальный строй», «Ноты».

Практика: Работа над музыкальной теорией (Изучение строя и музыкальных инструментов).

6. Динамические оттенки в музыке.

Теория: Понятие «Форте», «Пиано», «Меццо-форте», «Меццо-пиано».

Практика: Упражнение на слуховой анализ.

7. Музыкальные инструменты.

Теория: Изучение ансамблевого строя разных эпох. Музыкальные инструменты разных эпох.

8. Особенности драматургического развития

Теория: Раскрытие драматургического развития в музыке. Понятия «Опера», «Балет»

9. П.И Чайковский «Детский альбом».

Теория: Понятие «цикл».

Практика: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского для детей

6. Календарный учебный график

 

Начало учебного процесса –12 мая

Окончание учебного процесса –15 августа

 

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Форма организация занятий

Форма занятия

Форма контроля

1

 

Повсюду музыка живёт!

 

1

Онлайн-урок

Вводная лекция с элементами беседы

Устный опрос

2

 

Повсюду музыка живёт!

 

1

Работа с материалом

Комбинированная

Устный опрос

3

 

Музыкальное путешествие в лес.

 

1

Урок с применением электронных образовательных ресурсов

Комбинированная

Тестирование

4

 

Музыкальная сказка

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Устный опрос

5

 

Музыкальная сказка

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Устный опрос

6

 

Родной обычай старины

1

Урок с применением электронных образовательных ресурсов

Комбинированная

Тестирование

7

 

Инструментарий, строй, нотация

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Тестирование

8

 

Инструментарий, строй, нотация

1

Урок с применением электронных образовательных ресурсов

Комбинированная

Тестирование

9

 

Динамические оттенки в музыке

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Устный опрос

10

 

Музыкальные инструменты

1

Работа с материалом

Комбинированная

Устный опрос

11

 

Особенности драматургического развития.

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Устный опрос

12

 

Особенности драматургического развития.

1

Урок с применением электронных образовательных ресурсов

Комбинированная

Устный опрос

13

 

П.И. Чайковский «Детский альбом»

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Тестирование

14

 

П.И. Чайковский «Детский альбом»

1

Урок с применением электронных образовательных ресурсов

Комбинированная

Тестирование

15

 

П.И. Чайковский «Детский альбом»

1

Работа с материалом

Комбинированная

Тестирование

16

 

П.И. Чайковский «Детский альбом»

1

Онлайн-урок

Комбинированная

Тестирование

Итого: 16 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Условия реализации программы.

Для успешного освоения курса программы необходимо создание художественного образовательного стандарта, программно-методического обеспечения курса, инструментария аттестации учащихся. Стандарт включает в себя следующие требования: 1. Наличие рабочего места 2. Необходимо оборудование 3. Информационное обеспечение 4. Оборудование и материалы, необходимые для творчества (карандаши, фломастеры, стеки, ножницы, клей). 5. Индивидуальные наглядные материалы (альбомы, иллюстрации, схемы и так далее). 6. Рабочая тетрадь

 

Формы аттестации

Согласно учебным планам, в программу включены следующие формы контроля: -опрос (устный, письменный, фронтальный, выборочный); -анализ, самоанализ; -самостоятельная, контрольная работа; -викторина; -творческая работа; -анкетирование; -сообщение; -тестирование; -творческая работа, задание; -кроссворд; - презентация; -проект.

 

Виды контроля

·                   Предварительный

·                   Текущий

·                   Тематический

·                   Итоговый контроль

Методы контроля

·                   Индивидуальный опрос

·                   Фронтальный опрос

·                   Комбинированный опрос

 

8.  Оценочные материалы.

 

Ни Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Качество знаний, умений, навыков

Критерии Полное отсутствие представлений о краеведении как о предмете, незнание терминологии изучаемого курса, неумение составлять конспект занятия, находить основные мысли в тексте, отвечать на простые вопросы учителя, неумение выполнять задания контрольных работ, тестовых заданий, неумение работать с терминами

Критерии Имеются кое-какие представления о краеведении. Знает слабо терминологию. Не совсем правильно умеет составлять конспект занятия, отвечает на некоторые вопросы учителя, наполовину умеет выполнять контрольные задания, тесты.

Критерии Имеются хорошие знания о краеведении как о предмете, называет имена и фамилии знаменитых краеведов. Знает термины и понятия. Правильно составляет конспект занятия, отвечает на все вопросы учителя, выполняет все контрольные, тестовые задания.

Мотивация к занятиям

Критерии неосознанный интерес. Мотив случайный, кратковременный.

Критерии Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связана с результативной стороной процесса

Критерии Интерес на уровне увлечения, поддерживается/ самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный интерес, стремление добиться высоких результатов. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет как будущую профессию.

Творческая активность

Критерии Ин интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Выполняет контрольные, практические работы по заранее заданному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Критерии Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения и задания. Способен разрешить проблемную ситуацию с помощью педагога.

Критерии Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Может предложить интересные идеи. Обладает оригинальностью и гибкостью мышления, богатым воображением, развитой интуицией.

Достижения

Критерии: Пассивное участие

Критерии: Активное участие

Критерии: Значительные результаты на различных уровнях

9. Методические материалы

Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по ДОП и включает в себя:

особенности организации образовательного процесса – дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия;

методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно -иллюстративный, частично -поисковый,  исследовательский, проблемный, игровой. дискуссионный, проектный и др., и методы воспитания:

убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.,

формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор  той или иной формы обосновывается с позиции деятельности (художественного, спортивного, туристско-краеведческого) и др.,

формы организации учебного занятия - беседа, диспут, игра, круглый стол, практическое занятие, презентация.

педагогические технологии:

технология  индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровнего обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология, технология  исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления через письмо и чтение, здоровьесберегающая технология, алгоритм учебного занятия-краткое описание структуры занятия и его этапов; инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и тому подобное.

10. Литература

1. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе, М.,1983.

2. Красильникова, Критская, Усачева, Школяр Теория и методика музыкального образования детей, М., 1998.

3. Кабалевский Д.Б., Воспитание ума и сердца, М.,1984.

4. Абдулин Э. Б. Теория и практика обучения музыке, М., 1995.

5. Азаров Б. П. Искусство воспитывать, М., 1985.

6. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки, М., 2000.

7. Шаповалова О.А. Популярный музыкальный словарь, Феникс, 2008.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа по художественному направлению «Музыкальное развитие»

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа по художественному направлению «Музыкальное развитие»

Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на…

Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на…

Метод системного подхода : направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, репертуар

Метод системного подхода : направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, репертуар

Youtube, Электронная почта .

Youtube, Электронная почта .

Предметными результатами освоения курса являются: - представление о роли музыкального искусства в жизни человека и общества; - понимание места музыки в системе гуманитарных наук и…

Предметными результатами освоения курса являются: - представление о роли музыкального искусства в жизни человека и общества; - понимание места музыки в системе гуманитарных наук и…

Музыкальная сказка 2 2 ч

Музыкальная сказка 2 2 ч

Практика: Работа со слуховым анализом

Практика: Работа со слуховым анализом

Календарный учебный график

Календарный учебный график

П.И. Чайковский «Детский альбом» 1

П.И. Чайковский «Детский альбом» 1

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

Критерии Полное отсутствие представлений о краеведении как о предмете, незнание терминологии изучаемого курса, неумение составлять конспект занятия, находить основные мысли в тексте, отвечать на простые…

Критерии Полное отсутствие представлений о краеведении как о предмете, незнание терминологии изучаемого курса, неумение составлять конспект занятия, находить основные мысли в тексте, отвечать на простые…

Литература 1. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе,

Литература 1. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2024