Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"
Оценка 5

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
26.01.2017
Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника изобразительного искусства, как рисование песком.Использование именно этого материала (песка) позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей, рассчитана на возрастную категорию: 5-6 лет.
ПрограммаСЫПУЧИЕ КАРТИНКИ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» РАССМОТРЕНО:                                                        УТВЕРЖДАЮ: ______________________                                              Руководитель организации  _____________ (наименование коллегиального                                      ______________________     ФИО органа организации)                                                                                      (подпись)                    «_____»________________ 20 …                                   «______»__________________20….                               ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ «СЫПУЧИЕ КАРТИНКИ» Возраст обучающихся:  5­6 лет Количество часов в год: 64 Педагог, реализующий программу Галанцева Ирина Анатольевна СУРГУТ 2016 ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование образовательной организации:  Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»  Название программы «Сыпучие картинки» Направленность программы Ф.И.О. педагога,  реализующего   дополнительную  общеобразовательную  программу Год разработки Где, когда и кем утверждена  дополнительная  общеобразовательная  программа Информация о наличии  рецензии Цель Задачи Художественная Галанцева Ирина Анатольевна 2016 Программа рассмотрена на заседании НМС от  _______________________, утверждена приказом  директора от _______________________     (социальная, Раскрытие   творческих   способностей   обучающихся,   и формирование   у   дошкольников   системы   ключевых компетентностей коммуникативная, информационная,   здоровьесберегающая,   когнитивная) посредством овладения техникой рисования песком         Образовательные: ­ познакомить   со свойствами песка и техническими  приемам и способами рисования  песком;  ­ формировать сенсорные способности, аналитическое  восприятие изображаемого предмета;  ­ обучать созданию статичных песочных картин на стекле  и на картоне.     Развивающие: ­  развивать   познавательную   активность   детей,   память, внимание,   творческое   воображение, креативность; ­ развивать навыки саморелаксации, саморегуляции  эмоциональных состояний;   мышление, ­ развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность Воспитательные: ­ формировать умение взаимодействовать в группе; ­ ответственность   воспитывать   аккуратность,   самостоятельность, Ожидаемые результаты  освоения программы Срок реализации программы ­ воспитывать эстетическое восприятие мира Результатами освоения образовательной программы будут   являться   социализация   детей   и   личностные результаты развития дошкольников. 1 год Количество часов в неделю /  год  2/64, 2/64 Возраст обучающихся  5­6 лет Формы занятий групповые Методическое обеспечение Условия реализации  программы (оборудование,  инвентарь, специальные  помещения, ИКТ и др.)   фонотека План   подготовки   к   занятиям,   методические   разработки, методическая  литература  по технике рисования песком, подборка   тренингов,   упражнений,   игр   с   песком, видеофильмы   «Песочное   шоу»,   видеопрезентации «Приемы   рисования»,   классической инструментальной   музыки,     звуки   природы,  наглядные средства и дидактический материал. Специально оборудованный кабинет с песочными столами, музыкальный   центр,   проектор,   интерактивная   доска, фотоаппарат, световое оборудование, игровой инвентарь (сито,   фигурки   животных,   растений,   людей,   грабли, лопатки,   кисти   и   т.д.),   цветной   картон,   клей,   цветной песок,   кварцевый   песок,   кинетический   песок,   песочные карандаши или ручки, массажные мячики, формочки. Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем… Иоахим Рингельнац. «Детский песок» Пояснительная записка Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной   сферах.   Согласно   новым   федеральным   государственным требованиям   к   структуре   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования,   утвержденной   приказом   Министерства   образования России от 23. 11. 2009 №655, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на   формировании   общей   культуры   учащихся.  Именно   в   дошкольном   детстве закладываются  фундамент   творческой  личности, закрепляются  нравственные нормы  поведения  в обществе, формируется  духовность будущего  гражданина. Изобразительная деятельность ­ один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем­то стихотворения, песни или танцы. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника изобразительного искусства,   как   рисование   песком.  Рисование   песком   ­   новый   и   одновременно простой   вид   изобразительной   деятельности   дошкольников,   доступный практически   каждому   и   не   требующий   специальной   подготовки.  И   это   не случайно. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.  Ведь рука и пальцы ­ это такое подспорье, причем указательный палец слушается ребенка даже лучше, чем карандаш.  Игры   с   песком   –   естественная   форма   активности   ребенка. Податливость песка и его природная магия завораживают.  Ребёнок, овладевший навыками рисования с использованием разных материалов, имеющий достаточный опыт этой деятельности, легко, без усилия овладевает письмом просто как ещё одним способом изображения.  Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает   его   к   новым   открытиям   и   изобретениям.   Таким   образом,   ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах.  А   для   педагога   это   еще   один   способ   понять   чувства   ребенка. Педагогические   аспекты   использования   песка   трудно   переоценить   –   это   и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно­игровая   среда,   и   великолепный   материал   для   изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования...  Дополнительная   образовательная   программа   «Сыпучие   картинки» реализуется по предмету рисование песком на базе МБОУ ДО «Центра детского творчества»   в   рамках   платных   образовательных   услугах.   Данная   программа написана в соответствии  с  Федеральным законом от 26.12.2012 № 273­ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 15 мая   2013   года   №792­р   «Об   утверждении     Государственной   программы Российской   Федерации   «Развитие   образование»   на   2013­2020   годы»,   Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам»;   Письмом     Министерства образования   и   науки   РФ   от   11   декабря   2006   г.   N   06­1844   "О   примерных требованиях   к   программам   дополнительного   образования   детей"; Постановлением     Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации   от   04.07.2014   №   41   «О   введении   в   действие   санитарно­ эпидемиологических   правил   и   нормативов   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Детские внешкольные   учреждения   (учреждения   дополнительного   образования) Санитарно­эпидемиологические   требования   к   учреждениям   дополнительного образования   детей   (внешкольные   учреждения)»   Лицензия   на   право осуществления образовательной деятельности № 1855 от 30.12.2014 г.  и  иными нормативно   правовыми   актами   Российской   Федерации,   Ханты­Мансийского автономного   округа   ­   Югры,   муниципального   образования   городского   округа города Сургута, и Уставом МБОУ ДО  «Центра детского творчества» № 3475 от 28.10.2014 г.   Данная программа модифицированная художественной направленности и  основывается на программных разработках следующих авторов: Т.В.Ахутиной,  З.М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, К.В. Тарасовой и Т.С. Комаровой.  Актуальность  программы   заключается   в   том,   что   владея   техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает   творческий   характер   детской   продуктивной   деятельности. Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память, развивает   тактильную   чувствительность   и   моторику   пальцев,   мышление   и внимание,   воображение   и   фантазию,   а   также   умение   адаптироваться   в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную активность ­ все   это   способствует   гармоничному   развитию   личности   ребенка.  К   тому   же необходимо отметить, что рисование песком ­ это уникальный и эффективный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов,   успокаиваться,   гармонизировать   внутренний   мир,   поднимать   себе настроение. Специфика  программы   проявляется   в   возможности     использования большого   количества   разнообразных   приемов   работы   с   песком  которые способствуют:  развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно­ логическое мышление, пространственное воображение);  раскрытию   своих   уникальных   способностей   и   развитие   творческого потенциала;  формированию   коммуникативных   навыков   через   тренировку   мелкой   пластику   (стимулируют моторики   рук, мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь);   координацию   движения,  равноценному   развитию   и   работе   левого   (мышление,   логика)   и   правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;  гармонизации   психоэмоционального   состояния,   релаксации   и   медитации (снятие   эмоционального   напряжения   у   тревожных,   агрессивных   и гиперактивных детей). Новизна программы заключается в интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Принцип интеграции можно реализовать по­разному, но базироваться он должен на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в   песок.   