Достижение Ломоносова в области биологии
Оценка 4.6

Достижение Ломоносова в области биологии

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
29.03.2022
Достижение Ломоносова в области биологии
Проект_Достижение Ломоносова в области биологии.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области        

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

“Достижение Ломоносова в области биологии”

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Никитаева Виктория,

учащаяся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Галич

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

      I.            ГЛАВА. М.В. Ломоносов и науки о природе                                  5

1.1. Ломоносов в истории эволюционных идей                                      5

1.2. Стремление к знаниям                                                                      8

1.3. М.В. Ломоносов и живая природа                                                 11

1.3.1. Интерес к живой природе                                                      11

1.3.2. Научная работа                                                                      11

1.4. Интерес к ботанике                                                                        12

1.5. Ломоносов и физиология                                                               14

1.6. Ломоносов о строении человеческого тела                                   15

1.7. Взгляд сегодняшнего дня на идеи М.В, Ломоносова                    15

   II.            ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии                                       16

ВЫВОД                                                                                                    17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                      20

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                      21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года. В этом году ему исполняется 310 лет.

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. В его честь назван Московский государственный университет.

В XVIII в. стало формироваться материалистическое представление о природе и обществе, которое основано на достижениях естествознания и точных наук. В России материалистическое направление активно развивал М.В. Ломоносов. Его гипотезы и теории значительно повлияли на развитие многих отраслей знания.

Созданная по мысли Петра I Академия Наук помогла Ломоносову развить свои природные дарования и внести неоценимый вклад в сокровищницу отечественной науки и культуры.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку.

М.В. Ломоносов был выдающимся географом своего времени, он рассмотрел многие вопросы, которые свойственны современным направлениям географических и биологических наук, изучающих живую природу и взаимосвязанные с ней компоненты — палеоботанику, физиологию и биохимию растений, геоморфологию, метеорологию, климатологию, физическую и историческую географию, картографию.

Методологические основы трудов М.В. Ломоносова в области географии и биологии опираются на следующие положения — понимание генетической и пространственной взаимосвязи материального мира, идею развития неорганического и органического мира как единого целого.

В своей работе мне и захотелось побольше узнать как М.В. Ломоносов видел непосредственную причину изменений животного и растительного мира  в изменениях в неживой природе?

Объект исследования  - является вклад ученого в развитие биологии.

Предмет исследования  - историческая литература содержащая информацию о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных достижениях.

Цель: Узнать больше о жизни, достижениях и открытиях в области биологии.

Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:

1.                  Выяснить, занимала ли важное место биология в жизни М.В. Ломоносова.

2.                  Изучить открытия М.В. Ломоносова в области биологии.

3.                  Понять роль Ломоносова в мировой науке и показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

4.                  Подготовить виртуальную интерактивную страницу по теме проекта для оформления выставки-энциклопедии “Феномен Ломоносова”.

Актуальность моей темы в том, что мы все тесно связаны с живой природой, и было бы интересно узнать больше о естествознании великого учёного.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представления о вкладе М.В. Ломоносова биологию, естествознание, обогатить знания о великом ученом.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Материалы проекта могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке к уроках биологии, естествознания, при проведении внеурочных мероприятий,  в самообразовании.

 

 

 

 

 

 

 

I. ГЛАВА. М.В. Ломоносов и науки о природе

 

1.1. Ломоносов в истории эволюционных идей

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и труде

М.В. Ломоносов

Важнейшей концепцией биологии является концепция эволюции , с помощью которой можно объяснить причины многообразия органического мира. Что такое эволюция?

Эволюция (от лат. «еvolution» - развертывание) – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ.[4, с.220]

Сущность эволюционного процесса состоит как в непрерывном приспособлении живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды, так и в появлении все более сложно устроенных организмов. В ходе эволюции осуществляется преобразование видов, на этой основе возникают новые виды, постоянно происходит также и вымирание видов. [5, с.238]

Первые эволюционные идеи можно уловить во взглядах многих философов древности, которые отмечали, что среди живых существ можно увидеть представителей как очень простых, так и очень сложных форм. Первые попытки объяснения были сделаны Эмпедоклом (490-430 г.г. до н.э.) и Аристотелем (384-332 г.г. до н.э.). В 18 веке были открыты многие виды животных и растений. К этому времени получены первые палеонтологические данные по вымершим видам. Изучение ископаемых остатков обнаружило поступательное движение от простого к сложному, от примитивных ко все более организованным формам жизни. Это явление требовало объяснения. Важная роль в это время отводится работам Карла Линнея (1707-1778) и Жана Батиста Ламарка (1744-1829). Но и в работах М.В. Ломоносова мы можем встретить попытки объяснения изменений, происходивших на Земле.

