Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
06.10.2018
Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм
Программа учебного предмета «Ансамбль малых форм» разработана Заслуженным деятелем культуры ХМАО-Югра ,преподавателем высшей квалификационной категории Г.В. Лисевич на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта преподавания вокально – хоровых дисциплин в детских школах искусств. Программа разработана с целью внедрения в практику школы предмета «Ансамбль малых форм» как самостоятельного, отдельного специального предмета, направленного на решение профессиональных задач. Выведение ансамбля в отдельный предмет в учебном плане дисциплинирует обучающихся, формирует чувства ответственности перед партнером, дает возможность пополнить слушательский багаж, расширить рамки исполнительского опыта.
2. ДОРОП АНСАМБЛЬ МАЛЫХ ФОРМ 4 ГОДА.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» Протокол №____ от «______»  _________  Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» _______________ Шевченко А.В. Дата утверждения: ______________ Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм  для учащихся с 6,6  лет срок освоения – 4 года Разработчики: Заслуженный деятель культуры ХМАО­Югра, преподаватель высшей квалификационной категории Лисевич Г.В. С.п.Локосово 2018 год СОДЕРЖАНИЕ: № Наименование раздела: I. Пояснительная записка II. Содержание учебного предмета III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля V. Методическая записка VI. Список рекомендуемой методической литературы   Страница: 3 7 12 12 14 18 I.Пояснительная  записка. Программа учебного предмета «Ансамбль малых форм» разработана  Заслуженным деятелем культуры ХМАО­Югра ,преподавателем высшей  квалификационной категории Г.В. Лисевич  на основе «Рекомендаций по  организации образовательной и  методической деятельности при реализации  общеразвивающих программ в  области искусств», направленных письмом  Министерства культуры  Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­ 39/06­ГИ, а также с учетом  многолетнего педагогического опыта  преподавания вокально – хоровых дисциплин в  детских школах искусств. Программа  разработана   с   целью   внедрения   в   практику   школы   предмета «Ансамбль   малых   форм»   как   самостоятельного,   отдельного   специального предмета,   направленного   на   решение   профессиональных   задач.   Выведение ансамбля   в   отдельный   предмет   в   учебном   плане   дисциплинирует обучающихся,   формирует   чувства   ответственности   перед   партнером,   дает 2 возможность   пополнить   слушательский   багаж, исполнительского опыта.   расширить   рамки Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.  Возраст детей, приступающих к освоению программы ­  с 6,6 лет составляет 4 года. 1. Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе        Ансамблевое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и  обогащает их  музыкальный кругозор, способствует повышению культурного  уровня. Ансамблевое исполнительство ­ один из наиболее сложных и  значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Ансамбль  малых форм» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии вокалиста. Ансамблевое исполнительство ­ один из наиболее  сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Ансамбль малых форм» направлен на приобретение детьми   знаний,   умений   и   навыков   в   области   ансамблевого   пения,   на эстетическое   воспитание   и   художественное   образование, нравственное развитие ученика.   духовно­ 2.   Срок реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм» Срок реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм» для детей с  6,6 лет ­ 4 года. 3.     Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль малых форм»: Таблица 1 Виды учебной нагрузки Максимальная   учебная   нагрузка   (на весь период обучения) Количество   часов   на   аудиторные Срок обучения /класс 4 года обучения (1­4классы) 68 34 x 34 x 0,5 34 x 34 x 0,5 3 занятия 0,5 0,5 68 0,5 0,5 0,5 Общее   количество   часов   на аудиторные занятия Количество   часов   на   аудиторные занятия (в неделю) 4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: Форма проведения учебных занятий – индивидуальный урок, бинарный урок,  репетиции, концерты. 5.  Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль малых форм» 0,5 Цель: общее   музыкальное   развитие   через   комплексное   музицирование   – ансамблевое   пение,   развитие   слуха,   музыкального   кругозора, эстетического   вкуса,   творческих   способностей   ребенка;   воспитание общей культуры.  