ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»
Оценка 4.7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
06.11.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сувенир". Программа рассчитана для детей шести-двенадцати лет. Срок обучения 2 года. В содержание программы входят блоки по разным направлениям. Изучение работы с тканью, нитками, лентами. Освоение техник квиллинг, торцевание, айрис-фолдинг, плетение из газетных трубочек. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.
сувенир.doc
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования  «Острогожский центр детского творчества» .                                                                                                      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»                                                           Тип программы: общеразвивающая,                                модифицированная                                                    Возраст обучающихся: 6­11 лет                                       Срок реализации: 2 года                    Составитель:                                                      Ивлева Татьяна Александровна,                                                                     педагог дополнительного образования Острогожск 2017 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные характеристики программы  1.1.  Согласно приоритетным направлениям  развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной   практической   деятельности.   Воспитание   творческой   личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде   всего,   развитием   творческого   потенциала   и   способностью   добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДО деятельности, связанной   с   декоративно­прикладным   творчеством,   которая   должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.     Дополнительная   образовательная   программа   декоративно­прикладного творчества   детского   объединения   «Сувенир»   призвана   решать   обозначенную выше задачу и разработана в соответствии с: ­ Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06­1844); ­   современными   образовательными   технологиями   при   условии   личностно­ ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей   с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.     Дополнительная   образовательная   программа   имеет   художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания и развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся. 1.2.       Актуальность  дополнительной   образовательной   программы   связана   с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии: ­     общих способностей (способность к обучению и труду); ­   творческих   способностей   (воображение, художественное восприятие и др.). 1.3. Отличительная особенность данной образовательной программы     креативность   мышления, состоит в единстве педагогических технологий, в многообразии практических занятий, направленных на социализацию, развитие творчества и интереса к декоративно­прикладному творчеству.       1.4.  Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что способствует не   только   их   приобщению   к   декоративно­прикладному   творчеству,   но   и раскрытию лучших человеческих качеств. 1.5. Цель программы — создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся. 1.6. Задачи программы  Образовательные: ­ научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов; ­   способствовать   формированию   знаний   и   умений   в   области   прикладного творчества. Развивающие: ­   развивать   творческие   способности   (фантазию,   образное   мышление, художественно­эстетический вкус и др.); ­   развивать   у   обучающихся   интерес   к   познанию   окружающего   мира, удовлетворять любознательность. Воспитательные: ­   формировать   у   обучающихся   личностные   качества   (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно­ прикладным творчеством; ­ способствовать формированию у обучающихся культуры труда.  1.7. Адресат программы Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6­11 лет. Наполняемость группы 12­15 человек.         Срок реализации программы ­ 2 года. Общий объем программы 288 часов, по 144 часа на каждый год обучения.          Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. 1.8.  