Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Солнечный» Татарского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ТЕСТОПЛАСТИКА»
возраст обучающихся 7-14 лет
срок реализации – одна лагерная смена
Автор-составитель:
Рыжанок Лариса Васильевна,
педагог дополнительного образования
2016 г.
Пояснительная записка
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
«В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И. Л. Гинзбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности. Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.
Еще одной специфической особенностью лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Например, изготовление посуды и угощение для кукол. Лепка фруктов и овощей - для игры «Магазин», животных - для игры в зоопарк. Дети охотно приходят на помощь любимому персонажу, они с желанием лепят друзей для Чебурашки или Зайчишки.
Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у детей воспитывается аккуратность, развиваются трудовые навыки и привычки.
Актуальность
Соленое тесто становиться все более популярным материалом для творчества, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей детей.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Лепить могут как дети любого возраста.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Новизна представленной программы:
1) за короткое время лагерной смены используется система коротких заданий с быстрой сменой материалов и техник;
2) создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей работу детей с соленым тестом, не требует определенных физических и материальных затрат: - для изготовления фигурок из солёного теста потребуется (на каждого ребенка): нож, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур, формы для печенья; - в качестве инструментов можно использовать детали от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить закруглённые стамески разного размера, обычные вилки, маникюрные ножницы, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка и холодная вода.
3) Результат работы (поделку, сувенир) можно получить сразу, используя его дальше по назначению (в качестве подарка или украшения интерьера, своего места).
Программа педагогически целесообразна, так как кропотливая работа по изготовлению изделий, воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера, и оказывает помощь при заполнении досуга. Помимо мелкой моторики, у детей развиваются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели, доведение начатого до конца.
Отличительные особенности программы
Процесс обучения строится по принципу накопления знаний и умений по направлениям деятельности. В процессе реализации программы проводится диагностика усвояемости тем учебно-тематического плана и может происходить корректирование частей программы. Программа открыта для внесения изменений и дополнений.
Настоящая программа дополнительного образования «Тестопластика» оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Направленность – художественная
Вид программы – авторская
Цель программы – создание условий для развития творческой личности средствами тестопластики, приблизить детей к традиционной культуре своего народа
Задачи:
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Режим занятий, наполняемость групп Общеразвивающая программа «Тестопластика» рассчитана на детей 7-14 лет, обучающихся в лагере, программа предусматривает 18 учебных часов: 3 раза по 2 часа 3 недели (9 дней). В группе количество обучающихся - 15 человек. К обучению принимаются все дети, в независимости от начальных способностей.
Длительность занятий: 40 минут
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Рассматривание образца.
3. Объяснение, показ приемов лепки.
4. Лепка детьми.
5. Физкультурная пауза.
6. Доработка изделия из дополнительного материала.
7. Рассматривание готовых работ.
Ожидаемый результат работы по программе:
По окончанию обучающиеся будут знать: - правила техники безопасности; - историю возникновения соленого теста; - инструменты, приспособления для работы; - способы лепки; - приемы изготовления простых изделий в технике лепки из соленого теста;
будут уметь: - организовывать свое рабочее место; - выполнять простые изделия в технике лепки из соленого теста; - создавать композицию; - оформлять готовую работу
Материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
- кисточка и баночка с водой;
- Природный и бросовый материал;
- Доска для лепки, - это рабочее место;
- Скалка, стека, кисточка, зубочистка;
- Формочки или трафареты для вырезания теста;
- Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Методика отслеживания результатов
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов
обучения, программой предусмотрены следующие формы отслеживания результатов:
- наблюдение за изменениями в работах учащихся;
- беседы с детьми;
- конкурсы внутри коллектива;
- коллективные творческие работы;
- выставки;
- игры.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
1 |
0 |
1 |
2 |
Соленое тесто. Приемы работы. |
0 |
1 |
1 |
3 |
Лепка фигурок животных и людей. |
1 |
3 |
4 |
4 |
Способы изготовления работы с мелкими орнаментальными деталями. |
1 |
3 |
4 |
5 |
Способы изготовления работы с использованием дополнительного материала. |
1 |
3 |
4 |
6 |
Создание композиции. |
1 |
2 |
3 |
7 |
Итоговое занятие. Подготовка выставки поделок |
0 |
1 |
1 |
|
Всего: |
5 |
13 |
18 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Задачи и план работы объединения. Необходимые принадлежности и материалы для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Демонстрация изделий из теста. Знакомство с особенностями теста на практике.
Тема 2. Соленое тесто.
Теория: Приемы работы. Санитарно-гигиенические требования при работе с тестом, красками, клеем. Способы работы с шаблонами. Украшение полученной работы. Способы украшения готовых изделий. Разукрашивание готовой работы. Изготовление своего шаблона. Выполнение работы по заранее заготовленным шаблонам.(своим) Разукрашивание готовой работы. Способы изготовления основных элементов изделий. Знакомство с основными элементами изделий. Выполнение образцов.
