Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
11.01.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"
Рабочая программа для отделений музыкального и драматического театра Детских школ искусств. Программа расчитана на 5 лет. Вид программы: модифицированный. Направленность - художественная. Уровень программы базовый. Цель программы: способствование художественно-эстетическому развитию личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Постановка сцен. номеров Ковалев.docx
администрации муниципального образования Тбилисский район Управление образованием муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ» Принята на заседании  педагогического совета  от «___» ___________   2017 г.  Протокол № ___________  УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ» ________________ Т. И. Мигулева «___» ___________ 2017 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Постановка сценических номеров»  (ДШТИ, отделение «Музыкальный театр») Уровень программы:       базовый_______________________________ Срок реализации программы:        5 лет (180 часов)________________ Возрастная категория:    8 ­ 11 лет________________________________ Вид программы: модифицированная_____________________________ Составитель: Педагог дополнительного образования  Ковалев Александр Михайлович ст. Тбилисская, 2017 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1Пояснительная записка Процесс   подготовки   сценических   номеров     формирует   у   детей   и подростков   исполнительские   умения   и   навыки   в   различных   жанрах   и театральных   направлениях,   знакомит   с   сущностью,   выразительностью   и содержательностью   исполнительского   искусства,   способствует     выявлению творческого потенциала и  индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» ­ это репетиционный процесс   постановочной   работы,   осуществляемый   педагогами   профильных предметов, который объединяет, использует и координирует все практические навыки,   приобретаемые   учащимися   в   процессе   освоения   уроков   по художественному   слову,   пластическим   и музыкальным предметам.   актерскому   мастерству, Учебный предмет направлен на создание плодотворного и целесообразного репетиционного процесса, нацеленного на рост актерских умений в различных сферах творческого самовыражения. В процессе разработки общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка   сценических   номеров»   были   рассмотрены   следующие материалы:  дополнительная общеобразовательная программа  в области «Театральное  искусство» «Подготовка сценических номеров» муниципального автономного образовательного учреждения  дополнительного образования   детей   «Суксунская   детская   школа   искусств»,   подготовленная педагогом в 2012 году и адаптированная для детей 8­12 лет, дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Подготовка сценических номеров» муниципального бюджетного образовательного   учреждения   дополнительного   образования   «Сытоминская детская   школа   искусств»  разработанная   педагогом   дополнительного образования детей Федоренко К.Г. в 2015 году, рецензент данной программы: Е. И. Станиславская, доктор   искусствоведения, профессор   Национальной академии   руководящих   кадров   культуры   и   искусств   (Киев,   Украина)   и дополнительная   общеразвивающая   программа   в   области   театрального искусства   по   учебному   предмету   «Постановка   сценических   номеров», разработанная преподавателем А. О. Гетманенко ГБУДО г. Москвы «ЦДОД «Феникс». Программы являются краткосрочными, имеют небольшой учебный план, ограниченное число учебных часов и могут быть только методическим пособием для педагога. Общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Подготовка сценических   номеров»   разработана   на   основе   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   «Подготовка сценических   номеров»   в   области   театрального   искусства   (2015г,   Изд. «Культура») и реализуется в отделении «Музыкальный театр» структурного подразделения «Детская школа театрального искусства». Направленность данной программы – художественная. Педагогическая   целесообразность  данной   программы   «Подготовка сценических номеров» заключается в том, что в процессе обучения учащиеся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы театрально­ исполнительских   знаний,   умений   и   навыков,   научатся   театральному исполнительскому мастерству.  Актуальность  общеобразовательной   общеразвивающей   программы заключается   в   художественно­эстетическом   развитии   учащихся,   выявлении одаренных   детей   в   области   театрального   искусства   в   раннем   детском возрасте. Новизна  данной   рабочей   программы   заключается   в   том,   что   занятия построены   с   применением   игровых   форм   работы,   с   использованием современных методов театральной педагогики. Отличительные особенности данной программы: ­   возможность   учитывать   различную   степень   подготовки   учащихся,   их индивидуальные способности и направленность интересов; ­   тематическое   разнообразие,   использование   блочно­модульного   подхода   в изложении и систематизации учебного материала; Адресат программы: Программа «Подготовка сценических номеров» рассчитана на детей в  возрасте 8­11 лет. В студии могут заниматься как мальчики, так и девочки. Уровень программы, объем и сроки. Данная программа реализуется на базовом уровне.  Программа «Постановка сценических номеров» рассчитана на 5 лет обучения: 1 год обучения ­ 36 часов в год; 2 год обучения ­ 36 часов в год; 3 год обучения ­ 36 часов в год; 4 год обучения – 36 часов в год; 5 год обучения – 36 часов в год. Форма обучения – очная. Режим занятий: 1 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час;  2 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час; 3 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час; 4 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час; 5 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час. обладающих   выносливостью, Особенности реализации образовательного процесса       Программа   рассчитана   на   детей,   имеющих   хорошие   физические   и   музыкальные   данные,   трудолюбием   и творческими способностями. Занятия проводятся в группе количеством  7­11 человек.      Программа включает: базовые упражнения, работу по развитию внимания, памяти,   воображения,   изучение   психофизического   действия,   работу   над созданием   сценического   образа.   Но   прежде   всего   –   это   развитие психофизического аппарата будущего актёра.            Программа направлена на то, чтобы учащийся все время находился на сценической площадке, репетируя, тренируясь, играя роли, то есть занимался актерской  работой,  из   которой   он   получает  значительный   опыт.  Одним   из важных   моментов   и   условий   плодотворной   работы   студии   является подведение   итогов   промежуточных   и   годовых   сессий.   Форма   проведения разная: зачет, участие в спектакле. 