Дополнительные коррекционные занятия с детьми с ОВЗ 1 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 1класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы по русскому языку, программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова и др.) в соответствии с Федеральным компонентом стандарта начального общего образования Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к уроку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Цель:  устранение пробелов в усвоении обучающимися знаний по русскому языку. Задачи: Обучающие:  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  воспитание культуры обращения с книгой;  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:  развивать смекалку и сообразительность;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 1класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы по русскому языку, программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова и др.) в соответствии с Федеральным компонентом стандарта начального общего образования Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к уроку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Цель:  устранение пробелов в усвоении обучающимися знаний по русскому языку. Задачи: Обучающие:  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  воспитание культуры обращения с книгой;  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:  развивать смекалку и сообразительность;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Иконка файла материала ИГКЗ русский язык 1кл.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности  предметной направленности   «Коррекционно­развивающие занятия  по русскому языку» для обучающихся с ЗПР 1  класса            на 2017­2018 учебный год Программу составила учитель начальных классов: Т. П. Рязанова                                                      Пояснительная записка        Рабочая программа индивидуально­групповых занятий по русскому языку  для 1класса составлена на основе адаптированной основной образовательной   программы по русскому языку, программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова и др.) в соответствии с Федеральным компонентом стандарта начального общего образования        Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным   образовательным   стандартом   является   обеспечение   «условий   для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения».       Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем   мир   слова,   мир   русской   грамоты.   Это   имеет   большое   значение   дляформирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе   изучения   грамматики   школьники   могут   увидеть   “волшебство   знакомых   слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к уроку должно   пробуждать   у   учащихся   стремление   расширять   свои   знания   по   русскому   языку, совершенствовать свою речь. Знание   русского   языка   создает   условия   для   успешного   усвоения   всех   учебных предметов.   Без   хорошего   владения,   словом   невозможна   никакая   познавательная деятельность.   Поэтому   особое   внимание   на   занятиях   следует   обращать   на   задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.   Воспитательные   возможности   русского   языка   как   учебного   предмета   будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание   и   методы   обучения     содействуют   приобретению   и   закреплению школьниками   прочных   знаний   и   навыков,   полученных   на   уроках   русского   языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы,   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал,   пословицы   и   поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует  его   более   легкому   усвоению   и   запоминанию.   Все   это  открывает   для   детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Цель:  устранение пробелов в усвоении обучающимися знаний по русскому языку. Задачи: Обучающие:        развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение   потребности   у   учащихся   к   самостоятельной   работе   над   познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение  словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  воспитание культуры обращения с книгой;   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:      развивать  смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:   занимательность; ­научность;     сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.            Данные занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.  Формы проведения занятий     лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и   ­ раздаточных   материалов,   пословиц   и   поговорок,   считалок,   рифмовок,   ребусов,     ­ кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в   занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:    игровая; теоретическая; практическая. Основные методы и технологии     технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор   технологий   и   методик   обусловлен   необходимостью   дифференциации   и индивидуализации   обучения   в   целях   развития   универсальных   учебных   действий   и личностных  качеств школьника. Описание места курса  в учебном плане         Данная программа рассчитана на 1 год, в 1 классе 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Планируемые результаты программы ИГКЗ по русскому языку Личностные результаты:     осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  Метапредметные результаты  Регулятивные УУД:   определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  Планируемые результаты программы ИГКЗ по русскому языку в 1­й классе Личностные результаты.      