Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.07.2018
Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)
Данная программа актуальна в наше время, так как в Концепции развития дополнительного образования детей большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. В программе дети учатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных, близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных для детей является деятельность по созданию или декорированию рукотворных предметов интерьера и одежды. Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Данная программа создана на запрос со стороны родителей учащихся.
Программа Конструирование и моделирование из декоративных материалов.docx
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное учреждение дополнительного образования центр детского творчества Дополнительная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование из декоративных материалов» (стартовый уровень) Возраст учащихся: 7 ­10 лет Срок реализации: 1 год     Автор­составитель: Лапшина Жанна Анатольевна, педагог дополнительного образования Г.о. Подольск, 2017 г. Пояснительная записка Основные характеристики программы Дополнительная   общеразвивающая   программа   «Конструирование   и   моделирование   из декоративных материалов» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования. Актуальность. Данная программа актуальна в наше время,так как в Концепции развития дополнительного образования   детей   большое   внимание   уделяется   развитию   творческих   способностей учащихся.В   программе  дети   учатся  самостоятельно   изготавливать   различные  подарки,  сувениры   и   украшения   для   себя,   родных,   близких.   Поделки,   изготовленные   своими руками, позволяют проявить  ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка.  Формирование   личности   может   быть   эффективным   лишь   в   том   случае,   если   в   этом процессе   будет   актуализирован   творческий   потенциал   человека   в   различных   видах деятельности.     Большие   возможности   в   развитии   творчества   заключает   в   себе изобразительная деятельность. Среди множества видов изобразительного творчества одной из   самых   привлекательных   для   детей   является   деятельность   по   созданию   или декорированию рукотворных предметов интерьера и одежды. Дополнительное образование изначально   ориентировано   на   свободный   выбор   ребенком   видов   и   форм   деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.  Данная программа создана на запрос   со стороны родителей учащихся. Педагогическая целесообразность. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют  внимания художественно­эстетическому воспитанию девочек­подростков, их умению  выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Одним из  основных желаний подростков является желание выделится, подчеркнуть свою  индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения  с окружающим миром. Зная основные способы создания и декорирования уже имеющихся  предметов и вещей можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой  творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей  профессии.Особенностью данной программы является то, что она дает возможность  каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно­прикладного  творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в нем.  Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся посредством  приобщения их к современным видам декоративно­прикладного творчества.  Задачи:  Личностные:  формировать активную личность ребенка, высокую гражданскую позицию;   воспитывать эстетический вкус, творческие способности детей; воспитывать   у   учащихся   усидчивость,   трудолюбие,   настойчивость   в   достижении  поставленной цели;  формировать культуру общения и поведения в общественных местах;  формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;  воспитывать навыки здорового образа жизни. Метапредметные:  развить  у детей мотивацию к творческому поиску;  развить у учащихся внимание,  память   и мелкую моторику рук;  развитие   фантазии,   наблюдательности,   художественного   вкуса,   образного   и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, развить     фантазию, аккуратность;  развитие индивидуальных художественных способностей по средствам приобщения к  творческому  труду,  стремления  преодолевать   трудности,   добиваться   успешного достижения поставленных целей.  развить активность, самостоятельность, ответственность. Предметные:  приобретение   технологических   знаний,   умений   и   навыков   работы   с   различными декоративными материалами;  сформировать представление об основах композиции;   формирование   пространственных   представлений   и   навыков   совершения пространственных преобразований, формирование умений конструировать;  формирование   специальных   знаний   по   предмету   (основы   композиции, материаловедение, терминологии и др.); Адресат программы. Программа   способствует   раскрытию   и   развитию   потенциальных   художественных способностей   обучающихся,   способствует   удовлетворению   потребности   в   практической деятельности,   осуществляемой   по   законам   красоты,   а   также   усиливает   стартовые возможности   личности   на   рынке   труда   и   профессионального   образования.Программа рассчитана  на  обучение   различным   техникам  декорирования   обучающихся   (7­11  лет)  и является одной из составляющих работы по интеллектуально­художественному развитию личности. Психолого­педагогические особенности возраста детей.      Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.   Высокая   сензитивность   возрастного   периода   7­8   лет   определяет   большие потенциальные   возможности   разностороннего   развития   ребенка.   