Практика:
- выполнение шаблонных работ: геометрические фигуры, животные, растения, бабочка; - украшение готовых изделий: рамочка; - изготовление своих шаблонов: домик; - выполнение основных элементов: гусеница, улитка.
Тема 3. Лепка фигурок животных и людей. Теория: Способы лепки фигурок животных из основных элементов: шар, капля, колбаска, лепешка и т.д. Способы изготовления фигурок методом вытягивания с использованием дополнительных отделочных материалов, шаблонов.
Практика: - рыбка - зайчик; - ежик; - фигура человека.
Тема 4. Способы изготовления работы с мелкими орнаментальными деталями. Теория: Способы изготовления работы с мелкими орнаментальными деталями.
Практика: - цветы: роза, ромашка, кала; - выполнение элементов панно: «подкова на счастье», сердечко, рамка для фото, яблоко с гусеницей;
Тема 5. Способы изготовления работы с использованием дополнительного материала. Теория: Способы изготовления работы с использованием дополнительного материала.
Практика: - птичка с использованием семян растений; - выполнение панно «Котики на крыше» использованием картона и гофрированной бумаги; - выполнение панно «Натюрморт» на кухню с использованием картона и добавлением деревянной посуды; - изготовление подковы на основе и ее украшение бусинами, лентами и т.д.
Тема 6. Создание композиции. Теория: Создание композиции.
Практика: - выполнение композиции натюрморта «ваза с фруктами»; - выполнение панно «корзинка с грибами» ; - выполнение «чайной композиции»; - создание композиции на выбор ребенка.
Тема 7. Итоговое занятие. Отчетная выставка готовых работ. Обсуждение работ, награждение.
Методическое обеспечение программ
Тема и раздел программы |
Форма материала |
Название материала |
Тема 1. Вводное занятие.
|
Необходимые принадлежности и материалы для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Демонстрация изделий из теста. Знакомство с особенностями теста на практике. |
Задачи и план работы объединения. |
Тема 2. Соленое тесто. |
Приемы работы. Санитарно-гигиенические требования при работе с тестом, красками, клеем. Знакомство с основными элементами изделий. Способы изготовления основных элементов изделий. Выполнение образцов. Способы работы с шаблонами. Украшение полученной работы. Способы украшения готовых изделий. Разукрашивание готового изделия. Выполнение работы по заранее заготовленным шаблонам. Изготовление своего шаблона. |
Выполнение шаблонных работ. |
Тема 3. Лепка фигурок животных и людей.
|
Способы лепки фигурок животных из основных элементов: шар, капля, колбаска, лепешка и т.д. Способы изготовления фигурок методом вытягивания с использованием дополнительных отделочных материалов. |
Выполнение работ: - рыбка; - зайчик; - ежик; - фигура человека |
Тема 4. Способы изготовления работы с мелкими орнаментальными деталями.
|
Способы изготовления работы с мелкими орнаментальными деталями. Примеры работ. |
Выполнение работ: - цветы: роза, ромашка, кала; - выполнение элементов панно: «подкова на счастье», «сердечко», рамка для фото, «яблоко с гусеницей»; |
Тема 5. Способы изготовления работы с использованием дополнительного материала.
|
Способы изготовления работы с использованием дополнительного материала. Варианты дополнительного материала. Примеры работ.
|
Выполнение работ: - птичка с использованием семян растений; - выполнение панно «Котики на крыше» использованием картона и гофрированной бумаги; - выполнение панно «Натюрморт» на кухню с использованием картона и добавлением деревянной посуды; - изготовление подковы на основе и ее украшение бусинами, лентами и т.д. |
Тема 6.Создание композиции.
|
Примеры композиций. Наглядность.
|
Выполнение работ: - выполнение композиции натюрморта «ваза с фруктами»; - выполнение панно «корзинка с грибами» ; - выполнение «чайной композиции»; - создание композиции на выбор ребенка. |
Тема 7. Итоговое занятие.
|
Отчетная выставка готовых работ. Обсуждение работ, награждение. |
Подготовка выставочных работ |
Условия реализации программы
- Учебный кабинет; - столы; - лавочки для сидения; - демонстрационная доска; - ноутбук; - рукомойник.
Материалы и инструменты.
- соленое тесто – готовится из муки, соли и воды; – краски (гуашь, акриловые, акварельные, акриловый лак); - клей ПВА, фольга; - посуда для приготовления теста; - формочки; - кисти для красок, клея; - стеки; - подручный материал.
Литература для педагога:
1. Е. Бычкова Лепим из солёного теста. Москва. Полиграфиздат. 2009.
2. Гусева И.В. Соленое тесто: Лепка и роспись. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
3. Синеглазова М. О., Удивительное соленое тесто, М. Издательский Дом МСП, 2005.
4. Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Москва. Дрофа-Плюс. 2008.
5. И. Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в д/с».
6. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
7. Скребцова Т. Данильченко Л. Мини-картины, панно, фоторамки из соленого теста, 2008.
8. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе “Радуга”. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.