Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Белово»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
для коррекционной школы VIII вида
«Тестопластика»
художественная направленность
Возраст детей: 8-15 лет
Срок реализации программы – 2 года
Составитель:
Петрушкина
Галина Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
Белово, 2017
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Учебный план первого года обучения 9
2. Содержание программы первого года обучения 10
3. Учебный план программы второго года обучения 12
4. Содержание программы второго года обучения 13
5. Методическое обеспечение программы 15
6. Литература 17
7. Приложение
Контрольные вопросы освоения программы 19
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестопластика» модифицированная художественной направленности учитывает специфику коррекционной школы VIII вида, особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития. Она направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое и эстетическое воспитание.
В современном мире высоко
ценятся изделия, выполненные своими руками. Одним из наиболее востребованных
видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал
как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно
конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним
многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько
безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют
дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто
по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим)
превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно
появилась на
прилавках наших магазинов.
Актуальность Данная программа является актуальной для коррекционной школы, так как способствует развитию мелкой моторики рук, вниманию, а значит психо-физических функций организма.
Новизна программы заключается в сочетании новых форм занятий с традиционными. Учебно-тематический план разработан с преобладанием практических занятий над теоретическими, предусмотрено многократное повторение материала.
Практическая значимость Данная программа направлена на коррекцию сенсорных и психомоторных процессов. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Педагогическая целесообразность программы «Тестопластика» для обучающихся 8-15 лет заключается в следующем:
-формирует у воспитанников целостное
восприятие мира, развивает личностные качества, способствующие активации
познавательных интересов ребенка в процессе деятельности и творчества;
- развивает память, внимание.
-формирует эмоционально-положительные отношения к объектам эстетического восприятия;
-развивает крупную и мелкую моторику пальцев рук.
Обучение учащихся VIII вида носит воспитывающий характер. Психо-физическое состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут обучающимся стать полезными членами общества.
Цель программы развитие творчества и трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на занятиях лепкой из солёного теста.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
- познакомить с историей и развитием декоративно прикладного творчества;
- обучить технологии лепки из солёного теста;
- формировать навыки учебной деятельности, самостоятельности;
- обучить экономному отношению к используемым материалам;
развивающие:
- развивать образное мышление, внимание, моторные навыки;
- развивать коммуникативную функцию речи;
- развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- прививать взаимопомощь при выполнении работы;
- воспитывать потребность быть полезным членом общества, социализацию.
Отличительная особенность программы «Тестопластика» является то, что в ней уделено внимание не только изучению технологии лепки, а так же технологии изготовления композиций с использованием различных дополнительных материалов. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как: технология, русский язык, русская литература, ИЗО.
Программа предусматривает групповую работу с учащимися коррекционной школы.
Формы и методы обучения
Учитывая психологические особенности учащихся, занятия в творческом объединении проводятся с применением разнообразных форм и методов обучения, это:
- изучение нового материала;
- формирование новых умений и навыков;
- практические занятия (применение умений и навыков)
- игры.
Специфика деятельности творческого объединения такова, что итогом работы обучающихся являются конкурсы и выставки детских работ. Из этого следует, что на 1 и 2 году обучения основной формой проведения занятий является практическая работа.
Программа предполагает использование традиционных методов работы:
- наглядных - показ репродукций, иллюстраций, учебных, буклетов, рисунков, эскизов, фотографий;
-словесных – рассказ, объяснение, беседа, чтение стихотворений;
--практических – составление эскизов, работа самостоятельная, индивидуальная, упражнения;
-нетрадиционных - экскурсии, занятие-сказка, занятие-игра, занятие-фантазия, занятие - ролевая игра.
Наполняемость и особенности возрастной группы детей. Программа рассчитана на возраст детей 8 - 15 лет. Количество 10-12 учащихся в группе, состав постоянный. Набор свободный. Форма обучения – очная. Возраст учащихся 8-15 лет.
Режим занятий.
Работа в объединении организуется следующим образом:
1 год обучения – 144 часа, занятия 2 раза в неделю по 2 академического часа с перерывом в 10 минут;
2 год обучения – 216 часов, занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут;
Срок реализации программы 2 года. Содержание программы и распределение учебных часов дифференцируется по годам обучения и построено по принципу от простого к сложному.
