Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
12.11.2018
Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маскарад» художественной направленности разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации, Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», Образовательной программы Центра детского творчества Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маскарад» (далее - Программа) имеет художественно направление и призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
авторская программа.docx
Пояснительная записка Пояснительная записка   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Маскарад» Данная   дополнительная   художественной направленности  разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об  образовании в Российской Федерации, Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г.  № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726­р «Об утверждении   Концепции   развития   дополнительного   образования   детей   до   2020   года», Образовательной программы Центра детского творчества Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Маскарад»   (далее   ­ Программа)  имеет   художественно   направление   и   призвана   расширить   творческий   потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно ­ эстетические чувства.    Актуальность  Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание,   любовь   ко   всему   живому?   Самый  короткий   путь   эмоционального   раскрепощения, снятие   зажатости,   заторможенности,   обучения   чувствованию   слова   и   художественному воображению   –   это   путь   через   игру,   сочинительство,   фантазирование.   Все   это   может   дать театрализованная деятельность.  Театр ­ это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности.  Сочетая   возможности   нескольких   видов   искусств   –   живописи,   декоративно прикладного   творчества,   литературы   и   актерской   игры,   театр   обладает   огромной   силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.           Именно средствами   творческой и театральной деятельности     возможно     формирование   социально   активной     личности,   способной   понимать общечеловеческие   ценности,   гордиться   достижениями   отечественной   культуры   и   искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.    Новизна данной программы заключается в интеграции различных видов искусств  художественного направления: ИЗО, декоративно­прикладное, театральное творчество. Данная программа позволяет создать   в   объединении   условия,   в   которых   каждый   ребенок   мог   бы   передавать   свои   эмоции, чувства, желания через применение продукта своей творческой деятельности в  театрализованном представлении. Отличительные особенности Программа   «Маскарад»   представляет   комбинацию   элементов   известных   методик; усовершенствование отдельных сторон педагогических разработок по данной теме; постановке и решении новых педагогических задач.  Технологиями, положенными в основу программы являются педагогика сотрудничества и проблемное обучение, а также опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где   учитываются   личностный   опыт   ребенка   и   уровень   психофизического   развития.   реализация программы «Маскарад» даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах художественного   творчества,   выбрать   наиболее   подходящее   направление   и   максимально реализовать себя в нём. Педагогическая целесообразность 1.  в доступности форм и методов обучения, особенности подбора репертуара, а так же  нарастающей трудности программы (содержание программы усложняется в  зависимости с  возрастом обучающихся); 2.  в целостности педагогического процесса, в единстве воспитания и обучения на  занятиях объединения «Маскарад»; 3.  в деятельной форме обучения (1/3 времени на занятиях дети играют, учат скороговорки, выполняют упражнения на внимания, фантазию, ощущения и т.д.); 4.  в гуманизации образовательного процесса: ­  в признании полного права ученика; ­  в опоре на их положительные качества; ­  в создании ситуации успеха. 5.  в дифференциации программы ( у каждого возраста свой репертуар, теоретический  и практический материал); 6. в распределении изучаемого материала  по принципу: от  простого  к сложному; 6.  в связи теории и практики программы с жизнью. Цель программы: Создание условий для гармонического  развития личностных качеств  обучающихся посредством интеграции театрального, декоративно­прикладного, изобразительного  видов искусств. Задачи Программы: Обучающие  1. Обучить навыкам и приёмам в работе с различными видами материалов (лепка, живопись,  аппликация, рисунок, мозаика, коллаж, рисование, копирование, работа с тоном, папье­маше,  декоративным работам с косточками и плодами);  2. обучить детей сценическим навыкам (дыханию, дикции); 3. обучить  элементам  актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и  мероприятиях; 4. формировать представление о профессии актера, режиссера, художника­ декоратора, гримера. Развивающие: 1. развить актерские способности ребенка 2. формировать навыки постижения внутреннего мира, литературного героя через  3. авторский текст 4. развивать навыки владения своим телом в сценических условиях 5. формировать художественно­образное мышление; 6. развивать общий кругозор. Воспитательные: 1.  воспитать любовь к творчеству, творческому процессу. 2.  воспитать понимание нравственных отношений. 3.  воспитать личностные качества ребенка, такие, как целеустремленность,  настойчивость, трудолюбие.   Возраст детей: Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Срок реализации образовательной программы «Маскарад» ­ 3 года. Основные этапы программы 1. Программа I­II годов обучения относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования и предусматривает выявление творческих задатков, желаний, целей и задач, которые  он ставит перед собой, знакомство  с элементарными требованиями программы.  2. Программа III года обучения относится к эвристическому уровню. Объемная лепка частично  заменяется скульптурой из пластилина. Ребята участвуют в общих концертах,  мероприятиях,  проводят мастер­классы для ребят первого года обучения. Занятия проводятся с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.  Каждый достигает того уровня, который соответствует его  возможностям.   Каждый раздел программы Маскарад имеет свои задачи и определенный порядок исследования от  простого к сложному. Формы и режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с 10 минутным перерывом (144  учебных часа в год). Занятия в объединении проводятся со всеми детьми без какого­либо отбора или конкурса.  Количество воспитанников в группе 15 человек. Используются как групповые, так и индивидуальные формы организации деятельности  детей, а так же в парах по сценам. Формы проведения занятий: традиционное занятие, включающее тренинги, элементы игры,  репетиции, спектакли, беседы,  диспуты, лекции. Планируемые результаты К концу первого года занятий учащиеся Знают:  что такое театр; чем отличается театр от других видов искусств; какие виды театров существуют;  что такое рисунок, живопись, метод наложения одной краски на другую; что такое узор, аппликация, виды аппликаций;        Что такое ­ декоративно­прикладное искусство, виды, приемы;  Что такое объёмная, плоскостная лепка, виды, простейшие приёмы.   