Энцикло­педические знания, разносторонность инте­ресов и научных изысканий сделали М.В. Ломоносова (приложение 1) одним из основоположников рус­ского естествознания в целом и русской материалистической философии. Роль М.В. Ломоносова в изучении эволюционных вопросов редко встречается в литературе о деятельности русского гения. 

М.В. Ломоносов был сыном своего времени, однако он не попал под влияние идеали­стических учений о природе. Он был убежденным материалистом. Очень важным в материалисти­ческих представлениях М.В. Ломоносова было понимание изменяемости мира. Идея изме­няемости природы была мощным орудием Ломоносова в борьбе с идеализмом и дог­мами религии, а также и важным ин­струментом объяснения геологического строения Земли, климата, растительного и животного мира.  «Напрасно многие думают, что все как мы видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому де не надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положение разнятся. Таковые суждения весьма вредны приращению всех наук…» [1, c.574]

 «Твёрдо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как иные находим, но великие происходили в нём перемены...». [1, c.598]

Все тела, существующие в природе, М.В. Ломоносов делил на три большие группы, отличающиеся друг от друга, но подчиняющиеся общим закономерностям, созданным природой. «Все тела, которые натура производит, разделяются на три рода. Первый заключает в себе всех животных, то есть людей, скотов, зверей, птиц, рыб и гадов. Второй произрастающие тела, как дерева, травы и прочая. В третьем включаются минералы, то есть горные материи, а именно: металлы, полуметаллы, горючие минералы, загустелые минеральные соки, минеральные воды, земли и камни.» [1, с.367]. В российской науке это была первая классификация.

Рассматривая материальное единство мира М.В. Ломоносов пришел к выводу о наличии взаимосвязи между органической и неорганической природой. «Настало время взглянуть во все три владычества многообразные натуры, дабы хотя вкратце показать, коль велико есть сходство в сложении животных, произрастающих и минеральных вещей…» [2, c.339]

В работах М.В. Ломоносова прослеживается связь между живой и неживой природой. «Все тела делятся на органические и неорганические. В органических части тел оказываются устроенными и связанными друг с другом так, что причина одной части заключена в другой, связанной с ней. В неорганических телах частицы, кроме взаимного сцепления и расположения, не имеют причинной связи. Под органическими мы здесь понимаем преимущественно природные тела, именно животного и растительного царства, которых волокна, протоки, пузырьки, соки, в обращаются, в своем устройстве обусловлены друг другом. Неорганические тела, которые только смешаны, образуют все минеральное царство – обширнейшее поле химической материи» [1, c.553]

В своих научных трудах М.В. Ломоносов единство и связь между органическим и неорганическим миром. В работе «О слоях зем­ных» (1763) (приложение 2) он последовательно проводил идею эволюции природы: доказывал ее из­менение во времени, раскрывал органиче­ское происхождение почвы, торфа, угля, нефти, янтаря [3, с.194]. Писал о палеонтологических находках.

«Великое множество по всему свету находят таковых и других разного рода животных под землей по разным слоям и глубинам при работах… В известнОм камне смешаны мелкие морские черепокожные в бесчисленном количестве. Мамонтову кость… в земле находят, которая есть остаток животного, слонам всем подобного, или и действительно из их роду» [1, с.380]

          «В таковых посредственных глубинах находят остатки земных, морских и воздушных животных нередко. …выкапывают птичьи носы и когти. …на ветреном поле вырывают зубы и целые головные кости разных незнакомых животных. И таковых примеров окаменелостей показывают великое довольство минеральные кабинеты…» [1, с.383]

          «Не надлежащие по натуре в земное недро вещи, как раковины, рыбы, кости животных, травы, плоды, деревья, находят в таковых флецах, песчаных и известнЫх камнях…» [1, с.388]

          «Окаменелости, находимые среди истинных минералов, можно, по моему суждению, свести соответственно их внутреннему состоянию, к двум видам, и которых один не только внешней фигурой обнаруживает свое животное или растительное происхождение, но и  внутренним строением и расположением частей подтверждает показания поверхности; другой же, помимо внешнего вида, в своих внутренних частях ничего иного не обнаруживает, как только однородную каменную массу…» [1, с.450]

