Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Оценка 4.6
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.09.2018
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Новизна программы в том, что занятия включают темы по ориентированию, туризму и экологии. В походе, в лесу, эти направления трудно отделить друг от друга. Общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации создаются условия для развития личности ребенка, его творческой самореализации; обеспечения эмоционального благополучия детей; профилактики асоциального поведения. Цель программы: формирование социально активной личности средствами туризма в интеграции с краеведением, экологией и спортом.
РП_Юный турист.docx
Дополнительная общеобразовательная программа туристско­краеведческого направления «Юный турист» Возраст детей: 8­11 лет Срок реализации программы: 1 смена в ЛДП Ф.И.О. автора: Кондрашова Анна Александровна,  Место работы, должность: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №3», заместитель директора по ВР,  I квалификационная категория Должность в ДОЛ:  воспитатель лагеря дневного пребывания «Радуга»   Абдулино, 2018 Пояснительная записка Лето – прекрасная пора. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам   заряд   бодрости   и   энергии,   творческого   подъема   и   хорошего настроения.   Лагерь   –   это   хорошая   возможность   для   детей   интересно отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Участие в занятиях, простых туристских соревнованиях, походе дает возможность ребенку проявить свои способности и помочь при этом своим друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. Общеразвивающая   программа   «Юный   турист»  туристско   – краеведческой направленности, направление – туризм и краеведение.  Актуальность   программы  в   том,   что   туристский   кружок   в   лагере является   эффективным   средством   оздоровления   и   профилактики заболеваний. Ребята осваивают начальные туристические навыки.  Новизна   программы  в   том,   что     занятия   включают   темы   по ориентированию,  туризму   и    экологии.  В  походе,  в  лесу,  эти  направления трудно отделить друг от друга.  Общеразвивающая программа  педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации  создаются условия для развития личности ребенка, его творческой самореализации;   обеспечения   эмоционального   благополучия   детей; профилактики асоциального поведения. Цель   программы:  формирование   социально   активной   личности средствами туризма в интеграции с краеведением, экологией и спортом.            Задачи:  обучающие:  формирование понятия о туризме и элементах ориентирования;  формирование   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для   участия   в проведении пешеходных  походов;  активное знакомство   с окружающей   природой и социальной средой;  расширение   знаний   по   вопросам   краеведения   Оренбургской   области   и Абдулинского района развивающие:  развитие интереса учащихся к туризму и краеведению;  развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся;  развитие творческого потенциала: наблюдательности, внимания,  воображения, творческой инициативы; воспитательные:  пропаганда здорового образа жизни;  формирование   прочных   межличностных   отношений   в   коллективе: воспитание   чувства   коллективизма,   взаимовыручки   и   товарищеской поддержки. Отличительная   особенность   программы    заключается,   прежде всего, в ее комплексности, которая позволяет привить  интерес к  туризму. Предполагается дальнейшее посещение кружка в течение учебного года. Общеразвивающая программа рассчитана на детей 8­11 лет, посещающих оздоровительный   лагерь   с   дневным   пребыванием.   Программа предусматривает 12 учебных часов: 2 раза по 2 часа три недели (21 день). Ожидаемые  результаты К концу лагерной смены:  учащиеся будут знать:  виды туризма;  топографические знаки;  о первой доврачебной помощи;  что такое туристская полоса препятствий; учащиеся будут уметь:  обращаться с компасом;  оказывать первую доврачебную помощь;  вязать узлы;  разжигать туристский костер;  ставить палатку Формы   подведения   итогов   реализации   общеразвивающей программы: соревнования по отдельным видам, походы.  Учебно­тематический план № п/п Тема Теори Практи я ка Общее кол­во часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. Виды туризма и их особенности. Родной край Спортивное ориентирование Первая доврачебная помощь Туристская техника Бивак. Бивачные работы Поход 2 2 2 2 2 2 ИТОГО: 12 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 2,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2 9,5 Содержание программы Тема 1. Виды туризма и их особенности. Родной край. Теория:  Пешеходный,  горный,  водный,  спелеотуризм,  велотуризм,  альпинизм, спортивное   ориентирование.   Родной   край.   Географическое   положение Оренбургской   области   и   Абдулинского   района.   Климат,   растительность, животный мир края. Памятники истории и культуры. Практика Краеведческая викторина. Игровая программа на местности. Тема 2. Спортивное ориентирование. Теория:  сведения   об   ориентировании.   Изучение   топографических   знаков спортивной   карты.   Какие   карты   пригодны   для   разработки   маршрутов   и   для спортивного ориентирования. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на   картах.   Типы   компасов.   Устройство   компаса   Андрианова.   