Задачи:  Образовательные:   максимально   возможное   развитие   музыкальных способностей   начальных   навыков   пения   в   ансамбле,   формирование художественно­эстетических   вкусов,   навыки   чтения   нотных   текстов, пение   в   ансамбле,   знакомство   со   спецификой   ансамблевого исполнительства.  Развивающее:   развитие   навыков   как   самостоятельного,   так   и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров.   Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, ответственности,   создание базы для развития творческого мышления.   6.  Обоснование структуры учебного предмета  «Ансамбль малых форм»   Обоснованием   структуры   программы   являются   «Рекомендации   по организации   образовательной   и   методической   деятельности   при реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусств», направленных письмом Министерства культуры  Российской Федерации 4 от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ.  Программа содержит  следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на              освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел  программы "Содержание учебного предмета". 7.  Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета  используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный     демонстрация   отдельных   частей   и   всего (показ, произведения);  практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого  произведения   на   более   мелкие   части   для   подробной   проработки   и последующая   организация   целого,   репетиционные   занятия);   прослушивание записей   выдающихся   хоровых   коллективов   и   посещение   концертов   для повышения общего уровня развития обучающихся; индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.  8.   Описание   материально­технических   условий   реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм»  Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль малых форм»  5 должны быть созданы следующие материально­технические условия, которые  включают в себя: фортепиано, магнитофон или  компьютер, зеркальная стена,  аудиоаппаратура, учебная аудитория для занятий по учебному предмету  «Ансамбль малых форм». Учебная аудитория должна иметь звукоизоляцию. II.  Содержание учебного предмета 1.  Сведения о затратах учебного времени, Для учащихся академического вокала  ансамбль малых форм является одной из   обязательных   дисциплин,   способствующих   формированию   навыков ансамблевого   музицирования.  С   целью   подготовки   обучающихся   к контрольным   урокам,   творческим   конкурсам   и   другим   мероприятиям   по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.  Аудиторная   нагрузка   по   учебному   предмету   «Ансамбль   малых   форм» распределяется   по   годам   обучения   с   учетом   общего   объема   аудиторного времени. Виды  внеаудиторной  работы: ­ подготовка  к  концертным  выступлениям, конкурсам; ­ посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных   залов  и  др.); ­ участие  обучающихся  в  концертах,  конкурсах, культурно­ просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др. 2.  Требования по годам обучения      1­ый год обучения. 6 В течение первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:          Правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;     Правильно и естественно формировать гласные звуки и слоговые сочетания;     Использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука;        К концу учебного года ученики должны приобрести навык ансамблевого пения в унисон;      Пение   своих   партий   участниками   ансамбля   попеременно, сбалансировано, передавая единую мелодическую линию.       2­ой год обучения.            На втором году обучения должна быть последовательно продолжена работа по  закреплению  полученных за  первый  год  вокально­технических и исполнительских навыков.      В результате второго года обучения учащиеся должны:      Использовать правильную певческую установку и пользоваться певческим дыханием;           Правильно   и   естественно   формировать   гласные   звуки   о   слоговые сочетания;      Использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука;     Петь простые мелодии legato в медленном и среднем темпах;         Различать   наиболее   явные   и  грубые   недостатки   певческого   звука,   как например, крикливость, гнусавость, вялость;        Умение петь в ансамбле попеременно сбалансировано, передавая образ произведения;     Умение петь в унисон. Освоение навыков пения канона. 7 3­ий год обучения.         