Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"
Оценка 5

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
музыка +1
Все классы
12.04.2018
Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"
Во многих музыкальных школах и школах искусств существуют подготовительные классы. Благодаря им, у юных музыкантов появляется возможность определиться с направлением в музыкальном обучении. Закончив подготовительный класс они приобретаю элементарные знания по основам музыкальной грамоты и музыкальному исполнительству. данная программа основана на двух дисциплинах - "Хоровое пение" и "Основы музыкальной грамоты."
программа подготовительного класса.doc
«Одобрено»  Педагогическим советом  МБОУ ДОД «ДШИ № 25» «Утверждаю» Директор  МБОУ ДОД «ДШИ № 25»                             ___________ Лодкина О. Л. дата рассмотрения    _______________         ________________ дата утверждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  муниципального образования  «Верхнетоемский муниципальный район»  «ШКОЛА ИСКУССТВ № 25» ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (срок обучения 1 год) Возраст обучающихся 6­7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Составитель: Вежливцева Наталья Николаевна преподаватель фортепиано, хора, вокала, теоретических дисциплин Верхняя Тойма 2018 г. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ I. Пояснительная записка ­     Характеристика   программы   ее   место   и   роль   в   образовательном процессе ­  Цели и задачи программы ­  Срок реализации  программы ­ Сведения о затратах учебного времени  ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий II. Содержание  программы  ­ Учебный план ­ Содержание учебных предметов III. Методическое обеспечение учебного процесса ­  Дидактические средства ­ Материально­технические средства IV. Список рекомендованной нотной и методической литературы  V.      Приложения ­  Дополнительная   общеразвивающая программа  в области музыкального искусства по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» ­ Дополнительная   общеразвивающая программа  в области музыкального искусства по учебному предмету «Хоровое пение» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе Дополнительная   общеобразовательная   программа   художественно­ эстетической   направленности   «Подготовительный   класс     разработана   на основе   «Рекомендаций   по   организации   образовательной   и   методической деятельности   при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области искусств»,   направленных   письмом   Министерства   культуры   Российской Федерации   от   21.11.2013   №191­01­39/06­ГИ;  примерных   требований   к программам дополнительного образования детей; программы И.Е.Домогацкой «Развитие музыкальных способностей детей 3­5 лет», Москва 2003. Данная программа направлена на выявление музыкальных способностей и возможностей ребёнка, формирование его творческих и исполнительских навыков,   подготовки   к   обучению   в   1   классе   ДШИ   по   программам музыкальной направленности.     Активное   формирование   музыкальных   способностей,   творческих   и исполнительских   навыков   у   детей   младшего   возраста   в   условиях музыкального учебного заведения, в частности, в подготовительных группах    музыкальных   отделений   школ   искусств,   является   одним   из   важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей,   обладающих   профессиональными   музыкальными   данными. Практическая деятельность в сфере искусства  с раннего возраста определяет стойкую   мотивацию   обучающихся   к   обучению,   успешное   освоение   детьми школьных образовательных программ.    Программа «Подготовительный класс», носит комплексный характер (в её основе лежит два базовых предмета, находящихся во взаимодействии) и имеет   художественную   направленность,  на   принципе вариативности   для   различных   возрастных   категорий   детей,   обеспечивает  основывается развитие   творческих   способностей,   формирует   устойчивый   интерес   к творческой деятельности. Дети, поступающие в возрасте 6­7 лет, зачисляются в подготовительный класс. В конце обучения,    по  результатам  итоговой аттестации, учащиеся зачисляются   в   1   класс   по   соответствующей   образовательной   программе обучения. Отличительные особенности: ­ программа составлена с учетом возрастных особенностей детей; ­ в программе  учтен принцип  систематического  и  последовательного обучения; ­   программа   дает   первоначальные   знания   об   искусстве,   его   видах   и жанрах, художественном вкусе;  ­вызывает  интерес  к  искусству  и побуждает к  деятельности  в сфере искусства. Цель и задачи программы Цель: наряду с общим эстетическим развитием ребёнка дать ему и родителям представление о направлениях работы школы с тем, чтобы по окончании ОП выбрать   следующую   ступень   обучения   в   соответствие   с   потребностями   и возможностями ребёнка. Задачи  Обучающие:  ­овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально ­ интонационных, метроритмических и слуховых навыков;  Развивающие:  ­развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания,  памяти, логического и творческого мышления;  Воспитательные:  ­ формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства;  ­ формирование таких качеств, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении   оптимального   уровня   знаний,   умений,   навыков   и   способов деятельности,   необходимых   для   дальнейшего   эффективного   обучения   в ДШИ.     