Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология +1
Все классы
25.01.2018
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края» реализуется в учреждении дополнительного образования в МАУ ДО ГорСЮН, является авторской программой. Авторами являются педагоги дополнительного образования Еремина Галина Владимировна и Кадочникова Елена Николаевна. Данная программа рассчитана на детей начального общего звена. Программа прививает навыки основ экологической культуры, учит детей ориентироваться в ближайшем природном окружении.Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
programma_Eremina.docx
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
На современном этапе жизни человечества наиболее актуальными стали
экологические проблемы Земли. Наиболее остро они проявляются в
промышленных городах таких, как наш город Нижний Тагил на самых разных
уровнях: экономическом, политическом, духовном, культурном и др. Решение
экологических проблем возможно лишь при определенном уровне экологической
культуры, для более полного преобразования общественной необходимости
сохранения природы во внутреннюю потребность и интересы подрастающего
поколения.
Актуальность формирования основ экологической культуры как
специфической формы организации деятельности на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов образования, ценностных ориентаций,
убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом
образовании, которое является одним из важнейших направлений, средств и
условий оптимизации взаимоотношений человека и окружающей его природной
среды.
Образовательный процесс дополнительной общеобразовательной программы
«Экологическая азбука родного края» определяют и регламентируют следующие
нормативные документы:
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12. 2008), глава
2. Права и свободы человека и гражданина, ст. 43;
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года);
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ, ст. 75;
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 года № 09
3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеразвивающих
программ»;
2 письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 093242
«О методических рекомендациях по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (от 06.10.2009г. № 373); II, 12.3 Обществознание и естествознание
(Окружающий мир); III, 19.3 Учебный план начального общего образования; 19.4
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени начального общего образования.
Федеральные государственные требования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 23.10.2009 г. № 655; раздел III, п. 3.5 Планируемые результаты
освоения детьми основной общеобразовательной программы (Учет девяти
интегративных качеств для дошкольников).
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2008г.);
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.125103,
2.4.4. Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей; СанПиН 2.4.2.282110, Внеурочная деятельность);
Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013г. № 1269ПП
«Об утверждении государственной программы Свердловской области
«Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории
Свердловской области до 2020 года»;
Постановление Администрации города от 30.12.2013 № 3110 «О Плане основных
мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды города Нижний
Тагил, на период 2014 2018 годы»;
Приказ Управления образования Администрации города Нижний Тагил от
30.07.2014г. № 1443 «Об утверждении административного регламента
предоставления муниципальной услуги «Зачисление в образовательное
учреждение».
Дополнительная общеобразовательная программа (ДОП) «Экологическая
азбука родного края» имеет естественнонаучную направленность. Программа
направлена на персонифицированное,
компетентностное образование
подрастающего поколения, приобретение начального опыта экологически
грамотного взаимодействия детей с окружающей средой.
Содержание данной ДОП в простой и доступной форме излагает порядок
овладения представлениями о взаимодействии человека с окружающим миром,
экологическими представлениями о животных, растениях, людях как живых
существах, представлениями о неживой природе, законами экологии, правилами
поведения в ближайшем природном окружении; представлениями о необходимости
бережного отношения к природе; умении определять по внешнему виду объекты
3 живой и неживой природы; ухаживать за растениями, животными; проводить
посильную для их возраста экологическую деятельность в окружающей природной
среде; ответственное, гуманное, активное, бережное отношение к природе;
развитость эмоционально – эстетического отношения к природе; приобщения к
правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; а
также представлениями об осторожном и осмотрительном отношении к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
способствовать формированию у детей основ экологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного поведения в
окружающем мире природы.