Формы обучения и виды занятий Педагогом используются следующие формы работы: ­ получение теоретических знаний и закрепление их на практике; ­ анализ и оценка работ на каждом этапе; ­ индивидуальная творческая работа; ­ индивидуальный творческий проект; ­ коллективная деятельность; ­ занятие­праздник;  ­ массовое  мероприятие.  При реализации программы используются компьютерные технологии (просмотр и создание   презентаций,   оформление   мастер­классов   в   виде   компьютерных презентаций и программы (Мicrosoft Office Power Point, Windows). Неотъемлемой   частью   программы   являются   выставки   детских   работ, организованные после изучения каждого раздела,  которые позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: ­ оригинальность идеи, ­ соответствие работы возрасту ребенка, ­ качество работы, ­ использование традиций различных культур, ­ новаторство и современность. Подготовка к итоговой выставке в конце учебного года и к участию в творческих  конкурсах различного уровня  позволяет стимулировать творческую активность обучающихся. Данная   программа   носит   не   только   обучающий,   но   и   развивающий характер.   В   программу   обучения   входит   обязательное   посещение   музеев   и выставок. Это способствует развитию художественного восприятия и  образного мышления,  пониманию языка искусств. При большом многообразии форм работы объединения, сотрудничество с родителями   значимо   для   достижения   цели   образовательно­воспитательного процесса. Работа с родителями строится по следующим направлениям: ­ консультативная и просветительская работа; ­ привлечение родителей к культурно­досуговой деятельности; ­ совместное планирование и анализ работы. 1.9. Планируемые результаты: К концу 1 года обучения обучающиеся должны  знать:     ­ название и назначение материалов;    ­ название и  назначение ручных инструментов и приспособлений; ­   правила   безопасности   труда   и  личной   гигиены   при   работе   с  указанными инструментами.  уметь: ­ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; ­ самостоятельно изготовлять изделия по образцу; ­ дать под руководством педагога оценку изделия (определять его назначение, материал,   из   которого   оно   изготовлено,   способы   соединения   деталей, последовательность изготовления); ­ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,   вчетверо,   резать   бумагу   и   ткань   ножницами   по   линиям   разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками  « через край», «петельный шов».  К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать: ­название ручных инструментов, материалов, приспособлений; ­ правила безопасности труда при работе с ручным инструментом; ­ правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику; ­ способы обработки различных материалов; уметь: ­ правильно пользоваться ручными инструментами; ­ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ самостоятельно изготовлять изделия; ­ выполнять работу, используя художественные материалы; ­ правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда. II. Содержание программы 2.1. Учебный  план  2.1.1. 1­й год обучения  Название разделов и тем Количество часов теория практика всего № 1. 2. Вводное занятие Работа с тканью, нитками, лентами  2.1 Аппликация из ткани 2.2 Изонить 2.3 Мягкая игрушка 2.4 Цветы из ткани, лент 3. Работа с бумагой и картоном 3.1 Айрис­фолдинг 3.2 Торцевание 3.3 Квиллинг 3.4 Плетение из бумаги 3.5 Конструирование  4. 5. Культурно­досуговая деятельность Итоговое занятие 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 ­ 2 ­ 8 16 16 8 12 16 10 8 6 18 ­ 2 60 10 20 20 10 62 14 18 12 10 8 18 2 Итого: 26 118 144 2.1.2. 2­й год обучения  2№ Название разделов и тем Количество часов теория практика всего 1. 2. Вводное занятие Работа с бумагой и картоном  2.1 Айрис­фолдинг 2.2 Торцевание 2.3 Квиллинг 2.4 Плетение из бумаги 3. Работа с тканью, нитками, лентами 3.1 Кинусайга 3.2 Изонить 3.3 Мягкая игрушка 4 5. 6. Самостоятельная деятельность   творческая Культурно­досуговая деятельность  Подведение итогов.  Итоговая  аттестация. 2 2 2 2 2 4 4 2 ­ ­ 4 ­ 8 8 10 22 18 12 14 10 18 ­ 2 56 10 10 12 24 54 22 16 16 10 18 4 Итого: 24 120 144 2.2. Содержание  тем программы 2.2.1. 1­й год обучения. Вводное занятие – 2 ч.  Теория:  Цели   и   задачи   работы   объединения.   Режим   работы   объединения. Знакомство   с   содержанием   программы.   