Дополнительный материал к уроку музыки на тему – Осень: поэт - художник – композитор

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему – Осень: поэт - художник – композитор Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в начальных классах. Содержание: Междисциплинарная тема. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы. Отражение в произведениях искусства темы осени. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.На уроке увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                             Осень: поэт ­ художник – композитор Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.  Алеева  в начальных классах. Содержание: Междисциплинарная тема. Произведения искусства и их создатели ­ поэты, художники, композиторы. Отражение в произведениях искусства темы осени. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений. Художественный материал: П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида  исполнения) (слушание); С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание); И. Левитан. «Осень», «Лето»; И. Грабарь. «Рябинка»; В. Поленов. «Золотая осень»; В. Нестеренко. «Последние листья»; Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой. Песенный репертуар: Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение); Д. Васильев­Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение) Характеристика видов деятельности: Иметь представления о роде деятельности представителей искусства ­ поэтов, художников, композиторов.Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на  уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия. Жила­была хозяйка Осень В волшебном замке золотом, Бродила вдоль притихших просек Дружила с ветром за окном. Кроила сказки из тумана И шила нитками дождя, В мир удивительный и странный Всех за собою уводя… ­ Ребята, тема нашего урока ­ Осень. Осень вдохновляла художников,  композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об  осени краской, музыкой, словами. ­ Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными  ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с  ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам  хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей). ­ Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать  нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и  узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, ­ Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём, ­ Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть это Улетает наше лето…­ Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление,  восхищение, немного грусти…) ­ Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте  догадаться о настроении другого автора. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Тучи небо кроют, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края… ­ Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть,  печаль, уныние, разочарование, тоска…) ­ Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год  восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок  из его стихотворения «Осень». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий луч, и первые морозы. И отдалённые седой зимы угрозы. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её  описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые  морозы…) А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.) Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об  осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)­ Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться  о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский  композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена  года». Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная? Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.) Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы  ветра, опадание листвы.) Какой композитор сочинил эту музыку? Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там  двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть  пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы  есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней  композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок,  срывает листочки и они, кружась опускаются на землю. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние  пейзажи? (Ответы детей.) Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы  детей.) ­ Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о  его чувствах, мечтах. Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень». ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые  листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий  полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо  над ним. А вы бы хотели оказаться на этом лугу? Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы  думаете, почему? (Ответы детей.) ­ Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз,  яркий солнечный свет осеннего дня… Какие приметы осени вы видите на этой картине? Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.) Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.) Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.) Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся  своими золотыми платьями.) ­ А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение  у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но  немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.) ­ А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С  хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.) ­ Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте  название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о  солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.) ­ Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины,  музыкальные пьесы – всё это произведения искусства. Поэт сочиняет стихи. Художник пишет картины. Композитор сочиняет музыку. Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не  только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку,  предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.  «Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с  сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке­балете Прокофьева кней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех  времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей  такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени! Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева. Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени». Вы знаете эту сказку? Назовите главных героев этой сказки. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.) Какой показана осень в музыкальном произведении? Отрывок из какого балета мы сейчас слушали? Какой композитор сочинил музыку к этому балету? Запомни! Поэт Художник Композитор Произведение искусства На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты,  художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок  закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для  новых творческих открытий. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/osen­poet­hudozhnik­ kompozitor