Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по хореографии художественно-эстетической направленности

  • Работа в классе
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предоставление ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.)
Иконка файла материала ОРЛОВА Е.Н.Хореография прогр дополнительного образования2017 -2.doc
Департамент образования администрации г. Томска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно­эстетического цикла №58 г. Томска УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального автономного  общеобразовательного учреждения средней  общеобразовательной школы с углубленным  изучением предметов художественно­эстетического  цикла № 58 г. Томска _________________ /С. А. Сидорова/ Приказ № 344от 04.09.2017 г. Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  по хореографии  художественно­эстетической направленности Возраст обучающихся: 7­14 лет Срок реализации: 7 лет Разработчик: Орлова Елена Николаевна,      педагог дополнительного образования                     1Томск­ 2017. Содержание программы: Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:  1.1. Пояснительная записка;  1.2. Цель и задачи программы;  1.3.   Содержание   программы   (учебный   план   и   содержание   учебно­тематического плана);  1.4. Планируемые результаты. Раздел № 2 «Комплекс организационно­педагогических условий»:  2.1. Календарный учебный график;  2.2. Условия реализации программы;  2.3. Формы аттестации; 2.4. Оценочные материалы; 2.5. Методические материалы; 2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; 2.7. Список литературы. 2Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:       Программа   составлена   на   основе   программ   «Ритмика   и   танец»   Н.И.   Бочкарёвой, Министерства   образования   и   науки   для   учреждений   дополнительного   образования   и программ Министерства культуры для хореографических училищ.   Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному,   позволяет   самовыразиться,   проявить   и   продемонстрировать   свои способности, укрепляет здоровье, дает   уверенность в себе, формирует осанку,   красоту тела, придает грациозность в походке и движениям.  Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от   сценических постановок до   «уличных   танцев»)   позволяет   каждому   ребёнку   проявить   свои   способности   и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной,   «двигающейся в такт» группы. Несмотря на значительное число серьёзных профессиональных   коллективов,   существующих   в   учреждениях   культуры, дополнительного   образования,   школьные   танцевальные   кружки,   студии,   ансамбли пользуются неизменной популярностью у детей и подростков. Близость к дому, «родные стены» школы, возможность посещать занятия с друзьями и одноклассниками, ориентация расписания занятий и репертуара на реалии школьной жизни, выступления на школьных праздниках   перед   родителями,   друзьями,   учителями   –   всё   это   зачастую   становится решающим фактором в выборе детского объединения.  Отбор   содержания   данной   программы   основан   на   идеях   И.Я.Лернера   о   развитии личного   опыта   учащихся   в   4­х   аспектах:   освоении   «готовых»   знаний   о   хореографии, различных   способов   деятельности   человека   в   танцевальном   искусстве,   развитии   опыта творческой деятельности и эмоционально­ценностного опыта ребенка.                   Направленность программы  ­ художественно­эстетическая          Тип программы ­ углубленный  Актуальность  данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного   времени,   создании   самостоятельного   творческого   коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.)  Востребованность   программы   со   стороны   педагогов,   воспитанников   и   их   родителей в значительной степени определяется: ­     интересом   к   классическим   эталонам   искусства,   определяющим   развитие современной музыки, театра, танца; ­   стремлением   к   самостоятельным   пробам   детей   и   подростков   в   освоении классических и современных направлений хореографии; 3 ­   поиском   форм,   способов,   средств   поддержки   культуры   здорового   образа жизни   подрастающего   поколения,   формирования   ценностного   отношения   к физическому и психическому здоровью человека.  отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;  адресат программы –   Программа  ориентирована  на  детей   и  подростков   7  –  14  лет,  проявляющих  интерес   и способности к хореографии, искусству танца.        Психологические особенности возрастной группы 7 – 11 лет:  Смена ведущего вида деятельности с игровой  на учебную.  Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных  требований, возникновении новых ожиданий социума. Несформированность  эмоционально­волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного  поведения.  Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).  Тревожность, страх оценки.   Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).   Формирование навыков учебной рефлексии.  Развитие когнитивных функций.  Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у  мальчиков, эмоционально­чувственной у девочек)  Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями   воспитанников:   это   игровые   формы,   направленные   на   раскрепощение, снятие   страха   оценки,   формирование   доброжелательных   отношений   внутри   учебной группы,   на   восприятие   и   осознание   искусства,   воплощение   своих   чувств   и   мыслей   в образах; на развитие эмоционально­чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию. Психологические особенности возрастной группы 11­14 лет:  Развитие Я – концепции  Ведущая потребность  ­ общение со сверстниками.    Склонность к риску, острым ощущениям.  Быстрая   утомляемость   и   низкая   работоспособность,   резкие   перепады   настроения   в связи с бурным психофизиологическим развитием.  Появление интереса к противоположному полу.  Замедление   реакции.   Подросток   не   сразу   отвечает   на   вопросы,   не   сразу   начинает выполнять задания  Слабо сформированная эмоционально­волевая сфера  Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников Необходимость   ощущения   социальной   востребованности   (формирование   чувства взрослости). Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на   весь   период   обучения   и   необходимых   для   освоения   программы;   определяется содержанием   и   прогнозируемыми   результатами   программы;   характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);       Срок реализации программы — 7 лет. Срок реализации программы, выбор предметов и объём содержания каждого из предмета определяется педагогом исходя из стартовых 4возможностей,   специальных   способностей   и   интересов   детей,   особенностей   и   условий конкретной   школы,   контингента   воспитанников.   