Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Я готовлюсь стать взролым»
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Я готовлюсь стать взролым»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
26.03.2024
Дополнительная общеразвивающая программа  социально – педагогической направленности «Я готовлюсь стать взролым»
дополнительная развивающая программа для младших школьников
Пахомова Прогр — конкурс.docx

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Ярцевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ СРЦН «Радуга»)

 


 

Принята на заседании

педагогического совета

(протокол от ____________№ )

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОГБУ СРЦН «Радуга»

______________О.Н. Петрова

 


 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Я готовлюсь стать взролым»

 

 

Возраст воспитанников: 7-12 лет

Срок реализации: 6 месяцев

 

 

 

 

 

Автор – разработчик:

Пахомова Наталья Александровна,

воспитатель

СОГБУ СРЦН «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

Ярцево

 

 

2024

Оглавление

1.                     Пояснительная записка              

1.1                 Актуальность программы…………………………………               3

1.2                 Педагогическая целесообразность программы…………...             3

1.3                 Правовая основа разработки Программы дополнительного

образования………………………………………………………...              3

1.4                 Направленность программы……………………………….             4

1.5                 Цели и задачи реализации Программы…………………..              4

1.6                 Адресат программы и возрастные особенности …………..           6

1.7                 Методы и приемы…………………………………………...            6

1.8                 Планируемые результаты………………………………………       6

 

 2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы ………………………………………            7

2.2. Учебный план.  …………………………………………..……             8

2.3. Система отслеживания и оценивания результатов …………..           9       

2.4.   Календарно – тематическое планирование……………….. …         10

3. Описание материально – технической базы  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,      11

4. Список литературы и другие ресурсы…………………………….        12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                      Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.

       Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов: бытовых, образовательных, финансовых, социальных.  И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, организовывать свой быт. Поэтому им просто необходимо быть социально и коммуникативно компетентными, адаптированными в бытовом плане, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

1.2 Педагогическая целесообразность программы 

В условиях продолжающейся нестабильности социальной, экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В обществе происходит резкое изменение ценностных ориентаций, снижение нравственных норм, значительная часть населения социально и психологически дезадаптирована. Данные тенденции изменения в обществе также не могут не сказываться на процессе образования детей и подростков, так как в первую очередь обостряют проблемы семьи.

Воспитанники, живущие в СРЦН, являются детьми из неблагополучных семей с низким достатком. Таким образом, система государственной поддержки предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.

Программа «Я готовлюсь стать взрослым» – это попытка введения обучающихся в неведомую им область, посредством их знакомства, прежде всего, с собственным жизненным опытом, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода.

Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию, бытовой подготовленности к жизни и самоутверждение в обществе.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:

-гуманизация педагогического процесса;

-индивидуализация и дифференцированный подход;

-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

 

1.3 Правовая основа разработки Программы дополнительного образования

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),

- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Стратегия государственной молодежной политики в Российской

Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства

Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;

- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»

- Уставом СОГБУ СРЦН «Радуга»

1.4 Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Я готовлюсь стать взрослым» по целевой направленности социально-педагогическая, призвана решить в процессе реализации многие педагогические, бытовые и социальные задачи, и нацелена на формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к самостоятельной жизни в социуме, стремящейся к саморазвитию, самообслуживанию и самореализации. В настоящее время выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного подростка, направленности его личности. Ими являются:

·позитивная направленность подростка на свой личностный рост и получение новых знаний, умений и навыков.

·направленность подростка на усвоение опыта человечества и овладение современными технологиями (производственными, информационными, коммуникативными).

·направленность подростка на поддержание и развитие своего физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни.

·направленность подростка на установление и поддержание позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.

1.5                 Цели и задачи реализации Программы

      Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, самореализацию, самосовершенствование.

      Программа реализует права обучающихся на выбор дополнительных общеразвивающих программ, максимально соответствующих их интересам.