          «Морские черепокожные, на вершинах гор лежащие, что родились на дне морском, не сомневается ныне никто больше, кроме людей, имеющих весьма скудное понятие о величестве и о древности света…. Не меньшего смеху и презорства достойны оные любомудрецы, кои, видя по горам лежащие в ужасном множестве раковины, фигурою, величиною, цветами, крапинками и всеми разность качеств и свойств, коими сих животных природы между собой различаются, показующими характерами, сходствующие в живущими в море…, - не стыдясь утверждают, что они не морское произведение, но своевольной натуры легкомысленные затеи» [1, с.402-403]

          «А как известно, что лист на земли согнивает и в навоз перетлевает, то не дивно, что чрез них пески, глины и другие подошвы черною землею покрываются больше, чем лес гуще и выше….Тоже должно судить и о лугах на черноземе, где трава не бывает скошена или стравлена от скота и навоз перегнивает, тук земной умножая….Многочисленные иглы нечувствительными скважинками почерпают в себя с воздуха жирную влагу, которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тело» [1, с.411]

          «Откуду янтарь принял свое начало. Включенные в янтарь разных родов ползающие и летучие гадины: мухи, бабочки, стрекозы мелкие, пауки, муравьи, всякого рода букашки и притом листы и сучки мелочных растений: пользуясь теплотою и солнечным сиянием… садились на истекшую из дерев жидкую смолу, которая привязав к себе липкостью…заключила отвсюду. Потом место лесное от землетрясения вылившимся морем покрылось: деревья илом и песком покрылись купно со смолою, минеральные соки в смолу проникли, дали большую твердость и в янтарь превратили…» [1, с.426-427]

          Во времена Ломоносова биологические знания были развиты слабо. До создания эволюционной теории происхождения и развития живой природы оставалось целое столетие. Однако великий русский ученый, правда в самой общей форме, излагал эволюционные идеи развития живых организмов в зависимости от климата и других условий их существования. [3, с.194].

«Я никого не знаю, кто был бы в состоянии лучше разъяснить этот трудный предмет, чем этот гениальный человек, который своими познаниями делает честь не только императорской Академии, но и всему народу» Л. Эйлер «Письмо к К.Г. Разумовскому» 13 августа 1748 г. [3, с.184]

 

1.2. Стремление к знаниям

 

Человек исключительного таланта, могу­чего и ясного ума, огромной эрудиции, Михаил Васильевич Ломоносов был вопло­щением лучших национальных черт харак­тера: упорства в труде, бескорыстия и твер­дой воли, великодушия и миролюбия, без­заветной любви к Родине, постоянной за­боты о ее чести и достоинстве, ясного понимания своего труда как общенарод­ного дела.

В какой же среде формировался  великий сын России - М.В.Ломоносов?

М. В. Ломоносов родился 8 ноября (19 ноября по новому стилю) 1711 г. в деревне Денисовке, расположенной на одном из островов Северной Двины, напротив Холмогор, в семье поморского крестьянина (приложение 3). Рано потеряв мать, он с малых лет ходил с отцом в море на промысел рыбы, а в зимнее, свободное от промысла время учился грамоте — сначала у соседа Ивана Шубного, затем у дьячка местной церкви. Он очень быстро научился читать и писать (сохранились бумаги , написанные «грамо­теем Михайлой Ломоносовым» для негра­мотных крестьян).

В 14 лет он самостоя­тельно изучил книги, являвшиеся энцикло­педиями       того времени,— «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого (приложение 4). Это был предел об­разования, которое он мог получить у себя на родине. Твердая воля и стремление к знанию заставили его 19-летним юношей уйти из Денисовки в Москву для даль­нейшего постижения науки.

В декабре 1730 г. в волостной книге была сделана запись для выдачи паспорта: «7 декабря отпущен Михаил Васильев Ло­моносов к Москве...» Потихоньку от отца и мачехи, заняв три рубля у соседа, он с обозом мороженой рыбы ушел в Москву (приложение 5).