1.2 Цель и задачи программы Цель данной программы: Способствовать   художественно­эстетическому   развитию   личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально­исполнительских знаний, умений и навыков. Задачи данной программы: образовательные:  познакомить учащихся с театром как видом искусства;  научить   использовать   выразительные   средства   для   создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);  научить   снимать   индивидуальные   психологические   и   мышечные зажимы;  научить свободно мыслить и действовать на сцене;   научить взаимодействовать с партнером на сцене;  научить координировать свое положение в сценическом пространстве;  обеспечить учащимся постоянную сценическую практику;  способствовать формированию умения преподнести и обосновать свою  мысль;   подготовить одаренных детей к поступлению в образовательные  учреждения, реализующие профессиональные образовательные  программы в области театрального искусства; личностные:    способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию; метапредметные:  развить навыки репетиционной работы и публичных выступлений;  развить навыки общения со зрительской аудиторией в условиях   театрального представления; способствовать развитию партнерских отношений в группе, общению  друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;  способствовать развитию самодисциплины, умению организовать себя и  свое время;   развитие чувства ответственности;  развитие организаторских способностей;  развитие художественного вкуса;   способствовать снятию психологического и мышечных зажимов; способствовать формированию у учащихся духовно­нравственной  позиции. Цель первого года обучения ­ обучить основам подготовки сценических  номеров. Задачи:                                                                                                          образовательные:  познакомить учащихся с театром как видом искусства;  научить свободно мыслить и действовать на сцене;   научить взаимодействовать с партнером на сцене; личностные: способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию; метапредметные:  развить личностные и творческие способности детей.  способствовать формированию у учащихся духовно­нравственной  позиции. Цель второго года обучения ­  дать основные теоретические понятия о  сценическом этюде и о его драматургическом построении. Задачи: образовательные:  научить   использовать   выразительные   средства   для   создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.); снять психологические и мышечные зажимы;        личностные: способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию; метапредметные:  развить воображение и творческую активность в ансамбле;  способствовать формированию у учащихся духовно­нравственной  позиции; способствовать снятию психологического и мышечных зажимов.  Цель третьего года обучения ­ обучить ориентированию в сценическом  пространстве и взаимодействию с партнером. Задачи: образовательные:   научить взаимодействовать с партнером на сцене;  научить координировать свое положение в сценическом пространстве;  обеспечить учащимся постоянную сценическую практику;  формировать духовно­нравственную позицию; личностные: способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию;        метапредметные:  развить музыкальность, координацию движения;  развитие чувства ответственности;  способствовать развитию самодисциплины, умению организовать себя и  свое время;  способствовать снятию психологического и мышечных зажимов. Цель четвертого года обучения ­ обучить основным видам сценического  мастерства. Задачи: образовательные:  научить   чувству   ансамбля,   двигательно­танцевальных   способностей, ритма; артистизма, научить свободно мыслить и действовать на сцене;  творческой   фантазии,   чувства      научить взаимодействовать с партнером на сцене; личностные: способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию;     развить   способность   определения   характера,  основной   мысли   и   идеи произведения; метапредметные: способствовать развитию эмоциональности, памяти, мышления; способствовать снятию психологического и мышечных зажимов; способствовать   формированию   у   учащихся   духовно­нравственной позиции. Цель пятого года обучения ­ обучить свободному ориентированию в  сценическом пространстве и работе в коллективе. Задачи: образовательные:  обучить основам сценической культуры, использованию пластики и  мимики для создания сценического образа;  научить свободе движения и взаимодействию с партнером в  сценическом пространстве;  обеспечить постоянную сценическую практику для учащихся; личностные: способствовать формированию партнерских отношений в группе; воспитание взаимного уважения, взаимопонимания; воспитание способности к состраданию, сочувствию;     развить   способность   определения   характера,  основной   мысли   и   идеи произведения; метапредметные:   способствовать снятию психологического и мышечных зажимов; способствовать формированию у учащихся духовно­нравственной  позиции. 1.3 Содержание программы                                          1.3.1 Учебный план 1 год обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем Вводное занятие Подготовка концертных номеров Подготовка конкурсных номеров Постановка спектаклей Итоговое занятие ИТОГО: 2 год обучения № п/ п тем Наименование разделов и Количество часов Формы Всего часов 1 14 10 9 2 36 Теори я 1 1 аттестации/контроля Практика ­ 14 10 9 2 35 Выполнение поставленных задач педагогом  в присутствии зрителя Тематические зарисовки, концертные  миниатюры Количество часов Формы Всего часов Теори Практика аттестации/контроля 1. 2. 3. 4. 5. я Вводное занятие 1 1 ­ Подготовка концертных номеров Подготовка конкурсных номеров Постановка спектаклей Итоговое занятие ИТОГО: 15 12 6 2 36 1 15 12 6 2 35 3 год обучения Выполнение задач  в присутствии зрителя Создание миниатюры этюдного характера Количество часов Формы Теори Практик аттестации/контроля а 14 10 9 2 35 Импровизационный этюд под музыку Создание этюдов на заданные темы в присутствии зрителя № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем Всего часов я Вводное занятие         1     1 ­ Подготовка концертных номеров Подготовка конкурсных номеров Постановка спектаклей Итоговое занятие ИТОГО: 14 10 9 2 36 1 4 год обучения № п/ п Наименование разделов и тем Количество часов Формы Всего часов Теори я Практика аттестации/контроля 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие Подготовка концертных номеров Подготовка конкурсных номеров Постановка спектаклей Итоговое занятие ИТОГО: 1 1 20 9 4 2 36 1 ­ 20 9 4 2 35 Создание сценического образа в присутствии зрителя «Закрытый» экзамен 5 год обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем Вводное занятие Подготовка концертных номеров Подготовка конкурсных номеров Постановка спектаклей 5. Итоговое занятие ИТОГО: Количество часов Формы Всего часов 1 12 6 15 2 36 Теори я 1 1 аттестации/контроля Практика ­ 12 6 15 2 35 Зачет Экзамен, в присутствии зрителя 1.3.2 Содержание учебного плана 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие. ТБ Теория Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой на год. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что   запомнилось?   Какие   спектакли   смотрели?   Какие   любимые   сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть? Тема 2. Подготовка концертных номеров Практика   Концертный   номер   как   отдельное,   композиционно   завершенное небольшое,   сценическое   произведение,   со   своей   завязкой,   кульминацией   и развязкой.   Выступление   одного   или   нескольких   актеров,   выраженное средствами определенного (или  смешанного) вида искусства: драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д. и оставляющее у зрителей  целостное впечатление.  Главная цель постановки концертных номеров. Сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях.  Выбор   материала   для   подготовки   номеров.   Тематика   концертов, подбор репертуара  различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным   датам,   к   тематическим   школьным     мероприятиям), различного по жанрам (вокальный, речевой, хореографический, пластический, театральный) и по форме (композиция; миниатюра; зарисовка; сцены из пьесы, оперы, мюзикла, водевиля, оперетты; дивертисмент и т.