ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.01.2018
Дополнительно образовательная программа "Умелые руки", рассчитана на детей младшего возраста. Срок реализации программы 3 года. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. По данной программе обучающийся может освоить различные техники по декоративно-прикладному творчеству. Программа носит не только обучающийся характер, но и развивающий.
умелые руки.docx
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Острогожский центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждена приказом №54
на педагогическом совете от «31» августа 2017 г.
протокол № по МКУ ДО «Острогожский
от «31» августа 2017г центр детского творчества»
Директор Ж.Н.Хрипченко
Дополнительная общеобразовательная программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Тип программы: образовательноразвивающая,
модифицированная.
Срок реализации: 3 года
Возрастная категория детей: 711 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Ивлева Татьяна Александровна Острогожск 2017 год
I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Умелые руки» составлена в
1. Основные характеристики программы
1.1. Программа
соответствии с примерными
требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к
письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г).
Направленность программы художественная. Программа является интегрированной
– в ней соединены различные виды декоративноприкладного творчества.
1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы связана с
использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во
взаимосвязи и взаимодействии:
общих способностей (способность к обучению и труду);
творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное
восприятие и др.).
1.3. Отличительная особенность данной образовательной программы
Отличительной особенностью программы является возможность на протяжении всего
курса обучения освоить различные техники по декоративноприкладному творчеству
и реализовать свои творческие способности в разных направлениях. В этом важнейшее
преимущество данной программы «Умелые руки». Таким образом, естественное
стремление ребенка узнать, чтото новое удовлетворяется полностью. Эта программа
будет всегда востребована и интересна детям.
1.4. Педагогическая целесообразность
В настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации
детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить
детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного
динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во
всех его проявлениях. На занятиях по программе «Умелые руки» любой ребенок,
будучи носителем любого языка и самых разнообразных культурных традиций, может
раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть
для себя чтото новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений.
Изученные техники декоративноприкладного творчества, а также приобретённые
навыки и умения, переданные педагогом, непременно пригодятся ему в жизни, какую
бы профессию он не выбрал. Ведь творческий подход к любому делу – залог успеха.
1.5. Цель программы — создать условия для выявления и развития творческих
способностей обучающихся.
1.6. Задачи программы
Образовательные:
научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления
поделок из различных материалов; способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.
Развивающие:
развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно
эстетический вкус и др.);
развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять
любознательность.
Воспитательные:
формировать у обучающихся личностные качества (ответственность,
исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно
прикладным творчеством;
способствовать формированию у обучающихся культуры труда.
1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 711 лет.
Наполняемость группы 1215 человек.
Срок реализации программы 3 года. Общий объем программы 432 часа, по 144
часа на каждый год обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.
1.8. Формы обучения и виды занятий
Педагогом используются следующие формы работы:
получение теоретических знаний и закрепление их на практике;
анализ и оценка работ на каждом этапе;
индивидуальная творческая работа;
индивидуальный творческий проект;
коллективная деятельность;
занятиепраздник;
массовое мероприятие.
При реализации программы используются компьютерные технологии (просмотр и
создание презентаций, оформление мастерклассов в виде компьютерных презентаций и
программы (Мicrosoft Office Power Point, Windows).
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ,
организованные после изучения каждого раздела, которые позволяют проследить
творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:
оригинальность идеи,
соответствие работы возрасту ребенка,
качество работы,
использование традиций различных культур,
новаторство и современность.
Подготовка к итоговой выставке в конце учебного года и к участию в
творческих конкурсах различного уровня позволяет стимулировать творческую
активность обучающихся.
Данная программа носит не только обучающий, но и развивающий характер. В
программу обучения входит обязательное посещение музеев и выставок. Это
способствует развитию художественного восприятия и образного мышления,
пониманию языка искусств. При большом многообразии форм работы объединения, сотрудничество с
родителями значимо для достижения цели образовательновоспитательного процесса.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
консультативная и просветительская работа;
привлечение родителей к культурнодосуговой деятельности;
совместное планирование и анализ работы.
1.9. Планируемые результаты:
К концу 1 года обучения обучающиеся должны
знать:
название и назначение материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными
инструментами.
уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
работы;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
дать под руководством педагога оценку изделия (определять его назначение,
материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,
вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали
из бумаги с помощью клея, шить стежками
« через край», «петельный шов».
К концу 2 года обучения обучающиеся должны
знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
самостоятельно изготовлять изделия;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда.
