Актуальность:
Заключается в сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия хореографией. И интересе детей и их родителей к занятию хореографией . Эти занятия позволяют раскрыть их индивидуальные творческие способности, привить навыки концертных выступлений, способствуют положительной самооценке. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.
Дополнительность: программа дополняет и углубляет знания, умения и навыки, полученные на школьных уроках ритмики
Новизной дополнительной общеразвивающей программы является целостный, комплексный подход в определении целей и задач обучения и воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению ребёнка.
ДОРП КРУЖОК СУДАРУШКА.doc
1
КОУ ОО «БОЛХОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Согласовано»
«Согласовано»
И. о. заместителя директора по
учебной работе
___________ / Ишутина С.Ю. /
«__29__»__августа__2018_ г.
Руководитель МО
________/Щечилина М.Л./
Протокол № _1__ от
«_28_»_августа__2018_г.
«Утверждаю»
Директор
школыинтерната
__________/Калмыков В.Н./
Приказ № ___295__ от
«__3__»_сентября__ 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК
СУДАРУШКА»
Авторсоставитель:
педагог дополнительного образования:
Аркатова Марина Николаевна 2
БОЛХОВ, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА37
Сроки реализации программы6
Форма организации учебновоспитательного процесса7
Режим занятий7
2. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН89
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1012
4. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ1415
Кадровые условия14
Информационнометодические условия1415
Материальнотехнические условия15
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ16
6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ1718
7. ПРИЛОЖЕНИЕ1925
Календарнотематический план1923
Календарный учебный график2325 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение:
Хореография – искусство, любимое детьми и работать с ними значит
ежедневно отдавать ребёнку жизненный и духовный опыт, приобщать
маленького человека к миру прекрасного, раскрыть потенциальные
возможности подрастающего человека, формировать его физические и
духовные качества.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кружок Сударушка»
даёт возможность реализоваться в разных областях танцевальной
деятельности всем детям. Данная программа реализует художественно
эстетическую направленность.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья, для его гармоничного духовного и физического
развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы
этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об
актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах
разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои,
только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его
обычаи и характер.
Актуальность:
Заключается в сохранение и укрепление здоровья обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья через занятия хореографией. И
интересе детей и их родителей к занятию хореографией . Эти занятия
позволяют раскрыть их индивидуальные творческие способности, привить
навыки концертных выступлений, способствуют положительной самооценке.
Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать
музыку и содержание образа движением.
Дополнительность: программа дополняет и углубляет знания, умения и
навыки, полученные на школьных уроках ритмики
Новизной дополнительной общеразвивающей программы является
целостный, комплексный подход в определении целей и задач обучения и
воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению
ребёнка. 4
Данная программа направлена на создание целостной культурно
эстетической среды для успешного развития ребенка.
Под культурноэстетической средой понимается совокупность следующих
условий организации жизнедеятельности обучающихся:
∙ предложение различных видов деятельности: танца, игры, познания,
∙
общения для творческого самовыражения;
приоритет духовнонравственных ценностей в организации
образовательного процесса и творческой жизни детей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип
взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического
воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует
развитию творческой активности детей, дает детям возможность
участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое
воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности,
самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие
ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате
разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление
мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением
физических упражнений и др.).
Цель программы:
Обучить обучающихся основам хореографии.
Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному
творческому общению.
Задачи:
Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе
овладения и освоения программного материала.
Научить выразительности и пластичности движений.
Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу.
Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и
разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру
своих движений.
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
Обучающие задачи:
1. изучить приветствия, познакомить с позициями ног I, II и VI,
положениями рук в танцах и упражнениях. Дать основы выполнения
упражнений на дыхание. 5
2. ознакомить с понятиями «импровизация», «пластические этюды».
3. начать изучение элементов русского танца.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к самому процессу движения под музыку;
2. познакомить с танцевальным этикетом.
3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
(дружелюбие, вежливость).
4. воспитывать потребность в самоорганизации
(аккуратность,
трудолюбие, самостоятельность, настойчивость).
Развивающие:
1. развивать эмоциональный мир, чувство ритма, музыкальность.
2. развивать двигательные функций (выворотность ног, гибкость тела,
шага, прыжка и других).
3. развивать первоначальные навыки координации движений в различных
видах шагов и бега, в упражнениях на полу, на середине зала, а также
формирование музыкальноритмической координации движений.
4. вырабатывать правильную позу тела(осанки), то есть постановка
корпуса (туловища), ног, рук, головы, обеспечивающая обучающемуся
устойчивость в подготовительных упражнениях (в различных видах
шагов и бега).