Педагог   имеет   право   варьировать содержание учебных предметов, объём учебных часов на освоение воспитанниками тех или иных тем и предметов при обязательном условии отражения изменений в составляемом им ежегодно календарно­тематическом плане. Календарно­тематический план, репертуарный план   на   каждый   год   обучения   и   график   предполагаемого   участия   воспитанников   в конкурсах, фестивалях, концертных программах оформляются педагогом как приложение к данной примерной программе.  ­ Формы обучения – очная;    Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер­класс, беседа, видео­урок, экскурсия,  викторина,   коллективное  посещение   концертов,   спектаклей,   массовых мероприятий.  На занятиях   наряду с фронтальными  методами  используются   работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах. Выбор   форм,   методов   и   видов   деятельности   в   учебной   группе   определяется   с   учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенности   организации   образовательного   процесса  –  в   соответствии   с индивидуальными  учебными планами  в объединениях  по интересам,  сформированных в группы   учащихся   одного   возраста   или   разных   возрастных   категорий   (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (ансамбли,)  Режим   занятий,   периодичность   и   продолжительность   занятий  –   общее   количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.   1­ый  и 2­ой год обучения – 2 занятия по 2 часа = 4 часа в неделю, 136 часа в год;    3­ий и 4­й годы – 3 занятия по 2 часа = 6 часов в неделю, 204 часов в году;      на 5­ 7 годах обучения учебная нагрузка в неделю 6 часов в неделю 204 часов в году)     при условии  организации работы в подгруппах (ансамбль, постановка). 1.2. Цель и задачи программы. Цель:  Развитие   творческих   способностей   детей   и   подростков   средствами     искусства хореографии.  Формулирование задач: Личностные:  Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.    Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение   доводить   начатое   дело   до   конца,   стремление   к самосовершенствованию и творческому росту.   Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.   выносливость, Метапредметные:   Выявление   и   развитие   заложенных   в   воспитаннике   способностей:   музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.  Образовательные:  Формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о мно­ гообразии   видов   и   жанров   искусства   хореографии,     истории   танцевального   ис­ кусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы).  Формирование   базовых   хореографических   навыков   для   творческого   выражения заданного образа.  Расширение эрудиции и кругозора 51.2. Содержание программы 1.3. Учебный план Предмет, дисциплина 1год 2год 3год 4год 5год 6 год 7 год 1. Музыка   и 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2  (68) 2 (68) 6 (204) 6 (204) 6 (204) 4 (136) 6 (204) Учебно­тематическое планирование Музыка и движение 1­2 год обучения 2. 3. движение Классический танец Народно­ сценический танец Беседы   хореографии о 4.       5. Ансамбль, постановка Всего   часов   в неделю/в год     6. Формы аттестации/ Контроля Контрольный урок Открытый урок Контрольный урок Формы аттестаци и/ Контроля Открытый урок Контрольн ый урок № Темы Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение в предмет Элементы музыкальной грамоты Упражнения на развитие ориентации в  пространстве ОФП Танцевально­тренировочные упражнения Повторение, закрепление материала Посещение концертных программ,  школьных мероприятий с участием  хореографического коллектива  теория практика всего 1 1 1 1 1 5 1 9 13 9 12 10 4 63 2 10 14 10 13 10 4 68                                              Классический танец Тема 3 год   п т 1 Введение в  1 1 4 год 5год 6год всег о 2 т п 1 1 всег о 2 т п 1 1 всег о 2 т п 1 1 всег о 2 6предмет Par terre Упражнения у станка Упражнения на середине Allegro 52 6 8 52 6 8 48 10 8 48 10 8 1 67 68 1 67 68 1 16 22 22 6 67 16 22 22 6 68 1 16 22 22 2 67 16 22 22 2 68                                              Народно­сценический танец Тема                                             Количество часов 2 3 4 5 № 1. танцы 68 68 68 4 68 7 4 год  п т 2 всего 2 т 2 5 год  п всего 2 т 2 6 год  п всего 2 14 14 20 10 10 16 20 10 10 12 16 16 18 18 12 12 12 12 18 18 18 18 20 20 18 18 3 год  п всего 2 4 20 т 2   в Введение предмет 2. Простой   поклон на месте 3. Основные 4 20 4. танцевальные ходы Виды переменных шагов 32 32 14 10 5. Положение рук и ног   в   русском танце. Открывание   и закрывание рук. Работа   руками port de bras 7. Подготовка   к 6. дробям 8. Простой дробный «ключ» 9. Одинарные и тройные притопы   10. Танцевальные элементы русского танца 11. Танцевальный бег 12. Основные и   фигуры рисунки хороводов («звёздочка», «корзиночка», «улитка» и др.) 13. НациональныеТема 1 2 3 4 5 6 Танцы России Западная Украина Особенности народного  характера Танцы народов мира Особенности молдавского  танца Черты танцев народов  Испании т 4 26 32 6 7год   п Всего 30 32 6 68 Беседы о хореографии Тема т 7год п Всего Введение в предмет Эволюция развития  профессионального  хореографического искусства Лучшие профессиональные и  самодеятельные  хореографические коллективы Великие исполнители и  постановщики 1 16 10 7 1 16 10 7 34 № 1 2 3 4 Содержание программы: В   рабочей   программе   представлены   следующие   предметы:   музыка   и   движение, классический танец, народный танец, современный танец, беседы о хореографии. Освоение программы предполагает постепенность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись. Значимой   для   успешной   реализации   программы   является   опора   на   предмет «Классический танец»  на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические   данные   воспитанников   и   формирует   необходимые   технические   навыки,   но является источником высокой  исполнительской  культуры  и средством  эстетического  и нравственного   воспитания   детей.   Владение   техникой   классического   танца   позволяет воспитанникам успешно освоить такие жанры, как народный и   современный танец. При наличии условий для занятий классическим танцем, на данный предмет отводится 1­2 часа в неделю. Предмет  «Музыка   и   движение»  является   основным   для   1   года   обучения (подготовительный   модуль,   направлен   на   развитие   музыкально­ритмической выразительности,   пространственной   ориентации   ребенка.   