Умеют:        направлять свою фантазию по заданному руслу; рисовать рисунки используя различные виды материалов ­ гуашь, акварель, мелки, пастель,  уголь; составлять узоры, работать с тоном; выполнять поделки в технике декоративно­прикладного искусства работать в технике аппликация; лепить пластилиновых человечков, клоунов в технике объемная лепка;  К концу второго года занятий учащиеся что такое театр, декорация, бутафория, персонаж; чем отличается театр от других видов искусств; какие виды театров существуют;  что такое рисунок, живопись, симметрия, метод наложения одной краски на другую; что такое узор, аппликация, виды аппликаций;  что такое­декоративно­прикладное искусство, виды, приемы; что такое объёмная, плоскостная лепка, виды, приёмы.  Произносить скороговорки в разных  темпах, шепотом и беззвучно. Знают:  Умеют:              направлять свою фантазию по заданному руслу; достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной  литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки; владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой  обстановке; произносить скороговорки в разных темпах. выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными  интонациями.      рисовать, используя различные виды материалов ­ гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь; составлять узоры, работать с тоном; выполнять поделки в технике декоративно­прикладного искусства работать в технике аппликация; лепить пластилиновых человечков, клоунов в технике объемная лепка;  К концу третьего  года занятий учащиеся что такое театр, декорация, бутафория, персонаж; чем отличается театр от других видов искусств; виды театрального искусства. театральную терминологию: «предлагаемые обстоятельства», «этюд», «действие»,  «событие», «сюжет».  о театральных профессиях артиста, режиссера, художника­декоратора, гримера.  наизусть 5­10 скороговорок. наизусть 2­3 стихотворения что такое рисунок, живопись, симметрия, метод наложения одной краски на другую; что такое узор, аппликация, виды аппликаций;  что такое­декоративно­прикладное искусство, виды, приемы; что такое объёмная, плоскостная лепка, виды, приёмы.  Произносить скороговорки в разных  темпах, шепотом и беззвучно. Знают:              Умеют:                      направлять свою фантазию по заданному руслу; достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной  литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки; владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой  обстановке; произносить скороговорки в разных темпах. выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными  интонациями. рисовать, используя различные виды материалов ­ гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь; нарисовать эскиз костюма своего персонажа.; выполнять поделки в технике декоративно­прикладного искусства работать в технике аппликация; лепить пластилиновых человечков, клоунов в технике объемная лепка;  применять полученные навыки в работе над образом; выполнять индивидуальные и групповые проекты на заданную тему.  Способы проверки результатов обучения ­выставки; ­ защита проекта; ­постановки; ­праздники. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной  программы:  беседа, игра (конкурсно­игровая программа «Театральная маска»), выставка творческих работ.  Учебный план 1 год обучения № п/п I. II. II.1. II.2. II.3. III. Перечень разделов Количество часов Вводное занятие Азбука театра Волшебный мир театрального закулисья. Декорация. Бутафория. Персонажи сказок. Творческая мастерская «Наш театр» Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа  «Театральная маска». Всего 1 4 119 38 32 68 19 1 144 Учебно­тематический план  I год обучения  Название разделов и тем  Всего  часов теория практик а форма  контроля № п/п 1.1 1.2 1.3 Вводное занятие I. Азбука театра Театр как вид искусства. Виды театров.  Кукольный театр.  Этикет в театре.  Просмотр спектакля. 1 4 1 1 2 0,5 3,5 1 0,5 2 0,5 0,5 ­ 0,5 ­ Беседа, игра Беседа, игра Беседа, игра Наблюдение,  беседа. «Мой  любимый  герой»  (рассказ­ сочинение,  рисунок) Беседа,  наблюдение Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» Беседа,  наблюдение,  входной  контроль Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» II. Волшебный мир театрального закулисья. II.1. Декорация. 2.1.1 Декорация. Виды декораций. Жесткие и  мягкие декорации. Макет декорации.  Изготовление декорации.  2.1.2 Рисунок. Геометрические фигуры, методы штриховки. 2.1.3 Копирование. Изучение правил  копирования. Нулевая аттестация. 4 3 4 2.1.4 Живопись, виды живописи, приемы 12 119 30,5 88,5 2 2 0,5 2,5 1 3 3 9 2.1.5 Работа с тоном. Изучение составления  узоров. Построение 2.1.6 Живопись по мокрому листу. Изучение  техники построения эскиза, работа  акварелью. II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. Декоративно­прикладное  творчество. Что такое ДПТ. Виды,  приёмы.  Изготовление бутафории 2.2.2 Ягоды из скорлупы грецких орехов и  пластилина 2.2.3 Аппликация из бумаги и картона 2.2.4 Объемная лепка. Виды, приемы 2.2.5 Домики из пластилиновых досок и  кирпичей.  II.3. Персонажи сказок. 2.3.1 Персонажи сказок. Знакомство со  сказкой  «Репка»  2.3.2 Репка (пластилин, семечки, плоды) 2.3.3 Звери (мышка, кошка, собачка) 2.3.4 Пластилиновый человек ­ простой и  сложный 2.3.5 Пластилиновая сказка 2.3.6 Плоскостная лепка 2.3.7 «Репка на новый лад».  Эскизы на  картоне.  III. Творческая мастерская «Наш театр» Творческая мастерская «Наш театр»  3.1 Конкурсно­игровая программа  «Театральная маска» 3 12 4 2 2 4 20 2 2 8 13 10 10 4 19 19 1 0,5 2,5 3 2 0,5 0,5 1 3 2 0,5 2 3 2 3 1 3 3 0,5 9 2 1,5 1,5 3 17 ­ 1,5 6 10 8 7 3 16 16 0,5 Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение,  выставка Беседа,  выставка Беседа,  выставка,  защита Беседа,  выставка,  защита Беседа,  выставка,  защита работ Беседа, опрос выставка,  защита выставка,  защита выставка,  защита выставка,  промежуточна я аттестация выставка,  защита Беседа,  «Сочиняем  свою сказку».  Защита работ Показ сказки  зрителю.  Обсуждение Промежуточн ая аттестация Анкетировани е.  Выставка  работ.    Всего 144 38 106 Содержание программы     I  год обучения   Вводное занятие ( 1ч.) Знакомство   с   детьми.   Как   мы   знакомимся.   Игра   «Знакомство»   (по   кругу).   Игра «Вежливые   слова».   Правила   поведения   и   техника   безопасности   на   занятиях. Особенности занятий в объединении «Маскарад». Игра «Расскажи о себе».  I. Азбука театра (4 ч.) 1.1 Театр как вид искусства. Виды театров.( 1ч.) Что такое искусство. Беседа  «Театр как вид искусства» с демонстрацией  видеофильма (презентации). Отличительные особенности театра от других видов  искусства. Что ты знаешь о театре? Был ли ты в театре, на каком спектакле? Что  тебе запомнилось, твои впечатления от посещения театра? Особенности и отличия  разных видов театра. Театры в нашей Республике: кукольный театр, драматический  театр, театр оперы и балета.  Игра «Найди картинки по описанию» (по группам).  Этикет в театре. (1 ч.) Беседа «Что такое этикет». Просмотр в/фильма (беседа) «Культура поведения в  театре. Основные правила этикета в театре». Игра «Что мы возьмем в театр». Стихотворение А.Барто «В театре». Обсуждение: что правильно­что не правильно.  Составляем памятку театрального зрителя.  