Уровень усвоения программного материала
Содержание программы составлено в соответствии со следующими уровнями сложности:
Стартовый – рассчитан на ознакомление, т.е. простое запоминание и воспроизведение изученного материала.
Базовый - рассчитан на выявление и развитие творческих способностей и интереса к декоративно-прикладному творчеству.
К концу 1-го года (стартовый уровень) обучения, обучающиеся знают:
· правила поведения, технику безопасности;
· правильно пользоваться инструментами и приспособлениями при лепке, подбирать соответствующие инструменты для выполнения технологических операций;
· основные приемы вылепливания деталей;
· основные приемы соединения деталей между собой и приклеивание на основу;
умеют:
· соединять детали между собой и на основу;
· гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· оформлять композиции согласно правилам;
владеют навыками:
К концу 2-го года (базовый уровень) обучения, учащиеся знают:
· правила поведения, технику безопасности;
· условные обозначения;
· правила оформления композиций;
умеют:
· гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· самостоятельно выполнять заключительную отделку готовых изделий;
владеют навыками:
· лепки основных деталей, элементов;
· выполнять технику прикливания на основу;
· выполнения сушки изделия.
· лепки отдельных деталей, элементов изделия;
· соединения элементов деталей в изделии.
Диагностирование результатов В течение учебного года все учащиеся проходят диагностику с целью проверки начальных промежуточных и итоговых знаний, умений, навыков, которое осуществляется посредством:
· наблюдения педагога за практической работой учащихся;
· устного опроса;
· результативности и качества выполнения самостоятельных работ.
Формы проведения итогов реализации программы данная программа реализуется через активное участие
в выставках и конкурсах на городском, областном, уровне декоративно –
прикладного творчества.
Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы для коррекционной школы VIII вида
«Тестопластика» первый год обучения
№п/п |
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Ι |
Материалы и инструменты
1.1 Введение. Новое направление декоративно-прикладного искусства 1.2 Понятие о материалах и инструментах. Знакомство с правилами техники безопасной работы инструментами и приспособлениями 1.3 Рецепты изготовления солёного теста. Оборудование рабочего места. |
28
4
12
12
|
6
2
2
2
|
22
2
10
10 |
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос, |
ΙΙ |
Технология изготовления плоских изделий 2.1 Вылепливание отдельных деталей 2.2 Склеивание деталей между собой и на основу 2.3 Оформление, окраска лепных плоских изделий
|
40
12 12
16 |
4
2 2
- |
36
10 10
16 |
Наблюдение
Устный опрос, выставка |
ΙΙΙ |
Технология изготовления объёмных изделий 3.1 Вылепливание отдельных объемных деталей 3.2 Особенности соединения деталей в объёмных изделиях. |
76
38
38 |
4
2
2 |
72
36
36 |
Устный опрос, Выставка |
|
Итого
|
144 |
14 |
130 |
|
Содержание общеобразовательной
общеразвивающей программы
для коррекционной школы VIII вида
«Тестопластика»
первый год обучения
Раздел I Материалы и инструменты
1.1 Введение. Новое направление декоративно-прикладного искусства
Теория:Новые направления в декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с народной лепной игрушкой. Знакомство с программой работы детского объединения.
Практическая работа: Психологические игры на преодоление затруднений в отношении между детьми в детском объединении. Слайд-презентация для ознакомления с народными ремёслами, народной лепной игрушкой.
1.2. Понятие о материалах и инструментах. Знакомство с правилами техники безопасной работы инструментами и приспособлениями
Теория: Приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями при лепке. Техника безопасной работы инструментами и приспособлениями. Производственная санитария. Свойства солёного теста. Планирование трудового процесса.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков работы инструментами и приспособлениями.
1.3. Рецепты изготовления солёного теста. Оборудование рабочего места.
Теория: Основные ингредиенты солёного теста. Рецептура приготовления солёного теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Качество и свойства различных видов теста. Оборудование рабочего места. Правила хранения материалов.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков вымешивания солёного теста. Организация рабочего места.
