Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл
30.11.2017
Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»
Направленность программы - социально-педагогическая Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Ступеньки к школе» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Вид – авторская программа Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. В ходе реализации данной программы подтверждается эффективность коррекционного влияния на детей, что позволяет успешно применять разработки занятий в психолого - педагогическом процессе в аспекте ФГОС.
Программа коррекционно-развивающей работы Ступеньки к школе Шумилова Т.М..docx
Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе» возраст обучающихся:  6 ­ 7  лет срок реализации – 7 месяцев (октябрь­апрель) Автор­составитель: Шумилова Татьяна Михайловна. педагог – психолог  1 квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №3»,  г. Чистополя, Республики Татарстан 2017г. 1 I.Пояснительная записка 1. Направленность дополнительной образовательной программы Направленность программы ­ социально­педагогическая  Вопрос     родителей   будущих первоклассников. Поэтому программа «Ступеньки к школе» учитывает социальный заказ   правильного     обучения     волнует     многих   родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Вид – авторская программа  Программа   соответствует   положениям приказа   Министерства   образования   и науки     Российской     Федерации     от     29.08.2013     No1008   «Об     утверждении     порядка организации     и     осуществления     образовательной     деятельности     по   дополнительным общеобразовательным  программам»,  структурное  построение  программы основано  на «Требованиях     программ   образовательных     оформлению     содержанию     и     к   дополнительного  образования  детей»,  изложенных  в  письме  Министерства  образования и науки РФ от 11.12.2006 No06­1844 2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить   его   в   изменившуюся   социальную   среду   и   формировать   интерес   к   школьной жизни. Актуальность. Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране   идет   становление   новой   системы   образования.   Главной   проблемой   становится   соответствующих переустройство   сферы   образования   на   новых   принципах, утверждающимся государственно­политическим и социально­экономическим отношениям и   закрепленных   Законом   РФ   «Об   образовании».   Отличительной   чертой   развития образовательной   системы   на   современном   этапе   является   активный   процесс   создания системы   непрерывного   образования.   Одно   из   основных   условий   обеспечения функционирования   и   развития   единой   непрерывной   системы   образования   —   это осуществление   преемственности   разных   ступеней,   в   частности   преемственность дошкольного и начального образования. 2 Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции. В настоящее время в психолого­педагогической науке и образовательной практике понятие   «психологическая   готовность   к   школе»   является   широко   распространенным   и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети. Психологическая   готовность   к   обучению   в   школе   определяется   общим   уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств. Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе   сверстников.   Традиционно   выделяется   три   аспекта   школьной   зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Под  интеллектуальной   готовностью  понимается   развитие   мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные   признаки,   делать   выводы;   возможность   логического   запоминания; концентрация   внимания;   умение   воспроизводить   образец,   а   также   развитие   тонких движений   руки   и   сенсомоторную   координацию.   Такая   интеллектуальная   зрелость   в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Социальная готовность  к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав.   Эта   готовность   выражается   в   отношении   ребёнка   к   школе,   учителям   и   учебной деятельности. Эмоциональная зрелость   в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.             Сформированность   личностной   и   социально­психологической   готовности ребенка   к   школе   предполагает   наличие   новой   «внутренней   позиции   школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Несформированность одного из компонентов 3 психологической готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально­психологической сфере.        