Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Ритмика до школы"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Иконка файла материала дошкол.docx
Дополнительная общеразвивающая программа художественной  направленности «Ритмика до школы» Возраст детей 5­6 лет                                                Срок реализации программы   ­ 1 год Уровень программы – ознакомительный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Рекомендовано   УтверждаюПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детский   хореографический   коллектив   –   это   особая   среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального   пробуждения   интереса   к   искусству   танца   до   овладения основами профессионального мастерства. Хореография   как   вид   искусства   обладает   скрытыми   резервами   для развития и воспитания детей. Это синтетический  вид искусства, основным средством   которого   является   движение   во   всем   его   многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение   и   музыка,   одновременно   влияя   на   ребенка,   формируют   его эмоциональную   сферу,   координацию,   музыкальность   и   артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает   многообразие   танца:   бального, современного   и   др.   Хореография   воспитывает   коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.   классического,   народного, Систематическая   работа   над   музыкальностью,   координацией, пространственной   ориентацией   помогает   детям   понять   себя,   лучше воспринимать   окружающую   действительность,   свободно   и   активно использовать   свои  знания  и  умения  не  только  на  занятиях   танцем,  но  и  в повседневной жизни. Танцевальное   искусство   обладает   огромной   силой   в   воспитании творческой,   всесторонне   развитой   личности.   Занятия   хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют   их   здоровье.   Они   способствуют   правильному   развитию   костно­ мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют  нарушения  осанки, формируют  красивую   фигуру.  Эти  занятия хорошо   снимают   напряжение,   усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце   находит   выражение   жизнерадостность   и   активность   ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится   сам   создавать   пластический   образ.   Выступления   перед   зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку   моральное   удовлетворение,   создаются   условия   для   реализации творческого   потенциала,   воспитываются   чувство   ответственности,   дружбы, товарищества.   активизируют   внимание, Предполагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитаниехореографической   культуры   и   привития   начальных   навыков   в   искусстве танца. Актуальность программы. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного,  умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется  его личность. Одной из важнейших задач учебно­воспитательного процесса является  художественно­эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией  танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния,  мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения  становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение  работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка. Одной из важнейших задач учебно­воспитательного процесса является  организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный  отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной  работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт  к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и  лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет,  исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет  также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка. Решение вышеизложенных задач возможно реализовать в процессе  хореографического образования детей дошкольного возраста. Новизна   и   оригинальность  программы   заключается   в   поиске   новых форм обучения хореографии, с   использованием региональных особенностей народного танца и личного практического опыта работы педагога в области хореографии.   Главным   основанием   для   построения   такой   программы выступает ориентация на дифференциацию и индивидуализацию детей, что позволяет   реализовать   принцип   личностной   ориентации   в   образовательном процессе   через   определенные   условия,   способствующие   развитию   детей   с разными   образовательными   возможностями   и   потребностями.   