Младший   школьный возраст  ­ это не только важнейший период для формирования мотивов учения,  развития устойчивых познавательных процессов, продуктивных приемов и навыков учебной работы, но   и   великолепный   задел   для   развития   индивидуальных   особенностей   и   способностей ребенка,   навыков   самоконтроля,     самоорганизации   и   саморегуляции,   становления адекватной   оценки,     развития   критичности   по   отношению   к   себе   и   окружающих.   Это период усвоения социальных норм, нравственного развития, развития навыков общения со сверстниками и установления прочных дружественных контактов. В   младшем   школьном   возрасте   происходит   первое   пробуждение   сознания, познавательной ценности понятия. Происходит  функциональное совершенствование мозга. Процесс  торможения становится все более сильным, но преобладает процесс возбуждения. Основной   ведущей   деятельностью   становится   учение,   приобретение   новых   знаний, навыков,   умений.   Учебная   деятельность   стимулирует   развитие   физиологических процессов,   на   непосредственное   восприятие   окружающего   мира.         Дети   отличаются остротой   и   свежестью   восприятия.   Они   с   живым   любопытством   воспринимают окружающую среду, и с каждым днем раскрывают все новые и новые стороны.Восприятие на   этом   уровне   психологического   развития,   связанно   с   практической   деятельностью ребенка.Воспринимать предмет, значит что­то делать, что­ то  изменить в нем, произвести какие­ либо действия.   У учащихся 9­11 лет возможно воспитание более осознанного эстетического отношения к окружающий действительности и произведениям искусства. В этом возрасте у ребят   появляется   более   устойчивый   интерес   к   отдельным   видам   искусства,   ярче проявляются   способности   к   определенному   роду   творчества.   Дети   в   состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности, что позволяет проводить с ними серьезную работу в творческом объединении.  Младший школьный возраст (как и младший подростковый) применительно к обучению   декоративно­прикладному   творчеству   можно   рассматривать   лишь   как подготовительный период. Работа педагога может вестись в направлениях, необходимых для обучения познавательных процессов: 1)  внимания. В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие всех его свойств:   особенно   резко   (в   2   раза)   увеличивается   объем   внимания,   повышается   его устойчивость,   развиваются   навыки   переключения   и   распределения.   К   9­10   годам   дети становятся   способны   достаточно   долго   сохранять   и   выполнять   произвольно   заданную программу   действий.   Для   ребенка     важно   умение   приспосабливать   свое   внимание   к специфике   выполняемой   задачи,   гибко   оперируя   отдельными   его   свойствами.   Однако развитие   внимания   у   детей   происходит   неравномерно.   Поэтому   предполагаются   игры­ упражнения,   упражнения   по   цветоведению,   задания,   обогащающие   представления   и словарный запас детей, упражнения на внимание.  2)  памяти.   Младший   школьный   возраст   сензитивен   для   становления произвольного запоминания. Ребенок должен не без помощи взрослых овладеть приемами смыслового,   логического   запоминания.   На   занятиях     было   бы   очень   полезно   заняться сочинением собственных композиций. Этот вид работы мог бы способствовать  развитию не только логической памяти, но и воображения, мышления.  3)  мышления.   В   этот   период   совершается   переход   от   наглядно­образного   к словесно­логическому,   понятийному   мышлению.     С   развитием   мышления   связано возникновение   важных   новообразований   младшего   школьного   возраста:   анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки, с умения сопоставлять данный предмет с другим, обладающим иными свойствами. Младший школьник только начинает   овладевать   рефлексией,   т.е.   способностью   рассматривать   и   оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Необходимо   отметить   качественное   своеобразие   мышления   ребенка   в   младшем школьном возрасте. Примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие   и   первая   сигнальная   система,   поэтому   подавляющее   большинство   младших школьников   относятся   не   к   мыслительному,   а   к   художественному   типу.   Поэтому целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. Объём и срок освоения программы. Программа «Конструирование и моделирование из декоративных материалов»  рассчитана на  144 часа  учебных часа  в год. Уровень освоения программы – стартовый ( сочетание частично­репродуктивного и  самостоятельно­ творческого уровней).На этом уровне даются азы работы с соленым  тестом, начальные навыки и приёмы изготовления поделок, сувениров, подарков, их  раскрашивание. Форма обучения – очная (Закон №273­ФЗ, гл.2, ст.17, п.2). Особенности организации образовательного процесса. Обучение проводится в группе численностью 15 человек.  Принимаются дети в  начале учебного года, проявляющие особый интерес к художественно творческой  деятельности. Состав группы – постоянный, разновозрастной. Занятия проводятся после уроков в школе 2 раза в неделю по 2 часа (по 45 минут  с  обязательным 10­минутным перерывом). Планируемые результаты. Режим занятий. Личностные: У учащихся будут:       сформирована активная личность ребенка, высокая гражданская позиция; воспитан эстетический вкус, творческие способности детей; воспитаны   у   учащихся   усидчивость,   трудолюбие,   настойчивость   в   достижении  поставленной цели; сформирована культура общения и поведения в общественных местах; сформирована культура труда и  трудовые навыки; воспитаны навыки здорового образа жизни. Метапредметные:  развита  у детей мотивацию к творческому поиску;  развиты у учащихся внимание,  память;  развита   фантазия,   наблюдательность,   художественный   вкус,   образное   и пространственное мышление, память, воображение, внимание,   развита     фантазия, аккуратность;  развиты индивидуальные художественные способности по средствам приобщения к творческому   труду,   стремление   преодолевать   трудности,   добиваться   успешного достижения поставленных целей.  