Данная программа ориентирована на детей школьного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности. За основу выбрана программа «Ритмика и танец» Бриске И.Э. На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастика. Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Полевского городского округа
«Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой»
Рассмотрена на заседании
методического совета
МБУ ДО ПГО
«ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Протокол № ___
от _______ 201____ г
Принята на педагогическом
совете МБУ ДО ПГО
«ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Протокол № ___
от _______ 201____ г
Утверждаю:
Директор
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им.
Н.Е.Бобровой»_____________
Ж.Е.Тимофеева
Приказ №____ от ______201_г
Дополнительная общеразвивающая,
общеобразовательная программа
художественной направленности
«Веселая ритмика и эстрадный танец»
Возраст учащихся: 711 лет
Срок реализации: 1 год
(стартовый уровень)
Составитель:
Ташкинова К.С.,
педагог дополнительного
образованияг. Полевской, 2017г.
Пояснительная записка
Эстрада это искусство, обладающее большой силой эмоционального
воздействия на человека, и поэтому одно из важных средств формирования
нравственных
и эстетических идеалов. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его
художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны
нашего существа.
Направленность (профиль) рабочей программы. Дополнительная
общеобразовательная программа под названием «Веселая ритмика и
эстрадный танец» отнесена к программам художественной направленности. Ее
цель и задачи направлены на формирование первоначальных танцевальных
навыков. Развитие музыкальности, танцевальной координации движений,
умение ориентироваться в пространстве.
Нормативноправовая база.
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций
дополнительного образования детей
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.07.2014г. №41)
2 Методических рекомендаций по проектированию общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242),
Примерными требованиями к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.2006 № 061844),
Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»,
Положения о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой».
Актуальность. Актуальность данной программы состоит в том, что
она представляет собой синтез классической, народной и современной
хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями
программ нового поколения,
что делает возможным выстроить
индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет
пронизывать самые разнообразные образовательные области. Данная
программа приобщает детей к миру танца. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному.
Отличительные особенности модифицированной
рабочей
программы. Данная программа ориентирована на детей школьного возраста.
С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих
способностей психических процессов, нравственнокоммуникативных качеств
личности. За основу выбрана программа «Ритмика и танец» Бриске И.Э. На
занятиях используются различные виды деятельности: ритмика, танцевальная
азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и
3танцы, партерная гимнастика. Обучаясь по этой программе, дети научатся
чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем
помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и
грамотной манеры поведения в обществе.
Адресат рабочей программы.
возраст обучающихся 711 лет,
наполняемость группы составит до 10 человек,
одна разновозрастная группа
условия приема обучающихся: принимаются все желающие дети, при
наличии сплавки о допуске к занятиям хореографией.
Объем рабочей программы.
Образовательная программа рассчитана на 198 учебных часа в год.
Формы обучения и виды занятий рабочей программы.
формы проведения занятий (учебные занятия, практические занятия)
В процессе реализации программы используются методы:
организационные методы обучения (словесные, наглядные, практические,
мастерклассы),
методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся
(объяснительноиллюстративные, репродуктивные)
Срок освоения рабочей программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 198 часа.
Режим занятий с конкретной группой учащихся.
На 3 раза в неделю ( 3 раза по 2 академических часа).
Цели и задачи.
Цель программы приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию школьников;
4привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту; выявить и раскрыть творческие
способности школьника посредством хореографического искусства.
Задачи обучения:
I. Обучающие:
Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения
слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
Формировать общее физическое развитие учащихся;
II. Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту
движения в танце);
Воспитание чувства коллективизма;
Воспитание нравственных качеств;
Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
III. Развивающие:
Формирование представлений об окружающем мире;
Знакомство с многообразием культуры разных народов;
Расширение кругозора учащихся.
Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
Учебный план.
№
Название разделов, тем
Количество часов
в том числе
Всего
Теория Практик
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие
Гимнастика
Упражнения на ориентировку в
пространстве.
Упражнения для разминки.
Эстрадный, Современный, Народный танец
Композиция постановка танца
Занятие импровизация
1
2
1
7
4
1
14
5
30
39
62
10
5
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Взаимоконтроль
Контрольное
занятие
Самоконтроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Технический
зачет
а
12
4
30
32
58
10Экскурсионная деятельность
Репетиционная деятельность
8.