д.). Характерные   черты   концертного   номера   ­     четкая   лаконичная композиция, интригующая завязка, острая кульминация, финал и отточенная внешняя форма. Концертная  программа из множества разнообразных номеров.    Главная особенность       концертного   номера   ­   кратковременность,   доходчивость   и легкость восприятия.  Работа над тематическими концертами. Тема 3. Подготовка конкурсных номеров Практика Работа   над   конкурсными   номерами.   Особенности.   Психологическая нагрузка. Конкурс как стресс для конкурсанта, воспитывающий в нем умение собираться,   владеть   собой   и противостоять любым неожиданностям, возникающим в процессе исполнения программы,   а   также   развивать   чувство   конкурентоспособности   и   умения проигрывать, «держать удар».                                 концентрироваться,   настраиваться, Тема 4. Постановка спектаклей Практика Работа   над   учебным   спектаклем     вид   творческой деятельности   в   рамках   программы   «Искусство   театра».   Работа   над спектаклем   как   итог   учебно­художественного   процесса   на   определенном этапе.   ­   основной   Постановка спектакля и команда педагогов, состав которой зависит от жанра выбранного материала. Баланс между сложностью сценического материала  и необходимым для его   воплощения   уровнем   актерской   грамотности. Обеспечение поступательного   усложнения   исполнительских     задач   в   процессе   создания спектакля, создание доброжелательной, творческой атмосферы.  Основные  последовательные этапы создания учебного спектакля:  драматургического материала,   рождение замысла,   распределение ролей,  читка пьесы,   разбор пьесы,  метод действенного анализа,  застольный период, этюдный метод. Основной   репетиционный   процесс   мизансценического   рисунка,   конкретизация   (создание   и   уточнение сценической   обстановки, разучивание музыкального материала, постановка танцев,  сценического боя, пластики и т. д. в зависимости от жанра и идеи режиссера), прогоны (сцен, актов, спектакля в целом), генеральные репетиции, сценический показ. Тема 5. Итоговое занятие Практика Закрепление   полученных   навыков,   максимальное   развитие   творческой индивидуальности.  Органичное   существование   на  сцене   в  различных   видах творческой деятельности ­ в танце, в пении, в речевом жанре. Сценическая практика ­ основной вид деятельности  этих занятий. Подведение итогов в участии в спектаклях, конкурсах, концертах, городских мероприятиях. 2 год обучения Тема 1. Вводное занятие. ТБ Теория  Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой на год. Беседа с учащимися о театральном искусстве, выставках, концертах. Тема 2. Подготовка концертных номеров Практика  «Застольный период». Чтение пьесы. Пересказ «от….лица». Сюжет, фабула.  Чтение по ролям. Работа над кусками и эпизодами. Взаимодействие  партнеров на сцене. Понятие «работа в выгородке». Практические  репетиционные занятия. Элементы воплощения. Оснащение спектакля.  Музыкальное оформление, его значение. Создание сценографического образа  спектакля (декорации, костюмы, грим). Беседа. Проектно­исследовательская  деятельность учащихся. Индивидуальная работа над ролью. Выявление  «сквозного действия» роли. Характерность.  Тема 3. Подготовка конкурсных номеров Практика Подготовка   концертных   номеров,   театрализованных   зарисовок, литературно­музыкальных композиций при участии в течение учебного года. Взаимодействие на конкурсной площадке. Взаимодействие с партнером. Тема 4. Постановка спектаклей Практика Этюды на «память физических действий» (ПФД). Этюды на действие. Небольшие отрывки из произведений детских авторов. Тема 5. Итоговое занятие Практика Зачетный срез знаний. Показ инсценировки. Выступление на аудиторию.  Просмотр спектаклей (в драмтеатре, видео). Просмотр, анализ увиденного.  Беседа. Практические занятия. Контрольное занятие. 3 год обучения Тема 1. Вводное занятие. ТБ Теория  Знакомство с программой на год. Техника безопасности на занятиях. Беседа с учащимися о театре, видных деятелях театрального искусства. Тема 2. Подготовка концертных номеров Практика  Главная   особенность       концертного   номера   ­   кратковременность, доходчивость и легкость восприятия.  Концертный  номер создается из критериев подготовки как отдельно, композиционно завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой,   кульминацией   и   развязкой,   с   элементами   драмы,   музыки, хореографии,   художественного   слова,   пантомимы,   цирка   и   оставляющее   у зрителей   неизгладимое   впечатление.   Развитие   творческих   способностей   в различных жанрах и стилях.  Выбор материала для подготовки номеров (к календарным праздникам, к   знаменательным   датам,   к   тематическим   школьным     мероприятиям), различного по жанрам (вокальный, речевой, хореографический, пластический, театральный) и по форме (композиция; миниатюра; зарисовка; сцены из пьесы, оперы, мюзикла, водевиля, оперетты; дивертисмент и т.д.). Работа над тематическими концертами. Тема 3. Подготовка конкурсных номеров Практика Упражнения   на   коллективную   согласованность.   Практические упражнения   на   формирование   и  развитие   умения   видеть   себя   со   стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в   сценическом   пространстве,   как   на   сцене,   так   и   в   аудитории,   умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. Применение на практике, во время конкурсных выступлений. Тема 4. Постановка спектаклей Практика Знакомство с пьесой. Чтение. Литературный и драматургический анализ пьесы.   Выявление   основной   идеи.   Проблематика.   Самостоятельная   работа. Работа над кусками, картинами, сценами и эпизодами. Выявление сквозного действия   и   сверхзадачи   спектакля   и   каждой   роли.   Построение   мизансцен. Введение понятия «живой театр» («здесь и сейчас»). Практические занятия. Спектакль,   как   художественный   образ.   Сценографическое   решение. Атмосфера   спектакля.   Музыкальное   и   световое   оформление.   Составление партитур. Тема 5. Итоговое занятие Практика Умение создавать этюды на заданные темы в присутствии зрителя.  Примерные варианты этюдов: а)  одиночные   этюды   на   зону   молчания:   «Не   могу   решить   задачу!», «Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?» и т.д.; б) этюды на рождение слова Этюды на рождение слова:  «Не хочу!», «Прости», «Надоело» и т.д. 4 год обучения Тема 1. Вводное занятие Теория  Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой на год. Беседа с учащимися о видных деятелях искусства и театра. Тема 2. Подготовка концертных номеров Практика  Групповая и индивидуальная работа над ролью. Взаимодействие  партнеров. Оценочный ряд. Индивидуальные занятия по нанесению грима для  усиления характерности образа.  Основные понятия: реквизит, бутафория, костюм, декорация, музыка и  свет.  Работа на аудиторию во время проведения различных концертных  программ.  Тема 3. Подготовка конкурсных номеров Практика Репетиции   индивидуальные   и   групповые.   Подготовка   концертных номеров к фестивалям, конкурсам по заданным темам: Россия, Друг, Семья, Школа и т.д. Тема 4. Постановка спектаклей Практика Правила поведения на сцене и за кулисами.  Термины и понятия.   Учащиеся должны знать правила использования своего тела (пластического  материала) на сцене, понимать необходимость проведения разминок – речевой и физической, выполнять задания не стесняясь друг друга и публики. Правила проведения постановочных, сводных, технических и генеральных  репетиций. Показ небольшой постановки для родителей, педагогов, мини­ спектакля, литературно­театральной композиции. Умение составлять план  работы над ролью. Тема 5. Итоговое занятие Практика Проведение   «закрытого»   экзамена.   