Древние образы в народном искусстве
Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель:
• Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
• Формировать общекультурную, учебно-познавательную, информационную компетенций учащихся;
• Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
• Повторить ранее изученный материал;
• Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;
• Систематизировать и обобщить полученные знания.
Задачи:
• Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;
• Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
• Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.
Древние образы в народном искусстве
Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель:
Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и
познавательной активности;
Формировать общекультурную, учебнопознавательную, информационную
компетенций учащихся;
Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
Повторить ранее изученный материал;
Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного
творчества;
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Задачи:
Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание
учащихся;
Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных
ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.
Педагогические личностноориентированные технологии на уроке:
1. Технология сотрудничества (совместная работа учащихся друг с другом и с учителем на
основе доверительных отношений)
2. Гуманноличностная технология (индивидуальный подход с учётом способностей)
3. Игровая технологи (на основе игровой ситуации возбуждение интереса, активизация
познавательных потребностей)
4. Наглядная технология (через визуальные образы восприятие и осмысление информации)
5. Технология саморазвивающего обучения (в ходе выполнения групповой работы уметь
проявить себя – свои личностные качества)
6. Проблемная технология обучения (самостоятельно решить, определить смысловое
назначение образа)
7. Технология коллективного творчества (выполнение итоговой коллективной работы)
8. Проектная технология (определении целей задания, план выполнения и в итоге – работа)
9. Интерактивная технология (просмотр презентации на интерактивной доске)
10.Интегрированная технология (использование музыкального и литературного
произведений)
11.Технология коммуникативного обучения (активное общение учащихся друг с другом и
учителем)
17.Групповая технология (работа в “дружинах” под руководством “воевод”)19.Деятельностная технология (смена видов деятельности на уроке)
20.Рефлексивная технология (самостоятельная оценка учащимися урока и своей
деятельности)
Оборудование урока:
для учителя:
Конспект урока
Компьютер
Интерактивная доска
Учебник “Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни
человека. 5 класс” Н.А.Горяева, О.В. Островская, М., Просвещение, 2013.
Наглядность натурная
Художественны материалы (гуашь, кисти, бумага А3)
Карточки “солярные знаки” для рефлексии и самооценки
Аудиозапись русской народной песни “Калинкамалинка”
Презентация на электронном носителе
Лучшие работы с прошлых уроков по данной теме
Таблица самооценки
для учащихся:
Дневник
Альбом для рисования
Учебник
Ручка
Гуашевые краски
Кисти жёсткие крупные
Бумага (ватман)
Организационный этап.
Ход урока
Приветствие. Внешняя и внутренняя собранность. Нужный эмоциональный настрой
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Беседа с учащимися на тему “Что мы узнали на прошлых уроках о народном искусстве и
древних образах”, параллельный просмотр таблицы <Рисунок 1> и презентации.
что мы изучали на прошлых уроках?
народное искусство
какое искусство называют народным, почему?
созданное народом, не имеет автора что относят к народному искусству?
игрушки, посуда, вышивка, росписи, платки и т.д.
а зачем нам изучать народное искусство?
чтобы знать историю своего народа, окружать себя красотой
на прошлых занятиях мы много изучали древни образы; сегодня у нас урок повторения: как
вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока?
древние образы
Актуализация знаний.
Работа с наглядностью <Рисунки 17.GIF>
какие древние символы мы знаем?
солнце, земля, вода, воздух
как они выглядят?
рисуют на доске
какие древние образы знаем?
берегиня, конь, птица, древо
что означают эти образы?
парная работа: обсуждение и прикрепление значения к образу
как вы думаете, что сегодня мы будем вместе рисовать?
древние образы
а как мы это будем делать?
вместе
Обобщение и систематизация знаний.
да, мы будем выполнять работы вместе в “дружинах”,
выбираем воевод в дружину, объявляем конкурс на лучшую работу
тянем жребий кому какой образ достанется
получаем задание по цветовой гамме, обсуждаем проблему в группе
Применение знаний и умений в новой ситуации.
как разместим рисунок в листе?
какой цвет любили народные мастера, почему? (в том же цвете делаем “подрисунок”)
выполнение групповой работы в цвете по полученным заданиям (разделение обязанностей
внутри группы)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
демонстрация и презентация работ “воеводами”
Чтение стихов:
На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет: ИГОГОВ замечательной стране
Поселилась чудоптица
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
А зовут ее Жарптица.
Девица красавица,
Широка душа.
До чего ж ты девица,
Право, хороша!
Скромная и кроткая,
Неба синь глаза.
Тянется до пояса
Русая коса.
А у наших у ворот
Чудодерево растёт.
Чудо, чудо, чудо,
Чудо расчудесное!
И листочки на нём,
И цветочки на нём,
Сладки яблочки!
Выделение “воеводами” лучшей работы
почему она кажется тебе лучшей, что понравилось?
Рефлексия (подведение итогов занятия).
выбор “солярного знака” по желанию:
красный – урок понравился,
зелёный – не понравился
выставление самооценки на знаках по категориям
интересно было работать?
узнал чтото новое?
получилось нарисовать что хотел?
нравится твоя работа?
нравятся работы одноклассников?
Итог: 5 х = “5”
украсим солярными значками нашу коллективную работу