9.
10. Концертная деятельность
11. Итоговое занятие
ИТОГО
5
1
6
20
10
1
198
6
15
10
Анкетирование
Собеседование
Участие в
фестивалях
Открытое
занятие
Содержание курса.
1. Вводное занятие
Теория:
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Практика: Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной
азбуки:
упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по
полукругу;
упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и
опускания их вниз;
упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью
подъема рук в стороны или вверх;
упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с
мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины,
постановкой головы.
6Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на
двух ногах, вынос ноги на каблук.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в
пространстве.
2. Партерная гимнастика.
Теория: Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в
хореографии является фундаментом танца. П.э. это упражнения на полу,
которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех
целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению
некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать
выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Практика: Ознакомление с новыми элементами гимнастики:
образные движения;
танцевальные этюды на полу.
Выполнение упражнений гимнастики на растягивания и
гибкость.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями
и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и
др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое
место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в
хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4. Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у
ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для
освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное
7формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по
данной программе.
5. Эстрадный, современный, народный танец
Эстрадный танец.
Вид сценического танца, хореографический концертный номер, небольшая
танцевальная сценка, предназначенные для концертного исполнения на
эстраде.
Современные танцы.
Современный танец – это передача понимания окружающего мира через
призму современности – попмузыку,
раскованность.
мейнстрим,
стиль одежды,
Этот вид танца создан для тех, кто увлекается современными направлениями
в музыке, кто любит тусовки и клубы, для тех, кто не стесняется своего тела.
Современный танец на то и современный, чтобы идти в ногу со временем,
видоизменяясь под стать моде, веяниям попкультуры, массовым запросам.
Народный танец.
В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца:
позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными
движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый
учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым
годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса
различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями,
построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем
будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды.
Теория: Ознакомление детей с разными стилями, показ стилей.
Практика: Повтор детей.
6. Композиция постановка танца
8Теория: Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов,
танцевальных этюдов.
Практика: Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в
продвижении.
знакомство с музыкальным материалом постановки;
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные композиции;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
7. Занятие импровизация
На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют
танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию.
Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать
свое видение образа.
Занятиеимпровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей
развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально
ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению,
воображению и фантазии.
Занятиеимпровизация проходит в свободной импровизированной форме.
Практика: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить
импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации,
творческих способностей детей.
8. Экскурсионная деятельность.
Теория:
1. Показ видео материала с разнохарактерными танцами.
2. Посещение концертов других коллективов для получения нового опыта.
Практика:
1. Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.
2. Отработка исполнительской техники.
93. Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание
сценического макияжа.
9. Репетиционная деятельность.
Практика:
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой танца;
отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения.
10. Концертная деятельность.
Практика: Отчетные концерты, Фестиваликонкурсы, Олимпиады. Для
получения дипломов, кубков и медалей.
11. Итоговое занятие.
Практика:
показ родителям проученного материала;
выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Планируемые результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами:
мотивационноценностным (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
операциональным (умения, навыки);
эмоциональноволевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Метапредметные результаты.
определять и формировать цель выполнения задания на занятии, во
внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством
педагога.
10учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу.
с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих элементов
для выполнения задания.
эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
оценивать совместно с педагогом и учащимися результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы.
Предметные результаты.
теоретические знания по программе;
практические умения, предусмотренные программой.
Дети, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:
Назначение хореографического класса и правила поведения в нем;
Основные танцевальные позиции рук и ног;
Понятия: круг, диагональ, березка, мостик, шпагат.
К концу учебного года дети должны уметь:
Передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения;
Передавать в пластике музыкальный образ,
используя
гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды
движений;
Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место
в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом,
строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии
Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции;
Находить свои оригинальные движения для выражения характера
под другую музыку;
с началом и концом музыки;
музыки, игрового образа выразительными жестами.