Использование   именно   этого   материала   позволяет   существенно повысить   мотивацию   ребенка   к   занятиям,   а   также   способствует   более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей:  «Коммуникация» ­ развитие свободного общения со взрослыми и детьми по  поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе  сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой  работы;  «Познание» ­ формирование целостной картины мира, расширение кругозора в  части искусства песочной анимации, творчества; знакомство со строением  предметов, объектов;  «Безопасность» ­ формирование основ безопасности собственной  жизнедеятельности при работе с песком;  «Труд» ­ формирование трудовых умений и навыков в случаях, когда  просыпается песок на стол или на пол;  «Музыка» ­ прослушивание звуков окружающего мира; рисование с  прослушиванием классических произведений известных композиторов в  соответствии с тематикой занятия;  «Чтение художественной литературы» ­ знакомство детей с литературными  произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература  возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами,  побуждающими к творчеству.  Программа рассчитана на 1 год. Общее количество учебных занятий в год – 64 ч. Формы занятий  – групповые. Количество  детей в группе­ 8­12 человек. Возрастная категория: 5­6 лет. Продолжительность занятий: 30 минут, 2 раза в неделю.   (социальная,     коммуникативная, Для реализации цели поставлены следующие задачи:   Целью  программы   является  раскрытие   творческих   способностей  формирование   у   дошкольников   системы   ключевых обучающихся,   и информационная, компетентностей здоровьесберегающая, когнитивная) посредством овладения техникой рисования песком.      Образовательные: ­ познакомить   со свойствами песка и техническими приемам и способами  рисования  песком;  ­ формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;  ­ обучать созданию статичных песочных картин на стекле и на картоне.     Развивающие: ­  развивать   познавательную   активность   детей,   память,   внимание,   мышление, творческое воображение, креативность; ­ развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; ­   развивать   умение   совместно   работать   со   сверстниками   в   группах   разной комплектации, планировать деятельность.     Воспитательные: ­ формировать умение взаимодействовать в группе; ­ воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность ­ воспитывать эстетическое восприятие мира  Планируемые результаты освоения программы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: знание о свойствах песка;   владение   техническими   навыками   рисования песком (форма, строение, композиционная  передача, пропорции, владение оттенками  света и тени);  освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание)  умение   различать   приёмы   рисования   песком   (расчищение,   вырезание, линейный, щепотка и т.д.);  умение рисовать статичные песочные картины с использованием различных приемов на стекле и на картоне. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  умение использовать световой стол и песок для создания изображений;   знание основ композиции: понятие ритма, симметрии, размещения  элементов композиции в формате, передача движения и т.д.;  развитие  координации  и  мелкой  моторики (развитие точности,  координации движения  рук  и глаза, гибкость  рук, ритмичность,  плавность, изящество), совершенствование  точности движения  рук при  работе с песком;  освоение таких понятий как геометрические фигуры, симметрия,  горизонталь, вертикаль, диагональ, движение вправо­влево;  формирование способностей рисования песочной ручкой. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  развитие  внимания, логического  мышления, воображения, зрительного и слухового  восприятия, памяти, речи;  умение     действовать     по     словесным     инструкциям,   по   алгоритму,   задуманной   песочной самостоятельно   композиции, контроль  за  собственными  действиями;   продолжать     выполнение    формирование   сенсорных   способностей,   аналитического   восприятия изображаемого предмета;   умение   совместно   работать   со   сверстниками   в   группах   разной комплектации, планировать самостоятельную деятельность      умение задавать вопросы на интересующую тему;  умение выбирать способы рисования песком из усвоенных ранее способов;  умение принимать и оказывать помощь другим. Согласно   Федеральным   государственным   требованиям  освоение образовательных   программ   дошкольного   образования   не   сопровождается проведением   промежуточных   аттестаций   и   итоговой   аттестации   обучающихся, допускается лишь мониторинг динамики развития ребенка, результаты которого могут   использоваться     для   оптимизации   работы   с   детьми.  