Задачи:
освоение обучающимися личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий при изучении
первоначальных основ экологии родного края;
формирование осознанной ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем;
развитие личной ответственности за состояние окружающего мира природы,
умения принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать
в соответствии с ними;
развитие различных способов поиска, передачи и интерпретации
информации, первоначальной проектировочной и учебноисследовательской
деятельности;
обеспечение духовнонравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания учащихся;
формирование целостной картины окружающего мира природы,
формирование и развитие творческих способностей детей, развитие
эмоциональной сферы восприятия экологического состояния окружающего
мира природы;
удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов детей;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
выявление, развитие и поддержка талантливых детей;
вовлечение детей в реальную педагогически организованную деятельность,
строящуюся на основе принципа расширения индивидуального
экологического пространства.
Отличительной особенностью ДОП «Экологическая азбука родного края»
является целостный подход к становлению компетентности детей в решении
простейших экологических проблем от уровня неосознанной некомпетентности
4 (ребенок не знает, что он чегото не умеет и не знает) до уровня осознанной
компетентности (осознается целесообразность поступков). ДОП «Экологическая
азбука родного края» составлена в логике единства целей обучения и воспитания.
Такой подход позволяет усилить мотивацию ознакомления с основами экологии,
обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания в
деятельности; способствует усвоению систематизированных экологических знаний,
умений, формирует научные основы общей экологической культуры; развивает
эмоционально психическую среду и овладение навыками научнообоснованной
практической деятельности.
Основополагающими
построения
дополнительной
принципами
общеобразовательной программы являются:
1. Принцип детоцентризма. Обозначает, что вся образовательная деятельность
должна быть направлена на удовлетворение потребностей развивающейся
личности ребенка и его интересов.
2. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка.
3. Принцип природосообразности. Обеспечивает в предлагаемой программе
соответствие форм и способов психологопедагогического взаимодействия с
ребенком, его актуальными и потенциальными возможностями.
4. Витагенный принцип.
Предполагает актуализацию,
расширение и
взаимодействие «опыта жизни» (знания, представления о мире, закрепленные
на всех языках культуры, осваиваемые в процессе обучения), «жизненного
опыта» (опыт практически действенного освоения мира, эмоциональное
проживание жизни), «витагенного опыта» (опыт самопознания, осознания
себя субъектом своих действий и поступков).
5. Принцип гуманизации. Требует уважения и соблюдения прав ребенка на
самоопределение, на свободу выбора видов и форм деятельности.
6. Принцип преемственности и последовательности. Означает, что каждый
раздел программы является связующим звеном между предыдущими и
последующими этапами организации образовательного процесса.
7. Принцип расширения индивидуального экологического пространства
(принцип концентрического расширения сфер взаимодействия ребенка с
окружающим миром).
8. Принцип интегративности проявляется в структурнофункциональной
полноте усваиваемого детьми экологического содержания программы, в
единстве научного познания, эмоциональноценностного восприятия и
реальной деятельности с учетом сложившейся в Нижнем Тагиле и его
окрестностях экологической ситуации.
5 9. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями обучающихся.
10.Принцип целостности образовательного пространства обеспечивает
становление экологического мышления, экологической ответственности,
экологически оправданного поведения как основных проявлений
экологической культуры личности.
Принцип дифференциации образования со следующими уровнями сложности
11.
(стартовый, базовый и продвинутый уровни).
12.
Принцип персонализации подразумевает самоопределение каждого
обучающегося.
13.
Принцип
включает
взаимодействие с социальнопрофессиональными и культурнодосуговыми
общностями взрослых и сверстников.
общественногосударственного
партнерства
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука
родного края» разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Программа
составлена с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и
физиологических особенностей обучающихся (психофизическое развитие,
мотивированность, интеллектуальное развитие, информированность и эрудиция в
отношении общих знаний,
становление тех или иных компетенций,
сформированность той или иной грамотности), включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья: доверие и недоверие к окружающему
миру природы, доверие к среде города, а не к природной среде, от которой они
оторваны, относительная самостоятельность. У младших школьников часто знания,
суждения расходятся с отношениями и действиями, так как они не умеют
управлять своим поведением, «переводить» мысли и чувства в действия,
зарождается чувство любви к Родине, ее природе, доверие и подражание взрослым.
