Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
искусство +1
Все классы
25.01.2018
Программа «Природа и творчество» имеет эколого-эстетическую направленность и реализует личностно – ориентированной подход в образовании подрастающего поколения, приобретение начального опыта работы с природным материалом и использование его в творчестве; способствует развитию грамотного взаимодействия детей с окружающей средой, развитию творческих способностей, помогает детям открыть в себе мир фантазии и воображения, учит составлять композиции из форм растительного мира, соединяющие в себе эстетические и практические качества.
Дополнительная образовательная программа «Природа и творчество» разработана для детей в возрасте от 7 до 10 и от 11 до 13 лет и составлена с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
ДОП творчество Рукавишникова.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАУ ДО «Городская станция юных натуралистов»
Утверждаю:
Директор МАУ ДО ГорСЮН
________________А.Н. Чепелев
Природа и творчество»
Дополнительная общеобразовательная программа
для детей 7 – 13 лет
Продолжительность реализации ДОП – 4года
Составитель – Рукавишникова В.В.,
педагог дополнительного образования
первой категории
Нижний Тагил 2015 год Пояснительная записка
Программа «Природа и творчество» имеет экологоэстетическую
направленность и реализует личностно – ориентированной подход в
образовании подрастающего поколения, приобретение начального опыта
работы с природным материалом и использование его в творчестве;
способствует развитию грамотного взаимодействия детей с окружающей
средой, развитию творческих способностей, помогает детям открыть в себе
мир фантазии и воображения, учит составлять композиции из форм
растительного мира, соединяющие в себе эстетические и практические
качества.
Дополнительная образовательная программа «Природа и творчество»
разработана для детей в возрасте от 7 до 10 и от 11 до 13 лет и составлена с
учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся (включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья)
Содержание дополнительной образовательной программы ориентировано на:
1.Удовлетворение потребностей развивающейся личности ребенка и его
интересов.
2.Уважение и соблюдение прав ребенка на самоопределение, на свободу
выбора видов и форм деятельности.
Основополагающими
принципами
образовательной программы являются:
дополнительной
построения
1.Принцип преемственности и последовательности. Означает, что каждый
раздел программы является связующим звеном между предыдущими и
последующими этапами организации образовательного процесса.
2.Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с
возрастными возможностями и особенностями обучающихся.
3.Принцип целостности образовательного пространства обеспечивает
становление экологического, художественно эстетического мышления
предыдущими и последующими этапами организации образовательного
процесса.
Содержание данной дополнительной общеобразовательной программы вводит
ребенка в удивительный мир изобретательской работы. С помощью таких
видов художественного творчества как: аппликация из прессованной
флористики, рельефных композиций из различных природных материалов,
коллажей, лепки из соленого теста или глины развиваются у обучающихся
художественно – конструктивные способности, нестандартное мышление и
творческая индивидуальность.
Мир природы особая тема для творчества детей. На земле обитают сотни
тысяч видов растений. Все они посвоему хороши, а очень многие не теряют
привлекательности и после высушивания. В настоящее время стало популярным и стремительно развивается художественное творчество, основой
для которого служат живые или засушенные цветы, листья, кора и другой
природный материал (Флористика) Произведения флористов украшают наши
дома, школы, музеи. Из высушенных растений делают букеты, панно, коллажи
и декоративные композиции. Занятия флористикой формирует у ребенка
эстетическое восприятие окружающего мира,
обогащает духовно,
способствует формированию экологически оправданного поведения в
социоприродной среде.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной
программы «Природа и творчество» является изучение основ экологии
средствами декоративноприкладного творчества, воспитания у детей
художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция,
раскрывающая индивидуальные способности учащихся. Большое место в
процессе обучения занимает развитие воображения и фантазии.
В изучении работы с природным материалом, как и в других областях
декоративно – прикладного творчества полезна повторяемость полученных
знаний для закрепления в памяти определенных навыков и умений.
Одна треть занятия, как правило, посвящена теории, с привлечением
различного наглядного и информационного материала. Для формирования
умений и навыков работы с природным материалом, а также лучшего
усвоения теоретического материала, необходима практическая деятельность.
Очень важно последовательно усложнять задания в зависимости от
индивидуальных особенностей детей.