5. развивать выразительность движений и умение передавать в пластике
характер музыки, игровой образ; музыкальность; разнообразие
выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме
музыкального произведения;
способность к запоминанию и
самостоятельному исполнению композиций; освоение отдельных видов
движений, объединение их в композицию; умение координировать
движения с основными средствами музыкальной выразительности.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей
программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что при
создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод
моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень
любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у
них в основном происходит через подражательные игры. Темы творческих
занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
«Я учитель танцев»
«Я балетмейстерпостановщик»
Творческие ситуации разыгрываются как при индивидуальной, так и при
коллективной работе. 6
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой
учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на
пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени»
по принципу от простого к сложному.
Дети формируются в группы по возрастным особенностям
1 год обучения младшая группа (710 лет)
2 год обучениясредняя группа (1114 лет)
3 год обучениястаршая группа (1518 лет)
Основным условием приёма является желание обучающихся.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы рассчитаны
на три года, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Особенное
внимание уделяется детям первого года обучения. Делается акцент на
партерном экзерсисе. К занятиям педагогу необходимо проявлять особую
чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и
пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ
танцевальной деятельности.
Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и
задачи каждого из них взаимосвязаны, этапы соответствуют группам
начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа
содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений –
азбука классического, народносценического и эстрадного танца, что
способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся.
Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в
процессе занятия и в ходе работы над постановками. Обучающимся следует
усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по
хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным
четырем разделам:
1. азбука музыкального движения;
2. элементы классического танца;
3. элементы народносценического танца;
4.
элементы эстрадного танца.
дополнительный этап обучения:
творческая деятельность; актерское мастерство.
В основе преподавания азбуки музыкального движения, классического,
народного, эстрадного танца лежит профессиональная методика, без которой
обучающиеся не смогут получить необходимые навыки. 7
Первый раздел включает коллективно порядковые и ритмические
упражнения,
имеющие целью музыкальноритмическое развитие
обучающихся. Для обучающихся первого года обучения обучения строится на
шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и
времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание
происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Второй раздел включает элементы классического и эстрадного танца и
упражнения, подготавливающие обучающихся к более сложным движениям и
физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют
осанку, способствуют развитию координации движений
Форма организации учебновоспитательного процесса: групповая.
Режим занятий:
Основная форма организации образовательного процесса дополнительного
образования – учебное занятие. Учебный год в объединении по интересам
начинается 3 сентября и заканчивается 31 мая. В период каникул кружок не
работает, согласно утвержденного календарного учебного графика (см.
приложение). Для учебных занятий в корпусе используются специально
предусмотренные распорядком дня часы во второй половине дня.
Продолжительность учебных занятий: 6 часов в неделю; по 2 часа в каждой
возрастной группе, продолжительность учебного часа: 40 минут и времени на
отдых: 10 минут. 8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
6 часов
204 часа
1 год
2 год
3 год
обучени
я
2
обучени
я
2
обучени
я
2
1 год
2 год
3 год
обучени
я
68
обучени
я
68
обучени
я
68
Формы промежуточной
и итоговой аттестации
1. Первичная
диагности
ка
сентябрь
2.Отчетные концерты
1 раз в четверть,
3. Участие в районном
конкурсе «Талантов
россыпь золотая»
(февраль)номинация
хореография,
результативность
4. Итоговое участие в
областном фестивале
конкурсе «Созвездие»
(апрель)
5.Итоговая
диагностикамай
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения 9
Тема
Количество
в том числе
Учебнотренировочная работа
Вводное занятие. Техника безопасности.
Развивающие игры
1.2 Партерная гимнастика
1.3
1.4 Азбука музыкального движения
2.
2.1 Музыкальнотанцевальные игры.
Сценическое движение.
Итого:
часов
всего
1
4
20
20
23
68
теория
практика
1
2
2
2
7
4
18
18
21
61
№
п/п
Тема
Количество
часов
в том числе
2 год обучения
№
п/п
1.
1.1
№
п/п
1.
Учебнотренировочная работа
Вводное занятие. Техника безопасности.
1.
1.1
1.2 Азбука музыкального движения
1.3
1.4
1.5
2.
2.1 Постановочная и репетиционная работа
Развивающие игры
Партерная гимнастика
Элементы народносценического танца
Сценическое движение.