При   реализации программы   проводится   оценка   индивидуального   развития   детей.   Способом определения   результативности   реализации   данной   программы   является наблюдение  за учениками в процессе их работы на индивидуальных столах по специально   подобранными   заданиям.  Результаты   диагностики   (мониторинга) используются   для   поддержки   ребенка,   построения   его   образовательной траектории или коррекции особенностей его развития, а также для оптимизации работы с группой детей.  Параметры диагностики: Внимание и память Плавность, изящество, точность движений при работе с песком Насыпание песка Работа кулачком Работа мизинцем Работа ладонью Работа пальчиками Понятие основ композиции Балльная система 1 балл – плохо держит внимание, запоминает не все, что показывает педагог, движения   резкие,   из­за   чего   насыпание   песка   неравномерное,   недостаточная точность движений и в силу чего линия прерывиста, слабо передает характер рисунка, недостаточно развита координация, в следствии чего плохо работает кулачком,   мизинцем,   ладонью,   недостаточно   владеет   основными   принципами композиции. 2 балла – не всегда хорошо держит внимание, запоминает неплохо то, что показывает педагог, движения не совсем плавные, из­за чего насыпание песка бывает иногда неравномерное, неплохая точность движений и в силу чего линия почти всегда точная, плавная, хорошо передает характер рисунка, хорошо развита координация, вследствие чего неплохо работает кулачком мизинцем и ладонью, владеет основными принципами композиции. 3 балла­ хорошо держит внимание, запоминает хорошо то, что показывает педагог,   движения   плавные,   точные,   насыпание   песка   всегда   равномерное, хорошая точность движений и в силу чего линия всегда плавная, хорошо передает характер   рисунка,   хорошо   развита   координация,   вследствие   чего   хорошо работает кулачком, мизинцем и ладонью, хорошо владеет основными принципами композиции.  Критерии оценки параметров Внимание и память – способность не отвлекаться во время работы педагога на демонстрационном столе, наблюдать движение рук и пальцев педагога, последовательность движений и приемов. Если ученик повторяет все движения педагога на своем столе правильно, не испытывая никаких затруднений, то это высокий уровень. Если ученик, несмотря на то, что внимательно наблюдал за педагогом запомнил только основные приемы и не может работать в деталях и ему необходимы подсказки со стороны преподавателя, то это средний уровень. Если   ученик   путается   в   основных   приемах   из­за   невнимательности   во   время демонстрации – это низкий уровень. Плавность, изящество, точность движений при работе с песком – способность повторять точно движения руками и пальцами педагога во время его работы на демонстрационном столе, при этом от плавности и изящества движений зависит красота и изящество линий и посыпаний. Если движение рук и пальцев при работе песком изящны и плавны, и ученик не испытывает никаких затруднений в работе, то это высокий уровень. Если из­за недостаточной координации ребенок не всегда может плавно двигать руками и пальцами во время работы песком – средний уровень. Если ученик испытывает большие затруднения в движениях во время работы с песком – низкий уровень. Насыпание песка – один из основных приемов работы песком, при котором получатся ровный, однородный слой песка для работы по нему пальцем, ладонью, кулачком. Если ученик не испытывает затруднений в насыпании ровного слоя песка,   то   это   высокий   уровень.   Если   ровный   слой   песка   при   насыпании получается   не   всегда,   то   это   средний   уровень.   Если   ученик   испытывает сложности и ему необходима помощь педагога – это низкий уровень Работа кулачком – один из основных способов работы песком, который дает возможность снимать слои песка, образуя гладкую поверхность. Если ученик не испытывает никаких затруднений в работе кулачком, то это высокий уровень. Если иногда испытывает некоторые трудности – средний уровень. Если ученик испытывает трудности постоянно и ему необходима помощь учителя – низкий уровень. Работа мизинцем – один из основных способов работы песком, который дает возможность снимать тонкие слои песка. Если ученик не испытывает трудностей в   работе   таким   способом,   то   это   высокий   уровень.   Если   ученик   не   всегда выполняет   работу   таким   способом   без   затруднений   –   средний   уровень.   Если ученику часто требуется помощь педагога – третий уровень. Работа ладонью ­ один из основных способов работы песком, который дает возможность   снимать   широкие   слои   песка.   