Информационный материал дается как перед практической работой, так и во
время работы.
Две третьих учебного времени на занятиях уделяется практической работе,
что дает возможность более полно реализовать творческую активность. Дети с
опережающим развитием легко справляются с заданиями, отстающие –
наоборот. В связи с этим для каждого занятия предусматриваются варианты
заданий с тем же материалом (для когото они усложняются, для когото
видоизменяются) Это необходимо, чтобы интерес к творчеству не угасал,
избавляя ученика от ненужных переживаний изза неудач. В занятия каждого
года обучения включаются тематические конкурсы и игры, просмотр
видеофильмов, чтение сказок и рассказов о природе. Участие в работе
творческих мастерских включенных в содержание программы дает
возможность детям не только творить индивидуально, но и объединяться и
работать коллективно, помогает овладеть трудовой культурой, умением
объективно оценивать свои возможности.
Программа рассчитана на четыре года обучения, но может быть
использована и как самостоятельный блок по каждому году обучения в
зависимости от способностей детей и их возраста. Программа первого года обучения знакомит детей с разнообразием
природного материала; со способами сбора и хранения, дает элементарные
знания по экологии. Знакомит с различными видами аппликаций и поделок из
природного материала;
Программа второго года обучения построена на повторяемости отдельных
разделов с усложнением объема получаемых знаний и навыков, учит
выполнять композиции из объемных природных материалов.
С помощью игры и практических занятий прививает бережное отношение к
природе родного края.
На основе приобретенных знаний и умений занятия по программе третьего
года обучения проходят на более продуктивном уровне. Новый раздел
программы «Коллаж из природного материала» дает возможность более
подробно изучать средства выразительности: красота линии, фактуры,
окраски, умение наблюдать, фантазировать и отражать в композициях
коллажа.
Программа четвертого года обучения расширяет и углубляет знания детей,
полученные в рамках общеобразовательных предметов, помогает освоить
новый вид деятельности: лепестковая живопись, декоративные панно и
композиции из флористики, развивает наблюдательность и фантазию.
Цель программы: создание условий для формирования у детей основ
экологической культуры, творческих способностей и самореализации своей
индивидуальности,
позитивной социализации и профессионального
самоопределения.
Данная программа позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
1.Реализовать в ходе занятий освоение основных законов композиции,
овладение необходимыми умениями работы с различными природными
материалами, использование по назначению инструменты;
2.Сформировать у детей в процессе занятий эмоционально – нравственное,
эстетическое отношение к окружающей природе, образное, пространственное
мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм
окружающего мира;
Развивающие:
Способствовать развитию любознательности и интереса к декоративно
прикладному творчеству, воплощать творческие замыслы в композициях,
используя природный материал;
Воспитательные:
Воспитать у детей правильное отношение к окружающему миру природы;
вовлечь в работу через эмоционально – творческое восприятие окружающего
мира. Программа «Природа и творчество» разработана на следующей
нормативноправовой основе: «Конституция Российской Федерации» от
12.12.1993 (ред. от 30.12. 2008), глава 2. «Права и свободы человека и
гражданина», ст. 43; Закон РФ «Об образовании» (ред. 29.12.2012г., пункт 4,
статья 75. Дополнительное образование); Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009г. №
373); II, 12.3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир); III, 19.3
Учебный план начального
общего образования, 19.4 Программа
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования. Федеральные государственные требования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.10.2009 г. № 655; раздел
III, п. 3.5 . Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.125103,
2.4.4.
требования к учреждениям
дополнительного образования детей; СанПиН 2.4.2.282110,
Внеурочная
деятельность).
Санитарноэпидемиологические
Дополнительная образовательная программа «Природа и творчество»
составительская.
Составлена на основании: «Дополнительная образовательная программа.
Студия декоративно – прикладного творчества г. Рязань 2011г. «Технология.
Организация кружковой работы в школе. Издательство «Учитель» г.
Волгоград 2008г.»; И на основе собственного опыта работы в области
декоративно – прикладного творчества Результат освоения дополнительной образовательной
программы
«Природа и творчество»
1. Личностные:
Первый год обучения готовность обучающихся познавать окружающий
мир природы; развивать творческие способности.