Педагогическая   целесообразность  программы   продиктована   необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание   учебных   занятий   направлено   на   выявление   индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально­волевой сферы. В   ходе   реализации   данной   программы   подтверждается   эффективность   коррекционного влияния на детей, что позволяет успешно применять разработки занятий в психолого ­ педагогическом процессе в аспекте ФГОС. Основополагающими идеями   данной программы являются:              ­ направленность на формирование психологической готовности детей к школе            ­ сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели Занятия   и   мероприятия   для   будущих   первоклассников   планируются   в   стенах гимназии. Предполагается знакомство детей и родителей не только с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок, но и с педагогом­психологом гимназии. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями.  Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать не только с преподавателями, но и с педагогом­психологом   гимназии.   Такое   построение   работы   с   родителями   даёт   им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.   И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в гимназии им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать. Программа     предназначена   для   будущих   первоклассников,   и   направлена   на психологическую подготовку к  школьной жизни. 4 Принципы построения программы:  Принцип систематичности и последовательности   построения  Принцип учёта возрастных психологических особенностей детей дошкольного  возраста  Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку  Принцип гуманности и терпимости   Принцип сотрудничества ( ­дети –родители­ педагоги  ­ школьный психолог)  Принцип «Не навреди» Основные функции программы:  Коммуникативная ­  направлена на создание условий для     развития уровня     коммуникативных   качеств   будущих   первоклассников,   возможности   их       продуктивного общения со      сверстниками и  педагогами          Развивающая   –  направлена   на  развитие     самостоятельности,   творческих способностей,  познавательной активности детей.  Корректирующая ­  направлена на создание условий для   выявления «факторов риска»  в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе. 3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы: Цель   программы:   организация   развивающей   работы   с   дошкольниками, направленную на психологическую готовность ребенка к началу обучения в школе.  Задачи программы: 1. Формирование личностных УУД: • • • • положительного отношения к школе;  чувства  необходимости учения; рефлексивности; адекватного осознанного представления о качествах хорошего ученика;  • способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; • • • • представленности в Я­концепции социальной роли ученика; познавательных мотивов – интерес к новому; интереса к способу решения и общему способу действия; стремления   выполнять   социально­значимую   и   социально­оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; 5 • 2. • • • • • 3. • стремления к приобретению новых знаний и умений; Формирование регулятивных УУД: умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умения сохранять заданную цель,  умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умения контролировать свою деятельность по результату;  умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;  Формирование познавательных УУД: умения устанавливать аналогии на предметном материале;  • материале;  • • операции классификации и сериации на конкретно­чувственном предметном операции установления взаимно­однозначного соответствия;  умения выделять существенные признаки конктерно­чувственных объектов; • перехода от эгоцентризма как особой умственной позиции   (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект); • кодирования/замещения   (использования   знаков   и   символов   как   условных заместителей реальных объектов и предметов); • умения   использовать   наглядные   модели   (схемы,   чертежи,   планы), отражающие   пространственное   расположение   предметов   или   отношений   между предметами или их частями для решения задач; • зрительно; • 4. • • общения;  умения   произвольно   сохранять   и   использовать   информацию   на   слух   и умения быстро и точно перерабатывать полученную информацию; Формирование коммуникативных УУД: потребности в общении с взрослыми и сверстниками; навыков владения определенными вербальными и невербальными средствами • приемлемого (т.е. не негативного, а желательно эмоционально позитивного) отношения к  процессу сотрудничества;  • • • ориентации на партнера по общению;  умения слушать собеседника;  произвольных форм общения с взрослыми. 6 5. Обучение   приемам   саморасслабления,   снятие   психомышечного напряжения.  