Календарный учебный график
11№ Месяц Неделя
(с_по_)
Коли
чество
дней
Коли
чество
часов в
неделю
Тема
Занятия
Место
проведен
ия
Форма
аттестации
(контроля)
1. Октябрь
02.10
08.10
09.10
15.10
16.10
22.10
23.10
29.10
30.10
05.11
06.11
ноябрь
2.
3
3
3
3
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
Вводное
занятие
Гимнастика
Упр. На
ориентир. в
пространстве.
Упр. Для
разминки
Занятие –
импровизация
Эстрадный
танец
Упр. Для
разминки
Ком.
Постановка
танца
Эстрадный
танец
Упр. Для
разминки
Экскурсионная
деятельность
Репетиционная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Ком.
Постановка
танца
Эстрадный
танец
Занятие –
импровизация
Упр. Для
разминки
Репетиционная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Упр. Для
12
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Входной контроль
Анкетирование
Взаимоконтроль
Контрольное
занятие
Самоконтроль
Технический зачет
Самоконтроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Самоконтроль
Анкетирование
Собеседование
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Технический зачет
Самоконтроль
Собеседование
Массовые
мероприятия
Самоконтроль12.11
3
13.11
19.11
20.11
26.11
3.
декабрь
27.11
03.12
04.12
10.12
11.12
17.12
18.12
24.12
3
3
3
3
3
3
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
разминки
Народный
танец
Ком.
Постановка
танца
Гимнастика
Упр. На
ориентир. в
пространстве.
Занятие –
импровизация
Упр. Для
разминки
Народный
танец
Репетиционная
деятельность
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Экскурсионная
деятельность
Народный
танец
Занятие –
импровизация
Ком.
Постановка
танца
Концертная
деятельность
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Народный
танец
Ком.
Постановка
танца
Репетиционная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Народный
танец
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Эстрад.танец
Ком.
13
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Взаимоконтроль
Контрольное
занятие
Технический зачет
Самоконтроль
Самоконтроль
Собеседование
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Анкетирование
Самоконтроль
Технический зачет
Массовые
мероприятия
Участие в
фестивалях
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Собоседование
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Массовые25.12
31.12
4.
январь
08.01
14.01
15.01
21.01
22.01
28.01
5.
февраль
29.01
04.02
05.02
11.02
12.02
18.02
3
3
3
3
3
3
3
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
Постанов.танца
Упр. Для
разминки
Концертная
деятельность
Эстрадный
танец
Ком.
Постановка
танца
Гимнастика
Занятие
импровизация
Репетиционная
деятельность
Концертная
деятельность
Занятие –
импровизация
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Ком.
Постановка
танца
Современный
танец
Упр. На
ориентир. в
пространстве.
Ком.
Постановка
танца
Упр. Для
разминки
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
мероприятия
Самоконтроль
Участие в
фестивалях
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Взаимоконтроль
Технический зачет
Собеседование
Участие в
фестивалях
Технический зачет
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Контрольное
занятие
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Современный
Хореографи
Самоконтроль
танец
Упр. Для
разминки
Ком.
Постановка
танца
Упр. Для
разминки
Гимнастика
Ком.
Постановка
танца
Современный
танец
Упр. На
ориентир. в
14
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Хореографи
Контрольное
занятие1
2
2
2
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
19.02
25.02
6.
март
26.02
04.03
05.03
11.03
12.03
18.03
19.03
25.03
26.03
31.03
ческий
класс
пространстве.
Экскурсионная
деятельность
Современный
танец
Ком.
Хореографи
ческий
класс
Постановка
танца
Ком.
Постановка
танца
Упр. Для
разминки
Концертная
деятельность
Современный
танец
Гимнастика
Занятие –
импровизация
Гимнастика
Ком.
Постановка
танца
Ком.
танца
Постановка
Репетиционная
деятельность
Концертная
деятельность
Гимнастика
Современный
танец
Ком.
Постановка
танца
Экскурсионная
деятельность
Упр. Для
разминки
Упр. На
ориентир. в
пространстве
Ком.
Постановка
танца
Репетиционная
деятельность
Упр. Для
разминки
Ком.