Второй год обучения – понимание чувство прекрасного и желание творить
самим, развивая фантазию.
Третий год обучения – развитие доброжелательности, отзывчивости и
сопереживания чувствам других людей, творческое восприятие природы.
Четвертый год обучения сотрудничество обучающихся в группе со
сверстниками и педагогом, формирование нравственно – эстетических
качеств в общении с природой.
2. Метапредметные:
Первый год обучения – названия различных природных материалов,
используемых в практической работе, освоение способов сбора и хранения
природных материалов.
Второй год обучения овладение навыками работы с различными
природными материалами и инструментами.
Третий год обучения – творческое восприятие природы в композициях.
Самооценка и планирование своей деятельности.
Четвертый год обучения устойчивая познавательная инициатива, интерес
к темам образовательной программы
3.Предметные:
Первый год обучения представление об основных правилах составления
композиции, технологии сбора, хранения и обработки природного
материала.
Второй год обучения основные понятия и термины – экология,
аппликация, аранжировка, флористика, представление о необходимости
ответственного и бережного отношения к природе родного края.
Третий год обучения правила поведения в ближайшем природном
окружении; выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Четвертый год обучения выполнение заданий в соответствии с правилами,
алгоритмами, с помощью рисунков, оборудования и образцов; умение
принимать, сохранять цели и следовать им в ходе обучения. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
мониторинг практических работ;
различные тематические творческие конкурсы, фестивали, сборы;
выставки результатов индивидуальной работы; что позволяют выявить
сформировавшиеся знания и умения каждого ученика. Такой подход, не
травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную
мотивацию их деятельности.
Не каждый человек может стать художником, но каждый может научиться
понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более
доброй, отзывчивой, творческой. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
I.Введение.
Содержание работы и план занятий на новый учебный год.
Знакомство с творческими работами детей, выполненных в детском
объединении. Техника безопасности при работе с природными материалами и
инструментами. Правила поведения.
«В согласии с природой! » беседа. Просмотр видеофильма.
II. Путешествие в страну «Листопадию»
1.Экскурсия в парк знакомство с экологией и разнообразием природного
материала, правила поведения в природе.
Практическая работа:
Сбор природного материала.
2.Знакомство с понятием «аппликация». Вторая жизнь растений (краски
осеннего листа) Техника выполнения аппликации из плоско засушенных
листьев.
Практическая работа:
Аппликация из засушенных листьев «Лето»
3.Знакомство с техникой обрывной аппликации.
Понятие «композиция». Составление композиции на заданную тему. Что
такое характеристика образа. Техника выполнения аппликации.
Практическая работа:
.Аппликация из засушенных листьев и лепестков «Мордочка усатая, шубка
полосатая»
4.Творческая мастерская.
Сюжетная композиция. Симметрия в композиции и природе. Сочетание
различных техник аппликации в композиции из прессованной флористики.
Практическая работа:
«Бал бабочек» коллективная работа.
III. Фантазии из различных семян и растений.
1.Разнообразие плодов и семян. Техника выполнения композиций из семян.
Знакомство с искусством Тагильского подноса, его история, сюжеты
композиции.
Практическая работа:
Аппликация «Уральская рябинка» 2.Разнообразие цветов родного края. Чувство меры в составлении
композиции. Техника выполнения цветов из семян и семенных коробочек на
плоскости.
Практическая работа:
Аппликация «Калейдоскоп цветов»
3.Плоды хвойных деревьев. Использование чешуек хвойных шишек в
аппликациях из природного материала. Движение и ритм в композиции.
Техника выполнения аппликации из чешуек еловой шишки, крылаток клена и
семян
Практическая работа:
Аппликация «Золотая рыбка»
4.Творческая мастерская.
Техника выполнения композиции из различных чешуек, семян и семенных
коробочек. Равновесие в композиции.
Практическая работа:
«Кружева фантазии» коллективная работа.
VI.Работа с глиной или с соленым тестом.
1.Знакомство с природным материалом Объемная лепка Техника росписи
гуашевыми красками
Практическая работа:
«Птичка из сказки и воображения»
2.Рельеф.Техника лепки. Палитра красок и роспись.
Практическая работа:
Сюжетная композиция «В гостях у сказки»
3.Творческая мастерская.
