Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.11.2018
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости
программа кукольного.docx
Лежневский районный отдел образования
МБУ ДО Лежневский Центр Внешкольной работы
Принято на педагогическом
Утверждаю
совете протокол № _____ директор МБУ
ДО Лежневского ЦВР
от ______________ 2017 г ___________
Прохорова Г.Г.
приказ №
________от______2017г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Теремок»
детского кукольного объединения
( художественной направленности)
Возраст детей – 7- 13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель: Маслова Ольга Витальевна
педагог дополнительного образования Лежнево 2017
Содержание:
1. Пояснительная записка
2.Цель и задачи программы, педагогические принципы
3. Основные этапы создания кукольного спектакля
4.Организация процесса
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного процесса
6. Учебный план
7.Содержание программы
8.Контроль за результативностью обучения
9. Критерии оценки выступления и результативности
10. Календарно учебный график
11.Методическое обеспечение программы
12. Портрет выпускника
13. Список литературы
14.Приложение Пояснительная записка.
При разработке программы были использованы учебнометодические
пособия: Горбачева И.А, Альхимович С.М., Генераловой И.А., Жукова Р.А.,
Смирновой Н.И, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в
том числе и кукольного, а также программа «Театртворчестводети»
Колесниковой И.В.
Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей. Он
привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном
театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол
и др. только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все
необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям
удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать
спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире.
Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают
формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему,
поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы,
праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для
осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими
возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым
комплексом средств: художественные образы персонажи, оформление и
музыка все это вместе взято в силу образноконкретного мышления
младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять
содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро
поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в
действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их
поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально
пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим
лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и
быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор
детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с
товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и
рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных
персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх:
дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают
увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.
Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для всестороннего
развития детей.
Для работы кукольного объединения необходимы определённые
материальные условия, а именно:
наличие кабинета для индивидуальных занятий;
зал для групповых занятий и репетиций спектакля;
помещение для хранения декораций, реквизита, кукол и костюмов, которые
будут приобретаться по мере необходимости;
ширма, куклы.
На занятиях происходит сплачивание детей разного возраста в единый
творческий коллектив. В детском объединении каждый ребёнок может:
Узнать самого себя;
Поверить в себя;
Заявить о себе окружающим;
Попробовать, на что он способен;
Реализовать себя, как творческую личность;
Расширить свой кругозор;
Приобрести новых друзей.
Программа не ставит перед собой в принципе невыполнимой задачи воспитать
из любого обучающегося знаменитого артиста, но помогает любому ребёнку
освоить хотя бы элементарный уровень актёрского мастерства, что доступно
многим.
Курс программы имеет объём 108 часов, включая теоретические и
практические занятия.
Воспитательная работа предусматривает посещения театров, встречи
с актёрами, выезды с выступлениями в другие учреждения, творческие
вечера. Воспитательная деятельность в детском коллективе невозможна без
участия родителей. В своей работе я опираюсь на поддержку родителей в
изготовлении декораций, кукол, пошиве костюмов, в организации отчетных
мероприятий, в поездках в театр.
Новизна программы «Теремок» в том, что она является комплексной, так
как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития
личности. Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и
родителей на программы художественного развития школьников,
материальнотехнические условия реализации которого имеются только на
базе Центра внешкольной работы.
Цель:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о
«превращении и перевоплощении» как главном явлении театрального
искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.
Задачи программы
образовательные :
формирование навыков владения средствами театральной выразительности:
интонацией, четкостью речи, формирование навыков кукловождения;
раскрыть специфику театра как искусства;
познакомить с историей кукольного театра;
развивающие:
развивать нравственную сферу детей;
пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека
и его труда;
чувствовать поэзию народных сказок, песен;
воспитательные:
сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети
смогли использовать в повседневной жизни.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его
индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения;
поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска
художественного решения; предоставление условий для участия в
разнообразной деятельности.
Основные этапы создания кукольного спектакля.