развита активность, самостоятельность, ответственность. Предметные:     приобретены   технологические   знания,   умения   и   навыки   работы   с   различными декоративными материалами;  сформированы представления об основах композиции; сформированы   пространственные   представления   и   навыки   совершения пространственных преобразований, сформированы умения конструировать; сформированы   специальные   знаний   по   предмету   (основы   композиции, материаловедение, терминологии и др.); Формы аттестации:  опрос, тестирование, анкетирование, выставка, творческая работа, викторина, конкурс, обмен мнениями, игра. Формы   отслеживания   и   фиксации   образовательных   результатов:  диплом,   журнал посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзыв детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовое изделие, выставка,   контрольная   работа,   конкурс,   открытое   занятие,   праздник,   фестиваль,   отчет итоговый. Материально­техническое обеспечение программы. Для   успешной   реализации   данной   программы   в   студии   художественно­творческой деятельности   создана   комфортная   обстановка   для   проведениятворческих   занятий   с детьми. Кабинет, отводимый для занятий, отвечает санитарно­гигиеническим требованиям: светлый, тёплый, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной   для   проведения   занятий   с   подгруппой   из   15   человек.Для   проветривания   Проветривание   помещения помещения   предусмотрены   открываемые   фрамуги. осуществляется в отсутствии детей, в перерывах между занятиями. Материалы и инструменты по темам: • Раздел батика.  Набор красителей,  резервирующий состав, воск или парафин, различные виды тканей,  нитки,  бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, желатин, крахмал,  соль для батика, мочевина, сухие красители, рамы и подрамники, кнопки. стеклянные  трубочки, шприц­флаконы, кисти, карандаши, ножницы, иглы, кнопки­гвоздики, клей,  резаки, фломастеры, контуры по ткани, утюг, гладильная доска, газеты. • Раздел декупажа.  Деревянные  и бумажные заготовки, стеклянные тарелки и бутылки, краска­основа, кисти,  карандаши, салфетки, декупажные карты, открытки, распечатки, газеты, нотные тетради,  клей ПВА, лак акриловый, объемные контуры, акриловые краски, поталь, лак для потали,  краски Миранол золотой, серебряный, бронзовый, файлы, яичная скорлупа, текстурная  паста, шпатель, трафареты, кружево, декоративные элементы, воск, шкурка, ножницы. • Раздел работы с бумагой (открытки).   Бумага (альбом, картон, гофр.бумага, ватман, обои, открытки, цветнаябумага  и др.), клей  ПВА, клей Титан, ножницы, ножницы волна и зигзаг, тесьма и кружево, блестки, пайетки,  бусины, распечатки, декоративные элементы, трафареты, штампы, контуры и глитеры,  сизаль, мешковина, резаки, кусочки ткани.  • Раздел текстиля (текстильные панно, цветы из ткани)  Различные виды ткани, швейная машинка, выкройки, бумага для выкроек кожа, нитки,  иголки, кожницы для ткани, клей ПВА, клей Титан, бусины, бисер, кружево и тесьма,  шитье, вставки, шпагат, шнуры, бахрома, ленты, пуговицы, пряжки.  • Раздел валяния.  Различные виды шерсти, пряжа, тесьма, фетр, нитки, иголки, иглы для валяния, губки или  щетки, клеенка пупырчатая, жидкое мыло, декоративный элементы, москитная сетка,  марля.   • Раздел бумагопластики (изделия из папье­маше).  Туалетная бумага, бумажные полотенца, газеты, клей ПВА, клей обойный, миксер,  емкости для смешивания, картон, стеклянные бутылки, проволока, нитки, скотч, кружево,  декоративные элементы, марля, хлопчатобумажная ткань, краска­основа, акриловые  краски, кисти, карандаши, стеки, лак акриловый, контуры, глитеры, декоративные  элементы, пряжа, ленты, тесьма. • Раздел росписи по стеклу.  Краски для росписи стекла, акриловые краски, контуры по стеклю, фломастеры по стеклу, ватные диски, спиртовой раствор, клей Титан, пуговицы, шпагат, декоративные элементы.  • Раздел коллажа. Журнальные вырезки, открытки, фотографии, распечатки, бумага (упаковочная,  гофрированная, мелованная, обои), ножницы, тесьма и кружево, контуры и глитеры,  шпагат, шнур, ленты, декоративные элементы, кисти, акриловые краски, акриловый лак,  текстурная паста, мастихин, трафареты и штампы.  • Эко­раздел.  Оргалит, картон, мешковина, лен, льняное кружево и тесьма, шпага, камни, деревянные  бусины и спилы деревьев, береста, ракушки, солома, пробковое покрытие, пробки,  флористический материал, сизаль, перья, ножницы, клей Титан, клей Момент, кожа,  резаки, кусачки. Технические средства обучения:  Музыкальный центр  Интерактивная доска  Компьютер  Фотоаппарат Информационное обеспечение. Методические пособия: Дидактические средства обучения (учебные таблицы и плакаты, иллюстративный материал, альбомы, фотоматериал, диски, схемы, инструкционные карты, дидактические материалы,  раздаточные материалы) по темам:  • «Новогодние сувениры и открытки»;  • «Холодный и горячий батик»;  • «Батик и текстиль»;   • «Декоративно­прикладное искусство России»  • «Декупаж»;  • «Поздравительные открытки»;  • «Цветовой круг и законы композиции»;  • «Текстильная бижутерия»;  • «Эко стиль»;  • «Валяние».  Материалы для сообщений и бесед. 1.Художественная роспись ткани.  • Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерева: Домашнее рукоделие. М.,2004  • Валентина. Роспись по шелку. 1995, №1  • Все о технике: цвет. Незаменимый справочник для художников. М., 2002  • Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.  М., 2004 • Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия.  