В середине 1731 г. он уже был в Москве и пришел с прошением о принятии в Сла­вяно-греко-латинскую академию, первое высшее общеобразовательное учебное за­ведение в Москве, основанное в 1687 г.  (приложение 6). Так как указом синода в академию при­нимались только дворянские дети, он скрыл свое крестьянское происхождение и на­звался сыном холмогорского дворянина. 15 января 1731 г. он был зачислен в ака­демию с «жалованием» по 3 копейки в день. М. В. Ломоносов писал через много лет: «Обучаясь в Спасских школах (Акаде­мия размещалась при Заиконоспасском мо­настыре.— А. Ш., С. К), имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления... С одной стороны... несказан­ная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на про­питание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бу­магу, обувь и другие нужды. Таким обра­зом жил я пять лет и наук не оставил».

Академия делилась на восемь классов: четыре низших, два средних и два высших. Блестящие способности Ломоносова про­явились в первые же месяцы обучения. Не прошло и полугода, как его перевели из первого во второй класс и в том же году из второго в третий. Через год он уже был настолько силен в латинском язы­ке, что сочинял на нем небольшие сти­хотворения.

В академической биографии М. В. Ломо­носова   говорится   о   том,   что   он   «рылся  в монастырской библиотеке», где «сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг попалось в его руки малое число философических, физи­ческих и математических книг».

В конце 1735 г., после запроса Петер­бургской Академии наук о переводе к ним учеников, «в науках достойных», Ломоносо­ва среди 12 «не последнего разумения» учеников послали в Петербург.

В сентябре 1736 г. Ломоносов и еще двое учеников были отправлены для даль­нейшего образования в Германию. Они должны были изучать помимо металлургии и горного дела математику, механику, фи­зику и химию. Поэтому в первую очередь они отправились в Марбург к профессору X. Вольфу — естествоиспытателю и фило­софу, почетному члену Петербургской Ака­демии наук (приложение 7). Под его руководством сту­денты занимались изучением горного дела, естественной истории (сюда входили и ос­новные знания по биологии), физики, хи­мии, геометрии и др. Кроме этого, Ло­моносов некоторое время учился химии и металлургии   во  Фрейберге  у  И.  Генкеля.

Во время обучения в Марбурге русские студенты получили инструкцию от Петер­бургской Академии наук , в которой им предлагалось заняться изучением ботаники и зоологии, посещать кунсткамеры и спе­циальные кабинеты, тщательно изучать хра­нящиеся там коллекции по естественной истории, совершать экскурсии в лес и поле, собирать гербарии и самостоятельно опре­делять «род и класс, сверяя потом с науч­ными описаниями». «Знакомство с расте­ниями может им принести пользу и удо­вольствие при путешествиях, которые им по возвращению может быть придется совер­шить по России и Сибири и рудникам»,— говорилось в инструкции.

По окончании Марбургского университе­та Ломоносов получил свидетельства о по­сещении лекций на двух факультетах — философском и медицинском. Особо важ­ным было для него обучение на медицин­ском факультете: это был единственный способ получить полноценное химическое образование, так как на других факульте­тах химию не преподавали. Его учителем был Ю. Г. Дуйсинг — врач и химик. Он выдал Ломоносову свидетельство, в кото­ром было сказано, что «благороднейший юноша, любитель философии Ломоносов посещал лекции химии с неутомимым при­лежанием и большим успехом». Но не меньшими были и его успехи в изучении медицины — после окончания универси­тета Ломоносов получил звание кандидата медицины.

 

1.3. М.В. Ломоносов и живая природа

1.3.1. Интерес к живой природе

 

Во всеобъемлющий круг интересов Ло­моносова  входила и живая природа. Интерес к живой природе пробудился у Ломоносова, несомненно, еще с детских лет, когда десятилетним мальчиком он вы­езжал с отцом на промысел морского зверя и рыбы в Белое и Северное моря. Через много лет он давал точные определения типов северной растительности — тундры, хвойных лесов, растущих на песчаной почве, характерной для бассейна Северной Двины.

Можно предположить, что какие-то знания в области биологии Ломоносов получил и от X. Вольфа, занимавшегося, кроме все­го, и ботаникой. Еще so время учебы в Германии Ломоносов стремился к занятиям «ботаническими обсервациями». В 1743 г. Ломоносов подал в академию прошение, в котором писал: «Имею намерение чинить оптические и физические обсервации, а особливо в ботанике для того, что сие в нынешнее весеннее и летнее время может учинено быть удобнее; для которой обсер­вации потребно мне микроскопов простых и сложенных. Того ради Академию наук прошу... вышеупомянутые микроскопы вы­дать, через которые я, нижайший, с долж­ным прилежанием буду чинить обсервации физические и ботанические для пользы оте­чества в рассуждении  науки,  о  чем  будут от меня подаваны в Академию обстоятель­ные записки».