Содержание программы может рассматриваться как разноуровневое.
Реализуется право каждого обучающегося на овладение компетенциями, знаниями
и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности.
Форма обучения – очная.
Продолжительность реализации ДОП
«Экологическая азбука родного края» – один год, 34 учебные недели, 68 часов, в
том числе: теоретических занятий 19,5, практических занятий 48,5, при
посещении занятий 1 раз в неделю по 2 часа. Занятия проводятся по 45 минут с
переменами.
В содержание программы введены различные виды деятельности: проектная,
учебнопознавательная,
эстетическая,
преобразовательная, коммуникативная, совместная деятельность педагога и
учащегося.
ценностноориентированная,
игровая,
6 Различные проекты, упражнения, игры, загадки, пословицы, практические
занятия, включенные в содержание данной программы, позволяют превратить
действия детей в привычки, в образ жизни, отвечающий складывающимся у детей
понятиям и отношениям. Именно в период начального общего образования у детей
формируются основные ценностные ориентации, начинает складываться единая
картина мира, закладываются основы жизненной позиции, которая является
обязательным компонентом экологической ответственности. Упражнения и
практические занятия экологического характера данной программы помогут
организовать деятельность детей по изучению, освоению основ экологии родного
края и охраны природы.
7 I.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
Название раздела, темы
Всего Теори
I
Введение. В биологическом царстве, в
ойкологическом государстве.
6
я
2
Практ
ика
4
1.1 Путешествие в удивительную и
чудесную страну Ойкос.
1.2 Законы страны Ойкос.
1.3 Правила поведения в стране Ойкос.
2
2
2
0,5
0,5
1
1,5
1,5
1
Формы
аттеста
ции/ко
нтроля
Карточ
ки
задани
я,
тесты,
беседы
,
дневни
ки
наблюд
ений,
диагно
стичес
кая
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
резуль
татов
8 II
“Проспекты, улицы и переулки”
волшебной страны Ойкос
8
2
6
2.1 “Проспекты” страны Ойкос среды
жизни.
2.2 “Улицы” страны Ойкос природные
2.3
2.4
зоны.
“Переулки” страны Ойкос экосистемы.
Знакомство с экосистемами родного
края.
2
2
2
2
0,5
0,5
1
0
1,5
1,5
1
2
Тесты,
карточ
ки
задани
я,
творче
ские
задани
я,
выстав
ка,
наблюд
ение,
диагно
стичес
кая
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
резуль
татов
Тесты,
карточ
ки
задани
я,
творче
ские
задани
я,
9 III. Парад жителей страны Ойкос.
36
12
24
выстав
ка,
наблюд
ение,
диагно
стичес
кая
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
резуль
татов
Тесты,
карточ
ки
задани
я,
творче
ские
задани
я,
выстав
ка,
конкур
сы,
наблюд
ения,
диагно
стичес
кая
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
10 3.1 Парад представителей живой природы.
3.11 Никого меньше их. Вирусы. Бактерии.
3.1.2 Просто маленькие. Простейшие.
3.1.3 Самые знакомые и самые таинственные
существа. Грибы.
3.1.4 Зеленые “чудеса” страны Ойкос.
3.1.5
.
3.1.6
Растения.
Самые разнообразные участники парада.
Животные.
Непослушное дитя страны Ойкос.
Человек.
.
3.2 Парад представителей неживой
природы.
Самое привычное вещество. Вода.
3.2.1
.
3.2.2 Он невидимый, но все же без него мы
жить не можем. Воздух.
3.2.3 Чудесная кладовая. Почва.
3.2.4 Сокровища подземной кладовой.
Полезные ископаемые.
IV. Путешествие по заповедным местам
страны Ойкос.