Просмотр спектакля (2 ч.) Закрепление знаний по этикету в театре. Викторина «Этикет». Просмотр детского спектакля. Обсуждение просмотренного спектакля. «Мой любимый герой» (рассказ­ сочинение, рисунок). 1.2 1.3 II. Волшебный мир театрального закулисья. (119 ч.) II.1. Декорация. 2.1.1 Декорация ( 4ч.) 2.1.2 Виды декораций. Жесткие и мягкие декорации. Макет декорации. Изготовление  декорации. Рисунок. Геометрические фигуры, методы штриховки (3 ч.)  Что такое рисунок? Виды материалов для рисования ­ гуашь, акварель, мелки,  пастель, уголь. Практические навыки рисования. Геометрические фигуры. Построение фигур (ромб, треугольник, квадрат). На развитие воображения: «Дорисуй картинку» 2.1.3 Копирование. Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии (4 ч.) Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии. Копировка, эскиз 2.1.4 Живопись, виды живописи, приемы (12 ч.) Виды   живописи.   Беседа   по   теме.   Презентация.   Просмотр   картин   известных художников. На развитие воображения: «Дорисуй картинку» Работа с тоном. Изучение составления узоров. Построение (3 ч.) Изучение, составление узоров. Построение. Тон, тональность, компоновка. 2.1.5 2.1.6 Живопись по мокрому листу. Изучение техники построения эскиза, работа акварелью.  (12ч.) Изучение техники построения эскиза, работа акварелью. Акварель, мазок. II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. Декоративно­прикладное творчество. Что такое ДПТ. Виды, приёмы.  (4 ч.) Понятие ­ бутафория. Декоративно­прикладное творчество. Что такое ДПТ. Виды,  приёмы. Изготовление бутафории.  2.2.2 Ягоды из скорлупы грецких орехов и пластилина (2 ч.) Декоративные работы из косточек и плодов. Элемент, фрагмент. Выполнение работы по теме. 2.2.3 Аппликация из бумаги и картона (2 ч.) Аппликация. Виды аппликации. Практическая работа по изготовлению аппликации. 2.2.4 Объемная лепка. Виды, приемы (4 ч.) Что такое лепка ­ виды, приемы, материалы. Практическая деятельность. 2.2.5 Домики из пластилиновых досок и кирпичей. (20 ч.) Комбинация различного строительного материала и архитектурных решений.  II.3. Персонажи сказок. 2.3.1 Персонажи сказок. Знакомство со сказкой  «Репка» (2 ч.) 2.3.2 2.3.3 Персонаж.  Знакомство со сказкой. Эскизы на картоне персонажей сказок с  обозначением элементов одежды. Покрытие пластилином туловища. Репка (пластилин, семечки, плоды) (2 ч.) Изготовление «Репки». Оформление работы. Звери (мышка, кошка, собачка) (8 ч.) Звери (мышка, кошка, собачка). Практическая работа. Изготовление сказочных  персонажей.  2.3.4 Пластилиновый человек ­ простой и сложный (13 ч.) Скульптурные детали, мелкие и большие. Беседа по теме, лепка. 2.3.5 Пластилиновая сказка (10 ч.) Лепка по ранее изученному материалу, основываясь на личный выбор каждого ребенка. 2.3.6 Плоскостная лепка (10 ч.) Беседа по теме. Практическая работа по созданию работ в технике ­ плоскостная  лепка.  «Репка на новый лад». Эскизы на картоне. (4 ч.) Проектная работа . «Сочиняем свою сказку». Защита работ. 2.3.7 III. Творческая мастерская «Наш театр» (19 ч.) Распеределение ролей. Игра «Покажи эмоции различных персонажей». Речь  персонажей. Взаимодействие персонажей. Изготовление элементов костюмов.  Репетиция с музыкой и декорациями. Показ сказки зрителю. Обсуждение постановки.  Что получилось, что не получилось. Мои первые впечатления. Рассказ­сочинение «Моя первая роль». Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа «Театральная маска». (1 ч.) Конкурсно­игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы и задания,  игры. Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.  Выставка  работ.    Всего (144 ч.) Учебный план 2 год обучения № п/п I. II. II.1. II.2. II.3. III. Перечень разделов Количество часов Вводное занятие Азбука театра Волшебный мир театрального закулисья. Декорация. Бутафория. Персонажи сказки. Творческая мастерская «Наш театр» Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа  «Театральная маска». Всего 1 4 138 38 32 68 19 1 144 Всего  часов теория практик а форма  контроля 1 4 1 1 2 0,5 3,5 1 0,5 2 0,5 0,5 ­ 0,5 ­ Беседа, игра Беседа, игра Беседа, игра Наблюдение,  обсуждение 119 30,5 88,5 2 2 Беседа,  наблюдение Учебно­тематический план  II год обучения  № п/п Название разделов и тем  Вводное занятие I. Азбука театра Театр как вид искусства. (Повторение)  1.1 1.2 Мы ­ зрители. Этикет в театре.  1.3 Просмотр спектакля «Колобок».  II. Волшебный мир театрального закулисья. II.1. Декорация. 2.1.1 Декорация. Виды декораций. Жесткие  декорации ( объемные, полу объемные и  плоские). Макет декорации. Изготовление  декорации к сказке «Колобок».  Рисунок. Геометрические фигуры, методы штриховки, изучение правил  симметрии 2.1.2 2.1.3 Копирование. Соблюдение правил  симметрии 2.1.4 Живопись, виды живописи, приемы.  Живопись в театре.  2.1.5 Работа с тоном. Изучение составления  узоров. Применение узоров в театральных  декорациях.  2.1.6 Живопись по мокрому листу. Повторение.   Изучение техники построения эскиза,  работа акварелью. Выполнение работ по  заданной теме. II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. Декоративно­прикладное  творчество. Способ папье­маше.  Картонажные работы. Изготовление  бутафории к сказке «Колобок». 2.2.2 Проектная работа «Сказочный лес» из  подручного материала.   2.2.3 Аппликация из бумаги и картона. Примеры использования аппликационных работ в  бутафориях. 2.2.4 Объемная лепка. Бутафории к сказке  «Колобок».  4 3 4 12 3 12 4 2 2 4 0,5 2,5 1 3 3 9 0,5 2,5 9 2 1,5 1,5 3 17 3 2 0,5 0,5 1 3 2 Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» Беседа,  наблюдение Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение,  выставка Беседа,  выставка Беседа,  выставка,  защита работ Беседа,  выставка,  защита Беседа,  выставка,  защита  проекта 2.2.5 Проектная работа «Домик в лесу». Домики 20 из пластилиновых досок и кирпичей.  Комбинация из различного строительного  материала и архитектурных решений  II.3. Персонажи сказок. 2.3.1 Персонажи сказки «Колобок»  2 ­ Беседа, игры: 2.3.2 «Колобок». Выбор материала и  изготовление изделия. (пластилин, овощи,  семечки, плоды) 2.3.3 Проектная работа. «Звери» (волк, заяц,  медведь, лиса) 2.3.4 Проектная работа «Пластилиновый  человек ­ простой и сложный».  2.3.5 Проектная работа «Пластилиновая сказка» 2.3.6 Плоскостная лепка. Новые герои к сказке. 2.3.7 «Колобок на новый лад».  Эскизы на  картоне.  2 8 13 10 10 4 0,5 1,5 2 3 2 3 1 6 10 8 7 3 III. Творческая мастерская «Наш театр» 3.1. Творческая мастерская «Наш театр»  Промежуточная аттестация. Конкурсно­ игровая программа «Театральная маска». 19 1 3 0,5 16 0,5 «Угадай: что  я делаю?»,   «Отгадай  героя»,  «Изобрази  животное». Игра в этюды  на эмоции,  выставка Игра в этюды  на эмоции,  выставка выставка,  защита  проектов выставка,  защита  проектов игра,  Вернисаж  работ «Мой  персонаж». Беседа,  «Сочиняем  свою сказку».  Защита  проектных  работ Показ сказки  зрителю.  Обсуждение Промежуточн ая аттестация. Конкурсно­ игровая  программа. Анкетировани е.  Выставка  работ.    Всего 144 38 106 Содержание программы     II  год обучения   Вводное занятие ( 1ч.) Правила поведения  и техника безопасности в театральном зале, на сцене.   Наблюдения «Как я провел лето».  «Самый лучший день каникул». Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе. Анкетирование.  I. Азбука театра (4 ч.) 1.1 Театр как вид искусства. Повторение. ( 1ч.) Просмотр в/ф об искусстве. Театр как вид  искусства. Что общего и в чем отличия  между разными видами искусства. (работа по сравнительной таблице). Виды театрального искусства. Игра «Соедини картинки».   