Демонстрация   образцов   изделий. Экскурсия по учреждению, знакомство с экспозициями объединений. Материалы и  инструменты,  необходимые для работы. Правила охраны труда при работе с колющими и режущими инструментами. Организация своего рабочего места.  Работа с бумагой и картоном – 62 ч. Айрис­фолдинг – 14 ч. Теория: История появления техники айрис­фолдинг (радужное складывание).   Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.  Практика: Изготовление поделок «Квадрат», «Треугольник», «Круг», «Овал»,  «Ромб». Торцевание – 18 ч. Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на   пластилине.   Особенности   работы   с   гофрированной   бумагой. Знакомство  с материалами   и   инструментами   техники   торцевания;   умение   пользоваться  материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками  организации рабочего места. Торцевание на пластилине и на клею. Практика:   Подготовка   рисунка   на   плоской   поверхности   и   изготовление подсолнуха   методом   торцевания   с   использованием   боковых   торцовок. Изготовление цветика­семицветика. Квиллинг – 12 ч. Теория:   История   возникновения   техники   квиллинга. Разнообразие   бумаги,   ее виды. Правила пользования   материалами и инструментами.  Вырезание полосок для   квиллинга. Основные правила работы.   Знакомство с основным понятием “композиция”. Практика:  Изготовление базовых элементов квиллинга: “капля”, “лист”, “глаз”, “   изогнутый   глаз”,   “треугольник”,   “полумесяц”,   соединение   2­3   полос. Изготовление   бахромчатых   цветов.   Изготовление   открытки   с   хризантемами. Изготовление панно “Цветочная композиция”. Плетение из бумаги – 10 ч. Теория:   История возникновения плетения из бумаги. Вырезание полосок  для скручивания   трубочек.   Основные   правила   работы.   Приёмы   и   способы окрашивания изделий. Вид плетения «верёвочка». Практика:  Панно из газетных трубочек. Плетение корзинки из газетных  трубочек «верёвочкой». Конструирование – 8 ч. Теория:   Конструирование   объемных   макетов   из   плоских   деталей. Конструирование настольных объёмных открыток. Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания. Практика:  Конструирование   из   объёмных   деталей,   изготовленных   на   основе простейших развёрток: трубочка, коробочка. Изготовление развертки пирамиды.  Работа с тканью, нитками, лентами – 60 ч Аппликация из ткани – 10 ч. Теория. Аппликация как способ украшения игрушек, сувениров, предметов быта. Практика. Изготовление аппликаций: цветы, сердечко, яблоко, груша, бабочка и другие. Выполнение аппликаций различными способами на готовом изделии.  Изонить – 20 ч. Теория:  английские   народные   традиции   в   зарождении   истоков   данного   вида творчества. Использование современных материалов. Простота и оригинальность в   исполнении   поздравительных   открыток.   Изучение   элементов   цветоведения, подбора цветов нитей к основному цвету фона.   Практика: Основные технологические приемы в технике «изонить»: заполнение угла, окружности.  Приёмы работы с чертежными инструментами при нанесении рисунка­схемы на основу. Изготовление работ в технике «изонить».  Мягкая игрушка – 20 ч.  Теория: история возникновения мягкой игрушки. Первые игрушки. Разнообразие игрушек.   Правила   выполнения   эскиза   игрушки.   Технология   конструирования выкроек.   Технология   увеличения   или   уменьшения   выкройки.   Правила   кроя игрушки. Технология изготовления деталей мягкой игрушки Практика:  изготовление   игрушек     по   выкройкам:     оленёнок,   кот   в   сапогах, львёнок.  Цветы из ткани, лент – 10 ч. Теория:  Происхождение   и   виды   растительных   волокон.   Основные   виды   и свойства тканей, их применение.  Понятие о цвете. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность. Способы изготовления   искусственных   цветов   из   ткани.  Строение   цветов.   Виды   цветов. Цветовое решение. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие. Технология   изготовления   цветов   из   ткани.   Определение   вида   ткани   по характерным признакам. Определение лицевой и изнаночной сторон. Основные приемы выполнения работ при изготовлении декоративных цветов. Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления цветов. Практика: изготовление цветов из ткани и лент.   