М., 2005. • Дворкина Ирина Батик: горячий, холодный, узелковый. М., 2000  • Искусство батика. Энциклопедия художника. М., 2000  • Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. Ярославль, 2000 • Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2004  • Сараева Ю.С. Роспись по ткани. Ростов, 2000  • Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М., 2000  • Хансен Брита Роспись по шелку для начинающих. Burda, 1997 2.Декупаж. • Декоративные панно. М., 2007 • Вершинина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М., 2008  • Зайцева А.А. Вышивка по декупажу. М., 2010 • Питер А. Декупаж. Салфетосная техника. М., 2010 • Махмудова Х.И. Декупаж из салфеток. М., 2008 • Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. М., 2009  • Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. М., 2010  3. Скрабукинг • Джоунс Ф. Фантазии из бумаги. Техника. Приемы. Изделия.  М., 2007. • Зайцева А.А. Поделки с тиснением по бумаге. М.,2009  • Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М., 2007  • Лаптева Т.Е.  Скрабукинг:основы искусства оформления фотографий. • Румянцева Е.А. Праздничные открытки. М., 2005  4.Текстильные панно, украшения. • Кулакова А.В. Забавные магниты, М., 2012 • Мамонтова Ю. Гобелены и ширмы. М., 2004 • Скляренко О.А. Мягкая игрушка своими руками. Х, 2009  • Туми Л. Фантазии из ткани. М., 2008   5.Валяние. • Журнал Р.Р.№№ 9, 10, 19,21,2009 • Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. М., 2008 • Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. М., 2011 • Шинковская К.А. Вещицы из войлока. М., 2007 6. Бумагопластика (папье­маше). • Родионова С.С. Папье­маше. Самая полная энциклопедия.М., 2010  • Чаянова Г.Н. Папье­маше. М., 2007  7. Роспись по стеклу.  • Гир А. Фристоун Б. Роспись по стеклу. М., 2004  • Седман З. Роспись по стеклу: Практическое руководство. М., 2008  8.Штукатурка.  • Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра», М., 2006 • Франк Э., Дейк­Уайльд М., Экспресс­декор. 50 техник по созданию фактур и  окрашивания за  четыре шага,  М, 2013 • Хаметова Л., Гипс. Техника. Приемы. Изделия. М., 2013    Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительногообразования, реализующий данную программу. Учебный план.  (первый год обучения, стартовый уровень)    № Наименование тем, разделов Количество часов Формы аттестации/контроля Теория Практика Всего 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты для  занятий. 2 Знакомство с различными видами  декоративно­прикладного искусства. Виды народной росписи. 3 Основы цветоведения. Цветовой  круг. 4 Основы композиции 5 Декорирование поверхности в  технике «Декупаж» 5.1 Знакомство с техникой декупаж.  Виды декупажа. 5.2Декорирование фоторамки в  технике декупаж. 5.3 Декорирование короба для бумаг в технике декупаж 6 Художественная роспись по  ткани 6.1 Знакомство с искусством  художественной росписи ткани.   Виды красителей и способы работы с ними. 6.2. Подготовка ткани для росписи,  необходимое оборудование и  материалы. 7 Роспись ткани в технике  «свободная роспись». 2 2 1 1 3 1 1 1 3 2 1 4 ­ ­ 1 1 7 1 3 3 1 ­ 1 6 Анкетирование,  беседа Опрос. Обмен     мнениями Обмен мнениями Опрос. Творческая работа 2 2 2 2 10 Беседа. Мини  выставка в  объединении.  Обмен мнениями. Беседа.  Практическая работа. Взаимооценка работ. Обмен мнениями. 2 4 4 4 2 2 10 7.1. Работа в технике свободной  росписи «от пятна» 7.2. Роспись по сырой ткани 7.3. Роспись по сухой ткани. 7.4. Оформление работ. Выполнение панно в технике  «свободной росписи» «Цветы» 7.5. Натягивание ткани и работа в  цвете. 7.6. Дорисовка по сухому и  оформление работы Выполнение работы в технике  «свободная роспись» «Пейзаж» 7.7. Составление эскиза и роспись в  цвете 7.8. Работа в цвете «Пейзаж» 8 Дополнительные эффекты в  росписи по ткани. 8.1. Роспись ткани с использованием  соли. 8.2. Роспись ткани с применением  мочевиной. 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 5 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 5 1 1 4 2 2 2 4 2 2 4 2 2 10 2 2 Практическая работа 8.3. Роспись ткани с желатином. 8.4. Роспись ткани с сухими  красителями. 8.5. Ошибки в работе и их  устранения. 9 Сувенирная продукция к Новому  году и Рождеству 9.1. Изготовление новогодних  игрушек в технике декупаж. 9.2. Изготовление новогодней елки в  технике декупаж 9.3. Изготовление новогодних  открыток в технике скрабукинг. 10 Лепка.  Ангел на картоне в  технике папье­маше. 10.1. Знакомство с техникой папье­ маше. Технология изготовления  лепной массы 10.2. Проработка эскиза и  каркаса  ангела. 10.3. Ангел на картоне. Проработка  тела и головы 10.4. Грунтовка и окраска изделия. 10.5. Декорирование и оформление  работы. 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 ­ 1 1 1 1 2 2 2 11 14 Мини­выставка  внутри объединения.  Участие в различных  выставках ДПИ 5 5 1 6 1 1 1 2 1 6 6 2 10 Творческая работа. Мини­выставка  внутри объединения Обмен мнениями 2 2 2 2 2 11 Изготовление валентинок в  технике скрабукинг. 12 Роспись по ткани в технике  «горячий батик». 12.1. Технологические особенности  техники «горячий батик». Кракелюр. 12.2.  Роспись по ткани методом  набрызга и линии. 12.3. Роспись ткани по трафарету. 12.4. Выполнение упражнения  «зимние узоры» в технике «горячий  батик». 12.5. Выпаривание работы.  Дорисовка по­сухому. 13 Сувениры к праздникам 23  февраля и 8 марта 13.1. Изготовление открыток для пап 13.2. Изготовление кофейного  топиария. 13.3. Изготовление открыток для  мам и бабушек. 14 Роспись по стеклу. 14.1. Технология и материалы. 14.2.  Роспись бутылок в свободной  1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 9 1 1 3 3 1 9 3 3 3 5 1 1 Беседа.  Творческая работа. Мини­выставка 2 14 2 2 4 4 2 12 Участие в различных  выставках ДПИ 4 4 4 10 2 2 технике. Технология и материалы. 14.3. Роспись бутылок в технике  трафаретной росписи 14.4. Мрамирование бутылок. 14.5. Декорирование и закрепление  росписи. 15 Роспись ткани в технике  «узелкового батика». 15.1.  Роспись ткани в технике  «узелкового батика». 