Направленность: дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности.
Вид программы: адаптированная на основе типовой.
Цель программы: общее музыкальное развитие через комплексное музицирование – ансамблевое пение, развитие слуха, музыкального кругозора, эстетического вкуса, творческих способностей ребенка; воспитание общей культуры.
Образовательные: максимально возможные развития музыкальных способностей начальных навыков пения в ансамбле, формирование художественно-эстетических вкусов, навыки чтения нотных текстов, пение в ансамбле, знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства.
Развивающее: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров. Воспитательные: чувства коллективизма, ответственности, базы для развития творческого мышления, активность и свобода коммуникаций, общая культура.
коллективное музиц. вокал анс 4 года.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)
Принято
Педагогическим советом
МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»
Протокол №____ от «______»
_________
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО
«Локосовская ДШИ»
_______________ Шевченко А.В.
Дата утверждения: ______________
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической направленности
Коллективное музицирование.
Вокальный ансамбль.
для учащихся с 6,5 лет
срок освоения – 4 года
ХМАОЮГРА, преподаватель
высшей квалификационной категории
Разработчик: Лисевич Г.В.,
заслуженный деятель культуры
с. Локосово,2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ Наименование раздела:
I.
Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическая записка
VI. Список рекомендуемой нотной и методической
литературы
Страница:
3
5
9
10
11
14 2 1.
Направленность: дополнительная общеобразовательная программа
I.
Пояснительная записка
художественноэстетической направленности.
2.
Вид программы: адаптированная на основе типовой.
3.
Цель программы: общее музыкальное развитие через комплексное
музицирование – ансамблевое пение, развитие слуха, музыкального кругозора,
эстетического вкуса, творческих способностей ребенка; воспитание общей
культуры.
Задачи:
4.
Образовательные:
максимально возможные развития музыкальных
способностей начальных навыков пения в ансамбле, формирование
художественноэстетических вкусов, навыки чтения нотных текстов, пение в
ансамбле, знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства.
Развивающее: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного
творчества, поиск новых творческих ориентиров. Воспитательные: чувства
коллективизма, ответственности, базы для развития творческого мышления,
активность и свобода коммуникаций, общая культура.
5.
Отличительные особенности программы:
Программа «Коллективное музицирование» разработана с целью внедрения в
практику школы вокального ансамбля как самостоятельного, отдельного
специального предмета, направленного на решение профессиональных задач.
Выведение ансамбля в отдельный предмет в учебном плане дисциплинирует
учащихся, формирует чувства ответственности перед партнером, дает
возможность пополнить слушательский багаж,
расширить рамки
исполнительского опыта.
6.
Особенности набора учащихся для обучения «Коллективному
музицированию» (вокальный ансамбль).
Коллективное музицирование предусмотрено для обучающихся по
программе: «Инструментальное (вокальное) музицирование. Академический
3 вокал»;
7.
8.
Срок реализации программы – 4 года
Формы работ: мелкогрупповая (от 4х до 10ти человек), бинарный
урок, репетиции, концерты, домашние задания. На определенных этапах
разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Ансамбль
может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более
продуктивно прорабатывать ансамблевые партии, а также уделять внимание
индивидуальному развитию каждого ребенка.
Режим занятий: продолжительность урока 40 минут .
9.
10.
Структура программы: постепенное (спиральное) расширение и
углубление знаний, развития навыков пения в ансамбле, путем прохождения
по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей
ребенка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
11.
используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор,
анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных
частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие
упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для
подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные
занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и
посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Информационнометодическое обеспечение учебного предмета:
12.
сборники вокальных произведений;
методическая литература;
аудио, видеоматериалы.
13.
Материальнотехническое обеспечение учебного процесса:
фортепиано, магнитофон, компьютер, зеркальная стена, аудиоаппаратура,
4 микшерский пульт, микрофоны.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета. «Коллективное музицирование. Ансамбль». Срок
обучения 7 лет.
Таблица 2
Распределение по годам обучения
(срок реализации программы 4 года)
Класс
Продолжительность учебных
занятий в неделях
Количество
часов
на
аудиторные занятия (в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия (по годам)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
1
34
1
34
4
34
1
34
2
34
1
34
3
34
1
34
136
Программные требования.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов:
отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний
(концертылекции в общеобразовательных школах, в культурнодосуговых
центрах и пр.), участие в смотрахконкурсах, фестивалях, концертно
массовых мероприятиях. За учебный год должно быть пройдено примерно 8
10 произведений.