1 этап «Выбор произведения»
Кукольный спектакль работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен
быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным
багажом, педагог выносит на обсуждение известные сказки, умело направляя
процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского
коллектива, а также принцип развития от простого к сложному. На начальном
этапе можно предложить такие сказки, сюжеты и тексты, которые хорошо
знакомы детям. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст
возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою
значимость.
Выбор сказки должен быть не случайным:
• вопервых, сюжет сказки должен быть очень прост;
• вовторых, главные герои сказки должны быть знакомы ребятам с ранних
лет.
2 этап «Формирование актерского состава»
После знакомства с художественным содержанием сказки настало время взять
на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до
зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В
процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его
оценивают товарищи. Совместный выбор детей и педагогов и определяет
исполнителя той или иной роли.
З этап «Работа над музыкальным оформлением спектакля»
Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают
впечатления детей и побуждают их к более яркому проявлению своих
способностей в работе над образом того или иного героя. 4 этап « Какой он сказочный герой?»
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических
процессов памяти, эмоциям, речи. Поскольку личный опыт детей еще не
велик, нужно корректировать и помогать , подсказывать наиболее яркие
индивидуальные черты и особенности персонажа. Взаимодействие с
партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным.
Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой.
Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно
говорить его словами, дети с легкостью справляются с решением образа.
5 этап « Создание сценического пространства»
Создание сценического пространства требует от детей умения
ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его
границы, знать стороны, определять середину и края. Научившись видеть и
понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и
предметам, с которыми надо взаимодействовать.
Элементы декорации находят свое точное место на последней репетиции
перед премьерой.
6 этап «Премьера»
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании
сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя,
ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится
роль помощников и ценителей. Осуществляется социальноличностное
развитие ребенка, формируется чувство ответственности за общее дело.
...Сцена готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера!
Итак, работа над постановкой кукольного спектакля:
позволяет развить у детей интерес к театральной деятельности;
способствует личностному росту детей, воспитанию трудолюбивой,
творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и
общему развитию детей;
способствует развитию эмоциональной сферы.. Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 ми летнего возраста, имеющие склонности к
этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке не более 15
человек. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип
индивидуальноличностного подхода к детям, что очень важно. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 1,5 часа. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по
своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Расписание занятий
составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также с возможностями
учреждения.
Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: овладеют навыком работы с
куклой, умением самостоятельно изготавливать бутафорию, а потом приступят к работе
над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно
из самых основных требований к занятиям: необходимо учитывать влияние кукольного
театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию
сказок, их художественному оформлению и проведению спектакля. При распределении
занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать
индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной
работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят
открыто, в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить:
успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На
каждом занятии итоги работы подводятся в виде заключительного инструктажа. Исходя из
интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может
меняться.
Ценностные ориентиры содержания предмета: формирование основ гражданской идентичности личности на базе восприятия мира
как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения
истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказания помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим: умения слушать и слышать партнѐра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
– принятие и уважение ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества и стремление следовать им;
– ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов
морального поведения;
– формирование чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и
мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно: – расширение познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности:
– формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим
поступкам и умение адекватно их оценивать;
– формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
– о формах проявления
заботы о человеке при
взаимодействии в
коллективе;
правила поведения на
занятиях, в игровом
творческом процессе;
правила отношения к
собственным ошибкам, к
победе, поражению.
знат
ь
анализировать и
сопоставлять, обобщать,
освоения учебного курса
Метапредметные
знать о ценностном
отношении
к театру как к
культурному
наследию народа;
иметь нравственно
этический
опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и
младшими детьми,
взрослыми в
соответствии с
общепринятыми
нравственными нормами.
планировать свои
действия в соответствии с
Предметные
необходимые сведения о
видах кукол, особенностях
работы с куклами разных
систем;
о способах
кукловождения;
о способе создания
куклы;
о сценической речи;
о декорациях к
спектаклю;
о подборе музыкального
сопровождения к
спектаклю.