Цель данной Программы: создание дополнительных условий для социально-педагогической адаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и временно проживающих в Центре; коррекция в освоении навыков самообслуживания и в развитии на основе формирования основных жизненных навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни

Задачи:

Образовательные задачи:

ü приобщить обучающихся к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

ü освоение системы социально значимых навыков и практических умений, овладение навыками самообслуживания,  самостоятельности;

ü овладение навыками  обустройства быта;

ü приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; обучить технологии приготовления простых блюд;

ü формирование у детей и подростков представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

ü Формирование знаний о негативных факторах риска здоровью

Развивающие задачи:

ü создание условий для обеспечения роста социальной зрелости детей, их готовности к жизненному самоопределению;

ü содействие сохранению здоровья воспитанников.

ü развивать адекватное понимание самого себя и коррекцию самооценки;

ü развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;

ü повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.

Воспитательные задачи:

ü воспитывать трудолюбие, аккуратность;

ü убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;

ü Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

ü приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.

Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:

- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..

- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.

- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.

- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.

- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.

- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1.Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

2. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

3. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

 4. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

1.6                 Адресат программы и возрастные особенности

По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного уровня 7-12 лет,

Младший школьный возраст. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. У ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования педагога, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя); потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром). В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом.  Поэтому очень важно, чтобы взрослый во всех отношениях был примером для детей.

1.7                 Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:

·Наглядные: показ иллюстрированных пособий, демонстрация, использование технических средств обучения, наблюдение.

·Словесные: рассказ, объяснение, беседа, применение документации письменного инструктирования, работа с технической литературой и документацией.

·Практические: упражнения, практические работы, игры

 

1.8                 Планируемые результаты

Ожидаемый результат.

1.                     Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

2.                     Осознанное отношение детей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3.                     Снижение количества психоэмоциональных расстройств.

4.                     Увеличение количества воспитанников с положительной самооценкой.

5.                     Учащиеся должны уметь организовать свою повседневную жизнь

6.                     Учащиеся должны иметь представление о внутреннем мире человека,

7.                     Уметь получать информацию о себе самом,

8.                     Быть готовым к сотрудничеству,

9.                     Владеть навыками эффективного общения,

10.                 Иметь осознанное стремление к ЗОЖ

 

 

2.                     Содержательный раздел.

2.1 Содержание программы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я готовлюсь стать взрослым» построена на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

Режим занятий: 25 часов, 1раз в неделю - по 1 академическому часу, продолжительность:  40 минут.

 

 

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

Я готовлюсь стать взрослым

10

15

25

 

     Сообразно выделить такие виды компетентности как:

- социальная – умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми в разных ситуациях;

- коммуникативная – умение владеть речью;

 - информационная – умение использовать различные источники информации,

 - интеллектуальная – умение пользоваться знаниями, совершать интеллектуальные операции;

- деятельностная – умение поставить цель и осуществить результативное действие;

- здоровьесберегающая – умение использовать гигиенические действия

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

·сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

·находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию;

·сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

·выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

·использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

Регулятивные УУД:

обучающиеся научатся:

·планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

·осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

·формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата;

·действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

·организовывать совместную работу в паре или группе:

·формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

·проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания. учащиеся получат возможность: 

·совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

средства

 

2.2. Учебный план. 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

 

всего

теория

практика

1

Введение в программу «Знаю, умею, могу»

1

0.5

0.5

1 неделя сентября

2

Беседа« Чистота – залог здоровья»

1

 

1

2 неделя

сентября

3

Воспитательный час «Учим аккуратности и опрятности»

1

1

 

3 неделя

сентября

4

Беседы о правилах личной гигиены девочек.

1

0.5

0.5

4 неделя сентября

5

Внешний вид залог успеха

1

1

 

1 неделя октября

6

Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня»

1

 

1

2 неделя октября

7

Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать»

2

 

2

3 -4 неделя октября

8

Мелкий ремонт одежды

1

 

1

1 неделя

ноября

9

Режим питания»

1

1

 

2 неделя ноября

10

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».