2
2
2
2
14
2
2
2
4
4
6
0,5
0,5
1
1
5
1
0,5
0,5
1
1
2
1,5
1,5
1
1
9
1
1,5
1,5
3
3
4
резуль
татов
Тесты,
карточ
ки
задани
я,
творче
ские
задани
я,
выстав
ка,
наблюд
ения,
диагно
стичес
кая
11 4.1 Что люди делают для спасения страны
Ойкос.
4.2 Твоя Красная книга.
4
2
1
1
3
1
V. Заключение. Страна Ойкос единое
целое.
12
2,5
9,5
5.1 Как сохранить страну Ойкос единой и
2
0,5
1,5
целой.
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
резуль
татов
Тесты,
карточ
ки
задани
я,
творче
ские
задани
я,
выстав
ка,
наблюд
ения,
диагно
стичес
кая
карта
метапр
едметн
ых и
личнос
тных
резуль
татов
12 5.2 Будь стране Ойкос другом.
5.3 Что можешь сделать ты, чтобы страна
Ойкос жила вечно.
5.4 Экологическая акция.
Итого:
2
2
6
0,5
0,5
0
1,5
1,5
6
68
19,5
48,5
I. Введение. В биологическом царстве, в ойкологическом государстве.
1.1. Путешествие в удивительную и чудесную страну Ойкос.
Страна Ойкос наш общий дом. Понятие экологии науки о взаимодействии живых
организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
Кто такие экологи.
Живой организм. Разнообразие живых организмов: растения, животные, грибы.
Условия жизни живых организмов. Среда обитания.
1.2. Законы страны Ойкос.
Знакомство с экологическими законами:
К чему может привести невыполнение экологических законов.
1.3. Правила поведения в стране Ойкос. Знакомство с условными знаками
запрещающего характера. Формулировка соответствующих правил поведения в
природе. К чему может привести невыполнение этих правил в стране Ойкос.
Составление азбуки поведения в стране Ойкос.
Практические занятия.
1. Составление Азбуки поведения в стране Ойкос.
2. Выполнение минипроекта «Наш любимый Экодом! Будем все здоровы в нем».
3. Выполнение минипроекта «Мы в любое время года ходим тропами природы».
Экскурсии.
1. Экскурсия на станцию юных натуралистов «Разнообразие живых
организмов».
2. Экскурсия «Нижний Тагил – один из старейших городов Седого Урала»
13 II. «Проспекты, улицы и переулки» волшебной страны Ойкос.
2.1. «Проспекты» страны Ойкос среды жизни.
почва,
Наземновоздушная,
«проспектов» страны Ойкос. Жители «проспектов» страны Ойкос.
водная,
организм.
Особенности
2.2.
«Улицы» страны Ойкос природные зоны.
Главные улицы страны Ойкос. Особенности «улиц» страны Ойкос,
жители (на примере тайги).
2.3. Основные «переулки» страны Ойкос.
Экосистемы (муравейник, аквариум, пчелиный улей, роща и др.).
Особенности «переулков» страны Ойкос (на примере аквариума).
Пищевая цепь. Пищевые сети. Невидимая пищевая пирамида.
1. Приспособленность организмов к жизни на разных «проспектах» страны
Практические занятия.
Ойкос.
2. Минипроект «Природа подарит идеи свои, как нам сберечь все богатства
Земли». Составление самодельной книги «Как сохранить «проспекты»,
«улицы», «переулки» волшебной страны Ойкос».
1. «Знакомство с экосистемой – аквариумом» (на станции юных натуралистов).
2. Экскурсия в природу «Среды жизни родного края».
Экскурсии.
III. Парад жителей страны Ойкос.
3.1. Парад представителей живой природы.
3.1.1. Никого меньше их. Вирусы. Бактерии. Распространение. Значение.
3.1.2. Просто маленькие (простейшие).
Особенности. Значение.
3.1.3. Самые знакомые и самые таинственные существа (грибы). Строение.
Грибы твоего края. Ядовитые и съедобные грибы. Правила сбора
грибов.
3.1.4. Зеленые “чудеса” страны Ойкос. Деревья, кустарники, травы.
