Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как сделать школьную жизнь яркой, привлечь учащихся начальной школы к народным традициям? Таким средством является школьный театр и кукольный театр «Лучик света». Одним из важных направлений работы в рамках программы духовно-нравственного воспитания младших школьных «Дорогами добра» является театральная деятельность, а именно инсценирование русских народных сказок. Деятельность в школе детского театра располагает большими возможностями в осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе).
Ведущие принципы образования, положенные в основу программы:
гуманизм,
творческая активность,
педагог – организатор, мастер и помощник.
И роль педагога состоит в предложении путей и видов деятельности на выбор:
эксперимент,
проектирование,
Данная программа имеет цель:
воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.Программа "Дорогами добра"
Дорогами добра.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В. Волынова»
Программа
духовнонравственного воспитания
младших школьников
«Дорогами добра»
(духовнонравственное направление,
для учащихся 1 – 4 х классов)
Автор – составитель:
Екимов Андрей Владимирович,
первая квалификационная категория
1 Прокопьевск, 2016
Содержание
Паспорт программы_________________________________________ 3
Пояснительная записка _____________________________________ 4
Методическое обеспечение программы_________________________ 10
Учебно тематический план __________________________________ 12
Содержание программы «Дорогами добра»_____________________
27
Список литературы__________________________________________ 36
2 Паспорт программы:
Программа духовнонравственного
Наименование программы:
воспитания младших школьников «Дорогами добра».
Основание для разработки:
Основная цель: создание педагогических условий для духовно
нравственного воспитания учащихся в процессе образовательной
деятельности.
Задачи программы:
создание системы патриотического и духовнонравственного
воспитания учащихся 1 – 4–х. классов школы;
осуществление комплекса мер по просвещению младших
школьников в вопросах духовнонравственного воспитания.
Сроки реализации: 20142018 учебные годы.
Ожидаемые результаты:
сохранение патриотического и культурного наследия родного края и
города;
возрождение духовнонравственных традиций.
Нормативноправовой и методологической основой программы
духовнонравственного воспитания учащихся являются:
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992
г. № 32661 (с последующими изменениями);
3 2.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом
определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только
приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и
формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения
столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к
социокультурным истокам и ориентация на духовное – нравственное
развитие личности.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную
радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться
жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в
раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других,
проявлять сочувствие,
быть
трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно
честно признавать свои ошибки,
относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества
человека будущего общества, но главное, что эти качества должны
закладываться сегодня.
4 Современный ребенок находится в беспредельном информационном
и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ. На него воздействуют потоки информации,
получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм,
кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда
позитивное) этих и других источников информации нередко является
доминирующим в процессе развития и воспитания.
Программа духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно
актуальна,
потому что является ориентиром для формирования
личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных
социальная
ценностей,
приведённый в Концепции: патриотизм,
солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество,
традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих
ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах
сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых.
Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий
назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него
решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства.
Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их
социализацию, нарушает процессы их взросления.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как
сделать школьную жизнь яркой, привлечь учащихся начальной школы к
народным традициям? Таким средством является школьный театр и
кукольный театр «Лучик света». Одним из важных направлений работы в
рамках программы духовнонравственного воспитания младших школьных
«Дорогами добра» является театральная деятельность, а именно
5 инсценирование русских народных сказок. Деятельность в школе детского
театра располагает большими возможностями в осуществлении духовно
нравственного воспитания учащихся (формировании эстетических
суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности,
основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в
коллективе).
Ведущие принципы образования, положенные в основу программы:
гуманизм,
творческая активность,
педагог – организатор, мастер и помощник.
И роль педагога состоит в предложении путей и видов деятельности на
выбор:
эксперимент,
проектирование,
Данная программа имеет цель:
воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное
и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны.
И ставит следующие задачи:
знакомство детей с различными видами театра (кукольный,
драматический, народный балаганный театр),
открытие новых, ещё не известных страниц из истории родного
города, народной культуры.
Условия, необходимые для реализации программы.
Воспитание любви к малой Родине, родному краю, городу, народной
культуре должно быть плановым, системным, постоянным и одним из
приоритетных направлений воспитательной деятельности. Система
воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у
6 граждан активной гражданской позиции, подготовить молодежь и
побудить ее к такому характеру активной деятельности, в которой знания
и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и
сопричастностью с судьбой Родины и города, личные интересы – с
общественными.
Поэтому, выбранная система воспитания не может оставаться в
неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлены как достижениями
первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и
политической,
изменениями,
социальной и других сферах российского общества, а также новыми
происходящими в экономической,
условиями современного мира.
Одним из приоритетных направлений и является духовно
нравственное воспитание подрастающего поколения. Правовой основой
программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
«Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20112015 гг.;
Целевая программа нравственнопатриотического, гражданского
воспитания детей и подростков «Земля родная» на 20112015 гг.
Отличительные особенности данной программы заключаются:
в
систематизации средств и методов театральноигровой
деятельности, в обоснованном использовании разных видов детской
творческой деятельности в процессе театрального воплощения;
во взаимосвязи развития родного края и народной культуры.
Программа рассчитана для учащихся 1 4 –х. классов в объеме 68
часов в год. Срок реализации программы – четыре год.
7 Программа «Дорогами добра» состоит из трех блоков: «Волшебный
мир театра» и «Я – юный гражданин», «Народная культура».
Основные базовые знания учащихся:
1. знают основные народные сказки,
2. имеют представление о театре,
3. умеют владеть куклами, работать за ширмой,
4. владеют навыками выступления;
5. знают основные исторические места родного города,
6. имеют представления о нашей стране, родном крае, городе,
7. умеют читать детские исторические энциклопедии,
8. владеют датами основных событий;
9. знают главные народные праздники,
10. имеют представления о народной культуре,
11. умеют петь народные песни,
12. владеют основными понятиями о культуре.
