Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Говоря о месте и роли дополнительного образования детей (ДОД) в образовательной системе Российской Федерации, необходимо определиться с самим понятием – дополнительное образование.
Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие.материал для участия в семинаре для ПДО
дополнительное образование детей - новый вектор развития.doc
1
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Лекционная часть
1. Роль и место дополнительного образование детей в современной
системе образования РФ. Государственные документы по развитию и
модернизации системы дополнительного образования детей.
2. Цели и задачи развития дополнительного образования на
современном этапе.
3. Педагог дополнительного образования: профессиональный стандарт.
"Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию".
Я.А. Коменский
Говоря о месте и роли дополнительного образования детей (ДОД) в
образовательной системе Российской Федерации, необходимо определиться с
самим понятием – дополнительное образование.
Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют
сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с
индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с
помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и
потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и
личностное развитие1. Каков путь становления государственной системы ДОД в
1 Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации.
http://dopedu.ru/index.php/statyi/151-2012-05-23-19-02-32 2
России, которой в 2013 году исполнилось 95 лет? Совершим краткий экскурс в
историю.
Система дополнительного образования в России сложилась на базе
внешкольных учреждений, которые выполняли функцию идеологического
содействовали организации
воспитания подрастающего поколения,
содержательного досуга. В середине 80х годов XX века во внешкольных
учреждениях системы просвещения СССР (дворцах и домах пионеров, центрах
детского творчества, спортивных школах, пионерских лагерях и др.) работали
135 тыс. педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой
в ВУЗах, НИИ, на производстве, в учреждениях культуры.2 Внешкольные
учреждения являлись также методическими центрами в организации пионерской
и комсомольской работы в школах. Социальноэкономический кризис 90х годов
привел к постепенному развалу сложившейся системы, т.к. резко сократилось ее
государственное финансирование.
С принятием Закона РФ «Об образовании» 1992 года3 изменился статус
внешкольных учреждений: отпала идеологическая функция, ведущим стало
дополнительное образование, направленное на «всестороннее удовлетворение
образовательный потребностей граждан, общества, государства» (ст. 26 Закона
РФ «Об образовании»). Внешкольные учреждения приобрели право на
разработку и реализацию образовательных программ, адресованных детям
преимущественно от 6 до 18 лет.
В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» эта сфера
образования уже определяется как «целенаправленный процесс воспитания и
обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно
образовательной деятельности за пределами основных образовательных
2 Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е.Лебедева.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.256 с. Стр. 624
3 Закон РФ «Об образовании» http://base.garant.ru/10164235/ 3
программ в интересах человека, общества, государства».4 В этом же
законопроекте определяется, что дополнительное образование – это процесс,
объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Для понимания места ДОД в современной образовательной системе
необходимо проанализировать проблемы и перспективы развития образования в
целом.
Период конца XX – начала XXI для нашей страны характеризуется
«сменой модели общественного развития»5, «переходом от господства
единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному
плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей,
заимствованием массовой западной культуры». Россия оказалась вовлеченность
в мировое культурное и информационное пространство.
Молодое поколение столкнулось с проблемами, которые ранее не стояли
так остро: отсутствие общепринятых идеологических ориентиров, свобода
доступа к информации различного толка, конфликт поколений (разница
ценностей), самоидентификация с неформальными молодежными группами,
множество соблазнов (доступность наркотических средств, алкоголя,
сексуальная пропаганда), необходимость раннего заработка и т.д. Крутые
девальвация
перемены претерпевала и система образования. Произошла
ценностей советской школы, в основе которой лежал «знаниевый»6 тип
обучения. Обострились противоречия между непрерывно возрастающим
потоком информации (ее объем каждые 510 лет удваивается) и устаревшей
системой передачи знаний от учителя к ученику. Возросшая конкуренция на
рынке труда предъявила
жесткие требования к качеству подготовки
специалистов во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Однако
4 Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» / Внешкольник № 5 1998 с.2
5 История России. http://www.ru-history.com/index.php?articles_id=69&view=articles
6 Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные
проблемы) РостовнаДону: Издво РО ИПК и ПРО, 2001. 176 стр. Стр 3 4
наибольшую тревогу вызывает «разрушение моральнонравственных норм и
ценностных установок, традиционных для России под воздействием быстрого
демонтажа советской идеологической системы и поспешного копирования
западных форм жизни, а также агрессивного вторжения ценностей рыночной
экономики, насаждающиеся в сознание молодежи модели обогащения и успеха
любой ценой, неопределенность ценностных ориентиров»7.