Знакомство с зелеными “чудесами” родного края: дерево об четыре
14 дела, царица лета, занимающая первенство и др. (деревья); самый
чуткий индикатор или северный кипарис и др. (кустарники); уральский
хамелеон или живой светофор и др. (травы). Значение.
3.1.5. Самые разнообразные участники парада (животные).
Имя им легионы (насекомые). Разнообразие. Численность. Значение.
Охрана.
Первопоселенцы суши или восьминогие охотники (пауки).
Разнообразие пауков родного края. Местообитание. Что случится, если
пауков вдруг не станет.
Посланцы темного и таинственного подводного мира (рыбы).
Распространение. Рыбы родного края.
Вечные странники (земноводные). Местообитания. Земноводные
родного края. Зачем нам лягушки и жабы, тритоны и саламандры.
Непосредственные предки птиц и зверей (пресмыкающиеся, рептилии).
Рептилии родного края. Необходимость рептилий в природе.
Наши пернатые друзья (птицы). Распространение. Разнообразие птиц.
Что случится, если птиц вдруг не станет.
Мой ласковый и нежный зверь. (млекопитающие). Разнообразие. Дикие
животные. Домашние животные.
3.1.6. Непослушное дитя страны Ойкос (человек). Деятельность человека.
Азбука поведения, человек в стране Ойкос.
3.2. Парад представителей неживой природы.
3.2.1. Самые привычное вещество (вода).
Круговорот воды в природе. Распространение. Значение воды для
жителей страны Ойкос. Охрана воды родного края.
3.2.2. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем (воздух).
Значение воздуха для жителей страны Ойкос. Охрана воздуха родного
края.
3.2.3. Чудесная кладовая (почва).
Значение. Чудесная кладовая родного края нуждается в твоей помощи.
3.2.4. Сокровища подземной кладовой (полезные ископаемые). Разнообразие.
Значение. Сокровища Тагильского края.
15 Практические занятия.
1. Ядовитые и съедобные грибы родного края.
2. Зеленые “чудеса” страны Ойкос.
3. Значение воды.
5. Значение воздуха.
6. Значение почвы.
7. Значение сокровищ подземной кладовой.
8. Выполнение минипроекта «Соберем макулатуру – сбережем лес родного края».
9. Выполнение минипроекта «Защитим и сохраним зеленую красавицу».
10. Выполнение минипроекта «За природу мы горой!» изготовление и
развешивание кормушек, ежедневное кормление птиц, ведение Дневника
наблюдений.
11. Выполнение минипроекта «Как сохранить чудесную кладовую своего края».
Экскурсии.
1. Животный мир родного края (на станции юных натуралистов).
2. Зеленые “чудеса” родного города («Зеленая архитектура» на. станции юных
натуралистов)
3. Были горы Высокой (музей экологии родного края на станции юных
натуралистов)..
4. Сокровища чудесной кладовой родного края (музей экологии родного края на
станции юных натуралистов).
5. Экскурсия в природу «Знакомство с работой «Голубых патрулей».
6. Экскурсия в музей экологии родного края «Перелетные и зимующие птицы».
IV. Путешествие по заповедным местам страны Ойкос.
4.1. Что люди делают для спасения страны Ойкос: Закон. Заповедник.
Красная книга. Зоопарк. Удивительный заповедник (Висимский
государственный заповедник). Охраняемые растения родного края.
Охраняемые животные родного края.
4.2. Твоя Красная книга.
Практические занятия.
1. Составление своей Красной книги.
2. Осторожно! Их мало!
3. Выполнение минипроекта «Каждой птице свой дом» (природоохранная операция
«Скворечник»).
16 Экскурсии.
1. Природные феномены. Гора Медведь камень (музей экологии родного края
СЮН).
2. Жемчужины природы родного края (музей экологии родного края СЮН).
3. Экскурсия «Памятники природы родного края» в музей экологии родного края.