К концу 3 года обучения обучающиеся должны
знать:
основные приемы плетения из газетных трубочек, изонити, кинусайга, квиллинга ;
технологию работы шитья мягкой игрушки ;
уметь:
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать
необходимые материалы, инструменты и приспособления; экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её
этапах;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в
единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания;
С помощью педагога:
выбирать темы для практических работ;
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
педагогом или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
II Содержание программы
2.1. Учебный план
2.1.1. 1й год обучения
Название разделов и тем
Количество часов
теория
практика
всего
2
2
2
4
4
2
4
4
2
12
16
14
12
14
18
14
18
2
66
14
18
18
16
56
16
22
18
18
2
26
118
144
№
1.
2.
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
2.1 Аппликация
2.2 Торцевание
2.3 Оригами
2.4 Конструирование
3.
Работа с тканью, нитками, лентами
3.1 Аппликация из ткани
3.2 Изонить
3.3 Цветы из ткани
4.
5.
Культурнодосуговая деятельность
Итоговое занятие
Итого: 2№
Название разделов и тем
Количество часов
2.1.2. 2й год обучения
теория
практика
всего
1.
2.
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
2.1 Айрисфолдинг
2.2 Модульное оригами
2.3 Папьемаше
3.
Работа с тканью, нитками, лентами
3.1 Кинусайга
3.2 Изонить
3.3 Мягкая игрушка
4.
5.
Культурнодосуговая деятельность
Итоговое занятие
Итого:
2
2
2
4
4
4
4
2
20
14
18
18
16
16
18
2
60
22
16
22
62
22
20
20
18
2
24
120
144 2№
Название разделов и тем
Количество часов
2.1.3. 3й год обучения
теория
практика
всего
1.
2.
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
2.1 Квиллинг
2.2 Плетение из бумаги
3.
Работа с тканью, нитками, лентами
3.1 Кинусайга
3.2 Изонить
3.3 Мягкая игрушка
4
5.
6.
Самостоятельная творческая
деятельность
Культурнодосуговая деятельность
Подведение итогов. Итоговая
аттестация.
2
4
4
4
4
2
4
24
24
14
12
20
10
18
2
56
28
28
56
18
16
22
10
18
4
Итого:
24
120
144 2.2. Содержание тем программы
2.2.1. 1й год обучения.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Цели и задачи работы объединения. Режим работы объединения. Знакомство с
содержанием программы. Демонстрация образцов изделий. Экскурсия по учреждению,
знакомство с экспозициями объединений. Материалы и инструменты, необходимые
для работы. Правила охраны труда при работе с колющими и режущими
инструментами. Организация своего рабочего места.
Работа с бумагой и картоном – 66 ч.
Аппликация из цветной бумаги и картона – 14 ч.
Теория: История возникновение аппликации. Аппликация как вид прикладного
искусства. Виды аппликации. Мозаика, как разновидность аппликации. Понятие о
композиции. Основные приёмы вырезания.
Практика: Изготовление аппликации, мозаики, панно из цветной бумаги.
Торцевание – 18 ч.
Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на
пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами
и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и
инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации
рабочего места.
Торцевание на пластилине и на клею.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха
методом торцевания с использованием боковых торцовок.
Оригами – 18 ч.
Теория: Знакомство с разными видами базовых форм. Понятие термина «базовые
формы».
Практика: Складывание фигурок базовой формы книжка, дверь, квадрат. Изготовление
поделок из базовых форм.
Конструирование – 16 ч.
Теория: Конструирование объемных макетов из плоских деталей. Конструирование
настольных объёмных открыток.
Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части
путём сгибания и резания.
Практика: Конструирование из объёмных деталей, изготовленных на основе
простейших развёрток: трубочка, коробочка. Изготовление развертки пирамиды. Работа с тканью, нитками, лентами – 56 ч.
Аппликация из ткани – 16 ч.
Теория. Аппликация как способ украшения игрушек, сувениров, предметов быта.
Практика. Изготовление аппликаций: сердечко, яблоко, груша, бабочка и другие.
Выполнение аппликаций различными способами на готовом изделии.
Изонить – 22 ч.
Теория: Английские народные традиции в зарождении истоков данного вида
творчества. Использование современных материалов. Простота и оригинальность в
исполнении поздравительных открыток. Изучение элементов цветоведения, подбора
цветов нитей к основному цвету фона.
Практика: Основные технологические приемы в технике «изонить»: заполнение угла,
окружности. Приёмы работы с чертежными инструментами при нанесении рисунка
схемы на основу. Изготовление работ в технике «изонить».
Цветы из ткани, лент – 18 ч.
Теория: Понятие о цвете. Способы изготовления искусственных цветов из ткани.
Технология изготовления цветов из ткани. Определение вида ткани по характерным
признакам. Определение лицевой и изнаночной сторон. Основные приемы выполнения
работ при изготовлении декоративных цветов. Материалы, инструменты и
приспособления, используемые для изготовления цветов.
Практика: изготовление цветов из ткани и лент.
Культурнодосуговая деятельность – 18 ч.
