Древние города русской земли

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Древние города русской земли. 4-й класс Цель. • Познакомить со своеобразием разных русских городов. Задачи. • Познакомить с памятниками древнерусского зодчества Владимира, Суздаля, Пскова, Ростова Великого, Новгорода. • Формировать эстетическое отношение школьников к культуре родного края. • Способствовать тому, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию того, что разная выразительность русских ансамблей объясняется своеобразием образа жизни его обитателей. Зрительный ряд. • Слайды с изображением видов Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Новгорода, Пскова. Изображение храма Покрова на Нерли, Софийского, Дмитровского, Успенского, Рожественского соборов, Суздальского кремля. Карта России. Музыкальный ряд. • Отрывки из оперы Н. Римского - Корсакова “Садко”, отрывки из рок-оперы “Юноны и Авось”, запись звона колоколов Ростова Великого.
Иконка файла материала Древние города русской земли.doc
Древние города русской земли. 4­й класс Цель.  Познакомить со своеобразием разных русских городов. Задачи.  Познакомить с памятниками древнерусского зодчества Владимира, Суздаля, Пскова,  Ростова Великого, Новгорода.  Формировать эстетическое отношение школьников к культуре родного края.  Способствовать тому, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию того,  что разная выразительность русских ансамблей объясняется своеобразием образа  жизни его обитателей. Зрительный ряд.  Слайды с изображением видов Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Новгорода,  Пскова. Изображение храма Покрова на Нерли, Софийского, Дмитровского,  Успенского, Рожественского соборов, Суздальского кремля. Карта России. Музыкальный ряд.  Отрывки из оперы Н. Римского ­ Корсакова “Садко”, отрывки из рок­оперы “Юноны и  Авось”, запись звона колоколов Ростова Великого. Литературный ряд.  Отрывки из былины “Садко”, Отрывки из статьи Д.С. Лихачёва “Память культуры и  культура памяти”. Материалы.  Белая бумага, гуашь, кисти. 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Содержание урока. Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы  отправимся в загадочное путешествие. А куда путь­дорожка нас приведёт, сейчас  узнаете. Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”, демонстрация слайдов  “Великий Новгород”. Учитель читает отрывок из былины “Садко”: “Как на славной реке да на Волхве, что бежит­течёт да из Ильмень­озера, широко  раскинулся славный город­господин Великий Новгород. Из конца в конец целый день  идти, а посадов да пригородов глазом не окинуть, у пристаней на Волхове корабли  стоят, что белые лебеди в заводи. Живут в Новгороде люди богатые, торговые.  Весело живут, пиры дают. А на Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра в  Новгороде, чем молодой Садко”. Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Появляется Садко.(Роль  Садко играет старшеклассник. На нём русская рубаха, в руках – гусли. ) Садко. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали в город наш славный?Учитель. Хотим о городе вашем древнем, господине Великом Новгороде, узнать  побольше, полюбоваться красотой его рукотворною. Садко. Да, подивиться есть чему! Живут в нашем городе вольнолюбивые и  предприимчивые люди. Ценим мы мужество, благородство и простоту, поэтому и дома наши добротные, но не пестрят украшениями. Вот посмотрите, наш детинец – кремль  и Софийский собор. Похож он на могучего белоснежного богатыря . Он очень  большой, поэтому глав у него сразу пять. Покрытые шлемами­куполами, они  напоминают древних воинов, окруживших своего полководца. На доске появляется изображение Софийского собора. А хотите и другие города российские посмотреть? Я отправляюсь за товаром во  Псков. Пойдём под парусами со мной? (Да!) Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Слайды Пскова. Садко. А вот и славный град­крепость Псков! На окраине русских земель стоит на  реке Великой. Часто псковичам доводилось земли свои от немецких рыцарей  защищать. Но не ожесточилась их душа. Нравы у них человечнее и мягче, чем в  Новгороде. Ребята, а что вы знаете о Пскове? Группа ребят, подготовленных заранее, рассказывают об архитектурных  достопримечательностях древнего Пскова: об округлой мягкости форм богатырских  строений псковичей, об открытых сквозных звонницах. Садко. Молодцы, ребята! Как интересно с вами путешествовать! Ну а теперь где  хотите побывать? (Во Владимире! В Суздале! ) Нелёгок путь до Владимира – не всюду корабли мои пройдут. Но и я давно мечтал  побывать на княжеской земле благословенной. Говорят, соборы там красоты  неописанной! Ну что ж, во Владимир! Звучит отрывок из оперы Н. Римского­Корсакова “Садко”. Физкультминутка. Слайды с видами Владимира. Садко. А вот и земля Владимиро­Суздальская! Знаменитые постройки создавались  для князей, чтобы прославить княжескую власть. А что о Владимире вы слыхали,  ребята? Вторая группа ребят рассказывает о памятниках архитектуры Владимира: о каменных  рельефах Дмитровского собора, о великолепии Успенского собора, о поэтичности  храма Покрова на Нерли. Рассказ детей сопровождается демонстрацией макето,  фотографий, рисунков, слайдов с изображением соборов и храмов Владимира. Садко. Ребята, а я расскажу вам о Суздале. Суздаль древнее Владимира. Там живут  бояре. По их почину построили много не больших, но нарядных церквей. И что  интересно: своим убранством они связаны с окружающими их разукрашенными  боярскими теремами. Позже Суздаль стал городом мастеров­ремесленников. Будто  соревнуясь, по берегам реки Каменки появлялись новые приходские храмы. Каждая  церковь украшалась по­своему: где каменной резьбой, где цветными изразцами  (керамическими блестящими и яркими плитками). Но мне полюбился Рождественский  собор Суздальского кремля. Представляете, его синие купола украшены золотыми  звёздами. На доске появляется изображение Рождественского собора, Суздальского кремля. Садко. А теперь, ребята, в путь! Физкультминутка. Звучит отрывок из рок­оперы А. Рыбникова “Юнона и Авось”. Затем  на экране демонстрируются слайды с видами Ростова Великого. Фоном звучит запись звона колоколов Ростова Великого.Учитель. Всмотритесь в этот могучий город со множеством куполов. Их ритм будто  отражает перезвон колоколов. Садко. Хорошо, ребята, с вами путешествовать, но пора и домой возвращаться!  Давайте вспомним, в каких же городах мы побывали. Дети называют города, о которых шла речь на уроке, и отмечают на карте России. Садко. Увидел я с вами многие храмы, много нового узнал. Да позабыл я, где какой  храм видел. Помогите вспомнить названия храмов. Учитель показывает изображения храма, дети вспоминают название храма и его  местонахождение. Садко. Спасибо, ребятушки! Спасибо, родимые! Хотелось бы всю эту красоту жене  любимой и деточкам малым показать, да нельзя им на корабль ­ боятся они Нептуна – царя морского. Что же делать? Учитель. Не кручинься, дорогой Садко! Ты нам сыграй на гуслях, а мы нарисуем всё,  что видели в нашем путешествии. Правда, ребята? Помогут вам изображения храмов,  которые вы видите на доске, макеты, пошаговые рисунки. Помните, что у каждого  храма, как и у каждого города, свой характер. Попытайтесь отразить его в колорите  вашей работы. 3. Практическая работа. На больших белых листах дети изображают эскизы храмов. Если ребёнку трудно выполнить  задание, предлагаю пошаговый рисунок. Затем дети работают гуашью и кистями разных  размеров. Фоном звучит музыка из оперы “Садко” Н. Римского–Корсакова. 4. Итог урока. К концу урока учитель убирает с доски изображения храмов и размещает там детские работы.  Учитель. Ну что ж, Садко, вот работы ребят. Ты узнаёшь те храмы, которые мы видели в  нашем путешествии? Дети рассказывают Садко о том, что они пытались изобразить в своих работах. Садко. Спасибо, дорогие ребята, что так тонко подметили характер каждого храма! Я  никогда не забуду наше путешествие, и вы о нём помните. Вы живёте в России, поэтому  нужно знать и чтить российскую культуру. А храмы – это духовная летопись России. Учитель. Д.С. Лихачёв когда­то писал: “Если человек безразличен к судьбе памятников  своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Степная  трава перекати­поле, которую осенний ветер гонит, не давая нигде задержаться, пока,  оторванная от матери­земли, не попадёт она в какую­нибудь грязную лужу… Культура – это  память. Отстаивайте, когда нужно, свои убеждения, звоните, если потребуется, во все  колокола”.

Посмотрите также