Постановка
15
Анкетирование
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Участие в
фестивалях
Самоконтроль
Хореографи
ческий
класс
Взаимоконтроль
Технический зачет
Взаимоконтроль
Массовые
мероприятия
Массовые
мероприятия
Собеседование
Участие в
фестивалях
Взаимоконроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Анкетирование
Самоконтроль
Контрольное
занятие
Массовые
мероприятия
Собеседование
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс7.
апрель
02.04
08.04
09.04
15.04
16.04
22.04
23.04
29.04
8.
май
30.04
06.05
07.05
13.05
3
3
3
3
3
2
2
1
2
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
1
танца
Эстрадный
танец
Гимнастика
Современный
танец
Ком.
Постановка
танца
Экскурсионная
деятельность
Упр. Для
разминки
Ком.
Постановка
танца
Современный
танец
Репетиционная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Современный
танец
Экскурсионная
деятельность
Упр. Для
разминки
Современный
танец
Ком.
Постановка
танца
Репетиционная
деятельность
Концертная
деятельность
Гимнастика
Ком.
Постановка
танца
Экскурсионная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Ком.
Постановка
танца
Репетиционная
деятельность
Концертная
16
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
Самоконтроль
Взаимоконроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Анкетирование
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Собеседование
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Анкетирование
Самоконтроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Собеседование
Участие в
фестивалях
Взаимоконтроль
Массовые
мероприятия
Анкетирование
Массовые
мероприятия
Массовые
мероприятия
Собеседование
Участие в14.05
20.05
21.05
27.05
28.05
31.05
3
3
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Современный
танец
Упр. На
разминку
Упр. Для
разминки
Ком.
Постанов.танца
Современный
танец
Хореографи
ческий
класс
Хореографи
ческий
класс
фестивалях
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Массовые
мероприятия
Самоконтроль
Репетиционная
деятельность
Ком.
Постановка
танца
Итоговое
занятие
Хореографи
ческий
класс
Собеседование
Массовые
мероприятия
Открытое занятие
Условия реализации программы.
Дворовый клуб «Юность», хореографический класс, костюмерная.
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (лавочки для
учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных
материалов, зеркала, костюмы;
перечень технических средств обучения (музыкальный центр);
перечень материалов, необходимых для занятий (пенка);
требования к специальной одежде учащихся (одежде для занятий
хореографией).
Оценочные материалы.
Формы/ периодичность контроля:
Входной контроль – 1 раз в год (Приложение №3)
№5)
собеседование с детьми и родителями постоянно
анкетирование детей и родителей – 2 раза в год (Приложение №6 и №7)
анкетирование детей по экскурсиям – 6 раз в год (Приложение №4)
анкетирование учащихся по итогам работы объединения (Приложение
открытые занятия – 1 раз в год
17
участие в массовых мероприятиях – 2 раза в год
участие в концертной деятельности – 8 раз в год
самоконтроль – в течении каждого занятия
Методические материалы.
В основу данной программы заложены основные педагогические принципы и
методы обучения, которые реализуются в соответствии с поставленными
задачами и содержанием курса по хореографии. Данные методы обучения,
прежде всего, направлены на выявление и развитие природных способностей
ребёнка, реализацию его интересов, учитывая его индивидуальные
способности.
Виды дидактических материалов.
схематический или символический (оформленные стенды)
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, тесты,
практические задания;
учебники, учебные пособия, книги;
1)Методика выявления неформального лидера в коллективе. (Приложение
№1)
2) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(Приложение №2)
3) Метод практико – ориентированной деятельности, в основе которого
положены такие методы, как упражнения, тренинги , репетиция.
4) Словесные методы обучения (объяснение,
беседа,
консультация). Данный метод устанавливает тесный контакт между
педагогом и ребёнком, что способствует более полному освоению
программы по хореографии.
диалог,
5) Наглядный метод обучения является одним из основных в программе
обучения хореографии, т.к. именно через показ упражнений,
танцевальной комбинации или танца происходит освоение и познание
ребёнком хореографического искусства; использование фотографий и
рисунков, видеоматериалов по различным жанрам танцевального
искусства ( народно сценические, современные, историко бытовые).
6) Метод игры. Использование на уроках различных игр: развивающих,
познавательных, народных, а также игры, способствующие развитию
музыкального слуха, внимания, глазомера, воображения у детей с
учётом танцевальной специфики программы.