работать с куклами
изученных систем при делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении
цели;
соблюдать правила игры
и дисциплину;
правильно
взаимодействовать с
партнерами по команде
(терпимо, имея
взаимовыручку и т.д.).
выражать себя в
различных доступных и
наиболее привлекательных
для ребенка видах
творческой и игровой
деятельности.
быть сдержанным,
терпеливым, вежливым в
процессе взаимодействия;
подводить
самостоятельный итог
занятия; анализировать и
систематизировать
полученные умения и
навыки.
поставленной задачей
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителя, товарища,
родителя и других людей
контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности;
выбирать вид чтения в
зависимости от цели;
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
формулировать собствен
ное мнение и позицию
полученные сведения о
многообразии
театрального
искусства
красивую, правильную,
четкую,
звучную речь как средство
полноценного общения.
Учебный план
показе спектакля;
создавать куклы
перчаточного типа;
импровизировать;
работать в группе, в
коллективе.
выступать перед
зрителями.
самостоятельно
выбирать, организовывать
небольшой
творческий проект;
иметь первоначальный
опыт самореализации в
различных видах
творческой деятельности;
формировать
потребности и умения
выражать себя в
доступных видах
творчества, игре и
использовать накопленные
знания.
Основные блоки
Вводное занятие
Таинственные превращения
Речевая гимнастика
Правила вождение куклы
Выбор сказки для спектакля
Изготовление бутафории
Работа над выбранной для
Показ спектакля зрителям
спектакля сказкой
8
9. Ремонт кукол, декораций, бутафории
умет
ь
При
ме-
нять
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Теория(ча
сы)
1
2
1
6
6
3
19
Практика( ч
асы)
3
5
10
47
12
12
89
108
Формы проведения занятий: беседы; упражнения на развитие воображения,
выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти; дикционные упражнения;
итого этюды с куклами на столе и ширме; чтение произведения учителем, обсуждение характеров
героев, определение темы, идеи, распределение ролей; чтение сказки по ролям; репетиции,
прогоны спектакля; работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций
и бутафории, кукол, ремонт кукол; выступление со спектаклем перед учащимися школы,
дошкольниками.
Форма проведения разная. При этом необходимо помнить: успехи каждого сравниваются
только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Исходя из интересов и потребностей
детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Планируемые результаты: По окончании курса программы обучающиеся должны уметь:
планировать и оценивать свои возможности;
излагать факты истории развития кукольного театра, театральной культуры,
характеризовать их роль и значение в жизни человека;
использовать театральную культуру как средство укрепления сценических знаний;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении
ошибок и способов их устранения;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий;
организовывать и проводить занятия эстетической культурой с разной целевой
направленностью.
Предполагаемые умения и навыки детей
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.
Оформлять кукольный спектакль декорациями, созданными самостоятельно.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Содержание программы
1. Вводное занятие. (1 час)
Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения
театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями
людей, которые работают в театре (режиссер, художник
декоратор, бутафор, актер).
2. Таинственные превращения. (2 часа)
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и
перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
3. Речевая гимнастика.( 4часа)
Гимнастика эмоций и чувств.
Артикуляционные упражнения, чтение скороговорок , чтение чистоговорок. 4. Правила вождения куклы ( 11 часов)
Обучение работе за ширмой. . Создание сценического пространства, умение
ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его границы, знать
стороны, определять середину и края. Обучение работе над ширмой. Выполнение
упражнений с каждым ребенком: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки
куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на
вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков. Взаимодействие на ширме всех
героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли.
5. Выбор сказки для спектакля (6 часов) . Выразительное чтение сказки педагогом. Беседа
о прочитанном. Понравилась ли ? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее?
Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит?
Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие
воображения.
6. Изготовление бутафории. (10 часов) Изготовление декорации и кукол, подбор звукового
и музыкального сопровождения.