Формы и методы проведения занятий:
беседы,
занятие – диалог,
игры,
иллюстрирование,
инсценирование русских народных сказок,
постановка спектакля,
выступление,
посещение музея драматического театра,
посещение драматического театра,
конкурсы,
практические работы: миниисследования,
8
обобщающие занятия,
проектная деятельность.
Оборудование детского театра «Лучик света»: маски для спектакля (1
й класс), куклы на пальцы (2й класс), атрибуты для спектаклей, ширма
для спектаклей, декорации к спектаклям, ноутбук, колонки.
Предполагаемый результат:
раскрытие творческих способностей детей (интонационное
проговаривание, эмоциональный настрой, навыки имитации);
развитие психологических процессов (мышление, речь, память,
воображение);
развитие личностных качеств
(дружеские,
партнерские
взаимоотношения; коммуникативные навыки);
ценностное отношение к Отечеству, своему народу, своему краю,
государственной символике, народным традициям и обычаям, природному
наследию;
элементарные представления: об институтах гражданского
общества, государственном устройстве российского общества, о наиболее
значимых страницах истории родного края, об этнических традициях и
культурном достоянии Кузбасса;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского
общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о природе родного края.
Требования к уровню подготовки младших школьников,
учащиеся должны иметь представления:
о видах театральной деятельности;
о работе с ширмой;
о связях между живой и неживой природой родного края;
9
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы
Кемеровской области;
об истории родного города и края;
об основных понятиях народной культуры;
знать:
основные русские народные сказки;
особенности кукольного театра;
основных кукольных персонажей;
основные моменты постановки спектакля;
музыкальное оформление спектакля;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей
объекты неживой и живой природы Кузбасса;
местности;
водоёмы Кемеровской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в
хозяйстве;
государственную символику родного города, области;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Кемеровскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
традиции народов Кузбасса;
основные народные праздники;
главных языческих богов;
основные христианские праздники;
уметь:
различать народные сказки;
различать виды театров;
10 различать объекты живой и неживой природы родного края;
приводить примеры представителей флоры и фауны родного края,
достопримечательностей родного города, профессий людей сельского
хозяйства и промышленности Кузбасса;
описывать наиболее важные события истории родного края;
показывать на карте Кемеровской области границу области, крупные
города;
приводить примеры народных праздников;
описать любимый народный праздник.
Методическое обеспечение программы.
Приёмы и методы:
при реализации программы «Дорогами добра» используются
различные методы обучения:
●
●
●
словесные – рассказ, объяснение нового материала, беседа;
наглядные – демонстрация иллюстративного материала;
практические – изготовление декораций, выполнение заданий в
ходе выполнения проекта.
При этом основным принципом является сочетание во внеурочной
деятельности учащихся двух видов: игровой и учебной.
Занятия включают такой приём, как беседа, которая помогает
установлению доверительных отношений между педагогом и учащимися,
позволяет расширить кругозор и пополнить знания, необходимые в учебно
– исследовательской и проектной работе.
Обязательным методическим компонентом программы,
способствующим развитию и повышению культурнонравственного уровня
учащихся, является посещение музея драматического театра.
11 Важным условием реализации программы является развитие
творческих способностей учащихся. Достижению этой цели служит их
привлечение к игровой деятельности, ролевой деятельности.
Завершающим этапом является премьера спектакля, подготовка
готового проекта, при этом обучающиеся распределяют обязанности с
учётом своих интересов и склонностей.
Творческому развитию способствует занятия по изготовлению
декораций, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в
непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные
способности. Положительным фактором коллективного творчества
является дух соревновательности.
Наиболее мотивированные учащиеся 3 – 4 х классов привлекаются
педагогом к участию в научноисследовательских конференциях
школьников, конкурсах.
Материалом для работ служат полученные знания об истории
родного края, традициях, быте, народных праздниках. С этой целью
педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем
постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей
их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и
оформлении учебно исследовательской работы.
Дидактические материалы:
В качестве дидактических материалов при реализации программы
используются:
■
художественные альбомы и пособия,
■
иллюстративный материал, методическая литература.
12 Учебнотематический план «Волшебный мир театра»,
1 класс
Тема занятия
Образовательные задачи
Виды
деятельности
№
п/п
1
Кол
во
1
Вводное
занятие .
1 Моя любимая
сказка.
1 Мой любимый
сказочный
герой.
театр?
3 Что
такое
1 Игры
«Пантомима»,
«Изобрази».
1 Первые
декорации.
2
Знакомство со
сказкой
«Репка».
6 Инсценирован
сказки
ие
«Репка».
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Провести игру на знакомство,
«Изобрази».
Рассказать и показать фрагменты
самых любимых сказок.
Провести игровое занятие.
Знакомство с понятиями «театр»,
«артист», «сцена».
Знакомство
с
«режиссер»,
«гримёр».
Знакомство
«декорации», «занавес».
Провести игровое занятие.
понятиями
«художник»,
понятиями
с
Учащиеся рисуют первые
декорации «Лес», «В избушке»,
«На лугу».
Прочитать сказку. Провести
беседу по содержанию.
Определить характер героев
сказки. Рассмотреть русский
народный костюм. Игра
«Изобрази».
Распределить роли, определить
необходимые декорации к
сказке.
Изготовить декорации к сказке.
Обсудить характер главных
героев сказки.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Игровая
деятельность
Беседа
Игровая
деятельность
Рисунки
учащихся
Чтение
учащимся,
игровая
деятельность,
рисунки
учащихся.
13 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1 Осень, осень в
гости просим!
2 Представлени
я в театре.
2
2
Встречаем
зимушку –
зиму!!!
Знакомство со
сказкой
«Заюшкина
избушка».
Показать спектакль.
Рассказать какие представления
бывают в театре.
Провести беседу по содержанию.
Показать презентацию.
Знакомство со сказками о зимних
временах года.