2

0.5

1.5

3 - 4 неделя

ноября

11

Помощники в доме

1

0.5

0.5

1 неделя

декабря

12

Чаепитие

1

 

1

2 - неделя

декабря

13

Витамины круглый год

1

 

1

3 неделя

декабря

14

«Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни»

1

1

 

4 неделя

декабря

15

Практическое занятие «Как держать посуду в чистоте»

1

 

1

1 неделя

января

16

Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов»

1

1

 

2 неделя января -

 

17

 «Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников.

1

1

 

3 неделя января -

 

18

«Основные потребности», «Мое развитие», «Мой выбор, мои увлечения»

3

1

2

еделя января -

2 неделя февраля

19

Самоуважение –  «Мир начинается с уважения»,  «Мы одинаковые - мы разные.  Кто я?»,

2

1

1

3-4 неделя февраля –

 

20

Самооценка: Что нового я узнал о себе и как мне это может помочь в жизни?

1

 

1

1 неделя марта

 

2.3. Система отслеживания и оценивания результатов

 

Контроль образовательных результатов (первичный, текущий, итоговой) осуществляется на основании сравнительной оценки уровня первоначальных знаний, умений и навыков со знаниями, умениями и навыками несовершеннолетних по окончании обучения.

Отслеживание результативности:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие воспитанников в мероприятиях ( концертах, викторинах, соревнованиях) решение задач  поискового характера, активности воспитанников на занятиях.

3. Для отслеживания результативности используется мониторинг.

 

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или  входной контроль

В начале курса

Определение уровня развития воспитанников, их творческих способностей

Беседа, опрос, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего курса

Определение степени усвоения воспитанниками программного материала.

Определение готовности воспитанников к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников. Подбор наиболее эффективных методов и средств  обучения.

Педагогическое наблюдение,

опрос

Промежуточный контроль

По окончании изучения модуля или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения воспитанниками программного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, праздник, соревнование, презентация творческих работ, анкетирование.

Итоговый контроль

Итог прохождения программы

Определение изменения уровня развития воспитанников. Определение результатов обучения. Ориентирование воспитанников на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Мастер – класс, игра- испытание, праздник, КТД, анкетирование, тестирование, выставка, конкурс, концерт, самоанализ, итоговые занятия.

 

Оценочные и диагностические материалы

Диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков ЗОЖ с помощью опросника до и после прохождения занятий по программе, сравнение полученных данных; диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей воспитателями до и после прохождения занятий по программе, сравнение данных.

 

2.4. Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во час

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Введение в программу «Знаю, умею, могу»

1

Деловая игра

1 неделя сентября

2.

Беседа« Чистота – залог здоровья»

1

практикум

2 неделя

сентября

3.

Воспитательный час «Учим аккуратности и опрятности»

1

Беседа - диалог

3 неделя

сентября

4.

Беседы о правилах личной гигиены девочек.

1

Занятие – игра

4 неделя сентября

5.

Внешний вид залог успеха

1

Круглый стол, конкурс

1 неделя октября

6.

Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня»

1

Трудовой десант.

2 неделя октября

7.

Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать»

2

Презентация, практикум

3 -4 неделя октября

8.

Мелкий ремонт одежды

1

Практическое занятие

1 неделя

ноября

9.

Режим питания»

1

игра «Кладовая народной мудрости», викторина «Знатоки молочных продуктов».

2 неделя ноября

10.

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».

2

Презентация, беседа

3 - 4 неделя

ноября

11.

Помощники в доме

1

Презентация, беседа

1 неделя

декабря

12.

Чаепитие

1

Практическое занятие, презентация

2 - неделя

декабря

13.

Витамины круглый год

1

Практическое занятие

3 неделя

декабря

14.

 «Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни»

1

Деловая игра

4 неделя

декабря

15.

Практическое занятие «Как держать посуду в чистоте»

1

Деловая игра

1 неделя

января

16.

Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов»

1

Круглый стол, изготовление буклетов

2 неделя января

 

17.

 «Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников.

1

Беседа–диалог

Анкетирование

3 неделя января -

 

18.

«Основные потребности», «Мое развитие», «Мой выбор, мои увлечения»

3

Чтение истории «Рубашка счастливого человека», игры, упражнения, беседы, рассказ

4неделя января -

2 неделя февраля

19.