Срок реализации Срок реализации дополнительной общеразвивающей     программы «Подготовительный класс», составляет 1 год. Рекомендуемый возраст детей 6­7 лет. Продолжительность учебных занятий  составляет 32 учебные недели в год. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы. Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная нагрузка Затраты учебного времени Всего часов 1 16 32 32 64 2 17 34 34 68 33 66 66 132 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы Обоснованием   объема   учебной   нагрузки   являются   Рекомендации   по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств. Занятия   подразделяются   на   аудиторные   занятия   и   самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия –  2 часа в неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) ­ 2 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий Основной формой учебной  работы  является   урок  продолжительностью 40 минут. Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых и групповых  занятий (от 6 до 12 человек).  II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Учебный план ДООП ОМИ «Подготовительный класс», разработан на основе Примерных   учебных   планов   образовательных   программ   дополнительного образования детей для детских школ искусств, Москва 2003 год. Учебный план разработан с учётом работы с детьми 6 – 7 лет. Срок реализации ­ 1год. № п/п Наименование предметной области/учебного предмета Годы обучения (классы), Промежуточная и количество аудиторных часов в неделю итоговая агтестация (годы обучения, классы) I 1. 1.2. 2. 2.1 Учебные предметы художественно­ творческой подготовки: Хоровое пение Учебный предмет историко­теоретической подготовки: Основы музыкальной грамоты Всего 1 1 2 I I Содержание учебных предметов Для достижения цели   программа основывается на реализации учебных предметов: «Хоровое пение»  ­  область исполнительской подготовки; «Основы   музыкальной   грамоты»   ­   в   области   теоретических знаний.        музыкальных   историко­ Содержание предмета «Хоровое пение»   важное     место     в     пение   Хоровое     занимает     программе дополнительного образования, принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, и  является  одним  из  средств  музыкально­творческого  и личностного   развития   учащихся,   способствует развитию художественного вкуса     у     детей,   расширению     их     кругозора,     выявлению     и     развитию творческого  потенциала  обучающихся. В  ДШИ,  где  учащиеся  сочетают  хоровое  пение  с  обучением  игре на одном  из  музыкальных  инструментов,  хоровой  класс  служит  одним  из важнейших   факторов   развития   слуха,   музыкальности   детей,   помогает формированию     интонационных     навыков,     необходимых     для     овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Учебно­тематический план включает в себя следующее: 1. Певческая установка и дыхание; 2. Звуковедение, дикция; 3. Ансамбль и строй; 4. Формирование исполнительских навыков; 5. Воспитание навыков формирования дирижерского жеста. Содержание предмета «Основы музыкальной грамоты» Учебная   рабочая   программа   по   предмету   «основы   музыкальной грамоты»   предназначена   для   учащихся   подготовительного   класса, ориентированных на поступление в 1 класс  ДШИ на музыкальное отделение. Активное   формирование   музыкальных   способностей,   творческих   и исполнительских   навыков   у   детей   в   условиях   музыкального   учебного заведения,   в   частности,   в   подготовительных   классах     музыкальных  отделений   школ   искусств,   является   одним   из   важнейших   факторов, определяющих   успех   дальнейшего   музыкального   обучения.     Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического   развития   личности   ребенка,  а  так   же  помогает   выявлению детей, обладающих  профессиональными музыкальными  данными. Основные формы работы и виды заданий на уроках основ музыкальной грамоты служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства  ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала,     формируют   навыки   чтения   с   листа,   чистого   интонирования, слухового анализа.  Работа на уроках основ музыкальной грамоты включает в себя следующие разделы: ­музыкальная   грамота   (этот   раздел   содержит   перечень   необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки);  ­ интонационные развитие  (артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков,     приемы стаккато и легато в пении,   поступенное   движение   вверх   и   вниз   в   вокальном   интонировании   и определении на слух,  сольфеджирование); ­­   ритмические   упражнения  метроритма);  ­­   творческие   задания  (активизация   слухового   внимания   и   музыкальной памяти,   реализация   своей индивидуальности, психологическое раскрепощение, формирование интереса к музыкальной деятельности).  закрепление   теоретических   знаний,   (воспитание   у   учащихся     чувства        Самостоятельная домашняя работа учащихся  является  необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков.  Время, предусмотренное на выполнение  домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий творческие и составляет  1 час в неделю.  