7) Проведение
средств
культуры, использование музыки, литературы и видео в построении
занятий.
использованием
занятий
с
188) Метод требования: (совет, убеждение, одобрение, приучение). Данный
метод позволяет сформировать волевую сферу личности ребёнка. В
процессе освоения программы используется форма прямого требования,
где освоение происходит путём конкретных требований с
использованием понятных формулировок, и косвенного требования, где
создаются ситуации для вызова у ребёнка неподдельного интереса,
стремления постичь «мир танца». Для использования данного метода
мы прибегаем к игре в воображения.
9) Упражнение многократное выполнение задаваемых действий,
доведение их до автоматизма. Результатом упражнения является
формирование устойчивых качеств личности.
10)
Метод стимулирования в основе лежит формирование у детей
осознанных побуждений к достижению определённой цели.
11)
Поощрение – как положительная оценка деятельности ребёнка; в
свою очередь способствует положительному закреплению навыков,
полученных в работе с танцевальным материалом.
12)
Наказание в виде замечания, также должно использоваться для
предупреждения нежелательных поступков и поведения ребёнка.
13)
Метод мотивации. Способствовать созданию на уроках ситуации
успеха обучающихся ( совет, настрой, презентация).
14)
Метод коррекции. Поведение педагога, которое направлено на
формирование у детей навыков психической и физической
саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций. При
использовании данного метода в программе создаются условия, при
которых ребёнок вносит изменения в своё поведение по отношению к
окружающим. Используется положительный пример: реальный человек,
сам педагог или литературный персонаж.
15)
Анализ деятельности. Данный метод может использоваться для
подведения итогов работы, а также при формировании танцевального
репертуара и отработки танцевальных номеров.
16)
Метод воспитывающих ситуаций (ситуация свободного выбора)
в определённой ситуации предоставляется возможность самостоятельно
решить определённую проблему ( будь то достижение танцевальных
успехов или поведение в коллективе). Используется форма
самоконтроля и взаимооценки.
17)
18)
Метод внушения. Данный метод воздействует на эмоциональную
сферу и формирует у ребёнка определённые навыки в управлении
своими эмоциями и чувствами ( положительное воздействие настрой
слова, разъяснение, мимика и жесты).
Аннотация. На занятиях разучиваются различные движения под
музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно
двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным
19характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у
ребят развивается музыкальнослуховое восприятие. Детям постепенно
приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно
точно выполнять движения. Обучаясь по этой программе, дети научатся
чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней
свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат
основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут
представление об актерском мастерстве. Параллельно с развитием
музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на
занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более
раскрепощенными,
смогут развивать индивидуальные качества
личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Аттестация (промежуточная и итоговая).
проводится с целью установления:
соответствия результатов освоения общеразвивающей программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процесса организации и осуществления общеразвивающей
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ.
Формы аттестации/контроля.
Конкурсы, чемпионаты, фестивали хореографического искусства, открытые
занятия, отчетные концерты.
Список литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2е
изд., испр. и дон. СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с.
3. Буренина А.И. Коммуникативные танцыигры для детей: Учеб. пособие.
– СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 36с.
4. Джозеф С. Хавилер. ТЕЛО ТАНЦОРА. Медицинский взгляд на танцы и
тренировки. ООО «Издательство «Новое слово», 2004.
5. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов на
Дону «Феникс» 2003.
206. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. 76 с.
7. Кюль Т. Энциклопедия танцев от А до Я [Текст] : пер. с нем. / Торстен
Кюль. – М. : Мой мир, 2008. – 128 с. : цв.ил.
8. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. Ярославль: Академия развития, 2000. 112 с.
9. Полятков С.С., Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
– 80 с. (Серия «Без проблем»)
10.Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для
педагогов хореографов младших и средних классов. М.: АО «Талерия”
, 1999. – 64 с.
11.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
21Методика выявления неформального лидера в коллективе
Тест «Я – лидер»
Приложение №1
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение
лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести
отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым
утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее
согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем
согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Образец карточки ответов расположен ниже.
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать новое.
Я легко могу убедить в чёмто моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую своё время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда всё получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решение, перебираю различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Я умею правильно подобрать людей для организации какоголибо дела.
