Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Оценка 4.9

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Оценка 4.9
Лекции
docx
другое
16.03.2024
Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В законе «Об образовании» сказано, что дополнительное образование необходимо для развития творческих способностей детей и взрослых, формирования культуры ЗОЖ и организации свободного времени. По формату это привычные нам кружки, секции, студии, курсы. Их можно организовать в специальных учреждениях — школах искусств, спортивных школах, дворцах творчества и подобных, а можно в школе. И в школе допобразование выполняет важную функцию — возможность школьником понять свои интересы и как можно раньше подготовиться к выбору профессии.
ВЫСТУПЛЕНИЕ . ИДИЯТУЛЛИНА А.Г..docx

Система дополнительного образования в школе. Использование ситуации успеха в условиях дополнительного образования.

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ  СОШ № 5  с УИОП

г. Бугульма РТ

В законе «Об образовании» сказано, что дополнительное образование необходимо для развития творческих способностей детей и взрослых, формирования культуры ЗОЖ и организации свободного времени. По формату это привычные нам кружки, секции, студии, курсы. Их можно организовать в специальных учреждениях — школах искусств, спортивных школах, дворцах творчества и подобных, а можно в школе. И в школе допобразование выполняет важную функцию — возможность школьником понять свои интересы и как можно раньше подготовиться к выбору профессии.

Нормативно-правовые документы по теме дополнительного образования и внеурочной деятельности

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо от 18.11.2015 № 09-3242 Департамента гос. политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 613н от 08.09.2015. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

СП 2.5.3157-14. САНПИН перевозка организованных групп железной дорогой

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

 

В соответствии с ФГОС, дополнительное образование – это:

•        образование, которое дополняет основное согласно образовательным запросам детей, при этом ориентируются на интересы, предпочтения и способности каждого ребенка;

•        деятельность, которую образовательные учреждения реализуют по дополнительным образовательным программам, для каждой установлены цели и методы оценки результатов;

•        часть общего образования, которая позволяет повысить общий уровень интеллектуального развития, обеспечить ребенку дополнительные возможности для удовлетворения его образовательных и творческих потребностей. Но эту часть реализуют только в свободное от обучения время.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дополнительного образования зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Развивает эстетические навыки, вкус, тягу к прекрасному, а также коммуникативные навыки. Помогает выявить способности детей к реализации в следующих видах искусства: 

  • хореография; 
  • музыка; 
  • театр; 
  • балет;
  • эстрада; 
  • цирк;
  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство.

Самые популярные виды в школе – изобразительное искусство, музыка и театр. Они предполагают большое разнообразие видов деятельности, а также очень интересны школьникам и наиболее просты по реализации, не требуют особых условий и больших ресурсных вложений.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

- обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

- развитие системы поддержки одаренных детей;

- повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

- повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

- создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Реализуя задачи дополнительного образования, мы  пытаемся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе.

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.).

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.

 

Принципы организации дополнительного образования.

     Организуя дополнительное образование школьников, придерживаюсь следующих принципов:

Интерес. Важно помочь ребенку найти в школе «свою» деятельность, привлекательную именно для него. Это помогает укрепить контакты с детьми, способствует формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшить риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.

Сотрудничество. Организую деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть даю им возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.

Доверие. Стремлюсь  к установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это помогает сплотить вокруг себя детей, стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее.

Неназидательность. Содержание занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Сегодня мне хотелось бы поделиться некоторыми формами работы для создания ситуации успеха с помощью кружковой деятельности «Умелые ручки»

Общая характеристика моей кружковой деятельности «Умелые ручки»

Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в    жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

 -знакомству с историей экибаны,  бисероплетения, папье-маше, макраме, LEGO, о происхождении пазлов,  работа с природным материалом, знакомство с технологией работы нитками, с тканью. Изготовление народных кукол, оберегов. Сбор пазлов. Фитостены- высаживание растений на вертикальной поверхности. Флорариум - композиция из различных растений.

Для реализации поставленных задач,  разделяю работу на три этапа.

1 этап – мотивационный, организационный, результативный

 Осуществляя набор в группу, я уделяю внимание, психологическому комфорту, формированию сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы. 

 Самое главное для кружковцев – это продемонстрировать то, чему они научились, даже за  короткий промежуток времени. Подготовка к демонстрации приобретенных умений и навыков воспитывает в ребятах чувство коллектива, ответственность и нацеленность на успех. У ребят появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения и  воплощения своих идей.

2 этап - организационный

Ситуация успеха на следующем, организационном  этапе работы создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.

Воспитанникам предлагается  «раздвинуть» горизонты. В сотрудничестве с родителями педагоги вдохновляют своих учеников к участию в различных конкурсах, акциях, получая истинное удовольствие от их участия и побед.

3 этап – результативный.

На результативном этапе, ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся нейтральное отношение.

Залог успеха коллектива и отделения в целом зависит от каждого участника коллектива.

Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ребенка  на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него. В жизни каждому из нас следует ориентироваться не на других, а на уровень развития своих способностей.

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей, поэтому особое внимание уделяю работе по привлечению родителей в деятельность.

Ситуация успеха  должна подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха   улучшает психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.

На занятиях эффективно осуществляю межпредметные связи, в т. ч. со следующими предметами:

- технология (практические работы руками)

- математика (расчёты, построение форм, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

- русский язык (обогащение словарного запаса, развитие устной речи);

- литературное чтение (работа с текстами, стихи, рассказы, басни);

- изобразительное искусство (построение композиции, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- окружающий мир (изготовление природных объектов, их анализ, использование природных материалов).

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формируется внутренняя позиция ребёнка. В данной позиции возникает три составляющих: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.

Во время выполнения работы в группе, формируется умение следовать в поведении нравственным нормам (обсуждение спорных вопросов, поиск решений поставленной проблемы).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира. Познание происходит через самостоятельный процесс работы с информацией (поиск, исследование, систематизация, обобщение, использование полученной информации).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, сравнение, коррекция, оценка, саморегуляция).

                Данные результаты достижимы в условиях технологического процесса работы над изделием.

        Во время самостоятельной практической работы проходит контроль – учащиеся сравнивают свою работу с эталоном, примером и затем корректируют свои действия, исправляют ошибки, вносят дополнения, оценивают свою работу, а также оценивают свои знания, умения — осознают, над чем необходимо потрудиться, что учесть при выполнении подобных операций в будущих работах.

        Во время трудовой деятельности некоторым детям может быть сложно выполнять какие-то операции, они начинают расстраиваться, переживать, могут забросить работу, и здесь может помочь учитель — подбодрить словом, посоветовать, вернуть уверенность в себя, чтобы у ребёнка появился мотив, желание мобилизоваться.

         Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми. Учащиеся стараются грамотно формулировать вопросы и ответы на них, коммуникативное развитие активно происходит на этапе коллективного обсуждения проблем, диалога, дети учатся учитывать мнения других, отстаивать свою точку зрения.

         Дополнительное образование является важным средством развития личности младших школьников, даёт возможность для формирования универсальных учебных действий, причём формирование происходит в предметно-преобразующей деятельности, где учащиеся получают опыт творческой деятельности, проявления инициативы, реализации собственных замыслов, организации совместной продуктивной деятельности.

Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников. Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

В рамках реализации задачи по увеличению числа детей, занимающихся по образовательным программам дополнительного образования, в Республике Татарстан для родителей и их детей, желающих обучаться  в объединениях дополнительного образования, создан навигатор дополнительного образования детей Республики Татарстан (далее – Навигатор ДОД РТ), размещающийся по адресу: http://navigator.rcvrrt.ru.

Данная задача была обозначена жителями республики как приоритетная в ходе реализации проекта публичного формирования целей и задач Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2019 год.

 

Одной из основных задач, решаемых посредством запуска портала и мобильного приложения, станет доступность и оперативность получения актуальной информации о реализуемых программах дополнительного образования детей в конкретном муниципальном образовании.

Данный ресурс позволяет осуществить поиск программ по всем муниципальным образованиям республики, по направленностям, формам и категориям реализации программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.                   Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования. - М.:Издательский центр "Академия", 2014

2.                   Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2009

3.                   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. - М.:просвещение, 2010

4.                   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

5.                   https://edunews.ru/deti/info/do-v-shkole.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Система дополнительного образования в школе

Система дополнительного образования в школе

В соответствии с ФГОС, дополнительное образование – это: • образование, которое дополняет основное согласно образовательным запросам детей, при этом ориентируются на интересы, предпочтения и способности…

В соответствии с ФГОС, дополнительное образование – это: • образование, которое дополняет основное согласно образовательным запросам детей, при этом ориентируются на интересы, предпочтения и способности…

Развивает эстетические навыки, вкус, тягу к прекрасному, а также коммуникативные навыки

Развивает эстетические навыки, вкус, тягу к прекрасному, а также коммуникативные навыки

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно: – возможности интеграции, как более мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность…

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно: – возможности интеграции, как более мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность…

Реализуя задачи дополнительного образования, мы пытаемся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного…

Реализуя задачи дополнительного образования, мы пытаемся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного…

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Принципы организации дополнительного образования

Принципы организации дополнительного образования

Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его…

Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его…

LEGO, о происхождении пазлов, работа с природным материалом, знакомство с технологией работы нитками, с тканью

LEGO, о происхождении пазлов, работа с природным материалом, знакомство с технологией работы нитками, с тканью

На результативном этапе, ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся нейтральное отношение

На результативном этапе, ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся нейтральное отношение

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формируется внутренняя позиция ребёнка

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формируется внутренняя позиция ребёнка

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней

Республики Татарстан (далее –

Республики Татарстан (далее –

Использованная литература 1.

Использованная литература 1.

Приложение 2

Приложение 2

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024