Занятия   проводятся   1раз   в неделю по 2 часа. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через  элементы танцевальных  движений  в процессе  занятий.  На практических  занятиях дети   приучаются   к   сотворчеству,   у   них   развиваются   память,   внимание,   творческие способности. 8Содержательную   основу   данной   программы   составляют   предметы  «Народ  но­ сценический   танец»   (2   часа   в   неделю)   и   «Эстрадный   танец»   (1   час   в   неделю).   Они направлены   на   расширение   предметных   знаний   по   хореографии   и   обогащение исполнительских   возможностей   воспитанников.   Народно­сценический   танец   раскрывает красоту   и   образность   национальных   танцев,   знакомит   с   культурой   других   народов. Современный   танец   расширяет   поле   для   творческого   самовыражения   ребенка, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппарата детей,   укреплению   мышц,   связок,   суставов   для   исполнения   разнообразных   комбинаций современных   танцевальных   направлений,   способствует   гармонизации   самооценки, успешной адаптации в среде сверстников.   Предмет «Беседы о хореографии»  (теоретический курс, реализуемый  в процессе освоения   всего   содержания   программы,   1   час   в   неделю)   знакомит   воспитанников   с историей   развития   хореографии,   профессиями,   связанными   с   хореографическим искусством, творчеством выдающихся исполнителей, постановщиков, балетмейстеров.  Ансамбль, постановка на протяжении всего срока обучения обеспечивают возможности коллективного   творчества   и   предъявления   результатов   обучения   в   виде   конкретных продуктов (танцев, этюдов, композиций, концертных номеров и т.д) ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками, Музыка и движение  притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, включенных в  программу первого класса. Овладение простейшими навыками координаций движений.  Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. 1. Элементы музыкальной грамоты. Определение и передача в движения: ­ характера музыки (веселый, грустный); ­ темпа (медленный, быстрый); ­ динамических оттенков (тихо, громко); ­ куплетной формы (вступление, запев, куплет); ­ жанров музыки (марш, песня, танец); ­ метроритма (длительный, четверть­шаг, восьмая­бег); ­ пауз (четвертной, восьмой). 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по  одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте; построение в круг. 3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:  напряжение и расслабление мышц рук; сгибание кистей вниз, вверх, вперед, назад;  поднимание рук вверх и опускание вниз; напряжение и расслабление мышц ног; вращение  стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо, влево; наклоны,  повороты головы, круговые движения плечами. 4.Упражнения на развитие художественно­творческих способностей:           ­ «играем в скакалку», «мяч», «сажаем картошку», «собираем ягоду»,  ­ проснулись­потянулись,  ­ движение в образах сказочных персонажей: Зайца, Лисы, Волка, Кота и Мышей и т.п. Музыкальный материал: «Громче­тише» (муз. В. Туманян; «Чувство»); муз. М. Глинки;  «Вышивание»; муз. Т. Островской; «Полька» (муз. П. Чайковского; «Моя лошадка»); муз.  9А. Гречанинова; «Посеяли девки лен»); русская, народная; «Пионерский марш» (муз. М.  Фрадкина; «Этюд»); муз. Т. Ломова. Репертуар: 1. «Школьная полька»                     2. «Русский танец» ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Элементы музыкальной грамоты.        Определение и передача в движении:  Музыка и движение характера музыки (спокойный, торжественный); темпа (умеренный); ­ ­ ­ метроритма (длительностей: половинной, целой); ­ ­ ­ размеров(2/4,3/4); сильных и слабых долей; определение двухдольного и трехдольного размеров. 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: ­ ­ ­ положение в парах; свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну; построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении. 3. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц:    ­   разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки);  ­  напряжение и расслабление мышц шеи (наклоны головы);  ­  напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса. 4. Упражнения на развитие художественно­творческих способностей: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ «веселые барабанщики», «конники», «неуклюжий медведь», «канатоходцы», «цирковые лошадки», «снежинки», «спортсмены: волейболисты, хоккеисты, лыжники» и т.д. Движения в образах любимых героев мультфильмов: Чебурашки, Буратино, Винни­ Пуха, Зайца и Волка, Кваки­Задаваки и др. Репертуар: 1.«Большой пляс»                    2. «Маленькие амурчики» ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Классический танец Элементарные сведения о классическом танце как азбуке танца. Классический танец – основа балетного спектакля. Постановка корпуса, ног, рук. Начало  тренировки суставно­мышечного аппарата. Выработка выворотности, эластичности и  крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Практические занятия 1 0Упражнения у станка (в выворотной позиции лицом к станку). Позиции ног – 1,2,3.  Позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3. Деми  плие – полуприседание. Развивает  выворотность бедра, эластичность и силу ног. Изучается лицом к станку по 1­й, 2­й, 3­й  позициям. Батман тандю – вытягивание ноги в сторону, вперед и назад из    1­й, 3­й позиции.  Движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивают  силу и эластичность ног. Деми рои де жамб пар тэр (ан деор ан дедан) – круговое движение ноги по полу.  Развивает подвижность тазобедренного сустава. Изучается лицом к станку с 1­й позиции по точкам: вперед в сторону, в сторону вперед, позднее – назад. Изучается лицом к станку с 1­й позиции по точкам: вперед в сторону, в сторону  вперед, позднее – назад. Батман релеве лян на 45º ­ медленное поднимание ноги. Развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге. Изучается: в сторону, позднее – вперед, держась одной рукой за  станок. Прыжки по 1­й и 6­й позициям. Подъем на полупальцах по 6­й и 1­й позициям.  Движения рук. Пор де бра из подготовительного положения в позицию 1­ю, 3­ю, 1­ю и  снова в подготовительное положение.                      