Данная программа   предполагает   обучение   эмоциональной   выразительности исполнения, умению точно передавать стиль и манеру танца. Обучение танцу дает   возможность   овладеть   разнообразием   стилей   и   манерой   исполнениятанцев   различных   народов,   формируя   качества   и   навыки,   которые используются их обладателями и в повседневной жизни. Педагогическая целесообразность  программы объясняется основными принципами,   на   которых   основывается   вся   программа,   это   –   принцип взаимосвязи   обучения   и   развития;   принцип   взаимосвязи   эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в   постановочной   и   концертной   деятельности.     Эстетическое   воспитание помогает   становлению   основных   качеств   личности:   терпению,   активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка,   на   приобщение   его   к   здоровому   образу   жизни   в   результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).   Программа   «Ритмика   до   школы»   соответствует  художественной направленности  и   рассчитана   на   детей   с   разной   степенью   одаренности   и склонности к танцевальному искусству. ЦЕЛЬ   ПРОГРАММЫ   –   создание   условий,   способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. Задачи обучающие: обучить детей основам музыкально­двигательной культуры; обучить умению чувствовать музыкальный ритм и стиль. Задачи развивающие: создать   условия   для   развития   творческой   активности   детей, участвующих   в   танцевальной   деятельности,   развивать   их   творческие способности;   развивать   физические   возможности   детей,  двигательные   качества   и умения:   гибкость,   пластичность,   ловкость,   координацию   движений,   силу, выносливость, умения согласовывать движения тела с музыкой; развивать у детей   танцевальные способности,  интерес к танцевальной деятельности. Задачи воспитательные: воспитывать   личностные   качества:   вера   в   свои   силы, дисциплинированность, ответственность; воспитывать     у   детей     уважение     к   хореографическому   искусству, народным истокам;воспитывать навыки культурного общения в коллективе. Особенностью   данной   программы,  ее   спецификой   является,   то   что хореография   не   является   самоцелью,   а   лишь   средством   формирования нравственных основ личности. В   танцевальном   кружке   дети   занимаются   вне   зависимости   от   их танцевальных   данных.   В   содержании   программы   заложен   такой   материал, который доступен для освоения любому ребенку. Впоследствии я уже сама осуществляю   дифференцированный   подход   к   разным   обучающимся   и варьирую   уровень   сложности   элементов,   давая   каждому   проявить   свои способности. Занятия направлены на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого­то одного направления, этот курс дает возможность   овладеть   разнообразием   стилей,   что   в   значительной   степени расширяет и обогащает исполнительские возможности. Программный   материал   изложен   с   учетом   возрастных   особенностей детей,   их   физической   и   психологической   подготовки.   Освоение   материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает умения и навыки, закрепляет   их   на   более   высоком   уровне.   Основная   задача   –   научить сознательному   отношению   к   своим   движениям,   увлечь,   заинтересовать, побудить желание танцевать. Программа предназначена для детей в возрасте 5­6 лет.  Принимаются в объединение все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности.  Программа   «Ритмика   до   школы»   рассчитана   на   1   год   обучения.   Она включает   в   себя   материал   по   основным   разделам   хореографического искусства:  ритмика; танцевальная азбука; танцевальные игры; репетиционно­постановочная работа.  В   первый   раздел   «Ритмика»   включены  танцевальные   упражнения   под музыку,   которые   учат   чувствовать   ритм   и   гармонично   развивают   тело, вводятся элементы и понятия музыкальной грамоты, те, которые встречаются в хореографии. Во втором разделе «Танцевальная азбука» вводятся элементы экзерсиса, упражнения   которого   подготавливают   к   более   сложным   движениям   и физической нагрузке, укрепляют мышцы. Также в раздел включены элементы танца,   разучиваемого   в   этом   модуле   (народный,   бальный,   эстрадный).Использование   различных   танцев   позволяет   развивать   координацию   ног, корпуса, рук. Третий раздел «Танцевальные игры». Игра — это очень важный элемент в работе   с   детьми.   Игра   –   основная   деятельность   детей   в   этом   возрасте, поэтому играть с ними нужно. Причем желательно привнести игру в работу, так, чтобы выполняя какую­то педагогическую задачу, дети думали, что это, просто   игра.   Программа   включает   игры,   способствующие   развитию пантомимики, выразительности поз, жестов, фантазии, образного мышления, творческих способностей детей. Четвертый раздел «Постановочная и репетиционная работа» пронизывает весь   образовательный   процесс   и   имеет   целью   эстетическое   воспитание, развитие   творческих   и   актерских   способностей   обучающихся,   понимание содержательности   танцевального   образа.   