Если   ученик   не   испытывает трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень. Работа пальчиками ­ один из основных способов работы песком, который дает возможность создавать на поверхности песка линии. Если ученик не испытывает трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень. Понятие основ композиции – элементарные знания, позволяющие разместить в определенном   формате   элементы   композиции,   понятие   симметрии   по   массам, ритма,   динамики,   уравновешенности,   статики   в   композиции.   Если   ученик   не испытывает трудностей в работе над композицией, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет правильно оценивает формат, делает незначительные композиционные   ошибки   –   средний   уровень.   Если   ученику   часто   требуется помощь учителя – третий уровень. Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл. Основное содержание программы При организации занятий рисованием песком необходимо соблюдение  следующих условий: 1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.  Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не  устанавливая жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои  мысли вслух, не боясь критики. 2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. 3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,  активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. 4. Необходимо: поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами; 5. Желательно, чтобы дети работали стоя за песочным столом – так у них будет  больше свободы движений. 6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил: категорически нельзя бросаться песком; перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно  подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. Все занятия проводятся в форме сказки и игры, предлагаю детям различные сказочные сюжеты. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир  чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, пониманию себя. Во время занятий играет тихая музыка, во время рисования песком затемняется освещение… Это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию. Каждое занятие с детьми в студии состоит из несколько частей и проходит по общей  структуре: 1. Игра – приветствие.  Цель – эмоциональный настрой детей на совместную деятельность, снятие эмоционального напряжения, эмоциональное сплочение группы, концентрация внимания 2. Самооценка детьми своего эмоционального состояния.  Цель – развитие у детей навыков самоконтроля, рефлексии, эмпатии. 3. Вступительная часть.  Включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми, предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит   использовать.  Формирование   у   детей   мотивации   к   дальнейшей творческой деятельности (встреча гостя, мотивация к решению какой – то общей   задачи,   определение   цели   занятия).  Проведение  пальчиковых   игр   и упражнений для рук. Цель – подготовка руки к рисованию, развитие мелкой моторики. Повторение правил рисования песком. Цель – развитие навыков самоконтроля. 4. Основная   часть. Непосредственно   работа   с   песком   по   теме.  Изучение приемов     рисования  песком.  Рисование  на заданную   тему  или  по  замыслу. Важную   роль   при   этом   играет   музыкальное   сопровождение.   Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Произведения классической музыки П.Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии,   звуков   садов,   джунглей,   тропических   лесов   и   т.   д.),   музыка   из  Игры   и   упражнения,   направленные   на   развитие   мелкой мультфильмов. моторики,   межполушарного взаимодействия. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально ­   волевой   сферы   и   коммуникативных   навыков.   Игры   и   упражнения, направленные   на   развитие   воображения,   творческих   способностей,   высших психических функций.   зрительно   –   моторной   координации, 5. Заключительная   часть. Свободное   рисование   под   музыку.   Развитие творческих   способностей,   снятие   эмоционального   напряжения.  Подведение итогов   занятия,   самоанализ   детьми   своего   эмоционального   состояния, подведение   итогов  (анализ   детьми   своих   работ   и   рисунков  товарищей; раскрытие творческого замысла). После подведения итогов  детские работы фотографируются.   В   конце   обучения   из   лучших   работ   оформляются фотовыставка   и   видео   или   слайд­шоу.  Цель   –   развитие   у   детей   навыков самоконтроля, рефлексии, эмпатии. Ритуал прощания. Цель – эмоциональный настрой на следующие встречи. Содержание разделов    Образовательная   программа   «Сыпучие   картинки»   раскрывается   через следующие разделы:  Раздел 1.  Этот удивительный песок. Раздел направлен на знакомство   со средствами рисования песком, со свойствами песка и особенностями работы с кварцевым   и   кинетическим   песком.   