15.2. Изготовление салфетки  методом сгибания. 15.3. Изготовление салфетки  методом скручивания. 15.4. Изготовление летнего платка   методом завязывания. 15.5. Изготовление панно в технике  узелкового батика. Доработка  росписью по сухому.   15.6. Оформление работы.     Самостоятельная работа:   панно в технике свободной  росписи (закрепление пройденного материала). Тема  работы –  свободная. 16 1 1 1 7 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 9 1 1 1 1 3 2 5 Практическая работа 2 2 2 16 2 2 2 2 4 4 6 Самостоятельно е  выполнение работы в  технике свободной  росписи по ткани 16.1. Выбор темы панно, разработка  эскиза  и работа в цвете. 16.2. Дорисовка по­сухому и  оформление работы.   17 Искусственные цветы из ткани. 2 17.1 Изготовление льняной розы­  броши, оформление изделия. 17.2 Изготовление пиона из шифона,  оформление изделия.   18 Итоговое занятие. 1 ­ 1 1 2 3 2 6 3 3 ­ 4 2 8 Практическая работа. 4 4 2 Анкетирование Итого:     58   86       144 Содержание учебного плана. (первый год обучения, стартовый уровень) Тема 1.  Введение (2 часа)  Теория. Знакомство детей друг с другом и педагоги. Ознакомление с программой.  Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении.   Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила  безопасности труда с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Содержание в порядке рабочего  места. Правила личной гигиены. Практическая работа:  • Заполнение анкеты «Мои интересы».   • Игра­знакомства «Снежный ком».  Тема 2. Виды декоративно­прикладного искусства (2 часа)  Теория. Знакомство с различными видами декоративно­прикладного искусства. Вышивка.  Кружевоплетение. Узорное ткачество. Резьба и роспись по дереву. Художественная  обработка металлов. Керамика. Художественная обработка бересты. Художественная  обработка камня, кожи. Бисероплетение. Ковроткачество. Техника лоскутного шитья и др. Просмотр иллюстративного материала.  Практическая работа:  • Игра по карточкам «Народные промыслы»  Тема 3. Основы цветоведения (2 часа) Теория. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий,  красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые  цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие цвета на человека.  Практическая работа: • Упражнения по смешиванию цветов. • Зарисовки цветовых пятен и растяжек.  Тема 4.  Основы композиции (2часа)   Теория. Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее  элементов и составляющих. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр  композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы  композиции. Правила построения композиции.  Практическая работа:  • Составление простейших композиций, с учетом пропорций и цвета.  • Выполнение упражнения «Моя композиция».  Тема 5.  Декорирование поверхности в технике «Декупаж» (10 часов) Теория. Знакомство с техникой декорирования поверхностей – декупаж. История  становления декупажа. Виды декупажа (прямой, обратный, объемный).  Инструменты и материалы необходимы для работы в данной технике. Примеры  применение данной техники для декорирования предметов интерьера. Просмотр  иллюстративного и наглядного материала.  Практическая работа:  • Изготовление фоторамки.  • Изготовление короба для бумаг.  Тема 6. Художественная роспись по ткани (4 часа)  Теория. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского  народа в искусстве росписи тканей. Виды тканей, используемых при росписи.  Рекомендации по подбору тканей для  конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и  способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани  на подрамник.  Практическая работа:  • Выбор и подготовка ткани для росписи.  • Подготовка оборудования. Натяжка ткани.   Тема 7.Роспись ткани в технике «свободная роспись» (18 часов)  Теория. Различные техники росписи  ткани. Понятие «свободная роспись» Особенности  технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды  загусток. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по  сырому», «а ля прим». Техника безопасности при работе с «Белизной». Понятие сухой батик. Способы грунтовки ткани. Материалы и инструменты для сухого  батика. Последовательность  работы. Техника безопасности при работе с материалами и  инструментами. Просмотр иллюстративного материала.   Практическая работа: • Упражнения на различные приемы работы в технике «Свободная роспись».  • Разработка и выполнение творческого задания на тему «Цветы». • Разработка и выполнение творческого задания на тему «Пейзаж».  Тема 8.  Дополнительные эффекты в росписи по ткани (10 часов) Теория. Спецэффектыкак  средство улучшения внешнего вида работы.      Знакомство с  дополнительными эффектами: роспись по­сырому, присыпка сухим   красителем, солевые  эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв, затекание краски, слабые узлы  в узелковом батике, брак во время печати на ткани и др. Способы устранения ошибок и  превращения дефектов в эффекты.  Практическая работа:  • Выполнение тренировочный упражнений.  Тема 9.  Сувенирная продукция к Новому году и Рождеству (14 часов)  Теория. Из истории праздника. Традиции встречи Нового года на Руси. Просмотр  иллюстративного материала. Виды елочных игрушек. Елочные игрушки в технике декупаж. Виды декорирование елок. Знакомство с техников скрабукинг (сложная накладная  аппликация) Технологические приемы техники скрабукинг. Сбор материалов и правильная  компоновка.  Практическая работа:  • Елочная игрушка в технике декупаж.  • Новогодняя елка в технике декупаж.  • Поздравительная открытка в технике аппликация.   Тема 10. Лепка.  Ангел на картоне в технике папье­маше (10 часов)  Теория. Знакомство с техникой папье­маше. Технология приготовления лепной массы.  Порядок работы. Плоскостная кукла. Просмотр иллюстративного материала. Типажа  ангелов. Приемы передачи характера куклы в плоскостнообъемном варианте.   Практическая работа: • Изготовление плоскостного ангела.  