Работа по данной программе строится на следующих принципах: 1. 2. Уважительное, доброжелательное отношение к детям, их потребностям. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность. 3. Учет ведущей деятельности дошкольного возраста – игры 4. Присутствие   доброжелательной   эмоциональной   оценки   любого   малейшего достижения ребенка. 5. Постепенность процесса. 4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной  программы от уже существующих образовательных программ Отличительной   особенностью   программы   является   то,   что   ребенку   предлагаются задания не учебного характера. Так как основным видом деятельности у детей остается игра,   занятия   проводятся   в   доступной,   интересной   игровой   форме,   среди   которых присутствуют игры, призванные помочь детям познакомиться, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками, научить детей правильно воспринимать   сверстников.   Для   формирования   эмоционально­волевой   регуляции поведения используются игры с правилами. Также в данную программу входят упражнения и игры, расширяющие словарный запас и кругозор ребенка, игры на развитие мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, зрительной и двигательной координации.  5.Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  Программа рассчитана на детей  6­7 летнего возраста. Занятия проводятся с детьми  старшего дошкольного возраста. Наполняемость группы – 25­30 человек.(5 групп – по 25  чел.). Формы работы: индивидуальная, групповая. 6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.  Учебный план рассчитан на 7 месяцев (октябрь ­ апрель). Занятия проводятся один раз в месяц по субботам. Общее количество занятий – 7. Продолжительность занятий ­ 30­ минут.  7 Структура занятий: Любое занятие состоит из трех основных частей:  Вводная   часть   (разминка).   Начинается   с   ритуала   приветствия,   целью   которого является настрой на работу, затем следуют «разогревающие» психогимнастические упражнения.  Основная часть. В данной части идет основная работа по теме занятия, состоит из одного   или   нескольких   упражнений,   создающих   условия   для   достижения   целей каждого конкретного занятия.  Завершение.   Последним   этапом   является   рефлексия.   Благодаря   ей   происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.  Методы, используемые на занятиях  Ситуационно­ролевые и развивающие игры с правилами;  Упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;  Сказкотерапевтические техники;  Психогимнастические   психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы. направленные   на   упражнения,   снижение  Основной составляющей  в сопровождение детей по подготовке к школе является работа   с   родителями.   Помощь   в   обучении   направлена   на   повышение   психологической компетентности    родителей в вопросах подготовки  ребёнка 6­7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в  школе.  После каждого занятия у родителей есть возможность узнать об успехах ребенка на занятии, получить рекомендации школьного психолога.  Работа с родителями, педагогами. Проводятся   консультации   «Что   должен   знать   и   уметь   первоклассник»,   ,   «Как подготовить   ребенка   к   обучению   в   школе»,   «Психологическая   готовность   ребенка   к школе»,     проводятся     родительские   собрания.   Родители   знакомятся   с   результатами диагностики готовности детей к обучению в школе, сформированности у них УУД.  Родителям   детей,   у   которых   был   выявлен   слабый   уровень   развития   рекомендуется консультация детского специалиста. 8 7. Формы и режим занятий Формы и режим занятий.   Занятия проводятся 1 раз в месяц по субботам (1 занятие по 30 минут в каждой группе).  Занятия по программе «Ступеньки к школе» проводятся в учебных помещениях.  8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;  Планируемые результаты:  Периодически     организуемые     исследования     (анкетный     опрос,     игровые     зачеты     и тестовые   задания)   помогут   увидеть   результат   образовательной   и   воспитательной работы, рост каждого ребенка. В  конце  обучения  дошкольники приобретают  новые  знания,  умения  и  навыки:          повышают   свой   познавательные   способности   (память,   внимание,   воображение, восприятие, мышление), учатся общаться  друг с другом, работать в парах и группах, готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу, способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам; усидчивость и внимательность при групповой работе; умение   проговаривать   и   адекватно   выражать   свои   переживания   в   сложных эмоциональных   ситуациях   (проигрыш,   неоправданные   ожидания,   провокации   со стороны других ребят); самостоятельность и организованность;  способность проявлять  инициативу и уверенность. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:  сохранение физического, психического и социального здоровья детей;  установление контакта с учащимися, с учителем;  формирование адекватного поведения;  овладение навыками познавательной деятельности. Этапы реализации программы: 9 1.Аналитико­диагностический   (входящая   диагностика   готовности   к   обучению,   анализ возможных причин дезадаптации и типичных трудностей в обучении). 2. Коррекционно­развивающий (реализация программы). 3. Повторный диагностический (диагностика готовности к школьному обучению, анализ причин дезадаптации). 9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы В   конце   обучения   проводится   диагностика   и   затем   составляется   сводная   таблица результатов готовности к школьному обучению детей. По итогам программы проводится индивидуальная психологическая консультация с родителями будущих первоклассников, родительский лекторий. Контроль   за   реализацией   программы   осуществляет   администрация   образовательного учреждения. Учебно ­ тематический план дополнительной программы «Ступеньки к школе» 10 №  п/п Разд ел 1. 2 3 Наименование разделов/тем Кол­во  часов Теория Практика №  п/п Те ма Ступенька « Познайка» Давайте познакомимся. 1 2 Школа моей мечты Ступенька «Развивайка» Экспресс­диагностика познавательных  способностей детей Путешествие на остров «Внимание и  1 2 памяти» Страна «Вообразилия» 3 4 Путешествие со Знайкой (мышление) 1 Ступенька «Я­ученик» Диагностика «Психолого­педагогическая  оценка готовности к началу школьного  обучения» (итог) Всего: 1 1 1 1 1 1 1 7 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 11 Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Методические пособия для педагога: 1. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления. 2. Набор открыток сюжетного содержания. 3. Материал для диагностических занятий с детьми дошкольного возраста «Скоро в  школу». 4. Наборы таблиц  по темам: «Готов ли ты к школе. Память» «Готов ли ты к школе. Внимание» «Готов ли ты к школе. Предметы»  «Готов ли ты к школе. Логика» «Готов ли ты к школе. Большая книга тестов» Список методик для мониторинга: Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе Тест   на   уровень   развития   школьно­значимых   психических   и   физиологических Тест на уровень развития познавательной деятельности Тест «Кругозор» Методики   исследования   уровня   готовности   детей     к   обучению   в   школе   Л.А. 1. 2. функций 3. 4. 5. Ясюковой 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Корректурная проба. Тест школьной зрелости К.Йерасека. Мотивационная готовность к школе (Л.А.Венгер). Слуховая память "10 слов" (А.Р. Лурия). Зрительная память "Узнай фигуры" (Р.С.Немов). Восприятие "Найди квадрат" (М. Ильина, Н. Головочёва). Диагностика интеллектуальной одарённости "МЭДИС". 13. Методики «Поиграем», «Угадай». (коммуникативная готовность) 14. 15. 16.  Графические навыки "Нарисуй домик" (Н.И.Гуткина). Воображение "Дорисуй фигуру" (О.М.Дьяченко). Самооценка "Лесенка". «Психолого­педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. 17. Семаго и М.М. Семаго 18. Тест «Рисунок семьи» 12 Список использованной литературы 1. Агафонова, И.Н. Готовимся к школе./Учебное пособие.­ СпБ: ИД: МиМ.,2007.­48л. 2. Безруких,   М.   М.   Ступеньки   к   школе:   Книга   для   педагогов   и   родителей.­М.: Издательство:  Дрофа, 2010г. 3. Бочкарева,О.  Проверка   уровня   подготовки   детей   к   школе   (305).­М.:   Издательство: Корифей, 2007г. 4. Давлетшина В. Экспресс ­ курс по психологическому настрою детей на школьное обучение. // Школьный психолог. – 2011. ­ №5. – с. 18 – 31. 5. Дружинин, Б.Л., Куминова, И.И. Развивающие игры для детей       дошкольного и младшего школьного возраста./ Б.Л. Дружинин, И.И. Куминова.­ М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.­88с. 6. Ильина,   М.Подготовка   к   школе:   развивающие   тесты   и   упражнения.­   СпБ: Издательство: Питер, 2006. 7. Колесникова О. Правила для школы. // Школьный психолог. – 2009.­ №10. –с.30 – 32. 8. Масленникова Е. Путешествие в страну ШКОЛЯНДИЮ. // Школьный психолог. – 2010. ­№11.­ с. 20­ 28. 9. Психологическая   поддержка   младших   школьников:   программы,   конспекты занятий/авт.­сост. О. Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.­89 с. 10. Тарасова Е. Передача чувств. // Школьный психолог. ­2009. ­ №22. ­  . с. 25­32. 11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 13 14

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа  психологической развивающей работы с будущими первоклассниками «Ступеньки к школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017