Освоение   приемов   и   гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости. Изучение базовых техник рисования песком. Раздел   2.  Волшебные   линии.  непосредственно   рисованию   линий,   точек, завитков.   Изучение   различных   способов   рисования   песком.   Знакомство   с понятиями   «симметрия»,   «движение   влево­вправо»,   «геометрические фигуры»,   «диагональ»,   «вертикаль»   и   др.   Стилизация   формы   и   образа. Приемы рисования песочной ручкой. Раздел 3. Сюжетное рисование. Раздел направлен на отработку изученных  способов и приемов рисования песком , совершенствование работы с песочной струей, гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Сюжетное рисование по  теме и по замыслу.  Раздел 4. Песочные картинки. Знакомство с техникой рисования цветным песком на  картонной поверхности. Понятия «трафарет», «контур». Создание насыпных картинок. Работа  над закреплением техники рисования цветным песком на картоне. Рисование сюжетов по  замыслу на свободную тему на песочных столах и на картонной поверхности.  Учебно–тематическое планирование Название раздела Темы занятий Количество часов № п/п 1. Раздел   1.   Этот   удивительный песок. 2. Раздел 2. Волшебные линии. «Вводное занятие.  «Знакомство с песком». «Играем с песком».  «Песочный город».  «Музыка песка».   «Волшебные истории». «Чьи­то следы  гуляют…».  «Точка, точка,  всего теория 16 6 практик а 10 20 8 12 3. Раздел 3. Сюжетное рисование. 4 Раздел 4. Песочные картинки.  запятая». «Рельсы,  рельсы, шпалы,  шпалы». «Морозные  узоры». «Рисуем  фигуры». «Песочная  ручка». «Насыпушки». «В морских глубинах». «Сказочная птица».   «На другой планете».  Зимний лес». «Радуга  над городом».  «Приключения  пиратов».  «Космическое  путешествие». «Город  сновидений». «Цветы  тоже бывают  разными».  «Мы  рисуем, что хотим».  «Открытка».  «Животные».  «Цветы». «Сказки».  «Мультгерой».  «Песочные фантазии». 20 4 16 8 2 6 Всего: 64 20 44 Содержание программы Раздел 1. Этот удивительный песок. Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности  и внутреннего распорядка. Правила поведения на  занятиях. Правила техники безопасности рисования песком. Постановка игровой цели на  учебный год. Ознакомление детей  со средствами рисования песком (световой стол, песок). Тема 1.2. Знакомство с песком.  Тактильное знакомство с песком. Выполняем с детьми упражнения для развития мелкой  моторики рук, наблюдательности. Подготовка  рук к рисованию, гимнастика на развитие  эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Пересыпание песка, знакомство со  свойствами песка. Тема 1.3. Играем с песком. Игры в «песочнице». Кто спрятался в песке (ролевые, сюжетные игры). Упражнения на развитие  тактильной чувствительности. Домашние и дикие животные. Мосты и тонелли. Горы и долины.  Изготовление куличиков. Камушки, ракушки, бусинки – создание необычных узоров на песке. Тема 1.4. Песочный город.  Особенности работы с кинетическим песком. Создание объёмных песочных композиций (без  форм и с формами). Лепка из кинетического песка по замыслу. Игры с кинетическим песком. Тема 1.5. Музыка песка. Ознакомление  с приёмами создания фона. Прослушивание классической музыки. Изучение  приёмов: наброс, просеивание, засыпание, разравнивание, закидывание, разгребание, вытирания. Освоение приемов и гармоничное  заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.  Создание фона на песочном столе. Тема 1.6. Волшебные истории. Знакомство с приемами использования дополнительных инструментов при рисовании песком  (сито, маятник, грабельки, мячики, валики, формочки  т.д.). Создание песочных образов  (деревья, животные, цветы и др.). Сочинение собственной истории на песке. Тема 1.7. Чьи­то следы гуляют… Изучение техники отпечатка (оставляем следы от любых предметов, пальцев, ладоней,  кулачков). Видоизменять отпечаток ладошки, кулачка в различные образы. Группировка  пальцев по два, по три, по четыре, по пять. Создание отпечатками ладоней, кулачков,  костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры. Сходство узоров  с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.) . Раздел 2. Волшебные линии. Тема 2.1. Точка, точка, запятая. Приемы получения различных точек и коротких линий на песке. Нанесение  ритмичных и  равномерных точек на всю поверхность. Обучение непосредственно рисованию линий, точек,  завитков. Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Выполнение  упражнений на развитие координации руки и глаза. Рисование одним пальцем, рисование  четырьмя пальцами одновременно. Симметричная работа двумя руками. Тема 2.2. Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ознакомление  с новыми приёмами рисования песком. Техника процарапывания. Передача  настроения линией. Способы рисования несколькими пальцами симметрично (клетка для льва, узор, снежинки, вертикаль, горизонталь и диагональ и т.