Тема11. Изготовление валентинок в технике скрабукинг (2 часа)  Теория. История праздника. Просмотр иллюстративного материала. Виды валентинок.  Технологические приемы техники скрабукинг. Сбор материалов и правильная компоновка.  Практическая работа: • Изготовление поздравительной открытки – Валентинки.  Тема 12. Роспись по ткани в технике «горячий батик» (14 часов)   Теория. Технология росписи ткани способом «горячий батик». Правила работы воском.   Виды горячего батика. Рецепт резерва горячего батика. Нанесение и снятие горячего  резерва с ткани. Инструменты и приспособления для горячего батика. Приемы  заключительной  обработки изделия. Техника безопасности при работе с горячим воском.  Просмотр иллюстрационного и наглядного материала. Практическая работа:  • Работа с воском.  • Выполнение тренировочный упражнений.   Тема 13. Сувениры к праздникам 23 февраля и 8 марта (12 часов)  Теория. История праздников. Просмотр иллюстративного материала и образцов подобных  изделий. Понятие «топиарий», виды топиариев. Сбор материалов и правильная  компоновка. Практическая работа:  • Поздравительные открытки.  • Кофейных топиарий.  Тема 14.Роспись по стеклу (10 часов)  Теория. Художественный витраж. Виды витражей. Просмотр иллюстративного материала.  Материалы и инструменты при работе в технике росписи по стеклу. Виды красок и их  закрепление. Применение росписи по стеклу в интерьере.  Практическая работа:  • Выполнение тренировочный упражнений.  Тема 15. Роспись ткани в технике «узелкового батика» (16 часов)  Теория. Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с  помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание»,  «скручивание», «складывание и подгибание» и  «зашивание». Запаривание в домашних  условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.  Практическая работа  • Выполнение тренировочный упражнений.   • Разработка и изготовления набора салфеток в технике «узелковый батик».  Тема 16. Самостоятельная работа:  панно в технике свободной росписи (6 часов) Теория. Технология. Последовательность выполнения работы. Инструменты и материалы.  Композиционный наброски. Составление колоритной палитры. Выполнение эскиза.  Цветовое решение композиции. Работа красителями по ткани. Главное и второстепенное в  декоративной композиции. Разработка творческой композиции на свободную тему.  Практическая работа: • Выполнение панно в технике свободной росписи.  Тема 17. Искусственные цветы из ткани (8 часов)  Теория. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления  для изготовления искусственных цветов. Искусственные и натуральные ткани, их свойства  и способы работы с ними. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование.  Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей.  Практическая работа:  • Изготовление розы методом скручивания  • Изготовления пиона методом оплавления  Тема 18. Итоговое занятие (2 часа)  Теория. Подведение итогов. Анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего  обучения. Заполнение анкеты по самооценке. Планирование работы на следующий учебный год.  Ожидаемые результаты по итогам работы 1 года обучения:  Обучающиеся должны ЗНАТЬ:  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент,  батик, резерв, красители, колер, заливка, ритм, симметрия, асимметрия, композиционный  цент, контраст, замысел, эскиз, картон, панно;  • названия инструментов и оборудование, необходимых для росписи ткани; • технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами;  • название основных и составных цвета;  • знать основные законы композиции;  • способы, приемы и различные технологии росписи ткани.  Обучающиеся должны УМЕТЬ: • пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью,  красителями, резервом, тампонами;  • выбирать и правильно подготавливать ткань для росписи;  • переносить эскиз с бумаги на ткань;  • пользоваться солью и мочевиной;  • организовать свое рабочее место.   Методическое обеспечение программы. Основной   формой   организации   образовательного   процесса   является   учебное занятие. Занятие состоит из этапов:      организационный момент;  подготовительный; основной; итоговый; рефлексивный. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:  индивидуальная   (учащемуся   дается   самостоятельное   задание   с   учетом   его возможностей),  фронтальная   (работа   со   всеми   воспитанниками   одновременно,   например,   при объяснении   нового   материала   или   отработке   определенного   технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение работ для выставки.   Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как:  занятие­игра;  занятие­соревнование (конкурсы), занятие­фантазия (сказка).    В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, учащиеся от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ. Приемы и методы организации образовательного процесса. Методы обучения, используемые на занятиях: 1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог учащихся друг с другом), рассказ, беседа, консультация. 2. Наглядные: ­  наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; ­  демонстрационные материалы (образцы изделий). ­  проведение занятий с использованием средств искусства: §  изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; занятия на природе; §  декоративно­прикладное искусство: знакомство с декоративно­прикладным искусством, изучение народных промыслов; §     литература   (проза,   поэзия,   устное   народное   творчество):   чтение,   прослушивание, обсуждение. 4.Практические: ­  упражнения; ­  выполнение задания (репродуктивный метод); ­  творческая работа учащихся. Большую   помощь   педагогу   оказывают   также   методы,   стимулирующие   интерес   к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. При актуализации цели и задач занятия по изучению нового материала используются приемы   технологии   диалога.   