В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не поступал так, как другие.
Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
2238.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроение.
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какоголибо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в
каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта
сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
1
9
17
25
33
41
2
10
18
26
34
42
3
11
19
27
35
43
4
12
20
28
36
44
5
13
21
29
37
45
6
14
22
30
38
46
7
15
23
31
39
47
8
16
24
32
40
48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его
совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на
баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из
них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке.
Результаты теста можно изобразить в графике.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации
коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на
группу называют стилем работы.
23Приложение №2
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо
ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте
на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в
соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–".
Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте
много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего
мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы
отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные
игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим
мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами изза невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы
Ваших товарищей?
2414. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не
было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
Лист ответов:
5
6
7
8
1
2
3
4
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных
склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким
образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей
ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
средний уровень – 0,56 – 0,65;
выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.
25Приложение №3
Вводное анкетирование учащихся
1.
2.
Танец – это … ( Дайте свое определение)
Какая взаимосвязь танца с музыкой?
А) Музыка отражает смысл танца
Б) Танец – визуализация музыки
В) Танец и музыка не могут существовать друг без друга
Г) Никакой взаимосвязи нет
3.
Сколько позиций ног в танцах?
А) 6
Б) 3
В) 5
Г) 8
4.
Сколько направлений движения в танцах?
A) 2
Б) 3
В) 6
Г) 8
5. Сколько диагоналей в прямоугольном помещении?
А) 4
Б) 2
В) 6
Г) 8
6. Выберите правильную структуру занятия .
А) Разминка, изучение нового материала, заминка.
Б) Разминка, изучение нового материала, повторение старого, заминка.
В) Изучение нового материала, повторение старого.
Г) Разминка, повторение старого материала, заминка.
26Приложение №4
Анкетирование по результатам экскурсии
Уважаемые участники экскурсии!
Надеемся, вы хорошо провели время и узнали много полезного.
Теперь просим вас заполнить анкету, она поможет сделать экскурсии еще
лучше. Будем признательны за ваши отзывы и замечания.
Заранее спасибо!
1. ФИО __________________________________________________
2. Возраст _______________________________________________
3. Насколько Вы остались удовлетворены проведенной экскурсией?
Очень понравилась
Понравилась, но есть недочеты
Можно было бы сделать лучше
Не понравилась
4. Насколько Вам понравился маршрут экскурсии?
Понравился
Скорее, понравился
Скорее, не понравился
Не понравился
5. Напишите свои пожелания о маршруте и местах посещения
6. Оцените удобство времени проведения экскурсии
Утро субботы самое оптимальное время для экскурсии
Было бы удобнее прийти в будни
Другое
7. Ваши замечания к продолжительности экскурсии
2 часа не много и не мало, что надо!
Хотелось бы подольше погулять по университету
Краткость сестра таланта, можно было бы уложиться в меньшее
время
8. Ваши замечания/пожелания/благодарности
27Анкета для учащихся по итогам работы объединения
Приложение №5
Дорогие ребята!
Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Для этого нужно прочитать
вопрос и поставить галочку в том квадратике, напротив которого стоит
правильный, на твой взгляд, ответ.
Например: Любишь ли ты танцевать?
Твое имя и фамилия _____________________________________
Сколько тебе лет? _________________
Любишь ли ты танцевать?
да
нет
не знаю
да
нет
не знаю
да
нет
да
нет
немного устаю
сильно устаю
мало
много
не знаю
Интересно ли тебе на занятиях?
Устаешь ли ты на занятии?
Как ты думаешь, мы выступаем на сцене?
Доверяешь ли ты педагогу?
да
нет
не могу ответить
здесь мои друзья
мне хорошо в классе
Тебе нравиться заниматься в объединении, потому, что…
28 хочу поступить в профессиональную школу танцев и стать
профессиональной танцовщицей (танцовщиком)
хочу стать учителем танцев
нравится выступать на сцене
так хотят мои родители, а не я
люблю наряжаться в красивые костюмы
мне не нравятся занятия
Нравится ли тебе ходить на концерты, экскурсии вместе с педагогом и
учащимися объединения?