7. Работа над, выбранной для спектакля сказкой.(50 часов)
Чтение сказки педагогом. Чтение сказки детьми. Выразительное чтение сказки детьми
Работа над сказкой. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково
эмоциональное состояние персонажа? Чтение сказки по ролям. Формирование актерского
состава Проба учащихся в разных ролях. Самооценка и оценка актёрской группы
учащихся. Отработка чтения каждой роли. Четкое чтение: ясно проговаривая звуки в
словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить
логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать,
как надо читать за “него” и почему именно так. Отработка чтения каждой роли.
Заучивание и выразительное чтение ролей : учить детей умению вживаться в свою роль,
учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа. Репетиции. Генеральная
репетиция.
П оказ спектакля зрителям (12 часов)
8.
9. Ремонт кукол, декораций, бутафории (12часов)
Контроль за результативностью обучения по
программе
Проверка результативности образовательного процесса осуществляется
путём проведения отчётных выступлений на концертах и показов спектаклей.
В объединении проводятся два вида концертов и показов: закрытый и
открытый (выступление перед публикой).
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за
результативностью усвоения программного материала: стартовый
,промежуточный, итоговый.
Стартовый контроль проводится в начале года в форме собеседования
каждого обучающегося, чтобы выявить степень подготовленности детей на
момент поступления в детское объединение. Промежуточный контроль за результатами проводится в различных формах:
в форме зачёта ( как устного так и письменного) , самостоятельной
письменной работы (теория) и в форме участия в традиционных конкурсах,
фестивалях, концертах различного уровня, а также в виде открытых или
закрытых показов спектакля или концерта приуроченных к календарным
праздникам. ( практика).
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде
творческого отчёта ( концерта, спектакля и т.д.) для родителей и гостей с
участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии:
артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание
сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействия персонажей; сложность
исполнения роли.
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень
развития речи, уровень кукловождения, уровень развития памяти, уровень
эмоционального развития, глубина эстетического восприятия, степень
пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а также
результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, концертах.
Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трём
позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения программы.
Переработанная программа детского объединения утверждается на
Методическом совете учреждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы работы с детьми:
Занятия лекции
Беседа, рассказ
Часы общения
Практикумы по сценической речи
Практикумы по созданию кукол и декораций
Практикумы по гриму
Составление диалогов и монологов
Индивидуальная, Коллективная работа
Самостоятельная работа над образом
Тренинг Дискуссия
Репетиции
Кукольные представления
Участие в играх, конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Примерная структура занятия:
1. Организационный момент (12 мин)
2. Речевая разминка. (7 10 мин)
3. Разбор нового материала. Распределение ролей; или повторение
изученного материала (8 – 10 мин)
4. Физкультминутка (13 мин)
5. Работа над ролью (8 10 мин)
6. Прогонные репетиции (2025 мин)
Наглядные материалы, костюмы, декорации:
Фотографии
Куклы и театральные костюмы
Маски
Ширма, декорации, реквизит
Наглядные и учебные пособия и литература
Фонотека и видеотека записей спектаклей.
Технические средства:
компьютер,
диски, флеши,
музыкальный центр,
видеопроектор
Стенды
по техники безопасности
о жизни коллектива с фотогалереей
информация о предстоящих выступлениях
информация о результатах выступления
Портрет выпускника театрального
объединения. Любознательный, любит свой край, Родину; уважает и
принимает ценности семьи; умеет слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию; выполняет
правила здорового и безопасного образа жизни; владеет
основами умения
учиться, способен
сам организовать
свою деятельность.
У каждого ребёнка
осмысленная
интонационная
выразительная
речь и чтение.
Развиты
познавательные и
творческие
способности
обучающихся, через искусство художественного слова,
театрализацию, концертную деятельность. Список литературы
Методическая литература:
1. Греф А.Э. Театр кукол. – М.: ВЦХТ, 2003. 272с.
2. Деммени Е. Школьный кукольный театр. Л.: Детгиз,1960. 48с.
(электронная версия)
3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр. М.,2001.
4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: пособие для практических
работников
дошкольных общеобразовательных учреждений. М., 1999.
5. Сиверцева Л.А Школьный театр кукол. Минск: Народная асвета,1988.
6. Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.