В   процессе   постоянной   практики дети   сами   приходят   к   выводу,   что   хореография   –   это   содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности.  Исполнение   должно   быть   естественным,   предлагаемый   материал   – соответствовать   не   только   техническим   возможностям   обучающихся,   но   и учитывать их возрастную психологию.  На   занятиях   логически   сочетаются   все   виды   деятельности:   ритмика (прослушивание   и   анализ   музыки),   упражнения,   репетиционная   работа   и, конечно, игры. Формы занятий:  традиционное занятие;  комбинированное занятие;  практическое занятие;  игра, праздник, конкурс;  репетиция;  концерт, открытый урок.  Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится   практической репетиционной работе.  Структура занятия состоит из трех частей:  I   часть включает   задания   на   умеренную   моторную   двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе(разминка). По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.  II   часть включает   задания   с   большой   двигательной   активностью, разучивание   новых   движений   (упражнения   на   середине   зала,   танцевальные движения). По длительности – 2/3 общего времени занятия.  III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. Поклон.Занятия   проводятся   в   игровой   форме.   При   закреплении   в   обучении танцевальным элементам целесообразно вводить дидактические музыкально­ танцевальные игры. Режим занятий: Занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   по   1   часу   –   72   часа   в   год. Длительность одного учебного часа для детей­дошкольников составляет 30 мин. Количество детей в группе 10­15 человек.  Форма организации деятельности воспитанников на занятии:   фронтальная;  в парах;  групповая;  индивидуально–групповая;  ансамблевая. Методы обучения: Словесный (объяснения, беседа, замечания) Наглядный   (личный   показ   педагога,  показ   видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение) Практический (выполнение упражнений, движений). Ожидаемые результаты Созданные   хореографические   народно­сценические   и   эстрадные композиции. Выступление и участие в мероприятиях, концертах, конкурсах.  По окончании года обучения дети должны знать: соотнесение пространственных построений с музыкой; навыки   выворотного   положения   ног,   устойчивости,   координации движений;  такт и затакт;  простейшую танцевальную терминологию;  правила постановки корпуса, ног и положение рук, головы у станка; понятие о динамических оттенках музыки; Должны уметь:  распознавать характер танцевальной музыки; исполнять  элементы и фигуры разных видов танца;  исполнять разные виды шагов;  правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку;  исполнять навык легкого шага с носка на пятку;  выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;  выражать образ в разном  эмоциональном состоянии; уметь правильно открывать и закрывать руку на талию; танцевать простейшие народные, эстрадные, бальные танцы. Способы определения результативности: 1. Педнаблюдения. 2. Педагогический анализ. 3.После изучения каждой темы на практических занятиях показать, какие приобрели навыки танцевальной деятельности на середине зала. 4.Контрольные упражнение. 5.Танцевальные композиции. 6.Умение создать сценический образ. 7.Постановка законченного танца. 8. Участие в мероприятиях, конкурсах, концертах. Виды контроля: 1.  Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей. 2.  Текущий   контроль   –   с   целью   определения   степени   усвоения обучающимися учебного материала. 3.  Промежуточный   контроль   –   с   целью   определения   результатов образования. 4. Итоговый контроль ­ с целью определения изменения уровня развития детей, их способностей. Форма подведения итогов. В   конце   учебного   года   проводится   промежуточная   или   итоговая аттестация. Аттестация  проводится в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ ДО ЦДОД.    Цель   аттестации   ­   выявление   уровня   развития   способностей   и личностных качеств  детей  и  их соответствия  прогнозируемым  результатам дополнительной общеразвивающей программы.                    Промежуточная аттестация ­ форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы данного года обучения. Итоговая аттестация ­ форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы. Сроки проведения аттестации: ­ промежуточная аттестация учащихся проводится в  апреле ­ мае; ­ итоговая аттестация проводится в мае. Основная    форма    подведения    итогов   –   зачет.   