Объемная лепка по воображению.
Практическая работа:
«Веселое настроение»
V. Декоративно – прикладная работа из природного материала.
1.Техника выполнения композиции на плоскости из объемно засушенных
природных материалов. Подбор и составление композиции.
Практическая работа: Композиция «Букет цветов»
2.Виды новогодних композиций. Техника составления композиции из шишек
хвойных деревьев и новогодних украшений.
Практическая работа:
«Новогодний сувенир»
3.Творческая мастерская.
Объемная пластика. Декоративная роспись гуашевыми красками.
Практическая работа:
«В гостях у Деда мороза»
VI.Заключение.
Подведение итогов. Проведение конкурса на лучшую работу года.
Практическая работа:
Оформление выставки лучших работ. Учебнотематический план
Первый год обучения
№ Наименование темы
I Введение «В согласии с природой!»
II
1
2
3
5
III.
1
2
3
IV.
1
2
Путешествие в страну «Листопадии».
шубка
Сбор природного материала.
Аппликация «Лето».
Аппликация «Мордочка усатая,
полосатая»
Творческая мастерская
Фантазии из различных семян, шишек
хвойных деревьев и растений.
Композиция «Уральская рябинка».
Композиция «Калейдоскоп цветов».
Сюжетная композиция «Золотая рыбка».
Творческая мастерская.
Работа с глиной или соленым тестом
«Птичка из сказки и воображения»
Рельефная композиция «В гостях у сказки»
3 Творческая мастерская.
Декоративно – прикладная работа из
природного материала
Композиция «Букет цветов»
«Новогодний сувенир»
Творческая мастерская.
V.
.1
2
.2
VI. Заключение
Итого
Общее
количе
ство
часов
Теоре
тичес
кие
Прак
тичес
кие
2
18
4
4
6
4
16
4
4
4
4
16
4
6
6
14
4
4
6
2
68
2
6
1
1
2
1
4
1
1
1
1
5
1
2
2
4
1
1
2
1
21
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
11
3
4
4
10
3
3
4
1
47 Содержание программы
Второй год обучения.
I. Введение.
Знакомство с планом работы. Техника безопасной работы с различными
природными материалами и инструментами. Правила поведения. Экскурсия в
парк.
Практическая работа: Сбор природного материала
II. Композиции из засушенных листьев и лепестков цветов.
1.«Вторая жизнь растений» Объемная сушка растений без сыпучих
материалов.
Практическая работа: Сбор дикорастущих трав.
2.Красота и разнообразие рисунка листьев растений. Техника выполнения
аппликации из прессованной и объемной флористики.
Практическая работа: Аппликация «Осенняя фантазия»
3.Образ любимого животного в сюжете композиции. Аппликация из
засушенных листьев растений, техника выполнения.
Практическая работа: Аппликация «На солнышке!»
4.Творческая мастерская. Аппликация из засушенных листьев, лепестков и
дополнительных материалов, техника выполнения.
Практическая работа: Аппликация «Букет»
III. Композиции из засушенных растений, семян и шишек.
1.Сочетание красоты и пользы в декоративно – прикладных изделиях. Техника
выполнения рельефной аппликации из растений и семян в круге.
Практическая работа: Композиция «Подарок осени»
2. «Движение и характер образа» Техника выполнения композиции из семян
и чешуек. Практическая работа: Аппликация «На дне морском».
3.Моделирование цветов из шишек, крылаток и чешуек. Техника выполнения
объемной композиции.
Практическая работа: Композиция «Фантазия цветов»
4.Творческая мастерская. Составление и техника выполнения объемной
композиции на плоскости из прессованной флористики, шишек и семян.
Практическая работа: Композиция «Подарок Лесовичка»
IV. Работа с глиной или соленым тестом.
1.Объемная лепка. Характер и пропорции образа. Техника лепки и росписи.
Практическая работа: Новогодний сувенир «Дед Мороз»
2.Сказочный образ в сюжете композиции. Рельефная лепка.
Практическая работа: Композиция «В гостях у сказки»
3.Творческая мастерская. Рельеф. Лепка по воображению. Составление
композиции из отдельных деталей лепки.
Практическая работа: Композиция «В цирке!»