7. Петров И.Ф. Театр предметных кукол. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Интернет ресурсы
http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/
http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
http://jollity.narod.ru/dolls.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://zvezdnykomarovsch.edumsko.ru/collective/pedagogical_collective/perso
nalpages/uchitelya_ Приложение
Общие правила ведения кукол.
В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами.
Эти правила выполняют неукоснительно. Одно из правил касается основного положения
куклы над ширмой.
Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с
небольшим наклоном впередвниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже
сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет
смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в
сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть
отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».
Правило 1.
Куклу показывают изза ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что
кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно
куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного
поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.
Правило 2.
Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное
требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на
нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно
соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
Правило 3.
Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется,
когда молчит она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая
кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже
произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать
другую и обе они чтото кричат.
Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой.
Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в
словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.
Управление кукламифигурками не требует специальных навыков. Нужно только не
бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.
Способы управления куклойпетрушкой.
Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки
куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком
узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки,
вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.
Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните
вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол
не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие –
либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.
Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения
зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют
перчаточной куклой двумя способами.
Первый способ
(самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а
рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец
пригибают к ладони.
При таком расположении пальцев у куклы получается очень
подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение
голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.
Второй способ.
В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы,
большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем –
другой. Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть
головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить
пальцами, вложенными в голову. Третий способ.
Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим
пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.
В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой
фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что
подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало
тренирована.
Четвертый способ.
Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе
со средним.
Пятый способ.
Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой
палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.
Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того,
какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет
изображать. Например, если куклу, изображающую маленького
Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на
безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.
Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают
отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором
случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол
чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают
при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.
Упражнение с куклой – Петрушкой.
Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно
повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.
С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят
уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не
тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники.
Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое
новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными,
продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.
Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между
двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и
перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.
Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед
ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы
контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться
зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой
необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и
поправить вас, когда потребуется.
Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так
случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время
спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому
выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно
следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Старайтесь
делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна
«трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к
движениям более сложным.
Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни
тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага,
как это может сделать перчаточная кукла.
Разминка. Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой
последовательности.
Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или
мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла
делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз»
возвращается в основное положение.
Наклон головы.
Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это
упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки
оставались в неизменном положении.
Сведение и разведение рук.
По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком
положениипоследующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное
положение.
Наклон туловища.
Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась
только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в
первоначальном соотношении.
Приседание.
Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите
куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.
Шаг.
Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой
мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверхвниз и ни
в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь –
движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний
палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите
движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому
отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.
Игра с вещами.
Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это
особенностьочень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» самое трудное
для любой куклы. Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и
может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций.
Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом,
который будет участвовать в спектакле.
Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните
куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте
кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за
ширму целиком.
Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в
руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик
по цепочке.
Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.
В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные
приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в
которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы
прикрепляют кнопки или крючки. Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше
способы требуют усиленных репетиций, иначе во время спектакля движения куклы будут
неуверенными и могут привести к неприятным неожиданностям.
В спектакле куклы не только берут и отдают предметы, но и выполняют более сложные
действия, Например, одна кукла держит стакан, а другая наливает в этот стакан из
кувшина воду. Или несколько кукол сначала строят пирамиду из кубиков, а затем
разбирают ее. Общение и согласованные действия кукол очень важны, этому тоже надо
учиться. Поэтому в разминку нужно вводить и упражнениядействия для нескольких
кукол.
Танец.
Прежде чем научить куклу танцевать, внимательно последите за танцующими друзьями.
Посмотрите, какие движения они выполняют руками, как двигается их туловище. Если
сможете, то зарисуйте основные движения в танце. Не получится зарисовать –
постарайтесь запомнить.
Конечно, выполнить все разнообразие движений танцующего человека перчаточной кукле
не под силу, да этого никто и не требует. Кукла должна только изображать живое
существо, создавать образ, а не копировать человека полностью.
