муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» Кочковского района
Дополнительная общеразвивающая программа в области
музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Учебная дисциплина «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»
Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся от 11 лет и старше.
с. Кочки
2015 г.
«Одобрено» Методическим советом МКОУ ДОД «ДШИ » «____»________________2015 г.
|
Утверждаю: Директор МКОУ ДОД «ДШИ» ________________ «____»________________2015г. |
Составитель:
Шилина Вера Викторовна, преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории МКОУ ДОД «ДШИ»
Рецензент:
1. Е.И.Савченко – директор МКОУ ДОД «ДШИ», преподаватель высшей квалификационной категории
2. Внешний рецензент – О.А.Кутергина, преподаватель высшей категории отделения «Фортепиано» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова.
Структура программы учебного предмета
№ п.п. |
Название раздела |
Стр. |
Глава I. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1. |
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе |
4 |
1.2. |
Срок реализации учебного предмета |
5 |
1.3. |
Объём учебного времени |
5 |
1.4. |
Форма проведения учебных аудиторных занятий |
5 |
1.5. |
Цели и задачи учебного предмета |
6 |
1.6. |
Обоснование структуры программы учебного предмета |
6 |
1.7. |
Методы обучения |
6 |
1.8. |
Материально-технические условия реализации учебного предмета |
7 |
Глава II. |
Содержание учебного предмета |
8 |
2.1. |
Учебно-тематический план |
8 |
2.2. |
Требования по годам обучения |
8 |
Глава III. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
15 |
Глава IV. |
Формы и методы контроля, система оценок |
17 |
4.1. |
Аттестация: цели, виды, форма, содержание |
17 |
4.2. |
Критерии оценки |
17 |
4.3. |
График контрольных точек |
19 |
Глава V. |
Методическое обеспечение учебного процесса |
20 |
5.1. |
Методические рекомендации преподавателям |
20 |
5.2. |
Рекомендации по самостоятельной работе учащихся |
21 |
Глава VI. |
Списки нотной и методической литературы |
23 |
6.1. |
Список нотной литературы |
23 |
6.2. |
Список методической литературы |
24 |
ГЛАВА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Я уже говорил о том, что учитель игры на любом инструменте… должен быть прежде всего учителем музыки, т.е. её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития уч-ся: тут уж совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта (всё это, конечно, в сжатом виде) и игры на фортепиано». Г.Г.Нейгауз
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы с 11 лет и старше. Возможно использование программы для обучения взрослых, желающих получить начальные навыки игры на фортепиано.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен за счёт предмета по выбору – ансамблевое музицирование (1 час в неделю).
Игра в ансамбле является одним из положительных способов музыкального развития. Позволяет уже на первых этапах обучения чувствовать себя причастным к исполнению, созданию художественного образа посредством звуков, развивает чувство ритма, гармонический слух, приучает к синхронному звучанию, умению слышать соседствующую партию. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие, а позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
1.2. Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33 недели в год.
1.3. Объём учебного времени
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» при 3-летнем сроке обучения составляет 396 часов.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов
|
|||||
Годы обучения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
|
|||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Количество недель |
15 |
18 |
15 |
18 |
15 |
18 |
|
Аудиторные занятия |
30 |
36 |
30 |
36 |
30 |
36 |
198 |
Самостоятельная работа |
30 |
36 |
30 |
36 |
30 |
36 |
198 |
Максимальная учебная нагрузка |
132 |
132 |
132 |
396 |
1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Продолжительность урока составляет – 45 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»
является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте главным образом к запросам учащихся. Учебный процесс по предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения в школе, так и после её окончания.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»
Обоснованием структуры программы «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» являются рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, в которых отражены все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета.
- Распределение учебного материала по годам.
- Описание дидактических единиц учебного предмета.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим - задача педагога воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление» К. Орф.
При обучении игре на фортепиано индивидуальный урок является основной формой учебной и воспитательной работы, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником.