Раздел II. Технология изготовления плоских изделий
2.1. Вылепливание отдельных деталей
Теория:Технология изготовления различных видов листьев, цветов, фруктов и ягод. Приёмы плетения. Разные способы лепки - сплющивание, защипывание, примазывание, раскатывание, мелкие налепы.
Практическая работа: Практическая работа по приобретению навыков вылепливания отдельных деталей, обработка их при помощи подручных средств.
2.2. Склеивание деталей между собой и на основу
Теория:Соединение деталей. Сопоставление окружающих форм предметов, объектов с полученными деталями. Закрепление знаний технологических процессов. Правила и способы склеивания лепных изделий.
Практическая работа: Изготовление фоторамок. Закрепление технологических процессов. Правила и способы склеивания лепных изделий.
2.3. Оформление, окраска лепных плоских изделий
Теория: Приёмы окраски лепных плоских изделий. Изготовление панно из солёного теста. Приёмы и правила оформления лепных плоских изделий.
Практическая работа: Изготовление панно из солёного теста.
Раздел III. Технология изготовления объёмных изделий
3.1. Вылепливание отдельных объёмных деталей
Теория: Использование фольги для изготовления объёмных работ. Лепка шара, конуса, овала. Приёмы примазывания.
Практическая работа: Изготовление объёмного изделия из солёного теста. Изготовление объёмного изделия из солёного теста при помощи фольги. Изготовление объёмного изделия способом налепов.
3.2. Особенности соединения деталей в объёмных изделиях
Теория: Особенности лепки фигур животных. Практическая работа по приобретению навыков вылепливания отдельных деталей. Особенности лепки фигур людей. Практическая работа по приобретению навыков вылепливания отдельных деталей.
Практическая работа: Лепка фигур животных. Лепка фигур людей.
Учебный план общеобразовательной
общеразвивающей программы
для коррекционной школы VIII вида
«Тестопластика» второй год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы аттестации/ |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Ι |
Способы изготовления изделий. Обработка подручными средствами. 1.1 Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасной работы инструментами и приспособлениями 1.2 Способы и приёмы лепки из солёного теста 1.3 Способы окрашивания теста. |
60
12
24
24
|
6
2
2
2
|
54
10
22
22 |
Наблюдение
Устный опрос, |
ΙΙ |
Технология изготовления сувенирных изделий, украшений 2.1 Вылепливание отдельных деталей 2.2 Сборка украшений. 2.3 Оформление, окраска лепных сувенирных изделий, украшений |
70
14 14 42 |
6
2 2 2 |
64
12 12 40 |
Наблюдение Наблюдение Устный опрос, |
III |
Создание композиций с использованием объёмных и плоских элементов 3.1 Технология изготовления настенных панно. 3.2 Изготовление композиции из солёного теста и природного материала. |
86
24
62 |
8
2
6 |
78
22
56 |
Наблюдение
Устный опрос, |
|
Итого
|
216 |
20 |
196 |
|
\
Содержание
общеобразовательной общеразвивающей программы
для коррекционной школы VIII
вида
«Тестопластика» второй год обучения
Раздел I Способы изготовления изделий. Обработка подручными средствами.
1.1 Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасной работы инструментами и приспособлениями
Теория: Приёмы и правила пользования инструментами и приспособлениями при лепке из солёного теста. ТБ инструментами и приспособлениями. Производственная санитария.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными способами создания текстуры лепных изделий. Практическая работа по применению различных эффектов придания формы лепным изделиям
1.2. Способы и приёмы лепки из солёного теста
Теория: Элементарные свойства соли, муки, клея ПВА. Особенности вымешивания солёного теста. Различные способы лепки, при помощи приспособлений.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными способами лепки, при помощи приспособлений. Изготовление народной игрушки из солёного теста. Изготовление из солёного теста сказочного образа. Лепка из солёного теста по представлению детей. Вылепливание фигур сказочных героев.
1.3. Способы окрашивания теста
Теория: Рецептура приготовления цветного солёного тест, используемые добавки для лепки различных цветов в изделиях. Качество и свойства различных видов цветного теста. Правила хранения материалов. Практическая работа: Практическая работа по овладению различными способами приготовления цветного солёного теста. Практическая работа по овладению способами применения цветного солёного теста. Изготовление картин из цветного солёного теста. Лакирование, оформление картин из цветного солёного теста.
