Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.05.2017
Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"
Дополнительная развивающая программа "Рукодельница" погружает ребят в прошлое. Знакомит с историей и традициями русского народа. Изготовление традиционных обереговых, игровых, обрядовых кукол переносит в мир Древней Руси. В мир, в котором хозяйки своими волшебными руками, замечательным рукоделием создавали уют и оберегали свои семьи
Дополнительная общеразвивающая программа Рукодельница.docx
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ Наименование общеобразовательной организации : МБОУ СШ № 9 Название программы Направленность  программы Ф.И.О. педагога,  реализующего  дополнительную  общеобразовательную  программу Год разработки Где, когда и кем  утверждена  дополнительная  общеобразовательная  программа Уровень программы Информация о наличии  рецензии Цель  Задачи  Ожидаемые результаты  освоения программы Творчество и мастерство Художественная  Слободяник Ольга Владимировна 2014 год Стартовый  Формирование   социального,   ценностного (творческого),   коллективного   опыта   в   системе ценностей декоративно ­ прикладного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии. Расширять культурно­историческую   деятельность обучающихся в условиях  постижения народного искусства,  самоидентификация и самоэстетизация  личности; Формировать художественно­творческие  действия межкультурного диалога и  взаимодействия в условиях социально­ творческого партнерства; Воспитывать систему поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности  и ответственности народного искусства. В сфере личностных УУД у обучающихся  будут сформированы: положительное отношение к декоративно ­  прикладному творчеству; желание приобретать новые знания; чувство прекрасного и эстетического чувства на  основе знакомства с мировой художественной  культурой; эмпатия, как понимание чувств других людей, и  сопереживание им. В сфере регулятивных УУД обучающиеся  научатся: планировать свое действие; вносить необходимые коррективы в действия; адекватно оценивать свои достижения. В сфере познавательных УУД обучающиеся  научатся: осуществлять поиск информации; строить речевое высказывание в устной форме; строить рассуждения; обобщать; устанавливать аналогии. В сфере коммуникативных УУД  обучающиеся научатся: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства для Срок реализации  программы Количество часов в  неделю \ год Возраст обучающихся Формы занятий решения коммуникативных задач. 1 год 2, 76 8­9 лет  Интегрированные занятия с музыкой,  литературой, хореографией.  Дискуссии и беседы о декоративно прикладном  творчестве, фольклоре. Игры, игровые тренинги.  Репетиции.  Выступления. Методическое обеспечение В процессе занятий используются различные  Условия реализации  программы (оборудование,  инвентарь, специальные  помещения, ИКТ ит.д.) формы: традиционные, комбинированные,  практические занятия – игры, выступления на  публике, концерты, конкурсы, выставки. Таблицы по театральному искусству. Видеотека. Слайды. Компьютер. Магнитная доска. Набор демонстрационных материалов. Ноутбук с колонками. Пояснительная записка  о реализации учебного плана  на 2016 ­ 2017 учебный год Направленность дополнительной общеобразовательной программы:  Художественная. Вид образовательной деятельности: декоративно – прикладное творчество. Цель:  Формирование   социального,   ценностного   (творческого), коллективного   опыта   в   системе   ценностей   декоративно   ­   прикладного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии. Задачи. Развивать у учащихся интерес к декоративно – прикладному творчеству; Раскрывать творческие возможности детей; Активизировать познавательные интересы детей. Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания; Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, культуру общения и поведения в коллективе, в социуме. Информационная справка об особенностях реализации  УП в 2015 – 2016 учебном году. Общий   срок   реализации   исходной программы (количество лет) Год обучения Возраст воспитанников) Количество   воспитанников   в   группе   в текущем учебном году Количество часов в неделю Общее количество часов в год 3 года 1 8 ­ 9 лет 12 2 76 Ожидаемые результаты на2016 ­2017 учебный год ­ формирование опыта в системе ценностей народного искусства для постижения   культуры   своей   Родины   и   мира   в   межкультурном   диалоге   и взаимодействии; ­ формирование художественно – творческих действий; ­   расширение   культурно   исторической   деятельности   обучающихся   в условиях постижения народного искусства; ­ обогащение конкретных представлений об окружающем мире. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком   своего   оригинального   продукта,   а   главным   критерием   оценки обучающегося   является   не   столько   его   талантливость,   сколько   его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. У воспитанников, в процессе усвоения программы формируются такие качества   личности,   как   пытливость,   инициатива,   умственная   активность   и самостоятельность.   Важное   значение   для   умственного   и   эстетического воспитания,   имеет   формирование   активного   восприятия   детей,   умения активизировать   жизненный   опыт.   