1.3.2. Научная работа

 

Всего Ломоносов пробыл за границей 5 лет. После завершения учебы в июне 1741 г. он вернулся в Петербург, в Ака­демию наук.

Обладавший специальными химическими познаниями, Ломоносов с полным правом рассчитывал занять в академии кафедру химии (тем более что при отправке за границу ему была обещана именно эта кафедра). В 1745 г. он подал прошение о назначении его профессором химии. Академическое собрание рассмотрело это прошение и постановило, чтобы Ломоно­сов представил диссертацию по металлур­гии, что он очень скоро выполнил. 25 июля 1745 г. он стал профессором химии и смог начать осуществление своей мечты — постройку химической лаборатории при Академии  наук (приложение 8).

Научную работу Ломоносова принято делить на три периода. Первый — до по­стройки химической лаборатории (она была окончена осенью 1748 г.) — можно назвать физическим. В течение этого периода он отдавал все свои силы разработке важ­нейших разделов физики на основе раз­виваемого им учения о корпускулах. Второй период — от постройки лаборатории до 1757 г.— был посвящен главным обрезом химии. Третий — с 1757 г. до конца жизни ученого (4 апреля 1765 г.) — включал ис­следования по разнообразным естествен­ным наукам : оптике, географии, метеоро­логии, астрономии, металлургии, минера­логии, геологии, а также по краеведению, горному  делу,  мореходному делу и  т.  д.

Значительное внимание уделял Ломоно­сов изучению атмосферного электричества, работам в области оптики. Он изобрел «ночезрительную трубу», позволявшую хо­рошо различать предметы в сумерки, скон­струировал зеркальный телескоп. 26 мая 1761 г. при прохождении Венеры по диску Солнца он открыл существование атмосфе­ры на этой  планете.

Внедрение научных достижений в практи­ку было неотъемлемой составной частью разносторонней деятельности М. В. Ломо­носова. Он разработал рецептуру цветных стекол, изобрел фарфоровую массу, зани­мался анализом руд, солей, веществ био­логического происхождения.

 

 

 

1.4. Интерес к ботанике

 

Ломоносов действительно занимался сбором и описанием растений, посещая в этих целях Ботанический огород Академии наук, совершая экскурсии по окрестностям Петербурга. Русский ботаник Г. Ф. Соболев­ский в изданной в 1799 г. «Петербургской флоре» среди коллекторов растений, на основе данных которых писалась эта книга, называет и Ломоносова. Ломоносов на­столько хорошо знал русскую флору, что обнаружил пропуск во флористическом собрании С. П. Крашенинникова — первого русского ботаника, также ученика Славяно-греко-латинской академии. Он учился в ней одновременно с Ломоносовым, но был выз­ван в Петербургскую Академию наук уже в 1732 г. для участия в так называемой Второй Камчатской экспедиции, после ко­торой им было сделано знаменитое «Опи­сание земли Камчатки» — труд, навеки прославивший Крашенинникова.

          Интерес к ботанике сохранился у М. В. Ло­моносова на долгие годы. Он заботился о развитии ботанической науки в Академии наук, неоднократно ходатайствовал о выде­лении средств для Академического Бота­нического сада, составлял проекты его благоустройства и  планировки и т. п.

При составлении нового Регламента Ака­демии наук — основного документа, опре­делявшего всю деятельность главного науч­ного учреждения России, Ломоносов дал определение задач ученых-ботаников: «Бо­таник, он же купно и всей натуральной истории профессор, содержит в своем смотрении и расположении академический ботанический сад, оранжерею, семена и сушеные травники; все в исправном и надобном числе и количестве. Семена стараться со­бирать через корреспонденцию, откуда возможно наипаче же изо всех областей Российской империи и со всех соседственных земель, особливо ориентальных, и через то проводить бот. часть натураль­ной истории нашего отечества к совершенству, дабы оное служило к лучшему исправлению бот: общей системы. Между тем стараться о познании здешних меди­цинских трав для удовольствия здешних аптек домашними материалами. В оранже­рее содержать иностранные травы, сколько допустит здешний климат, и сколько тре­буется к показанию разных систем для наставления учащихся».