д.) Понятия движение влево, движение  вправо. Упражнения на равномерное нанесение различных линий (прямые, извилистые,  длинные, короткие).  Тема 2.3. Морозные узоры.  Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками) для  создания однотипных изображений. Способы рисования линий разной ширины. Рисуем спиральки, зигзаги, завитки  непрерывно. Создание узоров на стекле двумя руками. Тема 2.4. Рисуем фигуры. Выполнение упражнений на развитие координации руки и глаза. Беседа о форме фруктов и овощей. Чем отличаются круг и овал? Отличие квадрата, треугольника от ромба. Рисуем  фигуры изученными способами. Стилизация формы и образа. Создание рисунков на основе  геометрических фигур: круга, овала, треугольника. Симметричная работа двумя руками. Тема 2.5. Песочная ручка. Что такое песочная ручка? Способы наполнения ручки песком. Как правильно пользоваться  песочной ручкой? Тренировка координации «Глаз­рука», концентрации внимания. Приемы  рисования песочной ручкой. Упражнения на закрепления приемов рисования песочной ручкой. Тема 2.6. Насыпушки.  Пересыпание песка. Учимся делать четкие пятнышки при помощи обеих рук песок. Работа с  песочной струей. Основные виды рисования песком: рисование темным по светлому и  рисование светлым по темному. Практическая отработка приемов в разных видах рисования  песком. Раздел 3. Сюжетное рисование. Тема 3.1. Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Просмотр  мультфильма «О морских обитателях», презентация «Кто живет в море». Работа пальцем по  насыпанному песку – волны, пена морская. Щепотками камушки на дне. Пальцами водоросли,  ладошкой морских существ. Сюжетное рисование по теме: «В морских глубинах» Тема 3.2.  Сказочная птица.  Овладение техническими умениями: регуляция силы движений. Работа ладошкой и кулачком. Добавление песка для насыщенности цвета. Работа пальцами обеих рук одновременно.  Сюжетное рисование по теме. Тема 3.3.  На другой планете.  Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Работа над умением  изменять размах и направление движения руки при рисовании. Работа пальцами, ладонью и  кулачком. Работа с песочной струей, гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Сюжетное  рисование по теме. Тема 3.4.  Зимний лес.  Способы добавления песка для насыщения цвета. Работа с песочной струей, гармоничное  сочетание линий, цвета и тени. Работа пальцем по насыпанному песку – стволы деревьев, ветки, листья. Сюжетное рисование по предлагаемой теме. Тема 3.5.  Радуга над городом. Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда,  скорость, ритмичность. Симметричная  работа двух рук одновременно. Добавление песка для  насыщенности цвета. Сюжетное рисование по предлагаемой теме. Тема 3.6. Космическое путешествие.  Работа двумя руками симметрично. Преобразование формы. Равномерное нанесение точек и  линий. Сюжетное рисование по предлагаемой теме. Тема 3.7.  Приключения пиратов. Отработка изученных способов и приемов рисования песком. Воссоздание композиций,  пейзажей с использованием разных приемов и видов рисования на песке. Рисование по замыслу. Тема 3.8.   Город сновидений.  Отработка изученных способов и приемов рисования песком. Упражнения  игры на развитие  творческой активности. Релаксация. Рисование по замыслу. Тема 3.9.  Цветы тоже бывают разными.  Виды цветов. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с  песком. Развитие фантазии, интереса. Рисование по замыслу Релаксация. Тема 3.10.   Мы рисуем, что хотим. Практические упражнения на демонстрацию навыков приобретенных за время занятий рисования песком: работа пальцами, ладонью, кулачком, симметричное насыпание, добавление песка для насыщенности цвета, стилизация формы, работа щепоткой и т.д. Снятие эмоционального напряжения. Рисование на свободную тему.      Раздел 4. Песочные картинки. Тема 4.1. Открытка. Работы с клеем, ножницами, карандашом, картоном. Что такое трафарет? Работа с контурами.  Знакомство с техникой рисования цветным песком на картонной поверхности. Нанесение цвета  на образ. Рисуем песком на картоне по трафарету. Тема 4.2.  Животные. Работа   над   развитием   техники   рисования   цветным   песком   на   картонной   поверхности. Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции. Работа в парах. Тема 4.3. Цветы.  Свободное воспроизведение видов цветов по образцу, трафаретам, схемам цветным песком на картоне. Работа в  маленьких группах. Тема 4.4. Сказки.  Беседа   о   русских   народных   сказках,   викторина   по   сюжетам   русских   народных   сказок. Рисование   сказочных героев цветным песком на картоне по трафарету. Тема 4.5. Мультгерой.  Создание насыпной картинки. Закрепление техники рисования цветным песком на картоне. Тема 4.6. Песочные фантазии. Создание контуров рисунка без трафарета. Раскрашивание рисунка цветным песком. Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему.  . Календарно­тематическое планирование 2016­2017 уч.