V. Композиции из плоского и объемного природного материала.
1. Обобщенный образ птицы в сюжете композиции. Природный материал как
средства выразительности образа.
Практическая работа: Композиция «Птичка невеличка»
2.Использование природных и дополнительных материалов в композиции,
техника выполнения.
Практическая работа: Композиция «Удивительное рядом!»
3.Творческая мастерская. Сохраним краски лета в композиции из
сухоцветов.
Практическая работа: Композиция «Цветочное настроение»
VI.Заключение. Подведение итогов.
Практическая работа: Оформление выставки. Учебнотематический план
Второй год обучения
№
Наименование темы
I Введение «Вторая жизнь растений»
II Композиции из засушенных листьев и
лепестков цветов
1 Сбор природного материала.
2 Аппликация «Осенняя фантазия»
3 Аппликация «На солнышке!»
4 Творческая мастерская
III Композиции из засушенных растений, семян
и шишек.
1 Композиция «Подарок осени»
2 Аппликация «На дне морском»
3 Композиция «Фантазия цветов»
4 Творческая мастерская
IV Работа с глиной или соленым тестом
«Новогодний сувенир»
1
2 Композиция «В гостях у сказки»
3 Творческая мастерская.
V Композиции из плоского и объемного
природного материала.
.1
«Птичка – невеличка»
2
«Удивительное рядом!»
.3 Творческая мастерская.
VI. Заключение
Итого
Общее
количе
ство
часов
Теоре
тичес
кие
Прак
тичес
кие
2
14
2
4
4
4
14
4
6
4
4
16
4
6
6
14
4
4
6
2
68
1
4
1
1
1
1
4
1
2
1
1
5
1
2
2
4
1
1
2
1
21
1
10
1
3
3
3
10
3
4
3
3
11
3
4
4
10
3
3
4
1
47 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
I.Ведение. «Осенняя пора очей очарования»
Знакомство с планом работы. Техника безопасной работы с инструментами и
различными природными материалами. Красота осени в произведениях
русских художников.
Практическая работа: Сбор различных листьев.
II. Композиции из прессованной флористики.
1.Различные способы сушки и хранения природного материала.
Бережное отношение к окружающей природе.
Практическая работа: Сбор цветов и листьев. Укладка растений в песок.
2.Мотивы живой природы в композиции аппликации из природного материала
Составление композиции и техника выполнения.
Практическая работа: Аппликация «В лесу»
3.«Красная книга Среднего Урала. Многообразие листьев лесных растений.
Выполнение аппликации в технике «лепестковая живопись»
Практическая работа: Аппликация «Сюжет из красной книги»
4.Творческая мастерская. Сюжетная композиция из прессованной и
объемной флористики
Практическая работа: Аппликация «Вот уж осень улетела!»
III. Композиции из засушенных растений, семян и чешуек.
1.Цветы нашего сада. Подбор природного материала и техника выполнения
цветов из семян. Равновесие в составлении композиции из засушенных листьев
и различных семян.
Практическая работа: Аппликация «Радуга цветов» 2.Птицы наших лесов. Техника выполнения композиции из чешуек хвойных
деревьев.
Практическая работа: Композиция «Совушка»
3.Творческая мастерская. «Природа в наших ощущениях». Использование в
композиции засушенных листьев, семян и чешуек растений. Техника
выполнения.
Практическая работа: Композиция «Мотивы лета»
IV. Работа с глиной или с соленым тестом.
1. «Новогодний сувенир» Объемная лепка – техника выполнения и росписи.
Практическая работа: Сувенир «Символ года»
2.Рельефная лепка цветов. Составление композиции и роспись рельефа.
Практическая работа: Композиция «Фейерверк цветов»
3.Сказочные образы животных в композиции рельефа. Техника выполнения и
сборка композиции.
Практическая работа: Рельеф «Дружная семейка»
4.Творческая мастерская. «Форма, движение, ритм» + «воображение».
Практическая работа: Рельефная композиция «Как в сказке!»
IV.Коллаж из природного материала.
1.Что такое «коллаж». Техника выполнения коллажа. Зимующие птицы
нашего края – персонажи композиции.