принятие и освоение социальной роли обучающегося; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; понимание важности здорового образа жизни   навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях. стремление   к   саморазвитию,   желание   открывать   новое   знание,   готовность преодолевать   учебные   затруднения  и   адекватно  оценивать   свои  успехи  и   неудачи, умение сотрудничать. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.      принимать (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. проявлять инициативу в постановке новых задач; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные УУД.    понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию; применять   для   решения   задач   (под   руководством   учителя)   логические   действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую. Коммуникативные УУД.     аргументировано отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать   в   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   одноклассниками,   осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников; уважать   позицию   партнёра, сотрудничестве.   предотвращать   конфликтную   ситуацию   при различные роли (лидера, исполнителя).  Содержание программы ИГКЗ по русскому языку Программа состоит из педагогического блока и коррекционного блока.       Педагогический блок   построен  на основе:  формирования  общеучебных  умений  и  навыков по  русскому языку;  коррекционно  ­   развивающей     работы,     способствующей     преодолению     школьной неуспешности.       Коррекционный блок   построен   в соответствии со следующими   направлениями:     над     изначально     имеющимися   работа   провоцирующими  неуспешность  в  обучении; профилактическая   работа,   предупреждающая   личностных и эмоциональных  качеств,  как  последствий школьной  неуспешности.   психологическими   проблемами,   появление   и   развитие   особых   Развитие   наглядно­действенного,   наглядно­образного,   вербально­логического, Задачи  педагогического  блока: 1.  Ликвидация   индивидуальных пробелов  в  знаниях по  русскому языку. 2.  Развитие  связной  речи,  овладение техникой  грамматически правильной   речи. 3.  Развитие  умения  работать  по  словесной  и  письменной инструкции,  алгоритму. Задачи коррекционного  блока: 1.  Развитие  и  коррекция   познавательных  процессов: ­  восприятия; ­  внимания; ­  памяти; 2.  Развитие  мыслительных  операций: ­  обобщения, классификации; ­  анализа, синтеза; ­  сравнения,  выделения  существенного. 3.   креативного  мышления. 4.   Формирование    позитивной    "Я  ­ концепции",   мотивации   достижений,    снятия тревожности, страхов.  5.   Развитие   способности   конструктивных   коммуникаций   и   адекватного   восприятия действительности. Программный   материал   коррекционного   блока   построен   исходя   из   содержания педагогического   блока.   Педагогический     блок     программы     направлен   на     приобретение знаний, умений и навыков; коррекционный   блок   построен   по   принципу   "тандема" с педагогическим. Содержание   педагогического   блока   программы   максимально   приближено   к содержанию   программ   учебного   предмета   по   классам.   Содержание   коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.  Содержание коррекционного  блока Зрительное восприятие. Слуховая, зрительная, моторная память. Классификация, обобщение. Креативность мышления.  Действия по аналогии. Синтез, анализ. Наглядно­образное мышление.  Агрессия (снятие).Конструктивное взаимодействие. Мотив достижения.  Способность к рефлексии. Слуховая, зрительная кратковременная и долговременная память. Объем внимания, концентрация. Сравнение, выделение существенного. Сенсорные эталоны. Образное мышление. Понятийный аппарат.  Снятие тревожности, страхов. Купирование мотива избегания неудач.  Произвольность деятельности. Способность к рефлексии. Переключаемость внимания, объем, концентрация.  Опосредованная (смысловая) память. Понятийный аппарат.  Комбинаторные способности.  Классификация (по форме, цвету, размеру). Сравнение, выделение существенного. Анализ. Произвольность внимания, памяти.  Воображение вербально­логическое, дивергентное мышление. Снятие тревожности (агрессии) Способность к рефлексии. Позитивное Я – отношение.  Купирование мотива избегания.  Вербально­логическое мышление. Формирование понятийного аппарата.  Сравнение. Доказательство. Концентрация, объем.  Переключение внимания. Комбинаторные способности. Креативность.  Смысловая память.  Выделение существенного. Способность к рефлексии. Мотивация достижения успеха.  Вербально­логическое, наглядно­образное мышление. Самооценка. Содержание педагогического блока  Период подготовки к обучению письму (9 ч)                  ­ Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов.           ­ Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).              ­   Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.)              ­   Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).         ­ Специальная подготовка к обучению письму.                ­ Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.        ­  Развитие  и координация движений кисти руки и пальцев.              ­ Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях. Обведение   карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат,   треугольник),   их   закраска   и   штриховка,   рисование   прямых   линий   и   несложных предметов  их   них   (скамейка,   лесенка,   конверт,   флажок,   оконная  рама,   фигуры   в   форме букв).­ Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Выявление знаний и умений детей по русскому языку: умение слышать в слове отдельные звуки   и   последовательно   выделять   их   из   слова,   составлять   предложения,   знание   букв, состояние звукопроизношения   (1 ч). Добукварный период (4 ч)     ­ Звуки речи. Различение звуков в слове на слух;     ­  Соотнесение звука с буквой.   ­ Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука.   ­  Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов.  ­ Предложение, слово. Составление предложений, в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед; ­   Понижение   голоса   в   конце   предложения;   пауза   между   предложениями;   правильное   и отчетливое произнесение целого предложения.   ­ Выделение предложения   из рассказа,   состоящего из двух­трех предложений.      ­   Членение   предложений   на   слова,   последовательное   выделение   слов   в   предложениях, определение их числа. Уточнение значения слов.   ­ Правильная посадка при письме, наклонное расположение альбома и тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме.    ­ Подготовка руки к письму: упражнения для пальцев и кистей рук, рисование волнистых линий, овалов, полуовалов, обводка контуров и штриховка, обучение правильному движению руки   по   строке,   рисование   и   раскрашивание   узоров,   орнаментов,   бордюров   в   пределах тетрадной строки, письмо элементов букв. Букварный период (18 ч).  Усвоение начертания прописных и строчных букв.  Соотнесение печатных и письменных букв.  Обозначение звуков соответствующими письменными (рукописными) буквами. Письмо элементов букв, связное и ритмичное написание букв и их соединений, правильное расположение букв и слов на строке.  Различение сходных по начертанию букв: д—б, п—т, г—п, т—ш и др. Списывание   слов   и   предложений   из   двух­трех   слов   с   рукописных   и   печатных   образцов. Проверка написанного   при   помощи сличения с образцом и слогового орфографического чтения написанных слов.     Письмо   под   диктовку   слов,   написание   которых   не   расходится   с   произношением,   и предложений, состоящих из таких слов. Календарно­тематическое планирование ИГКЗ по русскому языку 1   класс № п/п Дата Тема занятия1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 20.12 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 28.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 16.05 23.05 25.04 I четверть (8 часов) Рабочая строка. Рисование бордюров. Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов и овалов. Строчная и заглавная буквы а, А. Строчная и заглавная буквы о, О. Строчная буква ы. II четверть (8 часов) Строчная и заглавная буквы у, У. Строчная и заглавная буквы н, Н. Строчная и заглавная буквы с, С. Строчная и заглавная буквы к, К. Строчная и заглавная буквы т, Т. Письмо слогов и слов и изученными буквами. Строчная и заглавная буквы л, Л. Упражнения в написании изученных букв и слогов III четверть (9 часов) Строчная и заглавная буквы р, Р. Строчная и заглавная буквы в, В. Строчная и заглавная буквы е, Е. Письмо слогов и слов и изученными буквами. Строчная и заглавная буквы п, П. Большая буква в именах. Строчная и заглавная буквы м, М. Строчная и заглавная буквы з, З. Письмо слогов и слов и изученными буквами. IV четверть (6 часов) Строчная и заглавная буквы б, Б. Запись предложений и коротких текстов. Строчная и заглавная буквы д, Д. Строчная и заглавная буквы я, Я. Запись слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы г, Г. Программный материал ИГКЗ по русскому языку в количестве 33 часов будет пройден в  полном объёме .                         Для 1В класса в 2017­2018г. № п/п Дата 1 2 3 4 5 6 7 26.02 27.02 28.02 01.03 02.03 05.03 06.03 Тема занятия III четверть (9 часов) Строчная и заглавная буквы р, Р. Строчная и заглавная буквы в, В. Строчная и заглавная буквы е, Е. Письмо слогов и слов и изученными буквами. Строчная и заглавная буквы п, П. Большая буква в именах. Строчная и заглавная буквы м, М.8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 07.03 20.03 25.04 04.04 11.04 18.04 25.04 3.05 10.05 17.05 23.05 Строчная и заглавная буквы з, З. Письмо слогов и слов и изученными буквами. IV четверть (8 часов) Запись слогов и слов с изученными буквами. Запись предложений и коротких текстов. Запись слов и предложений под диктовку. Фонетический анализ слов. Запись слогов и слов с изученными буквами. Запись слогов и слов с изученными буквами. Запись слов и предложений под диктовку. Запись предложений и коротких текстов. Программный материал ИГКЗ по русскому языку в количестве 17 часов будет пройден в  полном объёме .Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса Обучающиеся должны знать:       отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). признаки гласных и согласных звуков. буквы русского алфавита. родственные  слова.  антонимы, многозначные слова.   системные связи слов. Обучающиеся должны уметь:       правильно   произносить   звуки,   выделять   звуки   в   слове,   выполнять   звуко   ­   буквенный анализ слов.  распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.  делить слова на слоги.    подбирать родственные слова. объединять слова в группы. отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса  необходимы следующие  принадлежности:  ­ наличие лингвистических словарей;  ­ наличие  карточек с играми и заданиями;  ­ наличие текстов для работы на занятиях;  ­ подборка видеофрагментов;  ­ подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;  ­ компьютер, принтер, сканер, мультмедиа проектор; набор ЦОР по русскому языку.Литература: 1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996  4.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 8.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 9.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 12.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 13.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 14.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 15.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 16.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 17.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 18.Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова­ М : Просвещение 1984