 

 

1.5. Ломоносов и физиология

Ломоносов одним из первых поставил вопрос о природе физиологических процессов, происходящих в нервной системе. И сегодня, когда механизмы проведения нервного импульса являются предметом интенсивных исследований физиологов, биофизиков и учёных других биологических специальностей, вызывают восхищение его гениальные догадки.

В своей работе «Слово о происхождении света» он предлагает такую модель эфира, из которой следует, что «малые сферы» этого эфира могут связываться с молекулами различных веществ. Отсюда следует, что эти малые сферы, взаимодействуя с тем, что мы сейчас называем рецепторами анализаторов, дают нам возможность «представить всех чувств действия и других чудных явлений и перемен в натуре бывающих. Жизненные соки в нервах таковым движением возвещают в голову бывающие на концах их перемены, сцепляясь с прикасающимися им внешних тел частицами». Иными словами, Ломоносов описывает взаимодействие квантов света с рецепторами сетчатки глаза. Учёный подчёркивает мгновенный характер этих процессов: «Сие происходит нечувствительным временем, для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу».

В этих строках заложено предвидение таких основополагающих физиологических процессов, как проведение импульсов по нервному волокну и аксональный транспорт. В результате «кислая материя, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется … и в мозге оную представляет. Таким способом рождается обоняние».

Эти высказывания Ломоносова, может быть, и вызывают сейчас улыбку, но надо помнить, когда они были сделаны. Если же говорить о процессах транспорта веществ по аксону, то в этих мыслях кроется явное рациональное зерно.

Ломоносов разрабатывал также вопросы физиологии растений. В работах «О слоях земных» (1757-1759), «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757) он изложил господствовавшую в то время в науке водную теорию питания растений и высказал мысли об их минеральном и воздушном питании.

 

 

1.6. Ломоносов о строении человеческого тела

 

В своих рассуждениях о строении чело­веческого тела Ломоносов значительно превзошел современных ему натуралистов и анатомов: он стремился решить вопрос о соотношении химии и морфологии (сей­час эта проблема трактуется как проблема структуры и функции физиологически ак­тивных соединений и надмолекулярных ан­самблей). Этот вопрос во времена Ломо­носова трактовался как проблема причины соединения химических тел в живом ор­ганизме и был предметом острой поле­мики. Господствовали в этот период пред­ставления о наличии в организме специ­ального клея, связывающего все химиче­ские вещества. (Эти представления оказа­лись очень живучими, и даже в начале XIX в, пытались найти подтверждение им в открытии белковых веществ.) Однако Ло­моносов решительно отбрасывал представ­ления о животном клее. В уже упомя­нутых заметках он писал: «Отчего припи­сывающие сцепление клею не спросят, по какой же причине сцепляются корпускулы клея?» И позже решительно высказывается: «Исключить клей для последующего изы­скания относительно сцепления».

Таким образом, Ломоносов закладывал основы использования в биологии и медици­не физической химии, которую считал не­обходимым поставить на твердую теорети­ческую базу.

 

1.7. Взгляд сегодняшнего дня на идеи М.В, Ломоносова

 

Идеи Ломоносова о познаваемости жизни, живой природы, о необходимости ее экспериментального изучения, его настой­чивое стремление развить ее теоретиче­ские основы оказали существенное влия­ние на весь процесс последующего взаи­модействия химии с биологией и медици­ной. Это особенно важно в связи с тем, что в конце XVIII в.— начале XIX в. раз­вернулась борьба двух систем взглядов на жизненные явления — материализма и идеализма, которая увенчалась торжеством материалистических идей. В этой борьбе важную роль сыграли традиции русской материалистической философии, заложен­ные Михаилом Васильевичем Ломоносо­вым.

Время не только не умалило, но еще ярче показало великие заслуги ученого и патриота. Слава М.В.Ломоносова никогда не померкнет, его имя- гордость нашего народа.

Русский ученый мир с полным правом гордится целым рядом знаменитых богатырей науки, вышедших из его среды. Но наиболее видное место среди них безусловно принадлежит  нашему славному ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Вот имя, которое не произнесет без глубочайшего уважения ни один из людей, так или иначе прикосновенных к науке! Это имя принадлежит знаменитому ученому с  широкой мировой известностью - и в то же время  вполне самобытному, чисто русскому таланту, от которого веет широким, богатырским размахом какой-то стихийной мощи, столь же  беспредельной и величавой, как беспредельна и величава Русская земля.