Самостоятельная работа опирается на  домашнее задание, которое должно содержать   новый   изучаемый   в   данный  момент   материал   и   закрепление пройденного, а также включать разные формы работы: ­ выполнение теоретического (возможно письменного) задания, ­ сольфеджирование мелодий по нотам, ­ разучивание мелодий наизусть, ­интонационные  упражнения  (пение  гамм,  оборотов,  интервалов, аккордов), ­ ритмические упражнения, ­творческие   задания   ( сочинение мелодии, ритмического рисунка). III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Дидактические средства:    ­ наглядные и учебно­методические пособия; ­ методические рекомендации;          ­ наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога. Материально­технические средства: Материально­техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда.     Для   реализации   образовательной   программы   «Подготовительный класс», необходимо иметь: ­ просторный хоровой класс; ­ аудитории, оснащенные фортепиано, площадью не менее 6 кв.м., для занятий сольфеджио; ­ сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры; ­ достаточное количество посадочных мест в аудиториях (стулья со  спинками); ­дирижерский пульт; ­ аудио, видео технику; ­ нотную и методическую литературу;  ­компьютер, оснащенный звуковыми колонками; ­ фонотеку; ­ использование сети Интернет; ­ библиотечный фонд; ­ настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).   музыкальные   инструменты   должны   регулярно   обслуживаться IV. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   «Рекомендаций   по   организации   образовательной   и   методической деятельности   при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области искусств»,   направленных   письмом   Министерства   культуры   Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ; 2. Абелян А. «Забавное сольфеджио» 3. Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4­6 лет. С.П.: Композитор, 2007. 4.   Артоболевская,   А.Д.   Первая   встреча   с   музыкой.       ­   М.:   Советский композитор,  1992. 5.   Баренбойм   Л.,   Брянская   Ф.,   Перунова   Н.     Путь   к   музицированию.   Л.: Советский композитор, 1980. 6. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 1. ­ М; 2007 7. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 2. ­ М; 2007. 8. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. ­ М; 2006. 9. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. ­М; 1984. 10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Издание седьмое. – М.: Издательство  «Музыка», 1969. 11. Вогралик Т. Метроритмический букварь. С­Пб; 2008. 12. «Вокальный букварь» Е. Пискарская. Москва,1996. 13. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.  ­ С.П.: Композитор, 2005. 14. Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио    Санкт­Петербурга:        Выпуски    1,2,3,4,5.    СПб,    «Союз    художников», 2003­2011. 15. Гродзенская  Н.  «Композиторы­классики  детям».  Пение  в  сопровождении ф­но. ­ М.: «Музыка», 1979. 16. Давыдов Е. Методика преподавания сольфеджио. ­ М; 1986. 17. «Детский голос» под ред.Е. Шацкой. Москва, 1970. 18. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. 19. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. ­ М., 1987. 20. Домогацкая И. Музыкальные прописи. ­ М; 1995. 21. Композиторы ­ классики ­ детям. ­ М., «Музыка», 1963. 22.  Королькова И. Крохе – музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. ­ Р­Д.: Феникс,2009. 23. Кончаловская Н. Нотная азбука. М.: Композитор, 1993. 24. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В.Крюкова. – Р­Д.: 2002. 25.   Куликов   Б.,   репертуара». 26. Леонтьева Е. Музыкальный букварь. Саратов: Лицей, 1999. 27. Металлиди Ж., Перцовская А.  Сольфеджио. Подготовительная группа. ­  С­Пб; 2004. 28. Металлиди « Песни для детей» 29. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997 30. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах  детских музыкальных школ. М; 1998. 31. «Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека­ВС», 2007. 32. Огороднов Д.Е.«Музыкально–певческое воспитание детей» ­ «Музыка» 1972. 33. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л; 1970.   Аверина   Н.   «Золотая   библиотека   педагогического 34. Поплянова Е. Королева. Гамма. Ч; 2009. 35. Поплянова Е. Уроки господина канона. С­Пб; 2009. 36. «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению»  Г.  Стулова. Москва, 1992.. 37. Середа В.П. Каноны.  М; 2009. 38. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М;  1962. 39. Синяев Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио.  М; 1988. 40. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». ­ М.,«Владос», 2001 41.Соколов В. Работа с хором.2­е издание. ­ М.,1983 42. Струве Г. Школьный хор. М.,1981 43.Теория   и   методика   музыкального   образования   детей:   Научно­ методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 44.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М; 1961. 45.Тугаринов   Ю.   «Произведения   для   детского   хора,   2­е   издание. «Современная музыка», 2009 46. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Р­Д;2002. 47.   Халабузарь   П.,   Попов   В.,   Добровольская   Н.   Методика   музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 48. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – С­Пб, 2000 49. Ходош Э. «Поет детский хор». Р­Д, 1998 50. «Хоровой  класс.  Коллективное  музицирование.  Программа  для инструментальных  и  хоровых  отделений  ДМШ  и  ДШИ»  (составитель  В. Попов, Москва, 1998.) 51. «Хоровой класс» Г. Струве. Москва,1986. 52. Хрестоматия для 1­3 классов ДМШ. – М.: «Музыка», 1983. 53. Червоная М. Интервалы мы поем. С­Пб; 2004. 54. Чесноков П. Хор и управление им. ­ М.,1961.

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"

Дополнительная образовательная программа в области музыкального исполнительства "Подготовительный класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018