Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
16.02.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лепка из солёного теста" модифицированная, имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет развивать индивидуальные качества детей в прикладном творчестве, стимулировать познавательную активность, приобщать к общечеловеческим ценностям. Занятия лепкой формирует умения, которые пригодятся в жизни и помогут в профессиональной ориентации.
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с более дорогостоящими – полимерной глиной, керамопластом, пластилином. Изделия из солёного теста не требуют специальной обработки обжигом как изделия из глины. Основным преимуществом является экологическая безопасность данного материала для творчества.Рабочая программа
Программа Лепка из солёного теста Г.В.Петрушкина.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Белово»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лепка из солёного теста»
Художественная направленность
Возраст детей: 710 лет
Срок реализации программы – 2 года
Составитель:
Петрушкина
Галина Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
Белово, 2017 2 Пояснительная записка 3
Содержание
1. Учебный план первого года обучения 8
2. Содержание программы первого года обучения 9
3. Учебный план программы второго года обучения 12
4. Содержание программы второго года обучения 13
5. Методическое обеспечение программы 16
6.
Литература 18
7. Приложения
Приложение 1
Тестовые задания по теоретическому материалу программы 21
Приложение 2
Примерный план защиты творческого проекта 30 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Лепка из солёного теста" модифицированная, имеет художественную
направленность. Ее реализация позволяет развивать индивидуальные
качества детей в прикладном творчестве, стимулировать познавательную
активность, приобщать к общечеловеческим ценностям. Занятия лепкой
формирует умения, которые пригодятся в жизни и помогут в
профессиональной ориентации.
Данная программа разработана с использованием книг: Дибровой А.
«Поделки из солёного теста», 2011 г., Зиминой Н.В. «Шедевры из солёного
теста», 2009 г., Лыковой И.А. «Солёное тесто в семье, детском саду и
начальной школе. Книга для педагогов и родителей.», 2013 г.
Одним из наиболее востребованных видов декоративноприкладного
творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто
становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с
более дорогостоящими – полимерной глиной, керамопластом, пластилином.
Изделия из солёного теста не требуют специальной обработки обжигом как
изделия из глины. Основным преимуществом является экологическая
безопасность данного материала для творчества.
Актуальность программы состоит в том, что отвечает потребностям
детей и их родителей, ориентирована на особенность контингента детей
посёлка: доступность теоретического и практического материала, небольшие
материальные затраты, зримые результаты работы в качестве сувенирной
продукции.
Новизна данной программы заключается в том, что построение
программы позволяет вводить в планы занятий появляющиеся новинки
3 декоративного искусства в области лепки, что делает творчество модным и
современным.
Педагогическая целесообразность
программы
определяется
важностью и востребованностью в начальном звене школы, в том числе
занятостью досуга детей. Определяется учётом возрастных особенностей
учащихся, широкими возможностями социализации в процессе трудовых
навыков, развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления и
эстетического вкуса.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей
детей на занятиях лепкой из солёного теста.
Исходя из цели выделяются следующие задачи:
образовательные:
обучать освоению технологии изготовления декоративных изделий из
солёного теста;
обучать практическим навыкам работы инструментами и
приспособлениями при лепке;
знакомить с сочетаниями различных техник и материалов в
декоративноприкладном творчестве;
развивающие:
развивать индивидуальные качества личности ребёнка, познавательные
интересы через организацию занятий;
раскрывать интеллектуальные и творческие способности детей;
формировать и укреплять умение планировать свою деятельность,
предвидеть результат;
воспитывать нравственноэстетический вкус;
воспитательные:
формировать культуру поведения в обществе, речевой этикет;
приучать к оценке и самооценке деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что структура
программы предполагает два уровня сложности – стартовый и базовый. В
4 каждом разделе программы добавлена тема, рассчитанная на одарённых
детей, обеспечивающая развитие индивидуальных качеств личности.
Программа предполагает связь с предметами общеобразовательной
школы:
Технологией (детям даются знания о лепке, народных промыслах,
изготавливают сувенирную продукцию, предметы украшения
интерьера, быта);
ИЗО (получают знания о художественной композиции, эстетике
оформления изделий, сочетания цветов);
Литературой (при изготовлении сувенирной продукции
посредством
акцентируется
использования сказочного сюжета усиливается нравственно
фольклорная
тематика,
этический и культурный аспекты);
Русским языком (особое внимание уделяется формированию
речевого этикета).
