Древние города русской земли
Оценка 4.9

Древние города русской земли

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл
27.02.2018
Древние города русской земли
Древние города русской земли. 4-й класс Цель. • Познакомить со своеобразием разных русских городов. Задачи. • Познакомить с памятниками древнерусского зодчества Владимира, Суздаля, Пскова, Ростова Великого, Новгорода. • Формировать эстетическое отношение школьников к культуре родного края. • Способствовать тому, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию того, что разная выразительность русских ансамблей объясняется своеобразием образа жизни его обитателей. Зрительный ряд. • Слайды с изображением видов Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Новгорода, Пскова. Изображение храма Покрова на Нерли, Софийского, Дмитровского, Успенского, Рожественского соборов, Суздальского кремля. Карта России. Музыкальный ряд. • Отрывки из оперы Н. Римского - Корсакова “Садко”, отрывки из рок-оперы “Юноны и Авось”, запись звона колоколов Ростова Великого.
Древние города русской земли.doc
Древние города русской земли. 4­й класс Цель.  Познакомить со своеобразием разных русских городов. Задачи.  Познакомить с памятниками древнерусского зодчества Владимира, Суздаля, Пскова,  Ростова Великого, Новгорода.  Формировать эстетическое отношение школьников к культуре родного края.  Способствовать тому, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию того,  что разная выразительность русских ансамблей объясняется своеобразием образа  жизни его обитателей. Зрительный ряд.  Слайды с изображением видов Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Новгорода,  Пскова. Изображение храма Покрова на Нерли, Софийского, Дмитровского,  Успенского, Рожественского соборов, Суздальского кремля. Карта России. Музыкальный ряд.  Отрывки из оперы Н. Римского ­ Корсакова “Садко”, отрывки из рок­оперы “Юноны и  Авось”, запись звона колоколов Ростова Великого. Литературный ряд.  Отрывки из былины “Садко”, Отрывки из статьи Д.С. Лихачёва “Память культуры и  культура памяти”. Материалы.  Белая бумага, гуашь, кисти. 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Содержание урока. Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы  отправимся в загадочное путешествие. А куда путь­дорожка нас приведёт, сейчас  узнаете. Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”, демонстрация слайдов  “Великий Новгород”. Учитель читает отрывок из былины “Садко”: “Как на славной реке да на Волхве, что бежит­течёт да из Ильмень­озера, широко  раскинулся славный город­господин Великий Новгород. Из конца в конец целый день  идти, а посадов да пригородов глазом не окинуть, у пристаней на Волхове корабли  стоят, что белые лебеди в заводи. Живут в Новгороде люди богатые, торговые.  Весело живут, пиры дают. А на Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра в  Новгороде, чем молодой Садко”. Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Появляется Садко.(Роль  Садко играет старшеклассник. На нём русская рубаха, в руках – гусли. ) Садко. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали в город наш славный? Учитель. Хотим о городе вашем древнем, господине Великом Новгороде, узнать  побольше, полюбоваться красотой его рукотворною. Садко. Да, подивиться есть чему! Живут в нашем городе вольнолюбивые и  предприимчивые люди. Ценим мы мужество, благородство и простоту, поэтому и дома наши добротные, но не пестрят украшениями. Вот посмотрите, наш детинец – кремль  и Софийский собор. Похож он на могучего белоснежного богатыря . Он очень  большой, поэтому глав у него сразу пять. Покрытые шлемами­куполами, они  напоминают древних воинов, окруживших своего полководца. На доске появляется изображение Софийского собора. А хотите и другие города российские посмотреть? Я отправляюсь за товаром во  Псков. Пойдём под парусами со мной? (Да!) Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Слайды Пскова. Садко. А вот и славный град­крепость Псков! На окраине русских земель стоит на  реке Великой. Часто псковичам доводилось земли свои от немецких рыцарей  защищать. Но не ожесточилась их душа. Нравы у них человечнее и мягче, чем в  Новгороде. Ребята, а что вы знаете о Пскове? Группа ребят, подготовленных заранее, рассказывают об архитектурных  достопримечательностях древнего Пскова: об округлой мягкости форм богатырских  строений псковичей, об открытых сквозных звонницах. Садко. Молодцы, ребята! Как интересно с вами путешествовать! Ну а теперь где  хотите побывать? (Во Владимире! В Суздале! ) Нелёгок путь до Владимира – не всюду корабли мои пройдут. Но и я давно мечтал  побывать на княжеской земле благословенной. Говорят, соборы там красоты  неописанной! Ну что ж, во Владимир! Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Физкультминутка. Слайды с видами Владимира. Садко. А вот и земля Владимиро­Суздальская! Знаменитые постройки создавались  для князей, чтобы прославить княжескую власть. А что о Владимире вы слыхали,  ребята? Вторая группа ребят рассказывает о памятниках архитектуры Владимира: о каменных  рельефах Дмитровского собора, о великолепии Успенского собора, о поэтичности  храма Покрова на Нерли. Рассказ детей сопровождается демонстрацией макето,  фотографий, рисунков, слайдов с изображением соборов и храмов Владимира. Садко. Ребята, а я расскажу вам о Суздале. Суздаль древнее Владимира. Там живут  бояре. По их почину построили много не больших, но нарядных церквей. И что  интересно: своим убранством они связаны с окружающими их разукрашенными  боярскими теремами. Позже Суздаль стал городом мастеров­ремесленников. Будто  соревнуясь, по берегам реки Каменки появлялись новые приходские храмы. Каждая  церковь украшалась по­своему: где каменной резьбой, где цветными изразцами  (керамическими блестящими и яркими плитками). Но мне полюбился Рождественский  собор Суздальского кремля. Представляете, его синие купола украшены золотыми  звёздами. На доске появляется изображение Рождественского собора, Суздальского кремля. Садко. А теперь, ребята, в путь! Физкультминутка. Звучит отрывок из рок­оперы А. Рыбникова “Юнона и Авось”. Затем  на экране демонстрируются слайды с видами Ростова Великого. Фоном звучит запись звона колоколов Ростова Великого. Учитель. Всмотритесь в этот могучий город со множеством куполов. Их ритм будто  отражает перезвон колоколов. Садко. Хорошо, ребята, с вами путешествовать, но пора и домой возвращаться!  Давайте вспомним, в каких же городах мы побывали. Дети называют города, о которых шла речь на уроке, и отмечают на карте России. Садко. Увидел я с вами многие храмы, много нового узнал. Да позабыл я, где какой  храм видел. Помогите вспомнить названия храмов. Учитель показывает изображения храма, дети вспоминают название храма и его  местонахождение. Садко. Спасибо, ребятушки! Спасибо, родимые! Хотелось бы всю эту красоту жене  любимой и деточкам малым показать, да нельзя им на корабль ­ боятся они Нептуна – царя морского. Что же делать? Учитель. Не кручинься, дорогой Садко! Ты нам сыграй на гуслях, а мы нарисуем всё,  что видели в нашем путешествии. Правда, ребята? Помогут вам изображения храмов,  которые вы видите на доске, макеты, пошаговые рисунки. Помните, что у каждого  храма, как и у каждого города, свой характер. Попытайтесь отразить его в колорите  вашей работы. 3. Практическая работа. На больших белых листах дети изображают эскизы храмов. Если ребёнку трудно выполнить  задание, предлагаю пошаговый рисунок. Затем дети работают гуашью и кистями разных  размеров. Фоном звучит музыка из оперы “Садко” Н. Римского–Корсакова. 4. Итог урока. К концу урока учитель убирает с доски изображения храмов и размещает там детские работы.  Учитель. Ну что ж, Садко, вот работы ребят. Ты узнаёшь те храмы, которые мы видели в  нашем путешествии? Дети рассказывают Садко о том, что они пытались изобразить в своих работах. Садко. Спасибо, дорогие ребята, что так тонко подметили характер каждого храма! Я  никогда не забуду наше путешествие, и вы о нём помните. Вы живёте в России, поэтому  нужно знать и чтить российскую культуру. А храмы – это духовная летопись России. Учитель. Д.С. Лихачёв когда­то писал: “Если человек безразличен к судьбе памятников  своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Степная  трава перекати­поле, которую осенний ветер гонит, не давая нигде задержаться, пока,  оторванная от матери­земли, не попадёт она в какую­нибудь грязную лужу… Культура – это  память. Отстаивайте, когда нужно, свои убеждения, звоните, если потребуется, во все  колокола”.

Древние города русской земли

Древние города русской земли

Древние города русской земли

Древние города русской земли

Древние города русской земли

Древние города русской земли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018