Раздел II Технология изготовления сувенирных изделий, украшений
2.1. Вылепливание отдельных деталей
Теория: Технология изготовления различных видов листьев, бусин, цветов, геометрических форм. Приёмы плетения. Разные способы лепки составных частей украшений.
Практическая работа: Практическая работа по овладению различными способами лепки составных частей изделий. Практическая работа по овладению различными способами создания текстуры украшениям. Практическая работа по применению различных эффектов придания формы лепным изделиям.
2.2. Сборка украшений
Теория: Соединение деталей. Закрепление знаний технологических процессов. Правила периодичности, чередования, узора
Практическая работа: Изготовление украшений из солёного теста.
2.3. Оформление, окраска лепных сувенирных изделий, украшений
Теория: Приёмы и правила окраски и оформления лепных сувенирных изделий, украшений. Различные способы оформления и окрашивания лепных изделий.
Практическая работа: Практическая работа по овладению способами создания текстуры основы. Изготовление сувениров из солёного теста. Изготовление декоративных тарелок. Изготовление сувениров-магнитов.
Раздел III Создание композиций с использованием объёмных и плоских элементов
3.1. Изготовление настенных панно.
Теория: Использование солёного теста в интерьерных изделиях. Детали элементов, законы композиции.
Практическая работа: Создание панно с использованием лепных элементов и ткани. Изготовление декоративного с использованием лепных элементов и дерева.
3.2. Изготовление композиции из солёного теста и природного материала
Теория: Изготовление композиционных изделий, с использованием природного материала. Этикет дарения. Сувенир… Что и как дарить? Изготовление сувенирного панно из солёного теста и перьев. Изготовление сувенирного панно из солёного теста с использованием различного меха. Изготовление сувенирного панно с использованием бусин, кружева, атласных лент.
Практическая работа: Изготовление сувенирного панно. Изготовление сувенирного панно из солёного теста и перьев. Изготовление сувенирного панно из солёного теста с использованием различного меха. Изготовление сувенирного панно с использованием бусин, кружева, атласных лент.
Методическое
обеспечение программы «Тестопластика»
Информационный материал программы «Тестопластика» 1 год обучения:
- Направления декоративно-прикладного творчества;
- Рабочее место и оборудование;
- Как правильно работать;
- Советы начинающим.
- Правила обращения с различными инструментами.
- Основные рабочие операции при обработке солёного теста.
- Выполнение плоских лепных деталей.
- Склеивание деталей между собой и на плоскую поверхность.
- Оформление, окраска лепных плоских изделий.
- Соединение объемных деталей между собой.
Демонстрационный материал программы «Тестопластика» 1 год обучения:
- Сборник иллюстраций по декоративно-прикладному искусству;
- Иллюстрации готовых лепных плоских изделий в дизайне современных квартир
Дидактический материал для программы «Тестопластика»
1 год обучения:
- Инструкционные карты по вылепливанию деталей.
- Творческие задания с использованием ТРИЗ
Информационный материал для программы «Тестопластика»
2 год обучения:
- Понятие о материалах и инструментах.
- Правила внутреннего распорядка;
- Рабочее место и оборудование;
- Как правильно работать;
- Советы начинающим.
- Правила обращения с различными инструментами.
- Элементарные свойства соли, муки, клея ПВА.
- Технология изготовления различных видов листьев, цветов, бусин, геометрических фигур.
- Разные способы лепки составных частей украшений.
- Использование солёного теста в интерьерных изделиях.
- Создание панно.
- Изготовление композиционных изделий, с использованием природного материала.
- Создание композиции с использованием лепных деталей.
Демонстрационный
материал для программы «Тестопластика»
2 год обучения:
- Как вымешать солёное тесто?
- Рецептура приготовления солёного теста.
- Используемые добавки для лепки различных изделий.
- Качество и свойства различных видов теста.
- Правила хранения материалов.
- Демонстрационный материал по изготовлению деталей из солёного теста.
- Способы окрашивания солёного теста.
- Правила хранения материалов.
Дидактический материал для программы «Тестопластика»
2 год обучения:
- Детали элементов, законы композиции.
- Приёмы работы.
- Природный материал в изготовлении панно.