Критериями   оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся (Приложение 1).  Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу (Приложение 2):полностью   освоивших   программу   дополнительного   образования   ­ высокий уровень (9­10 баллов);  освоивших   программу   не   в   полном   объеме   ­   средний   уровень   (5­7 баллов);  освоивших программу в минимальном объеме ­ низкий уровень ниже среднего (0­4 балла).  Для   подведения   итогов   реализации   данной   программы   используются разнообразные  формы: промежуточная и итоговая аттестация, выступления на различных площадках, открытые занятия, участие в смотрах и конкурсах различного уровня. Одной из форм контроля является диагностика. Она предназначена для определения   природных   данных   обучающегося,   необходимых   для   занятий хореографией,   ритм, эмоциональность. А также для того, чтобы наблюдать динамику в изменении этих данных в течение учебного года.   определить   музыкальные   данные:   слух, Еще   один   вид   диагностики   ­   контрольная­   это   подведение   итогов освоения изученного материала за год. Проводится в конце учебного года в виде открытого урока. №  п/п 1. 2. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов и тем Количество часов Теория Практик а Ведение в программу. ТБ и ППБ. Ритмика 1.1.Средства и характеристики  музыкальной выразительности. 1.2.Развитие эмоциональной  выразительности. 1.3. Танцевальные жанры. Танцевальная азбука 3.1. Изучение танцевальных движений. 3.2. Основы народного танца. 3.3. Основы эстрадного танца. 2 4 2 1 1 9 3 3 3 ­ 6 4 2 ­ 21 7 7 7 Всего 2        10 6 3 1 30 10 10 103. 4. Танцевальные игры Репетиционная работа 5.1. Постановка, разучивание и  отработка народного танца. 5.2. Постановка, разучивание и  отработка эстрадного танца. Итого ­ ­ ­ ­ 15 10 20 10 10 57 10 20 10 10 72 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение в программу. ТБ и ППБ.  Знакомство   с   искусством   хореографии.  Беседа   с   детьми   о   целях   и задачах, о содержании и форме занятий в объединении. План работы. Внешний вид и форма одежды для занятий. Инструкция по технике безопасности и противопожарной безопасности. Ритмика. Средства и характеристики музыкальной выразительности. Понятие   о   характере   музыки.   Темп.   Динамика.   Акцент.   Лад   (мажор, минор),   умение   отражать   ладовую   окраску   в   танцевальных   движениях. Метроритм,   пульсация   в   музыке,   динамика   в   музыке.   Такт.   Ритмический рисунок,  паузы.  Строение   музыкального   произведения,  части   произведения (вступление,   куплет,   припев),   фраза,   кульминация,   повторение.   Начало   и конец музыкального предложения. Эмоциональная выразительность. Изучение происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных   упражнений,   музыкальных   игр,   танцевальных   композиций. Музыкальные   произведения   тщательно   подбираются   совместно   с концертмейстером.   Они   должны   быть   просты   и   доступны   для   детского восприятия   по   стилю,   жанру   и   характеру,   иметь   яркую,   выразительную мелодию,   четкий   метроритмический   рисунок   и,   как   правило,   быть квадратными по форме. Также   во   время   урока   танца   происходит   знакомство   с   основами актерского   мастерства.   Для   переключения   внимания   во   время   краткого отдыха от физической нагрузки необходимо объяснить детям анатомические особенности   строения   лица,   работу   мышц   лица   и   их   назначение   для выражения   человеческих   эмоций (улыбка,  скорбь,  удивление,  боль,  угроза, рыдание, размышление и т.д.). Осознать   это   помогут   игровые   задания   на   передачу   эмоциональных состояний:   радостно   ­   грустно,   вкусно   ­   невкусно,   весело   ­   страшно, интересно ­ неинтересно, любопытно ­ безразлично и т.п.Подобным   же   образом   в   игровой   форме   происходит   знакомство воспитанников   анатомией   частей   тела   ­   суставов   и   мышц,   объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные па и избегать возможных  травм.  Сведения  по   ритмике   и  основам  актерского   мастерства будут   активно   использоваться   на   практике   при   разучивании   и   исполнении музыкальных игр, танцев ­ игр, при изучении танцевального репертуара. Танцевальные жанры. Знакомство   с   танцевальными   жанрами:   народный   танец   (хоровод, пляска), классический танец, эстрадный танец. Танцевальная азбука.  Мелодия и движение. Контрастная музыка: быстрая ­ медленная, веселая ­ грустная. Правила и логика построений из одних рисунков в другие, логика поворота   вправо   и   влево.   Соотнесение   пространственных   построений   с музыкой. Умение согласовывать движения со строением музыкального про­ изведения. Навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков. Навыки сочетания   музыкально­ритмических   упражнений   с   танцевальными   движениями. Поклоны.   