Народно­сценический танец В задачу этого раздела входит знакомство с основными позициями и положениями рук и  ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов движений  на середине, развитие координации движений. Детей учат двигаться по кругу по одному и в парах на примере несложных игровых  массовых танцев. Рассказ о значении танца в жизни русского народа. Значение танца в жизни русского народа. Русский народный танец – часть национальной культуры русского народа. Связь  русского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом. Места, где проходили  гулянья. Разнообразие народных игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с бытом, танцами и природой. Традиции, сложившиеся в исполнении русского  народного танца. Основные позиции и положения ног и рук в русском танце В русских народных танцах принимаются все позиции и положения ног и рук,  принятые в народно­сценической хореографии. В программе предлагаются основные положения рук в русских парных и массовых  танцах, которые можно применить в практической работе при создании собственной  хореографии в учебном процессе. Руки в русских парных и массовых танцах обладают большим содержанием и внешней выразительностью. Основные положения рук: 1. Подготовительное. 1. Первое: руки на талии. 2. слегка вверх. Второе: руки подняты на уровне груди, вперед, ладони повернуты  Третье: руки раскрыты в стороны. 3. 4. Четвертое: руки скрещены на уровне груди. Положение рук в парных танцах: 1. 1. 2. Руки внизу. Руки впереди. Руки наверху. 1 1Руки сзади. Руки подняты в локтях и согнуты. 3. 4. 5. Под руки. 6. Одной рукой за талию. 7. 8. На плечах друг друга. 9. Крест­накрест. 10. 11. Рука на плече.   Левые руки перед собой, правые руки над головой.   Стоя лицом друг к другу, руки перекрещены, наверху,  разведены в  стороны и т.д. Все вышеперечисленные положения рук в парах сохраняются при поворотах и  вращениях в парах. Открывание и закрывание рук:  Открывание и закрывание одной руки в сторону.  Открывание и закрывание обеих рук в сторону.    Открывание и закрывание одной руки. Поочередное открывание и закрывание рук. Поклоны и основные движения. Описанные ниже элементы русских народных танцев не являются локальными,  принадлежащими какой­нибудь одной области России. Эта небольшая часть подобрана по  принципу постепенности освоения целых групп различных движений: лирических, дробных, кадрильных, плясовых. Движения в танцах различных областей России будут вводиться по мере усложнения  и изучения особенностей танцев данной местности: 1. Простой поклон на месте. 2. Простой поклон с продвижением вперед. 3. Одинарный притоп. 4. Тройной притоп. 5. Простой шаг вперед. 6. Шаг плавный, скользящий женский. 7. Переменный шаг вперед. 8. Быстрый шаг вперед. 9. Русский галоп.  10. Простая «ковырялочка»: носок, каблук. 11. Припадание по 6­й позиции вперед в продвижении. 12. Подготовка к присядкам: приседание в 6­й позиции. 13. Подскоки. Массовые танцы для детей: «Как у наших у ворот» (муз. народная). «Полянка» (муз. народная). «Пойду ль я, выйду ль я» (муз. народная) «Как пошли наши подружки» (танец­игра). «Плетень» (танец – игра).        ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Повторяются в более ускоренном темпе упражнения, указанные в программе первого года  обучения. Дополнительно изучается уровень подъема ног, например, положение  работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена.  Классический танец 1 2Подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывание руки в  подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и  головы в движении – таи релеве пар тэр. Прыжки с двух ног на две. Разные этапы прыжка  (тан леве соте): подготовка к взлету, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление,  положение ног после прыжка. Практические занятия Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 5­я. Позиции рук – 1, 2, 3­я (вначале изучаются на середине). Деми плие в 1, 2, 3, 5­1 позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку,  держась одной рукой). Музыкальный размер 3/4, темп – анданте. Батман тандю с 1­й позиции, позднее – с 5­й позиции в сторону, вперед, позднее –  назад. Затем из 5­й позиции в сторону, вперед, назад. Размер 2/4, тепм – модерато. Батман иандю с деми плие (с пур ле пье, пассэ пар тэр) – с 1­й позиции, позднее – с 5­ й позиции (раздельно, слитно). Батман тандю жете – натянутые движения с броском из 1­й позиции. Развивают  упругость ног в воздухе, легкость и подвижность тазобедренного сустава. Изучаются стоя  лицом к станку (в сторону 2­й позиции). Размер 2/4, характер четкий, темп – модерато. Батман тандю пике – натянутой ноги колющий бросок. Батман тандю жете – со сгибом подъема работающей ноги вверх и вниз. Ралеве лян на 45˚, 90˚ (стоя боком к станку). Размер 3/4, 4/4 по такту на движение и  фиксацию положения, темп – модерато. Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1­й позиции. Прыжки разучиваются лицом к станку. Тан леве соте – по 1, 2, 5­й позициям. Поа эшаппе на 2­ю позицию. Шанжман де пье. Народно­сценический танец Этот период включает в себя продолжение разучивания элементов и движений русского  народного танца. Особое внимание уделяется умению правильно открывать и закрывать  руки. На основе изученных элементов вводятся небольшие танцевальные комбинации,  что способствует развитию координации движений. Учащиеся знакомятся с истоками  развития русского народного танца.          Истоки и развитие русского народного танца. Танец в древних игрищах и языческих обрядах. Скоморохи и их роль в развитии  русского народного танца. Светский характер искусства и хореографии при Петре I.  Отношение официальных кругов к русскому народному танцу. Особенности развития  русского народного танца в XVIII­XIX вв. Сохранение и развитие танцевальных  традиций русской хореографии на современном этапе. Основные  движения русского танца: 1. Поклоны. 2. Простой шаг назад. 3. Переменный тройной шаг. 4. Переменный шаг с каблука. 5. Медленный русский ход. 6. Шаркающий шаг. 7. Мужской шаг с каблука. 8. «Елочка». 9. Припадание по третьей позиции. 1 310. Тройные переступания. 11. Переступания с выносом ноги на каблук. 12. Присядка вперед по 6­й позиции с выносом ноги на каблук. 13. «Мячик» ­ с одинарным хлопком впереди. 14. Быстрый бег в ритмическом разнообразии. Массовые танцы: «Где был, Иванушка» (музыка народная). «Ой, вставала я ранешенько» (музыка народная). «Котик и козлик» (музыка В.Тиличеевой). «Выйду ль я на реченьку» (музыка народная). «Как на тоненький ледок» (музыка народная). «Ворон» (танец­игра) – русская народная прибаутка. Этот период обучения включает в себя продолжение разучивания элементов движений  . Танцы народов России и мира белорусских и эстонских танцев. Разучиваются несложные танцевальные комбинации,  этюды с элементами украинского танца, способствующие развитию координации  движений учащихся. Репертуар: 1.