Выявление уровня знаний о видах  театра.  1.2 Мы ­ зрители. Этикет в театре. (1 ч.) 1.3 Основы зрительской культуры. «Этикет в театре» (повторение). Стихотворение «В  театре» (про вежливые слова).  Просмотр спектакля (2 ч.) Просмотр кукольного спектакля «Колобок» (видеозапись спектакля театра кукол).  Обсуждение спектакля. II. Волшебный мир театрального закулисья. (119 ч.) II.1. Декорация. 2.1.1 Декорация ( 4ч.) 2.1.2 Декорация. Виды декораций. Жесткие декорации ( объемные, полу объемные и  плоские). Макет декорации. Изготовление декораций к сказке «Колобок». Рисунок. Геометрические фигуры, изучение правил симметрии (3 ч.)  Виды материалов для рисования ­ гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь.  Практические навыки рисования. Изучение правил симметрии. Построение фигур. Ось  симметрии, центр, линия, асимметрия. Игра на развитие воображения: «Дорисуй  картинку» 2.1.3 Копирование. Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии (4 ч.) Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии. Копировка, эскиз 2.1.4 Живопись, виды живописи, приемы (12 ч.) Виды   живописи.   Беседа   по   теме.   Презентация.   Просмотр   картин   известных художников. На развитие воображения: «Дорисуй картинку» Работа с тоном. Изучение составления узоров. Построение (3 ч.) Изучение, составление узоров. Построение. Тон, тональность, компоновка. 2.1.5 2.1.6 Живопись по мокрому листу. Повторение.  Изучение техники построения эскиза, работа  акварелью. Выполнение работ по заданной теме. (12 ч.) Изучение техники построения эскиза, работа акварелью. Акварель, мазок. II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. Декоративно­прикладное творчество. Способ папье­маше. Картонажные  работы. Изготовление бутафории. (4 ч.) Понятие – бутафория (повторение). Декоративно­прикладное творчество. Способ  папье­маше. Картонажные работы. Изготовление бутафорий к сказке «Колобок». 2.2.2 Проектная работа «Сказочный лес» из подручного материала.  (2 ч.) Декоративные работы из подручных материалов. Выполнение работы по теме. 2.2.3 Аппликация из бумаги и картона (2 ч.) Аппликация из бумаги и картона. Примеры использования аппликационных работ в  бутафориях. Выставка и защита работ.  2.2.4 Объемная лепка. Бутафории к сказке «Колобок». (4 ч.) Что такое лепка ­ виды, приемы, материалы. Практическая деятельность. 2.2.5 Домики из пластилиновых досок и кирпичей. Комбинация из различного строительного  материала и архитектурных решений (20 ч.) Комбинация различного строительного материала и архитектурных решений.  Объемная лепка, скрепление деталей – приемы и способы. Презентация, практическая деятельность. II.3. Персонажи сказок. 2.3.1 Персонажи сказки «Колобок» (2 ч.) Персонаж (Повторение).  Театральные игры на внимание, воображение, развитие  памяти: «Угадай: что я делаю?»,  «Отгадай героя», «Изобрази животное». «Колобок». Выбор материала и изготовление изделия. (пластилин, овощи, семечки, плоды) (2 ч.) 2.3.2 Изготовление «Колобка». Оформление работы. Игра в этюды на эмоции (смену  психофизического состояния): «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление»,  «Отвращение», «Страх». 2.3.3 Проектная работа. «Звери» (волк, медведь, лиса) (8 ч.) Проектная работа. «Звери» (волк, медведь,заяц, лиса). Практическая работа.  Изготовление сказочных персонажей. Игра в этюды на эмоции (смену  психофизического состояния): «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление»,  «Отвращение», «Страх». 2.3.4 Пластилиновый человек ­ простой и сложный (13 ч.) Что такое скульптура?(повторение) Виды, материалы, типы. Человеческие образы в  сказке «Колобок». Характеристика героев. Выбор способа работы. Изготовление  кукол.  2.3.5 Проектная работа «Пластилиновая сказка» (10 ч.) Лепка по ранее изученному материалу, основываясь на личный выбор каждого ребенка. 2.3.6 Плоскостная лепка. Новые герои к сказке. (10 ч.) Беседа по теме. Практическая работа по созданию работ в технике ­ плоскостная  лепка. «Сложи цепочку» (последовательность событий). Вернисаж работ «Мой  персонаж». «Колобок на новый лад».  (4 ч.) Проектная работа . «Сочиняем свою сказку». Защита работ. 2.3.7 III. Творческая мастерская «Наш театр» (19 ч.) Распеределение ролей. Игра «Покажи эмоции различных персонажей». Речь  персонажей. Взаимодействие персонажей. Работа над выразительностью речи.  Изготовление элементов костюмов. Репетиция с декорациями. Показ сказки зрителю. Обсуждение постановки. Что получилось, что не получилось.  Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа «Театральная маска». (1 ч.) Конкурсно­игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы и задания,  игры. Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.  Выставка  работ.    Всего (144 ч.) Учебный план III год обучения  № п/п I. II. II.1. II.2. II.3. III. IV. Перечень разделов Количество часов Вводное занятие Азбука театра Волшебный мир театрального закулисья. Декорация. Бутафория. Учимся актёрскому мастерству. Делаем афишу и программку. Творческая мастерская «Наш театр» Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа  «Театральная маска». Всего 1 4 92 44 30 22 6 40 1 144 Учебно­тематический план  III год обучения № п/п 1.1 1.2 1.3 Название разделов и тем  Всего  часов теория практик а форма  контроля Вводное занятие.  I. Азбука театра Театр как вид искусства(Повторение). Мы – зрители.   Театральные профессии. Просмотр спектакля «Красная шапочка».  1 4 1 1 2 0,5 3,5 1 0,5 2 0,5 0,5 ­ 0,5 ­ Беседа, игра Беседа, игра Беседа, игра Наблюдение,  обсуждение II. Волшебный мир театрального закулисья. II.1. Декорация. 92 24,5 67,5 2.1.1 Декорация. Жесткие декорации  2.1.2 (Повторение). Мягкие декорации.  Изготовление декорации к сказке «Красная шапочка».  «Волшебные краски чудесной страны» .  Знакомство с творчеством художников  театра. Рисунок. Передача тональности  методом штриховки. 2.1.3 Копирование.  2.1.4 Живопись. Живопись цветными пятнами. Силуэт. Живопись методом заливки. 2.1.5 Декоративно­прикладное творчество,  виды, приемы. Оформление сцены.  2.1.6 Занавес в театре. Ширмы. Виды ширм.  II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. (Повторение) Декоративно­ прикладное творчество. Плетение корзины  из подручных материалов. 2.2.2 Проектная работа «Сказочный лес» из  подручного материала.   2.2.3 Проектная работа «В доме у бабушки».  Картонажные работы.  Способ папье­маше.  Промежуточная аттестация. 2.2.4 Художественная лепка. Бутафории к  сказке «Красная шапочка».  2.2.5 Маски. Виды театральных масок.  4 4 4 14 14 4 6 4 6 10 4 II.3. Учимся актёрскому мастерству 2.3.1 Персонажи сказки «Красная шапочка».  Характеристика героев. Распределение  ролей. Режиссура. Основные принципы  8 2 1 1 2 4 2 1 2 3 3 12 10 2 5 0,5 3,5 1 2 2 1 5 8 2 8 Беседа,  наблюдение Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» Беседа,  наблюдение Беседа, игра  «Дорисуй  картинку» Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение Беседа,  наблюдение,  выставка Беседа,  выставка Беседа,  выставка,  защита работ Промежуточн ая аттестация Беседа,  выставка,  защита работ Беседа,  выставка,  защита работ Беседа, игры:  «Угадай: что  я делаю?», работы. 2.3.2 Придумываем костюмы героям.  2.3.3 Грим. Правила нанесения грима.  