Практическая работа: Композиция «Птичий перезвон»
2.Разнообразие дикорастущих трав. Подбор природного и дополнительного
материала для составления композиции коллажа. Техника выполнения
Практическая работа: Коллаж «Фантазия лета» 3.Творческая мастерская. «Вглядись и ты увидишь!» Моделирование цветов
из лепестков. Составление композиции коллажа с использованием
дополнительных материалов.
Практическая работа: Коллаж «Удивительные розы!»
V.Заключение. Подведение итогов.
Практическая работа: Оформление выставки лучших работ учащихся. Учебнотематический план
Третий год бучения
№
Наименование темы
I Введение «Осенняя пора очей очарованья»
II Композиции из прессованной флористики
1 Сбор природного материала.
2 Аппликация «В лесу»
3 Аппликация «Сюжет из красной книги»
4 Творческая мастерская
III Композиции из засушенных
растений,
семян и чешуек.
«Радуга цветов»
«Совушка».
Творческая мастерская
1
2
3
IV Работа с глиной или соленым тестом
«Новогодний сувенир»
«Фейерверк цветов»
«Дружная семейка»
1
2
3
4 Творческая мастерская.
V Коллаж из природного материала
«Птичий – перезвон»
«Фантазия лета»
.1
2
.3 Творческая мастерская.
V Заключение
Итого
Общее
количе
ство
часов
Теоре
тичес
кие
Прак
тичес
кие
2
16
2
4
6
4
12
4
4
4
20
4
6
4
6
16
4
6
6
2
68
1
5
1
1
2
1
3
1
1
1
6
1
2
1
2
5
1
2
2
1
21
1
11
1
3
4
3
9
3
3
3
14
3
4
3
4
11
3
4
4
1
47 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четвертый год обучения.
I. Введение.
1. Знакомство с содержанием работы в новом учебном году. Планы на
будущее.
II. Материалы и инструменты.
1.Техника безопасной работы с различными природными материалами и
инструментами.
Практическая работа: Сбор природного материала
III. Заготовка природного материала.
1.Способы сбора и сушки растений. Бережное отношение к природе. Красная
книга Среднего Урала.
Практическая работа:
Сбор природного материала, укладка на хранение.
IV. Картины из прессованной флористики или лепестковая живопись.
1.Флористика – определение. Ее значение в жизни человека. Аппликация,
виды аппликации. Что такое композиция?
Практическая работа:
Аппликация «Мелодия лета»
2 Сюжетная композиция. Техника выполнения Пропорции и форма.
Практическая работа:
Аппликация «Мой ласковый и нежный друг»
3. Что такое натюрморт?
меры в композиции.
Практическая работа:
«Букет в вазе»
4. Творческая мастерская.
Композиция на свободную тему из прессованной флористики.
V. Рельефные композиции из плоско и объемно засушенных растений.
1Методы подбора природного материала для практической работы. Что такое
равновесие и симметрия в композиции.
Практическая работа:
Композиция «Краски осени»
2.От красоты природы к красоте в искусстве. Цвет и движение в составлении
композиции.
Практическая работа:
Композиция «Апельсиновые кружева»
3.Главное и второстепенное в построении композиции
Практическая работа:
«Хоровод цветов»
Полевые цветы в сюжете натюрморта. Чувство 4.Творческая мастерская. Коллективная работа – декоративная композиция.
VI. Флористический коллаж.
1.Вторая жизнь растений в композиции коллажа. Виды коллажей. Техника
выполнения. Дополнительные аксессуары в составлении коллажа.
Практическая работа:
Коллаж «Фантазия»
2.Использование объемного природного материала в составлении коллажа.
Понятие «Доминанта » в композиции. Последовательность в сборе коллажа.
Практическая работа:
Коллаж «Подарок осени»
3.Творческая мастерская. Коллективная работа – коллаж из природного и
дополнительного материалов.
VII. Заключение. Подведение итогов.
Практическая работа:
Оформление выставки лучших работ. Учебно – тематический план
Четвертый год обучения
№ Наименование темы
Теор
занятия
Практич.
занятия
Введение
I
II Материалы и инструменты
III Заготовка природного материала.
IV Картины из прессованной флористики, или
1
2
3
4
V
лепестковая живопись.