На   третьем   году   обучения   продолжается   работа   по   закреплению полученных вокально – технических навыков, работа над культурой звука:        Уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре;     Осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;       Работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистой интонации;     Развивать вокальный слух, выполнять простейшие исполнительские задачи;      Выработка ощущения движения мелодии и кульминации  в ансамблевом исполнении;     Формировать владение единства темпа, ритма;     Развивать слуховой контроль исполнения своей партии и партии партнера по ансамблю;           Пение   в   ансамбле   попеременно,   в   унисон,   а   так   же   с   элементами двухголосия, исполнение каноном.      4­ый год обучения.          На   четвертом   году   обучения   следует   проанализировать   полученный учащимися опыт, уровень его развития, состояние вокальных и музыкальных данных. Это необходимо сделать с целью перспективы дальнейшего обучения. Следует продолжить работу по закреплению усвоенных навыков пения:     Развитию и укреплению певческого дыхания;     Выравниванию звучания по всему диапазону;      Развитию навыков выразительного исполнения произведений, стремлению обеспечить достоинство текста и музыки, чистоты интонации; приобретенных 8 в спец. классе «Сольное пение. Академический вокал»     Пение в ансамбле попеременно, в унисон, на два голоса. Примерный репертуар по годам обучения. 1­ый год обучения. Абелян Л. – Песенка про манную кашу. Герчик В. – Пушистый колобок Тиличеева Е. – Колыбельная Тиличеева Е. – В бору Тиичеева Е. – Барабан Благ В.­ Танец Тиличеева Е. –Балалайка Рус.н.п. – Как по горкой, под горой. 2­ой год обучения. Брамс И.­ Петрушка Степовой Я. – Зимушка – снегурочка Якушенко И. – Про ежат Абелян Л. – Колыбельная песенка Кудряшов А. – Гав – гав Руск. Н.п. – Хороводная Руск.н.п. – Ходила младёшенька по борочку 3­ий год обучения. Бр. Покрасс – Три танкиста Брамс И. – Домовой Кудряшов А. – Вовка с нашего двора Кудряшов А.­ Дружба – это здорово! Моцарт В.А. – Колыбельная Бах И.С. – За рекою старый дом 4­ий год обучения. 9 Блок В. ­  Песенка о песенке Соснина С. – Солнечная капель Кудряшов А. – Веселые нотки Бетховен Л.­ Сурок Гайдн И. – Мы дружим с музыкой Рушанский Е. – Цветок Иван – да – марья Калинников В. – Котик Дунаевский И.­ Школьный вальс Бетховен Л. – Майская песня Моцарт В.А.  – Детские игры Григ Э. – Лесная птичка III. Требования к уровню подготовки обучающихся Ко   времени   окончания   курса   обучения   по   данной   программе   учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для ансамблевой состоятельности:     ­   применять   в   ансамблевом   пении   приобретенные     вокально   ­   хоровые навыки.     ­ слушать музыку в целом, исполняемую в ансамбле;   ­ ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д.;   ­ исполнять свою партию в стиле композитора той или иной эпохи;   ­ уметь подчинять исполнение решению единых художественных задач. IV. Формы и методы контроля   ­   промежуточный   контроль:   проводится   каждый   год   в   форме   зачета   на контрольном   уроке,   возможно   выставление   оценки   по   результатам выступления на концерте в составе вокального ансамбля.  ­ итоговый контроль: итоговая оценка выставляется по окончанию курса на основании результатов творческих показов: концерты, отчетные концерты  с 10 учетом успеваемости всего курса обучения. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание    В   программе   обучения   используются   две   основных   формы   контроля успеваемости – текущая и промежуточная.    Методы текущего контроля:    ­ оценка за работу в классе;    ­ текущая сдача партий (соло);    ­ контрольный урок в конце каждого учебного года    Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий,   их   посещений,   индивидуальной   и   групповой   проверки   знаний хоровых партий. При   оценке   учащегося   учитывается   также   его   участие   в   выступлениях ансамбля. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный   им   уровень  подготовленности   каждого  ребенка,  прежде   всего, анализирует   динамику   усвоения   им   учебного   материала,   степень   его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.  При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:  оценка годовой работы ученика;  оценка на контрольном уроке ;  другие выступления ученика в течение учебного года. 2.