2.3.4 Скороговорки – средство развития  сценической речи.  «Красная шапочка на новый лад».   Сочиняем сказку.    6 2 2 4 6 2 1 1 1 1 4 1 1 3 5 2.3.5 3.1. III. Делаем афишу и программку. IV. Творческая мастерская «Наш театр» Творческая мастерская «Наш театр».  Работа над выпускным спектаклем. Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы.  Распределение ролей. Репетиции отдельных сцен. Мизансцены. Показ спектакля. Анализ спектакля. Промежуточная аттестация. Конкурсно­ игровая программа «Театральная маска». 40 1 5 ­ 35 1 «Отгадай  героя» Игра в этюды  на эмоции,  выставка Игра в этюды  на эмоции,  выставка Мини­ конкурс Беседа,  «Сочиняем  свою сказку».  Защита  проектных  работ Наблюдение,  выставка Показ сказки  зрителю.  Обсуждение Промежуточн ая аттестация. Конкурсно­ игровая  программа. Анкетировани е.  Выставка  работ.    Всего 144 38 106 Содержание программы     III  год обучения   Вводное занятие ( 1ч.) Правила поведения  и инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральном классе.     «Как   я   провел   лето».     «Мои   наблюдения».   Знакомство   с   планом   на   год   и основными требованиями по программе. Экспромт – театр. Анкетирование. I. Азбука театра (4 ч.) 1.1 Театр как вид искусства. Повторение. Мы – зрители.  ( 1ч.) Театр как вид искусства ( Повторение). Основы зрительской культуры. Как смотреть  спектакль. Театральные профессии. (1 ч.) Театральные профессии: режиссер­постановщик, гример, артист, ассистент,  декоратор.  Просмотр презентации. Беседа. Просмотр спектакля (2 ч.) Просмотр кукольного спектакля «Красная шапочка» (видеозапись спектакля театра  кукол). Обсуждение спектакля. 1.2 1.3 II. Волшебный мир театрального закулисья. (92 ч.) II.1. Декорация. 2.1.1 Декорация ( 4ч.) 2.1.2 Декорация. Жесткие декорации (Повторение). Мягкие декорации. Изготовление  декорации к сказке «Красная шапочка». «Волшебные краски чудесной страны». Знакомство с творчеством художников театра.  Рисунок. Передача тональности методом штриховки. (4 ч.)  «Волшебные краски чудесной страны». Знакомство с творчеством художников  театра. Просмотр презентаций, видеороликов. Рисунок. Передача тональности  методом штриховки. 2.1.3 Копирование. (4 ч.) Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии. Копировка, эскиз 2.1.4 Живопись. Живопись цветными пятнами. Силуэт. Живопись методом заливки. (14 ч.) Виды   живописи.   Беседа   по   теме.   Презентация.   Просмотр   картин   известных художников. На развитие воображения: «Дорисуй картинку» 2.1.5 Декоративно­прикладное творчество, виды, приемы. Оформление сцены. (14 ч.) 2.1.6 Декоративно­прикладное   творчество,   виды,   приемы.   Оформление   сцены.   Просмотр презентаций и видеороликов. Занавес в театре. Ширмы. Виды ширм. (4 ч.) Занавес в театре. Ширмы для кукольного театра. Виды ширм (Напольные,  настольные.) II.2. Бутафория. 2.2.1 Бутафория. (Повторение) Декоративно­прикладное творчество. (6 ч.) Бутафория. (Повторение) Декоративно­прикладное творчество. Плетение корзины из подручных материалов. Изготовление бутафории к сказке «Красная шапочка». 2.2.2 Проектная работа «Сказочный лес» из подручного материала.  (4 ч.) Декоративные работы из подручных материалов. Выполнение работы по теме. 2.2.3 Проектная работа «В доме у бабушки». Картонажные работы.  Способ папье­маше.  Промежуточная аттестация. (6 ч.) Проектная работа «В доме у бабушки». Картонажные работы.  Способ папье­маше.  Выставка и защита работ. Промежуточная аттестация. 2.2.4 Художественная лепка. Бутафории к сказке «Красная шапочка». (10 ч.) Что такое лепка ­ виды, приемы, материалы. Практическая деятельность. «Что  лежит в корзинке?» 2.2.5 Маски. Виды театральных масок. (4 ч.) Маски. Виды театральных масок. Презентация, практическая деятельность  «Изготовление масок» II.3. Учимся актёрскому мастерству 2.3.1 Персонажи сказки «Красная шапочка». Характеристика героев. Распределение ролей.  Режиссура. Основные принципы работы. (8 ч.) Персонажи сказки «Красная шапочка». Характеристика героев. Распределение ролей.  Режиссура. Основные принципы работы. Распределение  и разучивание ролей  для  спектакля. Репетиции.  2.3.2 Придумываем костюмы героям. (6 ч.) Придумываем костюмы героям. Просмотр презентации, видеоролика. Игра в этюды  на эмоции (смену психофизического состояния): «Радость», «Гнев», «Грусть»,  «Удивление», «Отвращение», «Страх». Грим. Правила нанесения грима. (2 ч.) Грим. Правила нанесения грима. Игра в этюды на эмоции (смену психофизического  состояния): «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». 2.3.3 2.3.4 Скороговорки – средство развития сценической речи. (2 ч.) Скороговорки – средство развития сценической речи. Показ примеров скороговорок.  Разучивание. Показ мини­сценок. «Красная шапочка на новый лад».  Сочиняем сказку.   (4 ч.) Проектная работа. «Красная шапочка на новый лад». Защита проектов. 2.3.5 III. Делаем афишу и программку. (6 ч.)              Виды афиш и программок. Создание афиш и программок с помощью              компьютерных технологий.  IV. Творческая мастерская «Наш театр» (40 ч.) Работа над выпускным спектаклем. Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы.  Распределение ролей.Репетиции отдельных сцен. Мизансцены. Показ спектакля.  Анализ спектакля. Промежуточная аттестация. Конкурсно­игровая программа «Театральная маска». (1 ч.) Конкурсно­игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы и задания,  игры. Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.  Выставка  работ.    Всего (144 ч.) Диагностический инструментарий В  мониторинге  образовательного  уровня  учитываются  количественные  и  качественные   показатели.  Количественные показатели анализируются три  раза в течение учебного года: в сентябре, январе и   мае. Анализируются: количество детей, возрастной состав, сохранность контингента, количество  мальчиков и девочек и пр. Качественные показатели отслеживаются путем  проведения аттестации трех видов: Входной  контроль  Промежуточн ая аттестация Итоговая  аттестация  проводится  по  окончании  формирования  учебных  групп  с  целью   определения  уровня  подготовки учащихся  в  начале  цикла   обучения.  На  входном  этапе  диагностики  осуществляется   прогнозирование  возможности  успешного обучения. Формы ­ беседа, тест, практические задания – сентябрь; диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных  компетенций учащихся . Формы ­ беседа, тест, практические задания, спектакль  ­ декабрь, май; оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по  образовательной программе Формы ­ беседа, игра (конкурсно­игровая программа «Театральная  маска»), выставка творческих работ, анкетирование Проведение диагностики осуществляется педагогом и администрацией учреждения с помощью  различных методов:  наблюдение,  анкетирование, выполнение практического задания.   Оценивание идет по критериям.  (Приложение1.) Полученные  данные  заносятся  в  сводную таблицу   результатов  образовательного  уровня  обучающихся (Приложение 2).  Осуществляется анализ результатов диагностики. И все результаты заносятся в сводную таблицу  (Приложение 3.) Методическое обеспечение 1. Сборник скороговорок. (Приложение 4.) 2. Сборник дидактических игр (Приложение 5.) 3. Методическая разработка итогового конкурсно­игрового мероприятия «Театральная маска»  (Приложение 6.) Условия реализации программы Программа предназначена для занятий с детьми 7­10 лет.  