Итого:
Тема
Учебнотренировочная работа
всего
теория
практика
1
23
10
5
6
23
68
1
2
2
1
6
21
8
5
5
23
62
3 год обучения
Количество
часов
в том числе
теория
практика
1.1 Вводное занятие. Техника безопасности.
1.2 Азбука музыкального движения
1.3 Экзерсис у станка (лицом к станку)
1
14
6
1
1
1
13
5 10
1.4 Элементы народносценического танца
1.5 Элементы классического танца
2. Постановочная и репетиционная работа
Итого:
6
6
35
68
1
2
6
5
4
35
62
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебнотренировочная работа
1 год
Тема 1.1: Вводное занятие2 часа
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на
занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике
безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со
вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы.
Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Партерная гимнастика 4 часа
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на
улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Тема 1.3: Развивающие игры20 часов
Цель: разучивание в игровой форме простейших танцевальных
движений: марш, поклон, бег, прыжки.
Содержание материала: рассчитано на развитие музыкальных качеств
(чувство ритма, музыкальный слух) – хлопки под музыку; марш, высоко
поднимая колени, шаг на полупальцах; на развитие психических процессов
(внимание, память, мышление, воображение) – игры на перестроения; на
развитие артистических качеств (этюды на создание образов) – «Медведи»,
«Лисички», «Мышки», «Лебеди».
Тема 1.4: Азбука музыкального движения20 часов 11
Цель: Понятие осанка. Постановка корпуса. Положение головы.
Поклонприветствие. Позиция ног VI
внизу,
вверху,
Содержание материала:
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед
собой,
справа и слева на уровне головы.
Положения головы. Прямо, вверхвниз; «уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения «тиктак» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком). «Пружинка»
легкое приседание.
Раздел 2. Сценическое движение23 часа
Тема 2.1. Танцевальные этюды и комбинации
Теория Соединение танцевальных элементов в комбинацию, этюд. Правила
передвижения по площадке. Смена «рисунков», линий, фигур. Способы
передвижения в парах, тройках, группах.
Тема 2.2. Практика Построение фигур композиции, сохраняя интервалы.
Создание танцевальной композиции, этюда с использованием танцевальных
элементов в разнообразных сочетаниях.
Тема 2.3. Постановка танцев Теория Раскрытие темы и сюжета танца,
композиции танца. Выбор лексики танца. Значимость репетиционного
процесса. Рассказ о выразительности при исполнении танца. Практика.
Разучивание движений, композиций. Разведение танца. Отработка движений,
рисунков. Работа над выразительностью, эмоциональностью. Создание
художественного образа и характера танца. Доведение движений до
совершенства, развитие танцевальности, чувства ансамбля, точности и
слаженности движений.
2 год
1. Учебнотренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие1 час
Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года
обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о
костюме для занятий.
Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения23 часа
Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях.
Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие – ритм.
Содержание материала: Постановка корпуса («Жирафы», «Принцессы»),
изучение VI позиции ног; Постановка рук (позиция руки на поясе, положение 12
рук в стороны, вперед, вверх); Движения, укрепляющие мышцы, развивающие
гибкость, выворотность, шаг, упражнения на растяжку (наклоны к ногам) –
«Бабочка», «Чемоданчик», на гибкость «Крокодильчик», «Колечко».
Тема 1.3: Развивающие игры10 часов
Цель: в игровой форме развивать и тренировать суставносвязочный
аппарат, улучшать эластичность мышц и связок.
Содержание материала:
упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок»,
«Ласточка»; упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «
Гусеница».
Тема 1.4: Партерная гимнастика5 часов
Цель: Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности
мышц ног, спины, живота.
Содержание материала:
«Бабочка» ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки
на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки
крылья».
«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед.
Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.
«Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Лечь на спину, руки вдоль
корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать
носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное
положение.
Тема 1.5: Элементы народносценического танца6 часов
Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные
движения у станка и середине.
Содержание материала: Упражнение на середине. Положение рук,
положения ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка,
круг, карусель, цепочка. Поклоны на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с
продвижением вперед и назад. Притоп удар всей стопой. «Гармошка»
одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1ю закрытую и
обратно. Ходы. Опускание на колени на одно, на оба с одновременным
поворотом (мальчики).
Раздел 2. Сценическое движение23 часа
Тема 2.1: Танцевальные этюды и комбинации Теория Соединение
танцевальных элементов в комбинацию, этюд. Правила передвижения по
площадке. Смена «рисунков», линий, фигур. Способы передвижения в парах,
тройках, группах. Практика Построение фигур композиции, сохраняя
интервалы. Создание танцевальной композиции, этюда с использованием
танцевальных элементов в разнообразных сочетаниях. 13
Тема 2.2. Постановка танцев Теория Раскрытие темы и сюжета танца,
композиции танца. Выбор лексики танца. Значимость репетиционного
процесса.