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка из солёного
теста» рассчитана на возраст 710 лет, срок реализации 2 года. Обучение в
процессе реализации программы организовано в форме занятий, рассчитанных
на постоянный состав 12 учащихся 1 года обучения по 2 групповых занятия
по 45 минут 2 раза в неделю, на состав 10 обучающихся 2 года обучения по 2
занятия по 45 минут 3 раза в неделю. Количество часов на 1 год обучения
144, 2 год обучения 216 часов. Набор в группы –свободный.
Формы и методы обучения
методы:
объяснение, рассказ, беседа, обсуждение;
организация деятельности и формирования опыта практической
деятельности;
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
стимулирование поведения и деятельности: поощрение.
5 Предполагаются следующие формы организации занятий:
изучение нового материала;
формирование новых умений и навыков;
практические занятия (применение умений и навыков);
защиты проектов;
викторины;
игры.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего
периода обучения.
Предполагаемые результаты
Принципом реализации данной программы является разноуровневость.
Содержание и материал программы составлен в соответствии со следующими
уровнями сложности:
стартовый рассчитан на ознакомление, т.е. простое запоминание и
воспроизведение изученного материала;
базовый рассчитан на выявление и развитие у обучающихся творческих
способностей и интереса к лепке, как одному из видов декоративно
прикладного творчества.
В процессе реализации программы учащиеся стартового уровня
сложности (первого года обучения)
знают: основные техники декоративноприкладного творчества; виды
русских народных игрушек; правила пользования инструментом для лепки;
названия и назначение инструментов для лепки; названия основных
ингредиентов для приготовления солёного теста; правила организации
рабочего места;
6 умеют: изготавливать отдельные лепные элементы; анализировать
целесообразность соединения, пропорции изделия; организовать рабочее
место; соединять элементы в единое изделие.
7 Обучающиеся базового уровня (второго года обучения)
знают: название и назначение инструментов для лепки; организацию
рабочего места; ингредиенты солёного теста; правила улучшения рецептуры
солёного теста; названия лепных форм; приёмы лепки;
умеют: пользоваться инструментами и приспособлениями для лепки;
организовать своё рабочее место; замесить солёное тесто; использовать
различные приёмы лепки для создания лепных форм; соединять лепные
формы в единое изделие;
Диагностирование результатов образовательной деятельности проходит в 3
этапа: входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май)
соответственно:
для определения уровней теоретических знаний применяются тестовые
задания (Приложение 1).;
для определения уровней практических умений применяется такая форма
контроля как защита творческих проектов, содержащая вопросы о
практической деятельности. (Приложение 2).;
сформированность общеучебных умений и навыков отслеживается методом
наблюдения и фиксации достижений учащихся.
Формы подведения итогов:
входная, промежуточная и итоговая диагностики;
педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности
учащихся на занятиях.
Участие в разноуровневых мероприятиях (выставки, конкурсы, мастер
классы) формирует у учащихся потребности, интересы и мотивы
8 деятельности, предоставляется возможность стимулирования их активности и
позволяет добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
9 Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лепка из солёного теста» первый год обучения
№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теори
Практик
Ι
Материалы и инструменты
1
Введение. Новое направление
декоративноприкладного
искусства
2 Понятие о материалах и
инструментах. Знакомство с
правилами техники безопасной
работы инструментами и
приспособлениями
Рецепты изготовления солёного
теста. Оборудование рабочего
места.
*Рецептура солёного теста для
мелких или крупных деталей.
3
4
ΙΙ
Технология изготовления плоских
изделий
2.1 Вылепливание отдельных деталей
2.2 Склеивание деталей между собой
и на основу
2.3 Оформление, окраска лепных
плоских изделий
2.4*Изготовление мелких и крупных
лепных элементов.
Технология изготовления
объёмных изделий
3.1 Вылепливание отдельных
объемных деталей
3.2 Особенности соединения деталей
в объёмных изделиях.
3.3*Улучшение внешнего вида
готовых лепных изделий.
ΙΙΙ
я
6
2
2
2
4
2
2
4
2
2
28
4
12
12
40
12
12
16
76
38
38
а
22
2
10
10
36
10
10
16
72
36
36
Итого
144
14
130
Форма
аттестации/
контроля
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение,
защита
проекта
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение
Тесты, защита
проекта
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение
Защита
проекта
10 * темы, рассчитанные на высокий уровень индивидуальных качеств
ребёнка.