Индивидуальные   литературно­ музыкальные композиции. В   одиночных   этюдах   тренировка   умения   действием   заполнить пространство.   Выработка   умения   создавать   атмосферу   «внутри   меня»   и существовать в атмосфере «вокруг меня».   5 год обучения Тема 1. Вводное занятие Теория  Техника безопасности на занятиях. Беседа с учащимися о программе прошедшей за 4 года. Знакомство с программой на год.  Тема 2. Подготовка концертных номеров Практика  Достижение осмысленного существования учащихся  на сценической  площадке. Формирование навыков взаимодействия с партнером. Навыки  общения, умения менять пристройки. Использование разной тактики по  отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать  дальнейшее действие друг друга. Действенная задача – что я хочу получить  (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Все виды сценического воздействия.  Взаимодействие (я не звезда, я лишь один ее уголок!!!!). Тема 3. Подготовка конкурсных номеров Практика Особенности   работы   над   конкурсными   номерами.   Психологическая нагрузка.   Конкурс   как   стресс,   воспитывающий   умение   собираться, настраиваться,   концентрироваться,   владеть   собой   и   противостоять   любым неожиданностям, возникающим в процессе исполнения программы, а также развивать чувство конкурентоспособности и умения проигрывать. Участие в международных фестивалях и конкурсах.  Тема 4. Постановка спектаклей Практика Самостоятельная   работа.   Репетиционные   занятия.   Репетиции   сцен, эпизодов.   Репетиция   в   «выгородках».   Сводная   репетиция.   Техническая репетиция. Генеральная репетиция.  Работа   над   характерностью   действий.   Групповая   и   индивидуальная работа над ролью. Взаимодействие партнеров. Оценочный ряд. Характерный грим.   Индивидуальные   занятия   по   нанесению   грима   для   усиления характерности образа.  Подготовка   реквизита,   бутафории.   Репетиция   в   костюмах,   в декорациях,   с   музыкой   и   светом.   Подготовка   к   встрече   со   зрителем. Публичные выступления. Тема 5. Итоговое занятие Практика Проведение   экзамена   на   зрителя.   Как   вариант   второго   отделения: литературно­музыкальные композиции, драматические отрывки.                          1.4 Планируемые результаты 1 год обучения Учащийся должен: образовательный результат: знать ТБ работы на сценической площадке;   уметь подготовить концертно­сценический номер или фрагмент  театральной роли под руководством педагога; личностный результат:  уметь работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и  уважительно относиться к партнерам по сцене;  уметь анализировать и исправлять допущенные ошибки; метапредметный результат:  уметь пользоваться навыками по применению полученных знаний и  умений в практической работе на сцене при исполнении концертного  номера или роли в учебном спектакле;  уметь использовать выразительные средства для создания  художественного образа. 2 год обучения Учащийся должен: образовательный результат:  уметь использовать приобретенные технические навыки при решении  исполнительских задач;  уметь воплощать музыкальную и пластическую характеристику  персонажа; личностный результат:  уметь корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;   участвовать в репетиционной работе; владеть средствами пластической выразительности; метапредметный результат:  иметь навыки публичных выступлений;  знать правила общения со зрительской аудиторией в условиях  театрального представления; владеть навыками тренировки психофизического аппарата.  3 год обучения Учащийся должен: образовательный результат: знать основные средства выразительности театрального искусства; знать  театральную терминологию; личностный результат:    знать выразительные средства сценического действия и их  разновидности;  уметь вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность  действий; метапредметный результат:  уметь координироваться в сценическом пространстве;  уметь создать художественный образ в сценической работе или в  творческом номере. 4год обучения Учащийся должен: образовательный результат:  уметь владеть своим психофизическим состоянием;  уметь проводить анализ произведений театрального искусства; личностный результат:   знать основные эстетические и стилевые направления в области  театрального искусства;  уметь работать над ролью под руководством педагога. Метапредметный результат:  уметь использовать основные элементы актерского мастерства,  связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в  спектакле или в концертном номере; 5 год обучения Учащийся должен: образовательный результат: владеть навыками репетиционной и концертной работы; владеть навыками анализа собственного исполнительского опыта.    личностный результат:  уметь правильно использовать театральный реквизит; метапредметный результат: знать основы техники безопасности при работе на сцене; Раздел № 2 «Комплекс организационно­педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы При   организации   учебного   процесса   педагогу   дополнительного образования   необходимо   применять   здоровьесберегающие   технологии, соблюдение требований и норм СанПиНа, а также, учитывать индивидуальные возрастные особенности учащихся. Материально­техническая   база   учреждения,   соответствующая действующим   санитарным   и   противопожарным   правилам   и   нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой. Для успешной реализации программы необходимы: материально­техническое обеспечение:  хорошо освещённый кабинет; столы, стулья; сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием; спортивная форма, желательно однотонного темного цвета;       удобная, нескользкая обувь ввиду обеспечения техники   безопасности на занятиях и свободы движения в процессе  работы; информационное обеспечение:  методическая литература;  аудио­;  видеоматериалы;  фотоматериалы;  интернет ресурсы.  компьютер, оснащенный звуковыми колонками; 2.3 Формы аттестации Оценка   образовательных   результатов   учащихся   по   дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программе   носит   вариативный характер.   Инструменты   оценки   достижений   детей   способствуют   росту   их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании. Итоговая   аттестации   проводится   с   целью   установления   соответствия результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения. Учащимся,   успешно   освоившим   дополнительную   общеобразовательную общеразвивающую   программу   и   прошедшим   итоговую   аттестацию   выдаются свидетельства о прохождении обучения, почетные грамоты. Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов являются: готовая   работа,   диплом,   грамота,   журнал   посещаемости,   портфолио,   отзыв детей и родителей. Формами   предъявления   и   демонстрации   образовательных   результатов являются:   выступление   на   мероприятиях,   выезды   на   конкурсы,   портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.   Сроки Тематика Формы и виды контроля 1 полугодие: Импровизация 1 год обучения 2 полугодие: Упражнения на заданные темы Выполнение поставленных  задач педагогом  в присутствии  зрителя Тематические зарисовки,  концертные  миниатюры 2 год обучения 1 полугодие: Импровизация.  Владение словесным действием Выполнение задач в  присутствии зрителя 2 полугодие: Тематические этюды   различной направленности Создание миниатюры этюдного  характера 3 год обучения 1 полугодие: Взаимодействие с партнером.  