Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Оценка 4.6
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.09.2018
Новизна программы в том, что занятия включают темы по ориентированию, туризму и экологии. В походе, в лесу, эти направления трудно отделить друг от друга.
Общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации создаются условия для развития личности ребенка, его творческой самореализации; обеспечения эмоционального благополучия детей; профилактики асоциального поведения.
Цель программы: формирование социально активной личности средствами туризма в интеграции с краеведением, экологией и спортом.
РП_Юный турист.docx
Дополнительная общеобразовательная программа
туристскокраеведческого направления
«Юный турист»
Возраст детей: 811 лет
Срок реализации программы:
1 смена в ЛДП
Ф.И.О. автора: Кондрашова Анна Александровна,
Место работы, должность: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№3», заместитель директора по ВР, I квалификационная категория
Должность в ДОЛ: воспитатель лагеря дневного пребывания «Радуга»
Абдулино, 2018 Пояснительная записка
Лето – прекрасная пора. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают
ребятам заряд бодрости и энергии, творческого подъема и хорошего
настроения. Лагерь – это хорошая возможность для детей интересно
отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Участие в занятиях, простых
туристских соревнованиях, походе дает возможность ребенку проявить свои
способности и помочь при этом своим друзьям. Здесь и самоутверждение, и
определение своей жизненной позиции.
Общеразвивающая программа «Юный турист»
туристско –
краеведческой направленности, направление – туризм и краеведение.
Актуальность программы в том, что туристский кружок в лагере
является эффективным средством оздоровления и профилактики
заболеваний. Ребята осваивают начальные туристические навыки.
Новизна программы в том, что
занятия включают темы по
ориентированию, туризму и экологии. В походе, в лесу, эти направления
трудно отделить друг от друга.
Общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее
реализации создаются условия для развития личности ребенка, его творческой
самореализации;
обеспечения эмоционального благополучия детей;
профилактики асоциального поведения.
Цель программы: формирование социально активной личности
средствами туризма в интеграции с краеведением, экологией и спортом.
Задачи:
обучающие:
формирование понятия о туризме и элементах ориентирования;
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для участия в
проведении пешеходных походов;
активное знакомство с окружающей природой и социальной средой; расширение знаний по вопросам краеведения Оренбургской области и
Абдулинского района
развивающие:
развитие интереса учащихся к туризму и краеведению;
развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся;
развитие творческого потенциала: наблюдательности, внимания,
воображения, творческой инициативы;
воспитательные:
пропаганда здорового образа жизни;
формирование прочных межличностных отношений в коллективе:
воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской
поддержки.
Отличительная особенность программы
заключается, прежде
всего, в ее комплексности, которая позволяет привить интерес к туризму.
Предполагается дальнейшее посещение кружка в течение учебного года.
Общеразвивающая программа рассчитана на детей 811 лет, посещающих
оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Программа
предусматривает 12 учебных часов: 2 раза по 2 часа три недели (21 день).
Ожидаемые результаты
К концу лагерной смены:
учащиеся будут знать:
виды туризма;
топографические знаки;
о первой доврачебной помощи;
что такое туристская полоса препятствий;
учащиеся будут уметь:
обращаться с компасом;
оказывать первую доврачебную помощь; вязать узлы;
разжигать туристский костер;
ставить палатку
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: соревнования по отдельным видам, походы.
Учебнотематический план
№
п/п
Тема
Теори
Практи
я
ка
Общее
колво
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Виды туризма и их особенности. Родной край
Спортивное ориентирование
Первая доврачебная помощь
Туристская техника
Бивак. Бивачные работы
Поход
2
2
2
2
2
2
ИТОГО:
12
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2
9,5
Содержание программы
Тема 1. Виды туризма и их особенности. Родной край.
Теория: Пешеходный, горный, водный, спелеотуризм, велотуризм, альпинизм,
спортивное ориентирование. Родной край. Географическое положение
Оренбургской области и Абдулинского района. Климат, растительность,
животный мир края. Памятники истории и культуры.
Практика Краеведческая викторина. Игровая программа на местности.
Тема 2. Спортивное ориентирование. Теория: сведения об ориентировании. Изучение топографических знаков
спортивной карты. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для
спортивного ориентирования. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа
на картах. Типы компасов. Устройство компаса Андрианова. Спортивный
жидкостный компас.