Качества   самостоятельности,   активности лежат в основе детского изобразительного творчества. Обучение творческой деятельности   способствует   формированию   таких   мыслительных   операций, как   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение.   На   занятиях   творческой деятельностью   складываются   благоприятные   условия   для   развития   речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения. Личностные результаты:   ­   в   ценностно­эстетической   сфере   —   эмоционально­ценностное отношение   к   окружающему   миру   (семье,   Родине,   природе,   людям); толерантное   принятие   разнообразия   культурных   явлений,   национальных ценностей   и   духовных   традиций;   художественный   вкус   и   способность   к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;   ­   в   познавательной     (когнитивной)   сфере   —   способность   к художественному   познанию   мира;   умение   применять   полученные   знания   в собственной художественно­творческой деятельности;   ­   в   трудовой   сфере   —   навыки   использования   различных художественных   материалов   для   работы   в   разных   техниках   (декоративно­ прикладное   искусство,   художественное   конструирование);   стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты:  ­ умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (Техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);   ­   желание   общаться   с   искусством,   участвовать   в   обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;   ­   активное   использование   языка   изобразительного   искусства   и различных   художественных   материалов   для   освоения   содержания   разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);   ­   обогащение   ключевых   компетенций   (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно­эстетическим содержанием;  ­ формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно­творческую   и   предметно­продуктивную   деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;   ­   формирование   способности   оценивать   результаты   художественно­ творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты:   ­   в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и   жанры   пластических   искусств,   характеризовать   их   специфику; сформированность   представлений   о   ведущих   музеях   России   и художественных музеях своего региона;  ­  в ценностно ­ эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, и   своё   отношение   к   природе,   осознание общечеловеческих   ценностей,   выраженных   в   главных   темах   искусства,   и отражение   их   в   собственной   художественной   деятельности;   умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;   обществу;   человеку, ­ в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных   особенностях   произведений,   изображающих   природу   и человека   в   различных   эмоциональных   состояниях;   умение   обсуждать коллективные результаты художественно­творческой деятельности;   ­   в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства   художественной   выразительности   для   передачи   замысла   в собственной   художественной   деятельности;   моделирование   новых   образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Отражение в УП особенностей текущего учебного года: Праздники, запланированные в учебно ­ воспитательном плане ОУ: 1. День учителя 2. День театра 3. Новый год 4. День рождения школы 5. Международный день 8 марта Содержание программы. 1. Художественное творчество. 1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.  «Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо.  Древо  жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в  народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец,  Хохлома,  Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и  т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке  (Каргополь, Дымково и др.). 2). Тряпичная кукла­скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов  России. Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи»,  «Столбушки»,  «Крестушки», «Рожаницы».  Изготовление женской и мужской куклы­ скрутки. В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки,  пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц.  Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже  тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это  культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. 3). Птица – счастье. Орнамент. Вышивка. Росписи. Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре  народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и  жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.). Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая  резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка). 4). Хлебушко­Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка. Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе).  Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный  герой. 2. Фольклор. 1) Колыбельная моей бабушки. 2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России. Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них  отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, отношение к  миру природы и человеку, добру и злу, прекрасное знание человеческой  психологии и древних традиций. Пословицы и поговорки о Добре и зле: Побеждай зло добром Доброму Бог помогает. За недобрым пойдешь — на беду набредешь. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. 4).   Мифы   и   легенды   наших   предков.   Древние   божества.   Богатыри   и батыры. Всем известны персонажи народных мифов и былин «Илья Муромец», «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич». 4). Попевки: « Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи».  «Евсей». «Ай, тари, тари, тари». «Как на горке на горе». 3. Игра: 1). Ручеек: Во время исполнения народной песнидети стоят в двух шеренгах, образуя   пары,   лицом   друг   к   другу.   Первая   пара   является   ведущей,   она назначает фигуры танца: "Ручеек", "Челночки".  4.Экспедиция, проект: 1. Деревянное зодчество моего села, города, края. На   различных   экскурсиях   с   классом   сфотографировать,   описать, зарисовать   имеющиеся   деревянные   сооружения   (дома,   храмы,   постройки). Найти информацию: как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ­исследование «Деревянная архитектура моего села, города, края». 2. Музеи моего села, города, края. На  экскурсиях в музеи своего  села,  города,  края  сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются   друг   от   друга.   Составить   иллюстрированный   рассказ­отчет   о проделанной   работе.   Вместе   с   родителями   составить   описание   и   опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей». 3. Народные мастера моего села, города, края. Познакомится   с   творчеством   народных   мастеров   или   педагогов   крае. изучающих   народное   искусство   в   своем   селе,   городе, Сфотографировать,   описать   и   зарисовать   изделия   выполненные   ими. Составить рассказ­отчет о народных мастерах. Отличительные особенности данной программы: 1. Разработка содержательной стороны образовательного и воспитательного  процесса, предполагающего: ­ комплексный подход к развитию и обучению ребенка; ­ воспитание художественно­эстетического вкуса; ­ формирование эмоционально­эстетического восприятия окружающего мира  через музыку и движения: ­ развитие эмоциональной сферы через восприятие музыкальных и  художественных произведений; ­ развитие творческих проявлений у детей через погружение в мир театра и  импровизацию. ­ воспитание общительности, умения входить в контакт с другими детьми и  взрослыми,  2. Формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности на занятиях и выступлениях перед зрителями. 3. Создание предметно пространственной среды, обеспечивающей художественно­эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности. Набор в группы: свободный, по желанию. Число обучающихся в группе: 12 детей. Режим занятий: 3 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. № Виды и направления деятельности 1. Художественное творчество 2. Фольклор 3. Игра 4. Экспедиция. Проект Итого: Учебный план. Содержание темы Количество часов 1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. 2).   Кукла   скрутка.   Тряпичная   кукла­ скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Птица – счастье. Орнамент.  Домовая резьба. Вышивка. Росписи. 4).   Хлебушко   –   Батюшко.   Каравай. Калач. Русская печка. 1). Колыбельная моей бабушки. 2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России. 3).   Мифы   и   легенды   наших   предков. Древние божества. Богатыри и батыры. 4).   Попевки:Осенины.   На   зеленом   на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе. 1). Ручеек. 2). У медведя во бору. 3). 12 палочек. 4). Гуськи. 1.   Деревянное   зодчество   моего   села, города, края. 2. Музеи моего села, города, края. 3. Народные мастера моего села, города, края. 4. этнографический музей.   Мой   школьный   историко­ 6 6 6 4 6 6 4 4 4 4 4 4 6 4 4 4 76 Материально­методическое обеспечение Для   полноценной   реализации   курса   технологии   в   начальном образовании   и   достижения   планируемых   результатов   необходима соответствующая материальная база:  ­ Видеотека.  ­ Слайды.  ­ Компьютер.  ­ Магнитная доска.  ­ Набор демонстрационных материалов.  ­ Ноутбук с колонками Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  ­ объяснительно – иллюстрационный (дети воспринимают и усваивают  готовую информацию); ­ частично – поисковый (решение поставленной задачи вместе с педагогом); ­ репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и  освоенные способы деятельности). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности  обучающихся на занятиях: ­ фронтальный; ­ индивидуально – фронтальный; ­ индивидуальный; ­ групповой. Методы и приемы. 1. Игровые технологии. 2. Выставки и обсуждения детских работ. 3. Коллективное творчество. 4. Использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного  ряда. 5. Сравнение (игры «Что на что похоже»), наблюдение и сопоставление  выразительных возможностей разных материалов, видов деятельности. 6. Творческие тренинги. Учебно­тематический комплекс.  Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.­ М., 1988. 1. Банников   В.Н.   Народное   искусство   как   образовательная   парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.­ С. 67­71. 2. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.­ М., 1979. 3. Возвращение   к   истокам:   Народное   искусство   и   детское   творчество:   Т.Я.Шпикаловой, Учебно­методическое   пособие   /   под   ред. Г.А.Поровской.­ М.: Гуманитарное. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991. 5. Дайн   Г.Л.,   Шпикалова   Т.Я.   Русская   народная   игрушка:   Альбом   с методическими рекомендациями.­ М., 1988. 6. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно­методическое пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.­ М.: Гуманитарное   издание Центр ВЛАДОС, 2001. 7. Жегалова С.К. Русская народная живопись.­ М., 1984. 8. Званцев М.П. Хохломская роспись.­ Горький, 1951. 9. История   русского   орнамента  Х­ХYI  веков. /  Ред.  С.Ю.Ивлев.­   М.:   Арт родник, 1997. 10.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.­ М.: Гуманитарное издание Центр ВЛАДОС, 2002, с ил. 11.Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.­ М., 1987. 12.Народные знания. Фольклор. Народное искусство.­ Вып.4.­ М., 1991. 13.  Некрасова   М.А.   Народное   искусство   как   проблема   коллективного   и индивидуального, традиций и новизны // Проблемы народного искусства.­ М., 1983. 14.Некрасова   М.А.   Народное   искусство   России   –   духовный   феномен современной   культуры.   Традиция   и   современность.   /В   сб.   Народное искусство и современность.­ Ханты­Мансийск, 2009. 15.Неретина   Л.В.   Конспекты   уроков   по   изобразительному   искусству, мифологии   и   фольклору.­   М.:   Гуманитарное   издание   Центр   ВЛАДОС, 2004, с ил. 16.  Пословицы,   поговорки,   загадки.   В   рукописных   сборниках   ХVIII   –  ХХ веков. М.­Л.: Изд­во Академии наук СССР. 1961. 17.Пропп В.Я. Мифология сказки.­ М., 1969. 18.Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов.­ М., 1991. 19.Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым. – СПб, 1895. 20.Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.­ М.: Просвещение, 2006, с ил. Календарно – тематический план занятий. Творчество и мастерство. 2 класс (1, 2, 3 группа), 2 часа в неделю № п\п Тема занятия Количество Дата Дата часов проведения проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие.  Знакомство с программой  обучения. Правила ТБ. Древо жизни – древо моих  предков. Колыбельная моей бабушки Орнамент. Русские народные игры. Вышивка. Колыбельная моей бабушки. Росписи. Ручеек. 10 Кукла – скрутка. Лялька –  Мотанка. 11 Ручеек. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 занятий (план) 01.09 занятий (факт) 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тряпичная кукла – скрутка. Сонница. Сундучок моей бабушки. Тряпичная кукла – скрутка. Хозяйка – кормилица. Сундучок моей бабушки. Рукотворная кукла в  культуре России. Выставка  работ. Сказки народов России. Птица Счастье. Вышивка. Сказки народов России. Птица Счастье. Росписи. Расскажи мне сказку. Птица Счастье. Росписи. Покажи мне сказку. Птица Счастье. Домовая  резьба. У медведя во бору. Хлебушко – Батюшко. Колобок. Хлебушко – Батюшко.  Каравай. У медведя во бору. Ручеек. Хлебушко – Батюшко.  Калач. Древние сказители. Баяны. Хлебушко – Батюшко.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 01.11 03.11 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 Русская печь. 33 34 Древние сказители. Баяны. Деревянное зодчество моего края.  35 Мифы и легенды наших  предков. Древние божества. 36 Деревянное зодчество моего края. 37 Мифы и легенды наших  предков. Древние божества. 38 Деревянное зодчество моего края. 39 Мифы и легенды наших  предков. Древние божества. 40 Деревянное зодчество моего края. 41 Мифы и легенды наших  предков. Древние божества. 42 Поиграем как раньше на  Руси. Гуськи. 43 Музеи моего города.  44 Поиграем как раньше на  Руси. Гуськи. 45 Музеи моего города.  «Старый Сургут». 46 Поиграем как раньше на  Руси. 12 палочек. 47 Музеи моего города.  «Старый Сургут». 48 Поиграем как раньше на  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22.12 27.12 29.12 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 Руси. 12 палочек. 49 Музеи моего города.  «Старый Сургут». 50 51 52 53 Заветный сундучок.  Обрядовая кукла. Заветный сундучок.  Обрядовая кукла. Выставка работ. Путешествие Матрешки по  России. 54 Обрядовые праздники Руси. 55 Макошь и две ее дочери.  Доля и Недоля. 56 Обрядовые праздники Руси. 57 Матрешка Семеновская. 58 Обрядовые праздники Руси. 59 Матрешка Полхов –  Майданская. 60 Обрядовые праздники Руси. 61 Матрешка Загорская. 62 Обрядовые попевки,  заклички и песни. 63 Матрешка Башкирская,  64 65 Удмуртская. Обрядовые попевки,  заклички и песни. Создание Матрешки моей  мечты. 66 Обрядовые попевки,  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.02 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 21.03 23.03 28.03 30.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 67 68 69 70 71 72 73 74 75 заклички и песни. Создание Матрешки моей  мечты. Обрядовые попевки,  заклички и песни. Создание Матрешки моей  мечты. Художники моего города,  края. Создание Матрешки моей  мечты. Художники моего города,  края. Поиграем как раньше на  Руси. Ручеек. У медведя во  бору. 12 палочек. Гуськи. Художники моего города,  края. Поиграем как раньше на  Руси. Ручеек. У медведя во  бору. 12 палочек. Гуськи. 76 Итоговая выставка работ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.04 02.05 04.05 09.05 11.05 16.05 18.05 23.05 25.05 30.05

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"

Дополнительная общеразвивающая программа "Рукодельница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017