Импровизация Импровизационный этюд под  музыку с партнером на заданную тему 2 полугодие: Основы исполнительского  мастерства. Парные этюды Создание этюдов на заданные  темы в присутствии зрителя 4 год обучения 1 полугодие: Актерские тренинги и  упражнения Создание сценического образа в присутствии зрителя 2 полугодие: Учебный спектакль «Закрытый» экзамен 1 полугодие: 2 полугодие: 5 год обучения Проведение упражнений на  заданные темы Учебный спектакль  (2 действия) Зачет Экзамен, в присутствии зрителя Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:  – словесный (рассказ, беседа, объяснение); – наглядный (наблюдение, демонстрация);  – практический (упражнения воспроизводящие и творческие).  В   программе   используются   следующие   методы   отслеживания результативности: ­ педагогическое наблюдение; ­ педагогический анализ. Для   подведения   итогов   работы   по   программе   используются   как   не документальные   формы   (конкурсы,   концерты,   открытые   занятия),   так   и документальные (протокол зачёта). 4. Оценочные материалы 1 год обучения:  промежуточная аттестация (вопросы теории) 1. Знать правила поведения на сцене. 2. Что такое «завязка»? 3. Что такое «развитие»? 4. Что такое «кульминация»? 5. Что такое «развязка»? итоговая аттестация (вопросы теории) 1.Знать главные народные праздники и их специфику. 2.Знать основной репетиционный процесс. 2 год обучения: промежуточная аттестация (вопросы теории) 1. Знать правила поведения на сцене. 2. Значение музыкального оформления. 3. Что такое ПФД? итоговая аттестация (вопросы теории) 1. Жанры театра. 2. Виды театра. 3 год обучения: промежуточная аттестация (вопросы теории) 1. Что такое пантомима. 2. Что такое опера. 3. Что такое балет. 4. Что такое мюзикл. итоговая аттестация (вопросы теории) 1. Что такое «Этюд»? 4 год обучения: промежуточная аттестация (вопросы теории) 1. Что такое «реквизит»? 2. Что такое «бутафория»? 3. Что такое «театральный костюм»? 4. Что такое «декорация»? итоговая аттестация (вопросы теории) 1. Что такое «музыкальное оформление»? 2. Что такое «световое оформление»? 5 год обучения: промежуточная аттестация (вопросы теории) 1.  Правила поведения за кулисами. 2.  Уметь составлять план работы над ролью. 3.  Знать для чего делается разминка. итоговая аттестация (вопросы теории) 1.  Как заполнить пространство вокруг себя. 2.  Как создать атмосферу. 2.5 Методические материалы Методика   деятельности   по   общеобразовательной   общеразвивающей программе «Подготовка сценических номеров» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших  в основу   своей   работы   Систему   К.С.   Станиславского,   теоретические   и практические  разработки его  учеников и  последователей (Е.Б.  Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).     Многие известные театральные   педагоги,  режиссеры­практики  и  теоретики  театра,  такие,  как Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, Е.Г. Шароев, но в первую очередь, К.С. Станиславский и В.И. Немирович­Данченко в процессе творческой   жизни   в   искусстве   открывали   закономерности   и   эффективные методы работы над спектаклем, совмещения процесса обучения и собственно процесса   творчества,     создания   последовательной,   поэтапной   цепочки усложняющихся требований к актерскому мастерству на основе рассмотрения процесса   постановки   спектакля,   выделения   этапов   его   создания   и определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе репетиций.             В программе используются следующие методы и формы: 1.   По источнику передачи и восприятию информации: словесный (беседа, рассказ, диалог);   наглядный  (репродукции,   фильмы,   эскизы   декораций   и   костюмов, фотоматериалы       показ       педагога,       индивидуальные         занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);  практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции). 2. По дидактическим задачам:  приобретение   знаний  через   знакомство   с   театральной   литературой   и терминологией, через игры, упражнения, этюды;  применение знаний через постановку спектаклей;   закрепление через генеральные репетиции; творческая деятельность ­ показ спектаклей;  проверка   результатов   обучения  через   открытые   уроки,   конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия. 3. По характеру деятельности:  объяснительно­иллюстративный  ­   разводка   фрагментов   пьесы   по мизансценам с объяснением и показом;  репродуктивный ­ разработка и показ этюдов по образцу;  частично­поисковый  ­   во   время   работы   детям   даются   задания   в зависимости от их индивидуальных способностей. В программе используются следующие педагогические: 1. Приемы:               .    исключения ­ умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия  и зажимы на пути к созданию и воплощению образа; тотального выражения ­ включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;  физического действия ­ выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;  психофизического жеста ­ помогает актеру в работе над ролью. 2. Принципы:  наглядности  ­   использование   наглядных   пособий,   декораций,   эскизов,   ТСО; активности и сознательности обучения ­ создание творческой атмосферы в   студии   предполагает   развитие   всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях; сотрудничества ­ в процессе работы    педагоги  и  студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще   всего используется принцип работы творческой мастерской;  организации     процессов     актерской   импровизации    в   условиях   индивидуализации  ­   учитывая   театральной образности; систематичности,       последовательности  ­   обучение       ведется       от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства­ритма и т.д.;   особенности обучающихся   детей   и   подростков   максимально   раскрыть   творческие способности   и   подготовить   их   к   любой   творческой   деятельности, выбранной ими в будущем.  Организационные формы:  Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­ тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.   психологические        Парная — рассчитать работу на двоих. Форма педагогической деятельности — учебное занятие. Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции. При   работе   с   детским   коллективом     режиссёру­педагогу   необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.  Несомненно,   работа   с   актёрами­детьми   требует   гораздо   большего вложения   сил   и   терпения   от   педагога,   нежели   со   взрослыми.   Основная проблема   заключается   в   том,   что   учащиеся   совершенно   не   умеют   работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не   учили,  не   требовали.  Не   следует   раздражаться   этим.  Нужно   постепенно, планомерно приучать учащихся к ответственности по отношению к собственной роли,   к   общему   коллективному   делу.   Шаг   за   шагом,   задание   за   заданием необходимо  привести  студийцев  к  осознанию  того,  что без  их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.  Педагогу,   работающему   с   актёрами­детьми,   безусловно,   необходима очень   высокая   степень   самоорганизации,   потому   что   бесполезно   пытаться добиться её от учащихся, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте   строго   последовательны     в  своих   действиях   и   в   своих   требованиях. Всегда,   давая   задание   учащимся,   добивайтесь   результата,   не   упускайте мелочей,   ведь   они,   накапливаясь   понемногу,   выливаются   впоследствии   в большие   проблемы   на   уровне   коллективного   творчества   и   воплощения задуманного.   