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения
музыкальнохудожественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров).
4. Содержание произведения.
5 5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление
идейноэмоционального смысла).
6. Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие:
а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.
Певческая установка и дыхание
Вокальнохоровые навыки
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при
Дыхание перед началом пения.
пении. Навыки пения сидя и стоя.
Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения:
медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы
(короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также
активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания
исполнение
(пение выдержанного звука в конце произведения;
продолжительных музыкальных фраз на «ценном» дыхании).
Звуковедение и дикция Естественный, свободный звук без крика и
напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление
гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato
и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
6 согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей,
соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,
ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном
аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой
структуры, гармонического склада произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение
формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуарный список
1.Руск.нар.песня обр. А. Луканина «Как у наших у ворот»
2. Руск.нар.песня обр. А. Луканина «Жил на свете комарочек»
7 3. . Руск.нар.песня обр. А. Луканина «На горе то калина»
4.Белорус.нар.песня «Кума моя кумочка»
5.Белорус. нар.песня «Дударикидудари»
6.Нем.нар.песня «Потанцуй со мной дружок»
7. Украин.нар.песня «Ой есть в лесу калина»
8.Г.Струве «Что мы Родиной зовем»
9.Г.Струве «С нами друг»
10.Г. Гладков «Мистер жук»
11.В.Семенов «Когда я стану миллионером»
12. А.Арутюнов «Карабас и Тарантас»
12. А. Кондратьева «Лесная колыбельная»
13. А.Новиков «Сомаварысамопалы»
14.Е.Тульчинская «ВиллиВинки»
15. Г.Струве «Рыжий пес»
16.О Полякова «Трубачи»
17.О.Полякова «Бабушкам»
18.О.Полякова «Песенка на хрустальной лесенке»
19.О.Полякова «Где зимует лето»
20.О.Полякова «Безымянный солдат»
21.Д.Трубачев «Моя Родина»
22.Д.Трубачев «О родине»
23.Р.Паулс «Золотая свадьба»
24.«Мир ребенка»
25. «Мой дедушка герой»
26.О.Юдахина «Парус детства»
27.С.КрупаШушарина «Учительродной человек»
28.В.Ударцев «Звезды наших надежд»
29.В.Ударцев «Будут счастливы дети»
30.Е.Зарицкая «Карнавал»
8 31.В.Михайлов «Красота спасет мир»
32.В.Михайлов «Амадеус»
33.О.Юдахина «Волшебная страна»
34.О.Юдахина «Дюймовочка»
35.Г.Струве «Пестрый колпачек»
36.С. Бодренков «Капитаны»
37.Б. Савельев «Настоящий друг»
38.А.Лепин «Я играю на пианино»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Коллективное музицирование» по
предмету «Вокальный ансамбль» являются следующие знания, умения,
навыки:
знание начальных основ хорового искусства, вокальнохоровых особенностей
хоровых партитур, художественноисполнительских возможностей хорового
коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки ансамблевого пения, в том числе отражающие взаимоотношения
между солистом и вокальным ансамблем;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
9 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения вокального ансамбля используются метод текущего
контроля успеваемости:
оценка за работу в классе;
текущая сдача партий (соло);
контрольный урок в конце каждой четверти;
сдача партий в дуэтах, трио, квартетах.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки
знаний хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
ансамбля. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на
ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде
всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его
прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете;
другие выступления ученика в течение учебного года.
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение ансамбля, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей партии во всех произведениях,
разучиваемых в ансамбле, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на
всех концертах коллектива
регулярное посещение ансамбля, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
10 3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
работа в классе, сдача партии всей программы
при недостаточной проработке трудных
технических фрагментов (вокально
интонационная неточность), участие в
концертах ансамбля
нерегулярное посещение ансамбля, пропуски
без уважительных причин, пассивная работа в
классе, незнание наизусть некоторых партитур
в программе при сдаче партий, участие в
обязательном отчетном концерте ансамбля в
случае пересдачи партий
пропуски занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в
большинстве партитур всей программы,
недопуск к выступлению на отчетный концерт
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям
V. Методическая записка
Одним из увлекательных видов музицирования является ансамблевое
пение. Этим видом совместного музицирования занимались во все времена
(дуэты, трио ит.д.).
Навык пения в ансамбле ученик приобретает уже в 12 классах.