Просмотреть фрагменты сказки
«Снежная королева»
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Провести
Выступление
учащихся.
Беседа, игровая
деятельность
Беседа с
учащимися,
просмотр
фильма
7 Инсценирован
сказки
ие
«Заюшкина
избушка».
1
Зимушка –
зима – Новый
год к нам
привела.
1 Посещение
городского
драматическог
о театра.
ролям.
Распределить роли, определить
необходимые декорации к
сказке.
Провести репетицию спектакля
по ролям.
Провести репетицию спектакля
по
Определить
необходимые декорации.
Провести репетицию спектакля
по ролям. Изготовить декорации.
Обсудить характер героев.
Провести репетицию спектакля.
Определить
музыкальное
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Чтение
учащимся,
игровая
деятельность,
рисунки
учащихся,
Выступление
учащихся
Посмотреть
Обменяться мнениями.
спектакль.
Посещение
театра.
14 33
1 Посещение
музея
городского
драматическог
о театра.
34
1 Наш
драматически
й театр.
35
36
1 Артисты
театра.
1 Животные в
37
1
русских
народных
сказках.
Знакомство со
сказкой
«Курочка
ряба»
5 Инсценирован
ие сказки
«Курочка
ряба».
1
1
Театр «Лучик
солнца»
представляет
Знакомство со
сказкой
«Мужик и
медведь»
5 Инсценирован
ие сказки
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Провести экскурсию в музее.
Обменяться мнениями.
Посещение
музея театра.
Провести игровое
«Изобрази».
занятие
Игровая
деятельность.
Рассказать кто такие артисты.
Показать презентации.
Беседа с учащимися о значении
животных в сказках. Игровое
занятие «Изобрази».
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Провести
Распределить роли, определить
необходимые декорации .
Изготовить декорации.
Провести репетицию спектакля
по ролям. Обсудить характер
героев.
Провести репетицию спектакля.
Определить
музыкальное
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль. Обмяться
мнениями.
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Провести
Распределить роли, определить
необходимые декорации.
Изготовить декорации.
Беседа, рисунки
учащихся
Чтение
учащимся,
игровая
деятельность,
рисунки
учащихся.
15 «Мужик и
медведь».
1
1
Театр «Лучик
солнца»
представляет
Добро и зло в
сказке.
1 Хлеб всему
голова.
1
Знакомство со
сказкой
«Колобок»
5 Инсценирован
ие сказки
«Колобок».
1
4
Театр «Лучик
солнца»
представляет
Сказка на
новый лад или
снова о
главном!
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Распределить роли, определить
необходимые декорации.
Провести репетицию спектакля.
Определить
музыкальное
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Провести
Рассказать учащимся о значении
доброты. Провести игровое занятие
«Изобрази».
Рассказать учащимся о значении
хлеба в жизни человека. Провести
игровое занятие «Изобрази».
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Распределить роли, определить
необходимые декорации.
Изготовить декорации.
Провести репетицию спектакля
по ролям.
Обсудить характер героев.
Провести репетицию спектакля.
Определить
музыкальное
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать
Обменяться мнениями.
спектакль.
Определить название спектакля.
Дать анализ характера героев.
Распределить роли, определить
необходимые декорации.
Провести репетицию спектакля
по ролям.
Обсудить характер героев.
Выступление
учащихся.
Беседа с
учащимися,
игровая
деятельность
Чтение
учащимся,
игровая
деятельность,
рисунки
учащихся,
выступление
учащихся.
16 63
64
65
66
67
68
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Определить
музыкальное сопровождение.
Показать
Обменяться мнениями.
спектакль.
генеральную
Провести репетицию спектакля
на выбор учащихся.
Провести
репетицию спектакля на выбор.
Показать сказочный спектакль на
выбор учащихся.
Закрыть театральный сезон.
Наградить учащихся.
1
3
Театр «Лучик
солнца»
представляет
До свидания,
наш театр!
1 Итоговое
занятие.
Учебнотематический план
«Волшебный мир театра»,
2 класс
Кол
во час
Тема занятия
Образовательные задачи
2
1
1
5
Вводное
занятие.
За кулисами
театра.
Знакомство
со сказкой
«Теремок»
Инсценирован
ие сказки
«Теремок».
Открыть второй театральный
сезон.
Рассказать о выборе сказок для
постановок, играх, упражнениях.
Знакомство с внутренней жизнью
театра. Гримёрная, костюмерная.
Игровая
деятельность
«Изобрази».
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Распределить роли, определить
необходимые декорации.
Изготовить декорации.
Провести репетицию спектакля
по ролям. Обсудить характер
героев.
Провести
Праздничное
чаепитие.
Виды
деятельности
Беседа с
учащимися
Чтение
учащимся,
игровая
деятельность,
17 8
9
10
1 Школьный
театр «Лучик
солнца
представляет
…»
Из истории
театра…
Кукольный
театр.
С чего
начинается
кукольный
театр.
Знакомство
со сказкой…
Постановка
спектакля
2
1
1
2
7
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Провести г репетицию спектакля.
Определить музыкальное
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать сказку. Обменяться
мнениями.
Знакомство с театром картинок,
игрушек, “Волшебными
пальцами”, теневым театром,
драматическим, балетом.
Рассказать учащимся из истории
возникновения театра.
Провести беседу о ширме, о
работе за ней.
Провести
Прочитать сказку.
беседу по содержанию.
Дать анализ характера героев.
Распределить роли и провести
чтение произведения учащимися.
Определить
сколько
действующих лиц? Каково
эмоциональное
состояние
персонажа? Каков его характер?
Отработать чтение каждой роли:
прочитать
ясно
проговаривая все звуки в словах,
не глотать окончания, соблюдать
правила дыхания; определить
логические ударения,
паузы;
постараться представить себя на
месте персонажа, подумать, как
надо читать за “него” и почему
именно так.
Обработать чтение каждой роли,
провести репетицию за столом.