Конечно   же,   спектакль   создаётся   на   репетиции.   Но   учащимся необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общегрупповой. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев. Конечно, педагог не может применять к учащемуся театральной студии такие   же   требования,   как   к   взрослому   актёру.   Студийцы,   не   привыкшие   к серьёзной   творческой   работе,   быстро   устают   от   множества   повторений   в процессе   репетиций,   их   внимание,   ещё   очень   неустойчивое,   постоянно переключается   с   объекта   на   объект.   В   подобных   ситуациях   педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, учащимся нужно сменить вид деятельности, с другой – не отклониться от поставленных задач на конкретный момент   процесса   обучения.   В   данном   случае   необходим   симбиоз педагогически­режиссёрских  решений:  например, вместо  очередного  повтора репетируемого эпизода спектакля, дать ребятам этюд на сходную ситуацию. После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода безо   всякого   урона   репетиционному   процессу,   и   даже,   наоборот,   зачастую именно   в   таких   этюдных   заданиях   рождаются   неожиданные   творческие находки, актёрские приспособления. Никогда   не   следует   пренебрегать   процессом   объяснения,   какого­либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал  педагог, пусть это объясняется даже  не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято учащимися. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая   их   к   решению   тех   или   иных   вопросов,   проблем,   стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.  Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по   мастерству   актёра.   Этюды   позволяют   развить   у   учащихся   внимание, фантазию,   память,   логику   действий,   ассоциативное   мышление,   культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы   они   были   разнообразными   и   охватывали   самые   различные   жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной  работе: этюды на проявление человеческих эмоций; этюды на выразительность жеста; этюды на органическое молчание;     пластические этюды;    этюды по нескольким заданным словам или предметам; этюды, основанные на стоп­кадрах; этюды   на   основе   произведений   живописи   или   литературы,   пословиц, поговорок и фразеологизмов; этюды с воображаемыми предметами (партнёрами); этюды на память физических действий;    импровизационные блиц­этюды и т.д. Что   касается   последнего   типа   этюдов,   обычно   они   вызывают   особое затруднение   у   учащихся,   так   как   импровизация   является   очень   сложной сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы,   так   как   воспитание   импровизационного   самочувствия   является неотъемлемым   условием   развития   актёрского   дарования   учащегося.   К заданиям такого  рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.  Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:  разминка;   речевой тренинг;   психофизический тренинг. Это   является     необходимым   условием   готовности   учащегося   к включению в творческий процесс перевоплощения. Педагогу   детской   театральной   студии   необходимо   всегда   оставаться актёром,   всегда   неожиданным,   интересным,   способным   захватить   внимание учащегося,   увлечь   их   своей   идеей.   Это   подразумевает   высокую   степень подготовленности   к   каждому   занятию.   Педагог   просто   не   имеет   права приходить   пустым,   безынициативным   на   репетицию.   Всегда   и   во   всём   он должен   оставаться   немного   волшебником,   ощущая   себя   гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим учащимся к самому сердцу этого удивительного мира. На         всех     этапах   обучения   очень   важен   индивидуальный   подход   к каждому   учащемуся.   Воспитание   творческой   личности   ­   процесс   очень сложный   и   ответственный,   дети   находятся   на   разных   уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен   помочь каждому учащемуся поверить в свои   силы,   приобрести   уверенность   в   себе.   Можно   использовать   метод эмоционального стимулирования ­ создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения «легкости» процесса обучения.  В работе над сценическими номерами, отрывками и учебным спектаклем, через   творческое   взаимодействие   учащегося   и   педагога   этюдный   метод репетиционной   работы,   как   и   метод   действенного   анализа   произведения, позволяют   педагогу   максимально   раскрыть     творческую   индивидуальность учащегося.   Работа над тематическими концертами должна проводиться педагогами, которые четко ориентируются в той или иной тематике. Нельзя заставлять или   поручать   подготовку   таких   концертов   или   номеров   одному   педагогу, здесь   должна   работать   команда,   состоящая   из   педагогов,   работающих   в разных   направлениях   и   областях.   Соединение   воедино   работы     педагогов различных предметов, даст максимальный результат и качество выпускаемого концертного  номера и всего концерта.  Обязательным фактором в обучении детей является дисциплина.  Необходимо   воспитывать   у   учащихся   чувство   ответственности   за коллективную работу и вырабатывать в характере каждого самодисциплину ­ способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов. Участие   в   творческих   мероприятиях,   тематических   концертах   и культурно­просветительской   деятельности   образовательного   учреждения позволит  учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства. В то же время чрезмерная активность в   этой   области   может   негативно   влиять   и   на   формирование   творческой личности, и собственно на учебный процесс. В связи с этим педагог должен тщательно анализировать вместе с  детьми  каждое сценическое выступление и   не   допускать   возникновения   у   учащихся   небрежности,   неточности   и актерских штампов.  После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой,   а   именно:   что   занятие   дало   каждому   ребенку   в   его   творческом развитии?   Соответствовали   ли   задачи,   поставленные   на   занятии,   с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?      Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком.  Сущность беседы заключается в том, что педагог путем   умело   поставленных   вопросов   побуждает   учащихся   рассуждать, анализировать,   мыслить   в   определенной   логической   последовательности. Беседа   представляет   собой   не   сообщающий,   а   вопросно­ответный   способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы ­ побуждать   учащихся   с   помощью   вопросов   к   рассуждениям,   действенному анализу,   к   точному   личностному   разбору   этюда   или   отрывка,     к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений   и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или   отрицательных   ответов,   а   развернутых   рассуждений,   определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать  и познавать свои эмоциональные ощущения.     Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение   предметов   между   собой,   ­   писал   он,   ­   предполагает   внимание; всякое   внимание   предполагает   усилие,   а   всякое   усилие   ­   побуждение,   за­ ставляющее   сделать   это».   Этот   метод   помогает   педагогу   и   учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера,   потому,   что…..»   