Тема 2.3.Рассказ о выразительности при исполнении танца.
Тема 2.4.Практика Разучивание движений, композиций. Разведение танца.
Отработка движений,
Работа над выразительностью,
эмоциональностью. Создание художественного образа и характера танца.
рисунков.
Тема 2.5. Отработка выученного номера. Доведение движений до
совершенства, развитие танцевальности, чувства ансамбля, точности и
слаженности движений.
1. Учебнотренировочная работа
3 год
Тема 1.1: Вводное занятие1 час
Цель: Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести
инструктаж по Т.Б.
Содержание материала: занятие проводится в форме беседы. Педагог
напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых занятиях.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения14
часов
Цель: Научить, слушая музыку определить её темп (устно). Слушая
музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Содержание материала: Воспроизведение хлопками и притопыванием
ритмического рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над
головой, по бедрам. На примере изучаемых танцевальных этюдов учить
самостоятельно начинать движение после вступления.
Тема 1.3: Экзерсис у станка6 чаов
Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку
тела.
Содержание материала: Постановка корпуса, позиции рук и ног.( I, II,
VI). Demi plie, Grand plie, Releve( по VI поз.). Перегибы корпуса: назад, стоя
лицом к станку, в 1ой позиции.
Тема 1.4: Элементы народносценического танца6 часов
Цель: Освоить основные технические навыки народносценического
танца. Разучить народный экзерсис у станка.
Содержание материала: Батман тандю скольжение стоп по полу; с
поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете 14
маленькие броски: вперед, в сторону. Батман тандю в полуприседании на
одной ноге. Открытые и закрытые, свободные позиции ног.
Тема 1.5: Элементы классического танца 6 часов
Цель: Освоить основные правила движений у станка и на середине зала.
Содержание материала: Выучить простейшие движения вальса.
Раздел 2. Постановочная и репетиционная работа35 часов
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения
Тема 2.1 Танцевальные этюды и комбинации
Тема 2.2. Теория Соединение танцевальных элементов в комбинацию, этюд.
Правила передвижения по площадке. Смена «рисунков», линий, фигур.
Способы передвижения в парах, тройках, группах.
Тема 2.3.Практика Построение фигур композиции, сохраняя интервалы.
Создание танцевальной композиции, этюда с использованием танцевальных
элементов в разнообразных сочетаниях. Разучивание движений, композиций.
Разведение танца. Отработка движений, рисунков.
ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Кадровые условия:
Педагогхореограф должен иметь твердые знания в области хореографии.
Наряду с танцевальными способностями наиболее важными являются
педагогические способности, профессиональные качества и мастерство,
знание психологии и общая культура поведения. В структуре педагогических
способностей главными являются конструктивные способности, позволяющие
видеть перспективу развития обучающегося и строить на этой основе учебно–
воспитательный процесс; организаторские способности, благоприятствующие
управлению познавательной деятельности обучающихся, и коммуникативные
способности,
облегчающие контакты с обучающимися разных
индивидуальностей.
Информационнометодические условия:
Учитывая, что в хореографический кружок «Сударушка» приходят дети
без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление
дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и
стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в
голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри. 15
Обучающиеся во время обучения должны получать представление о
выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир
человека,
стремиться к совершенствованию своих движений –
выразительности, легкости, стиля, грации.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное
выступление и как открытое занятие.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их
дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки,
мальчики – шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для
мальчиков, и для девочек.
Список рекомендуемой литературы для педагогов:
1. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
2. Барышникова Т., Азбука хореографии: Методические указания. 1996
г.
3. Беспятова Н. К. «Программа педагога дополнительного образования»,
М, «Айрисспресс», 2003
4. Ваганова Л.Ф. Основы классического танца. – Л. «Искусство», 1983
г.
5. Зацепина К. «Народно сценический танец», М, «Просвещение», 1976
6. Закон РФ «Об образовании», Педагогический поиск, № 78
7. Климов А., Основы русского народного танца», М, «Просвещение»,
1994
8. Лопухов Л.Д. «Основы характерного танца». М. «Искусство» 1989 г.
9. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986.
10. Полятков С. С. «Основы современного танца», М, «Просвещение»,
2005
11. Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М, «Просвещение»,
1972
12. Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г.
Электронные издания:
1 Справочник методиста [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прог. –
Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CDROM). — Систем.