Объединение  принимаются дети по  интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами  актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли  режиссёра, декоратора, художника­оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в  форме рисунка. Список информационных ресурсов Список литературы 1. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Ге­нералова. – М. : Баласс, 2012. 2. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 2012. 3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.  Москва. Педагогика, 2013. 4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  СПб. Детство­Пресс, 2012. 5. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2012. Список электронных образовательных ресурсов 1. Детский портал «Солнышко» (https://solnet.ee/) 2. Международный образовательны портал «МААМ.RU»  (http://www.maam.ru/detskijsad/malenkie­masterilki­idei­dlja­aplikacii­s­detmi­ranego­vozrasta­ foto­otch­t.html) 3. Портал  для детей, родителей и педагогов «О детстве» https://www.o­ detstve.ru/forchildren/rainbow/  4. Сайт  «Почемучка» (http://pochemu4ka.ru/)     Критерии оценки практического задания Практическая подготовка Соответствие   практических умений  и навыков  программным  требованиям Отсутствие  затруднений в  использовании  специального  оборудования и  оснащения Креативность в  выполнении  практических заданий     практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками,  предусмотренными  программой за конкретный период не пользуется специальными приборами и инструментами; испытывает серьезные затруднения при работе с  оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает  особых трудностей начальный (элементарный) уровень развития креативности­  ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические  задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на  основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия  творческих решений, выполняет практические задания с  элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) ­ выполняет практические задания с  элементами творчества самостоятельно.                                                                                                       Приложение 1. Наблюдение, контрольное задание Наблюдение, контрольное задание Наблюдение, контрольное задание 0 1 2 3 0 1 2 3 0   1 2   3 Д И А Г Н О С Т И Ч Е С К А Я    К А Р Т А мониторинга результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе   Доп. образ. программа     Группа №       Педагог Приложение 2.                 Учебный  год ц е н о К о г о н б е ч у ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п Т   е   о   р   е   т   и   ч   е   с   к   а   я            п   о   д   г   о   т   о   в   к   а ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п о г ­ I   ц е н о К я и д о г у л о п ц е н о К о г о н б е ч у   П   р   а   к   т   и   ч   е   с   к   а   я            п   о   д   г   о   т   о   в   к   а Объединение Год обучения  Фамилия, имя  воспитанника                     Сроки  диагностики                  Показатели Теоретические знания,  предусмотренные  программой. Владение  специальной  терминологией Практические умения и навыки,  предусмотренные  программой Владение  специальнымоборудова нием и оснащением Творческие навыки К­во баллов всего Уровень Районный уровень Муниципальный  уровень На уровне района,  города Республиканский  уровень Международный уровень                 Д   о   с   т   и   ж   е   н   и   я        в   о   с   п   и   т   а   н   н   и   к   о   в Результаты _____________ аттестации учащихся объединения____________________ за __________ 20____/20____ уч.года Приложение 3. Название  объединения к­во  детей № 1 (Сводная таблица) Уровни освоения программы за ___ полугодие ______уч.года низкий уровень      _______  баллов к­во детей % средний уровень     ______ баллов к­во детей % высокий уровень     ______баллов к­во детей % Сборник скороговорок Приложение 4. Скороговорки, используемые на занятиях для развития  сценической речи  ­  Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу. ­ Шесть мышат в камышах шуршат.  ­ Баран Буян залез в бурьян.  ­ Наш Полкан попал в капкан.  ­ Бобры для бобрят добры.  ­ Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.  ­ Около кола колокола.  ­ Съел Слава сало, Да сала было мало.  ­ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.  ­ Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон!  ­ Маленькая болтунья  Молоко болтала, болтала,  Да не выболтала.  ­ Горихвостка, горихвосточка,  Выгорихвостила горихвостят. ­ Хитрую сороку Поймать морока. А сорок сорок —Сорок морок.  ­ У Кондрата куртка коротковата.  ­ Влас у нас, а Афанас у вас.  ­ Скрепи скрепки крестиком.  ­ Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.  ­ Верзила Вавила весело ворочал вилы.  ­ Фофанова фуфайка Фефеле впору.  ­ Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.  ­ Злое зелье не уйдёт в землю.  ­ На дворе — трава, На траве — дрова.  ­ Из кузова в кузов сгружали арбузы.  ­ Купила Марусе бусы бабуся,  На рынке споткнулась бабуся о гуся.  Не будет подарка у внучки Маруси —   Все бусы склевали по бусинке гуси.  ­ Бык тупогуб, тупогубенький бычок.  ­ У бела быка губа была тупа.  ­ Не буду Будду я будить, А буду будоражить Будду.  ­ Поезд мчится, скрежеща:  «Же­ча­ща, же­ча­ща!»  ­ В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,  Штуку кушает инжира.  ­ От топота копыт Пыль по полю летит. Звенит земля от золотого зноя.  ­ У нас на дворе погода размокропогодилась.  Сборник игр  Игры на развитие творческих способностей 1. Ассоциация Приложение 5. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька», следующий игрок должен  придумать слово, аналогичное придуманному по какому­то признаку. («Сосулька­ мороженое –  морковка – перчатка…) В любой момент игры ребенок, придумавший слово, должен объяснить, по  какому признаку оно похоже на предыдущее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. 2. ЗАКУЛИСЬЕ Один из играков – Актер – выходит из комнаты. Он старается не быстро изменить свой образ:  изменяет что­то в своем костюме; берет в руки какой­нибудь предмет (газету, сумку) изменяет  походку и т.д. После этого Актер выходит к детям, их задача заметить и назвать, как можно больше  изменений. Если играющие что­то упустили, Актер об этом сообщает. Новый Актер выбирается  считалкой. 3. король Водящий – Король. Остальные дети  работники. Король садится на «трон», Работники в стороне  договариваются, кто на какую работу будет наниматься к Королю. Подходят вместе и говорят: Здравствуй Король! Здравствуйте. ­ ­ ­ Нужны ли вам работники? ­ Нужны Игроки движениями без слов изображают людей различных профессий (швея, повар, прачка, шофер и  др.) Король должен назвать все изображаемые профессии. Если он угадал без ошибок, игроки убегают в «домик», а король догоняет их, кого «осалит», тот становится Королем. 4.  костюм ­ превращение К своей обычной одежде дети подбирают «дополнения» из карнавальных костюмов (желательно,  чтобы в группе стоял волшебный сундучок» с костюмами и деталями для превращения). Остальное  дети угадывают, что за костюм на исполнителе, из какой он сказки или рассказа. 5.  маски Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния. Дети располагаются по кругу.  Воспитатель показывает какую­либо маску  и спрашивает: «Какое настроение передает эта маска?».  