11 Содержание общеобразовательной общеразвивающей
программы «Лепка из солёного теста»
первый год обучения
Раздел I Материалы и инструменты
1.1 Введение. Новое направление декоративноприкладного
искусства
Теория: Новые направления в декоративноприкладном искусстве.
Знакомство с народной лепной игрушкой. Знакомство с программой работы
детского объединения.
Практическая работа: Психологические игры на преодоление
затруднений в отношении между детьми в детском объединении. Слайд
презентация для ознакомления с народными ремёслами, народной лепной
игрушкой.
1.2. Понятие о материалах и инструментах. Знакомство с правилами
техники безопасной работы инструментами и приспособлениями
Теория: Приемы и правила пользования инструментами и
приспособлениями при лепке. Техника безопасной работы инструментами и
приспособлениями. Производственная санитария. Свойства солёного теста.
Планирование трудового процесса.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков
работы инструментами и приспособлениями.
1.3. Рецепты изготовления солёного теста. Оборудование рабочего
места.
Теория: Основные ингредиенты солёного теста. Рецептура
приготовления солёного теста, используемые добавки для лепки различных
изделий. Качество и свойства различных видов теста. Оборудование рабочего
места. Правила хранения материалов.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков
вымешивания солёного теста. Организация рабочего места.
1.4.*Рецептура солёного теста для мелких или крупных деталей
Теория:Основные ингредиенты солёного теста для мелких
изделий с добавлением крахмала и крема. Рецептура приготовления солёного
теста для крупных изделий с добавлением клея ПВА. Качество и свойства
различных видов теста. Правила хранения материалов. Исследовательская
деятельность по вопросам рецептуры солёного теста.
12 Практическая работа: Практическая работа по приобретению
навыков вымешивания солёного теста для мелких и крупных изделий.
Раздел II. Технология изготовления плоских изделий
2.1. Вылепливание отдельных деталей
Теория: Технология изготовления различных видов листьев, цветов,
фруктов и ягод. Приёмы плетения. Разные способы лепки сплющивание,
защипывание, примазывание, раскатывание, мелкие налепы.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков
вылепливания отдельных деталей, обработка их при помощи подручных
средств.
2.2. Склеивание деталей между собой и на основу
Теория: Соединение деталей. Сопоставление окружающих форм
предметов, объектов с полученными деталями. Закрепление знаний
технологических процессов. Правила и способы склеивания лепных изделий.
Закрепление
Изготовление фоторамок.
Практическая работа:
технологических процессов. Правила и способы склеивания лепных изделий.
2.3. Оформление, окраска лепных плоских изделий
Теория: Приёмы окраски лепных плоских изделий. Изготовление панно
из солёного теста. Приёмы и правила оформления лепных плоских изделий.
Практическая работа: Изготовление панно из солёного теста.
2.4* Изготовление мелких и крупных лепных элементов.
Теория: Приёмы вылепливания мелких лепных деталей. Приёмы
вылепливания крупных деталей. Секреты сушки мелких деталей.
Исследовательская деятельность сравнения мелких и крупных деталей.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков
вылепливания мелких и крупных деталей из солёного теста.
Раздел III. Технология изготовления объёмных изделий
3.1. Вылепливание отдельных объёмных деталей
Теория: Использование фольги для изготовления объёмных работ.
Лепка шара, конуса, овала. Приёмы примазывания.
Практическая работа: Изготовление объёмного изделия из солёного
теста. Изготовление объёмного изделия из солёного теста при помощи
фольги. Изготовление объёмного изделия способом налепов.
3.2. Особенности соединения деталей в объёмных изделиях
13 Теория: Особенности лепки фигур животных. Практическая работа по
приобретению навыков вылепливания отдельных деталей. Особенности лепки
фигур людей. Практическая работа по приобретению навыков вылепливания
отдельных деталей.
Практическая работа: Лепка фигур животных. Лепка фигур людей.
3.3.* Улучшение внешнего вида готовых лепных изделий
Теория: Правила улучшения внешнего вида готовых лепных изделий.
Практическая работа: Практические навыки улучшения внешнего вида
готовых изделий из солёного теста. Исследовательская деятельность по
вопросам технологии изготовления объёмных изделий.
14 Учебный план общеобразовательной общеразвивающей
программы «Лепка из солёного теста» второй год обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теори
Практик
№
п/п
Ι
Способы изготовления изделий.
Обработка подручными средствами.
1.1 Понятие о материалах и
инструментах. Правила техники
безопасной работы инструментами и
приспособлениями
1.2 Способы и приёмы лепки из солёного
теста
1.3 Способы окрашивания теста.