Проектирование   учебной   диалогической   среды   позволяет эмоционально мотивировать ребенка на восприятие нового материала. Ключевая фраза, интересная реплика включает учащегося в диалог. Программа предлагает такие приемы диалоговой   технологии,   как   беседа,   система   вопросов,   прослушивание   музыкальных   и литературных   произведений,   которые   позволяют   создать   атмосферу   открытости   и психологической   комфортности.   Следуя   принципу   равноправного   общения   с   детьми, можно добиться большего раскрепощения ребенка, активизировать мышление и творческий потенциал,   развивать   умение   слушать,   формулировать   и   высказывать   свое   мнение, воспитывать уважение к собеседнику. Групповая   форма   организации   познавательной   деятельности   оказывает   мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, обеспечивает активность учебного процесса и   достижение   высокого   уровня   усвоения   содержания.   Работа   в   группах   способствует развитию коммуникативных  качеств, повышает активность, самооценка,  познавательный интерес. Большая  роль   на  занятиях  отводится   приемам   игровой   технологии,   так  как  свободная деятельность   детей   во   время   игры   располагает   к   более   доступному   восприятию информации.  В   процессе   игры   учащиеся   учатся   общаться,   анализировать,   выделять   главное, излагать свои мысли.  Принципы построения программы:             От простого к сложному.   Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.  Личностно­ориентированный подход.   Научность.   Доступность.   Системность знаний.   Воспитывающая и развивающая направленность.   Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.   Активность и самостоятельность.   Учет возрастных и индивидуальных особенностей.  Современные педагогические технологии.  Игровые технологии. Наибольший   интерес,   в   образовательном   процессе,   представляют   игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии занимают важное место в учебно­ воспитательном процессе,  так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации  деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра ­ один из приёмов преодоления пассивности учащихся. Технология обучение в сотрудничестве. Педагогика сотрудничества ­ эта одна из технологий личностно –ориентированного обучения,   которая   основана   на   принципах:   взаимозависимость   членов   группы;   личная ответственность   каждого   члена   группы   за   собственные   успехи   и   успехи   группы; совместная учебно­познавательная деятельность в группе; общая оценка работы группы. Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающей педагогики ­ обеспечить учащемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Задача­минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не  навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития,  которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача  аналогична концепции охраны труда ребенка. В традиционном понимании охрана труда –  это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье  учащегося. Информационно­коммуникативные технологии – «Технология применения средств ИКТ в предметном обучении», «Технология компьютерного урока». При   проведении занятий используются: презентация по темам, демонстрация фильмов, слайдов и т.д. Личностно­ориентированное развивающее обучение. При   организации   учебно­воспитательного   процесса   предусматривается   учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. А также ставятся задачи раскрытия   и   использования   опыта   каждого   ребенка,   становления   личностно   значимых способов познания путем организации познавательной деятельности. Формы реализации программы. Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие,  экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники,  посиделки), самостоятельная работа. На занятиях предусматриваются следующие формы  организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается  самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми  одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения  определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.  Методы обучения. Исходя из психофизиологических особенностей детей, были отобраны методы и формы  работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:  • освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию изготовления понравившегося  изделия;  • нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться,  сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;  • построение обучения от простого к сложному, что способствует успешному освоению для каждого учащегося нового материала;  • использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное  решение посильных художественных задач.  Программа предусматривает различные методы построения учебно­воспитательного  процесса: работа в классе, наглядные методы работы, выполнение творческих проектов,  беседы, дискуссии, исследовательская деятельность, собирательная деятельность,  экскурсионная деятельность и др. Программа включает основные виды художественной  обработки различных материалов, которые являются традиционными для декоративно­ прикладного искусства, следовательно, имеются  свои технические и художественные  особенности.   Базовые нормативно­правовые документы:  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ.  Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением  Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726­р).   Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеразвивающим   программам   (утвержден   приказом   Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).  Санитарно­эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и  организации режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей (утверждено   постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 04.07.2014 № 41).  Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных   общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной   политики   в   сфере   воспитания   детей   и   молодежи   Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09­3242).  О   внеурочной   деятельности   и   реализации   дополнительных   общеобразовательных программ   (Приложение   к   письму   Департамента   государственной   политики   в   сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09­3564).  Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к  письму   Департамента  молодежной  политики,  воспитания  и   социальной   поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06­1844).  Об   учете   результатов   внеучебных   достижений   обучающихся   (Приказ   Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).  Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области   (Инструктивное   письмо   Министерства   образования   Московской   области   от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008).  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06­1844 «О примерных требованиях к  программам дополнительного образования детей»,   СанПиН   2.4.4.3172­14   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству, содержанию и организации режима работы от 10 сентября 2014.  Устав   МУ   ДО   ЦДТ     (Приказ   комитета   по   образованию   Администрации   города Подольска от 14.04.2015 г. №412). Литература для педагога:                          1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерева: Домашнее рукоделие. М.,2004  2. Александрова М.Г. Морской стиль в интерьере. Техника. Приемы. Изделия.  М.,  2007 3. Валентина. Роспись по шелку. 1995, №1  4. Вершинина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М., 2008 6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.  М., 2004  7. Гир А. Фристоун Б. Роспись по стеклу. М., 2004  8. Гир А. Фристоун Б. Новый год и Рождество. Подарки, украшения, рецепты. М.,  2007  9. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия.  М., 2005.  10. Декоративные панно. М., 2007  11. Джоунс Ф. Фантазии из бумаги. Техника. Приемы. Изделия.  М., 2007.   12. Зайцева А.А. Вышивка по декупажу. М., 2010  13. Зайцева А.А. Поделки с тиснением по бумаге. М.,2009  14. Искусство батика. Энциклопедия художника. М., 2000 15. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. Ярославль, 2000 16. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра», М., 2006  17. Кулакова А.В. Забавные магниты, М., 2012 18. Лищук Л.И., Несмиян Т.Б. Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера.  М.,2006  19. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2004  20. Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М., 2007   21. Махмудова Х.И. Декупаж из салфеток. М., 2008 22. Махмудова Х.И. Домашний дизайн. Используем кожу, стекло, металл, дерево.  М., 2007  23. Нейл Б. Стильные штучки из дерева. М., 2006 24. Новогодняя  энциклопедия: подарки и украшения своими руками. М., 2007 25. Питер А. Декупаж. Салфетосная техника. М., 2010 26. Пушкина В.З. Кожа. Практическое руководство. М., 1999                                       27. Пухол­Ксикой Р. Касалс Х.Х. Трафаретная роспись. Техника. Приемы. Изделия. М., 2003.  28. Родионова С.С. Папье­маше. Самая полная энциклопедия.М., 2010   29. Румянцева Е.А. Праздничные открытки. М., 2005 30. Сараева Ю.С. Роспись по ткани. Ростов, 2000  31. Сегман Э. Роспись по стеклу. Практическое руководство. М., 2008  32. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М., 2000 33. Смирнова Е. Новогодние композиции. М., 2005  34. Солод Е.Л. Цветочные чудо­коллажи: Уникальные украшения для вашего дома.  М., 2006  36. Хансен Брита Роспись по шелку для начинающих. Burda, 1997  37. Чаянова Г.Н. Папье­маше. М., 2007 38. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды,  аксессуаров. М., 2009  39. Чибрикова О.В. Поделки из кожи для украшения интерьера. М.,2005 40. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М., 2006 41. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. М., 2011  42. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. М., 2007 Литература для обучающихся: 1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерева: Домашнее рукоделие. М.,2004  2. Александрова М.Г. Морской стиль в интерьере. Техника. Приемы. Изделия.  М.,  2007.  3. Валентина. Роспись по шелку. 1995, №1  4. Вершинина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М., 2008  5. Гир А. Фристоун Б. Роспись по стеклу. М., 2004  6. Гир А. Фристоун Б. Новый год и Рождество. Подарки, украшения, рецепты. М.,  2007  7. Джоунс Ф. Фантазии из бумаги. Техника. Приемы. Изделия.  М., 2007. 8. Зайцева А.А. Вышивка по декупажу. М., 2010  9. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра», М., 2006  10. Кулакова А.В. Забавные магниты, М., 2012  12. Лищук Л.И., Несмиян Т.Б. Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера.  М.,2006  12. Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М., 2007  13. Махмудова Х.И. Декупаж из салфеток. М., 2008  14. Махмудова Х.И. Домашний дизайн. Используем кожу, стекло, металл, дерево.  М., 2007  15. Новогодняя  энциклопедия: подарки и украшения своими руками. М., 2007  16. Питер А. Декупаж. Салфетосная техника. М., 2010  17. Родионова С.С. Папье­маше. Самая полная энциклопедия. М., 2010  18. Румянцева Е.А. Праздничные открытки. М., 2005  19. Смирнова Е. Новогодние композиции. М., 2005  20. Чаянова Г.Н. Папье­маше. М., 2007  21. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды,  аксессуаров. М., 2009  22. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М., 2006 23. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. М., 2007

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)

Дополнительная общеразвивающая программ Конструирование и моделирование из декоративных материалов (7-10 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018