требования: Windows 98/NT/2000/XP/VISTA, Pentium II, 256 МБ ОЗУ,
установочная программа Microsoft Office PowerPoint 2000, (Методическая
служба образовательного учреждения) . — Загл. с контейнера.
2 Русский национальный балет «Кострома». Спектакль «Русское
национальное чудо». ЗАО «Сеть телевизионных технологий» 2010г. 1
электро.опт. диск DVD. 16
3 Мастерклассы «Мужские трюки в русском танце» Урок 14 М.Агеев 2011г.
– 2 электро.опт. диска DVD.
4 Обучающая программа «Танцуем Венский вальс» ООО «Аэромедиа»,
2006г. 1 электро.опт. диск DVD.
5 20 original Greek dances (20 народных танцев Греции). Supersound 2014 1
электро.опт. диск DVD.
Материальнотехнические условия:
Реализация программы предполагает наличие танцевального (актового) зала:
Оборудование танцевального зала:
рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером или
ноутбуком; станки хореографические, сценическое покрытие, костюмы для
концертных номеров.
Технические средства обучения: демонстрационный комплекс, включающий в
себя: интерактивную доску (или экран), мультимедиапроектор, персональный
компьютер или ноутбук с установленным лицензионным программным
обеспечением; музыкальный центр, видеокамер
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате освоения программного материала по танцам обучающиеся
должны освоить понятия:
«ритм», «такт», «музыкальная фраза»;
знать:
позиции ног и положения рук в танце;
манеры исполнения танца;
уметь:
двигаться в такт музыке;
технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место
в строю, занимать правильное исходное положение;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
иметь: 17
навыки актёрской выразительности.
В технологической подготовке целесообразно выделять:
хореографическую обучение элементам классического, историко –
бытового, народного и современного танцев;
музыкально – двигательную обучение элементам музыкальной грамоты,
музыкальности и выразительности;
композиционную – составление танцевальных номеров.
В психологическую подготовку входят:
базовая – психологическое развитие образования и обучения;
репетиционная – формирование значимых мотивов и благоприятных
отношений к репетициям;
концертная – формирование состояния боевой готовности, способности к
сосредоточению и мобилизации.
Теоретическая подготовка –
формирование у обучающихся специальных знаний, необходимых для
успешной танцевальной деятельности может осуществляться в ходе
практических занятий и самостоятельно.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы являются
результаты участия в фестивалях, конкурсах, концертах (звания Лауреат,
дипломант).
Способы контроля и критерии оценки Педагогическое наблюдение, устный
опрос, анкетирование детей и собеседование. Групповой и индивидуальный
показ упражнений и этюдов. Просмотр итогового занятия, открытого занятия,
концертов. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках школьного,
районного, областного значений. Итог каждого года и всей работы в кружке в
целом – это выступления на концертах, а также работа на занятии. Контроль
занятий и оценивание проходят дважды в год по критериям низкий, средний,
высокий уровень 18
Оценка результативности обучения по программе
низкий
средний
высокий
базовых
Хорошие
Наличие
знаний.
природные
специальные данные:
выворотность,
эластичность
суставов и связок,
прыгучести
Выразительное
исполнение
пройденного
материала. Четкость,
координированность.
Умение исполнять
движения
по
выворотным
позициям
Четкое
выразительное
исполнение
всех
движений, сочетание
их
сложные
комбинации
Чувство
позы,
чувство партнера,
ансамбля.
Хорошая
координация
движений,
скоростные качеств
в
и
Этап
обучения
1
год
обучения
за
Повторение
педагогом
несложных
движений,
музыкальных
ритмов
Правильное
повторение
за
педагогом движений
и
ритмических
рисунков. Наличие
базовых знаний
2
год
обучения
Терминология
движений.
Исполнение всех
пройденных
движений
3
год
обучения
не
Исполнение
экзерсиса, прыжков,
танцевальных
элементов,
сохраняя
выворотные позиции
Знание
всех
проученных
движений,
исполнение их в
простых
комбинациях
простом ритме
в
Знание
терминологии
методики
исполнения
пройденных
движений.
Правильное
исполнение
и
их
Методически
грамотное
исполнение
экзерсиса, прыжков,
танцевальных
элементов,
вращений.
Правильное
исполнение
движений народного
и
классического
танца, умение их
использовать
в
танце 19
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
Кол
во
часов
Цель
Дата
I
Вводное занятие
1 год обучения
1
Познакомится с
детьми. Создать
непринужденную
обстановку на занятии. 20
Партнерская гимнастика
Упражнения на коврике. Первичная
диагностика
Разминка, и ее значение в танце.