Спортивный жидкостный компас.  Практика:  Правила   обращения   с   компасом.     Занятия   на   местности,   игры, упражнения и задачи по спортивному ориентированию. Тема 3. Первая доврачебная помощь. Теория:  Организация   поиска   пострадавшего.   Оказание   первой   доврачебной помощи. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера   и   места   повреждения,   его   состояния,   от   количества   людей, оказывающих помощь.  Практика: оказание первой доврачебной помощи в экстремальных условиях. Знания травм и заболеваний, способы их определения. Наложение повязок, шин и способы транспортировки пострадавшего.  Тема 4. Туристская техника. Теория:  Туристская   полоса   препятствий.   Вязка   узлов,   установка   и   разборка   маятниковая   переправа,   подъем,   траверс,   спуск   по   перилам. палатки,   Параллельная переправа,  навесная переправа,  преодоление болота  по  кочкам, переправа вброд по перилам. Практика: Игровая программа «Туристская полоса препятствий». Тема 5. Бивак. Бивачные работы  Теория:  Организация  бивачных  работ. Требования к  месту  выбора  бивака. Последовательность   действий   при   организации   бивачных   работ   и   снятия бивака. Выбор места под костёр. Практика: Разведение костра. Установка палатки. Игровая программа. Тема 6. Поход  Методическое обеспечение программы 1.Методическое сопровождение  ­   учебной   работы   педагога:  методика   контроля   усвоения   учащимися учебного материала; наличие специальной методической литературы по туризму, ориентированию, краеведению, педагогике и психологии; ­   воспитательной   работы   педагога:  методика   формирования   детского коллектива; наличие специальной методической литературы по педагогике;  ­   работы   педагога   по   организации   учебного   процесса:   методика   анализа результатов деятельности;  ­   массовой   работы:   методика   организации   и   проведения   массового мероприятия (соревнований, похода, игровой программы) и др. Виды дидактических материалов: Для   обеспечения   наглядности   и   доступности   изучаемого   материала используются наглядные пособия следующих видов: ­ схематический (географическая карта Оренбургской области); ­ картинный (фотографии, репродукции)4 ­   дидактические   пособия  (карточки,   раздаточный   материал,  кроссворды, практические задания, оборудование к игровым занятиям, и др.); ­ учебные пособия, журналы, книги; ­ тематические подборки материалов. Дидактический   материал   подбирается   и   систематизируется   в соответствии с учебно­тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими   особенностями   детей, способностями.   уровнем   их   развития   и Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном   процессе   используются  современные   образовательно   ­ воспитательные   технологии,   дающие   возможность   повышать   качество образования,   более   эффективно   использовать   учебное   время   и   добиваться высоких   результатов   обученности:  личностно­ориентированные,  создания ситуации успеха, игровые, здоровьесберегающие.  В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы   проведения   занятий,   которые   помогают   сделать   учебно­ воспитательную   деятельность   более   интенсивной,   дифференцированной   и гибкой. Успешно реализуются такие формы занятий, как: объяснение;   демонстрация   наглядных   пособий:   топографических   карт,   схем, фотографий и т.д.; познавательные и дидактические игры, викторины;  учебно­ тренировочные занятия (групповые и индивидуальные).  Как правило, практика в туризме ­ это  походы, в которых развиваются коммуникативные способности, воспитывается самостоятельность, инициатива, формируется   экологическое   мышление,   приобретаются   навыки   быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.  2.Материально­техническое обеспечение   помещение:  кабинет,  оборудованный   для   теоретических   и  практических занятий   столами,   стульями,   общим   освещением,   шкафами   для дидактического и раздаточного материалов. спортплощадка.   перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: личное снаряжение туриста (карабины, компасы  и т. д.), спортинвентарь;  перечень технических средств обучения (фотоаппарат);  требования к специальной одежде обучающегося (спортивная одежда и обувь). Список литературы Для педагога: 1. Алешин В.М.  Соревнование по ориентированию. – М., 2004. 2. Алешин В.М.  Туристская топография. – М., 2005. 3. Бардин К.В.  Азбука туризма. – М., 2011. 4. Берман А.  Юный турист. – М., 2007. 5. Верба И.А. Туризм в школе. – М., 2007. 6. Долечек Л.Б.  Узлы. ­ Черкесск, 2008. 7. Кодыш Э.Н.  Соревнования туристов. – М., 2009. 8. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно­ методическое пособие. – М.: ЦЦЮТиК  МО РФ, 2010. 9. Константинов Ю.С.  Туристские соревнования учащихся. – М., 2005. 10. Константинов Ю.С.  Туристская игротека. – М.: ВЛАДОС, 2008. 11.Куприянов Б.В.  Организация и методика проведения игр. – М.:  ВЛАДОС, 2008. Для  учащихся и родителей: 1. Бардин К.В.  Азбука туризма. – М., 2011. 2. Берман А.  Юный турист. – М., 2007. 3. Долечек Л.Б.  Узлы. ­ Черкесск, 2008. 4. Стрижев А.Н.  Туристу о природе. – М., 2007. 5. Усыкин Г.С.  Игры и соревнования юных туристов. ­ М.,2006. 6. Шамов А.П.  Узлы в туризме. Учебное пособие. ­ Ростов­на­Дону:  РГПУ, 2008. 7. Шмаков С.А.  Игры шутки ­ игры минутки. ­ М.: Новая школа, 2003.

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2018