Одновременно с реформированием общественного устройства в стране
началась реформа системы образования.
Заседание Госсовета 29 августа 2001 года было полностью посвящено
обсуждению вопроса о развитии образования в Российской Федерации.
Чиновники констатировали,
что образование уже прошло стадию
демократического переустройства в 90х годах (правовой статус закреплен
Законом «Об образовании»), но все еще находится в плачевном состоянии.
Между тем, было признано: «опережающее развитие образования это главное
условие и главный ресурс возрождения России»8. Была озвучена задача
«провести глубокую всестороннюю его модернизацию, сконцентрировав усилия
вокруг трех основных целей: доступность, качество, эффективность».
В апреле 2002 года был опубликован документ, определивший стратегию
развития образования современной России в первом десятилетии XXI века
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.9
Главная цель документа переориентировать педагогическое сознание на
воспитание молодого поколения в условиях новой России. Содержание
концепции касалось, в основном, сферы общего образования:
- роль образования в развитии российского общества;
7 Попова И.Н., Попов А.В. Исторические предпосылки формирования национального идеала воспитания
современной России http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/2/25/Попова_нац_идеал.doc
8 Заседание Госсовета №4 29 августа 2001 года «О развитии образования в Российской Федерации»
http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2001/08/29/30106.shtml
9 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml 5
- новые социальные требования к системе российского образования;
- состояние российской системы образования и необходимость ее
модернизации;
- цели и основные задачи модернизации образования;
- приоритеты образовательной политики государства.
В сфере дополнительного образования реформирование также
сопровождалось принятием целого ряда важных государственных документов.
Рассмотрим их.
1) Межведомственная программа развития системы дополнительного
образования детей на 20022005 годы.10
основные направления и специфику развития системы ДОД в образовательных
учреждениях разных типов, а также первоочередные меры для обеспечения
Программа определила цель, задачи,
реализации Программы.
Одной из мер была разработка региональных нормативных документов,
касающиеся дополнительного образования. Так, например, в Распоряжении КО
правительства СанктПетербурга от 01.07.2004 «Об упорядочении деятельности
образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей
на базе учреждений общего и начального профессионального образования» 11
опубликованы Методические рекомендации "О развитии дополнительного
образования детей на базах учреждений общего и начального
профессионального образования" в СанктПетербурге. В этом документе, в
частности, излагается порядок организации структурных подразделений на базе
общеобразовательных школ – отделений дополнительного образования детей
(ОДОД), а также даются рекомендации по созданию положения об ОДОД.
Таким образом, была законодательно утверждена модель единого
10 Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 20022005 годы
Приложение N 2 к приказу Минобразования Россииот 25 января 2002 года N 193
http://docs.cntd.ru/document/901812949
11 Распоряжение Комитета по образованию Правительства СанктПетербурга от 01.07.2004 N 291р
http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/iw-pravila/g3p.htm 6
образовательного комплекса, включающего в себя основное и дополнительное
образование детей преимущественно от 6 до 18 лет.
2) Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации на период до 2010 года12 .
В Концепции отражен новый взгляд на ДОД: оно рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства и определяется «как
мотивированное образование, которое получает личность сверх основного
образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и
творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно,
социально, профессионально, личностно».