год № Наименование раздела программы Тема занятия Количе ство часов Дата проведения занятий (план) Дата проведения занятий (факт) 1. 2. 3. Раздел 1. Этот  удивительный  песок. Раздел 2.  Волшебные  линии. Раздел 3.  Сюжетное  рисование. 4. Раздел 4.  Песочные  картинки. «Вводное занятие. «Знакомство с песком». «Играем с песком». «Песочный город».  «Музыка песка».   «Волшебные истории». «Чьи­то следы гуляют…». «Точка, точка, запятая». «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». ««Морозные узоры». «Рисуем фигуры». «Песочная ручка». «Насыпушки». «В морских глубинах». «Сказочная птица».   «На другой планете». «Зимний лес». «Радуга над городом». «Приключения пиратов». «Космическое путешествие». «Город сновидений». «Цветы тоже бывают разными».   «Мы рисуем, что хотим».  «Открытка».   «Животные». «Цветы».   «Сказки».    «Мультгерой». «Песочные фантазии». Методическое обеспечение программы  Усвоение содержания программы в ходе занятий предполагается с  помощью использования разнообразных методов и приемов. На занятиях  используются следующие методы работы:   наглядный (с использованием  показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров, демонстрация на песочном столе)   словесный   (объяснение,   беседа,   описание,   рассказ,   сказки, художественное слово, вопросы, ответы); практический (практическое выполнение заданий); игровые методы; диагностика    Для   реализации   данной   программы   в   основном   используются   несколько видов педагогических технологий: игровая  технология, технология личностно­ ориентированного   обучения,   элементы   арт­терапии:   песочной   терапии,   изо­ терапии,   информационные   технологии, здоровьесберегающие технологии.   сказко­терапии,   музыко­терапии, Материально­техническое обеспечение программы К   условиям,   необходимым   для   учебного   процесса   по   данной   программе, необходимо   отнести   просторное   помещение   с   наличием   соответствующего оборудования:  ­ индивидуальные световые столы­планшеты со стеклянной поверхностью;  ­ музыкальный центр и фонотека с записями релаксационной музыки и звуков природы, классической музыки и песни из детских мультфильмов;  ­ демонстрационный песочный стол с веб­камерой и штативом; ­ видеокамера; ­ проектор; ­ интерактивная доска; ­ компьютер с программным обеспечением звукового и видео редактора; ­ коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице;  ­ профессиональный кварцевый песок для рисования на стекле; ­ песок WABA FUN Kinetic Sand ( цветной песок) для моделирования песочных фигур; ­ ручка для рисования песком (песочный карандаш или ручка) ­   наборы   канцелярских   материалов:   цветной   картон,   белый   картон,   клей канцелярский,   клей­карандаш,   ножницы,   кисти,   карандаши   простые,   ластики, фигурные трафареты; ­ бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т.д.) ­   игровой   инвентарь   (сито,   формочки,   фигурки   животных,   растений,   людей, грабли, лопатки, кисти, массажные мячики и т.д.) Список литературы для педагога Литература, рекомендуемая для воспитанников 1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с. Литература, используемая педагогом: 2. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. 3. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство­Пресс, 2002г. 4. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003г. 5. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г. 6. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.­ М.: ТЦ Сфера, 2007г. 7. Новиковская   О.А.   Сборник   развивающих   игр   с   водой   и   песком   для дошкольников. ­ СПб., 2005.  8. Бережная Н.Ф. Использование песочницы  в корекции эмоционально­волевой сфер   детей   раннего   и   младшего   дошкольного   возраста   //   Дошкольная педагогика №4­2006, №1­2007. 9. Валиева   А.Р.   Игры   на   песке.   Программа   по   песочной   терапии   для дошкольников //Психолог в детском саду №3­2006.  10. Игры с песком. // Школьный психолог №6­2006. 11. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.  Интернет ­ ресурсы: 1. http://www.sandpictures.ru 3. http://www.u­sovenka.ru 4. http://www.vita­studia.com 5. http://www.sandproject.ru 6. http://tobemum.ru/poleznoe/risuem­peskom­na­stekle/ Видео для демонстрации: 1. https://www.youtube.com/watch?v=v00j4MXo2Ko 2. https://www.youtube.com/watch?v=e6OiYfsudAk  3. https://www.youtube.com/watch?v=tGTtZ3umrfc 4. https://www.youtube.com/watch?v=xGXPXhTt_a8 5. https://www.youtube.com/watch?v=jbt4iXIwStw 6. https://www.youtube.com/watch?v=YIfE3dDWkXw 7. https://www.youtube.com/watch?v=b0aFxQJAJdY 8. https://www.youtube.com/watch?v=G7bEMeZJwp0 9. https://www.youtube.com/watch?v=GxWCX9UITvU

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"

Дополнительная образовательная программа "Сыпучие картинки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017