В фортепианной педагогике, как правило, применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ).
- Наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приёмов).
- Практический (работа на инструменте, упражнения)
- Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)
Возможно применение дополнительных методов обучения и воспитания в виде творческих заданий, концертов для родителей, лекций-концертов, участие в конкурсах, творческих состязаниях в рамках ДШИ.
Перечисленные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
1.8. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе имеется два инструмента фортепиано, учебники и методические пособия, метроном, сиденья с регуляцией высоты, подставки для ног.
Музыкальные инструменты обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Учебно-тематический план в расчете на одного уч-ся, занимающегося 2 ч в неделю.
Раздел урока |
Кол-во часов |
1. техническое развитие |
20 |
2. работа над репертуаром |
25 |
3. игра в ансамбле |
10 |
4. подбор по слуху, транспонирование |
7 |
5. изучение терминов анализ текста |
4 |
Итого: |
66 |
2.2. Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе зачетная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются не для публичного выступления, а для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют два варианта, разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в разных октавах. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды и ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд.
Рекомендуемые упражнения и этюды
А. Артоболевская Учебное пособие. Первая встреча с музыкой
Т. Ганон Упражнения
Е. Гнесина Маленькие этюды для начинающих (по выбору)
А. Гедике соч. 32 40 мелодических этюдов, тет. 1 (по выбору)
Рекомендуемые ансамбли
Н. Соколова «Земляника и лягушка»
Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»
З. Левин «Тик-так»
В. Шаинский «Кузнечик»
В. Витман «Серенькая кошечка»
А. Островский «Спят усталые игрушки»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А. Роули Акробаты
А. Гедике Этюд
Э. Сигмейстер Песенка
2 вариант
Н. Соколова Часы
Г. Гумберг Этюд
Б. Берлин Марширующие поросята
3 вариант
Б.Берлин Веселый щенок
Б. Жилинский Этюд
Л. Шитте Любопытная курочка
4 вариант
Б.Берлин Пони звездочка
Е. Гнесина Этюд
В. Кессельман Маленький вальс
5 вариант
Я. Гарсиа Танцующие медвежата
С. Ляховицкая Этюд
Французская народная песня «Большой олень»
6 вариант
А. Рубах Воробей
РНП «Речка»
М. Фогель Военный марш
2 год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие основных технических навыков на материале упражнений, гамм (по желанию) и этюдов.
- повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний.
- помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы. Учащиеся знакомятся с произведениями крупной формы и полифонии.
- игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни и обработки русских народных песен.
- продолжается работа по подбору по слуху с простым аккомпанементом.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Ш. Ганон Упражнения
Ф. Бургмюллер соч. 100 «25 легких этюдов» (по выбору)
Л. Шитте соч. 108 «25 легких этюдов» (по выбору)
К. Черни соч. 821 Этюды №5,7
Рекомендуемые ансамбли
М. Глинка «Краковяк»
Р. Роджерс «Голубая луна»
В. Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
Э. Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»
А. Живцов «Бульба»
Д. Уотт «Три поросенка»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Е. Рыбкин Медведь
Е. Гнесина Этюд До мажор
О. Бенр Шалун
2 вариант
Г. Персел Ария ре минор
А. Шуберт Экосез
А. Александров Новогодняя полька