Изучение   позиций   рук,   ног.   Ориентирование   в   пространстве. Основные ходы: простой сценический шаг с носочка; переменные ходы; шаги на подскоках с переступанием; бег на полупальцах; шаги с хлопками; шаги с выносом ноги на воздух; шаг галоп; приставной шаг. Изучение танцевальных движений.   Разучивание поклона, постановка корпуса. Изучение позиций ног, рук. Перенос   тяжести   тела   с   одной   ноги   на   другую.  Выработка   осанки, выворотности, эластичности   голеностопного, коленного   и   тазобедренного суставов.  ­ Demi plie и  Grand plie со всех позиций;  ­ Battement tandu  ; ­ Rond de jambe; ­ Grand battement jete. Отработка   позиций   рук,   ног,   корпуса,   головы   в   танце.   Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства. Основы народно­сценического танца. Особенности   метроритма,  чередование   сильной   и  слабой   долей   такта. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские народные танцы. Основы народного танца. Постановка корпуса в народной хореографии, изучение позиций ног, рук. Разучивание   шага   из   1   свободной   позиции,   подскоки   на   месте   и   с продвижением вперед и по кругу, галоп по линии и по кругу, в парах и по одному.  Изучение   несложных   комбинаций,   работа   на   середине.   Характерные движения и танцевальные этюды разных национальностей. Народный экзерсис.Движения, ход в русском народном танце: Ходы: ­всей ступнёй; ­с каблука;   ­боковые ходы; ­с перескоком; ­с ударом полупальцами; ­ «моталочка»; ­шаг с притопом, «ковырялочка», переменный шаг, подскоки. Изучение   танцевальных   комбинаций   на   шагах   в   русском   характере. Переменный ход вперед, назад; хлопушки, присядка ­ «мяч» для мальчиков; Ход   с   подскоком   и   ударом   носка,   марш   с   руками.   Комбинированный танцевальный   бег.  Прыжки   по   6  позиции,  с  поджатыми   ногами,  прыжки   с поворотом на 180 градусов.  Настроение и характер. Хороводы и кадрили. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком. Основы эстрадного танца. Динамические   оттенки   в   музыке.   Лад   (минорный,   мажорный). Ритмические рисунки в движении. Разучивание эстрадного экзерсиса. Движения на пластику, координацию. Прыжки.   Прыжки   с   разножкой.   Прыжки   с   поджатыми   ногами.   Прыжки   с полуповоротом. Изучение «волны»; боковая «волна»; «волна», выполняемая вперед.   Разминка   на   середине   зала   с   усложненной   координацией. Танцевальные   комбинации   на   музыку   с   различными   темпами. Координационные   комбинации   с   включением   движений   бедер,   маховых элементов.   Комбинации   с   продвижением   вперед,   назад,   вправо,   влево. Упражнения, исполняемые на коленях. Разножки. Движения на координацию; прыжки;   перестроение   из   одного   рисунка   в   другой;   движения   по   кругу, танцевальные движения в образах. Танцевальные этюды. Танцевальные игры. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Внимание! Музыка! Ищи свой цвет. Веселье. Запомни музыку. Гуси и волки. Кот и мыши. Птичий двор. Художник. Передача ключика.  Кто быстрее.  Плетень.Репетиционная работа. Постановочная работа. Танцевальный   номер.   Танцевальный   образ   и   манера   исполнения движений.  Изучение хореографической композиции на основе изученного материала по   данному   танцу.  Отработка   позиций   рук,   ног,   корпуса,   головы   в   танце. Тренинг   танцевальной   пластики.   Отработка   исполнительского   мастерства. Концертная   деятельность.  Участие   в   конкурсах   и   фестивалях   различного уровня, выступления с концертными номерами. Итоговое занятие. Проведение   диагностики,   Участие   в   концертах, мероприятиях.   Анализ       деятельности         группы       за       год   (освоение программного   материала,   результаты   участия   в   концертах,   мероприятиях, конкурсах, личностный рост воспитанников).   аттестации. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № Раздел Тип занятий Методы и приемы Дидактическое и  Беседа Наглядный  Введение в  программу 1. Ритмика 2. Танцевальная  азбука 3. Танцевальные  игры Беседа, игра Объяснение,  беседа,  демонстрация  материала  учителем,  практическая  работа,  самостоятельная  работа, игра. Объяснение,  беседа,  демонстрация,  игра. Метод показа,  метод  программированног о обучения Инструкция, показ,  демонстрация,  тренинг. материально­ техническое  оснащение Дидактические  таблицы. Дидактические  таблицы, ноутбук с  аудио­ и  видеоматериалами  по теме, тестовые  таблицы. Дидактические  таблицы по теме,  ноутбук, фото­,  аудио­ и  видеоматериал по  теме, станки и  зеркала в танцзале. Формирование и  активизация  