• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Дополнительный материал 42
Анализ поэмы «Двенадцать»
...Смысл поэмы — метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее
в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября,
Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом
веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях,
разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых
абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.
Стихия — символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы;
двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается
вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей.
Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит,
орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.
Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение
вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и
мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В
1904—1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много
ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он
обозначил для героев иную перспективу — грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года
Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее — от падения религии...»
К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы — двенадцать
бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному
собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в
Богородицу («Ох, МатушкаЗаступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к
свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как
проявление высшего, метафизического порядка.
Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно — убивать и блудить, трансформируется
в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных — «мировой пожар», безбожники готовы
пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.
Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период
исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт
социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой
чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй,
поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.
Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую
связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то
есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести
друг друга. Иисус, «от пули невредим», — не с двенадцатью бойцами. Он — впереди них. Он, с
кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не
только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом
очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через
кровь всетаки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые
поверили революционная Россия и сам поэт, — братства равенства и т. д. Дозорным словно
предстоит пройти путь апостола Павла.
Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным
псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не
несущую ответственности перед народом.
Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический
мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и
христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы
к этой же мысли.