Организация выставок (День открытых дверей, День села, День матери, праздник 8
Марта, «Радуга талантов»), досуговых мероприятий в учреждении в период школьных
каникул, экскурсий в музей, встреч с народными умельцами.
Оформление выставочных работ.
Итоговое занятие – 2 ч.
2.2.2. 2й год обучения.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Знакомство с планом работы объединения на год. Изделия, предлагаемые для
изготовления. Обсуждение поделок, замечания и дополнения обучающихся.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы. Организация
рабочего места. Правила охраны труда. Инструктаж по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном – 60 ч.
Айрисфолдинг – 22 ч.
Теория: История появления техники айрисфолдинг (радужное складывание).
Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
Практика: Изготовление поделок «Квадрат», «Треугольник», «Круг», «Овал»,
«Ромб».
Модульное оригами – 16 ч.
Теория: История развития техники модульное оригами. Азбука оригами. Волшебные
свойства бумаги. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на
основе базовой формы «Треугольник». Практика: Изготовление модулей треугольных. Соединение модулей в плоские
фигурки: змейка, ящерица, морская звезда, снежинка, рыбка, бабочка.
Папьемаше – 22 ч.
Теория: История техники «папьемаше». Исторические сведения о появлении игрушек
из папьемаше. Демонстрация изделий. Показ слайдов, видеофильмов. Основные
понятия: «бумажная масса», «декорирование», «композиция». Рецепт приготовления
бумажной массы.
Практика: Изготовление изделий в технике папьемаше. Изготовление изделий
способом «бумажной массы». Роспись готовых изделий.
Работа с тканью, нитками, лентами – 62 ч.
Кинусайга – 22 ч.
Теория: История возникновения техники «Кинусайга». Инструменты и
приспособления для работы. Правила техники безопасной работы. Материалы.
Технология изготовления.
Практика: Изготовление изделий в технике «кинусайга.»
Изонить – 20 ч.
Теория: Переплетающиеся окружности. Овал. Дуга. Завиток. Технология
совмещения заполнения окружностей двух вариантов.
Практика: Технология заполнения овала, дуги, завитка.
Изготовление изделий в технике «изонить».
Мягкая игрушка – 20 ч.
Теория: История возникновения мягкой игрушки. Первые игрушки. Разнообразие
игрушек. Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования выкроек.
Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Технология
изготовления деталей мягкой игрушки
Практика: Изготовление игрушек по выкройкам.
Культурнодосуговая деятельность – 18 ч.
Организация выставок (День открытых дверей, День села, День матери, праздник 8
Марта, «Радуга талантов»), досуговых мероприятий в учреждении в период школьных
каникул, экскурсий в музей, встреч с народными умельцами. Оформление выставочных
работ.
Итоговое занятие – 2 ч.
2.2.3. 3й год обучения.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Знакомство с планом работы объединения на год. Изделия, предлагаемые для
изготовления.
Обсуждение поделок, замечания и дополнения обучающихся. Материалы, инструменты
и принадлежности, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила
охраны труда. Инструктаж по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном – 56 ч.
Квиллинг – 28 ч. Теория: История возникновения техники квиллинга. Разнообразие бумаги, ее виды.
Правила пользования материалами и инструментами. Вырезание полосок для
квиллинга. Основные правила работы. Знакомство с основным понятием
“композиция”.
Практика: Изготовление базовых элементов квиллинга: “капля”, “лист”, “глаз”,
“изогнутый глаз”, “треугольник”, “полумесяц”, соединение 23 полос. Изготовление
изделий в технике «квиллинг»
Плетение из бумаги – 28 ч.
Теория: История возникновения плетения из бумаги. Инструменты и приспособления.
Полоски для скручивания трубочек. Основные правила работы. Приёмы и способы
окрашивания изделий. Виды плетения «верёвочка», «спиральное».
Практика: Панно из газетных трубочек. Плетение корзинки из газетных трубочек
«верёвочкой». Плетение вазы с лилиями.
Работа с тканью, нитками, лентами – 56 ч.
Кинусайга – 18 ч.
Теория: Инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасной
работы. Технология изготовления.
Практика: изготовление изделий в технике «кинусайга.»
Изонить – 16 ч.
Теория: Знакомство с понятиями: треугольник, квадрат, ромб. Приемы заполнения
треугольника, квадрата, ромба: заполнение от центра, заполнение по диаметру,
неравномерное заполнение, заполнение сеткой.
Практика: Заполнение треугольника. Равномерная разметка и обозначение цифрами
сторон треугольника, прокалывание отверстий, прокладывание нитей и заполнение
фигуры. Заполнение квадрата, ромба. Заполнение по периметру соединение
противоположных точек квадрата, ромба. Соединение каждой точки квадрата и ромба
с центром.
Мягкая игрушка – 22 ч.