Литература для педагога
1. Хананова, И.Н. / Соленое тесто [Текст, иллюстративный материал ] / Сост. И.Н.Хананова. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 104с.
2. Чаянова Г.Н. / Соленое тесто [Текст, иллюстративный материал] / Сост. Г.Н. Чаянова. - М.: Дрофа-Плюс, 2015. - 144с.
3. Черныш, И.В. / Поделки из природных материалов [Текст, иллюстративный материал, схемы ] / Сост. И.В. Черныш. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.-160с.
4. Федотов, Г. Я. Глина и керамика: школа ремесла: (заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления) [Текст] / Г.Я. Федотов. - М: Эксмо, 2012. - 160 с.
5. Кискальт И.А. Солёное тесто. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. И.А. Кискальт, - М.: Профиздат, 2013 - 254с.
8. Михайлова И.Н. Лепим из солёного теста. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. И.Н. Михайлова - М.: «Эксмо», 2014 - 125с.
9. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста.. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. А. Л. Романовская - М.: ACT; 2016 - 168с.
Литература для учащихся
1. Кискальт И.А. Солёное тесто. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. И.А. Кискальт, - М.: Профиздат, 2013 - 254с.
2. Михайлова И.Н. Лепим из солёного теста. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. И.Н. Михайлова - М.: «Эксмо», 2014 - 125с.
3. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста.. [Текст, иллюстративный материал. ] / Сост. А. Л. Романовская - М.: ACT; 2016 - 168с.
Приложение
Контрольные
вопросы общеобразовательной общеразвивающей программы «Тестопластика» для
коррекционной школы VIII вида
1 год обучения
1. Назовите материалы для солёного теста. Из чего оно состоит?
2. Какие приспособления необходимы при лепке?
3. Какие способы сушки изделий из солёного теста?
4. На чём высыхают изделия?
5. Дополните предложение:
Работу начинай….с разрешения педагога, когда полностью готов к занятию, неисправным инструментом, без материала, в порядке и чистоте.
6. Выберите и подчеркните названия материалов и инструментов для работы с солёным тестом. Доска, нож (стек), солёное тесто, ножовка, нож, наперсток, лобзик, циркуль, дрель, карандаш, кусачки, шило, линейка, плоскогубцы, тиски, ножницы, игла, напильник, отвертка, заостренные спички или зубочистки, куски картона, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).
7. Правильно или нет?
Поверхность, на которой вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной |
Поверхность стола не должная иметь никаких вмятин и прочих дефектов |
Рабочая поверхность для вылепливания - верстак |
Рабочая поверхностьдля вылепливания— кусок линолеума, пластика, стекла |
Лепить лучше стоя, по четверо, пятеро человек за одним столом |
Не обязательно соблюдать чистоту на своём рабочем столе |
8. Опишите способ соединения деталей из солёного теста между собой при помощи______________________________________________________
9. Опишите способ соединения деталей из солёного теста на основу из картона
при помощи____________________________________________________
10. Чем раскрашивают изделия из теста? Какими красками? Что улучшает внешний вид изделий и дольше их сохраняет?
Контрольные
вопросы для общеобразовательной общеразвивающей программы «Тестопластика»
для коррекционной школы VIII вида
2 год обучения
1. Для чего нужны при лепке следующие инструменты: скалка, стека,
кисть.
2. Верно ли утверждение?
На рабочем месте должен быть порядок. |
Все инструменты должны иметь повреждения, быть неисправными. |
Не нужно класть на парту клеёнку, можно работать на столе. |
Нужна тряпочка или салфетка для вытирания рук. |
При работе с тестом, его необходимо пробовать на вкус. |
Руки мыть после работы совсем необязательно. |
3. Какие материалы необходимы для солёного теста?
4. Если тесто липнет к рукам, нужно добавить…
5. Если тесто крошится, нужно добавить…
6. Для эластичности теста, нужно добавить…
7. Какие основные геометрические формы используют при лепке?
8. Какими движениями рук нужно выполнить кубик, колбаску (брёвнышко), лепёшечку, кулёчек, спиральку?
9. Чем раскрашивают изделия из теста? Какими красками?
10. Что улучшает внешний вид изделий и дольше их сохраняет?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.