Развивающие игры
Танцевальная разминка
Хлопки под музыку; марш, высоко
поднимая колени, шаг на полупальцах;
Игры на перестроения;
Игры на развитие артистических качеств
(этюды на создание образов) – «Медведи»
Игры на развитие артистических качеств
(этюды на создание образов) – «Лисички»
Игры на развитие артистических качеств
(этюды на создание образов) – «Мышки»,
«Лебеди»
Этюды на создание образов
Повторение и закрепление изученных
движений.
Азбука музыкального движения
Положение рук, положение ног, положение
головы
Повороты и вращение в танце.
Развитие координации движений.
Элементы в русском народном танце:
поклоны.
Танцевальный ход«веревочка», вращение
на месте и с продвижением.
Дробные выстукивания.
Упражнения «тиктак» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с
ритмическим рисунком). «Пружинка»
легкое приседание.
Повторение музыкальных движений
Сценическое движение
Знакомство со стилями танца
Русский народный танец
Элементы русской пляски.
Хороводстаринный танец.
Русский народный танец «Ой, Вася
Василек». Знакомство с танцем.
Соединение танцевальных движений.
II
1
2
III
1
2
3
4
5
6
7
8
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
V
1
2
3
4
5
Дать понятие танец,
темп, ритм. Провести
инструктаж по технике
безопасности.
Повысить гибкость
суставов, улучшить
эластичность мышц и
связок, нарастить силу
мышц. Развивать
пластичность тела.
Разучивание в игровой
форме простейших
танцевальных
движений: марш,
поклон, бег, прыжки.
Понятие осанка.
Постановка корпуса.
Положение головы.
Поклонприветствие.
Позиция ног VI
Постановка танца,
отработка движений,
техника исполнения
4
2
2
20
4
2
2
2
2
2
2
4
20
4
2
4
2
2
2
2
2
35
4
4
4
4
4 21
Русский народный танец «Иван Купала».
Разучивание и соединение танцевальных
движений.
Пляска, перепляс, разучивание и
соединение танцевальных движений.
Повторение изученных танцев.
Итоговая диагностика.
Итого:
Вводное занятие
2 год обучения
Азбука музыкального движения
Первичная диагностика
Постановка корпуса («Жирафы»,
«Принцессы»), изучение VI позиции ног;
Постановка рук
Движения, укрепляющие мышцы,
развивающие гибкость, выворотность, шаг
Упражнения на растяжку– «Бабочка»,
«Чемоданчик»,
Упражнения на гибкость «Крокодильчик»,
«Колечко».
Участие в районом конкурсе «Талантов
россыпь золотая»
Развивающие игры
Упражнения на коврике
Упражнения для тренировки равновесия:
«Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка»;
Упражнения на укрепление и развитие
стоп: «Лошадка», « Гусеница».
Партерная гимнастика
«Бабочка» ; «Лодочка»
«Ушастый заинька»
Элементы народносценического танца
4
4
6
1
1
23
2
4
4
4
4
4
1
10
4
3
3
5
3
2
6
6
7
8
9
I
II
1
2
3
4
5
6
7
III
1
2
3
IV
1
2
V
68 часов
Познакомить детей с
целями и задачами
программы второго
года обучения,
закрепить правила
техники безопасности
на занятиях, рассказать
о костюме для занятий.
Научить слышать и
понимать значение
аккордов в
упражнениях. Научить
исполнять танцы в
разных темпах. Дать
понятие – ритм.
В игровой форме
развивать и
тренировать суставно
связочный аппарат,
улучшать эластичность
мышц и связок.
Упражнения
исполняются на полу
для растяжки и
эластичности мышц
ног, спины, живота 22
Упражнение на середине. Положение рук,
положения ног.
Положение рук в групповых танцах в
фигурах: звездочка, круг, карусель,
цепочка. Поклоны на месте, с движением
вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед
и назад; переменный шаг с продвижением
вперед и назад. Притоп удар всей стопой.
«Гармошка» одновременные повороты
обеих стоп из свободной позиции в 1ю
закрытую и обратно.
Сценическое движение
Танцевальные этюды и комбинации Теория
Соединение танцевальных элементов в
комбинацию, этюд. Правила передвижения
по площадке. Смена «рисунков», линий,
фигур. Способы передвижения в парах,
тройках, группах.
Построение фигур композиции, сохраняя
интервалы.
Создание танцевальной композиции, этюда
с использованием танцевальных элементов
в разнообразных сочетаниях.