четко,
рисунки
учащихся.
Выступление
учащихся
Беседа,
презентация,
рисунки
учащихся.
Беседа с
учащимися
Чтение
произведения,
беседа,
отработка
чтения,
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
18 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
5
1
1
7
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
Сказка про
Новый год.
Постановка
спектакля
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
Сказка …
Постановка
спектакля…
Обучить работе над ширмой:
надеть куклу палец, провести
куклу над ширмой, стараясь
делать это плавно, без скачков;
проделать
предложенные
упражнения с каждым ребенком.
Обучить работе над ширмой,
прочитать своей роли.
Распределить технические
обязанности по спектаклю,
оформить звуковое
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
спектакль
Показать
учащихся
Обменяться мнениями.
для
класса.
1го
Выразительное чтение сказки.
Провести беседу о прочитанном.
Распределить роли, дать
характеристику действующих
лиц, их взаимоотношениям.
Прочитать по ролям. Работать с
куклой на ширме. Начать
репетиции.
Провести репетицию. Выучить
текст наизусть. Распределить
технические обязанности,
оформить звуковое
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Выступление
учащихся.
Чтение
произведения,
беседа,
отработка
чтения,
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся
Выразительное чтение сказки.
Провести беседу о прочитанном.
Распределить роли, дать
характеристику действующих
лиц, их взаимоотношениям.
Чтение
произведения,
беседа,
отработка
чтения,
19 34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Прочитать по ролям. Работать с
куклой на ширме. Начать
репетиции.
Провести репетицию. Выучить
текст наизусть. Распределить
технические обязанности,
оформить звуковое
сопровождение .
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Обменяться мнениями.
Выразительное чтение сказки.
Провести беседу о прочитанном.
Распределить роли, дать
характеристику действующих
лиц, их взаимоотношениям.
Прочитать по ролям. Работать с
куклой на ширме. Начать
репетиции.
Провести репетицию. Выучить
текст наизусть. Распределить
технические обязанности,
оформить звуковое
сопровождение .
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Обменяться мнениями.
Выразительное чтение сказки.
Провести беседу о прочитанном.
Распределить роли, дать
характеристику действующих
лиц, их взаимоотношениям.
Прочитать по ролям. Работать с
куклой на ширме. Начать
репетиции.
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся.
Чтение
произведения,
беседа,
отработка
чтения,
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся
Чтение
произведения,
беседа,
отработка
чтения,
20
1
1
7
1
1
7
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
Сказка…
Постановка
спектакля…
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
Сказка…
Постановка
спектакля… 54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
1
5
1
3
1
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
Новая сказка
о главном 2.
Кукольный
театр «Лучик
солнца»
представляет
До новых
встреч,
друзья!
Итоговое
занятие.
Провести репетицию. Выучить
текст наизусть. Распределить
технические обязанности,
оформить звуковое
сопровождение .
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Обменяться мнениями.
вслух.
Выбрать название спектакля.
Прочитать
Дать
характеристику действующих
лиц,
их взаимоотношениям.
Распределить ролей. Прочитать
по ролям за столом.
Провести репетицию. Выучить
текст наизусть,
соединить
действия куклы со словами своей
роли.
Провести репетицию.
Распределить технические
обязанности, оформить звуковое
сопровождение .
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Обменяться мнениями.
репетицию.
Провести
Распределить
технические
обязанности, оформить звуковое
сопровождение.
Провести генеральную репетицию
спектакля.
Показать спектакль.
Обменяться мнениями.
Закрыть театральный сезон.
Наградить учащихся.
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся
Отработка
чтения,
работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся
Работа с
куклами,
работа над
ширмой и т.д.
Выступление
учащихся
Праздничное
чаепитие.
21 Учебнотематический план
«Я – юный гражданин»,
3 класс
Образовательные задачи
Я и окружающий мир.
Знакомство учащихся с
программой курса, основными
темами и уроками.
Кол
во
час
1
1 Познакомить с понятием «малая
Родина», с родным краем, с
улицы, на которой стоит школа,
историей школы разных лет.
1
1 Познакомить с историей
появления родного города, его
достопримечательностями
Природа Кузнецкого края
1 Углубить понятие о живой и
неживой природе родного края
Систематизировать знания
детей о природе родного города
Чем богаты
наши недра?
3
Знакомство с полезными
ископаемыми родного края.
№
п/п
Тема
Вводное
занятие
Мой край
Кузбасс
Школа –
светлая гавань
детства
Моя малая
родина
родной город
Природа
родной земли
и человек
Город и
природа
1
2
3
4
5
6
Виды
деятельности
Беседа с
учащимися
Рисунки
«История моей
улицы»,
«Улица моего
детства»
Беседа с
учащимися
Наблюдение
предметов живой
и неживой
природы.
Рисунки
Рисунки
учащихся к
сказкам: «Сказка
о каменном угле»,
«Кто главнее?»
22 7
8
Человек и
времена года
Осенние и
зимние
обряды земли
Кузнецкой.
9
13
11
10
Вместе
дружная
семья.
Коренные
народы
Кузнецкого
края.
Традиции и
обычаи
коренных
народов.
Вера человека
с высшие силы
природы.
Верования
коренных
народов
нашего края.
14 Жилище и быт
12
коренных
народов
кузнецкого
края.
Народные
песни и
фольклор.
15
5
4
1
4
1
1
4
4
4
Знакомство с временами года
Кузбасса.
Научить определять времена
года по характерным для данной
местности признакам.
Дать общее представление о
зимних праздниках и обрядах в
Кузбассе.
Кузбасс – мой край родной
Народы, населяющие Кузбасс.
Знакомство с коренными
народами (шорцы, телеуты,
калмаки, татары).
Знакомство с основными
традициями 4х основных
народов края.
Природа и вера человека.
Знакомство
религией
коренного населения Кузбасса.
с
Знакомство с повседневной
жизнью 4х коренных народов
Кузбасса.