Затем  надевает маску и предлагает детям изобразить данное состояние. (маски – Антошки). Затем педагог убирает маски и продолжает игру: «Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него  выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в  Царевну несмеяну, хитрого кота Базилио, глупого Буратино и т.д. 6. «немое кино» Дети становятся в круг. Воспитатель. Сейчас я  превращусь в диктора телевизора, но к сожалению, у  него нет звука. Я вам буду что­то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне  так же.  (приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится,  боится, просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать предмет). Роль  ведущего по очереди выполняют дети. 7.  Новая сказка. Детям раздаются персонажи театров (Бибабо, пальчикового). Все садятся в круг и ведущий (педагог)  начинает сказку. Например: «Жила­была девочка, ей было очень грустно, но по соседству жила  веселая лягушка (персонаж ребенка рядом) и она  часто ходила к ней на болото». Ребенок –«лягушка» продолжает: Сидели они как­то вечером, негромко разговаривали и вдруг на берегу болота выскочил  Волк (следующий ребенок по кругу) и т.д. Можно вводить волшебные предметы: ковер­самолет, сапоги­скороходы, шапку­невидимку, скатерть­ самобранку и т.д.). Вариант: изготавливаются карты, на которых изображены персонажи из какой­либо сказки. Действия  героев можно изобразить символически: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ предписание или запрет нарушение запрета вредительство отъезд героя трудные испытания встреча с дарителем волнительные дары борьба героя и злодея победа возвращение, наказание злодея, свадьба 8. Оживление предмета Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например,  ребенок  или педагог берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем  было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали.  Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать мороженное детям 9. Театр пантомим Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника,  мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному  игроку и вытягивают для себя задания. Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой   назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда­победитель. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 3АРЯДКА ДЛЯ ГУБ  Веселый пятачок: а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы  растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;  б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и    влево; в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как  лошадка. ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от  этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. 1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди; 2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается  широко и свободно. 3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау,  вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться. 4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок  (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена). ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА 1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо ­ влево. 2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо ­ влево, вверх ­ вниз, по кругу. 3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого  колокольчика. 4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой  щеки. Нижняя челюсть неподвижна. 5. Самый длинный язычок Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и  подбородка. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ БОЛЬНОЙ ЗУБ Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на  звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся. КАПРИЗУЛЯ Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке  «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. КОЛОКОЛЬЧИКИ Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар ­  бом! И отзвук ­ ммм... БУммм ­ БОммм! БУммм ­ БОммм! БУммм ­ БОммм! ДИньнь ­ ДОннн!  ДИньнь ДОннн! ДИньнь ­ ДОннн! КОЛЫБЕЛЬНАЯ Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым  ртом на звук «М», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у». МБУ ДО «Центр детского творчества» Алексеевского муниципального района Приложение 6. Республики Татарстан МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСНО­ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «Театральная маска» Автор­составитель: Зимняков Сергей Геннадьевич педагог дополнительного образования МБ ДО ЦДТ первая квалификационная категория Алексеевское 2018 г Цель:   создать   условия   для   реализации   возможностей   демонстрации     творческих   способностей, приобретенных в результате освоения программы творческого объединения «Маскарад» Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение конкурсов, фонограммы мелодий разных стилей,  тексты  скороговорок,  тексты  для  озвучивания,  карточки  с  рисунками  предметов,  стулья, объемные кубы и пирамиды, костюмы сказочных персонажей, аквагрим, книга, ножницы, бумага, два стакана, яблоко, тетрадь, вода, шоколадка, ложка. Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала, подборка музыкального сопровождения конкурсов. Оформление: сопровождение программы. Форма   проведения   мероприятия:   конкурсная   игровая   программадля   членов   творческого объединения «Маскарад». Методические рекомендации:  программа не предъявляет особых требований к количественному составу участников. В конкурсах участвуют желающие из присутствующих в зале ребят. Ориентировочное время:45­60 минут  название   игровой   программы,   изображение   театральных   масок,   музыкальное Ход мероприятия: Под песню «Театр – это радость и любовь» дети заходят в зал и рассаживаются по местам.  Звучат три театральных звонка ­ сигнал к началу программы.  Выходит Ведущий. Ведущий: Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений, Любой малыш здесь хочет побывать. Вдруг превратится в Золушку иль в принца, И всем свои таланты показать. [4] Ведущий: Добрый день, ребята! Как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет о театре. Что же   такое   театр?  Театр   –   это   удивительное   место,   где   поют   и   танцуют,   показывают   спектакли, рассказывают басни, стихи. Вы были в театре? Вам понравилось? (Ответы детей). Ведущий:   Театр   –   это   сказка,   театр   –   это   чудо!   А  кто   же   тогда   те   волшебники,   кто   это   чудо совершает? (Ответы детей). Ведущий: Да, это люди театральных профессий, те, кто работает в театре.  Ведущий: Ребята, давайте с вами поиграем в театральные профессии. Да, да именно поиграем, ведь вы любите играть. Да? А знаете ли вы, что каждая игра — это не просто веселая забава?  Игра может помочь определить, кем вы станете.  За каждым спектаклем стоит огромный труд людей многих профессий. А с какой профессии начнем, вы сейчас узнаете. Отгадайте загадку:  Театральный он работник (Константин   Назовите   имя   и   отчество   Станиславского? – Постановок «дирижёр», Управляющий спектаклем ­Это, верно, (РЕЖИССЁР!) Режиссер – главное лицо в театре, он выбирает пьесу для постановки спектакля, подбирает артистов, организует и проводит репетиции и все, чтопроисходит на сцене, происходит по замыслу режиссера. Конкурс «Главный режиссер» Из зала приглашаются желающие, занять место главного режиссера. Участники под музыку бегают вокруг стульев (стульев на один меньше, чем участников).   