3 вариант
Н. Литкова Вариации на тему русской народной песни
А. Роулли В стране гномов
Б. Савельев Настоящий друг
4 вариант
А. Караманов Канон
С. Майкопар Пастушок
Е. Накада Танец дикарей
5 вариант
УНП «От чего соловей»
К. Черни Этюд До мажор
И. Беркович Мазурка
6 вариант
И.С. Бах Менуэт
Д. Штейбельт Адажио
В. Шаинский Песенка крокодила Гены
3 год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Продолжение развитие техники. Включение в программу произведений крупной формы и полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Первый уровень сложности
Ш. Ганон Упражнения Фортепианная музыка для детей вып. 1 Н. Соколова Три этюда Л. Шитте соч. 108 «25 легких этюдов» (по выбору) А. Лешгорн соч. 65 Этюды № 4-9
Рекомендуемые ансамбли
М. Глинка «Полька»
Д. Шостакович «Шарманка»
А. Шуберт «Колыбельная песенка»
П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Ф. Черчиль «Вальс»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А. Рамирес. «Странники»
А. Корелли Сарабанда
Л. Бетховен Сурок
2 вариант
С. Майкопар Мотылек
М. Легран Мелодия из к/ф «Шербургсикй зонтики»
Г. Свиридов Колыбельная песенка
3 вариант
В. Шаинский «Улыбка»
И. Кригер Менуэт
А. Гедике Сонатина До мажор
4 вариант
Дж. Шеринг Колыбельная
И.С. Бах Волынка
М. Таривердиев Маленький принц
5 вариант
Ю. Варум Городок
Г. Беем Менуэт
Р. Шуман Первая утрата
6 вариант
А. Андре Сонатина Фа мажор
К. Француа и Ж. Рево «Мой путь»
П. Чайковский Старинная французская песенка
Для продвинутых учащихся, а также с учетом возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Ш. Ганон Упражнения К. Черни - Г. Гермер Этюды ч.1 №№10-20 Л. Шитте соч. 160 №№20-24 Г. Беренс соч. 70 Этюды №№31,33,34 Ф. Лекуппэ соч. 17 Этюды №№3,7,9 А. Лемуан соч. 37 Этюды №№2,6,7,10
Рекомендуемые ансамбли
М. Балакирев «Полька»
К. Вебер Марш
И. Брамс Колыбельная песня
Г. Фрид Танец
Джазовые мотивы. Переложение Л. Пилипенко: Каждый вечер, Блюз, Поезд идет, Буги-вуги
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Л. Бетховин Сонатина Фа мажор
К. Черни Этюд Соль мажор
Р. Шуман Веселый крестьянин
2 вариант
И. Бах Сарабанда
Д. Керн Дым
Дворжак Этюд
3 вариант
С. Халимов Вариации на чешскую песню «Аннушка»
В. Баснер Белой акации гроздья душистые
Г. Санько Блюз
4 вариант
А. Гедике Прелюдия
Р. Глиэр Рондо
С. Джоплин Концертный вальс
5 вариант
Й. Гайдн Менуэт
П. Сенневиль Приятная мелодия
А. Лемуан Этюд
6 вариант
Д. Чимороза Соната ля минор
Е. Дога Вальс
П. Чайковский Шарманщик поет
ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано
- достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию несложных пьес
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в
качестве солиста.
К концу 1 года обучения обучающийся должен:
- знать строение клавиатуры,
- уметь правильно сидеть за инструментом,
- соблюдать постановку исполнительского аппарата,
- получить первоначальные навыки игры штрихов: нон легато, легато, стаккато,
- играть небольшие пьесы
- играть в ансамбле с педагогом.
К концу 2 года обучения обучающийся должен:
- играть разнохарактерные мелодии,
- знать основные музыкальные термины,
- грамотно и внимательно прочитывать авторский текст,
- играть в ансамбле,
- подбирать по слуху (анализ гармоний, поддерживающих мелодию),
- иметь представление о полифонии (подголосочная, контрастная – на примере русских народных песен и старинных танцев),
- иметь представление о крупной форме (сонатины, сонатное аллегро, вариации).
К концу 3 года обучения обучающийся должен:
- использовать приемы: легато, нон легато, стаккато
- самостоятельно разучивать пьесы,
- подбирать по слуху,
- играть в ансамбле.