Беседа с
учащимися
Чтение стихов о
родном крае,
рисование
пейзажей родного
края.
Изготовление
новогодних
игрушек; маски
для колядования.
Беседа с
учащимися.
Мини –
исследование.
Рассказ об одном
из народов.
Мини –
исследование.
Рисунки
учащихся.
Беседа с
учащимися,
рисунки
Беседа с
учащимися,
мини
исследования
Знакомство с народными
песнями разных лет.
Изучение песен
23 16
3
Заселение
территории
нашего края.
17 Первые города
3
18
и остроги
Кузнецкого
края.
Первые
«шахтёрские»
профессии
начала
прошлого
века.
19 Профессии в
моей семье.
20 Весенние
обряды земли
Кузнецкой.
21
22
Во имя жизни
на земле.
Подвиг на
фронте и в
тылу.
Трудовой
подвиг наших
земляков.
23 Живи и
процветай мой
город, мой
край!
Соборы и
храмы моего
города.
Летние
обряды земли
Кузнецкой
Итоговое
занятие.
24
25
26
4
3
3
3
3
3
3
3
1
Знакомство с периодами
заселения территории Кузбасса
в разные эпохи.
первыми
Знакомство
острогами и городами на
территории нашего края.
с
с
Знакомство
первыми
профессиями 1900х. годов:
горняк,
лампонос,
«табакотряс».
коногон,
Беседа с
учащимися.
Рисунки
учащихся
Мини –
исследования
учащихся.
Мои родные, кто они по
профессии?
Дать общее представление о
весенних праздниках и обрядах
в Кузбассе.
Кузбасс и Прокопьевск в годы
Великой Отечественной войны.
Рассказ об одной
из профессий.
Рисунки
учащихся.
Изготовление
чучел.
Мини –
исследование.
Знакомство с героями страны,
почетными жителями
Кемеровской области.
Кузбасс и Прокопьевск сегодня,
рассуждения о будущем моей
«малой» родины.
Знакомство с основными
религиозными
строениями
родного города.
Дать общее представление о
весенних праздниках и обрядах
в Кузбассе.
Обобщение изученного
материала
Беседа с
учащимися.
Беседа с
учащимися,
урок – фантазия.
Беседа с
учащимися.
Рассказ об одном
из праздников.
Праздничное
чаепитие.
Учебнотематический план
24 № Колво
час
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
«Народная культура»,
4 класс
Тема занятия
Содержание
Вводная беседа.
Знакомство учащихся с
программой
курса,
основными темами и
уроками.
Виды
деятельности
Беседа
учащимися
с
Понятие о культуре.
Что есть культура,
рождение
культуры.
Познакомить с понятием
культура,
рождением
культуры.
Беседа с
учащимися
Законы развития
культуры.
Происхождение
человека.
Рассказать о законах
развития культуры.
Рассказать о
происхождении человека.
Беседа с
учащимися
Беседа с
учащимися
Языческая культура и «Народная философия».
Расселение древних
славян.
Работа с
картой
Показать на карте районы
расселения
древних
славян. Рассмотреть быт
славян.
Языческая
культура.
Боги древней Руси.
Знакомство с языческой
культурой и поклонением
силам природы..
Знакомство с Богами
древней Руси.
Беседа с
учащимися
Рисунки
учащихся
«Мир моего Я» и
«Мир Вселенной».
Вера в
сверхъестественное
Знакомство с духовным
миром и его символами.
Знакомство с примерами
из
народных сказок,
фантастическими
существами,
верой в
Рисунки
учащихся
Мини
рассуждения
25 1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
леших, домовых, русалок.
Знакомство
с мифами и сказками.
Дать определение
понятиям: Добро и зло.
Народные сказки. Силы
природы в сказках.
Рассказ о культе животных
у славян. Связью с
природой.
Фантазии на данную тему
Беседа с
учащимися
Беседа с
учащимися
Рисунки
учащихся
Сочинение –
размышление
Ответить на 10 вопросов.
Викторина
Мифология и
сказка.
Добро и зло.
Народные сказки.
Культ животных у
славян. Связь с
природой.
«Как я
представляю себе
богов древних
славян».
«Мифологические
существа и
современность».
Начало осени.
Ильин день.
Медовый спас.
Яблочный спас.
Хлебный
(ореховый) спас.
Время конца
жатвы.
Народные игры,
песни.
Освящение воды.
Народная культура и календарь
Знакомство с началом
осени. Ильин днем – одним
из самых почитаемых
народных праздников.
Познакомить учащихся с
праздником
медового спаса.
Познакомить учащихся с
праздником яблочного
спаса.
Познакомить учащихся с
праздником Успения
Пресвятой Богородицы.
Рассказать о времени
уборки урожая.
Познакомить учащихся с
народным фольклором.
Знакомство с таинством
народа и миром поверий,
освящением воды в
колодцах.
Познакомить с праздником
Беседа с
учащимися,
рисунки
учащихся,
мини
размышления,
видеоуроки
26
Семенов день. 4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рождество
Пресвятой
богородицы.
Покров Пресвятой
Богородицы.
Подготовка жилья
к зиме.
Народные песни
«А моя бабушка
знает, что…».
«Народные
осенние
праздники на
Руси».
Традиции и обряды
народного
календаря.
Семёнова дня. Бабье лето.
– Семинская неделя.
Знакомство с праздником
Рождества
Пресвятой
богородицы.
Воздвижением
«Животворящего Креста
Господня».
Дать понятие праздника
Покрова Пресвятой
Богородицы. Первого
зазимья.
Познакомиться с
подготовкой жилья к зиме,
обычаем «запекания
углов», почитанием
соломы, утеплением изб.
Изучение популярных
народных песен.
Рассказ о приметах и их
предназначениях.
Ответить на 10 вопросов
Познакомиться
с
традициями и обрядами
народного
календаря.
Связью с земледельческим
календарем.