Критерии оценок По итогам исполнения программы на контрольном уроке, на концертах, на конкурсах выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка 5 («отлично») Критерии оценивания выступления регулярное  посещение  хора,  отсутствие  пропусков  без уважительных   причин,   знание   своей   партии   во   всех Таблица 2 11 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) произведениях,   разучиваемых   в   хоровом   классе, активная  эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива регулярное  посещение  хора,  отсутствие  пропусков  без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии   всей   хоровой   программы   при   недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально­ интонационная неточность), участие в концертах хора нерегулярное   посещение   хора,   пропуски   без уважительных   причин,   пассивная   работа   в   классе, незнание  наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий пропуски   хоровых   занятий   без   уважительных   причин, неудовлетворительная   сдача   партий   в   большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий  программным требованиям Данная   система   оценки   качества   исполнения   является   основной.   В зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного   образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.   Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества   приобретенных   учащимися   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   степень готовности   учащихся   выпускного   класса   к   возможному   продолжению профессионального образования в области вокально ­ хорового искусства.  V. Методическая записка   Одним из увлекательных видов музицирования является ансамблевое пение. Этим видом совместного музицирования занимались во все времена (дуэты, трио ит.д.). Навык пения в ансамбле ученик приобретает уже в 1­2 классах.   Основными задачами курса являются: ­ знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства; 12 ­ формирование художественного вкуса; ­ развитие начальных навыков пения в ансамбле.     В   классе   ансамбля   формируется   чувство   коллективной   ответственности товарищества,   прививаются   элементарные   навыки   культуры   сценического поведения.    Работа в классе «Ансамбль малых форм» начинается с проверки уровня подготовки   каждого   ученика   с   целью   определения   исполнительских возможностей ансамбля в целом и выборе репертуара.     Важнейшим   требованием   на   начальном   этапе   обучения   являются   ясное понимание   учениками   роли   и   значения   своих   партий   в   исполняемом произведении.   Совместное пение отличается от сольного тем, что общий план и все детали интерпритации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а   нескольких   исполнителей   и   реализуются   их   общими   усилиями.   Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью   мельчайших   длительностей   (звуков   или   пауз)   у   партнеров   по ансамблю. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля: единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. На первом этапе – это унисон, единая тембральная окраска.     Незаметное   в   сольном   исполнении   легкое   изменение   тембра   или незначительное   отклонение   от   ритма   при   совместном   пении   может   резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая   его   или   отставая.   Малейшее   нарушение   синхронности   при совместном пении улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.   Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с   педагогической произведениями   различными   по   жанрам, направленности   (произведения   народного   творчества,   русской   классики,   а   стилю, 13 также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки).     Педагогу   необходимо   руководствоваться   принципом   постепенности   и последовательности   обучения.   Подбор   интересного   нотного   материала, соответствующего степени развития участников ансамбля является одним из важнейших   факторов   его   успешной   работы.   Для   поддержания   интереса ансамблевого пения педагог должен подбирать произведения доступные по содержанию и техническим трудностям для участников ансамбля.  Завышение репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и неинтересной работой. Планирование   учебной   работы   в   классе   ансамбля,     глубоко   продуманный выбор учебного материала – важные факторы, способствующие правильной организации  учебного процесса.     Работая   над   ансамблевым   произведением   педагог   должен   добиваться синхронности   при   взятии   звука,   равновесия   звучания,   унисона,   точного баланса   партий,   вырабатывать   умение   передавать   мелодическую   линию, воспитывать ощущение общего ритмического пульса. Выразительные средства ансамбля дают возможность исполнять самые разнообразные  по содержанию и   степени   трудности   музыкальные   произведения.   Занятия   в   ансамбле   – активное средство музыкальной пропаганды.   Совместные   занятия   являются   благоприятной   почвой   для   исправления   общих индивидуальных погрешностей. Пение в ансамбле помогает музыканту преодолеть   присущие   ему   недостатки:   неумение   держать   темп,   вялый   или излишнее крикливый звук, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным, выровнять тембр.     