восприятия, памяти и воображения. Ноутбук с  аудиоматериалами,  инвентарь для игр.4. Репетиционная  работа Практическая  работа, объяснение  и демонстрация  материала  педагогом,  самостоятельная  работа, игра. Создание  проблемных и  поисковых  ситуаций,  контроль,  самоконтроль. Ноутбук, аудио­,  видеофайлы. Методическое   обеспечение   программы   включает:   формы,   приемы   и методы   организации   учебно­воспитательного   процесса;   дидактический, лекционный,   методический   материал;   материально­техническое   оснащение занятий. Группы форм организации образования: По дидактической цели – вводное занятие; обучающее занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; по контролю знаний, умений, навыков; комбинированные занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – коллективно­творческое занятие, индивидуальное занятие, беседы, семинар, практикум,  экскурсия,  мастерская,  конкурс,  фестиваль,  отчетный   концерт, открытое занятие. Основной   формой   организации   образовательного   процесса   является групповое занятие. Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную. Методы обучения: Словесный (устное изложение, беседа, объяснение, анализ) Наглядный   (личный   показ   педагогом   приемов   исполнения,   фото­   и видеоматериалы) Практический (тренинг, выполнение движений) Условия реализации программы 1.Материяльно ­ технические. 2.Психолого – педагогические. Для   проведения   занятий   по   хореографии   необходима   следующая материально­техническая база: Учебный   класс   для   занятий   –  хорошо   проветриваемое   и   освещенное помещение; Наличие оборудования для зала (зеркала, станки, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, столы, стулья, скамейки, коврики, мультимедийная система); Наличие у детей специальной формы и обуви для танцев;Комнаты для переодевания мальчиков и девочек; Комната для хранения сценических танцевальных костюмов реквизита и сценической обуви; Музыкальное сопровождение ­ технические средства обучения: звуко­ техническое   и   видеооборудование   (компьютер,   музыкальный   центр, микрофоны, пульт, DVD диски, USB носители, диски с записями); Наличие сценических костюмов для концертных номеров; Информационное   обеспечение:   списки   рекомендуемых   учебных изданий, дополнительной литературы. Основные   источники:   учебные   пособия,   учебно­методическая литература, наглядные пособия. Дополнительные   источники:   справочно­библиографические   и периодические   издания,   поисковые   системы,   сайты   интернета,   сайты издательств. Психолого – педагогические условия реализации программы Для осуществления данной программы педагог должен иметь:  специальное хореографическое и педагогическое образование;  стаж работы с детьми;   знания   особенностей   физического   и   психологического   развития школьников разной возрастной категории;   иметь   опыт   работы   по   различным   направлениям   хореографического искусства;   педагог   должен   быть   психологом,   внимательно   относиться   к индивидуальности каждого ребёнка, должен быть гибким в плане построения занятия;  необходим тесный контакт с родителями;  педагог должен быть требовательным, добиваться от детей грамотного профессионального  исполнения   любых   движений,  различных  па.  Благодаря этому, артисты чувствуют себя уверенно на публичных выступлениях и могут эмоционально раскрыть характер той или иной постановки;   педагог   должен   чувствовать   настроение   детей,   их   устремления, желания и возможности, в то же время, сам должен быть творческой, высоко духовной личностью, иметь широкий кругозор, идти в ногу со временем. Методические рекомендации педагогическим работникам.  Основной   формой   учебной   и   воспитательной   работы   по   Программе является урок в классе. Обычно он включает проверку выполненного задания, совместную   работу   педагога   и   ученика   по   выполнению   гимнастических упражнений, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося.  Форма   урока   определяется   конкретными   задачами,   стоящими   перед обучающимися,   а   также   сложившимися   в   процессе   занятий   отношениямиобучающихся   и   педагога.   Преподаватель   должен   следовать   дидактическим принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.  Необходимым   условием   для   успешного   обучения   ритмике   является формирование правильной постановки корпуса, рук, ног и головы. С первых же уроков полезно рассказывать детям об анатомическом строении тела, роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Преподаватель помогает обучающимся увидеть образ движения. Показом надо   пользоваться   умело,   не   злоупотребляя   им.   Так,   нет   смысла демонстрировать движение, которое хорошо известно. Это снижает интерес к занятиям и не способствует развитию памяти.  