1.4 * Нетрадиционные приспособления
для лепки. Окрашивание и сушка
солёного теста.
ΙΙ
Технология изготовления сувенирных
изделий, украшений
2.1 Вылепливание отдельных деталей
2.2 Сборка украшений.
2.3 Оформление, окраска лепных
сувенирных изделий, украшений
2.4* Приёмы улучшения внешнего вида
сувенирной продукции
III
Создание композиций с
использованием объёмных и плоских
элементов
3.1 Технология изготовления настенных
панно.
3.2 Изготовление композиции из
солёного теста и природного материала.
3.3*Сочетание нетрадиционного
материала с солёным тестом в изделиях
я
6
2
2
2
6
2
2
2
8
2
6
60
12
24
24
70
14
14
42
86
24
62
а
54
10
22
22
64
12
12
40
78
22
56
Формы
аттестации/
контроля
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение
Тесты,
защита
проекта
Тесты,
наблюдение
Тесты,
наблюдение
Тесты,
защита
проекта
Тесты,
наблюдение
Тесты,
защита
проекта
Итого
216
20
196
* темы, рассчитанные на высокий уровень индивидуальных качеств
ребёнка.
15 16 Содержание общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Лепка из солёного теста»
второй год обучения
Раздел I Способы изготовления изделий. Обработка подручными
средствами.
1 Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасной
работы инструментами и приспособлениями
Теория: Приёмы и правила пользования инструментами и
приспособлениями при лепке из солёного теста. ТБ инструментами и
приспособлениями. Производственная санитария.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными
способами создания текстуры лепных изделий. Практическая работа по
применению различных эффектов придания формы лепным изделиям
1.2. Способы и приёмы лепки из солёного теста
Теория: Элементарные свойства соли, муки, клея ПВА. Особенности
вымешивания солёного теста. Различные способы лепки, при помощи
приспособлений.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными
способами лепки, при помощи приспособлений. Изготовление народной
игрушки из солёного теста. Изготовление из солёного теста сказочного образа.
Лепка из солёного теста по представлению детей. Вылепливание фигур
сказочных героев.
1.3. Способы окрашивания теста
Теория:
Рецептура приготовления цветного солёного тест,
используемые добавки для лепки различных цветов в изделиях. Качество и
свойства различных видов цветного теста. Правила хранения материалов.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными
способами приготовления цветного солёного теста. Практическая работа по
овладению способами применения цветного солёного теста. Изготовление
картин из цветного солёного теста. Лакирование, оформление картин из
цветного солёного теста.
1.4* Нетрадиционные приспособления для лепки. Окрашивание и сушка
солёного теста.
17 Теория: Нетрадиционные приспособления для лепки.
Рецептура
приготовления цветного солёного теста, используемые добавки для
окрашивания.
Исследовательская
Правила хранения материалов.
деятельность по вопросам окрашивания лепных изделий.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков
вымешивания цветного солёного теста.
Раздел II Технология изготовления сувенирных изделий, украшений
2.1. Вылепливание отдельных деталей
Теория: Технология изготовления различных видов листьев, бусин,
цветов, геометрических форм. Приёмы плетения. Разные способы лепки
составных частей украшений.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными
способами лепки составных частей изделий. Практическая работа по
овладению различными способами создания текстуры украшениям.
Практическая работа по применению различных эффектов придания формы
лепным изделиям.
2.2. Сборка украшений
Теория: Соединение деталей. Закрепление знаний технологических
процессов. Правила периодичности, чередования, узора
Практическая работа: Изготовление украшений из солёного теста.
2.3. Оформление, окраска лепных сувенирных изделий, украшений
Теория: Приёмы и правила окраски и оформления лепных сувенирных
изделий, украшений. Различные способы оформления и окрашивания лепных
изделий.
Практическая работа: Практическая работа по овладению способами
создания текстуры основы. Изготовление сувениров из солёного теста.
Изготовление декоративных тарелок. Изготовление сувенировмагнитов.
2.4* Приёмы улучшения внешнего вида сувенирной продукции
Теория: Приёмы и правила улучшения внешнего вида сувенирных изделий,
украшений. Исследовательская деятельность по вопросам изготовления
украшений из солёного теста.
Практическая работа: Окраска и оформление лепных сувенирных
изделий, украшений
18 Раздел III Создание композиций с использованием объёмных и плоских
элементов
3.1. Изготовление настенных панно.