«Мелодия лета»
«Мой ласковый и нежный друг»
Натюрморт
Творческая мастерская
Рельефные композиции из плоско и объемно
засушенных растений
Композиция «Краски осени»
Композиция «Апельсиновые кружева»
Композиция «Хоровод цветов»
Творческая мастерская
1
2
3
4
YI Флористический коллаж
1
2
Коллаж «Фантазия»
Коллаж из природного и дополнительного
материала
Коллаж из объемной флористики «Подарок осени» 6
9
Творческая мастерская
3
102ч. 34ч.
3
4
VII Заключение
Итого:
Общее
Кол.
часов
3
3
3
30
6
9
6
9
30
6
9
6
9
27
6
6
1
1
2
10
2
3
2
3
10
2
3
2
3
9
2
2
2
3
1
2
2
4
20
4
6
4
6
20
4
6
4
6
18
4
4
4
6
2
68ч. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение образовательной программы «Природа и
творчество» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое
оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При
подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации
учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип
наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7 – 13 лет, на
который рассчитана программа, характеризуется конкретно – образным
мышлением: учащиеся способны полностью усвоить материал при
осуществлении практической деятельности с применением предметной
(образцы композиций, практические упражнения, экскурсии) наглядности.
Большое внимание уделяется принципам доступности и посильности в
обучении, связи теории с практикой.
Программа дополнительного образования «Природа и творчество» включает в
себя разнообразные формы методического обеспечения:
Образовательнометодический комплекс «Природа и творчество»:
1.Методические рекомендации к занятиям по дополнительной
образовательной программе: «Композиция из чешуек хвойных деревьев»,
«Использование сухоцветов в создании декоративной композиции
«Осенняя палитра», «Аппликация из засушенных растений» сюжетная
композиция; «Картинки из прессованной флористики»,
2.Иллюстративный, дидактический и раздаточный материалы к программе
Иллюстративный материал:
1.Рисунки и фотографии цветов: Цветы садовые, цветы лесов и полей. 2 Рисунки птиц: Чижа; щегла; малиновки; иволги; горихвостки; ласточки
городской; соловья; зяблика; ушастой совы; поползня; синицы; снегиря;
среднего дятла; королька; совы; свиристели обыкновенной; большого дятла
пестрого; клестаеловика;
3.Рисунки растений: Деревьев Урала, земляники; черники; боярышника;
ежевики; костяники; шиповника; малины; ландыша; брусники; калины;
черники; калины; вороньего глаза; купены лекарственной; воронца
колосистого; лютика.
4.Рисунки охраняемых растений: Купена; купальница; купена лекарственная;
синюха; ятрышник; ковыль;гвоздика иглистая; ветреница лесная; хохлатка
Галлера; адонис; волчье лыко; пион; прострел раскрытый; шиповник; лилия
Саранка; кубышка желтая;
можжевельник; венерин башмачок
крупноцветный; кувшинка белая.
5.Рисунки животных: жираф; слон; зебра; зеленая мартышка; горилла;
антилопа канна; лев; крокодил; домашние животные и птицы: корова; гусь;
индюк; курица; утка; лошадь; коза; овца; свинья; кролик.
6.Рисунки насекомых: Жуков, божьих коровок, рыжих лесных муравьев,
лимонницы; капустницы, переливницы ивовой, павлиноглазки грушевой,
крапивницы, махаона, дневного павлиньего глаза. Фотографии пауков родного
края.
7.Рисунки обитателей родного края: Глухаря, белки, волка; ежика, зайца
беляка, косули, лисы, лосихи с лосенком; лося; росомахи; рябчиков; рыси;
соболя; тигра; ушастой
Раздаточный природный материал:
1.Прессованная флористика (разнообразные листья деревьев и кустарников,
цветы и травы.)
2.Объемно засушенные растения (листья, цветы, семенные коробочки, пух
тростника и чертополоха)
3.Различные семена растений (калины, чечевицы, гороха, арбуза, дыни,
кабачков, огурца, тыквы, дикого винограда, фасоли красной и белой, перца
Дидактический материал:
Развивающий материал, игры – «Животный мир природы», «птицы средней
полосы», «животные средней полосы», «дикие животные», «окружающий мир
«Цветы», «насекомые», «Осторожно, первоцветы!», «Цветы садовые и
полевые», «Экологический светофор», «Дарю цветок в букет»; Словарь
флориста. «Ликование линий» композиция букетов. Материалы и инструменты для проведения практических занятий:
Картон плотный, цветная бумага, клей ПВА, кисти клеевые и
художественные,
краски.