Важно   постоянно   стимулировать   работу   над   совершенствованием исполнительской   техники,   координации   движений   и   ловкости,   которые необходимы при выполнении любого гимнастического упражнения.  Существенным   моментом   правильной   организации   урока   является продуманное   размещение   обучающихся.   Следует   помнить,   что,   выполняя движения у станка, дети не должны мешать друг другу, а на середине зала лучше использовать шахматный порядок, причем со сменой линий каждые 2­3 урока. Занятия перед зеркалами целесообразно чередовать с занятиями без зеркал,   так   как   помимо   визуального   самоконтроля,   дети   должны   уметь контролировать свои движения мышечным чувством. Педагог не только обучает детей правильно и красиво двигаться, но и прививает   им   навыки   культурного   поведения.  Результативность   во   многом зависит   от   подбора   репертуара,   который   соответствует   возрастным особенностям.   Практика   показала,   какое   большое   значение   имеют   уроки ритмики – они позволяют подготовить детей к более сложным танцевальным этюдам старших классов. Список используемых источников: Для педагога: 1. 2. 3. 4. 5. «Закон об образовании». ФОГОС второго поколения. Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Москва, Ральф, 2001 Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Санкт­Петербург, 1996 Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение ­М., 2002 г. 6. 7. Богданов Г. Урок русского народного танца. – Москва, 1995 Ваганова   А.Я.   «Основы   классического   танца».   –   Ленинград, Искусство, 1980 8. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1977 г.9. Горский   Б.А.   Технология   разработки   авторской   программы дополнительного образования детей. // Дополнительное образование – 2003 ­ №1. 10. Гусев   Г.П.  «Методика   преподавания   народного   танца   – Танцевальные движения и комбинации на середине зала», – М: Владос, 2004 11. 12. 13. 14. 15. Захаров В.М. Танцы народов мира. – М., 2001 г. Ивановский Н.П. Бальный танец. – Калининград, 2004 г. Кауль Н.Н. Как научить танцевать – Ростов, 2004 г. Климов А. Основы русского народного танца – М., 2004 г. Кулагина   И.Е.   «Художественное   движение»   Программы дополнительного образования Министерства образования Высшей школы РФ, 2005 г. 16. 17. 18. Мур А. Бальные танцы – М., 2004 г. Мур А. Начальный курс танца – М., 2002 г. Передреева   О.Б.   Что   такое   программа   дополнительного образования нового поколения. // Дополнительное образование. – 2003. – №3. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов­на­Дону, 2005 19. г. 20. 21. Роот З. Танцы с нотами – М., 2006 г. Санитарно­эпидимиалогические   требования   к   образовательным учреждениям. СанПиН:2003. 22. Сивкова   М.Г.   Дополнительная   образовательная   программа: структура, содержание, технология разработки (методические рекомендации) – Сывтывкар, 2004 г. Для обучающихся: 1. 2. 3. 4. Журналы «Искусство». Подшивка за 1998­2007 гг. Журналы «Балет». Подшивка за 2000­2008 гг. Пасютинская В.М.  Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986   выступлений   танцевальных Видеоматериалы   концертов, коллективов.    _  tanec  /6­1­0­14     Рекомендуемые сайты:  ://   tangovt  .  ru   /  publ  /  ehstradnyi   http   .  ortodance  ://   www     .  ru   / http   ://   www   .  youtube    .  com   / http   .  ru   /  school  .  goldenflowers  ://   www    http  http   ://   www   .  ks   ­  danceclub  .  ru   /  index http://ballett.ru/cont/first. http//:www.missfit.ru          /  style  /  .  php   /  jazzmodernПриложение 1. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ МБОУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»     20____/20____учебный год Вид аттестации (промежуточная, итоговая) Творческое объединение: Образовательная программа и срок ее реализации: Кол­во учащихся в группе: Год обучения: ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):Приложение 2. № Фамилия, имя ребенка РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ Высокий уровень 8­10 балл. Средний уровень 5­7 балл. Низкий уровень 0­4 балл. Всего аттестовано _________ учащихся.  Из них по результатам аттестации: Высокий уровень_________чел.  Средний уровень ___________чел.  Низкий уровень _________чел. Подпись педагога  _______________ Члены аттестационной  комиссии Приложение 3. Информационная карта для проведения текущей диагностики учащихся  (по 5­бальной системе оценки) № ФИО  воспитанника Критерии а к н а с О а п о т С ь т с о н т о р о в ы В   » г а ш й ы н т е л а Б « ь т с о к б и Г к о ж ы р П 1 я и ц а н и д р о о к ь т с о в и ч й о т с У ь т с о н ь л а н о и ц о м Э   я а к с е ч и м т и р ­ о н ь л а к ы з у М2 3

Посмотрите также