Нравится у меня есть другие дела
не нравится мне неинтересно
Как ты думаешь, было бы здорово, если бы иногда родители занимались
вместе с тобой в одном классе?
да
нет
не знаю
Что бы ты еще хотела (хотел) увидеть в объединении?
совместные праздники
чаепития
побольше занятий
другие игрушки на награждение (если да, то какие?)
чтото другое (напиши что именно)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Какие танцевальные партии ты хочешь исполнять?
хочу быть солисткой(солистом)
мне нравится танцевать вместе со всеми
участвовать в танцах, где 23 человека
не люблю выступать
Ходишь ли ты на балеты, концерты с родителями?
да, сама прошу меня сводить
нет, мне не интересно
да, только если захотят родители
да, только если пойдем с друзьями
да, если после балета (концерта) зайдем поужинать в кафе
Интересуешься ли ты танцами (с удовольствием ищешь танцы в
интернете, по телевизору, в книгах, журналах)?
да, мне интересно
нет, мне не интересно
не знаю, что ответить
29 Будешь ли ты заниматься в следующем году?
да
нет
не знаю
Спасибо за ответы!
30Приложение №6
Анкета для воспитанников
1.Сколько лет ты посещаешь кружок?
1 год ____, 2 года _____, 3 года _____.
2. Что тебя привлекает в Центре детского творчества?
Занятие любимым видом творчества
Возможность общения
Другое ___________________________________________
3. Что не устраивает тебя в работе кружка?
Все устраивает
Неудобный режим занятий
Другое ______________________________________
5. Удовлетворен ли ты образовательными услугами кружка?
Да Нет
6. Удовлетворен ли ты психологическим климатом в объединении?
Да Нет
7. Удовлетворен (а) ли ты качеством работы кружка?
Да Нет
8. Удовлетворен ли ты организационными мероприятиями, социальными
практиками и общественной деятельностью?
а) Да _____ б) Нет _____
Спасибо за ответы!
31Приложение №7
Анкета для родителей по итогам работы объединения
Уважаемые родители!
Прошу оказать помощь в планировании работы с детьми на будущий
учебный год.
§ Ф.И.ребенка__________________________________________________
§ Возраст ребенка _______________________
§ В течении какого времени Ваш ребенок посещает объединение?
_______
§ Интересно ли Вашему ребенку на занятиях? ______________________
§ На Ваш взгляд, достаточно ли часов в неделю занимаются дети? ______
§ Сколько нужно выездных выступлений детей (различного уровня) в
год? ________________________________________________________
§ Удобные дни недели для занятий_______________________________
§ Удобное время для занятий_____________________________________
§ Доверяете ли Вы педагогу?_____________________________________
§ Влияют ли занятия в объединении на:
Развитие творческих способностей Вашего ребенка _____________
Улучшение физического здоровья ребенка _____________________
Улучшение психологического здоровья ребенка _________________
Изменение личностных качеств Вашего ребенка _________________
§ Планируете ли Вы посетить открытый урок в конце учебного года ____
§ Интересно ли Вам посещать концерты, фестивали (танцевального
направления)?
______________________________________________________________
___
§ Как Вы думаете, какие мероприятия помогут улучшить состояние
работы объединения?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________
Дата _________ 20____ год
32Подпись ________ /__________________ /
Благодарю за сотрудничество!
33Приложение №8
Диагностика творческих возможностей участников
хореографического объединения
Ф.И.О____________________________________________
Возраст___________________________________________
Теоретическая задача:
Для чего нужен хореографический класс?
Какие в нем правила поведения?______________________________________
Что такое шеренга?_________________________________________________
Что такое колонна?_________________________________________________
Нарисуй все позиции ног:
Практическая задача:
В хореографическом классе показать
1. Бег по кругу
2. Махи вперед по диагонали
3. Березку
4. Мостик
5. Шпагат
Оценка педагога:________________ Подпись педагога:______________
34Приложение №9
Сведения о разработчике.
Разработчик: Ташкинова Ксения Станиславовна
Педагог дополнительного образования
Образование: Студентка УралГУФКа г. Екатеринбург, 3 курс.
Адрес: г.Полевской, ул. Розы Люксембург д. 87, кв.37.
Телефон: 89068780207
35