Белорусский народный танец                   2.Эстонский танец                  3.Украинский народный танец       ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Классический танец Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации по степени  трудности. Рисунок положений уровней ног и рук, большие и маленькие позиции рук, позы  классического танца. Последовательность и расклад движений на элементы. Типы прыжков (с двух ног на две, с одной на другую, с двух на одну и с одной на две). Практические занятия Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях в более  быстром темпе. Дополнительно изучаются: Деми плие по 1, 2, 3, 5­й позиции, изучать лицом к станку, затем исполнять, держась  за станок одной рукой; Батман тандю с 1­й и 5­й позиций по всем направлениям; Рон де жамб партер ан деор и ан дедан слитно; Батман фондю – носком в пол по всем направлениям; Ьатман фраппе – вперед, в сторону, назад носком в пол; 1 4Лелеве лян – во всех направлениях; Перегибы корпуса вперед, назад по 5­й позиции (держась одной рукой за станок); Релеве по 1,2­й позициям на полупальцах; Гранд батман жете – вначале изучается лицом к палке, нога идет в сторону; Па ассамбле – собранный прыжок; вначале изучается лицом к станку; Музыкальный размер 4/4, исполняется как один такт; Па де бурре с переменой ног (стоя лицом к станку); размер 2/4, темп – модерато. Упражнения на середине: Гранд плие по 1, 2, 5­й позициям; Батман тандю по 1­й позиции вперед и в сторону; Позы классического танца с ногой на 45˚, 1­й арабеск (носком в пол). Музыкальный размер  3/4, темп адажио.   Народно­сценический танец Увеличение количества технически сложных движений русского танца. Работа над  характером и манерой исполнения, местными особенностями некоторых элементов  русского народного танца. Знакомство с основным жанром русского народного танца –  пляской, с ее отличительными особенностями.  Пляска – один из основных жанров русского народного танца. Характерные черты исполнения русской народной пляски. История развития пляски.  Отличие ее исполнения от исполнения хоровода. Импровизация – характерная черта  русской пляски. Образ русского человека в пляске. Основные фигуры групповых плясок: «Звездочка».   Шен («перехватка»).     «Карусель». «Челнок». «Ручеек». «Волна» и т.д. Виды русской народной пляски: одиночная мужская и женская; парная; перепляс; ­ ­ ­ ­ массовый пляс; ­ групповая пляска (местные особенности исполнения). Основные движения русской пляски: 1. Переменные шаги в сочетании с подскоками, дробями, «моталочкой». 2. Беговые ходы в сочетании с «моталочками», «голубцами», подбивкой. 3. «Моталочка» в сочетании с поворотом, «молоточками», «ковырялочкой». 4. Веревочка простая и двойная, в сочетании с «ковырялочкой», ножницами,  различными выстукиваниями. 5. Дроби в их ритмическом разнообразии. 6. Переборы простые и сложные. 7. Вращения: 1 5а) дробный «ключ» в повороте; б) молоточки с поворотом; в) «ковырялочка» с поворотом; г) с выниманием ноги вперед на каблук; д) дробь с подскоком в повороте; ж) дробная дорожка в повороте; з) хлопушка в повороте и т.д. 8. Хлопушечные танцевальные комбинации; 9. Использование различных присядок. 10. Трюки.               Танцы народов России и мира Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение  количества элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером.  Продолжение изучения элементов украинского, белорусского, итальянского танцев. К  концу учебного года составляются более трудные комбинации и небольшие композиции. Упражнения у станка: 1. Полуприседания и полные приседания, плавные и резкие, по 1, 2, 3, 4, 5­й открытым  и прямым позициям. 2. Скольжение стопой по полу: а) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону;           б) так же с полуприседанием. 3. Маленькие сквозные броски по 1­й открытой позиции со встречным  проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании. 4. Каблучные движения: вынесение ноги на каблук от щиколотки. 5. Круговое скольжение по полу: А) ребром каблука около опорной ноги;           Б) носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с  остановкой в сторону или назад. 6. Подготовка к «веревочке» с поворотом из открытого в закрытое положение и  обратно. 7. Раскрывание ноги на 90˚ с двойным ударом каблуком опорной ноги. 8. «Чечетка» с двумя мазками подушечкой работающей ноги с акцентом «от себя». 9. Большие броски полукругом по всей стопе. 10. «Голубец» в прямом положении лицом к станку. 11. Подготовка к штопору по 1­й позиции на полупальцах.         Репертуар: 1.Молдавский народный танец                              2.Казахский народный танец ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  Классический танец Уделять больше внимание музыкальным, темповым обозначениям применительно к  практическому материалу по классическому танцу: адажио – медленно, виво – живо,  ленто – протяжно, анданте – не спеша, аллегро – скоро. Все упражнения повторяются в более ускоренном темпе. Изучается уровень подъема  ног, добавляются полупальцы опорной стопы. Продолжается изучение типов прыжков. 1 6Практические занятия Усложнение различных комбинаций у станка.  Дополнительно: Батман дубль фраппе – движение с двойным ударом; размер 2/4, четкий, два такта на  движение; Батман девелоппе – разворачивающееся движение; размер 3/4, 4/4, адажио, характер  плавный, связный. Упражнения на середине Исполняются упражнения, изученные у станка, кроме батмана фондю, батмана фраппе. Пор де бра 1­е, 2­е, 3­е, 4­е. Развивает танцевальную координацию и чувство позы.  Размер 3/4, темп – анданте. Па ассамбле – с открыванием ноги  в сторону и вперед (маленькое). Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан.  Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, эффасе). Законы и  эстетика равновесия в позах классического танца. Закономерности координации  движений рук и головы в пор де бра. Практические занятия Гранд плие 1, 2, 5­й позициям. Размер 2/4, темп – анданте. Батман тандю с 5­й позиции во всех направлениях. С затактовым построением.  Дополнительно изучаются: положение ноги сюрле ку де пье – «обхватное» (развивает  выворотность и подвижность ноги), «условное» ­ сильно вытянутые пальцы работающей  ноги касаются опорной. Батман фраппе – сильное ударяющее движение (развивает силу ног, ловкость,  быстроту и подвижность колена), изучается лицом к станку в начале в сторону с выносом в пол, затем вперед и позднее назад. Позы классического танца изучаются на середине зала: поза круазе;  поза эффасе (с ногой на полу); па куррю – мелкий бег на полупальцах. Движения исполняются шестнадцатыми. Размер 4/4, 2/4, 3/4. Характер легкий, живой.  