Наблюдательность
славян.
Осенние и зимние
народные
праздники.
Понять наблюдательность
славян.
Знакомство с народными
праздниками: Осенины
праздник урожая, Святки
(Коляды), Семик,
Беседа с
учащимися
Мини
сочинения
учащихся
Викторина
Беседы с
учащимися,
рассказы,
рисунки, мини
рассуждения
учащихся
27 3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Весенние и летние
народные
праздники.
Зимние
христианские
праздники.
Весенние
христианские
праздники.
«Мой любимый
праздник».
«Народный
календарь».
Рождественский
(Филиппов) пост.
Святые вечера.
Дать определение
понятиям Масленица,
Иван Купала.
Знакомство
Христианскими
праздниками: Рождеством,
Крещением, Сретением.
с
Дать понятие праздникам:
Великий Пост, Вербное
воскресение, Пасха,
Троица, и др.
Сообщение о народном
празднике
Ответить на 10 вопросов
Знакомство с
Рождественским
(Филипповом) постом 28
ноября – 6 января.
Обрядами и обычаями.
Познакомиться со Святыми
вечерами 25 – 31 декабря. .
Викторина
Беседа с
учащимися,
рисунки,
рассуждения,
проектная
деятельность
Новый год на Руси. Узнать как на Руси
Рождество.
Крещение
Господне.
Богоявление.
справляли новый год.
Какие игры и забавы были у
детей.
Знакомство со Святками 7
– 17 января, святочными
гадания, колядованием,
приметами, Рождеством,
рождественскими
колядками.
Дать
понятиям:
Господне. Богоявление.
определения
Крещение
Сретенье господне. Узнать,
Наблюдательность Рассмотреть
что значит «сретение»?
28 5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
русского народа,
изменение
природных
явлений.
Начало масленицы.
Второй и третий
день масленицы
Четвертый –
шестой дни
масленицы
Последний лень
масленицы
«Чучела зимы»
Проводы зимы.
Начало Великого
поста.
Праздничные
обряды, символика,
ритуальная еда.
наблюдательность русского
народа, изменение
природных явлений.
Знакомство с первым днем
масленичной недели.
Знакомство с каждым днем
масленичной недели
Узнать что такое Прощеное
воскресенье
Изготовление чучел.
Познакомиться как
устраивали проводы зимы
Узнать, что значит
Великий пост.
Рассказать о блинах
символе солнца и ритуале
поминовения предков на
Масленицу.
Масленичные игры. Знакомство с
Великий пост.
Встреча весны.
Вход Господень в
Иерусалим.
Поверья и обычаи.
Воскресение.
Красная Горка
«Фомина неделя».
Радуница.
Семик. Духов день.
масленичными играми,
песнями, забавами
Рассмотреть Великий пост
и
продолжительность
поста.
Знакомство с приметами
встречи весны.
Рассмотреть праздник вход
Господень в Иерусалим.
Познакомится с
праздником Вербным
воскресением.
Узнать что значит Красная
Горка «Фомина неделя».
Знакомство с
перечисленными
праздниками
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29 1
1
1
1
1
1
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
Троица – расцвет
природных
животворящих сил.
Рождество Иоанна
Купалы.
День Святого
Прокопия
Устюжского.
Имя и город.
Рассмотреть праздник
Рождества Крестителя
Иоанна
Рассмотреть историю
юродивого, жизнь Святого.
23 июля. 1650 год
основание поселения
Прокопьево.
Беседа с
учащимися
Народная культура Ответить на 10 вопросов
Викторина
Итоговое занятие.
Выставка проектов.
Праздничное
чаепитие.
Содержание программы
«Волшебный мир театра», 1 класс
Вводное занятие. Игры на знакомство, «Изобрази».
Игровое занятие «Мой любимый сказочный герой». Что такое театр?
Знакомство с понятиями «театр», «артист», «сцена», «режиссер»,
«художник», «гримёр», «декорации», «занавес».
Игры «Пантомима»», «Изобрази». Первые декорации.
Знакомство и инсценирование сказки «Репка».
Показ спектакля «Осень, осень в гости просим!».
Представления в театре. Встречаем зимушку – зиму! Знакомство со
сказками о зимних
«Снежная королева».
временах года. Просмотр фрагментов сказки
Знакомство и инсценирование сказки «Заюшкина избушка». Показ
спектакля. Праздник «Зимушка – зима – Новый год к нам привела».
Посещение городского драматического театра. Посещение музея
городского драматического театра.
30 Наш драматический театр. Артисты театра. Животные в русских
народных сказках.
Знакомство и инсценирование сказки «Курочка Ряба». Показ спектакля.
Знакомство и инсценирование сказки «Мужик и медведь». Показ
спектакля.
Добро и зло в сказке. Хлеб всему голова.
Знакомство и инсценирование сказки «Колобок». Показ спектакля.
Сказка на новый лад или снова о главном! Показ спектакля.
До свидания, наш театр! Репетиция спектакля на выбор учащихся.
Генеральная репетиция спектакля на выбор. Показ спектакля на выбор
учащихся.
Итоговое занятие. Закрытие театрального сезона. Награждение учащихся.
Содержание программы
«Волшебный мир театра», 2 класс
Вводное занятие. Открытие второго театрального сезона. Планирование и
выбор спектаклей.
Знакомство с внутренней жизнью театра. Гримёрная, костюмерная.
Игровая деятельность «Изобрази».
Знакомство и инсценирование сказки «Теремок». Показ спектакля.
Театр картинок, игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр,
драматический, балет.
Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки)
кукольного театра.
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о
ширме, о работе за ней).
Знакомство со сказкой и постановка спектакля.
31 Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Определить
сколько действующих лиц? Каково эмоциональное состояние персонажа?