Самоуважение –  «Мир начинается с уважения»,  «Мы одинаковые - мы разные.  Кто я?»,

2

Деловая игра, круглый стол

3-4 неделя февраля –

 

20.

Самооценка: Что нового я узнал о себе и как мне это может помочь в жизни?

1

Круглый стол

1 неделя марта

 

 

3.     Описание материально-технического обеспечения

                Создание современной среды образовательного процесса для СРЦН «Радуга» является важнейшей задачей деятельности администрации и педагогического состава. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются цели деятельности Центра.

В СРЦН организованы подпространства, позволяющие обучающимся:

· осваивать культуру общения и взаимодействия друг с другом и педагогами (тематически оформленные стенды в группе, коридоре Центра, используемые в воспитательном процессе);

· демонстрировать опыт нравственных отношений во внеучебной деятельности (музыкальный зал, оборудованный для проведения праздников, культурных событий., игровая комната для проведения социальных проектов)

· владеть здоровьесберегающими технологиями (спортивная и игровые площадки, игровая комната, логопедический кабинет, музыкальный зал,)

Материальное обеспечение:

·        спортивный инвентарь

·        музыкальный центр

·        спортивные тренажеры

·        ноутбук

·        телевизор

Методическое обеспечение программы:

1. Конспекты занятий по темам модуля.

2. Материалы информационной и наглядной направленности по темам программы.

3. Методический материал для проведения диспутов / дискуссий, тематических

мероприятий.

4. Памятки для, воспитанников по темам прогаммы.

5. Видеотека научно-популярных, профилактических материалов, художественных

фильмов и агитирующих роликов.

 

Список литература

1.                     Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.

2.                      Козлова С.А., Шукшина С.Е. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мое тело. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.

3.                     Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Посуда. Продукты питания. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.6.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое

4.                     Спутник классного руководителя. 1 – 4 классы / авт.сост. Н.А.  Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007

5.                       «Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Учебно – методическое пособие./под ред. . – М.; Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2004

6.                      Н. П Майорова, , «Обучение жизненно важным навыкам в школе». Пособие для классных руководителей. «Образование – Культура» 2000г.

7.                        «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи» - М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2004г.

8.                       «Народная школа» Специальный выпуск 2004г

9.                     Большая энциклопедия дома и семьи: в 2-х Т. – М.: ОЛМА – ПРЕСС 2000 – Т.1 – С. 435  «Одежда, обувь».

10.                 4000 советов на все случаи жизни. Сост. Е.Ф.В.И. Круговова, СПб, 1994. – С.113 – 123  «Уход за одеждой»;  

11.                 Энциклопедия для девочек и мальчиков.  Авт.-сост. Л.И. Павлова – Саратов: Софит – Принт М.: ОЛМА  - Пресс, 2000. – С. 236  «Уход  за одеждой».

12.                 Буровок К. А. Красная книга вещей. – М.; Экономика, 1996. –  С. 69. «Одежда»

13.                 «Большая стирка» Груманцева Людмила Александровна, учитель.1 сентября.


 

14.                

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ярцевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ярцевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ

Оглавление 1.

Оглавление 1.

Пояснительная записка. 1.1. Актуальность программы

Пояснительная записка. 1.1. Актуальность программы

Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от…

Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от…

Цели и задачи реализации Программы

Цели и задачи реализации Программы

Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности

Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к

Я готовлюсь стать взрослым 10 15 25

Я готовлюсь стать взрослым 10 15 25

Учебный план. № п/п

Учебный план. № п/п

Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников

Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников

Определение степени усвоения воспитанниками программного материала

Определение степени усвоения воспитанниками программного материала

Чаепитие 1 Практическое занятие, презентация 2 - неделя декабря 13

Чаепитие 1 Практическое занятие, презентация 2 - неделя декабря 13

Методическое обеспечение программы: 1

Методическое обеспечение программы: 1

Сост. Е.Ф.В.И. Круговова, СПб, 1994

Сост. Е.Ф.В.И. Круговова, СПб, 1994
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024