Постановка танцев Теория Раскрытие темы
и сюжета танца, композиции танца.
Выбор лексики танца. Значимость
репетиционного процесса.
Рассказ о выразительности при исполнении
танца.
Разучивание движений, композиций.
Разведение танца.
Отработка движений, рисунков. Работа над
выразительностью, эмоциональностью.
Создание художественного образа и
характера танца.
1
2
3
VI
1
2
3
4
5
7
8
9
6
10
Отработка выученного номера. Доведение
движений до совершенства, развитие
танцевальности, чувства ансамбля,
точности и слаженности движений.
Итоговая диагностика
Итого:
Вводное занятие
3 год обучения
11
I
2
2
2
23
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
1
1
Добиться четкого
исполнения движений.
Выучить народные
движения у станка и
середине.
Создание оптимальных
условий для включения
детей в систему
художественного
образования и
приобщение их к миру
театра посредством
хореографии.
вызвать интерес к
театральной
деятельности
посредством
хореографии
научить детей
эмоционально
передавать образы и
действия;
разучить
танцевальные движения
ритмической разминки,
театрального этюда;
создать атмосферу
заинтересованности в
сотворчестве и
сотрудничестве.
68 часов 23
Знакомство с целями и задачами курса,
вводный инструктаж
Азбука музыкального движения
Первичная диагностика
Воспроизведение хлопками и
притопыванием ритмического рисунка.
Комбинация с хлопками: перед собой, по
коленям, над головой, по бедрам
Комбинация на примере изучаемых
танцевальных этюдов
Самостоятельное изучение движений
после вступления.
Повторение изученных музыкальных
движений, в танцах
Экзерсис у станка
Постановка корпуса, позиции рук и ног.( I,
II, VI). Demi plie, Grand plie, Releve( по VI
поз.).
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к
станку, в 1ой позиции
Закрепление изученных позиций
Элементы народносценического танца
Батман тандю скольжение стоп по полу; с
поворотом ноги в закрытом положении, в
сторону.
Батман тандю жете маленькие броски:
вперед, в сторону. Батман тандю в
полуприседании на одной ноге.
Открытые и закрытые, свободные позиции
ног.
Элементы классического танца
Классический танец. Элементы
классического танца.
Позицииосновные положения рук и ног в
классическом танце.
Закрепление элементов классического
танца
1
II
1
2
3
4
5
6
III
1
2
3
IV
1
2
3
V
1
2
3
1
14
2
2
2
2
2
4
6
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
VI Постановочная и репетиционная работа
1
2
Танцевальные этюды и комбинации
Теория Соединение танцевальных
элементов в комбинацию, этюд.
3
4
5
Правила передвижения по площадке.
Смена «рисунков», линий, фигур.
Способы передвижения в парах.
Способы передвижения в тройках
35
4
4
4
2
2
Познакомить с
основными целями и
задачами курса.
Провести инструктаж
по Т.Б.
Научить, слушая
музыку определить её
темп (устно). Слушая
музыку, определить ее
характер (веселая,
грустная, тревожная).
Развивать
выворотность ног и
силу ног, правильную
постановку тела
Освоить основные
технические навыки
народносценического
танца. Разучить
народный экзерсис у
станка.
Освоить основные
правила движений у
станка и на середине
зала.
Постановка танца,
отработка движений,
техника исполнения 24
6
7
8
9
10
11
Способы передвижения в группах.
Построение фигур композиции, сохраняя
интервалы. Создание танцевальной
композиции, этюда с использованием
танцевальных элементов в разнообразных
сочетаниях. Разучивание движений,
композиций. Разведение танца. Отработка
движений, рисунков.
Танец на свободную тему. Сюжет танца.
Обработка все выученных танцев и
подтанцовок. Синхронность движений.
Повторение изученных танцев.
Итоговая диагностика
2
4
4
4
4
1
Итого:
Всего:
68 часов
204 часа
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
03.09.2018 г.
1. Начало учебного года
Учебные занятия заканчиваются:
2.
Окончание учебного года:
в 1 классе – 25 мая 2019 года, во 212 классах – 31 мая 2019 года,
3.
Начало учебных занятий
112 классы – 830
4.
Окончание учебных занятий
1 класс 1150, 2, 3, 4 классы – 1250, 512 классы – 1410
Занятия проводятся в одну смену
5.
Сменность занятий
1 класс – 33 недели; 28, 10,11 классы – 35 недель; 9,12 классы – 34 недели
6.
Продолжительность учебного года
7.