В документе акцентируется внимание на отличительных чертах
педагогики дополнительного образования – педагогики сотрудничества. Это:
возможность свободного выбора каждым ребенком образовательной
области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее
освоения, педагога;
личностнодеятельностный характер образовательного процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,
самореализации и самоопределению;
личностноориентированный подход к ребенку, создание "ситуации
успеха" для каждого.
Выделяются функции ДОД (обучающая, развивающая, социализирующая,
релаксационная) и направленности творческой деятельности обучающихся
(научнотехническая, художественная, экологобиологическая, спортивно
техническая, физкультурноспортивная, туристскокраеведческая, военно
патриотическая, социальнопедагогическая, естественнонаучная и др.)
Концепцией определена цель дальнейшей модернизации ДОД: «создание
условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного
12 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года
(Одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. N ПК2)
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/lq-postanovlenija/m4w.htm 7
образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного
качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на
основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и
дополнительного образования по различным направлениям образовательной
деятельности».
Основные задачи модернизации системы ДОД на этом этапе – удержание
достигнутых рубежей (сохранение единого образовательного пространства на
основе преемственности основного и дополнительного образования детей), а
также обновление содержания, организационных форм, методов и технологий
воспитательнообразовательного процесса на основе передовых достижений
науки и техники.
Еще одна важная составляющая модернизации
системы ДОД –
приведение ее нормативноправовой базы в соответствие с изменениями в
Государство планирует «гарантированное
Российском законодательстве.
выделение средств из бюджетов всех уровней на материальнотехническое
обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей», а
также «разработку и утверждение блока ресурсного обеспечения
дополнительного образования детей в соответствии с направленностью
образовательных программ».
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации
системы дополнительного образования детей совершенствование управления,
создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного
образования детей. Ведется речь о необходимости улучшения качественного
состава педагогических и руководящих кадров, повышении социального статуса
специалистов ДОД.
Планируемые результаты реализации концепции:
обеспечение прав детей разных слоев населения на дополнительное
образование на основе государственных гарантий; 8
содействие профилактике асоциальных проявлений среди детей и
подростков, формирование здорового образа жизни;
развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения
доступного и качественного образования, необходимого для обеспечения
конкурентоспособности молодых людей в условиях рыночной экономики.
В итоге, реализация концепции призвана была обеспечить устойчивое
бескризисное развитие ДОД.
3) В соответствии с концепцией и с целью ее реализации в 2007 году была
разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы
дополнительного образования детей до 2010 года13. Программа стала «одним из
основных инструментов единой государственной политики в области
дополнительного образования детей» и была направлена «на сохранение и
развитие единства требований, подходов в вопросах развития системы
дополнительного образования детей на муниципальном, региональном и
федеральном уровнях, сохранение единого образовательного пространства,
общедоступной системы дополнительного образования детей».
4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 14
вступивший в силу 1 сентября 2013 года, закрепил статус дополнительного
образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его
развитие.
В Статье 75 Закона конкретизируется содержание дополнительного
образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
13 Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до
2010 года http://docs.cntd.ru/document/902073700
14 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ 9
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей
обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию,
а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Основой образовательного процесса в дополнительном образовании
детей является реализация дополнительных общеобразовательных программ,
выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные
образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты. Порядок
организации деятельности по программам закреплен Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 ноября
2013 г.
"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам."
Утвержденный Порядок является обязательным для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих
дополнительные
(дополнительные
общеобразовательные
программы
15
общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные
программы), а также индивидуальных предпринимателей.
5) 9 декабря 2013 г Минобрнауки разработан очередной «Проект
межведомственной программы развития системы дополнительного образования
до 2020 года» 16, который в настоящее время находится в процессе обсуждения.