V. Заключение. Страна Ойкос единое целое.
5.1. Как сохранить страну Ойкос единой и целой. Уважительное отношение к
общему дому.
5.2. Будь стране Ойкос другом.
5.3. Что можешь сделать ты, чтобы страна Ойкос жила вечно. Двенадцать
простых советов каждому.
5.4. Экологическая акция по оказанию помощи природе родного края.
1. Экологическая акция по оказанию помощи природе родного края. Уборка
Практические занятия.
территории от ТБО.
2. Выполнение мини проекта «Зеленый наряд города» (природоохранная
операция «Зеленый наряд города»).
Экскурсии.
Экскурсия в музей экологии родного края с целью ознакомления с детским
экологическим объединением «Зеленая волна» города Нижний Тагил.
17 1.4. Планируемые результаты
Планируемыми результатами освоения дополнительной общеобразовательной
программы являются:
1. Личностные: готовность обучающихся познавать окружающий мир природы,
оказывать посильную помощь природе, способность сопереживать и
понимать, принятие ценности здорового образа жизни, принятие ценностей
природного мира.
3.
2. Метапредметные: освоение обучающимися познавательных, регулятивных,
коммуникативных, проектировочных учебных действий, обеспечивающих
овладение компетенциями по улучшению экологической обстановки родного
края, умение следить за своим здоровьем, умение ставить новые учебные,
исследовательские, проектные задачи, оценивать правильность выполнения
действий, умение вносить коррективы, строить логические рассуждения,
устанавливать причинноследственные связи, учитывать интересы других,
обосновывать собственные позиции, аргументировать собственную позицию,
координировать ее с другими обучающимися, уметь задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества,
осуществлять взаимоконтроль и оказывать помощь.
Предметные: представление о предметах живой и неживой природы
(видовое разнообразие живых организмов родного края; воде, почве, воздуху,
полезных ископаемых); сезонные изменения в природе, погоде; природные
условия своего края; некоторые охраняемые природные объекты родного
края; основные загрязнители окружающей среды родного края; основные
понятия и термины (экология, среда жизни, сообщества, живой организм,
природные зоны, экосистемы и др.); представления и взаимосвязи между
способами питания,
местами обитания и внешними условиями;
представление о необходимости бережного отношения к природе родного
края, представление о взаимодействии человека с окружающим миром,
экологические представления о животных, растениях, людях как живых
существах, правила поведения в ближайшем природном окружении;
представления о необходимости бережного отношения к природе; проводить
посильную для их возраста экологическую деятельность в окружающей
природной среде; ответственное, гуманное, активное, бережное отношение к
природе; развитость эмоционально – эстетического отношения к природе.
Результатами итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы является степень сформированности у обучающихся универсальных
учебных действий: умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательные цели, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать свои
18 знания, строить речевые высказывания (познавательные УУД); планировать и
прогнозировать результаты миниисследования, эксперимента, оценивать качество и
уровень усвоения нового материала (регулятивные УУД); слушать и слышать
вопрос, вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли, планировать сотрудничество с педагогом и членами детского объединения
(коммуникативные УУД); разрабатывать и представлять детсковзрослому
педагогическому сообществу свои исследовательские проекты (личностные УУД).
Уровень усвоения и проявления УУД младших школьников регулярно
отслеживается на занятиях, в процессе наблюдений за работой обучающихся на
различных этапах реализации ДОП. Оцениваются уровни (стартовый, базовый,
продвинутый) сформированности отдельных умений обучающихся. Универсальные
учебные действия младших школьников отслеживаются и при выполнении и защите
проектных и учебноисследовательских работ, в процессе участия в тематических
выставках, конкурсах, фестивалях, сборах; выставках результатов индивидуальной
работы; по итогам участия в социальнозначимых проектах и акциях по улучшению
состояния окружающей природной среды и др. А также:
система вопросов, заданий, обращенных к личности учащегося и требующих
их выражение в практической деятельности; индивидуальные проверочные работы
по заданию;
контроль друг друга;
использование дидактических тестов для промежуточного и итогового
контроля по темам.