Теория: Технология изготовления мягкой игрушки. Повторение выполнения ручных
швов.
Практика: изготовление игрушек по выкройкам.
Самостоятельная творческая деятельность – 10 ч.
Практика: Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Культурнодосуговая деятельность – 18 ч.
Организация выставок (День открытых дверей, День села, День матери, праздник 8
Марта, «Радуга талантов»), досуговых мероприятий в учреждении в период школьных
каникул, экскурсий в музей, встреч с народными умельцами.
Оформление выставочных работ.
Итоговое занятие – 2 ч.
2.2.3. Формы подведения итогов реализации программы. На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля
знаний:
беседа в форме «вопросответ» с ориентацией на сопоставление и сравнение.
Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет
устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что
позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное
благополучие;
учебное занятие с элементами викторины или конкурса, позволяющее
повысить интерес обучающихся и стимулировать желание к самосовершенствованию.
Участие в районных и региональных конкурсах, дистанционных всероссийских
мероприятиях является дополнительными формами выявления результатов усвоения
обучающимися программного материала.
III. Комплекс организационнопедагогических условий
3.1. Методическое обеспечение программы
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится
отслеживание результатов.
Основной формой подведения итогов и проверки освоения программного
материала является промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация
проводится в декабре и мае, в конце второго года обучения – итоговая аттестация.
Теоретическая часть аттестации проводится в форме собеседования или
тестирования. Овладение практическими умениями и навыками оценивается при
проведении тематических и итоговых выставок творческих работ.
Уровень сформированности личностных качеств (социальной активности,
самостоятельности, социальной адаптированности, самооценки, нравственности) и
уровень сформированности детского коллектива определяются и оцениваются в форме
диагностических исследований (мониторинг в течение всего курса обучения).
Для эффективной реализации программы используются следующих
Методика диагностики социализированности личности учащегося (методика
Методика проведения диагностики личностных качеств учащихся.
Методика диагностики уровня сформированности детского коллектива.
Методическая разработка учебного занятия «Бахромчатые цветы» в технике
методических и дидактических материалов:
1
М.И. Рожкова).
2
3
4
«квиллинг».
5
6
творчества.
7
8
образцы изделий в разных стилях и техниках;
обучающие мастерклассы в виде компьютерных презентаций и видеороликов;
тесты с заданиями для проведения итоговой аттестации.
Методические рекомендации по работе над творческим проектом.
Дидактические материалы:
Разработка игровых тренингов на сплоченность коллектива.
Методические рекомендации по проведению выставок декоративноприкладного
3.2. Перечень оборудования, материалов и инструментов.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование. Инструменты и материалы: бумага цветная, клей ПВА, ластик, линейка, циркуль,
ножницы, картон белый, картон цветной, крепированная бумага, атласные ленты,
бархатная бумага, карандаш простой, швейные иглы, картон гофрированный,
пластилин, ткань
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273
Список литературы для педагога.
Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и
1
ФЗ.
2
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008.
3
молодежи Воронежской области (20122016 г.г.).
Интернет ресурсы:
4. Рогачевская Л., Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника / Любовь
Рогачевская. М.: АСТПресс Книга, 2014. 854 c.
5. Бурундукова Л., Волшебная изонить/ Лилия Бурундукова. Издательство: АСТПресс:
2010 89с.
6. Волкова Н. В. ,Любимые мягкие игрушки. Шьем для себя и детей/ Н. В. Волкова
Издательство: Феникс. 2008 – 222с.
7. Токарева Елена, Цветы из ткани и лент. Красиво и просто / Елена Токарева
Издательство: Эксмо, 2014. – 36с.
8. Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона/ А.
Тойбнер. «Астрель Академия развития»: 2008.32 с.
9. Митителло К. "Чудо Аппликация" / К. Митителло. Эксмо:, 2008 г. 64 с. 10. Иванова Е.П. «Поделки из папьемаше» / Е.П. Иванова. Книжный клуб семейного
досуга. 2011 г. 64 с.
11.Тищенко Е. Плетение из газет. От простого к сложному/ Е. Тищенко. Издательство:
Феникс.2015г. 67 с.
Список литературы для обучающихся.
1.Афонькина, С. Ю. Цветы и вазы оригами. / С. Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.
Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002. 231с.
2.Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия. / Ф.
Джоунс. М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. 160с.
3.Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко. –Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2002. 144с.
4.Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами. / Т.Б. Сержантова. М.: Айрис – пресс, 2003.
192с.
5.Соколова, С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. / С. Соколова. М.: Издво Эксмо;
Спб.: Валерии СПД, 2003.224с.
6.Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. / Е.А. Ступак.М.: Айрис – пресс,
2007.160с.
7.Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева.
–М.: Эксмо, 2010. –64 с.: ил.
8. Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить./ О.В Леонова
– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Умелые руки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.