 

 

II. ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии

 

К 310-летию со дня рождения великого ученого мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с его направлениями научной и культурной деятельности. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, опередившего время» и создать электронную версию (приложение 9): https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

Энциклопедия — является особым видом книги, пожалуй, самым незаменимым с точки зрения практической пользы. А электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой.

Соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Виртуальная выставка-энциклопедия носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности учащихся, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории развития науки.

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною была оформлена страница “Достижения Ломоносова в области биологии” (приложение 10). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

 

ВЫВОД

Во второй половине XVIII в. отмечается пробуждение естественно-научной мысли в России. В той или иной форме эволюционные взгляды были характерны для такого естествоиспытателя как М.В. Ломоносов. Он закладывает основы современной науки в России. Изменения в неживой природе Михаил Васильевич рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм (моллюски и насекомые) он судил об условиях их существования в прошлом. Одним из значимых достижений Ломоносова был труд, объясняющий роль животных и растений в образовании горючих полезных ископаемых: торфа, каменного угля и нефти. Он доказал, что они произошли путем длительного изменения живых организмов: мхов, древовидных папоротников и бактерий.

Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания в биологии.

Изученные в данной работе вопросы касаются особенностей творческого метода Ломоносова, в частности, его способности к естественнонаучному познанию окружающего мира.

Важнейшей идеей, которая пронизывает все труды Ломоносова и выражена в них с отчетливой ясностью, является идея вечного движения и непрерывного развития в природе. Он материалистически рассматривал явления природы. Идея противостоит взглядам современников Ломоносова, которые рассматривали природу как нечто неподвижное.

Продолжение комплексного исследования деятельности М.В. Ломоносова имеет большое значение для изучения химии, физики, биологии, географии и использование материала для работы педагогами и учащимися.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как бы ни были впечатляющими успехи науки в настоящее время, не следует забывать, что современное состояние науки обусловлено, подготовлено и утверждено всем предшествующим путем ее развития. Причем на прошедшем пути были такие этапы, которые определяют качественно новое состояние науки после перехода от одной эпохи к другой. Такой эпохой для русской науки является жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Прогресс науки в нашей стране был предопределен трудом многих подвижников науки, среди которых М. В. Ломоносов занимает самое видное место. “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, - писал о нем А. С. Пушкин, - Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.” Среди многих почестей и дипломов М. В. Ломоносова надо особо оценить диплом кандидата медицины - первую ученую степень, полученную им в связи с окончанием Магдебургского университета.

М.В. Ломоносов объективно считается одним из основоположников естествознания. Благодаря природным задаткам, удивительной работоспособности, наблюдательности, интересу всем явлениям и процессам, происходящим в природе, он успел за довольно короткую жизнь сделать очень много и весомый вклад в развитие отечественной и образования. И в наше время его трактаты могут служить образцом научного подхода к изложению результатов исследования: сначала точное и образное описание явлений, а затем их обоснованное и убедительное объяснение.

К его заслугам также нужно отнести и огромную просветительскую работу и пропаганду достижений мировой науки того времени; заботу о воспитании новых кадров ученых и практических работников, включая учителей, врачей, мастеров разных специальностей и инженеров. Мощным толчком в изучении живой природы было создание университета и гимназии при Академии наук в Петербурге и первого русского Московского университета.

Взгляды М. В. Ломоносова были восприняты многочисленными его учениками и последователями. Этому благоприятствовал горячий патриотизм великого ученого. Провозглашенный им и реализованный на деле тезис о необходимости тесной связи теории с практикой отвечал назревшим потребностям развития науки. Таким образом, передовые традиции отечественной науки ведут свое начало от М. В. Ломоносова. В основе их лежат признание материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы, использование эксперимента как средства познания. Внедрение этих принципов в анатомию означало неизбежность прогрессивного ее развития, давало основания для успехов в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. М.,С-Пб.: Наука, 2011. Т.5

2.     Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. М.,С-Пб.: Наука, 2011. Т.3

3.     Павлова Г.Е., Федоров А.С. «Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). – М.: Наука, 1988. – 465 с.

4.     Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 406 с.

5.     Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. «Общая биология: учебник для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.

6.     Михаил Васильевич Ломоносов в биологии // сайт davaiknam.ru  [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://davaiknam.ru/text/mihail-vasileevich-lomonosov-v-biologii (дата обращения 28.11.2021 г.)