Культурно­досуговая деятельность – 18 ч. Организация выставок (День открытых дверей, День села, День матери, праздник 8 Марта, «Радуга талантов»),   досуговых мероприятий в учреждении в период школьных каникул, экскурсий в музей, встреч с народными умельцами. Оформление выставочных работ. Итоговое занятие – 2 ч. 2.2.2. 2­й  год обучения. Вводное занятие – 2 ч. Теория:  Знакомство   с   планом   работы   объединения   на   год.   Изделия, предлагаемые для изготовления. Обсуждение поделок, замечания и дополнения обучающихся.   Материалы,   инструменты   и   принадлежности,   необходимые   для работы.   Организация   рабочего   места.   Правила   охраны   труда.   Инструктаж   по технике безопасности. Работа с бумагой и картоном – 56 ч. Айрис­фолдинг – 10 ч. Теория: Айрис­фолдинг.  Просмотр презентаций мастер­классов. Практика: Изготовление поделок в технике «айрис­фолдинг». Торцевание – 10 ч. Теория:  торцевание   на   пластилине.   Материалы   и   инструменты   для     техники торцевание;   умение   пользоваться   материалами   и   инструментами   во   время занятия; технология работы; Торцевание на пластилине. Практика:  Изготовление поделок в технике «торцевание».  Квиллинг – 12 ч. Теория:  Повторение   основных   базовых   форм.   Знакомство   с   гофрированным видом бумаги.  Свойства гофрированного картона. Практика:  Создание фигурок животных, птиц.   Изготовление панно «Золотые пчелки»,    «Ваза   с    цветами».  Изготовление   открыток.  Изготовление   изделий­ сувениров из гофрированного картона. Плетение из бумаги – 24 ч. Теория:  виды плетения из газет  ­ спиральное, ситцевое. Технология  плетения. Практика:  изготовление изделий из газетных трубочек. Работа с тканью, нитками, лентами – 54 ч. Кинусайга – 22 ч. Теория: история возникновения техники «Кинусайга».  Инструменты и  приспособления для работы. Правила техники безопасной работы. Материалы.  Технология изготовления. Практика: изготовление изделий в технике «кинусайга.» Теория. Повторение приемов наложения одного материала на другой (ниточный, клеевой). Применение различных  материалов для изготовления картин, панно.  Практика:  подбор   тканей.   Изготовление     несложных   картинок,   выполнение эскиза в натуральную величину; нанесение рисунка на основу из плотной ткани; выполнение выкроек отдельных элементов.  Изонить – 16 ч.    Теория: Переплетающиеся окружности. Овал. Дуга. Завиток. Технология  совмещения заполнения окружностей двух вариантов.    Практика: технология заполнения овала, дуги, завитка.    Изготовление        изделий в технике «изонить». Мягкая игрушка – 16 ч.  Теория:  технология   изготовления   мягкой   игрушки.   Повторение   выполнения ручных швов.  Практика: изготовление игрушек  по выкройкам. Цветы из ткани, лент – 12 ч.  Теория:  виртуальная   экскурсия   в   мир   «Канзаши».   Японское   искусство складывания   из   ткани.   Основные   понятия.   Основы   композиции.   Технология изготовления цветов в технике «канзаши».  Практика: изготовление    цветов в технике «канзаши». Самостоятельная творческая деятельность – 10 ч. Культурно­досуговая деятельность – 18 ч. Организация выставок (День открытых дверей, День села, День матери, праздник 8 Марта, «Радуга талантов»),  досуговых мероприятий в учреждении в период  школьных каникул, экскурсий в музей, встреч с народными умельцами.  Оформление выставочных работ. Итоговое занятие – 2 ч.                          2.2.3. Формы подведения итогов реализации программы. На   протяжении   всего   учебного   процесса   проводятся   следующие   виды контроля знаний: ­   беседа   в   форме   «вопрос­ответ»   с   ориентацией   на   сопоставление   и сравнение. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет   устойчивость   его   внимания.   Опрос   проводится   доброжелательно   и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие; ­ учебное занятие с элементами викторины или конкурса, позволяющее повысить   интерес   обучающихся   и   стимулировать   желание   к самосовершенствованию. Участие   в   районных   и   региональных   конкурсах,   дистанционных всероссийских   мероприятиях   является   дополнительными   формами   выявления результатов усвоения обучающимися программного материала. III. Комплекс организационно­педагогических условий 3.1. Методическое обеспечение программы К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Основной формой подведения итогов и проверки освоения программного материала   является   промежуточная   и   итоговая     аттестация.   