Народно­сценический танец Знакомство с областными особенностями исполнения хороводов. Примеры  орнаментальных или узорчатых хороводов различных местностей России. Продолжается  дальнейшее изучение более сложных элементов и движений русского танца, требующих  соответствующей координации исполнения и силовой нагрузки. Активнее работают руки.  Местные особенности исполнения хороводов. Данная тема изучается на практических занятиях. Во время занятий учащиеся  усваивают манеру, характер, технику исполнения движений и комбинаций по областным  особенностям. Характерные особенности исполнения хороводов Севера России (Архангельская,  Новгородская, Костромская области). Основные костюмы, головные уборы, жизненный  уклад народов Севера. 1 7Средняя полоса России (Московская, Владимирская, Рязанская, Калининская,  Ярославская, Ивановская, Тульская области). Разнообразие песен, игр. Хороводы под  песни. Юго­запад России. Хороводы­пляски. Юг России. Плясовой характер исполнения хороводов, разнообразный  хореографический рисунок. Песенное сопровождение. Сибирские хороводы.. Местные особенности исполнения орнаментальных хороводов Север России – «Ходечи», «Корзиночка» (Архангельская обл.); Средняя полоса России – «Стоит кузня» (Рязанская обл.); Юго­Запад России – «Заплетися плетень» (Брянская обл.); Юг России – «С поясами», «Петелька» (Курская обл.); Сибирь – «Ты не стой, молодец», «Ой, во лугах», «Я по бережку похаживала».   Репертуар: 1.Узбекский народный танец                       2. Испанский танец                                                                  СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ                                               Классический танец Техника «форс» в прыжках и вращениях. Эстетика рисунка. Закономерность правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различных ракурсах. В движениях у станка  вводятся больше позы.                                                                                                              Практические занятия: Закрепляется пройденный материал. Дополнительно: батман фраппе на 45˚ на  полупальцах в позах круазе и эффасе (затакт 1/8); батман фрондю на 45˚ на полупальцах ронд де жамб ан лер (музыкальный размер, темп – модеретто; пассе во всех  направлениях. Большие позы. Круазе и эфассе с подъемом ноги на 45˚ и 90˚. Маленький пируэт сюр де  Упражнения на середине ку де пье по 2­й позиции. Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 4 такта. Па купе. Сиссон уверте – открытый прыжок; изучается в сторону (носком в пол). Сиссон сампль  – прыжок с двух ног на одну и с одной на две. 1 8.Танцы народов России и мира Продолжается дальнейшее изучение более сложных элементов у станка, требующих  соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. Активнее работают  руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается  построение несложных комбинаций на материале украинского и итальянского танцев.  Увеличивается количество прыжков с одной ноги на другую и с двух на одну.  Начинается изучение элементов марийского танца и танцев народов Закарпатья. 1. Приседания резкие и плавные по 1­й, 2­й и 5­й открытым позициям и 1­й прямой. 2. Скольжение стопой по полу с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу  Упражнения у станка: опорной ноги. 3. Маленькие броски (различные виды). 4. Круговые скольжения по полу: а) носком с остановкой в сторону или назад; б) ребром каблука.              Повороты стопы:                   а) одинарные;                   б) двойные. 6.  Полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена  работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45˚. 7.  Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое  положение и обратно. 8.  Развертывание ноги на 90˚ с одним ударом каблуком опорной ноги в  полуприседании вперед, в сторону и назад (плавные и резкие).  Подготовка к «чечетке» в открытом положении вперед, в сторону и назад.  Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги: А) на ногу, открытую на носок;                   Б) с шага;                   В) с прыжка.              Маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной («веер») с вытянутой  стопой.              12. Подготовка к «качалке» и «качалка».              13. Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1­й прямой  позиции.              14. Растяжка по 1­й позиции с перегибом корпуса.              15. Большие броски с падением на работающую ногу по 5­й открытой позиции  вперед, в сторону и назад.              16. Маленькие «голубцы» лицом к станку.              17. Присядки:                    а) на полном приседании по 1­й позиции с поочередным открыванием ног вперед на каблук;                    б) «мяч» лицом к станку. Танцы Закарпатья Жизнерадостные, полные своеобразного задора танца Закарпатья имеют свои  отличительные особенности, свои характерные движения, которых нет в других  украинских танцах. Например, своеобразный пружинный шаг, ход переплетенными  ногами, винтообразные движения, часто используются парные вращения и т.д. Особенно  1 9интересны танцы: быстрая, искристая «Коломийка», забавная «Тропотянка», мужской  массовый танец «Аркан» Танцы народов Поволжья Марийский танец. Национальная особенность марийских танцев заключается в  чрезвычайной планости переходов от одних движений к другим, в мягкости,  пластичности волнообразных движений рук: вот вьются они вокруг корпуса немного  выше талии, а затем девушка плавно переводит их то справа налево, то слева направо.  Танцующие при движении почти не отрывают ног от пола, они плавно скользят,  незаметно переходя с одной ноги на другую. Лексика марийского танца богата дробями, разнообразными по ритму. Движения к старинному лирическому марийскому танцу: «Гармошка». «Гармошка» и «голубец».  Скользящий шаг.    Переменный шаг на пятках.  Скользящий шаг назад. Повороты на месте Репертуар: 1.Западная Украина               2.«Украинский танец»  Выразительные средства хореографии.  Беседы о хореографии Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно­ сценический, историко­бытовой, эстрадный, свободная пластика и т.д. Понятие  пластических мотивов. Хореографические темы. Хореографическая драматургия (на  примере детских балетов «Золушка», «Красная шапочка» и т.д.).  «Истоки русского балета». Народные истоки русского балета: игрища, хороводы. Искусство скоморохов. Влияние  западноевропейского музыкального театра. Театр при дворе царя Алексея Михайловича. «Орфей и Эвридика». Хореография в России в эпоху Петра Первого. Ассамблеи.  