7.     М. В. Ломоносов, его роль в развитии естествознания и анатомии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st037.shtml  (дата обращения 05.11.2021 г.)

8.     Ломоносов и физиология // МГУ имени М.В.Ломоносова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.msu.ru/lomonosov/science/physiol.html (дата обращения 05.11.2021 г.)

9.     Микляева И.М. Ломоносов о живой природе // КиберЛенинка - научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lomonosov-o-zhivoy-prirode (дата обращения 08.11.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис. 1. М.В. Ломоносов

 

Приложение 2

 

 

Рис. 2. Работа Ломоносова “О слоях земных”

 

 

Приложение 3

 

 

Рис. 3. РОдина Ломоносова

 

 

Приложение 4

 

 

Рис. 4. “Арифметика” Л. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Рис. 5. Путь Ломоносова в Москву

 

 

Приложение 6

 

Рис. 6. Славяно-греко-латинская академия

 

 

Приложение 7

 

Рис. 7. Х. Вольф

 

 

Приложение 8

 

Рис. 8. Химическая лаборатория (макет)

 

 

Приложение 9

 

Рис. 9. Титульный лист виртуальной интерактивной энциклопедии

 

 

Приложение 10

 

Рис. 10. Страница “Достижения Ломоносова в области биологии”

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Выдающийся ученый

ВВЕДЕНИЕ Выдающийся ученый

В своей работе мне и захотелось побольше узнать как

В своей работе мне и захотелось побольше узнать как

I. ГЛАВА. М.В. Ломоносов и науки о природе 1

I. ГЛАВА. М.В. Ломоносов и науки о природе 1

Роль М.В. Ломоносова в изучении эволюционных вопросов редко встречается в литературе о деятельности русского гения

Роль М.В. Ломоносова в изучении эволюционных вопросов редко встречается в литературе о деятельности русского гения

В работах М.В. Ломоносова прослеживается связь между живой и неживой природой

В работах М.В. Ломоносова прослеживается связь между живой и неживой природой

Морские черепокожные, на вершинах гор лежащие, что родились на дне морском, не сомневается ныне никто больше, кроме людей, имеющих весьма скудное понятие о величестве и…

Морские черепокожные, на вершинах гор лежащие, что родились на дне морском, не сомневается ныне никто больше, кроме людей, имеющих весьма скудное понятие о величестве и…

Академии, но и всему народу» Л

Академии, но и всему народу» Л

М. В. Ломоносов писал через много лет: «Обучаясь в

М. В. Ломоносов писал через много лет: «Обучаясь в

Знакомство с расте­ниями может им принести пользу и удо­вольствие при путешествиях, которые им по возвращению может быть придется совер­шить по

Знакомство с расте­ниями может им принести пользу и удо­вольствие при путешествиях, которые им по возвращению может быть придется совер­шить по

Академию обстоятель­ные записки»

Академию обстоятель­ные записки»

Интерес к ботанике Ломоносов действительно занимался сбором и описанием растений, посещая в этих целях

Интерес к ботанике Ломоносов действительно занимался сбором и описанием растений, посещая в этих целях

Ломоносов и физиология Ломоносов одним из первых поставил вопрос о природе физиологических процессов, происходящих в нервной системе

Ломоносов и физиология Ломоносов одним из первых поставил вопрос о природе физиологических процессов, происходящих в нервной системе

Ломоносов о строении человеческого тела

Ломоносов о строении человеческого тела

Михаилом Васильевичем Ломоносо­вым

Михаилом Васильевичем Ломоносо­вым

Виртуальная выставка-энциклопедия носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности учащихся, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории развития науки

Виртуальная выставка-энциклопедия носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности учащихся, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории развития науки

России. Изменения в неживой природе

России. Изменения в неживой природе

Среди многих почестей и дипломов

Среди многих почестей и дипломов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Приложение 3 Рис. 3. РОдина

Приложение 3 Рис. 3. РОдина

Приложение 5 Рис. 5. Путь

Приложение 5 Рис. 5. Путь

Приложение 7 Рис. 7. Х. Вольф

Приложение 7 Рис. 7. Х. Вольф

Приложение 9 Рис. 9. Титульный лист виртуальной интерактивной энциклопедии

Приложение 9 Рис. 9. Титульный лист виртуальной интерактивной энциклопедии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022