Каков его характер? Отработка чтения каждой роли: прочитать четко,
ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать
правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться
представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за
«него» и почему именно так. Обработка чтения каждой роли, репетиция
за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации
передавать настроение, чувства, персонажа). Обучение работе над
ширмой: надеть куклу на палец руки, проводить куклу над ширмой,
стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные
упражнения с каждым ребенком.
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли,
действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю,
установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории,
помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление
спектакля. Генеральная репетиция и показ спектакля.
Сказка про Новый год. Постановка спектакля. Выразительное чтение
сказки. Беседа о прочитанном. Распределение ролей характеристика
действующих лиц, их взаимоотношения. Чтение по ролям. Работа с
куклой на ширме. Начало репетиции. Репетиция. Заучивание текста
Звуковое
наизусть. Распределение технических обязанностей.
оформление. Генеральная репетиция и показ спектакля.
Знакомство со сказкой и постановка спектакля. Выразительное чтение
сказки. Беседа о прочитанном. Распределение ролей характеристика
действующих лиц, их взаимоотношения. Чтение по ролям. Работа с
куклой на ширме. Начало репетиции. Репетиция. Заучивание текста
32 наизусть. Распределение технических обязанностей.
оформление. Генеральная репетиция и показ спектакля.
Звуковое
Новая сказка о главном 2. Выбор названия. Чтение вслух.
Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение
ролей. Читки по ролям за столом. Чтение по ролям, глубокий и
детальный разбор спектакля. Репетиция. Заучивание текста наизусть,
соединение действия куклы со словами своей роли. Репетиция.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка
оформления, декоративных деталей, звуковое оформление спектакля.
Генеральная репетиция и показ спектакля, обмен мнениями.
До новых встреч, друзья! Репетиция спектакля на выбор учащихся.
Генеральная репетиция спектакля на выбор. Показ спектакля на выбор
учащихся.
Итоговое занятие. Закрытие театрального сезона. Награждение учащихся.
Содержание программы
«Я – юный гражданин», 3 класс
Тема № 1. Я и окружающий мир, 4 час.
Вводная беседа. Край родной – Кузбасс, презентация «Кемеровская
область», понятие «малой Родины». История улицы Комсомольская,
улица, где я родился.
Из истории родной школы разных эпох: образцовая средняя школа,
мужская средняя школа, школа в середине прошлого века.
Презентация «Мой родной город», виртуальное путешествие по родному
городу. Из истории фамилии, значение моей фамилии.
Тема № 2. Природа Кузнецкого края, 13 час.
33 Традиции и обряды народного календаря. Связь с земледельческим
календарем. Наблюдательность славян. Земля – «матушка и кормилица».
Знакомство с народными праздниками: Осенины праздник урожая,
Святки (Коляды), Масленица, Семик, Иван Купала.
Начало осени. Ильин день – один из самых почитаемых народных
праздников. Увядание сил природы. «Спас – всему час». Медовый спас.
Преображение Господне (Яблочный спас). Пришел спас – бери рукавицы
про запас. Осенины. Успенский Пост (14 – 27 августа). Успение
Пресвятой Богородицы. Хлебный и ореховый спас.
Время конца жатвы. Оспожинки, овсяницы, прославление хлеба.
Народные игры, песни.
Освящение воды в колодцах. Жнивные обряды. Завивание бороды.
Величие последнего снопа. Осень – время свадеб. Семёнов день. Бабье
лето. – Семинская неделя.
Рождество Пресвятой богородицы осеннее равноденствие. Воздвижение
Честного и Животворящего Креста Господня.
Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Начало свадебного
периода на Руси. Подготовка жилья к зиме. Обычай «Запекания углов».
Почитание соломы. Утепление изб.
О живой и неживой природе, примеры. Природа родного города.
Богатство земных недр, кладовые залежи полезных ископаемых.
Зимние народные праздники. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября
– 6 января. Введение в Храм Пресвятой Богородицы. Святые вечера 25 –
31 декабря. «Страшные вечера» 1 – 6 января. Новый год на Руси. Святки
7 – 17 января. Святочные гадания, колядования, приметы. Рождество.
Рождественские колядки. Обрезание господне. Старый Новый год.
Крещение Господне. Богоявление. Магия воды. Обереги от зла.
34 Сретенье господне. Что значит «сретение»? Наблюдательность русского
народа, изменение природных явлений. Вечернее заклинание солнца 15
февраля. Начало масленицы. Прощеное воскресенье. Начало Великого
поста.
Тема №3. Кузбасс – мой край родной, 51 час.
Народы, населяющие Кузбасс. Шорцы, телеуты, татары, калмаки, их
образ жизни, обряды, значения, верования, шаманы, жилища, народные
песни.
Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск.
Горняк и шахтёр, рабочие профессии родного края.
Весенние народные праздники. Проводы зимы. Семь дней Масленицы.
Праздничные обряды, символика, ритуальная еда. Блин на Масленице –
символ солнца, первая еда. Ритуал поминовения предков на Масленицу.
Масленичные игры, песни, забавы смысл игр и забав.
Великий пост – очищение души и тела. Продолжительность поста.
Весеннее равноденствие. Встреча весны обычаи и поверья. Приметы о
весне.
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. Верба символ
растительной силы. Начало страстной недели. Благовещение.
Поверья и обычаи. Воскресение – духовное обновление, библейский
сюжет. Крестный ход на Пасху. Почитание и смысл почитания яйца –
смысл жизни, плодородия. Ритуальная еда. Красная Горка «Фомина
неделя».
Радуница. Смысл и ритуалы. Вознесение Господне. Семик – седьмая
неделя от Пасхи единство Земли и Неба. Духов день.
Наш край в годы войны, подвиг народа, фронт и тыл. Героев наших имена.
Мой город в будущем, православные соборы и храмы, мечети,
католические церкви родного города.
35 Летние народные праздники. Троица – расцвет природных животворящих
сил. Купальные праздники. Рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна день солнцестояния в ночь с 23
на 24 июня. Расцвет жизненных сил природы. Обряды и поверия.