Основными задачами курса являются:
знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства;
формирование художественного вкуса;
развитие начальных навыков пения в ансамбле.
В классе ансамбля формируется чувство коллективной ответственности
товарищества, прививаются элементарные навыки культуры сценического
поведения.
Работа в классе «Вокального ансамбля» начинается с проверки уровня
подготовки каждого ученика с целью определения исполнительских
возможностей ансамбля в целом и выборе репертуара.
11 Важнейшим требованием на начальном этапе обучения являются ясное
понимание учениками роли и значения своих партий в исполняемом
произведении.
Совместное пение отличается от сольного тем, что общий план и все
детали интерпритации являются плодом раздумий и творческой фантазии не
одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под
синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной
точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у партнеров по
ансамблю. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля:
единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
На первом этапе – это унисон, единая тембральная окраска.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение тембра или
незначительное отклонение от ритма при совместном пении может резко
нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера,
опережая его или отставая. Малейшее нарушение синхронности при
совместном пении улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается
разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает
знакомство с произведениями различными по жанрам, стилю, педагогической
направленности (произведения народного творчества, русской классики, а
также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки).
Педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и
последовательности обучения. Подбор интересного нотного материала,
соответствующего степени подвинутости участников ансамбля является
одним из важнейших факторов его успешной работы. Для поддержания
интереса ансамблевого пения педагог должен подбирать произведения
доступные по содержанию и техническим трудностям для участников
ансамбля. Завышение репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и
неинтересной работой. Планирование учебной работы в классе ансамбля,
12 глубоко продуманный выбор учебного материала – важные факторы,
способствующие правильной организации учебного процесса.
Работая над ансамблевым произведением педагог должен добиваться
синхронности при взятии звука, равновесия звучания, унисона, точного
баланса партий, вырабатывать умение передавать мелодическую линию,
воспитывать ощущение общего ритмического пульса. Выразительные средства
ансамбля дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию
и степени трудности музыкальные произведения. Занятия в ансамбле –
активное средство музыкальной пропаганды.
Совместные занятия являются благоприятной почвой для исправления
общих индивидуальных погрешностей. Пение в ансамбле помогает музыканту
преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или
излишнее крикливый звук, помогает сделать его исполнение более уверенным,
ярким, многообразным, выровнять тембр.
На каждом уроке педагог должен обращать пристальное внимание на
настройку ансамбля, его интонационный строй, работать над правильным
звукоизвлечением, а также съемками, динамикой, ритмикой, темпом.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемых нотных сборников
1. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2.
М.,1966
2. «Большая переменка», изд «Советский композитор»,М.,1992
3. Гаврилин В. «Песни для детей», СанктПет.,2009
13 4. Жукова Л. «Романсы», СанктПет.,2013
5. КрупаШушарина С. «Времена года», Новосибирск,2005
6. КрупаШушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006
7. Луковников А. «Друзьяоднополчане», М.,2000
8. «Мир нужен всем», изд. «Советский композитор», М.,1988
9. Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988
10.«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и
зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963
11.«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975
12.«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989
13.«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.),
М., 2002
14.«По страницам русской хоровой музыки ХIХХХ веков»,сост.Халабузарь
П.,М.,2004
15.Подгайц Е. «Хоровые миниатюры и песни»,М.,2004
16.Селиванов Б. «Русская классика»,М.,2007
17.Серебренников В. Поет ансамбль «Вдохновение»,М.,1993
18.Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969
19.Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2е издание.
«Современная музыка», 2009
20.Халабузарь П. «По страницам русской хоровой музыки XIXXX
веков»,М.,2004
21.«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых
коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965
22.Черкизова И. «Лучше хором», СанктПет.,2006
23.«Добрые песни», сост.Поддубный С., СанктПет.,2010
2. Список рекомендуемой методической литературы
1 Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
14 2 Добровольская Н. Вокальнохоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
3 Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,
«Академия развития», 1997
4 Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским
вокальнохоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
5 Струве Г. Школьный хор. М.,1981
6 Теория и методика музыкального образования детей: Научно
методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и
др. – М., 1998
7 Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –
СанктПетербург, 2000
8 Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. М.,1990
9 Соколов В. Работа с хором.2е издание. М.,1983
10 Стулова Г. Теория и практика работы с хором. М., 2002
11 Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре.
М.,1988
12 Чесноков П. Хор и управление им. М.,1961
15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.