или   «Эти   предлагаемые   обстоятельства   выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…». В   активном   восприятии   учащимися   процесса   обучения   весьма    существенное   значение   имеет   умение   преподавателя   придавать   своему объяснению   увлекательный   характер,   делать   его   живым   и   интересным, использовать     множество   стимулов,   возбуждающих   любознательность   и мыслительную  активность  учащихся.  Необходимо соблюдать  определенную педагогическую   логику,   определенную   последовательность   учебного   и воспитательного   процесса,   в   котором   постепенно   формируются   умения   и навыки актерского искусства.      Основным   методом   формирования   качества   исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются   (упражняются)   в   выполнении   того   или   иного   задания, вырабатывают   соответствующие  умения  и  навыки,  а  также  развивают  свое мышление   и   творческие   способности.   Следовательно   ­   «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» ­ К.С. Станиславский. Сцена   –   это   самый   сильный   педагог,   а   зритель   ­   самый   строгий экзаменатор.   Максимальное   участие   в   творческих   мероприятиях, тематических   концертах   и   культурно­просветительской   деятельности образовательного учреждения, позволит   учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.  2.6 Список литературы 2.6.1 Список литературы, рекомендуемый для педагогов 1 Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и Обязательная: школе». – М.: Польза, 1911 2 Вахтангов Е.Б. Сборник статей. – М.: ВТО, 1984 3 Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте.   М., 1991. ГИТИС, 1998 4 Голубовский   Б.   Актер   –   самостоятельный   художник:   Методическое пособие // Я  5 Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ: Учеб.пособие. – М., 1998 6 Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992   7 Додин Л. Путешествие без конца. – СПб: Балтийские сезоны, 2009 8 Кнебель М.О. О методе действенного анализа пьесы и роли.  – Любое издание 9 Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976 10 Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. М.: Терра. Спорт, 1998  11 Островский  А.Н. «О  театре.» Записки,  речи  и письма /  Общ.  ред. и вступ. статья 12 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 96 – 103  13 Попов П. Театральная педагогика. О методе. Режиссура // Я вхожу в мир  14 Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. – М.: «Луч», 2001 15 Рубб А. Эстрада и актер / Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. – М.: Искусство, 2001 16 Станиславский К.С. – Моя жизнь в искусстве. – Любое издание 17 Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части 1 и 2.   – Любое издание  18 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1, 3. М., 1954–1961  19 Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953   20 Фильштинский  Е. Открытая педагогика.   – СПб: Балтийские сезоны, 2006 21 Фокин В. Беседы о профессии. – СПб: Балтийские сезоны, 2006 22 Чехов М.А. О технике актера. – Любое издание Дополнительная: 1. Буткевич М.М. К игровому театру: Лирический трактат. М.: ГИТИС, 2002.  2. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. М. 1939.  3. Захава Б.Г. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978.  4. Искусство режиссуры. XX век. М.: Артист. Режиссер. Театр., 2008.  5. Мейерхольд В.Э. Метод Мейерхольда // Советский театр. 1931.  6. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. ­ М: ВЦХТ («Я вхожу в мир  искусств»), 2008.  7. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953.  8. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М., 1987.  9. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.  10. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. 11. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. М., 1975.   11.Список рекомендуемых Интернет­ресурсов: ­ Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. ­ Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия  «Кругосвет». – Режим  доступа:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino. ­ Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru. ­ Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art­ world­theatre.ru. ­ Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа:  http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm ­ Театральная Энциклопедия. Режим доступа:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php ­ Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа:  http://www.theatreplanet.ru/articles  ­ Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа:  http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm ­ Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php? year=2008&num=06 ­  Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr­lit.niv.ru ­  Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим  доступа: http://biblioteka.teatr­obraz.ru ­ Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre­enc.ru.  ­ История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php ­ Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat  ­ Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry­narodov­mira.ru/ ­ Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим  доступа  http://biblioteka.teatr­obraz.ru ­ Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat 2.6.2 Список литературы, рекомендуемый для детей 1 Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и  школе». – М.: Польза, 1911 2 Вахтангов Е.Б. Сборник статей. – М.: ВТО, 1984 3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.  ГИТИС, 1998 4 Голубовский Б. Актер – самостоятельный художник: Методическое   пособие // Я  5 Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ: Учеб.пособие. – М., 1998 6 Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992 7 Додин Л. Путешествие без конца. – СПб: Балтийские сезоны, 2009 8 Кнебель М.О. О методе действенного анализа пьесы и роли.  – Любое  издание 9 Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976 10 Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. М.: Терра. Спорт, 1998  11 Островский А.Н. «О театре.» Записки, речи и письма / Общ. ред. и вступ.  статья 12 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 96 – 103  13 Попов П. Театральная педагогика. О методе. Режиссура // Я вхожу в мир  14 Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. – М.: «Луч», 2001 15 Рубб А. Эстрада и актер / Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. – М.:  Искусство, 2001  16 Станиславский К.С. – Моя жизнь в искусстве. – Любое издание 17 Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части 1 и 2.  – Любое  издание 18 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1, 3. М., 1954–1961  19 Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953   20 Фильштинский Е. Открытая педагогика.  – СПб: Балтийские сезоны, 2006 21 Фокин В. Беседы о профессии. – СПб: Балтийские сезоны, 2006 22 Чехов М.А. О технике актера. – Любое издание 2.6.3 Список литературы, рекомендуемый для родителей 1. Артобалевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978. 2. Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М., 1995. 3. Бутенко Э.В. Имитационная теория сценического перевоплощения. – М., 2004. 4. Волконский С. Искусство и жест. Художественный облик. – СПб., 1912. 5. Волконский С. Человек на сцене. – СПб., 1912. 6. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003. 7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.­Л., 1967. 8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актёра. – М., 1966. 9. Гротовский Е. От бедного театра к искусству­проводнику. – М., 2003. 10.Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства.  6­я лекция. – СПб., 1922. 