Промежуточная аттестация   проводится   в   декабре   и   мае,   в   конце   второго   года   обучения   – итоговая аттестация.  Теоретическая часть аттестации проводится в форме собеседования или тестирования. Овладение практическими умениями и навыками оценивается при проведении тематических и итоговых выставок творческих работ.  Уровень сформированности личностных качеств (социальной активности, самостоятельности, социальной адаптированности, самооценки, нравственности) и уровень сформированности детского коллектива определяются и оцениваются в   форме   диагностических   исследований   (мониторинг   в   течение   всего   курса обучения). Для   эффективной   реализации   программы   используются   следующих методических и дидактических материалов: 1. Методика   диагностики   социализированности   личности   учащегося (методика М.И. Рожкова). 2. Методика проведения диагностики личностных качеств учащихся. 3. Методика диагностики уровня сформированности детского коллектива. 4. Методическая   разработка   учебного   занятия   «Бахромчатые   цветы»   в технике «квиллинг». 5. 6. Методические   рекомендации   по   проведению   выставок   декоративно­ прикладного творчества. Разработка игровых тренингов на сплоченность коллектива. Дидактические материалы: 7. Методические рекомендации по работе над творческим проектом. 8. ­ образцы изделий в разных стилях и техниках; ­ обучающие мастер­классы в виде компьютерных презентаций; ­ тесты с заданиями для проведения итоговой аттестации.    3.2. Перечень оборудования, материалов и инструментов. Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование. Инструменты и материалы: бумага цветная, клей ПВА, ластик, линейка,  циркуль, ножницы, картон белый, картон цветной, крепированная бумага,  атласные ленты, бархатная бумага, карандаш простой, швейные иглы, картон  гофрированный, пластилин, ткань Список литературы для педагога. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 1. № 273­ФЗ. 2. «Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности по   дополнительным   общеобразовательным   программам»,   утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. 3. Концепция   социального   воспитания   и   дополнительного   образования детей и молодежи Воронежской области (2012­2016 г.г.). Интернет ресурсы: 4. Рогачевская Л., Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника / Любовь  Рогачевская. ­ М.: АСТ­Пресс Книга, 2014. ­ 854 c. 5.  Бурундукова Л.,  Волшебная изонить/ Лилия Бурундукова. Издательство: АСТ­ Пресс: 2010  ­  89с. 6. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста» / Е. Рубцова–Ростов н/Д:  Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009 –240с. 7. Волкова Н. В. ,Любимые мягкие игрушки. Шьем для себя и детей/ Н. В.  Волкова Издательство: Феникс. 2008 – 222с. 8. Токарева Елена, Цветы из ткани и лент. Красиво и просто /  Елена Токарева  Издательство: Эксмо,  2014. – 36с. 9. Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона/  А. Тойбнер. ­ «Астрель Академия развития»: 2008.­32 с.  10. Митителло К. "Чудо ­ Аппликация" / К. Митителло. ­ Эксмо:, 2008 г.­ 64 с. 11. Христиане Хюбнер: Канзаши. Японские украшения для волос и  аксессуары  из ткани. –М.: Арт­Родник, 2014. – 36с. Список литературы для обучающихся. 1.Афонькина,   С.   Ю.   Цветы   и   вазы   оригами.   /   С.   Ю.   Афонькина.,   Е.   Ю. Афонькина.­Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002.­ 231с.  2.Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия.  / Ф. Джоунс.­ М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. ­160с. 3.Долженко,   Г.И.   100   поделок   из   бумаги.     /   Г.И.   Долженко.   –Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.­ 144с. 4.Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами.  / Т.Б. Сержантова.­ М.: Айрис – пресс, 2003.­192с. 5.Соколова, С. Театр оригами: Игрушки из бумаги.  / С. Соколова.­ М.: Изд­во Эксмо; Спб.: Валерии СПД, 2003.­224с. 6.Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам.   / Е.А. Ступак.­М.: Айрис – пресс, 2007.­160с. 7.Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева.  –М.: Эксмо, 2010. –64 с.: ил.  8. Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить./ О.В  Леонова – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Сувенир»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной  направленности «Сувенир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017