Программа «Экологическая азбука родного края» может быть использована в
качестве самостоятельной однопредметной модели данного курса в учреждениях
дополнительного образования (рис.1), а также может быть использована всеми, кто
интересуется решениями проблем дополнительного экологического образования.
19 Рис. 1. Модель реализации образовательной программы
«Экологическая азбука родного края» «Яконцепция» личности
Я
Разумное дитя
«страны Ойкос»
Кто живет рядом
Роль человека в
сохранении и
умножении
окружающего мира
природы
Моя планета Земля – «страна
Ойкос»
(В биологическом царстве
Ойкологическом государстве)
Моя среда жизни, моя
природная зона, моя
экосистема (Проспекты,
улицы, переулки волшебной
«страны Ойкос»)
Моё место в стране Ойкос и
кто меня окружает (Парад
жителей «страны Ойкос»)
Мои заповедные места
(Путешествие по заповедным
местам «страны Ойкос»)
Мои правила поведения для
сохранения страны Ойкос
(«Страна Ойкос» - единое
целое)
Соберем макулатуру - сбережем
лес родного края (акция
«Остановим загрязнение города
твердыми бытовыми отходами»)
Наш любимый Экодом! Будем все
здоровы в нем (проект
«ЭкоКолобок»)
Каждой птице свой дом
(природоохранная операция
«Скворечник»)
За природу мы горой
(природоохранная операция
«Кормушка»)
Природа подарит идеи свои, как
нам сберечь все богатства Земли
(проект «Родники»)
Все начинается с детства, с
добрых дел и доброго сердца
(природоохранная акция
«Зеленый наряд города»)
20 Раздел № 2. «Комплекс организационнопедагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной программе «Экологическая азбука родного края»)
(модель перспективного планирования работы с детьми
Рабочая программа
Тема, цель,
итоговое
мероприятие по
теме
Вид
деятельности
Формы организации совместной
взросло – детской (партнерской)
деятельности
Предполагаемая
самостоятельная
деятельность детей
Материал и
оборудование
1. Тема сентября: «В биологическом царстве, в ойкологическом государстве».
Путешествие в удивительную и чудесную страну Ойкос.
Законы страны Ойкос.
Правила поведения в стране Ойкос.
Цель: способствовать формированию позиции неравнодушной деятельности через систематизацию представлений о планете
Земля.
1. Путешествие в
удивительную и
чудесную «страну
Ойкос»
Дидактическая игра: «Что такое
экология?»
Карточкизадания
«Что такое
экология?»
Нахождение
правильного ответа
Игровая Ролевая игра:
«Живой организм»
Определение живых
организмов
«Живой
организм»
Играпутешествие:
«Обитатели страны Ойкос»
Сюжетная игра: «Помоги живым
организмам найти свою среду обитания»
Игра соревнование: «Определение
животных по строению конечностей и среды
их обитания»
Выделение групп
живых организмов:
растений, животных,
грибов
«Обитатели
страны Ойкос»
Нахождение
характерной среды
обитания для живых
организмов
«Помоги живым
организмам найти
свою среду
обитания»
Карточкизадания
«Среда обитания»
Определение среды
обитания живых
организмов,
конечности которых
изображены на
карточке, названия
организмов Коммуникати
вная
Ситуативный разговор и речевая ситуация
«Страна Ойкос – это наш общий большой
дом»
Рассматривание изображения планеты
Земля
Познавательно
–
исследователь
ская
Рассмотреть
изображение планеты
Земля на глобусе,
составить
представление о
стране Ойкос
с
Слайд
изображением
планеты Земля,
Глобус,
медиапроектор,
экран, ПК
Глобус
2. Законы страны
Ойкос
Игровая
Игра – вертолина «Ничто не дается даром»
Выполнение задания
на карточке
Карточказадание
Коммуникати
вная
Речевая ситуация «Вот какая однажды
случилась история…»
Прочитать сказку
Слайдфильм
«Законы страны
Ойкос»,
медиапроектор,
экран, ПК Ситуативный разговор «Это наша с тобой
экология»
Экскурсия «Нижний Тагил – один из
старейших городов Седого Урала»
Нахождение
примеров нарушения
законов экологии в
родном городе
Диорама
и
фотовыставка в
музее экологии
родного
края
ГорСЮН
Диорама
и
фотовыставка в
музее экологии
родного
края
ГорСЮН
Игра – путешествие «Правила поведения в
стране Ойкос»
Рисунки правил
поведения
в
окружающем
мире природы
Познавательно
–
исследователь
ская
Познавательно
–
исследователь
ская
3. Правила
поведения в
стране Ойкос.