17 в сфере
Согласно этому документу в ближайшее время
дополнительного образования произойдут следующие изменения:
- будут разработаны федеральные требования к образовательным
программам;
15 Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz
16 Проект межведомственной программы развития системы дополнительного образования до
2020 года http://минобрнауки.рф/документы/3825
17 Блог инспектора народного образования
http://eduinspector.ru/2013/12/12/minobrnauki-o-perspektivah-razvitija-
dopobrazovanija-detej/ 10
- появятся новые САНПИНы;
- появятся разные уровни освоения программ;
- будут определены нормативы нагрузки на педагогов;
- будет сделан расчет стоимости услуг или работ.
6) Один из последних документов, касающихся дополнительного
образования Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 18
Концепция определяет миссию ДОД как «социокультурную практику
развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду
и спорту», «феномен», «системный интегратор открытого вариативного
образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества
и государства».
Уникальность дополнительного образования как «феномена»
объясняется его конкурентными преимуществами в сравнении с другими
видами формального образования. Эти преимущества проявляются в
следующих характеристиках:
-
свободный
личностный
выбор
деятельности,
определяющей индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм
организации
-
-
-
образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Исходя из такой оценки значения ДО в системе образования
современной России в Концепции намечаются новые рубежи ее
совершенствования. В период до 2020 года предстоит модернизировать
инфраструктуру, сформировать систему государственных требований к
создать открытые сервисы
доступности соответствующих услуг,
информационного сопровождения участников дополнительных образовательных
программ, предусмотрев поддержку выбора программ, формирование
18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р
http://poisk-zakona.ru/275917.html 11
индивидуальных образовательных траекторий. В Концепции сформулированы
цели и задачи развития ДОД на ближайшие 5 лет.
Цели:
-
обеспечение прав личности на развитие и
самореализацию,
-
расширение возможностей для удовлетворения
разнообразных
интересов детей и их семей,
-
развитие мотивационного потенциала личности и
инновационного
потенциала
общества,
обеспечение
общественной
солидарности.
Задачи:
-
увеличение охвата детей услугами дополнительного
образования;
-
повышение качества дополнительного образования;
-
обновление содержания дополнительного образования в
соответствии с задачами развития государства, интересами
детей и
потребностями семьи, изменениями технологического и
социального уклада;
создание механизма финансовой поддержки права детей
-
-
на участие
в программах дополнительного образования, независимо от
места проживания, социальноэкономического положения семьи, а
также статуса здоровья через персонифицированные обязательства;
формирование
эффективной межведомственной
системы управления дополнительным образованием;
-
создание условий для участия семьи и общественности в
управлении развитием системы дополнительного образования.
Ключевой фигурой, на плечи которой ложится ответственность за
является педагог
выполнение поставленных государством задач,
дополнительного образования. Его основная обязанность
реализация 12
дополнительных общеобразовательных программ «в сфере искусств, физической
культуры и спорта (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, гл.10, ст.75).
Результативность освоения обучающимися образовательных программ во
многом зависит от профессионализма педагога, уникальности его личности. Эти
качества – результат непрерывной работы над собой, способности и желания
постоянно учиться, овладевать современными знаниями и технологиями.
Подтверждение уровня педагогического мастерства процедура аттестации. В
адрес аттестации мы слышим сегодня много негатива со стороны педагогов.
Сколько времени, сил и здоровья требуется, чтобы собрать огромное количество
документов для аттестационной папки! Бумажная волокита не соответствует
духу времени, отвлекает педагога от основных его обязанностей – работы с
детьми. Труд педагога должен быть освобожден от мелочной регламентации и
наполнен творчеством.
Изменится ли чтото в ближайшем будущем? Правительство готовит
переход специалистов системы ДОД на профессиональные стандарты. В
«Профессиональный
настоящее время нормативноправовой документ
стандарт. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном
образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном
образовании)» находится в стадии обсуждения проекта, но с ним уже можно
познакомиться.
Так что же такое профстандарт?
«Профессиональный стандарт педагога документ, включающий
перечень профессиональных и личностных требований к учителю,
действующий на всей территории Российской Федерации.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Стандарт инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт инструмент повышения качества образования и выхода
отечественного образования на международный уровень. 13
Стандарт объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт основа для формирования трудового договора, фиксирующего
отношения между работником и работодателем.