Для начала попробуйте научиться танцевать вальс. Это, наверное, самый легкий танец для
кукол. Основное движение в этом танце – плавное кружение при определенном положении
фигур. Другими словами, сами куклы не делают никаких движений, кукловоду нужно лишь
сохранить определенную позу кукол на протяжении всего танца. Наденьте на каждую руку
по кукле, разверните кукол друг к другу. Соедините руки кукол следующим образом:
левую руку куклы дамы положите на плечо куклы кавалера, правую руку куклы дамы
отведите в сторону и вверх; правой рукой куклы кавалера обнимите куклу даму за талию,
левую куклы кавалера соедините с правой рукой дамы (соедините большие пальцы своих
рук). Внимательно следите за тем, чтобы во время танца уровень не менялся и положение
кукол оставался прежним по отношению друг к другу. В этом случае зрителям будет
понятно, что исполняется вальс.
Все остальные танцы требуют от актеров большего мастерства. Надо особо внимательно
приглядываться к танцующим, чтобы правильно изобразить тот или другой танец при
помощи кукол.
Речевые упражнения
Не секрет, что актер, будь то драматический или кукловод, должен четко, внятно и громко
произносить слова своей роли. Актеркукловод не может считаться истинным мастером
своего дела, если он не владеет техникой речи.
Одним из наиболее употребляемых речевых упражнений является проговаривание
скороговорок. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно не только быстро,
но и четко произнести скороговорку: так, чтобы был слышен каждый звук.
Помните, что не только громкость и внятность важны при произнесении текста ролей.
Интонация и выразительность – непременные составляющие актерской речи. Не забывайте
об этом, когда будете произносить скороговорки. Попробуйте выразить голосом страх,
радость, отчаяние надежду, удивление. Обратите внимание на то, как будет меняться
смысл одной и той же фразы в зависимости от эмоционального оттенка, который вы ей
придаете.
Список скороговорок
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже
бел… А вот белка не бела, белой даже не
была…
* Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
*Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели. От топота копыт пыль по полю летит.
Быктупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Купи кипу пик.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Пришел Прокоп – кипит укроп.
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
У нас гость унес трость
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у
Карла украла кларнет.
Мама Ромаше дала сыворотку из – под
простокваши.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Мама Милу мылом мыла.
Не жалела мама мыла.
Мила мыло не любила.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
чертили черными чернилами чертеж.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись в сани.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шли шестнадцать мышей, нашли шесть
грошей. А мыши, что поплоше, шумливо
шарят гроши.
У ежа ежата, у ужа – ужата.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в
уголке.
Течет речка, печет печка.
Около колодца кольца не найдется.
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Баран Буян залез в бурьян.
Наш Полкан попал в капкан.
Бобры для бобрят добры.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Около кола колокола.
Съел Слава сало,
Да сала было мало.
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Горихвостка, горихвосточка,
Выгорихвостила горихвостят.
Хитрую сороку
Поймать морока.
А сорок сорок —
Сорок морок.
У Кондрата куртка коротковата.
Влас у нас, а Афанас у вас.
Скрепи скрепки крестиком.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Фофанова фуфайка Фефеле впору.
Фараонов фаворит на сапфир сменял
нефрит.
Злое зелье не уйдёт в землю.
На дворе — трава,
На траве — дрова.
Из кузова в кузов сгружали арбузы.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Не буду Будду я будить,
А буду будоражить Будду.
Поезд мчится, скрежеща:
«Жечаща, жечаща!»
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Звенит земля от золотого зноя.
У нас на дворе погода
размокропогодилась.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Идёт косой козёл с косой.
Около омута охала Ольга: «Охохох!»
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Хахахахаха!»
У попа поп, и поп попа похваливает.
Ткачи ткали ткани на платье Тане. Словарь театральных терминов
Актер – деятельный, действующий
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявления о представлении.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих
вещей в театральных постановках( посуда, украшения).
Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной
сцене(лес, комната)
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный
момент.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо , руководящее постановкой
спектакля.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия
спектакля.
Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку
действия,
указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция – повторение, педварительное исполнение спектакля.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо
или
происходит какоелибо сценическое действие.
Театр – место для зрелищ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.