Теория: Использование солёного теста в интерьерных изделиях. Детали
элементов, законы композиции.
Практическая работа:
Создание панно с использованием лепных
элементов и ткани. Изготовление декоративного с использованием лепных
элементов и дерева.
3.2. Изготовление композиции из солёного теста и природного материала
Теория: Изготовление композиционных изделий,
с использованием
природного материала. Этикет дарения. Сувенир… Что и как дарить?
Изготовление сувенирного панно из солёного теста и перьев. Изготовление
сувенирного панно из солёного теста с использованием различного меха.
Изготовление сувенирного панно с использованием бусин, кружева, атласных
лент.
Практическая работа:
Изготовление сувенирного панно. Изготовление
сувенирного панно из солёного теста и перьев. Изготовление сувенирного
панно из солёного теста с использованием различного меха. Изготовление
сувенирного панно с использованием бусин, кружева, атласных лент.
3.3* Сочетание нетрадиционного материала с солёным тестом в изделиях
Теория: Изготовление композиционных изделий,
с использованием
нетрадиционного материала. Приёмы работы. Детали элементов, законы
композиции. Исследовательская деятельность по украшению интерьера
изделиями из солёного теста.
Практическая работа:
нетрадиционного материала. Оформление цветом. Лакирование.
Создание композиции с использованием
19 Методическое обеспечение программы
Информационный материал для программы «Лепка из солёного теста»
1 год обучения:
Направления декоративноприкладного творчества;
Правила внутреннего распорядка;
Рабочее место и оборудование;
Как правильно работать;
Советы начинающим.
Правила обращения с различными инструментами.
Основные рабочие операции при обработке солёного теста.
Выполнение плоских лепных деталей.
Склеивание деталей между собой и на плоскую поверхность.
Оформление, окраска лепных плоских изделий.
Соединение объемных деталей между собой.
Демонстрационный материал для программы «Лепка из солёного теста»
1 год обучения:
Сборник иллюстраций по декоративноприкладному искусству;
Иллюстрации готовых лепных плоских изделий в дизайне
современных квартир
Филимоновские свистульки.
Дымковская игрушка
Лепка и роспись дымковской уточки.
Лепка и роспись дымковского коня.
Лепка и роспись дымковской барышни.
Дидактический материал для программы «Лепка из солёного теста»
1 год обучения:
Инструкционные карты по вылепливанию деталей.
Логические задачи по теме «Декоративноприкладное творчество»
Творческие задания с использованием ТРИЗ
Контрольноизмерительные материалы для программы «Лепка из
солёного теста» 1 год обучения:
Тесты для выявления уровня освоения теоретического материала
Информационный материал для программы «Лепка из солёного теста»
2 год обучения:
Понятие о материалах и инструментах.
20 Правила внутреннего распорядка;
Рабочее место и оборудование;
Как правильно работать;
Советы начинающим.
Правила обращения с различными инструментами.
Элементарные свойства соли, муки, клея ПВА.
Технология изготовления различных видов листьев, цветов, бусин,
геометрических фигур.
Разные способы лепки составных частей украшений.
Использование солёного теста в интерьерных изделиях.
Создание панно.
Изготовление композиционных изделий, с использованием природного
материала.
Создание композиции с использованием лепных деталей.
Демонстрационный материал для программы «Лепка из солёного теста»
2 год обучения:
Как вымешать солёное тесто?
Рецептура приготовления солёного теста.
Используемые добавки для лепки различных изделий.
Качество и свойства различных видов теста.
Правила хранения материалов.
Демонстрационный материал по изготовлению деталей из солёного
теста.
Способы окрашивания солёного теста.
Правила хранения материалов.
Дидактический материал для программы «Лепка из солёного теста»
2 год обучения:
Детали элементов, законы композиции.
Приёмы работы.
Природный материал в изготовлении панно.
Контрольноизмерительные материалы для программы «Лепка из
солёного теста» 2 год обучения:
Тесты для выявления уровня освоения теоретического материала
21 Литература для педагога
1. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. [Текст]/ И.Я.Богуславская — Л.:
Художник РСФСР, 1988.
2. Гусева Солёное тесто[Текст]/ Гусева Москва, "Мой мир", 2006.
3. Кискальт И. Солёное тесто/пер. с нем. [Текст]/ И. Кискальт М.: АСТ
пресс книга, 2003 144 с.
4. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто[Текст]/ М.О.Синеглазова
М.: Издательский дом МСП.2006.
5. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно
прикладное искусство в детском саду. [Текст]/ Ю.В. Максимов, В.Н.
Чураков— М.: Советский художник, 1973.
6. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных
учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных
студий/Под ред. Т. С. Комаровой. [Текст]/
педагогическое общество, 2000.
— М.: Российское
7. Шпикалова Т.Я., Величкина ГА. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. [Текст]/ Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина —
М.: МозаикаСинтез, 1999.
22 Литература для учащихся
1 Горичева В.С., Агибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина[Текст]/ В. С. Горичева, М. И. Агибина. Ярославль, «Академия
и Ко» ,1998.
2 Кискальт И. Солёное тесто. Увлекательное моделирование. [Текст]/
И.Кискальт М.: Профиздат 2002. 80 с.
3 Лепим из солёного теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. [Текст]/
М.:Эксмо, 2004
4 Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Поделки из соленого теста[Текст]/
А.Л.Романовская, Е.М. Чезлов М., «АСТПресс»1998 .
23 ПРИЛОЖЕНИЯ
24 Приложение 1
Тестовые задания по теоретическому материалу программы «Лепка
из солёного теста» 1 год обучения
Задание 1:Соедините виды техник декоративноприкладного искусства с их
названиями
1. Техника, связанная с бумагой
7. Бумагопластика,
2. Техника, связанная с тканью
3. Техника, связанная с
плетением
4. Техника, связанная с деревом
5. Техника, связанная с тестом,
пластилином, глиной
6.
17.
8. оригами,
9. выпиливание,
10.макраме,
11.вырезание,
12.бисероплетение,
13.вышивка,
14.выжигание,
15.резьба,
16.лепка
25 18.Задание 2:Перед вами виды русских народных игрушек.
Соедините названия с изображениями
19.
20. Матрёшка. Народная свистулька Резная игрушка
21.
22.
23.Задание 3:Закончи предложение, соедини стрелками начало с
окончанием предложения.
24.
25.Работу начинай
26.С
только
27.Пользуйся
ножницами
29.Во время
работы
содержи
рабочее место
31.Не работай
инструментом
закругленными
концами
28.Неисправным и
тупым
30.С разрешения
педагога
32. В порядке и
чистоте
33.Задание 4:.
34.Выберите и подчеркните названия материалов и инструментов для
работы с солёным тестом. 35.доска, нож (стек), солёное тесто, ножовка, нож, наперсток,
лобзик, циркуль, дрель, карандаш, кусачки, шило, линейка,
плоскогубцы, тиски, ножницы, игла, напильник, отвертка,
заостренные спички или зубочистки, куски картона, небольшие
кусочки мягкой тонкой проволоки мягкая чистая тряпка (для
чистки рук и стека по окончании занятий).
36.Задание 5:
37.Выберите и обведите основные ингредиенты для изготовления
солёного теста
38.соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, клей
ПВА, опилки, песок,
39.Задание 6:
40.Отметьте верные утверждения, которые позволяют улучшить
внешний вид лепных изделий и облегчить их изготовление
41.Утверждение
44.Поверхность, на которой вымешивается и
раскатывается тесто, должна быть гладкой и
ровной
47.Поверхность стола не должная иметь никаких
вмятин и прочих дефектов
50.Рабочая поверхность для вылепливания
верстак
53.Рабочая поверхностьдля вылепливания—
кусок линолеума, пластика, стекла
56.Лепить лучше стоя, по четверо, пятеро человек
за одним столом
59.Не обязательно соблюдать чистоту на своём
рабочем столе
42.
Ве
45.
48.
51.
54.
57.
60.
43.
Н
46.
49.
52.
55.
58.
61.
62.Задание 7 * Проставьте номер рецепта рядом с названием теста
(рецепты смотри ниже)
63.
64.Цветное тесто для средних работ – рецепт №___
65.Тесто для мелких работ_ рецепт №___
66.Тесто для крупных работ – рецепт №___ 67.Тесто для тонких работ – рецепт №___
68.Тесто для рельефных тоненьких фигурок – рецепт №___
69. Рецепт 1
70.
72. Рецепт 2
73.
76. Рецепт 3
77.
79. Рецепт 4
80.
1 ст. мелкой соли;
1 ст. муки;
5 ст. л. подсолнечного масла;
вода;
цветная гуашь или натуральный сок.
71.
1,5 ст. муки;
1 ст. соли;
125 мл воды.
74. на выбор: 1 ст. л. клея ПВА, 1
ст. л. крахмала или смесь клея
для обоев и воды.