Надо   занять   «свое   кресло»,   как   только   закончится   музыка.   Побеждает   тот,   кому досталось единственное кресло. Ведущий. Чтобы поставить спектакль, необходим сценарий, который напишет сценарист.  Конкурс сценаристов. (Участвуют желающие). Задание   написать   на   новый   лад   сказку   «Колобок»   в   жанре   комедия   и   сказку   «Репка»   в   жанре трагедия.  Игра с залом «Знание фактов».  Ведущий:  Пока сценаристы работают мы с вамивыясним знание общеизвестных фактов из области культуры. Ведь это отличает любого образованного человека. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.  Вопросы: 1.   Сергеевич)  2.   Как   раньше   называли   спектакль,   весь   денежный   сбор   от   которого   доставался   одному   актеру? (Бенефис). 3. Самый приятный для артистов шум во время спектакля ­ это... Что? (Аплодисменты.) 4. Крупнейшим в России театром оперы и балета является... (Большой Театр) 5. Как   называется   вид   театрального   искусства,   в   котором   выразительными   средствами   являются музыка и танец? (Балет) 6. Закончи фразу Станиславского: «Театр начинается с ...» (вешалки) 7. Какой персонаж сказки Толстого продал «азбуку» и купил билет в театр? (Буратино.) 8. Каким театром владел Карабас Барабас? (Кукольным театром.) 9. Самый главный театральный невидимка ­ это... Кто? (Суфлёр.) 10. Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей? (Марионетка) 11. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете? (Антракт.) 12. . Самая балетная юбка ­ это... Что? (Пачка.) 6. Назовите имя комика немого кино в котелке, больших ботинках. (Чарли Чаплин) Сценаристы зачитывают свои произведения. Ведущий:Послушайте следующую загадку и скажите о какой профессии идет речь. Он работает, играя (Есть профессия такая). Он на сцене с давних пор.  Та профессия …  (АКТЕР) Ведущий: Актер – исполнитель ролей в театре. Вместе с актёрами мы грустим и радуемся. Наблюдая за игрой актера из зрительного зала, нам, зрителямкажется что это очень просто – быть атером, но на самом деле актерский труд не из лёгких и чтобы стать актером нужно много и долго учиться. Давайте с вами представим, что вы актеры.Наверное, каждому из вас хочется выступить на сцене, попробовать себя в какой ­либо роли. Сейчас такая возможность вам представиться. (Приглашаются желающие 10­15 человек). Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить. Вам нужно будет выполнять вместе со мной определенные действия. Конкурс «Актёрское мастерство». Смотрите, лужа впереди, Ее нам надо обойти. А вот большущее лежит бревно, Нам очень трудно перелезть через него. Теперь тропинка стала так узка, Что балансировать приходится слегка. А вот глубокий и широкий ров, И из него воды нам слышен рев. Как через ров мы перейдем? Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком. И вдруг мы в сказке очутились. Взглянув вокруг, мы сильно удивились. Бежит зайчишка озорной. Постой, трусишка, не беги, постой! Мы так же прыгаем, как ты, Не веришь, ну – ка посмотри! Умеем красться, как хитрющая лиса, Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа! Умеем рыскать, как сердитый волк, Которого зовут «зубами щелк». Сумеем и, как мишка, мы пройти, Сметая все, что попадется на пути.   Ведущий: Вы все молодцы, просто прирожденные актеры! Так что же должен знать и уметь актер? Каждый актёр должен обладать хорошей дикцией, а как с этим обстоит дело у вас?  Конкурс скороговорок. Ведущий просит детей повторить скороговорки.       У ежа ежата, у ужа ужата. Глядят грача на галчат, глядят галчата на грачат. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Во дворе трава, на траве дрова. Шапкой Саша шишки сшиб. Шел Егор через двор Нес топор чинить забор. Ведущий: Глядя на игру актера, можно подумать, что он и есть самый главный в театре, но чтобы спектакль представить зрителям, над его постановкой работает много людей разных профессий. Вот один из них: В театре работает, Одежду бережет. Он гладит и штопает, Блестки крепит, шьет. Актеру примеряет Пиджак например, Его профессия….(КОСТЮМЕР) Ведущий:В театре никак не обойтись без человека, который подбирает актерам костюмы для ролей, содержит их в порядке ­ это костюмер. Конкурс костюмеров Ведущий: Участвуют двое желающих. На   столиках   перемешаны   предметы   от   костюмов   разных   сказочных   персонажей,   различные аксессуары. Задача участников одеть желающих из зала ребят в костюмы: одного в костюм Айболита, другого в костюм Красной шапочки. Пожалуйста, подберите им нужный костюм. Ведущий: Работает в театре человек, который просто творит чудеса, кто это отгадайте: в   синюю       в   птицу. злодея, красавицу, Рисует всегда, то мордашки, то лица. Палитра его – это разные лица. Он им помогает быстрей превратиться  (ГРИМЕР) В Гримёр –очень творческая и интересная профессия. Используя накладные усы, парики, носы, грим, он может   молодого   человека   превратить   в   старика,   а   пожилого   человека   в   юношу   или   превратить человека в забавное животное. Я предлагаю вам попробовать себя в роли гримеров.  Конкурс гримеров. Участвуют двое желающих. Используя аквагрим, один из участников создает образ грустного клоуна, другой – веселого клоуна (на желающих ребятах из зала). Гримеры представляют свою работу. Ведущий: Чтоб смотрелось представленье интереснее, В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление: Дом, деревья и другие…(декорации) ДЕКОРАТОР­очень   необходимая   театральная   профессия.   Декоратор   создает   необходимые  для спектакля  декорации,  оформляет  сцену,  т.е.   создает  обстановку,  в  которой  происходит  действие спектакля. Я предлагаю желающим выйти на сцену и попробовать себя в роли декораторов. Конкурс декораторов Приготовлены объемные кубы, пирамиды, конусы с нарисованными на них арками и окнами. Нужно сконструировать и собрать замок Снежной королевы.  Ведущий:  Вот   и   подходит   к   завершению   наша   программа.   У   нас   остался   последний  конкурс «Аплодисменты». Аплодисментами   зрители   благодарят   выступающих   на   сцене,   а   так   как   отношение   к   тому,   кто выступает может быть разным: кому то очень понравилось выступление, а кого то оно разочаровало, разными бывают и аплодисменты. Я попрошу вас изобразить аплодисменты, которые можно было бы расценить как:      Громкие, подбадривающие Сдержанные, деликатные Ленивые, снисходительные Бурные, восторженные. Ведущий: Вы все сегодня молодцы! Все заслужили бурные аплодисменты. Давайте поаплодируем тем, кто сегодня выступал в ролях. Ведущий: Вот и прошел еще один учебный год. Мы с Вами многое узнали, многому научились. Но самое главное мы были все вместе, и нам было очень интересно! Творческое объединение «Маскарад» ждет своих друзей! До скорой встречи, друзья! 1.        http://dramateshka.ru/ Список литературы Интернет­ресурсы: 2. 3. http://pandia.ru/text/80/161/33160.php https://infourok.ru/kak­horosho­chto­est­teatr­konkursnaya­programma­posvyaschyonnaya­ mezhdunarodnomu­dnyu­teatra­982104.html 4. https://www.o­detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/6699.html

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединение «Маскарад»

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  художественной направленности  объединение «Маскарад»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018