Требования к профессиональному стандарту педагога.
Стандарт должен:
соответствовать структуре профессиональной деятельности
не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности
педагога;
педагога;
избавить педагога от выполнения несвойственных функций,
отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;
побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
соответствовать международным нормам и регламентам;
соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от
которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности
педагога за результаты своего труда;
мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на
должность «педагог»;
при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений. 14
Цель применения:
определить необходимую квалификацию педагога, которая влияет
на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
обеспечить необходимую подготовку педагога для получения
высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о
предъявляемых к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения
качества образования.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые
требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то,
чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового
профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой
изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в
центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога,
профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за
результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая
критерии ее оценки».
4 ноября 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин
выступил с очередным Посланием Федеральному собранию. В нем были
затронуты и проблемы образования. При этом Президент сформулировал ряд
поручений Правительству, в числе которых было «О недопустимости
свертывания внешкольного дополнительного образования детей».
В частности, В.В.Путин сказал:
«Каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе
занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного
дополнительного образования. Центры художественного, технического, 15
музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития
личности.
Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему,
предложить финансовые и организационные механизмы её решения. Главное, у
ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование
на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в
негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и
чтобы с детьми работали понастоящему хорошо подготовленные
специалисты».19
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Дополнительное образование в настоящее время получило
новый вектор развития и стало полноправной и неотъемлемой частью
образовательной системы России благодаря своему огромному
социальнопедагогическому потенциалу, востребованности со стороны
государства и общества.
2. Реформирование ДОД долгосрочный целенаправленный
процесс, контролируемый правительством и президентом РФ, в котором
инновации базируются на прочном фундаменте традиций;
3. Образовательная политика государства направлена на
повышение качества и доступности ДО, создание таких условий
обучения, развития и воспитания подрастающего поколения, которые
соответствовали бы уровню глобального научнотехнического прогресса
и мировым стандартам качества.
4. Разработка
нормативноуправленческой базы ДО,
совершенствование профессионального корпуса – путь к повышению
результативности педагогической деятельности.
5. В сфере ДОД еще достаточно проблем, решение которых
намечено на ближайшие 5 лет.
19 http://www.kremlin.ru/news/47173 16
Список литературы:
1.
Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация.
Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) Ростовна
Дону: Издво РО ИПК и ПРО, 2001. 176 стр. Стр 3
2.
Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона
ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики
к логике развития // Внешкольник. – 1997. №9.с.7.
3.
Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному
образованию //Внешкольник. – 1996. № 31. с.2
4.
Буйлова Л.Н.
Дополнительное образование детей в
современной системе образования Российской Федерации.
http://dopedu.ru/index.php/statyi/15120120523190232
5.
Выдержки из проекта федерального Закона «О
дополнительном образовании» / Внешкольник № 5 1998 с.2
6.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е.Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000.256 с. Стр. 624
7.
Дейч Б.А.
Дополнительное образование как часть
непрерывного педагогического процесса http://impisr.edunsk.ru/index.php
8.
Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного
образования в общеобразовательных учреждениях. – М., 1996. –с.9.
9.
Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М.
БимБад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.–М.:
Большая Российская энциклопедия, 2002.–528 с.с. 76
10. Попова И.Н., Попов А.В.
Исторические предпосылки
формирования национального идеала воспитания современной России
http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/images/2/25/Попова_нац_идеал.doc 17
11.
энциклопедия:
Российская
OCR:
"СВОБОДНЫЙ ДОСТУП", 2003 http://www.otrok.ru/teach/enc/info.php?
педагогическая
n=5
Полезные ссылки:
Информационный портал системы дополнительного образования
детей
http://dopedu.ru/
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
Презентация "Дополнительное образование детей: как ответить на
вызовы времени?"
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Дополнительное образование детей: новый вектор развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.