ГЛАВА IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа «Основы музыкального исполнительства – аккордеон» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на контрольных уроках, недифференцированных и дифференцированных зачетах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов по полугодиям (в 1 классе в 1 полугодии – недифференцированный зачет, во втором полугодии – дифференцированный зачет; во втором классе – дифференцированные зачеты по полугодиям; в 3 классе – дифференцированный зачет в 1 полугодии;
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена в конце третьего года обучения (в мае), представляющего собой концертное исполнение программы. Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
По итогам промежуточной и итоговой аттестации выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", «зачёт», «незачёт»
В свидетельство об окончании школы искусств выставляется средняя оценка из: оценки промежуточной аттестации первого полугодия последнего года обучения, годовой оценки (по итогам 1 полугодия, третьей и четвертой четвертей последнего года обучения) и экзаменационной оценки последнего года обучения.
4.2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя виды и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
В критерии оценки выступления уч-ся входит:
1. Точность воспроизведения текста
а) звуковысотность
б) метроритм
в) динамика
г) артикуляция
2. Выражение жанровых признаков
а) осознание жанровых черт музыки
б) осознание взаимосвязи жанровой принадлежности музыкального произведения и средств выразительности
3. Инструментальные навыки
а) посадка за инструментом
б) пластичность действий аппарата в легато, нон легато
в) градации опоры рук при интонировании мелодии
д) координация рук (синхронность действий)
е) координация рук (соотношение звучания пластов фактуры)
и) аппликатура в позиционных группах
4. Игра в ансамбле (аккомпанемент)
5. Развитие речевой культуры: нахождение адекватного словесного выражения возникшему впечатлению от музыки
6. Знание наиболее употребительных музыкальных терминов
По итогам исполнения программы на зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») |
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») |
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») |
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без оценки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
4.3.График контрольных точек
Таблица 4
Класс |
Вид контрольного прослушивания |
Месяц проведения |
Программные требования |
1 класс |
Контрольный урок |
Октябрь, март |
Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение |
Зачёт недифференцированный |
декабрь, |
одно изучаемое произведение, ансамбль |
|
Зачёт дифференцированный |
май |
Два разножанровых произведений |
|
2 класс |
Контрольный урок |
Октябрь, март |
Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение |
Зачёт недифференцированный |
декабрь, |
одно изучаемое произведение, ансамбль |
|
Зачёт дифференцированный |
май |
Два разножанровых произведений |
|
3 класс |
Контрольный урок |
Октябрь, март |
Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение |
Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный |
декабрь, |
Два разножанровых произведения |
|
Контрольный урок |
март |
Два разножанровых произведений |
|
Итоговая аттестация: Экзамен |
май |
Два разножанровых произведений |
ГЛАВА V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания лада, тональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Кроме общей программы, которой следует преподаватель, в классе фортепиано существует и индивидуальный план для каждого ученика, где фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на зачетных мероприятиях. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.
Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
ГЛАВА VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.1. Список рекомендуемых нотных сборников
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Артоболевская А. Учебное пособие. Первая встреча с музыкой
Барахтина Ю. В. «Музицирование» вып.№1-2. «Окарина» Новосибирск 2006
Барсукова С.А. «Джаз для детей» вып.4. «Феникс» Ростов-на-Дону 2003
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,
М., Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011 Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка,2011
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,
Музыка, 2011
Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Коршунова Л.А. «Популярные мелодии зарубежной эстрады 20 века» для ф-но, вып.1,2,3,4. «Окарина» Новосибирск 2003
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,
Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
Мордасов «Сборник джазовых пьес для фортепиано» 2009
Музыкальная гостиная АО «Фирма КЛИНТ» С.-Петербург 1993
Парфенов И. «Альбом фортепианной музыки» для уч-ся 2-3 кл. 2009, для уч-ся 4-5 кл. 2009
Симонова В. «Листопад» сборник пьес для фортепиано. «Окарина» Новосибирск 2008
Смирнова Т.И. «Интенсивный курс», тетради №1-12 Москва 1994
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Хромушин О. «Лунная дорожка» «Феникс» Ростов-на-Дону 2003
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010 Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010 Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI,
2008
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,
Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб, Композитор, 2008
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.