11.Жак­Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001 12. Захава Б.Е. мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978. 13.Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1, 2. ­ М.: Музыка, 1978 14. Кулагина И. Художественное движение. ­ М.: Изд­во ≪Наука≫, 1999 15. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1978 16..Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски ­ М.: Советский композитор, 1991 17.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.­ М.: Просвещение, 1972 18.Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Т. 3. – М., 1954. 19.Театр, где играют дети: Учебно­методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001. 20.Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988 21.Чехов М. Об искусстве актёра. – М., 1999. 22.Чистяков М. Психогимнастика. – М., 1990. Программа на лето 1.Пояснительная записка Вряд   ли   кто   станет   спорить   с   тем,   что   летом   должно   быть   весело. Бодрый,   положительный   эмоциональный   настрой   –   одно   из   непременных условий  работы  с  детьми  в летнее  время.  Летом ребенок  не  должен  быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году.  Лето   дает   возможность   выявить   самые   разнообразные   таланты   всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка, в том числе и выявление талантов в области   звучащего   слова.   Летнее   время   благоприятно   для   позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций. На летней  площадке дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы,   развивать   способности,   поправлять   свое   здоровье,   отбросить усталость, накопленную за учебный год.  Основная цель: ­раскрытие   духовных   творческих     потенциалов   личности   ребенка   путем создания условий для его самореализации в период летних каникул. Основные задачи: ­организация содержания досуга детей; ­организация воспитательных и развлекательных мероприятий направленных на развитие речевого контакта  детей и подростков; ­приобщение   детей   к   культурным   ценностям,   вовлечение   их   в   досуговые занятия.  2 Содержание программы 2.1 Учебный  план Количество часов Теория Практика Формы аттестации/контрол я 1­й  год  обучения № п/п Наименование разделов, тем 1 1 2 3 4 2 Вводное занятие Речь в движении Викторина «Русское слово» Участие в мероприятии Всего: 2­й  год  обучения № п/п Наименование разделов, тем Всего часов 3 1 2 3 1 7 4 1 ­ 1 ­ 2 5 ­ 2 2 1 5 Количество часов Всего часов Теория Практика Открытое занятие Формы аттестации/контрол я Открытое занятие 1 1 2 3 4 2 Вводное занятие Речевые игры Работа над репертуаром Показ художественного номера Всего: 3 1 2 2 2 7 4 1 ­ ­ ­ 1 5 ­ 2 2 2 6 3 год обучения № п/п Наименование разделов, тем Количество часов Теория Практика Всего часов Формы аттестации/контрол я 1 1 2 3 4 2 Вводное занятие Сюжетно­ ролевая игра Подготовка игровой программы Показ  игровой программы Всего: 3 1 2 3 1 7 4 1 ­ ­ 1 5 ­ 2 3 1 6 Открытое занятие 4 год обучения № п/п Наименование разделов, тем 1 1 2 3 4 2 Вводное занятие Литературные встречи Подготовка литературного представления Показ литературного представления Всего: Всего часов 3 1 2 3 1 7 Количество часов Теория Практика Формы аттестации/контроля 4 1 ­ 1 5 ­ 2 3 1 6 Открытое занятие 5 год обучения № п/п Наименование разделов, тем Количество часов Теория Практика Всего часов Формы аттестации/контрол я 1 1 2 3 4 2 Вводное занятие Подготовка литературной композиции Литературные встречи Участие в  мероприятии Всего: 3 1 3 2 1 7 4 1 ­ 1 5 ­ 3 2 1 6 Открытое занятие 2.2.Содержание учебного плана 1 год обучения Тема 1.Вводное занятие Теория Техника безопасности на занятиях сценической речью летом. Знакомство с программой  на лето.  Тема 2. Речь в движении Практика Игровой блок  игр по заданной тематике. ­ «Знакомство»; ­ «Третий  лишний»;  ­ «Шарады»; ­ «Фанты». Разучивание стихотворения или скороговорки в движении. Тема3. Викторина «Русское слово»  Теория Выбор темы. Подготовка викторины Составление карточек по заданной теме. Практика Проведение викторины. Анализ мероприятия. Русское чаепитие. Тема 4. Участие в мероприятии Практика Подготовка и проведение  мероприятия. Анализ.  2 год обучения Тема 1. Вводное занятие Теория Техника   безопасности   на   занятиях   сценической   речью   в   летний   период. Знакомство с программой на лето.  Тема 2. Речевые игры Практика Работа над комплексом упражнений: ­«Расскажи сказку»; ­ «Что изменилось?»;  ­«Сонная голова»; ­ «Междометия». Тема 3. Работа над репертуаром Теория Выбор темы. Анализ произведения. Читка по ролям. Практика  Упражнения для шеи, головы, плеч: ­ «Метроном»; ­ «Потолок­пол»; ­ «Черепаха»; ­ «Индийский танец»; ­ « Пиджак». Тема 4.Показ художественного номера Практика Компоновка концертной программы. Подбор костюмов, музыки, света.  Репетиция  номеров. 3 год обучения Тема 1.Вводное занятие Теория Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето 3 года обучения.  Тема 2. Сюжетно­ролевая игра Теория Выбор материала.  Практика  Репетиция. Игра. Взаимодействие с другой группой. Анализ.   Актёрский   тренинг:     Воздействие   на   внимание   партнёра   –   «звать»; воздействия на волю партнёра – «приказывать» и «просить»; воздействия на память   партнёра   –   «узнавать»   и   «утверждать»;   воздействие   на   чувства (самочувствие) партнёра – упрекать и ободрять; воздействие на мышление партнёра   –   «объяснять»   и     «отделываться»;   воздействие   на   воображение партнёра – «удивлять» и «намекать».  Тема 3.  Подготовка игровой программы Практика Написание или выбор сценария. Распределение ролей. Подготовка чтецкого репертуара  (басни, народные сказки, эпические произведения) для создания сценического образа на сценической площадке. Чтение стихотворных произведений в движении. Репетиция.   Подбор   костюмов.   Изготовление   реквизита.   Подбор   музыки   и света. Тема 4. Показ игровой программы Практика Репетиция игровой программы. Генеральная репетиция со светом и звуком. Показ игровой программы. Фото сессия. Анализ мероприятия. 4 год обучения Тема 1.  Вводное занятие Теория  Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето. Тема 2. Литературные встречи  Теория Выбор   темы.   Составление   сценарного   плана.   Составление   списка приглашённых гостей. Выбор музыкального сопровождения. Реклама. Практика Украшение зала согласно теме. Встреча. Тема 3.Подготовка литературного представления Теория Выбор автора. Работа с литературным материалом. Практика  Работа в этюдах. Подбор музыкального сопровождения и костюмов. Тема 4.Показ литературного представления Практика Генеральная   репетиция   со   светом   и   звуком.   Показ   литературного представления. Анализ мероприятия. 5 год обучения  Тема 1.  Вводное занятие Теория  Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето. Тема 2. Подготовка литературной композиции Теория Выбор  темы и автора. Работа над литературным произведением.  Практика Скелетирование текста. Логическая пауза. Логическое ударение. Составление   композиции   по   картинкам. сопровождения. Тема 3. Литературные встречи Теория   Выбор   темы.   Приглашение   участников   других   студий   к     творческому сотрудничеству. Составление сценарного плана. Практика.  Написание сценария. Репетиции.  Проведение мероприятия. Тема 4. Участие в мероприятии Практика Отбор   литературных   отрывков   и   композиций.   Составление   концертной программы. Подготовка и проведение мероприятия.   Подбор   музыкального

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Постановка сценических номеров"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018