На   каждом   уроке   педагог   должен   обращать   пристальное   внимание   на настройку   ансамбля,   его   интонационный   строй,   работать   над   правильным звукоизвлечением, а также  динамикой, ритмикой, темпом.  Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана. Концертные выступления. 14 При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать начальные вокальные и физические данные учащихся, изменения с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.             Учебные   задачи   формируются   на   основе   принципа   постепенности   и последовательности,   единства   художественного   и   технического   развития певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует   отразить   уровень   освоения   педагогических   задач   и   степень продвижения учащегося, результаты концертной деятельности.       Не допускать завышения репертуара по степени трудности.  Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.           Следует   учитывать,   что   овладение   исполнительской   специальностью должно   предусматривать   приобретение   навыков   публичных   выступлений, (при   индивидуальной   оценке   возможностей   учащихся.)   Желательно постепенно   приобщать   учащихся     к   публичным   выступлениям,   проводя контрольные   прослушивания   программы   в   классе   при   других   учащихся, родителях, гостях.      Поскольку концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе, то слишком частых концертных выступлений  учащихся допускать не следует.   В   концерте   должны   выступать   только   хорошо   подготовленные, уверенные   в   себе   учащиеся.   Известно   также,   что   не   все   учащиеся   легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность. Для них надо менять условия, проводить показ работы в другой обстановке.   Однако   для   большинства   учащихся   выступления   стимулируют интерес к учебе и дальнейшее продвижение. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемых нотных сборников 15 1 Бандина   А.,  Попов  В.,  Тихеева   Л. «Школа   хорового   пения»,  Вып. 1,2. М.,1966 2 «Большая переменка», изд «Советский композитор»,М.,1992 3 Гаврилин В. «Песни для детей», Санкт­Пет.,2009  4 Жукова Л. «Романсы», Санкт­Пет.,2013 5 Крупа­Шушарина С. «Времена года», Новосибирск,2005 6 Крупа­Шушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006 7 Луковников А. «Друзья­однополчане», М.,2000 8 «Мир нужен всем», изд. «Советский композитор», М.,1988 9 Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988 10 «Песни   для   детского   хора»,   Вып.   5.   Хоровые   произведения   русских   и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963  11 «Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975  12 «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989 13 «Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002   14 «По страницам русской хоровой музыки ХIХ­ХХ веков»,сост.Халабузарь П.,М.,2004 15 Подгайц Е. «Хоровые миниатюры и песни»,М.,2004 16 Селиванов Б. «Русская классика»,М.,2007 17 Серебренников В. Поет ансамбль «Вдохновение»,М.,1993  18 Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969  19 Тугаринов   Ю.   «Произведения   для   детского   хора»,   2­е   издание. «Современная музыка», 2009 20 Халабузарь   П.   «По   страницам   русской   хоровой   музыки  XIX­XX веков»,М.,2004 21 «Хоры   без   сопровождения»,   для   начинающих   детских   хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2.  М., 1965 22 Черкизова И. «Лучше хором», Санкт­Пет.,2006  23 «Добрые песни», сост.Поддубный С., Санкт­Пет.,2010  1Список рекомендуемой методической литературы 1 Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 2 Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987 3 Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997 16 4 Самарин   В.,   Осеннева   М.,   Уколова   Л.   Методика   работы   с   детским вокально­хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 5 Струве Г. Школьный хор. М.,1981 6 Теория   и   методика   музыкального   образования   детей:   Научно­ методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 7 Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт­Петербург, 2000 8 Халабузарь   П.,   Попов   В.,   Добровольская   Н.   Методика   музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 9 Соколов В. Работа с хором.2­е издание. ­ М.,1983 10 Стулова Г. Теория и практика работы с хором. ­ М., 2002 11 Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. ­М.,1988 12 Чесноков П. Хор и управление им. ­ М.,1961 17

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая   программа Ансамбль малых форм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018
Посмотрите также: