Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Ярцевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ СРЦН «Радуга»)
Принята на заседании
педагогического совета
(протокол от ____________№ )
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОГБУ СРЦН «Радуга»
______________О.Н. Петрова
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Я готовлюсь стать взролым»
Возраст воспитанников: 7-12 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Автор – разработчик:
Пахомова Наталья Александровна,
воспитатель
СОГБУ СРЦН «Радуга»
Ярцево
2024
Оглавление
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы………………………………… 3
1.2 Педагогическая целесообразность программы…………... 3
1.3 Правовая основа разработки Программы дополнительного
образования………………………………………………………... 3
1.4 Направленность программы………………………………. 4
1.5 Цели и задачи реализации Программы………………….. 4
1.6 Адресат программы и возрастные особенности ………….. 6
1.7 Методы и приемы…………………………………………... 6
1.8 Планируемые результаты……………………………………… 6
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы ……………………………………… 7
2.2. Учебный план. …………………………………………..…… 8
2.3. Система отслеживания и оценивания результатов ………….. 9
2.4. Календарно – тематическое планирование……………….. … 10
3. Описание материально – технической базы ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 11
4. Список литературы и другие ресурсы……………………………. 12
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов: бытовых, образовательных, финансовых, социальных. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, организовывать свой быт. Поэтому им просто необходимо быть социально и коммуникативно компетентными, адаптированными в бытовом плане, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.
1.2 Педагогическая целесообразность программы
В условиях продолжающейся нестабильности социальной, экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В обществе происходит резкое изменение ценностных ориентаций, снижение нравственных норм, значительная часть населения социально и психологически дезадаптирована. Данные тенденции изменения в обществе также не могут не сказываться на процессе образования детей и подростков, так как в первую очередь обостряют проблемы семьи.
Воспитанники, живущие в СРЦН, являются детьми из неблагополучных семей с низким достатком. Таким образом, система государственной поддержки предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.
Программа «Я готовлюсь стать взрослым» – это попытка введения обучающихся в неведомую им область, посредством их знакомства, прежде всего, с собственным жизненным опытом, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода.
Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию, бытовой подготовленности к жизни и самоутверждение в обществе.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
1.3 Правовая основа разработки Программы дополнительного образования
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),
- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской
Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
- Уставом СОГБУ СРЦН «Радуга»
1.4 Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Я готовлюсь стать взрослым» по целевой направленности социально-педагогическая, призвана решить в процессе реализации многие педагогические, бытовые и социальные задачи, и нацелена на формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к самостоятельной жизни в социуме, стремящейся к саморазвитию, самообслуживанию и самореализации. В настоящее время выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного подростка, направленности его личности. Ими являются:
·позитивная направленность подростка на свой личностный рост и получение новых знаний, умений и навыков.
·направленность подростка на усвоение опыта человечества и овладение современными технологиями (производственными, информационными, коммуникативными).
·направленность подростка на поддержание и развитие своего физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни.
·направленность подростка на установление и поддержание позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.
1.5 Цели и задачи реализации Программы
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, самореализацию, самосовершенствование.
Программа реализует права обучающихся на выбор дополнительных общеразвивающих программ, максимально соответствующих их интересам.
Цель данной Программы: создание дополнительных условий для социально-педагогической адаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и временно проживающих в Центре; коррекция в освоении навыков самообслуживания и в развитии на основе формирования основных жизненных навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни
Задачи:
Образовательные задачи:
ü приобщить обучающихся к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
ü освоение системы социально значимых навыков и практических умений, овладение навыками самообслуживания, самостоятельности;
ü овладение навыками обустройства быта;
ü приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; обучить технологии приготовления простых блюд;
ü формирование у детей и подростков представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
ü Формирование знаний о негативных факторах риска здоровью
Развивающие задачи:
ü создание условий для обеспечения роста социальной зрелости детей, их готовности к жизненному самоопределению;
ü содействие сохранению здоровья воспитанников.
ü развивать адекватное понимание самого себя и коррекцию самооценки;
ü развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
ü повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.
Воспитательные задачи:
ü воспитывать трудолюбие, аккуратность;
ü убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;
ü Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
ü приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1.Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
2. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
3. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
4. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
1.6 Адресат программы и возрастные особенности
По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного уровня 7-12 лет,
Младший школьный возраст. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. У ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования педагога, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя); потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром). В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы взрослый во всех отношениях был примером для детей.
1.7 Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:
·Наглядные: показ иллюстрированных пособий, демонстрация, использование технических средств обучения, наблюдение.
·Словесные: рассказ, объяснение, беседа, применение документации письменного инструктирования, работа с технической литературой и документацией.
·Практические: упражнения, практические работы, игры
1.8 Планируемые результаты
Ожидаемый результат.
1. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
2. Осознанное отношение детей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
3. Снижение количества психоэмоциональных расстройств.
4. Увеличение количества воспитанников с положительной самооценкой.
5. Учащиеся должны уметь организовать свою повседневную жизнь
6. Учащиеся должны иметь представление о внутреннем мире человека,
7. Уметь получать информацию о себе самом,
8. Быть готовым к сотрудничеству,
9. Владеть навыками эффективного общения,
10. Иметь осознанное стремление к ЗОЖ
2. Содержательный раздел.
2.1 Содержание программы
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я готовлюсь стать взрослым» построена на личностно-ориентированном подходе к ребенку.
Режим занятий: 25 часов, 1раз в неделю - по 1 академическому часу, продолжительность: 40 минут.
|
Теория (ч) |
Практика (ч) |
Всего (ч) |
Я готовлюсь стать взрослым |
10 |
15 |
25 |
Сообразно выделить такие виды компетентности как:
- социальная – умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми в разных ситуациях;
- коммуникативная – умение владеть речью;
- информационная – умение использовать различные источники информации,
- интеллектуальная – умение пользоваться знаниями, совершать интеллектуальные операции;
- деятельностная – умение поставить цель и осуществить результативное действие;
- здоровьесберегающая – умение использовать гигиенические действия
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
·сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
·находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию;
·сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
·выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
·использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
·планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
·осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
·формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата;
·действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
·организовывать совместную работу в паре или группе:
·формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
·проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания. учащиеся получат возможность:
·совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
средства
2.2. Учебный план.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Дата
|
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение в программу «Знаю, умею, могу» |
1 |
0.5 |
0.5 |
1 неделя сентября |
2 |
Беседа« Чистота – залог здоровья» |
1 |
|
1 |
2 неделя сентября |
3 |
Воспитательный час «Учим аккуратности и опрятности» |
1 |
1 |
|
3 неделя сентября |
4 |
Беседы о правилах личной гигиены девочек. |
1 |
0.5 |
0.5 |
4 неделя сентября |
5 |
Внешний вид залог успеха |
1 |
1 |
|
1 неделя октября |
6 |
Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня» |
1 |
|
1 |
2 неделя октября |
7 |
Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать» |
2 |
|
2 |
3 -4 неделя октября |
8 |
Мелкий ремонт одежды |
1 |
|
1 |
1 неделя ноября |
9 |
Режим питания» |
1 |
1 |
|
2 неделя ноября |
10 |
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3 - 4 неделя ноября |
11 |
Помощники в доме |
1 |
0.5 |
0.5 |
1 неделя декабря |
12 |
Чаепитие |
1 |
|
1 |
2 - неделя декабря |
13 |
Витамины круглый год |
1 |
|
1 |
3 неделя декабря |
14 |
«Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни» |
1 |
1 |
|
4 неделя декабря |
15 |
Практическое занятие «Как держать посуду в чистоте» |
1 |
|
1 |
1 неделя января |
16 |
Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов» |
1 |
1 |
|
2 неделя января -
|
17 |
«Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников. |
1 |
1 |
|
3 неделя января -
|
18 |
«Основные потребности», «Мое развитие», «Мой выбор, мои увлечения» |
3 |
1 |
2 |
4неделя января - 2 неделя февраля |
19 |
Самоуважение – «Мир начинается с уважения», «Мы одинаковые - мы разные. Кто я?», |
2 |
1 |
1 |
3-4 неделя февраля –
|
20 |
Самооценка: Что нового я узнал о себе и как мне это может помочь в жизни? |
1 |
|
1 |
1 неделя марта |
2.3. Система отслеживания и оценивания результатов
Контроль образовательных результатов (первичный, текущий, итоговой) осуществляется на основании сравнительной оценки уровня первоначальных знаний, умений и навыков со знаниями, умениями и навыками несовершеннолетних по окончании обучения.
Отслеживание результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие воспитанников в мероприятиях ( концертах, викторинах, соревнованиях) решение задач поискового характера, активности воспитанников на занятиях.
3. Для отслеживания результативности используется мониторинг.
Виды контроля |
||
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный или входной контроль |
||
В начале курса |
Определение уровня развития воспитанников, их творческих способностей |
Беседа, опрос, анкетирование |
Текущий контроль |
||
В течение всего курса |
Определение степени усвоения воспитанниками программного материала. Определение готовности воспитанников к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение, опрос |
Промежуточный контроль |
||
По окончании изучения модуля или раздела. В конце месяца, полугодия. |
Определение степени усвоения воспитанниками программного материала. Определение результатов обучения. |
Выставка, конкурс, концерт, праздник, соревнование, презентация творческих работ, анкетирование. |
Итоговый контроль |
||
Итог прохождения программы |
Определение изменения уровня развития воспитанников. Определение результатов обучения. Ориентирование воспитанников на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Мастер – класс, игра- испытание, праздник, КТД, анкетирование, тестирование, выставка, конкурс, концерт, самоанализ, итоговые занятия. |
Оценочные и диагностические материалы
Диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков ЗОЖ с помощью опросника до и после прохождения занятий по программе, сравнение полученных данных; диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей воспитателями до и после прохождения занятий по программе, сравнение данных.
2.4. Календарно – тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во час |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1. |
Введение в программу «Знаю, умею, могу» |
1 |
Деловая игра |
1 неделя сентября |
2. |
Беседа« Чистота – залог здоровья» |
1 |
практикум |
2 неделя сентября |
3. |
Воспитательный час «Учим аккуратности и опрятности» |
1 |
Беседа - диалог |
3 неделя сентября |
4. |
Беседы о правилах личной гигиены девочек. |
1 |
Занятие – игра |
4 неделя сентября |
5. |
Внешний вид залог успеха |
1 |
Круглый стол, конкурс |
1 неделя октября |
6. |
Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня» |
1 |
Трудовой десант. |
2 неделя октября |
7. |
Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать» |
2 |
Презентация, практикум |
3 -4 неделя октября |
8. |
Мелкий ремонт одежды |
1 |
Практическое занятие |
1 неделя ноября |
9. |
Режим питания» |
1 |
игра «Кладовая народной мудрости», викторина «Знатоки молочных продуктов». |
2 неделя ноября |
10. |
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов». |
2 |
Презентация, беседа |
3 - 4 неделя ноября |
11. |
Помощники в доме |
1 |
Презентация, беседа |
1 неделя декабря |
12. |
Чаепитие |
1 |
Практическое занятие, презентация |
2 - неделя декабря |
13. |
Витамины круглый год |
1 |
Практическое занятие |
3 неделя декабря |
14. |
«Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни» |
1 |
Деловая игра |
4 неделя декабря |
15. |
Практическое занятие «Как держать посуду в чистоте» |
1 |
Деловая игра |
1 неделя января |
16. |
Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов» |
1 |
Круглый стол, изготовление буклетов |
2 неделя января
|
17. |
«Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников. |
1 |
Беседа–диалог Анкетирование |
3 неделя января -
|
18. |
«Основные потребности», «Мое развитие», «Мой выбор, мои увлечения» |
3 |
Чтение истории «Рубашка счастливого человека», игры, упражнения, беседы, рассказ |
4неделя января - 2 неделя февраля |
19. |
Самоуважение – «Мир начинается с уважения», «Мы одинаковые - мы разные. Кто я?», |
2 |
Деловая игра, круглый стол |
3-4 неделя февраля –
|
20. |
Самооценка: Что нового я узнал о себе и как мне это может помочь в жизни? |
1 |
Круглый стол |
1 неделя марта |
3. Описание материально-технического обеспечения
Создание современной среды образовательного процесса для СРЦН «Радуга» является важнейшей задачей деятельности администрации и педагогического состава. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются цели деятельности Центра.
В СРЦН организованы подпространства, позволяющие обучающимся:
· осваивать культуру общения и взаимодействия друг с другом и педагогами (тематически оформленные стенды в группе, коридоре Центра, используемые в воспитательном процессе);
· демонстрировать опыт нравственных отношений во внеучебной деятельности (музыкальный зал, оборудованный для проведения праздников, культурных событий., игровая комната для проведения социальных проектов)
· владеть здоровьесберегающими технологиями (спортивная и игровые площадки, игровая комната, логопедический кабинет, музыкальный зал,)
Материальное обеспечение:
· спортивный инвентарь
· музыкальный центр
· спортивные тренажеры
· ноутбук
· телевизор
Методическое обеспечение программы:
1. Конспекты занятий по темам модуля.
2. Материалы информационной и наглядной направленности по темам программы.
3. Методический материал для проведения диспутов / дискуссий, тематических
мероприятий.
4. Памятки для, воспитанников по темам прогаммы.
5. Видеотека научно-популярных, профилактических материалов, художественных
фильмов и агитирующих роликов.
Список литература
1. Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
2. Козлова С.А., Шукшина С.Е. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мое тело. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
3. Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Посуда. Продукты питания. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.6.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое
4. Спутник классного руководителя. 1 – 4 классы / авт.сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007
5. «Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Учебно – методическое пособие./под ред. . – М.; Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2004
6. Н. П Майорова, , «Обучение жизненно важным навыкам в школе». Пособие для классных руководителей. «Образование – Культура» 2000г.
7. «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи» - М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2004г.
8. «Народная школа» Специальный выпуск 2004г
9. Большая энциклопедия дома и семьи: в 2-х Т. – М.: ОЛМА – ПРЕСС 2000 – Т.1 – С. 435 «Одежда, обувь».
10. 4000 советов на все случаи жизни. Сост. Е.Ф.В.И. Круговова, СПб, 1994. – С.113 – 123 «Уход за одеждой»;
11. Энциклопедия для девочек и мальчиков. Авт.-сост. Л.И. Павлова – Саратов: Софит – Принт М.: ОЛМА - Пресс, 2000. – С. 236 «Уход за одеждой».
12. Буровок К. А. Красная книга вещей. – М.; Экономика, 1996. – С. 69. «Одежда»
13. «Большая стирка» Груманцева Людмила Александровна, учитель.1 сентября.
14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.