День Святого Прокопия Устюжского.
Содержание программы
«Народная культура», 4 класс
Вводный урок, 1 час.
Знакомство учащихся с программой курса, основными темами и уроками.
Тема № 1. Человек и культура, 3 часа.
Что есть культура, рождение культуры. Законы развития культуры.
Изучение культуры. Происхождение человека.
Тема № 2. Языческая культура и «Народная философия», 12 час.
Расселение древних славян. Быт славян. Языческая культура. Поклонение
силам природы. Боги древней Руси: Род, Рожаницы, Сварог, Дажьбог,
Стрибог, Перун, Велес, Ярила, Купала, Богиня Мокошь.
«Мир моего Я» и «Мир Вселенной». Триединство духовного мира. Древо
жизни. Знакомый и незнакомый мир. Символы прави, яви, нави. Их
изображение в образах народной мифологии.
Сакральные магические числа. Примеры из народных сказок.
Фантастические существа – излюбленные образы предков. Вера в леших,
домовых, русалок.
Мифология и сказка. Сказки как отзвуки жизни наших предков. Сказка –
зеркало человеческой души. Добро и зло. Народные сказки. Силы
природы в сказках. Культ животных у славян. Связь с природой, природа
– храм. Священность человеческой жизни.
Практические занятия.
Творческая работа «Как я представляю себе богов древних славян».
36 Викторина «Мифологические существа и современность».
Тема № 3. Народная культура и календарь, 51 час.
Начало осени. Ильин день – один из самых почитаемых народных
праздников. Увядание сил природы. «Спас – всему час». Медовый спас.
Преображение Господне (Яблочный спас). Пришел спас – бери рукавицы
про запас. Осенины. Успенский Пост (14 – 27 августа). Успение
Пресвятой Богородицы. Хлебный и ореховый спас. Время конца жатвы.
Оспожинки, овсяницы, прославление хлеба. Народные игры, песни.
Освящение воды в колодцах. Жнивные обряды. Завивание бороды.
Величие последнего снопа. Осень – время свадеб. Семёнов день. Бабье
лето. – Семинская неделя. Рождество Пресвятой богородицы осеннее
равноденствие. Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Господня. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Начало
свадебного периода на Руси. Подготовка жилья к зиме. Обычай
«Запекания углов». Почитание соломы. Утепление изб. Традиции и
обряды народного календаря. Связь с земледельческим календарем.
Наблюдательность славян. Земля – «матушка и кормилица». Знакомство с
народными праздниками: Осенины праздник урожая, Святки (Коляды),
Масленица, Семик, Иван Купала. Христианские праздники: Рождество,
Крещение, Сретение Господне, Великий Пост, Вербное воскресение,
Пасха, Троица, и др. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября – 6
января. Введение в Храм Пресвятой Богородицы. Святые вечера 25 – 31
декабря. «Страшные вечера» 1 – 6 января. Новый год на Руси. Святки 7
– 17 января. Святочные гадания, колядования, приметы. Рождество.
Рождественские колядки. Обрезание господне. Старый Новый год.
Крещение Господне. Богоявление. Магия воды. Обереги от зла. Сретенье
господне. Что значит «сретение»? Наблюдательность русского народа,
изменение природных явлений. Вечернее заклинание солнца 15 февраля.
37 Начало масленицы. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста.
Проводы зимы. Семь дней Масленицы. Праздничные обряды, символика,
ритуальная еда. Блин на Масленице – символ солнца, первая еда. Ритуал
поминовения предков на Масленицу. Масленичные игры, песни, забавы
Великий пост – очищение души и тела.
смысл игр и забав.
Продолжительность поста. Весеннее равноденствие. Встреча весны
обычаи и поверья. Приметы о весне. Вход Господень в Иерусалим.
Вербное воскресение. Верба символ растительной силы. Начало
страстной недели. Благовещение. Поверья и обычаи. Воскресение –
духовное обновление, библейский сюжет. Крестный ход на Пасху.
Почитание и смысл почитания яйца – смысл жизни, плодородия.
Ритуальная еда. Красная Горка «Фомина неделя».
Радуница. Смысл и ритуалы. Вознесение Господне. Семик – седьмая
неделя от Пасхи единство Земли и Неба. Духов день.
Троица – расцвет природных животворящих сил. Купальные праздники.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна день солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня. Расцвет жизненных
сил природы. Обряды и поверия. День Святого Прокопия Устюжского.
Имя и город.
Практические занятия.
КТД: Разучивание народных песен. Творческое занятие «А моя бабушка
знает, что…». Викторина «Народные осенние праздники на Руси».
Сообщение «Мой любимый праздник». Викторина «Народный календарь».
Творческое дело: изготовление «чучел» зимы. Викторина «Народная
культура»
Итоговое занятие (1 час). Итоги работы, проект.
38 Список литературы.
1. Агафонова А.В. Классные часы на темы этики [Текст] / А.В.
Анафонова – М., 2009.
2. Андрианов М.А. Философия для детей [Текст] / М.А. Андриянов
Минск, 2003.
3. Волкова Т.В. Наука быть человеком [Текст] / Т.В. Волкова
Волгоград, 2008.
4.
Ляхов И.И. Проектная деятельность [Текст] / И.И. Ляхов М.,1996
5. Персидская И.В. и др. «Классные часы 14 классы» Москва, 2007.
6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса
[Текст] / Е.Н. Степанов М., 2004.
7.
8.
9.
Тивикова С.К., и др. Гражданское образование в начальных классах
[Текст] / С.К. Тивикова Нижний Новгород, 1998.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. [Текст] / Ю.я. Яковлев Москва,
2002.
10.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе [Текст] / И.А.
Горбачев – М., 2003.
11. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе.
[Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева – М., 2001.
12. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности
дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Т. Чурилова – М.,
2001.
39 Размещено н
40
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Дорогами добра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.