Появление театрального танца.  Начало хореографического образования в России. Начало хореографического образования в Петербурге и Москве. Первые  балетмейстеры в России – Ж.­Б.Ланде и А.Ринальди                                                          Зарождение балетного театра. Истоки западноевропейского балетного театра. Искусство западноевропейских  жонглеров, гистрионов. Турниры, процессии, карнавалы, маскарады. Зарождение  придворного балета. Первый придворный балетный спектакль «Цирцея». Зарождение и становление действенного балета XVIII в. Общая характеристика балетного театра XVIII в. Барокко и рококо в балетном  театре. Зарождение действенного балета. Самоопределение балета как самостоятельного  2 0театрального жанра. Классицизм в балетном спектакле. Австрийский балетмейстер  Ф.Гильфердинг. Его деятельность в России. Балет «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем». Итальянский балетмейстер Г.Анджьолини. Балеты «Дон­Жуан»,  «Семирамида». Деятельность в России. Отношение к русской народной хореографии. Творчество Ж.­Ж.Новерра. Сущность реформы  Ж.­Ж.Ноаерра.  Действенные  балеты.  Значение  творчества  Новерра. Труд   Новерра   «Письма   о   танце   и   балетах».   Теория   балета   Новерра.   Новерр   о   связи искусства хореографии с действительностью, о танце, пантомиме, действенном танце, о сочинении   балетов,   о   воспитании   танцовщиков   и   т.д.   Значение   «Писем   о   танце»   Ж.­ Ж.Новерра 1.4. Планируемые результаты  Требования к знаниям и умениям;  ­ Знать: ­  правила основных движений классического танца, ­  законы общей координации тела, ног, рук, головы, законы равновесия, ­ знать отличительные особенности исполнения некоторых движений в области русского  народного танца, уметь передать характер и манеру исполнения танцев различных областей России, ­ программный материал по народно­сценическому танцу, ­ позиции парных бальных танцев, разучиваемых на занятиях,  ­ знать общую характеристику балетного театра XVIII в. ­ закономерности правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различные ракурсы; ­ рисунок положения и уровней рук и ног, большие и маленькие позиции рук, позы  классического танца; ­ знать основы овладения техникой джаз­танца;  ­ знать определение профессии балетмейстера; ­ знать основы построения русской кадрили; ­ Уметь: ­ владеть культурой движения рук, ­ выполнять сложные технические движения, ­ иметь понятие о балансе, посыле корпуса и противодвижении корпуса, уметь применять  их на практике, ­ иметь представление о зарождении западноевропейского балетного театра,                          ­ владеть основными навыками, требуемыми школой классического танца; ­  выполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы; ­ правильно исполнять экзерсис у станка; ­ исполнять движения в характере музыки – четко, сильно, медленно, плавно; ­  импровизировать национальный танец в быстром и медленном темпе; ­ исполнять сложные движения, вращения, прыжки на середине зала;  Компетенции   и   личностные   качества,   которые   могут   быть   сформированы   и развиты у детей в результате занятий по программе;  личностные, метапредметные и предметные результаты, которые  приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы. Раздел № 2. «Комплекс организационно­педагогических условий» 2 12.1. Календарный учебный график   количество учебных недель – 36;   количество учебных дней – 72;   продолжительность каникул:   осенние с 27.10.16г.по 06.11.2016г.  зимние –с 30.12.16г. по 10.01.2017г.  весенние – с 18.03.2017г. по 26.03.2017г.   дополнительные каникулы для 1класса6 с 13.02.2017г. по 21.02.2017г.   даты начала и окончания учебных периодов: 1 четверть – с 01.09.16г. по 26.10.16г. 2 четверть – с 07.11.16г. по 29.12.16г. 3 четверть – с 11.01.16г. по 17.03.16г. 4 четверть – с 27.03.16г. по 24.05.16г. : Календарный учебный график (приложение) 2.2. Условия реализации программы:   1. Кадровое обеспечение: педагог­хореограф, концертмейстер, возможность привлечения специалистов (костюмер, звукооператор и др.)   2. Помещение и оборудование. Зал для занятий хореографией  Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон (компьютер) Костюмерная.   3. Дидактическое обеспечение: медиатека, подборка литературы по разделам программы (см. список литературы для воспитанников).   мероприятиях,  хореографических конкурсах и фестивалях различного уровня.   возможность   участия   во   внутришкольных 4.Организационно­педагогические:   аттестации  (результативность   освоения   программы,   отражающая 2.3.   Формы   достижения цели и задач программы). Перечисляются согласно учебному плану и учебно­тематическому плану (зачет, , конкурс, фестиваль и др.). Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:    журнал   посещаемости,   диагностика   мониторинга   и   тестирования,   методическая разработка, , фото, отзыв детей и родителей,  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:  аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, , конкурс, контрольная работа, концерт, научно­практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.  2.4. Оценочные  материалы (перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих  определить достижение учащимися планируемых результатов) 2.5. Методические  материалы Краткое описание методики работы по программе: особенности организации образовательного процесса (очно) 2 2методы   обучения  (словесный,   наглядный,   практический,   игровой)   и   воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);   формы   организации   образовательного   процесса   (индивидуальная,   индивидуально­ групповая и групповая) формы организации учебного занятия  (беседа, игра, концерт, конкурс,мастер­класс, открытое занятие,  праздник, практическое занятие,  студия,  фестиваль);  педагогические   технологии  (технология   индивидуализации   обучения,   технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения,   технология   игровой   деятельности,     технология   коллективной   творческой деятельности,  здоровьесберегающая технология)  алгоритм учебного занятия (структура занятия и его этапов); поклон разминка станок середина зала прыжки поклон 2.5. Список литературы.     Список литературы, использованной при составлении программы: 1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... ­ Л., Искусство, 1975. 2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно­методическое пособие.  2­е изд. ­ Л.: Искусство. 1983. ­207 с. 3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь  учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и  студий. ­ СП б.: «Люкси» «Респекс». ­ 256 с, ил. 4. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин­тов культуры,  театр., хореогр. и культ.­просвет, училищ. Изд. 2­е. ­ М., «Просвещение», 1973. 5. Богаткова Л. Танцы народов СССР. ­ М., Молодая гвардия, 1954. 6. Блок Л.Д.Классический танец. ­ М. 1987. 7. Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей  6 ­7 лет): изопыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.­сост.: С. И. Бекина,  Т.П. Ломова, Е.Н. 8. Бочарникова Е. Мартынова О. Московское хореографическое училище. ­ М.,1954. 9. Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно­методический комплекс для  хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.­Кемерово.­ Кемеровск.гос. академия культуры и искусств, 2000.­101 с. 10. Ваганова А. Я.Основы классического танца.­Л.Искусство, 1980. 11. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1971. 12. Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. Образовательная программа школы­студии  «Фуэте». – Томск, ДТДиМ, 2009. 13. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст­в пед. ин­ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. ­ М.: 1987. 14. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. ­ 1, 42 Томск, 1994. 15. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974. 2 316. Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных  школ и школ искусств. ­ М. –Л., 1982.  « Музыка и движение»  Литература для воспитанников  Балет. Энциклопедия. ­ М.: Советская энциклопедия, 1981.  Блок В.М. и Португалов К.П. Русская и советская музыка. – М.: Просвещение, 1977.  Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М: Искусство, 1987.  Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. ­ М.:Русский язык, 1987.  Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001  Всероссийский конкурс хореографических коллективов. г.Москва 2005.  Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.  Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.   Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.  Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.  Колесникова А.В. Бал в России:  XVIII  – начало ХХ века. – СПб.: Азбука­классика, 2005.  Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999.  Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. ­ Ярославль: Академия развития, 2000.  Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996.  Пасютинская В. Волшебный мир театра. ­ М.: Просвещение, 1985. «Классический танец». 1. Балет. Энциклопедия. ­ М.: Советская энциклопедия, 1981. 2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. ­ М.: Просвещение, 1977. 3. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987. 4. Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет.­  М.: Русский язык, 1987. 5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001 6. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001. 7. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.  8. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989. 9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука­классика,2005. 10. 11. 12. 13. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999. Пасютинская В. Волшебный мир театра. ­ М.: Просвещение, 1985. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . ­ М; 1998. Сестры Сорины. Необходимый имидж. ­ М.: Гном­Пресс, 1999  «Народно­сценический танец». 1. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ­Астрель, 2009. 2. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983. 3. Детям   –   о   традициях   народного   мастерства.   Учебно­метод.пособие:   В   2   ч./   Под ред.Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 4. Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. – Л.: Искусство, 1952. 5. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 6. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. – М.: Дет.лит, 1986. 7. Пасютинская В. Волшебный мир театра. ­ М.: Просвещение, 1985. 8. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . ­ М; 1998. 2 49. Сахаров И.П. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: ­ М.: Дружба народов, 10. Сестры Сорины. Необходимый имидж. ­ М.: Гном­Пресс, 1999 11. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов­на–Дону: Феникс, 1991. 2004. 12. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996. 13. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.  «Беседы о хореографии» 1. Балет. Энциклопедия. ­ М.: Советская энциклопедия, 1981. 2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. ­ М.: Просвещение, 1977. 3. Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет.­  М.: Русский язык, 1987. 4. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. М, Искусство, 1987. 5. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001. 6. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001. 7. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989. 8. Зайцева Е. Библия красоты. – М.: Эксмо, 2002. 9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука­классика,2005. 10. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. ­ М.: Искусство, 1979. ­ 259 с, 40 ил. 11. 12. 13. Пасютинская В. Волшебный мир театра. ­ М.: Просвещение, 1985. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . ­ М; 1998. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов­на–Дону: Феникс, 2004. 14. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004 Сестры Сорины. Необходимый имидж. ­ М.: Гном­Пресс, 1999. 15. 16. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996.  «Ансамбль, постановка». 1. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. М, Искусство, 1987. 2. Всероссийский конкурс хореографических коллективов. ­ М., 2005. 3. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. Киев: Музыка, 1983. 4. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989. 5. Зайцева Е. Библия красоты. – М.: Эксмо, 2002. 6. Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. – Л.: Искусство, 1952. 7. Никитин В.Ю. Модерн­джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 1998. 8. Никитин В.Ю. Модерн­джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 2001. 9. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . ­ М; 1998. 10. Сестры Сорины. Необходимый имидж. ­ М.: Гном­Пресс, 1999. 11. Сидоренко В.И. История стилей  в искусстве и костюме. –  Ростов­на–Дону: Феникс, 2004. 12. Танцуем, играем и поём // Молодёжная эстрада, № 1, 2001. 13. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996. 14. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004. 15. «Я танцевать хочу…»// Молодёжная эстрада, № 1, 2001. 2 52 6

Посмотрите также