75.
2 ст. пшеничной муки;
1 ст. соли;
125 мл воды;
1 ст. л. крема для рук (растительного
масла).
78.
1 ст. муки;
1 ст. соли мелкого помола;
125 мл воды.
81. В первую очередь соль
соедините с мукой, а затем
вливайте понемногу воду,
вымешивая до получения
эластичной массы.
82.
1,5 ст. муки;
1 ст. соли;
4 ст. л. глицерина (продается в аптеке);
2 ст. л. обойного клея + 125150 мл
83. Рецепт 5
84.
водички.
85. Для замешивания
рекомендуем воспользоваться
миксером – он позволяет
значительно облегчить задачу.
86.
87.
88.Задание 8:Соедините название приёма лепки с её описанием 1.
3.
5.
2.
4.
6.
89. Приемы лепки:
1. Скатывание.
90.
2. Оттягивание
91.
92.
3. Раскатывание.
93.
4. Сплющивание.
94.
95.
5. Прищипывание.
96.
6. Вдавливание
97.
98.Задание 9: Опишите способ соединения деталей из солёного
теста между собой при
помощи_________________________________________________
_______
99.Задание 10: Опишите способ соединения деталей на основу из
картона
100.
при
помощи_________________________________________________
___
101.
Задание 11:Для окрашивания солёного теста используют
различные красители, которые добавляют в вымешанное тесто.
Какие краски нужно добавить, чтобы получить… (выберите
вариант №_)
102.
Голубое тесто ___ ; Розовое тесто ___; Желтое тесто
___; Зеленое тесто ___; Лиловое тесто ___.
103. 104.
106.
108.
110.
112.
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
105.
107.
2 капли голубого
красителя на 100 г теста
2 капли красного
красителя и 1 каплю голубого на
100 г теста
109.
5 капель красного
111.
113.
красителя на 100 г теста
2 капли зеленого
красителя на 100 г теста
2 капли желтого
красителя на 100 г теста
114.
Задание 12* :Изготовление мелких и крупных лепных
элементов
115.
Выберите приёмы нужные для изготовления мелких деталей
из солёного теста. Отметьте их буквой М. Для крупных – буквой
Б.
116.
117.
118.
Задание 13:
Соедините название приёма лепки объёмных деталей с её
описанием 119.
Приемы лепки:
1. Скатывание.
2. Разрезание.
3. Заострение.
4. Вдавливание.
5. Раскатывание.
6. Соединение деталей.
7. Вдавливание палочки.
120.
121.
№
123.
125.
122.
Описание приёма лепки
124.
Расположение предметов на основе лепного
изделия и прикрепление их путем нажатия пальцем.
126.
Формирование шариков из небольших кусочков
солёного теста путем их катания круговыми
движениями между большим и указательным (или
средним) пальцами руки.
127.
128.
Формирование из куска теста "колбасок" (фигур
129.
131.
133.
цилиндрической формы разного размера) путем
скатывания его движениями впередназад между
прямыми ладонями или ладонью и столом.
130.
Деление куска теста при помощи стеки на
кусочки меньшего размера.
132.
Прикладывание деталей поделки одна к другой,
затем несильное придавливание их кдруг другу.
134.
Оттягивание пальцами края шарика или
дополнительное раскатывания одного из краев
колбаски одним или двумятремя пальцами до
получения острого конца.
135.
136.
Вставка палочки в деталь из солёного теста по
направлению к центру и надавливания на нее. 137.
Задание 14: Какое сочетание лепных изделий и природного
материала вы считаете самым лучшим? Подчеркните.
138.
Солёное тесто + перья, солёное тесто + дерево, солёное
тесто + камни, солёное тесто + кружево, бусины.
139.
Задание 15* :Улучшение внешнего вида готовых лепных
изделий.
140.
141.
Что позволит улучшить внешний вид данного изделия?
_______________________________________________________
Что бы вы могли ещё предложить?
____________________________________________________ 142.
Тестовые задания по теоретическому материалу
программы
«Лепка из солёного теста» 2 год обучения
144.
145.
146.
148.
150.
152.
154.
143.
Задание 1:
Выберите из вариантов и соедините стрелками
Скалка
Стека
Кисть
Вода
Клеёнка
147.
Смачивать детали
из теста
149.
151.
Раскатывать тесто
Смачивать водой
детали из теста
153.
155.
Использовать как
основу для сушки изделия
Резать тесто на
продавливать,
части,
прорабатывать детали
156.