Фломастеры, ножницы, пинцеты, тонкая проволока, сетка декоративная,
клеенка, обои, прессы и т.д. и т.п.
простые карандаши,
цветные карандаши,
Для успешной реализации образовательной программы имеются следующие
условия:
Учебный кабинет со столами, стульями, шкафами, специальным техническим
оборудованием для демонстрации наглядного материала: ПК, телевизор, DV
плеер, демонстрационная доска, образцы композиций по всем разделам
образовательной программы.
«Природа и творчество»
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для
проведения кружковых занятий в учреждениях дополнительного образования
для учащихся в возрасте от 10 до 13 лет.
Цель программы: создание условий для формирования у детей основ
экологической культуры, творческих способностей и самореализации своей
индивидуальности,
позитивной социализации и профессионального
самоопределения.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
программы «Флористика» является изучение основ экологии средствами
декоративноприкладного творчества, воспитания у детей художественного
вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, позволяет дать
учащимся практические и теоретические знания и умения работы с
природным материалом.
Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и
творчество» рассчитана на 4 года обучения: для младшего и среднего
школьного возраста (7 13 лет)
ДОП «Природа и творчество» имеет экологоэстетическую
направленность и реализует личностно – ориентированной подход в
образовании подрастающего поколения, приобретение начального опыта
работы с природным материалом и использование его в творчестве; способствует развитию грамотного взаимодействия детей с окружающей
средой, развитию творческих способностей, помогает детям открыть в себе
мир фантазии и воображения, учит составлять композиции из форм
растительного мира, соединяющие в себе эстетические и практические
качества.
Содержание данной ДОП вводит ребенка в удивительный мир
изобретательской работы, с помощью таких видов художественного
творчества как аппликация из прессованной флористики, объемных
композиций из различных природных материалов, коллажей, лепки из
соленого теста или глины развиваются у обучающихся художественно –
конструктивные способности,
творческая
индивидуальность в простой и доступной форме позволяет овладеть
представлениями о взаимодействии человека с окружающим миром, законами
экологии и композиции, представлениями о необходимости бережного
отношения к окружающей природе.
нестандартное мышление,
Список литературы
1. Большаков В.Н. и др. Красная книга Среднего Урала. Екатеринбург:
Уральский университет, 1996.
2. Закон РФ «Об образовании» № 273ФЗ (статья 10 «Дополнительное
образование»).
3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». 2008.
4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.:
Просвещение.,1986.
5. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.1251
03, 2.4.4.
Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей; СанПиН 2.4.2.282110, Внеурочная
деятельность).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (от 06.10.2009г. № 373); II, 12.
7. Чернова Г. Н. Чудеса из соленого теста. М..Скрипторий, 2005.
9. Гурская И. В. Радуга аппликации. СПб.Питер, 2007.
10.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию. М.. Просвещение, 1991.
11.Ванькова Н.А. Цветы в вашем доме. Москва. «Знание», 1992.
12.Хейссайон Д.Д. Все об аранжировке цветов. Москва. «Кладезь», 1998. 13.Мамаев Б.М. Школьный атлас – определитель высших растений. – Москва.
«Педагогика», 1987.
14.Суханова Н.П. Картины из цветов. Москва. Олма пресс Образование,
2004.
15.БелецкаяЛ.Б. Прессованная флористика. ЭКСМО. Москва, 2006.
16.Быстрицкая М.М. Цветы от коллажа к декупажу. Москва. Эксмо, 2008.
17.Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. М.:
МНЭПУ, 1995.
18. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала Волгоград:
Учитель,2009.
19.Пудова В.П., Лежнева Л.В. Игрушки из природных даров – М.: «Махаон»;
СПб.; «Валерии СПБ», 1999.
20.Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы
и праздники для начальной школы – Ярославль: Академия развития, 2007.
21.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и
развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2002.
22.Фомина Ю. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. – М.:
Издательский дом «Никола 21й век», 2005.
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа "Природа и творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.