Разгадывание правил (знаков) поведения в
природе
Разгадать
предложенные знаки и
дорисовать свой знак
Трудовая
Выполнение минипроекта «Наш любимый
Экодом! Будем все здоровы в нем»
Уборка территории
зеленой зоны
образовательного
–
по
Карточки
задания
правилам
поведения
природе
Хозинвентарь,
перчатки, мешки
для мусора
в учреждения от старой
листвы и бытового
мусора,
Тестирование «В биологическом царстве,
ойкологическом государстве»
Ответить на вопросы
теста
Задание для
детей с ОВЗ
Нарисовать рисунок «Наш любимый
Экодом»задание для детей с ОВЗ
Изготовление из заранее высушенных
растений аппликации «Наш любимый
Экодом»
Подготовить ответ
на вопрос «Как
чистота Экодома
влияет на твое
здоровье?»
Изготовить из
засушенных листьев
и цветов аппликацию
«Наш любимый
Экодом»
Минипроект «Мы в любое время года
ходим тропами природы»
Заполнить дневник
наблюдений
Итоговое
мероприятие:
Минипроект
«Мы в любое
«В
Тест
биологическом
царстве,
ойкологическом
государстве»
Бумага,
фломастеры,
краски,
карандаши
клей,
Бумага,
высушенные
листья и цветы
растений
Дневники
наблюдений,
канцтовары время года
ходим тропами
природы»
Итого за сентябрь: 3 недели, 6 часов,
теоретических 2 часа, практических – 4
часа.
Представлять
планету Земля
как единое целое,
реализовывать
правила
поведения в
природе.
Конструировать
в игровых и
учебных
ситуациях
правила
неравнодушного
поведения в
природе.
2. Тема октября: «Проспекты, улицы и переулки» волшебной страны Ойкос».
«Проспекты» страны Ойкос среды жизни.
«Улицы» страны Ойкос природные зоны.
«Переулки» страны Ойкос экосистемы.
Знакомство с экосистемами родного края. Цель содействовать развитию познавательных интересов о средах жизни, природных зонах, экосистемах родного края,
воспитанию правильного отношения к ним.
2.1. «Проспекты»
страны Ойкос
среды жизни
Рассказ описание четырех сред жизни
Таблицы 4х сред
жизни
Коммуникати
вная
Установить основные
характерные
особенности сред
жизни и привести
примеры живых
организмов,
обитающих в них
Экскурсия в природу «Среды жизни
родного края»
Познавательно
–
исследователь
ская
2.2. «Улицы»
страны Ойкос
природные зоны
Игровая
Дидактическая игра «Природные зоны
страны Ойкос»
Нарисовать
представителей
живой природы в их
средах жизни
Сочинить сказку
«Моя среда жизни»
Разгадывание ребусов
и кроссвордов по
природным зонам,
установить основные
признаки природных
зон, сравнить
природные зоны
Лупы, сачки
с
и
Карточки
ребусами
кроссвордами
«Тундра»,
«Тайга»,
«Широколиствен
ный
лес»,
«Травянистая
равнина»,
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая азбука родного края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.