Картон
157.
Использовать как
рабочую поверхность,
чтобы не испачкать стол
158.
159.
160.
161.
163.
Задание 2:
Поставьте галочку там, где утверждение верное.
На рабочем месте должен быть порядок.
Все инструменты должны иметь повреждения,
быть неисправными.
165.
Не нужно класть на парту клеёнку, можно
работать на столе.
167.
169.
Нужна тряпочка или салфетка для вытирания рук.
При работе с тестом, его необходимо пробовать
на вкус.
171.
Руки мыть после работы совсем необязательно.
162.
…
164.
…
166.
…
168.
…
170.
…
172.
… 173.
Задание 3:Выберите необходимые ингредиенты для замеса
солёного теста. Подчеркните.
174.
175.
Картон, бумага, мука, соль, песок, цемент, глина, вода.
Задание 4:
176. Дополните предложение
177.
178.
179.
180.
181.
Если тесто липнет к рукам нужно добавить____________.
Если тесто крошится нужно добавить____________.
Для эластичности теста нужно добавить_________.
Задание 5* :
Что может получиться, если использовать следующие
приспособления. Соедини стрелками.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
Чеснокодавка
Пуговицы, брошки, серьги, кольца
Расчёска
Ножницы
Задание 6: Соедините названия лепных форм с их
изображением
1 Шар
2 Конус
3 Цилиндр
4 Жгутики (колбаски) 188.
189.
Задание 7:Соедините название приёма лепки с его
описанием при помощи стрелок
190.
191.
Надавливание
руками на кусочек теста
193.
Похлопывание теста
ладонью с вытянутыми
пальцами
195.
Отделение от общей
массы маленьких порций
теста с помощью
большого и указательных
пальцев
197.
Сжимание куска
теста пальцами для
придания ему плоской
формы
199.
192.
194.
Отщипывание
Разминание
196.
Сплющивание
198.
Шлёпанье
200.
Задание 7: Выберите название деталей полученных после
приёмов показанных на рисунке. Соедините рисунки и названия
стрелками. 216.
201.
202.
Получится
кубик
203.
204.
Получится
колбаска
205.
206.
Получится
ленточка
207.
208.
Получится
лепёшка
209.
210.
Получится
кулёчек
211.
212.
Получится
рюшечка
213.
214.
Получится
спиралька
215.
217.
218.
цвете
Задание 8*:
Предложите оформление следующих изделий, можно в 219.
220.
Предложите свои изменения, которые
смогут улучшить внешний вид этих изделий…
221.
___________________________________________________________
________________________________________________________
________________
222.
Задание 9: Опишите, из каких форм выполнена данная
композиция.
223.
___________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________
224.
Задание 10: Опишите, какими приёмами пользовались при
изготовлении данной композиции
225.
___________________________________________________
_______________________________________________ 226.
227.
Задание 11:Для чего служит лак при оформлении панно?
________________________________________________________
____
228.
Здание 12:Какими красками лучше всего оформлять
работы из теста?
________________________________________________________
_____
229.
Задание 13: Что здесь лишнее? Вычеркни.
230.
231.
232.
233.
234.
Задание 14:
Соедини стрелками названия с изображением
235.
Хлуднёвская свистулька, Филимоновская игрушка,
Каргопольская игрушка Дымковская игрушка 236.
237.
238.
239.
240.
241.
Задание 15 *:
Какие материалы соединены в данных композициях?
242. 243. 244.
Приложение 2
Примерный план
245.
защиты творческого проекта,
выполненного из солёного теста
246.
1. Какой материал был выбран для создания проекта (преимущества
именно этого материала)?
247.
___________________________________________________
_____
2. Какими способами материал был подготовлен к работе (рецептура,
добавки, окрашивание или нет)?
248.
___________________________________________________
____________
3. Какие операции были использованы при изготовлении отдельных
деталей проекта?
249.
___________________________________________________
_____________
4. Какие приемы лепки были использованы для изготовления тех или иных
отдельных деталей?
250.
___________________________________________________
_____________
5. Какие особенности были при изготовлении деталей конкретного
проекта?
251.
___________________________________________________
______________
6. Работа была построена самостоятельно (по инструкционным картам, по
шаблонам, по эскизу) или под руководством педагога?
252.
___________________________________________________
_______________ 7. Какие инструменты и приспособления были использованы тобой при
создании проекта (использование специальных или нетрадиционных
приспособлений)?
253.
___________________________________________________
_______________
254.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лепка из солёного теста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.