Режим работы школы
6дневная рабочая неделя
8. Регламентирование образовательного процесса на учебный год:
1) Продолжительность учебных занятий по четвертям:
Дата
Продолжительность
Начало четверти
Окончание четверти
(количество учебных недель) 1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
03.09.2018
05.11.2018
14.01.2019
01.04.2018
25
27.10.2018
28.12.2018
23.03.2019
31.05.2019
8 недель
8 недель
10 недель
9 недель
2) Продолжительность каникул в течение учебного года:
Дата начала каникул
Дата окончания
Продолжительность
Осенние
Зимние
Весенние
Летние
29.10.2018
29.12.2018
25.03.2019
01.06.2019
каникул
04.11.2018
13.01.2019
31.03.2019
31.08.2019
в днях
7 дней
15 дней
7 дней
92 дня
Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы с
11.02.2019 по 17.02.2019 г.
9. Продолжительность уроков
1 класс – 1 четверть: 3 урока по 35 минут, 24 четверти: 4 урока по 40 минут
2,3 классы 40 минут
49 классы – 45 минут,
1012 классы – 45 минут
10. Продолжительность перемен
1ый класс
1 перемена – 10 минут
2 перемена – 20 минут
3 перемена – 20 мин. (I четв.)
23 классы
1 перемена – 10 минут
2 перемена – 20 минут
3 перемена – 20 минут
4 перемена – 10 минут
49 классы
1 перемена – 10 минут
2 перемена – 20 минут
3 перемена – 20 минут
4 перемена – 10 минут
5 перемена – 10 минут
1012 классы
1 перемена – 10 минут
2 перемена – 20 минут
3 перемена – 20 минут
4 перемена – 10 минут
5 перемена – 10 минут
1ый класс
(сентябрь декабрь)
1 урок 08.30 – 09.05
11. Расписание звонков
23 ые классы 1 класс (январьмай)
1 урок 08.30 09.10 1 урок 08.30 – 09.10
2 урок 09.15 – 09.50
2 урок 09.20 – 10.00 2 урок 09.20 – 10.00 26
3 урок 10.10 10.45
3 урок 10.20 – 11.00 3 урок 10.20 11.00
4 урок 11.05 – 11.40
4 урок 11.20 – 12.00 4 урок 11.20 – 12.00
5 урок 12.10 12.50
49 классы
1 урок 08.30 – 09.15
4 12 класс (среда, суббота ) 10 12 классы
1 урок 08.30 – 09.10 1 урок 8.30 – 9.15
2 урок 09.25 – 10.10
2 урок 09.20 – 10.00 2 урок 9.25 – 10.10
3 урок 10.30 11.15
3 урок 10.20 11.00 3 урок 10.30 11.15
4 урок 11.35 – 12.20
4 урок 11.20 – 12.00 4 урок 11.35 – 12.20
5 урок 12.30 – 13.15
5 урок 12.10 – 12.50 5 урок 12.30 – 13.15
6 урок 13.25 14.10
6 урок 13.00 – 13.40 6 урок 13.2514.10
12. Проведение промежуточной аттестации в переводных классах
Промежуточная аттестация в переводных классах (во 28,10,11) в форме итоговых
работ проводится с 10 по 20 мая 2019 года без прекращения образовательного процесса.
В 10,11 классах предусмотрено проведение переводных экзаменов по ПТО.
13. Проведение государственной (итоговой) аттестации в 9 и 12 классе
Срок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
устанавливается решением педагогического совета и осуществляется в форме экзамена
по профессионально трудовому обучению.
14. Летняя оздоровительная кампания
1. с 31.05.2019 по 8.06.2018 в школе работает лагерь «Труда и отдыха»
2. Группа детей – сирот отдыхают в загородных оздоровительных лагерях
Орловской области с 21.06.2019 по 29.08.2019
15. Практика
Трудовая практика в 58 классах проводится с 6 мая по 1 июня 2019 года, в 9 –
12 классах проводится с 01.09 по 25.05 согласно учебного плана в мастерских
ОУ по 2 часа в неделю, остальные часы с 31.05.2019 года.
16. Профессиональное обучение
Занятия производственного обучения проходят в учебных мастерских согласно
расписанию учебных занятий, с 8:30 до 14:10, занятия производственной
практики осуществляются по понедельникам, с 14:45 до 16:00, с перерывом.
17. Дополнительное обучение
Занятия дополнительного обучения организованы в актовом, спортивном залах, в
учебных аудиториях согласно направленности, с понедельника по пятницу, с
15:00 до 16:45. 27
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
ДОРП хореографический кружок Сударушка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.