Практика: Правила обращения с компасом. Занятия на местности, игры,
упражнения и задачи по спортивному ориентированию.
Тема 3. Первая доврачебная помощь.
Теория: Организация поиска пострадавшего. Оказание первой доврачебной
помощи. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от
характера и места повреждения, его состояния, от количества людей,
оказывающих помощь.
Практика: оказание первой доврачебной помощи в экстремальных условиях.
Знания травм и заболеваний, способы их определения. Наложение повязок, шин и
способы транспортировки пострадавшего.
Тема 4. Туристская техника.
Теория: Туристская полоса препятствий. Вязка узлов, установка и разборка
маятниковая переправа, подъем, траверс, спуск по перилам.
палатки,
Параллельная переправа, навесная переправа, преодоление болота по кочкам,
переправа вброд по перилам.
Практика: Игровая программа «Туристская полоса препятствий».
Тема 5. Бивак. Бивачные работы
Теория: Организация бивачных работ. Требования к месту выбора бивака.
Последовательность действий при организации бивачных работ и снятия
бивака. Выбор места под костёр. Практика: Разведение костра. Установка палатки. Игровая программа.
Тема 6. Поход
Методическое обеспечение программы
1.Методическое сопровождение
учебной работы педагога: методика контроля усвоения учащимися
учебного материала; наличие специальной методической литературы по туризму,
ориентированию, краеведению, педагогике и психологии;
воспитательной работы педагога: методика формирования детского
коллектива; наличие специальной методической литературы по педагогике;
работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа
результатов деятельности;
массовой работы: методика организации и проведения массового
мероприятия (соревнований, похода, игровой программы) и др.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
используются наглядные пособия следующих видов:
схематический (географическая карта Оренбургской области);
картинный (фотографии, репродукции)4
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, кроссворды,
практические задания, оборудование к игровым занятиям, и др.);
учебные пособия, журналы, книги;
тематические подборки материалов.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в
соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и
психологическими особенностями детей,
способностями.
уровнем их развития и Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в
учебном процессе используются
современные образовательно
воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество
образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться
высоких результатов обученности: личностноориентированные, создания
ситуации успеха, игровые, здоровьесберегающие.
В организации образовательного процесса предусматриваются различные
формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно
воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и
гибкой. Успешно реализуются такие формы занятий, как:
объяснение; демонстрация наглядных пособий: топографических карт, схем,
фотографий и т.д.; познавательные и дидактические игры, викторины; учебно
тренировочные занятия (групповые и индивидуальные).
Как правило, практика в туризме это походы, в которых развиваются
коммуникативные способности, воспитывается самостоятельность, инициатива,
формируется экологическое мышление, приобретаются навыки быстрой
адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.
2.Материальнотехническое обеспечение
помещение: кабинет, оборудованный для теоретических и практических
занятий столами, стульями, общим освещением, шкафами для
дидактического и раздаточного материалов.
спортплощадка.
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: личное
снаряжение туриста (карабины, компасы и т. д.), спортинвентарь;
перечень технических средств обучения (фотоаппарат);
требования к специальной одежде обучающегося (спортивная одежда и
обувь). Список литературы
Для педагога:
1. Алешин В.М. Соревнование по ориентированию. – М., 2004.
2. Алешин В.М. Туристская топография. – М., 2005.
3. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 2011.
4. Берман А. Юный турист. – М., 2007.
5. Верба И.А. Туризм в школе. – М., 2007.
6. Долечек Л.Б. Узлы. Черкесск, 2008.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М., 2009.
8. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно
методическое пособие. – М.: ЦЦЮТиК МО РФ, 2010.
9. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 2005.
10. Константинов Ю.С. Туристская игротека. – М.: ВЛАДОС, 2008.
11.Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр. – М.:
ВЛАДОС, 2008.
Для учащихся и родителей:
1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 2011.
2. Берман А. Юный турист. – М., 2007.
3. Долечек Л.Б. Узлы. Черкесск, 2008.
4. Стрижев А.Н. Туристу о природе. – М., 2007. 5. Усыкин Г.С. Игры и соревнования юных туристов. М.,2006.
6. Шамов А.П. Узлы в туризме. Учебное пособие. РостовнаДону:
РГПУ, 2008.
7. Шмаков С.А. Игры шутки игры минутки. М.: Новая школа, 2003.
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.